Психологические основы полемики в судебном процессе

Содержание скрыть

Современный юрист для успешной профессиональной деятельности должен иметь необходимую психологическую подготовку, в которой можно выделить психологическую культуру и психологическую компетентность.

Психологическая культура предполагает заботу о своем психическом здоровье, умение справляться с отрицательными психическими состояниями, строить правильные отношения с другими людьми (культура общения).

Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений по психологии, необходимых для решения профессиональных задач в правоприменительной деятельности.

Знание юридической психологии студентам-юристам как раз и обеспечивает их должную психологическую подготовку.

В судопроизводстве (процессе осуществления правосудия) используются не только отношения власти и подчинения, не только императивный метод. Суд должен исходить из приоритета метода согласованных подходов и решений.

Участник спора может относиться без должного понимания к таким попыткам урегулирования (например, считает, что дальнейшее развитие конфликта не приведет к деструктивным, необратимым последствиям) или отрицательно (намерен использовать открытый процесс и дать урок ответчику либо имеет сутяжнические наклонности или убежден, что с таким контрагентом без принуждения не обойтись).

И все же от суда и участников дела зависит, будут ли нормализованы отношения, удастся ли разрешить спор, опираясь на исходные начала права. Либо — при несовпадающих и не приведенных к единству позициях сторон — состоится решение, противное позиции стороны (а может, и обеих).

Цель написания настоящей работы — исследование психологических основ полемики в судебном процессе.

f 1. Психология судебной речи

В соответствии с законом, правосудие осуществляется на началах: равенства сторон диспозитивности, состязательности, непосредственности, устности непрерывности процесса на основе полного и всестороннего исследования доказательств.

Психологическая структура судебной деятельности (при рассмотрении уголовных дел) складывается из 1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельности суда. Однако если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность.

Именно суд должен решить дело по существу — это его основная функция.

Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации, рассмотрение психологической структуры судебной деятельности целесообразно начать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности.

11 стр., 5243 слов

Психология судебных прений и судебной речи

... или оправдания подсудимого. 2.1 Психологические особенности деятельности и судебной речи прокурора и адвоката Искусство судебной речи - это искусство убеждения ... судебного следствия. Различается структура судебной речи, ее стиль и язык. Структура судебной речи - это ее композиционный план, логика и психология ее построения, соответствие ее частей задачам и цели судебных прений. Цель судебной речи ...

Основная цель этой деятельности в суде — это создание базы необходимой информации для осуществления в дальнейшем конструктивной деятельности (вынесение приговора по уголовному делу).

Вся эта деятельность в суде строится на информации, которая была выявлена и систематизирована в ходе предварительного следствия. В суде сторонами представляется уже не обрывки информации, а обработанная модель поведения. Однако, она должна быть обязательно проверена судом в каждой ее детали и элементе — нельзя воспринимать ее как абсолютную истину.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осуществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбирательства.

То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности.

Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в соответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребовать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.

Большое значение при рассмотрении судебных дел имеет состязательность процесса, т.е. равные возможности сторон по предоставлению необходимых доказательств по делу. Так, по мнению Шихатинцева Г.Г.

, «данный принцип тесно связано с взаимоконтролем поведения сторон, в случае если сторона признала существование фактов, на основании которых строит свои доводы другая сторона, взаимодействие сторон приобретает бесконфликтный характер».

Немаловажное значение имеет и вклад прокурора и защитника в формирование личного убеждения судей речей прокурора и защитника. Подтверждает этот тезис и Грудцына Л.Ю.: «Своими речами они оказывают психологическое воздействие на суд, чтобы добиться вынесения желательного для них приговора.

В отличие от судей прокурор и защитник, участвующие в разбирательстве дела, после окончания судебного следствия обязаны иметь сложившееся убеждение о виновности подсудимого. Для этого каждый из них в соответствии со своей позицией оценивает совокупность исследованных доказательств и приходит окончательным выводам по делу.

Участвуя в судебных прениях, они излагают эти выводы и подводят итог всей своей деятельности по разбирательству дела.

В процессе судебного следствия судьи принимают участие в исследовании многих доказательств, подтверждающих или отрицающих наличие определенных фактов, обстоятельств. Для судебного познания недостаточно только установить определенный объект явления. Чтобы у суда сложилась истинная картина совершенного преступления, необходимо между этими явлениями выявить связь, закономерности».

На наш взгляд, нельзя недооценивать судебные прения в случае, когда у судей по причине небольшого и недостаточного объема сведений и не устранения возникших у судей сомнений еще не сформировалось окончательное убеждение. Речи обвинителя и защитника судьи помогают восполнить судьям те пробелы в своих представлениях о деле, которые могли присутствовать в начале судебного следствия.

9 стр., 4180 слов

Психология судебных прений

... Судебные прения проходят посредством судебной речи, теснейшим образом связанной с результатами судебного следствия, и полученными в ходе судебного следствия доказательствами. Целью судебной речи является убедительное воздействие на суд ... защитника. Психология подсудимого в суде Обстановка в суде ... выжить, т.к. со стороны сокамерников законы весьма ... судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей ...

Чуфаровский Ю.В. оценивает вклад судебной речи в исход дела, при этом утверждая, что «в судебных прениях судьям предоставляются не только знания, но и готовая оценка доказательств с вытекающими из нее выводами.

Убедительная сила такой логической системы по сравнению с изложением одних только доказательств значительно больше, поскольку судьи уже могут воспринять не только знания, но и убеждения в истинности сопутствующих им выводов.

Вот почему психологическое воздействие прокурора и защитника на формирование личного убеждения судей велико»

Речи прокурора и защитника могут достичь своей цели только в том случае, если они будут целиком и правильно восприняты судьями, и если содержание речей будет убеждать судей в истинности высказываемых суждений.

Для адвоката судебные прения должны иметь цель помочь суду и всем присутствующим на судебном заседании лучше разобраться в фактических и юридических обстоятельствах уголовного, административного или гражданского дела, уяснить их смысл и значение, сделать правильные выводы.

Непосредственное участие в судебных прениях адвоката, освещение им всех исследуемых по делу фактов с позиций защиты реально способствует установлению судебной истины, служит одной из гарантий предупреждения судебных ошибок.

Вот почему суд обязан выслушивать мнения участников судебных прений и обсуждать их в совещательной комнате.

Подводя итог сказанному в этом разделе, считаем правильным привести оценку прений сторон Пашиным С.А.

: «Эффективность прений сторон — это индикатор действительности перехода от неоинквизиционной к состязательной модели правосудия.

Живое слово в суде должно, наконец, возвыситься до традиций русского ораторского искусства, давшего стране и миру незабываемые образцы красноречия, задушевности, взаимопонимания правозаступников и судей»

2. Полемика в судебном процессе

Нередко судебные прения сторон носят полемический, острый характер.

Поэтому, выступая в суде, адвокат должен убедительно обосновывать свое изложение фактов, опровергать неправильные, с его точки зрения, доводы и соображения противной стороны, указывать на несостоятельность приводимых аргументов и т.д. В этой связи крайне нежелательно для адвоката использовать судебные прения для оскорбительных выпадов в чей-либо адрес.

При конфликтном взаимодействии сторон прения носят полемический характер. Суд, являясь своего рода арбитром, принимает меры для перевода взаимодействия сторон в надлежащее русло судебного общения, с тем чтобы уменьшить возникшую конфликтную ситуацию, определить природу самого конфликта и сущность противоборствующих интересов.

В ходе судебного следствия государственный обвинитель вступает в диалоговую форму общения с разными участниками судебного процесса.

Это может быть допрос подсудимого или потерпевшего, полемика с адвокатом — во всех случаях успех обеспечивается достижением психологического контакта с участником диалога, способностью в поисках истины не допустить конфронтации или преодолеть ее.

9 стр., 4253 слов

По деловому общению “Жесты проявление внутреннего состояние собеседника ”

... бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника; 2) жест «расстегнутый пиджак» - также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам ... разговор и уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации надо либо чем-то заинтересовать ...

В течение диалога с оппонентом реализуются основные профессионально значимые стороны личности государственного обвинителя: коммуникативная, благодаря которой достигается психологический контакт и организуется сотрудничество с оппонентом; конструктивная, в процессе которой осуществляется тактика и стратегия проведения диалога, формулируются вопросы, адресованные оппоненту, происходит оценка полученной информации, ее сопоставление с версией обвинения, формулируются дополнительные вопросы; наконец, организационная, обеспечивающая достижение тактических и стратегических задач, стоящих перед обвинителем, которые он разрешает в процессе диалога со своими оппонентами.

Как защитнику, так и государственному обвинителю, для более эффективной полемики в судебном процессе необходимо знать и уметь применять риторические методы аргументирования в публичных выступлениях.

В.Л. Васильев приводит следующие методы. Рассмотрим и проанализируем некоторые из них.

1. Фундаментальный метод.

Представляет собой прямое обращение к собеседнику, которого мы знакомим с фактами и сведениями, являющимися основой нашей доказательной аргументации, или же — если речь идет о контраргументах — пытаемся, насколько это возможно, оспорить и опровергнуть факты и доводы собеседника. Важную роль здесь играют заключения экспертов, цифровые примеры, которые являются прекрасным фоном как для поддержки наших тезисов и положений, так и для опровержения тезисов и положений собеседника.

При рассмотрении этого метода важно учесть мнение Сидорова Р.А., который предостерегает юристов, отмечая, что «Любой судья, как и любой юрист, в первую очередь имеет дело с фактическими обстоятельствами, с картинкой, отражающей развитие происшедшего.

Правовое решение определяется после того, как сознанию присяжных представляется череда событий: кто, где, когда, при каких обстоятельствах, что произошло. Более того, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела является основанием для отмены приговора суда.

Однако юристы, как правило, пользуются профессиональным языком. Постоянное употребление юридических терминов, сложный специальный язык часто мешают раскрытию фактических обстоятельств дела.

Подмена в прениях описания событий юридическими понятиями — одна из самых частых ошибок, допускаемых защитниками при таком выступлении. Профессиональная деформация вредит исследованию обстоятельств».

В этом контексте интересным представляется эксперимент: нескольким группам юристов — студентам юридических вузов, адвокатам, прокурорам, судьям — показывали фрагмент фильма. В данном сюжете была видна темная улица, человек в плаще с поднятым воротником и низко опущенной шляпе спускался с крыши дома к гаражу.

Достав бутылку подсолнечного масла, наливал его в петли ворот гаража, а также в замок, затем открыл замок, вошел в гараж. Какое-то время ничего не было видно, затем завелась машина, зажглись фары, и, резко набирая скорость, машина выехала из гаража.

После этого экспериментальной группе задавался простой вопрос: «Что вы видели?» Абсолютное большинство юристов, не задумываясь, давали ответы: «Мы видели кражу (угон, хищение)». И только некоторые отвечали, что мы видели, как человек подходит к гаражу и т.д.

4 стр., 1933 слов

Методы исследования в психологии

... процессе, в котором он ведет наблюдение за людьми" метод исследование психология тест §2.2 Метод опроса "Опрос представляет собой метод, при ... отражение реальности необходимой субъекту для жизни и деятельности в ней, для управления своим поведением. Психикой обладает ... реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы ...

И то же в прениях: если адвокат сразу решает, что это кража, то забывает о важности исследования фактических данных.

Васильев В.Л. также рассматривает и иные методы аргументирования

Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в высказываниях противника.

Метод «извлечения доводов». Основывается на точной аргументации, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов приводит нас к желаемому результату. При контраргументации это означает опровержение ошибочных выводов противоположной стороны или требование корректных и логически правильных доказательств.

В таком случае этот метод имеет название «опровержение демонстрации», иными словами, выявление того, что тезис противоположной стороны логически не вытекает из аргументов. Задача состоит в том, чтобы проанализировать ход рассуждения оппонента и показать отсутствие в изложении действительной логической связи.

полемика судебный конфликт аргументирование

Метод сравнения. Имеет исключительное значение, особенно когда сравнения подобраны удачно, что придает выступлению большую яркость и силу внушения. При контраргументации, когда наш собеседник приводит какое-то сравнение, нужно попытаться рассмотреть это сравнение критически и, если возможно, доказать его необоснованность, абстрактность.

Метод «да — но».

Случается, что собеседник приводит достаточно взвешенные аргументы, однако они охватывают преимущественно слабые стороны предложенной альтернативы; поскольку действительно редко случается так, что все говорят только «за» или только «против», легко применять метод «да — но», который позволяет рассмотреть и другие стороны решения. Мы можем спокойно согласиться с собеседником, а потом пустить в ход так называемое «но».

Метод «кусков». Состоит в расчленении выступления собеседника таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: «это точно», «на это существуют разные точки зрения», «это полностью ошибочно». При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов собеседника, а преимущественно ориентироваться на слабые места и пытаться именно их и опровергнуть.

Метод игнорирования. Очень часто бывает так, что факт, изложенный собеседником, не может быть опровергнут, но зато его ценность и значение можно с успехом проигнорировать. Собеседник придает значение чему-то, что, по нашему мнению, не столь важно. Мы констатируем это и анализируем.

Метод видимой поддержки. Весьма эффективен.

Суть его заключается в том, что после аргументации собеседника мы ему вообще не возражаем и не противоречим, а, к изумлению всех присутствующих, наоборот, приходим на помощь, приводя новые доказательства в пользу его аргументов. Но только для видимости.

А затем следует контрудар: «Вы забыли в подтверждение вашего тезиса привести еще и такие факты… (перечисляем их).

Но все это вам не поможет, так как…» — теперь наступает черед ваших контраргументов.

Метод «довод к человеку», или «ассоциативность». Апелляция к сопереживанию, через воздействие на эмоциональную и рациональную память слушателей. При этом используются аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказываний.

15 стр., 7269 слов

Психологической экспертиза как практическая деятельность в области психологии

В уголовном процессе данные психологии используются чаще всего в форме судебно-психологических экспертиз. Психологическая экспертиза - это комплексное психологическое обследование человека, в котором решающую роль играет заключение психолога-эксперта, отвечающего на ...

Представленные методы представляются важным оружием для оратора. Навык правильной и красивой речи приходит с опытом, а применение этих методов под час носит неосознанный характер, однако, значительно украшает речь и способствует убеждению судьи, и коллегии судей, если таковые есть.

Так, по мнению Чуфаровского: «Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает, что делает его несомненным.

Такое единогласие, однако, встречается и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинства в судейской коллегии на формирование собственного убеждения каждого члена суда.

Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения при разрешении уголовных дел.»

При помощи грамотной речи на суда каждая из сторон может склонить чашу весов правосудия в свою сторону. Защитник и обвинитель должны стремится к логичному и стройному, а не случайным образом нагроможденному изложению фактов.

Качество правосудия напрямую зависит от качества речи сторон, ведь именно посредством этого в процессе будет реализован принцип состязательности сторон, а в последствие принято справедливое, правосудное, законное решение.

f Заключение

1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, И.Н. Лукьяновой, Л.П. Михайловой. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 592с.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. — М.: Норма, 2005. — 692с.

3. Власов А.А. Значение судебной речи в адвокатской деятельности // Адвокатская практика. — 2012. — N 4. — С. 34 — 36.

4. Грудцына Л.Ю. Адвокатское право: учебно-практическое пособие. — М.: Деловой двор, 2009. — 320 с.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. — М.: Статут, 2000. — 420с.

6. Пашин С.А. Психология судебных прений // Юридическая психология. — 2008. — N 1. — С. 15 — 16.

7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. — М.: Эксмо, 2005. — 316с.

8. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. — М.: Норма, 2005. — 414с.

https://revolution.allbest.ru/law/00478093_0.html

Психологические особенности судебного процесса

Психологические основы полемики в судебном процессе.

Глава 18. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

§ 2. Психологические особенности судебного процесса

Основная и исключительная функция суда — разрешение дела по существу. Суд осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном процессуальном порядке.

Психологические особенности процессуальной деятельности суда связаны со следующими обстоятельствами:

1) строгим порядком рассмотрения дел в суде (четкая правовая регламентация процедуры); 2) стадийностью осуществления деятельности (процесс проходит несколько точно определенных этапов); 3) активностью различных участников процесса (прокурора, защитника, гражданского истца, гражданского ответчика и др.); 4) внешними условиями, в которых осуществляется правосудие (зал судебного заседания, техническое оснащение процесса, наличие атрибутики ит. п.),

21 стр., 10310 слов

Поддержание государственного обвинения в российском уголовном процессе

... государственного обвинителя на стадиях судебного разбирательства, а также выработка предложений для повышения эффектности деятельности прокурора по уголовному преследованию в суде. Методами исследования проблемы ... в российском уголовном процессе. Цель и задачи исследования. Целью исследования данной работы выступает изучение практических и процессуальных вопросов поддержания обвинения в суде. В ...

В юридической литературе под правосудием понимается особый вид государственной деятельности, заключающийся в рассмотрении и разрешении определенных категорий дел (различных социальных конфликтов).

Функция суда состоит в том, чтобы разрешить конфликт, восстановить справедливость.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Подчинение закону означает соблюдение законодательных предписаний, выполнение деятельности в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством.

Осуществление судебного процесса предполагает возникновение процессуальных правоотношений.

Деятельность участников судопроизводства детально регламентируется законом, который устанавливает определенную процессуальную форму (структуру судебного процесса» его стадии, порядка проведения процессуальных действий).

Процессуальная форма выступает гарантией защиты прав и законных интересов личности.

Судебная деятельность характеризуется определенной последовательностью, стадийностью. Судебный процесс состоит из стадий, сменяющих друг друга. На каждой стадии выносятся процессуальные решения.

Стадийность процесса находится в полном соответствии с научной организацией труда (НОТ).

Стадии процесса ограничены временными интервалами, располагаются в логической последовательности, позволяют успешно осуществлять судебную деятельность.

Так, центральной стадией уголовного процесса является стадия судебного разбирательства.

В плане психологии важное значение имеет такая часть судебного разбирательства, как судебное следствие, в которой суд с участием подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собранные на стадии досудебного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом. В ходе судебного следствия председательствующий, обвинитель, защитник, судья допрашивают подсудимых, свидетелей, заслушивают заключение эксперта, осматривают вещественные доказательства, оглашают протоколы и иные документы

Возникает вопрос: должен ли суд собирать доказательства или только проверять имеющиеся? По существующей в Украине процедуре судья не только «взвешивает» имеющиеся доказательства и выносит соответствующее решение, но и выполняет некоторые функции собирания доказательств.

Так, в соответствии со ст.

3151 УПК Украины предусмотрено, что с целью проверки и уточнения фактических данных, полученных в ходе судебного следствия, суд мотивированным определением, а судья — постановлением, вправе поручить органу, который проводил расследование, выполнить определенные следственные действия. В определении (постановлении) отмечается, для выяснения каких обстоятельств и какие именно следственные действия необходимо провести, и устанавливается срок выполнения поручения, Такое положение дел требует существенных изменений.

10 стр., 4877 слов

Психологические особенности судебного процесса

... точки зрения судопроизводство - строгая процедура, регламентируемая законом, то с психологической точки зрения - это познавательная деятельность суда, ведущая к справедливому разрешению дела. Судебная психология В рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической экспертизы, среди ...

Уголовно-процессуальная процедура влияет на тактику судебного следствия, тактико-психологические приемы судебных действий. Тактическая целесообразность не должна противоречить закону.

Психология взаимоотношений участников судебного разбирательства предполагает разделение процессуальных функций, состязательность сторон. Состязательный процесс строится на началах процессуального равенства сторон.

При этом обвинитель несет «бремя доказывания» виновности обвиняемого. Активная деятельность суда состоит в обеспечении равных прав сторон (обвинения и защиты).

В состязательном процессе можно говорить о психологических особенностях деятельности обвинителя, защиты, суда.

Функция поддержания государственного обвинения в суде возлагается на органы прокуратуры. Прокурор, поддерживая перед судом государственное обвинение, представляет доказательства, принимает участие в их исследовании (ст. 264 УПК Украины).

Прокурор должен способствовать установлению объективной истины по уголовному делу.

В состязательном процессе важное значение принадлежит обвинительной речи прокурора. По мнению А. Левенстим, каждая речь состоит из трех частей: вступления, главной части и заключения, для выработки которых существуют особые правила, установленные долголетним опытом. …

Необходимо, чтобы его доводы были не только интересны, но и облечены в красивую форму н передавались бы слушателям в известной последовательности; иначе речь произведет впечатление отдельных отрывков, загораживающих и затемняющих друг друга.

Чтобы устранить эти недостатки, оратор обязан поработать над планом, ибо все учение о красоте н ясности речи сводится к умению построить план, распределив в нем выгодным образом все улики и все свои выводы.

Речь обвинителя должна иметь наступательный характер, оказывать психологическое воздействие и соответствовать социальным ожиданиям. Прокурор должен убедить суд в правильности предлагаемой им модели события преступления и лицах, совершивших преступление. Речь должна содержать рациональное и эмоциональное.

Существуют различные подходы к структуре речи прокурора. Наиболее типовая форма речи прокурора состоит из следующих частей (по М. И.

Еникееву): 1) вступление; 2) изложение фактических обстоятельств и фабулы дела; 3) анализ и оценка собранных по делу доказательств; 4) обоснование квалификации преступления; 5) характеристика личности подсудимого и потерпевшего; 6) предложения о мере наказания; 7) вопросы возмещения причиненного преступлением ущерба; 8) анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления, предложения по их устранению; 9) заключение.

Судебная трибуна — средство воспитания граждан, Воспитательное воздействие адресуется не только подсудимому, но и иным лицам (отличается общей и частной превенцией).

Природа защитительной деятельности в должной мере является исследованной. Определенные попытки в изучении тактики защиты в уголовном судопроизводстве были предприняты Т. В. Варфоломеевой.

Тактика защиты предполагает избрание оптимальной позиции (линии поведения) защитника, целесообразных приемов ее реализации в ходе судебных и иных действий. И. Я.

8 стр., 3900 слов

Принципы гуманизма в деятельности юриста

... вопросам, которые составляют содержание принципов гуманизма в деятельности юриста. Задачи: 1. Дать характеристику современному понятию этики юриста; 2. Проанализировать законодательно закрепленные принципы гуманизма в российском обществе в целом, и юридической деятельности, в частности. 1. Профессиональная ...

Фойницкий указывает, что защита — есть ответ по обвинению и образует собой совокупность прав и мер, направленных к ограждению невиновности подсудимого и его прав и интересов перед уголовным судом. По образному выражению Р. С. Белкина защитники — «санитары» уголовного судопроизводства.

Их роль невозможно переоценить- Именно от них законодатель ждет своевременного предотвращения судебных ошибок, когда к ответственности привлекается невиновный, когда наказание не соответствует степени общественной опасности содеянного, когда следователь и суд игнорируют обстоятельства, исключающие возможность уголовного преследования или смягчающие наказание.

Защитник должен организовать защиту так, как считает целесообразным, используя различные тактико-психологические приемы. При этом он должен действовать в рамках закона, не допускать нарушений норм адвокатской этики.

Защитник может использовать «слабые места» обвинения. Однако недопустим «произвол защиты» недобросовестных адвокатов, использующих противоправные и аморальные средства.

«Защитить клиента любыми средствами» нельзя возводить в ранг принципов деятельности адвоката.

В психологическом отношении важное значение имеют внешние условия, в которых осуществляется правосудие. К таким условиям могут быть отнесены здание, в котором отправляется правосудие, зал судебного заседания, мебель, находящаяся в зале, н т. п.

Вынесение решений судьей от имени государства предполагает наличие в зале заседания государственной символики (герба, флага), а сам судья должен быть облечен в мантию.

Эти внешние условия способствуют выработке уважения к суду, воздействуют положительно на психику лиц, попавших в орбиту судопроизводства.

http://yurpsy.com/files/xrest/8/022.htm

Читать онлайн Юридическая психология. Шпаргалка страница 16. Большая и бесплатная библиотека

Психологические основы полемики в судебном процессе.

3) особые условия деликта, что снижает способность свидетелей, потерпевших и подозреваемых правильно воспринимать обстоятельства дела;

4) противоречивые данные о личности участников преступления в материалах уголовного дела;

5) рекомендации экспертов-психиатров о проведении судебно-психологической экспертизы.

Психологическая экспертиза в составе комплексных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

Комплексная медико-психологическая экспертиза проводится с участием специалистов в области автодорожной медицины и медицинской психологии.

Она назначается для оценки действий участников ДТП, их трудоспособности до и после происшествия, а также их способности давать правильные показания об обстоятельствах ДТП.

51. Общая психологическая характеристика судебного процесса , Психологический анализ судебного процесса

Психологическая структура судебной деятельности складывается из познавательной, конструктивной и воспитательной деятельности суда. Суд призван решить дело по существу — такова его основная и исключительная функция.

Основной целью суда, Судебное исследование обстоятельств дела является

Особенность познавательной деятельности в суде заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают уже готовую модель подлежащих исследованию событий, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования.

Эмоциональная напряженность в процессе работы судьи является отрицательным моментом и может помешать объективному разбирательству.

Поэтому познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил.

Входе судебного разбирательства процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели события и конкретного закона.

Коллегиальное начало в осуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии: в ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату. Именно поэтому коллективная оценка доказательств является максимально объективной. Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда — это дополнительная гарантия законности и обоснованности приговора, так как внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии совпадает и поэтому делает решение суда несомненным.

Обвинительная речь и речь защиты строятся на основе анализа собранных по делу доказательств, главным критерием которого является истина. По этому же принципу выносится приговор по делу.

Деятельность судьи, прокурора, адвоката в судебном заседании не ограничивается формально-логической группировкой и оценкой полученных данных и результатов, она существует и в области этических взаимоотношений, поскольку объективность — это принцип столь же юридический, сколь и этический.

52. Психологические основы полемики в судебном процессе , Важное значение в судебном процессе имеет

Полемика между государственным обвинителем и защитником подсудимого является эффективным средством отыскания истины, что помогает суду принять правильное решение.

Полемика должна носить исключительно деловой, сдержанный, корректный характер.

Государственный обвинитель должен исходить из

В случае несогласия государственного обвинителя с позицией защитника, он должен, опираясь на закон и факты, доказать необоснованность его утверждений. В диалоге с оппонентом призваны реализоваться основные профессионально значимые стороны личности государственного обвинителя, такие как коммуникативная, конструктивная, организационная.

Государственный обвинитель может столкнуться с проблемой психологического барьера, препятствующего достижению контакта и дальнейшему взаимодействию с участником диалога.

Наличие такого барьера может быть спровоцировано разными причинами: это может быть эмоциональное состояние партнеpa по диалогу, отрицательный эмоциональный фон, на котором он воспринимает личность своего оппонента. Только понимание особенностей личности и его психического состояния помогает преодолеть этот барьер.

Государственный обвинитель обязан донести свои мысли до всех участников процесса, которым они адресуются, а также внимательно слушать других участников процесса. Только объективный поход во многом определяет позицию и отношение обвинителя к другим участникам судебного разбирательства.

Объективность и чувство меры

При отправлении правосудия недопустимо прибегать к недозволенным методам, в частности, требовать осуждения позиции адвоката, не соглашающегося с обвинением, настаивать на этом основании на вынесении судом частного определения для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и т. п. Если государственный обвинитель не согласен с позицией защитника, то он должен доказать необоснованность его утверждений, опираясь на факты и букву закона.

В уголовном судопроизводстве нередко можно столкнуться с противодействием лиц, заинтересованных в том или ином исходе дела, в связи с чем допрос нередко приобретает острый характер, при этом особенно важно соблюдать этические правила.

53. Формирование убеждения и принятие решения судом , Формирование судейского убеждения —

Оно складывается на основе рационального познания причинно-следственных и иных связей между фактами объективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения с запретами уголовного права, а также с учетом чувственного переживания полученных по уголовному делу результатов познания, сделанных из них правовых выводов.

От вероятностного знания к знанию истинному и достоверному на основе исследований совокупности доказательств происходит процесс формирования судейского убеждения. Оно опирается на доказательственную базу, исследуемую в судебном заседании.

Допрос подсудимых в суде происходит в следующем порядке:

В процессе изложения подсудимым показаний суд имеет право только обращать его внимание на необходимость сообщить факты, которые имеют отношение к делу и представляют для суда интерес. После выступления подсудимого его допрашивают судьи, обвинитель, защитник, потерпевший. Суд имеет право в любой момент допроса подсудимого участниками судебного разбирательства задавать ему уточняющие либо дополнительные вопросы.

В формировании убеждения можно выделить следующие этапы:

1) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду;

2) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;

3) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве;

4) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты;

5) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения.

Процесс формирования убеждения строится не только на исследовании собранных доказательств, но и является выражением личностной позиции судьи, его моральных и этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона.

В ходе судебного следствия судья, изучая доказательства, направляет свою деятельность на устранение возникших сомнений, а вероятные предположения подтверждает или приходит к выводу, что они были необоснованными. На ход ведения судебного процесса и вынесение приговора сильное воздействие может оказывать общественное мнение.

Общественное мнение, формируемое под влиянием ложной или искаженной информации и имеющее яркую эмоциональную окраску, может привести к серьезным судебным ошибкам.

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

https://helpiks.org/7-27559.html