Психология судебных прений

Содержание скрыть

(382 kb.)

Доступные файлы (1):

382kb. 19.11.2011 22:12

  • Смотрите также:
  • [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • [ лабораторная работа ]
  • [ лабораторная работа ]
  • [ лекция ]
  • [ лекция ]
  • [ дипломная работа ]
  • [ документ ]
  • [ лекция ]

Психология судебных прений и судебной речи

В соответствии с уголовно-проиессуальным законом, судебные прения состоят из речей:

  • обвинителей;
  • гражданского иста;
  • гражданского ответчика или их представителей защитника подсудимого.

Законом продолжительность судебных прений не ограничивается, однако председательствующий вправе остановить участвующих в судебных прениях, в случае когда они затрагивают ряд обстоятельств, не имеющих отношения к делу. По окончании прений их участники имеют право на реплику.

Судебные прения проходят посредством судебной речи, теснейшим образом связанной с результатами судебного следствия, и полученными в ходе судебного следствия доказательствами.

Целью судебной речи является убедительное воздействие на суд через соответствующие аргументы. Речь оратора должна быть ясной, грамотной с точки зрения закона и доступной для всех участников судебного следствия. Говоря о психологической характеристике подсудимого, нельзя небрежно относиться к его личности и психотравмируюцшм факторам его поведения. Искусство судебной речи заключается в том, чтобы вызвать у судей солидарность со сказанным путем предоставления соответствующих доводов, подкрепленных имеющимися в деле доказательствами.

Основным приемом ораторского искусства является воздействие на окружающих к самостоятельному развитию их мысли.

Психология речи прокурора в суде

На прокурора в суде возложена обязанность по поддержанию государственного обвинения, которое должно быть основано на фактических обстоятельствах правовой оценки преступления, совершенного подсудимым.

Прокурор вправе настаивать на обвинении только в том случае, если материалы следствия подтверждают обвинение, в противном случае он должен отказаться от обвинения. Речь прокурора должна строиться только на неопровержимых доказательствах и конкретных фактах, носящих аналитический, а не повествовательный характер. Очевидно, что анализ события преступления должен, в первую очередь, быть направлен на доказательство того, что событие преступления имело место и в его совершении виновен именно подсудимый. Для этого доказательства должны быть строго систематизированы, что в конечном счете и обеспечивает правильность выдвигаемого обвинения.

Психология речи защитника в суде

Процессуальной функцией адвоката является зашита подсудимого с аргументацией своих доводов. Оказывая помощь юридического характера своему подзащитному, защитник, таким образом, должен не допускать произвола в судопроизводстве и предотвращать возможную судебную ошибку. Деятельностью в суде защитник помогает своему подзащитному выполнять юридически грамотные действия.

В психологическом плане между защитником и подзащитным должны складываться доверительные отношения, при этом защитник не должен быть связан с волей и позицией своего подзащитного, он самостоятельно определяет направление и тактику построенной им защиты, выступая от своего имени.

Речь защитника должна строиться только на собранных по делу доказательствах, которые могут опровергнуть предъявленное его подзащитному обвинение или же смягчить его ответственность. Адвокат как никто другой должен помнить о презумпции невиновности, используя любое сомнение при толковании закона в пользу своего подзащитного. Своими действиями он должен обеспечивать полноту зашиты, раскрывать все психологические обстоятельства совершенного деяния своим подзащитным, с тем чтобы вызвать снисхождение к нему суда.

Речь адвоката, выступающего после прокурора, должна быть настолько аргументированной и убедительной, чтобы сломить сложившийся после выступления прокурора психологический барьер. Но всегда нужно помнить о том, что приемы защиты должны быть корректными и тактичными, проявляющими гражданскую позицию защитника.

Психология подсудимого в суде

Обстановка в суде оказывает негативное влияние на психику подсудимого. Если же в отношении подсудимого избрана мера пресечения — содержание под стражей, то ожидание суда в следственном изоляторе зачастую приводит его к психическому истощению, которое усиливается непосредственно в зале суда. Подсудимый испытывает чувство страха перед самым судебным следствием, а особенно перед вынесением приговора; такое чувство усугубляется и стыдом перед близкими и родными, а также перед потерпевшим. Для любого подсудимого чрезмерно суровый приговор с длительным лишением свободы становится жизненной катастрофой, что приводит к потере самого смысла жизни.

Психологические аспекты справедливости и законности уголовного наказания

В ходе судебного следствия суд должен проанализировать и учесть все обстоятельства, послужившие совершению преступления конкретным подсудимым с оценкой его личностных качеств, которые в конечном итоге определили социально значимые особенности его поведения.

При индивидуализации наказания суд должен учитывать:

  • форму вины, цели и мотивы преступления;

психическое состояние подсудимого особенности его личности

Для назначения судом наказания большое значение имеет повторность, неоднократность совершения преступления. Как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства характеризуют личность подсудимого. Смягчающими обстоятельствами являются чистосердечное признание, явка с повинной, публичное раскаяние, готовность возместить причинный ущерба и т п.

Психология постановления приговора

Постановление приговора является завершающей стадией судебного разбирательства Для той цели суд удаляется в совещательную комнату, где решает весь перечень , поставленных на разрешение суда. Закон гласит, что каждый вопрос, поставленный на разрешение суда, должен быть в такой форме, чтобы на него возможно было дать либо утвердительный, либо отрицательный ответ.

Приговор должен быть составлен в понятных и доступных выражениях, а описание преступного деяния должно соответствовать фактам, установленным судом.

Обоснование самого судебного решения должно содержать доводы, анализ исследуемых доказательств, по которым суд принял одни из них и отвергнул другие. Решение о виде наказания должно быть сформулировано таким образом, чтобы при исполнении приговора не возникало также никаких сомнений.

Предмет и задачи исправительной

Исправительная психология изучает личность осужденного в ходе исполнения им наказания, его ценностные ориентации и стереотипы поведения в условиях изоляции.

Поэтому главной юдачей исправительных учреждений является создание условий формирования социально адаптированного поведения личности конкретного осужденного. Перед работниками исправительных учреждений стоит задача по разработке обоснованной программы исправления лиц, отбывающих наказание, с учетом их отрыва от положительных социальных связей и их личностной ориентации.

Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных

С психологической точки зрения исправить осужденного — значит провести личностно- его поведения и коренным образом изменить ценностные ориентации его кримннализированной личности. Иными словами, исправить и перевоспитать осужденного — значит провести его личностную перестройку, изменять его личностную направленность и сформировать новый стиль его жизнедеятельности.

Кроме указанных факторов необходимо самое главное — это раскаяние в содеянном в результате признания в полном объеме вины за совершенное преступление. Только тогда, когда осужденный поймет, что наказание соразмерно содеянному, и сформулируется новый стиль его жизнедеятельности.

Психология отбывающего наказание

Первые месяцы в местах лишения свободы являются наиболее напряженными в психическом состоянии любого осужденного. Зачастую в этот период возникают конфликтные ситуации между”осужленными, усиливается чувство безысходности и безнадежности. Затем вновь прибывший осужденный старается подчиниться законам «зоны», иначе можно не выжить, т.к. со стороны сокамерников законы весьма жестоки. Кроме того, жестким является внутренний распорядок исправительного учреждения, когда осужденные в течение 24 часов в сутки находятся под постоянным всеохватывающим контролем администрации. Осужденные пытаются найти какой-то выход из тупиковой ситуации, их поведение приобретает оттенки экспрессивности, взвинченности и демонстративное.

Наукой установлено, что пребывание осужденного свыше 5 лет в строгой изоляции от общества вызывает необратимые изменения в его психике, а его личностные деформации становятся. Наказание по существующему законодательству является карой за содеянное, не имеюии целью причинения физических страданий, однако в действительности пребывание в мест лишения свободы сопряжено с физическими и нравственными страданиями, закрепляющими конечном счете антисоциальную установку личности осужденного. Мизерное медицинск обслуживание, приводит к тому, что каждый седьмой осужденный заболевает туберкулезе или другим тяжелым хроническим заболеванием. Оставляет желать лучшего и материальн обеспечение исправительных учреждений с постоянными унижениями человеческо достоинства как со стороны работников ИТУ. так и со стороны самих осужденных, что приводит к исправлению и перевоспитанию. Рушатся последние надежды осуждсннь окружающая среда воспринимается как чуждая и ненавистная. В местах лишения свобод спасаются только те, кто не вступает в конфликты с окружающими, сохраняя таким образ свой внутренний мир.

Психологические аспекты ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений

Как было замечено ранее, вся деятельность исправительных учреждений направлена исполнение наказания и перевоспитание осужденных с учетом личностных особенности каждого.

Следует заметить, что успех индивидуально-воспитательной работы с осужденных зависит от профессиональной подготовки и психологической компетентности работающих исправительных учреждениях сотрудников.

Для достижения положительного воспитательного результата необходимо:

  • изучить подробно личное дело осужденного;
  • провести объективное и включенное наблюдение за осужденным с установлением з его повышенной чувствительности;
  • провести с осужденным ознакомительную беседу с целью установления с жизненной позиции, взаимоотношений с семьей и обстоятельств совершен преступления;
  • провести анализ данных медицинского обследования на предмет ознакомления состоянием физического и психического здоровья;
  • проанализировать данные о психических особенностях личное (общеобразовательный уровень, глубину и обоснованность суждений);
  • анализ результатов ряда воспитательных воздействий.

Кроме перечисленных условий, особо стоит заметить, что эффективность воспитательно воздействия на осужденного в значительной мере зависит от установления соответствующе психологического контакта с ним, что достигается путем корректного и тактичнс обращения работников исправительных учреждений. В ходе дальнейшего отбытия наказал правильно установленный психологический контакт помогает оступившемуся человеку обрес смысл жизни и прежние социальные связи с окружающими.

Психологические аспекты гражданско-правового регулирования

Гражданско-правовые, отношения могут возникнуть в результате определенного сознательн волевого акта, носящего название договора.

Для заключения договора необходимо, чтобы лицо, участвующее в нем, было надел дееспособностью — возможностью отвечать за свои действия и нести соответствуюи обязанности. Участвующие в договоре лица наделены равными правами и обязанностями. Законодательство предусматривает ограниченную дееспособность. не только для душевнобольных, но и для тех лиц, которые не способны принимать решения с должной ответственностью. Способность быть полноправным сознательным участником гражданских правоотношений в некоторых случаях становится поводом для проведения судебно-психологической экспертизы, заключение которой может оценить юрист, т.е, судья, который в ходе судебного разбирательства должен анализировать поведение субъекта доказывания и должным образом, взаимодействовать с ним.

Принципы и стадии гражданского процесса

В соответствии с законом, правосудие осуществляется на началах:

равенства сторон диспозитивности состязательности непосредственности устности непрерывности процесса на основе полного и всестороннего исследования доказательств.

Судопроизводство в гражданском процессе состоит из стадий:

  • подготовительной;
  • исследования всех обстоятельств дела, т.е, рассмотрения дела по существу;
  • судебных прений;
  • заключения прокурора, постановления и оглашения судебного решения.

Весь процесс судебного разбирательства заканчивается вынесением судебного решения, в ряде случаев — в связи с прекращением производства по делу — оставлением заявления без рассмотрения.

Психология участников гражданского процесса

Действующее законодательство предусматривает:

  • дела искового производства;

— дела, возникающие из административно-правовых отношений особое производство (установление фактов, имеющих юридическое значение).

Лицо, в отношении которого в озбуждается гражданское производство, является истцом по делу. Характер требований истца зависит от предмета заявленного им иска. Другой стороной гражданского дела является ответчик, т.е, лицо, к которому иск предъявляется. Гражданская ответственность ответчика наступает при наличии в его действиях вины как в форме умысла, так и неосторожности.

Отношения сторон в гражданском процессе носят сложный противоборствующий характер, основанный на сложившейся конфликтной ситуации. Уверенность ответчика в доказательственной недостаточности иска укрепляет его позицию единооорства. В психологическом аспекте задачей судьи является урегулирование такого противоборства на основании и в соответствии с действующим законодательством, зачастую посредством переговоров, представляющих цивилизованное средство разрешения возникших противоречий сторон.

Психологические аспекты подготовки гражданских дел к судебному разбирательству

Конечный результат судебного разбирательства гражданских дел, как и разбирательства по уголовным делам, зависит от тщательности и компетентности их предварительной подготовки. Познавательная ситуация возникает у судьи при знакомстве с исковым заявлением и всеми прилагаемыми к нему материалами Задачей судьи является не только уяснение сущности voiivn TMnro глажланского лела, но и возможность удостоверения соответствующих фактов при самом судебном разбирательстве. Это означает, что судья должен анализировать ” обстоятельства не только правового, но и неправового характера, личностные особенности вс участников процесса, их искренность, честность и правдивость. Стоит заметить, что в любо случае знания судьи по любому делу должны быть намного шире и значительнее, че зафиксированные в процессуальном порядке материалы. Кроме того, судья должен бьп наделен даром социальной коммуникации, способностью активизировать многообразнь проявления поведения людей и целенаправленно их регулировать. Однако установлена психологического контакта не значит, что судья должен перейти за рамки публичны отношений. При любой ситуации основным направлением деятельности судьи являете изыскание способов снятия конфликтного противоборства сторон и определения путей выхол из затруднительных ситуаций.

Психологические аспекты организации судебного заседания

В психологическом аспекте должна существовать кроме правовой, культуры культур самого судебного процесса, т.е, воспитания у окружающих уважительного отношения к суд) Так, все участники процесса встают при появлении судей и беспрекословно подчиняются и: распоряжениям, обращаясь к суду только стоя. Именно строгое соблюдение правил поведения i суде предупреждает недисциплинированность отдельных лиц. участвующих в деле. В свое” деятельности суд не должен проявлять непочтительного отношения к адвокату и уважения i прокурору, ко всем должно быть ровное отношение с элементами уверенности ” достоинства.

Бестактно заданный судьей вопрос может заставить замолчать тонко чувствующего свидетеля с повышенной впечатлительностью, тем самым вызвать скованность в атмосфере всего судебного заседания. Именно поэтому суд постоянно должен воздействовать на волевое состояние отдельных участников процесса, активизируя или запрещая определенные действия.

Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе

В гражданском процессе активность суда должна постоянно сочетаться с инициативой сторон, участвующих в деле, как главной силой всего гражданскому судопроизводства. Прения сторон в гражданском процессе являются самой пснхологизировакной частью судебного заседания, т.к. противоборство интересов достигает наивысшего напряжения. Каждая из сторон пытается навязать суду свою точку зрения, которую считает единственно правильной. В ходе прений должны быть устранены ранее возникшие сомнения. Контроль за участниками процесса с профессиональной точки зрения возложен на суд, в то время как социальный контроль осуществляет сама публика, которая своим присутствием должна повышать требования к культуре судопроизводства.

Большое значение при рассмотрении гражданских дел имеет состязательность процесса, т.е, равные возможности сторон по предоставлению необходимых доказательств по делу. Данный принцип тесно связано с взаимоконтролем поведения сторон, в случае если сторона признала существование фактов., на основании которых строит свои доводы другая сторона, взаимодействие сторон приобретает бесконфликтный характер.

При конфликтном взаимодействии сторон прения носят полемический характер. Суд, являясь своего рода арбитром, принимает меры для перевода взаимодействия сторон в надлежащее русло судебного , с тем чтобы уменьшить возникшую конфликтную ситуацию, определить природу самого конфликта и сущность противоборствующих интересов.

Психология судебной речи в гражданском процессе

Судебная речь в гражданском процессе должна отличаться:

Логичностью, соответствующей культурой, знанием закона.

О основе судебной речи должны четко прослеживаться основные тезисы и сделаны четкие выводы на основе аргументов. Судебная речь — это речь профессионала, поэтому она должна быть этически сдержанной и безукоризненной. Что касается прокурорае то он не обвиняет, а лает свое заключение по гражданскому делу; адвокат не выполняет роль защиты, в гражданском процессе он выступает как представитель стороны, оказывая ей юридическую помошь.

В отличие от речей в уголовном процессе, в гражданском процессе речь юриста должна быть намного лаконичнее, т.к. в ней отсутствуют развернутые личностные характеристики и подробный анал А причин и условий, способствующих возникновению спора. Принятое судом признание стороной каких-то фактов освобождает противную сторону от доказывания этих фактов. Однако каждая сторона должна доказывать обстоятельства, на которые она ссылается.

Психологические аспекты деятельности адвоката

В гражданском процессе, как было замечено ранее, адвокат выступает на стороне доверителя, защищая и охраняя его права в процессе; их интересы совпадают. Вся речь адвоката состоит при его выступлении по гражданскому делу из следующих элементов:

  • вступление, путем которого устанавливается контакт с аудиторией;
  • определение отправной точки по рассматриваемому делу;
  • обоснование имеющихся в деле фактических обстоятельств дела;
  • определение нормы права, которая должна быть применена при разрешении дела;
  • конкретное предложение о разрешении дела;
  • предложение о вынесении частного определения по делу.

заключительное обращение к суду.

Таким образом, в речи адвоката оцениваются все имеющиеся обстоятельства дела, обосновано применение соответствующей правовой нормы и даны предложения о решении дела в пользу доверителя.

Психология деятельности прокурора в гражданском процессе

В гражданском процессе роль прокурора специфична, т.к. он может выступать: как предъявитель иска по защите прав и интересов других лиц — в таком случае прокурор в судебных прениях выступает первым, обосновывая необходимость удовлетворения иска. В своем заключении он оценивает имеющиеся в деле доказательства и делает вывод о применении соответствующей правовой нормы.

вступать в дело с целью дачи соответствующего заключения в прениях он не участвует, а в своем заключении делает итоговую оценку иска с точки зрения государственного обвинителя. Его речь должна способствовать установлению истины по делу и быть образцом профессиональной этики и правовой культуры. Значимость выступления прокурора весьма велика, после его выступления суд удаляется в совещательную комнату для вынесения своего решения.

Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений.

Задачей суда в гражданском процессе является восстановление подлинных событий по имеющемуся фактическому материалу. Установление истины по делу лежит через получение доказательств, имеющих значение по конкретному гражданскому делу. Суд должен определить по каждому гражданскому делу предмет доказывания путем выявления обстоятельств, которые имеют значение для дела.

Познание в судопроизводстве связано с установлением подлинности и достоверное сведений о существенных для дела обстоятельствах. Знание достоверное — это знание бесспорное, т.е, доказанное в установленном законом порядке. Как известно, решение суда должно быть законным, обоснованным и справедливым, основанным на внутреннем убеждении судьи, на его твердой уверенности в том, что круг необходимых для решения дела фактов определен правильно.

Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве

Как известно, одним из источников доказательств по делу может быть заключение эксперта Компетенция заключения судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе:

  • выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий;
  • установление психологической совместимости супругов;
  • установление психологической совместимости детей с каждым из родителей;
  • определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей.

о признании сделки недействительной;

  • по спорам о праве на воспитание детей;
  • дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих действий или ими руководить.

При возникшей необходимости судебно-психологичсская экспертиза назначается по мотивированному постановлению судьи или определению суда.

Проведя соответствующее исследование по поставленным вопросам, эксперт на заключительном этапе исследования делает выводы об общей психологической структуре личности. Очевидно, что качество судебно-психологической экспертизы зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения.

Заключение судебно-психологической экспертизы может служить источником доказательств по гражданскому делу.

Следует заметить, что такая экспертиза проводится только при желании лица, на нее направленного, поэтому во вводной части экспертного заключения необходимо указывать позицию подэкслертного лица. В заключительной части экспертного заключения даются выводы на поставленные вопросы, которые в свою очередь являются выводами проведенного исследования. Полученное заключение подлежит судебной оценке по внутреннему убеждению судьи, согласно определенному им правовому основанию. В случае признания судом экспертного заключения достоверным и обоснованным оно становится источником прямых или косвенных доказательств по гражданскому делу.

Психология регуляции межличностного взаимодействия в арбитражном суде

В компетенцию арбитражного суда входит разрешение споров, которые возникают при заключении, изменении., распоряжении и использовании хозяйственных договоров.

Возникший спор разрешается арбитром, т.е, судьей арбитражного суда в присутствии представителей спорящих сторон. Участвующие в деле лица вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, а также участвовать в их исследовании. Условием арбитражного процесса является принятие истцом мер к предварительному урегулированию спора,’ арбитражный суд также содействует достижению соглашения между сторонами и принимает решение в соответствии с соглашением, если оно не противоречит законодательству и не, нарушает прав третьих лиц, охраняемых законом. Таким образом, арбитражный суд выполняет в ряде случаев роль посредника, деятельность которого направлена на то, чтобы нейтрализовать возникший конфликт сторон и провести переговоры в конструктивном русле.

Задаче арбитражного суда (как посредника) состоит:

  • главным образом в снятии враждебности между сторонами для разрешения возникшего спора;
  • помощь одной из сторон увидеть проблему глазами своего партнера и перевести конфликт в рамки сотрудничества и доброго партнерства. Возникшие между сторонами конфликты могут быть:

разрешены конфликт ликвидируется сам источник напряженности урегулированы — резко уменьшается противостояние двух конфликтующих сторон.

Следует заметить, что в ходе переговоров речь должна идти о балансе интересов, о согласованности позиций и о возможности определения предполагаемого соглашения сторон. Деятельность арбитра должна быть направлена на то, чтобы ни у кого не складывалось впечатления, что выигрыш одной из сторон наносит ущерб другой.

Конструктивное обсуждение вопроса должно начинаться не со спора сторон, а с варианта поиска возможных направлений сближения позиций.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что судья арбитражного суда, который организует взаимодействие спорящих сторон, должен отличаться особой объективностью, способностью нейтрализовать необъективную информацию, профессионально и грамотно. Главной чертой судьи должна быть его способность принимать законное, обоснованное и справедливое решение.

Социально-психологические аспекты деятельности нотариата

Задачей нотариата является оказание правовой помощи населению при удостоверении действий, направленных на закрепление гражданских прав и защиту их законных интересов. В отличие от судебных органов, нотариат не исследует спорных отношений, а делает свои выводы на основании фактов, в наличии которых можно убедиться в ходе их восприятия или же на основании документов, которые предусмотрены законом. Нотариат рассматривает только бесспорные факты.

Нотариальные функции выполняют нотариальные конторы, государственные и частные. Основой профессиональной деятельности нотариуса является строжайшее соблюдение тайны, совершаемых им нотариальных действии. За их разглашение нотариус несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Нотариус не может принять для совершения нотариальных действий документы, которые не соответствуют требованиям закона или же порочат честь и достоинство граждан. Нотариус по желанию обратившихся сторон удостоверяет любые, не противоречащие закону сделки. Нотариальная сделка оформляется в двух экземплярах, один из которых остается в нотариальной конторе. При утрате экземпляра сделки стороной она может получить дубликат в нотариальной конторе, где сделка была оформлена. В ходе выполнения нотариальных действий нотариус устанавливает личность обратившегося гражданина, проверяет его дееспособность и подлинность им сделанной подписи. В случае тяжелой болезни обратившегося лица нотариальные действия могут быть выполнены у него дома или в лечебном учреждении, где обратившийся находится на лечении. Совершение нотариальных действий в указанных условиях требует ряда специальных навыков межличностного взаимодействия.

Социально-психологические аспекты деятельности юридических консультаций

Юридические консультации оказывают населению юридическую помощь, составляя различные правовые документы, участвуя в судебном разбирательстве по гражданским и уголовным делам на предварительном следствии, а также по поручению предприятий и организаций — в арбитражном суде.

Коллегия адвокатов является общественной организацией, которая независима от i осу дарственных органов, т.к. адвокаты получают вознаграждение за свою деятельность не из государственного бюджета, а из средств, поступающих на счет коллегии адвокатов организаций и граждан за оказание им юридической помощи.

В соответствии с действующим законодательством адвокат не вправе откататься от принятой себя зашиты обвиняемого что касается его деятельности по гражданскому делу, то на не возложена обязанность досудебной подготовки этого дела.

В обязанности адвоката входит оказание бесплатной юридической помощи по несюжнь правовым вопросам, по делам о взыскании алиментов и по трудовым спорам.

^

Термины общей психологии

АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ обособленность личности, се способность к самоопределению своих позиций. игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше.

— действие, которое наносит травму физического млн психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными эмоциями к числу которых относятся гнев, враждебность и ненависть. Агрессия, которая направлена лицом на самого себя, — это аутоагрсссия, она служит показателем патологических изменении личности.

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям. Нарушением социальной адаптации является проявление наркомании и алкоголизма.

АЖИТАЦИЯ сильное возбуждение конкретного лица в экстремальных ситуациях

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е, повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмируюших факторов.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ — одновременно противоречивые эмоции к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ — нарушение памяти:ретроградная амнезия — нарушение памяти на события, которые предшествовали заболеванию; защитная амнезия — забывание травмирующих событий.

АМОРАЛЬНОСТЬ — отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.

АНДРОГИНИЯ сочетание в одном индивиде одновременно мужских и женских качеств.

АПА ТИЯ — безразличие ко всему.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия предметов и явлений действительности от предыдущего опыта.

АССОЦИАНИЗМ — деятельность психики на основе образования ассоциаций.

АСТЕНИЯ повышенная утомляемость и раздражительность.

АТРИБУЦИЯ стереотипное достраивание образа

АУТИЗМ — уход от контактов с действительностью, крайняя форма психического отчуждения.

АФФЕКТ — непатологическая дезориентация сознания, вызванная внезапным сверх сильным эмоциональным воздействием при неспособности лица найти адекватный выход из острой ситуации.

АФФЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ — действие, которое направлено и регулируется определенным эмоциональным состоянием субъекта — страстью, независимостью, любовью и т.п.

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ — непонимание людьми друг друга из-за их различного отношения к одним и тем же явлениям.

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — избирательное торможение активности в результате низкой самооценки субъекта.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ психические процессы, которые осуществляются без сознательного контроля, т.е, на инстинктах.

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА типология человека, осуществляемая по индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы.

ВЕРА — полное принятие человеком каких-либо представлений о чем-либо.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — личный контакт нескольких субъектов с последующим изменением их взглядов и установок.