По специальной психологии и педагогике : «Психологическая готовность к обучению в школе.»

Содержание, Актуальность исследования

Уже в подготовительной группе видно две группы старших дошкольников: одни дети играют и рисуют, а другие с интересом относятся к новой познавательной информации и охотно подчиняются правилам поведения в группе. Дети 6-7 лет, которые остаются на уровне чисто дошкольных, игровых интересов, называют психологически не готовыми к обучению в школе.

Проблема формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к

Исследователи выделяют несколько причин возникновения проблем у первоклассников в процессе адаптации к школе: недостаточную функциональную готовность (Л.И. Божович и др.), низкий уровень психологической готовности ребенка к школе (И.В. Дубровина), низкий социальный статус ребенка (А.М. Прихожан).

Как мы видим, низкий уровень психологической готовности ребенка к школе – это одна из главных причин школьной не успешности. Успехи школьного обучения зависят, в том числе, и от психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [4, 17, 21] .

Первый период, когда проблемы, связанные с

Как правило, в поведении таких детей преобладают черты инфантилизма. Именно поэтому они не могут успешно учиться. Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью детей в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации. Подобное поведение приводит к дальнейшему нарушению адаптации в школе, появлению так называемой школьной тревожности.

Объект исследования, Предмет исследования:, Цель исследования, Задачи исследования:

рассмотреть сущность психологической готовности дошкольников к

рассмотреть факторы и условия формирования психологической готовности дошкольников к

провести исследование психологической готовности дошкольников к обучению в школе, проанализировать результаты;

разработать к

Методы исследования:, Практическая значимость работы, База исследования, Структура работы:

1.1. Готовность к школе как психолого-педагогическая проблема

4 стр., 1764 слов

Психологические особенности детей с нарушениями зрения

... Краснодарского края. Задачами курсовой работы является: изучение особенностей нарушения зрения у детей; анализ интеллектуально- познавательной сферы развития дошкольников с нарушенным зрением; изучение психологических особенностей детей с нарушениями зрения; исследование особенностей развития детей с нарушенным зрением на примере ДОУ №18. Структура курсовой работы. ...

Проблема готовности к школе детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах отечественных исследователей (Д.Г. Сайбулаева, Л.И. Серова и др.) [14, 15] . При этом подход к проблеме психологической готовности к школе заключается в преимущественном изучении данного феномена, прежде всего, как совокупности учебных мотивов (А.Н. Леонтьев, М.Н. Терещенко и др.) [4, 21] . Психологическая готовность к школе включает в себя не только мотивационный, но и эмоциональный компонент (Л.И. Божович, Т.И. Шульга и др.) [4, 25] .

В каждом детском саду в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) четко видно две группы дошкольников:

1) дети, остающиеся на уровне игровой деятельности, любящие играть, с игровой мотивацией;

2) дети, которые уже хотят не только играть, но и учиться, готовы учебную деятельность.

Конечно, детей, которые в старшем дошкольном возрасте уже совсем не хотят играть, а стремятся только учиться, не бывает. Но когда старший дошкольник не интересуется обучением, и хочет только играть, то это тоже не так хорошо с точки зрения его психологической готовности к школьному обучению.

Для таких дошкольников поступление в школу оборачивается кризисом. Этот кризис связан с необходимостью замены игровой деятельности учебной деятельностью, к чему эти дети к 7 годам совсем не готовы. О них говорят, что они психологически не готовы к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются

умственная готовность к школе;

мотивационная готовность к школе;

эмоционально-волевая готовность к школе;

готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Рассматривая факторы адаптации первоклассников к школе, Соловьёва Д.Ю.

сформированная внутренняя позиция школьника;

высокая мотивация учения;

4 стр., 1853 слов

Готовность ребёнка к школе

... - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой ...

хорошее эмоциональное самочувствие ребенка;

низкий уровень школьной тревожности;

адекватное поведение в школе.

Н.Ю. Спирчина выделяет в своей работе следующие факторы, обуславливающие высокий уровень психологической готовности к школе [19, с. 76] :

функциональная готовность ребенка к обучению в школе;

благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс.

В работах М.Н. Терещенко выделяются основные критерии и показатели психологической готовности старших дошкольников к образовательной среде школы [21, с. 60] :

когнитивный;

мотивационный;

деятельностный;

эмоциональный.

Когнитивная группа показателей неготовности к школе связана с неспособностью ребенка к усвоению учебного материала. Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний.

Результаты исследований свидетельствуют, что проблемы когнитивной (умственной) неготовности к школе нередко возникают у первоклассников и проявляются следующим образом [23, с. 63] :

  • появляется потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков с родителями;

возникает сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;

частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;

трудности в общении с учителем;

сложность в запоминании материала, даваемого на уроках;

выполнение домашнего задания занимает значительное время;

ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания;

ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.

Основное условие возникновения данных проблем – недостаточный уровень интеллектуального развития первоклассника. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Следующей группой показателей проблем в психологической готовности к школе являются проблемы, связанные с недостатками в развитии мотивационной сферы. Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, обучение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать интересы, социальные установки, потребности личности.

5 стр., 2442 слов

Психологические особенности деятельности прокурора

... работников прокуратуры - заместителей и помощников прокуроров, прокуроров отделов и управлений. Психологические особенности деятельности и речи прокурора в суде Искусство судебной речи - это искусство ... каждая из личностных характеристик. Убедительнее всего звучат не собственные психологические оценки, данные обвинителем или защитником, а независимые экспертные оценки -отзывы о подсудимом ...

Изучение мотивов было начато в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым. Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции Леонтьев выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определяет как отражение в голове человека объективного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено. Следовательно, то, как будет субъект действовать с предметом, будет зависеть, с точки зрения А.Н. Леонтьева, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям он отвечает [9, с. 188] .

В психологической теории деятельности мотивация рассматривается как состояние живого организма, которое является источником его активности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

В младшем школьном возрасте мотивация тесно связана со становлением младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Вся личность детей данной возрастной группы развивается в контексте ведущей для них деятельности – учебной. Учебная деятельность, как и любая другая, побуждается не одним мотивом, а их сочетанием.

Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Первые мотивы называются познавательными, вторые – социальными мотивами.

К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями. Социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность. Вместе с тем у детей, поступающих в начальную школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов [10, с. 8] .

Еще одна часть психологической готовности к школе – это развитая

  • ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

  • обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

    13 стр., 6406 слов

    РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ... игр на развитие эмпатии старших дошкольников. Цель исследования: выявление влияния серии сюжетно-ролевых игр на развитие эмпатии детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования: эмпатия, игровая деятельность, дошкольный возраст. 2. Исследовать эмпатию детей старшего дошкольного ...

  • проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий;

  • предпочитает чтение и пересказ занятиям «дошкольного» типа (рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.);

  • имеет содержательное представление о подготовке к школе;

  • предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;

  • положительно относится к наличию общественно принятых правил и норм поведения (дисциплина);

  • предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки);

  • признаёт авторитет учителя.

Дети, психологические не готовые к школе, не хотят учиться новому, особенно если это связано с трудностями. У них потребности в одобрении со стороны других людей, нет потребности стать лучшим в группе. Приходя в школу, они не стремятся получить хорошую оценку, заслужить похвалу учителя, и т.д.

Первое время и те и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе. Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школьные требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения.

С другой стороны, недоразвитие мотивационной сферы препятствует эффективному овладению школьной системой обучения. Причем, самые большие трудности испытывают в первом классе дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами (невысоким уровнем интеллекта, низким вниманием, плохой памятью) обнаруживается еще и недоразвитие мотивационной сферы.

В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической тормозимости. На уроках эти дети не могут усидеть на одном месте, передвигаются по классу, не слышат замечаний учителя, и т.д. Понятно, что учиться хорошо они не могут.

В тех случаях, когда ребенок не может справиться с требованиями, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее. У такого ребенка проявляется школьная тревожность.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

11 стр., 5364 слов

Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста

Объект исследования - развитие восприятия у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - изучение особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что для изучения особенностей зрительного восприятия у детей пятилетнего возраста может быть использована диагностическая программа, включающая ...

Когда тревожный ребенок попадает в ситуацию повышенной ответственности (ответ у доски, контрольная работа), его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого. В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией.

В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

Психотравмирующая ситуация, связанная с несостоятельностью детей с инфантильным типом личности в условиях массовой школы, определяет их уход в игру, что является своеобразной формой компенсации. Подобное поведение приводит затем к дальнейшему нарушению адаптации в школе [6, с. 25] .

Крайне важная часть психологической готовности к школе – это развитие произвольности психических процессов – памяти, восприятия и внимания. В дошкольном возрасте восприятие носит непроизвольный характер, это означает, что ребенок может выделить и назвать лишь самые яркие признаки предмета, видит только то, что произвело на него яркое впечатление.

Дети дошкольного возраста не обладают пока что произвольным вниманием, и им сложно заставить себя сосредоточиться на чем-то непонятном или скучном. Слушая долгие и непонятные словесные объяснения, ребенок дошкольного возраста быстро теряет интерес, и начинает отвлекаться.

Память школьников тоже непроизвольная. Другими словами, ребенок в этом возрасте не может заставить себя запомнить то, что ему не интересно или не нужно.

Но в норме уже в старшем дошкольном возрасте должны складываться произвольность

Комплекс личностных особенностей, среди которых ведущими являются повышенная эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, социальная робость, низкий самоконтроль, тоже приводит к психологической неготовности к школе. Эмоциональная незрелость затрудняет приспособление к школе.

Отдельную группу неподготовленных к школе старших дошкольников составляют дети с невротическими расстройствами, относящимися к группе пограничных. Такие дети отличаются ранимостью, раздражительностью, плаксивостью, быстрой утомляемостью. Часто у них отмечается заикание, нервные нарушения, например, непроизвольное подергивание век, мышц лица, шеи, туловища [20, с. 114] .

3 стр., 1081 слов

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями

... Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями» произведите оплату. Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения. Для получения полноценной курсовой или реферата с ... образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2010. - 208 с 20. Светличная, Л. В. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных ...

Как правило, не испытывают проблем младшие школьники, которые характеризуются достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, стойкой мотивацией к учебной деятельности. Большинство младших школьников имеют устойчивый тип личности, включающий такие свойства, как эмоциональная стабильность и высокий самоконтроль. Преобладание этих личностных свойств чаще всего обеспечено благоприятными социальными и биологическими условиями развития [7, с. 10] .

Однако организм ребенка обладает большим резервом компенсаторных возможностей: школьная мотивация, чувства долга могут в определенной степени компенсировать отсутствие эмоциональной устойчивости, а высокий интеллект – недостатки в личностной сфере. Но чем более дисгармонично психическое развитие ребенка, тем сложнее происходит его приспособление к новым условиям.

Если психологически неготовый дошкольник все-таки идет в школу, то уже в первом классе у него возникает множество трудностей. Эти дети не способны освоить учебный материал, не умеют вести себя на уроке, не слушают учителя, и т.д.

Таким образом, основными факторами школьной готовности являются учебная мотивация, высокая работоспособность, самоконтроль, отсутствие нарушений в нервно-психической сфере. В наибольшей степени затрудняют приспособление к школе не сформированность учебной мотивации и отсутствие произвольности психических процессов. В условиях современного ДОУ должна проводиться работа по подготовке детей дошкольного возраста к школе, и она рассматривается у нас далее в исследовании.

1.2. Развитие ребенка от поступления в ДОУ до поступления в ОУ (ФГОС ДОУ)

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [1] .

В соответствие с 12 статьей закона РФ «Об образовании» в нашей стране устанавливаются Федеральные государственные стандарты образования. ФГОС дошкольного образования – это те требования к ДОУ, которые являются обязательными с точки зрения закона.

15 стр., 7087 слов

«Основы физического воспитания детей дошкольного возраста» материал ...

... сфер, то становится очевидной необходимость научной разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенное определилась тема настоящего реферата "Основы физического воспитания детей дошкольного возраста". Цель реферата: изучение основ физического воспитания дошкольников для использования в практической деятельности по ...

ФГОС дошкольного образования содержит в себе три группы требований

  • требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

  • требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

  • требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

В соответствие с

Поэтому выпускник ДОУ к моменту окончания детского сада должен иметь такие характеристики [2] :

  • инициативность;

  • самостоятельность;

  • уверенность в своих силах;

  • положительное отношение к себе и другим людям;

  • развитое воображение;

  • любознательность и др.

ФГОС дошкольного образования направлен больше на то, чтобы ребенок раскрыл свой потенциал именно как ребенок дошкольного возраста. А это означает, что в ДОУ он должен, прежде всего, играть, так как ведущая деятельность в дошкольном возрасте – это игровая деятельность.

Еще одно требование

Индивидуальные особенности, которые должны быть выявлены и обязательно учитываться в любой работе с детьми дошкольного возраста [16, с. 25] :

  • семейная среда;

  • возраст ребенка;

  • уровень развития;

  • пол;

  • способности;

  • характер;

  • темперамент;

  • интересы.

    22 стр., 10601 слов

    «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного ...

    ... уровень подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОНР и организовать логопедическую работу в данном направлении. Гипотеза: обучение грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет успешным при использовании предложенной нами методики по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ...

Умение увидеть индивидуальность каждого ребенка помогает воспитателю и психологу понять, как с ним необходимо общаться, какие у него сильные и слабые стороны. Зная, чем этот дошкольник отличается от других воспитанников ДОУ, воспитатель и психолог могут вовремя заметить и какие-то негативные аспекты в его поведении, и, значит, вовремя провести коррекцию.

Еще одно требование ФГОС – это учет потребностей дошкольников. В ДОУ нужно учитывать те потребности, которые есть именно у ребенка дошкольного возраста.

Потребности детей дошкольного возраста:

  • игра;

  • общение;

  • познание;

  • движение;

  • проявление самостоятельности.

Это требует исключения из распорядка дня ДОУ занятий. Ведь дошкольник должен, прежде всего, играть.

Здесь также нужно отметить, что подготовку в школе иногда путают с ранним развитием дошкольника. В последние 15-20 лет, особенно в больших городах, наблюдается желание родителей дошкольников организовать ранее развитие ребенка.

Считается, что чем больше и раньше обучать ребенка дошкольного возраста, тем лучше. Свою роль играют и амбиции родителей. Очень часто они отдают детей туда, куда хотели, но не могли ходить сами.

В обоих случаях совсем не рассматриваются и не учитываются интересы и потребности самого ребенка дошкольного возраста. В этом возрасте дети хотят играть, и у них еще нет потребности в учебной деятельности.

Самыми развивающими для дошкольника будут занятия творчеством. Часто считается, что рисовать необязательно, это несерьезно. Но ведь все развитие личности дошкольника идет только в деятельности.

Поэтому для формирования познавательных интересов необходимо организовать содержательную, интересную именно для дошкольников деятельность. Именно этого требует от педагогов дошкольного учреждения и ФГОС дошкольного образования.

В соответствии

  • игровая;

  • двигательная;

  • коммуникативная;

  • трудовая;

  • познавательно – исследовательская и др.).

обязательным требованием является организация в ДОУ игровых уголков. Тематические игровые уголки дают детям возможность организовать самостоятельную игру.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

делают выбор;

активно играют;

используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

работают все вместе и заботятся друг о друге;

отвечают за свои поступки.

Основной результат – это социализация детей.

Результаты освоения программы описаны в виде целевых ориентиров

  • Инициативность

  • Самостоятельность

  • Уверенность в себе

  • Воображение

  • Физическое развитие

  • Волевые усилия

  • Любознательность

  • Интерес ребенка.

Все эти непосредственно связаны с психологической готовностью к школе. Действительно, инициативный и самостоятельный дошкольник легче адаптируется в школе, найдет общий язык с одноклассниками. Любознательность поможет освоить учебный материал. Уверенность в себе поможет справиться с трудностями и т.д.

Однако в ДОУ проводится подготовка к школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей м

Подготовка к письму предполагает развитие у дошкольников пр

Именно не сформированность пространственных представлений отвечает за большой процент сложностей у младших школьников. Установлено, что дефицит в развитии пространственных функций обуславливает, по данным О.А. Степановой, 47% трудностей у младших школьников при усвоении учебного материала по математике, 24% — при усвоении учебного материала по русскому языку и формировании навыка письма, 16% — при обучении чтению [24, с. 4].

Такие учащиеся затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В математике характерны для учащихся с низким уровнем формирования пространственных отношений трудности при усвоении понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны ошибки в определении размера предмета, неумение верно расположить рисунок на пространстве листа.

Простое восприятие страницы, выделение на ней клетки, сторон, углов клетки, расположение знака на листе, расположение знака на отдельной строке и ориентировка на плоскости листа нередко вызывают даже у учащихся первых классов определенные трудности. Это тоже чаще всего может быть связано именно с тем, что у данных младших школьников пока еще по разным причинам недостаточно сформированы представления о пространстве.

У детей с низким уровнем сформированности пространственных представлений имеются и другие трудности при обучении в начальной школе. Именно сложности в осознании пространства являются причиной, например, такой распространенной ошибки, как «перевертывание» детьми изображения букв и цифр, неверное написание графически сходных букв и цифр. В письме у таких учащихся наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки, например, вместо буквы «с» пишут букву «з». В математике у таких детей встречается ошибочное написание цифр («9» вместо «6», «5» вместо «2»).

Самым сложным из пространственных представлений являются для детей проекционные представления (проявление обозначения пространства, позволяющего ориентироваться в нем даже в абстрактном плане, например, на листе бумаги).

Трудно детям и осмысливать трехмерные объекты. Обычно у детей только к концу младшего школьного возраста появляются устойчивые проекционные представления. Именно поэтому нельзя преподавать в начальной школе такие предметы, как черчение или геометрия.

В ДОУ проводится отдельная работа по формированию пространственных представлений дошкольников. В частности, проводится обучение ориентироваться на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед — назад и т. д.).

Подготовка к письму предполагает развитие также и

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно. Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой [23, с. 62].

Кроме того, в ДОУ ребенок должен научиться считать до 20 и обратно. Но самое важное, что у него должно быть сформировано понятие состава числа.

Обычно дошкольники, даже если и умеют считать,

Кроме того, дошкольников необходимо учить слушать и слышать взрослого. Иначе в школе он не будет внимательно относиться к тому, что говорит ему учитель.

Одновременно с этим надо заботиться о развитии любознательности старших дошкольников, развитии его творческой самостоятельности. Если же воспитателям ДОУ сосредоточить все усилия только на сегодняшних заботах и не беспокоиться о долговременной цели – успешное обучение в начальной школе, то они сами создадут проблемы на пути развития личности дошкольников.

Для успешного обучения ребенок должен испытывать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Для этого и необходимо развитие познавательных интересов, познавательной мотивации.

Помочь воспитанникам ДОУ стать любознательными и активными – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата дошкольного образования. При таком воспитании у детей к старшему дошкольному возрасту сформируются такие необходимые ученику качества, как:

  • положительное отношение к школе;

  • умение и желание включаться в учебную работу;

  • умение слушать взрослого (учителя);

  • добровольное желание расширять свои возможности;

  • раскрытие собственных способностей;

  • самоутверждение.

Таким образом, в ДОУ дети должны заниматься теми видами деятельности, которые естественны для ребенка дошкольного возраста. Но в подготовительной группе нужно готовить ребенка к письму, счету, развивать познавательные действия, учить слушать педагога. Так обеспечивается успешный переход к обучению в общеобразовательном учреждении.

Необходимость

П

Мотивация является важнейшим фактором успешной школьной адаптации. Первоначальной предпосылкой формирования учебной мотивации является желание ребенка почувствовать себя учеником, стремление узнавать новое.

Другим фактором формирования

2.1. Особенности психологического сопровождения подготовки детей к школе

Практику реализации технологии психологической подготовки детей к обучению в школе мы рассматриваем на базе МДОУ №8.

Сопровождение – это помощь детям старшего дошкольного возраста в сложных ситуациях. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

В данном ДОУ процесс психологического сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих воспитанникам старшего дошкольного возраста подготовиться к обучению в школе.

Под сопровождением понимается ряд действий психологов и воспитателей:

диагностика возникшей проблемы;

информация о существе проблемы и путях ее решения;

консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

первичная помощь воспитаннику и его родителям.

Сопровождение – это специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства» – безопасных условий, в которых становится возможным выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом).

Понятие «сопровождение» тесно связано с охраной здоровья, с оценкой адаптированности ребенка старшего дошкольного возраста в условиях этого ДОУ.

Кроме того, понимание задач сопровождения должно исходить из общей гуманистической цели дошкольного образования, которая состоит в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка старшего дошкольного возраста, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста.

Можно конкретизировать цели и задачи сопровождения. Сопровождение – это непрерывное поддержание силами всех участников образовательного процесса (педагогами ДОУ, психологами, родителями) равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка старшего дошкольного возраста (определяемых внутренними условиями и закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом требований к нему.

Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов воспитательного образовательного процесса состоит в таких действиях воспитателей и психолога:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка старшего дошкольного возраста, динамики его психического развития в процессе воспитания;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка старшего дошкольного возраста, успешности его развития;

3) созданием специальных психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Работа с воспитанниками подготовительной группы делится на следующие основные этапы:

1) диагностика психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе;

2) психолого-педагогическая работа по повышению уровня психологической готовности к школе у воспитанников подготовительной группы ДОУ.

Целью диагностики психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе является определение имеющихся у детей отклонений в общем развитии. Конкретные результаты этой диагностики позволяют определить направления работы психолога по повышению уровня психологической готовности к школе.

В подготовительной группе обязательно проводится диагностика уровня готовности к школе. Протокол одного из воспитанников ДОУ №8 приводится в Приложении в работе.

Вторым этапом сопровождения является этап помощи детям старшего дошкольного возраста. На данном этапе психолог проводит работу, направленную на первичное освоение таких навыков, как произвольность поведения, правила поведения на уроке, навыки самостоятельной и коллективной работы, умение слушать взрослого и т.д.

Основной целью является помощь детям старшего дошкольного возраста в будущей адаптации к школе, что подразумевает, в частности:

  • предупреждение школьной тревожности;

помощь в создании оптимальных условий для жизни в ДОУ;

занятия, способствующие интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей воспитанников подготовительной группы.

Психологическое сопровождение может включать развивающие и коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание психологических условий для целостного психологического развития воспитанников ДОУ.

Работа психологическому сопровождению воспитанников по формированию готовности к школе включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Развивающая работа в большей степени ориентирована на психологически благополучных старших дошкольников, уровень развития и состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи. Но и с ними можно, например, провести серию занятий по подготовке к школе, рассказать им о том, что они будут делать в школе, поиграть в школу.

Коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии воспитанников старшего дошкольного возраста. Эти занятия нужны только тогда, когда у воспитанника имеются явные проблемы в развитии и видно, что этот дошкольник пока не готов психологически к обучению в школе.

Основное содержание коррекционных занятий обычно составляют игры, игровые и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения детей старшего дошкольного возраста.

Могут применяться:

  • песочная терапия,

  • арттерапия,

  • сказкотерапия.

Примеры игр:

Игра «Паровозик».

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, повышение уверенности в себе.

Инструкция: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в паровозик. Для этого мы должны построиться друг за другом, руки положить на плечи, так у нас получатся вагончики.

Ход занятия: Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровоз» везёт детей, преодолевая с «вагончиками» различные препятствия. В конце игры образуется хоровод.

Материал: стулья, магнитофон, любая музыка.

Вопросы ведущего: Трудно было играть? Вам понравилось?

Игра «Игрушки идут в школу.

Цель: преодоление страха перед школой, развитие способности к принятию роли школьника.

Ход занятия: ведущий рассказывает детям историю: «Динозаврик Дракоша очень боялся идти в школу: «Я ничего не умею, ничего не знаю, я плохой, все игрушки способные, умные, они всё умеют, а я маленький, неловкий». Однажды учительница спросила Дракошу: «Что с тобой происходит?» Дракоша опустил голову и заплакал…». Учитель помогает детям помочь динозаврику: «Динозаврик был очень весёлым и подвижным. И он хотел научиться в школе сразу всему. Но ему почему-то не удавалось повторять за учительницей упражнения и делать всё красиво и правильно. С каждым днём динозаврик становился всё грустнее и грустнее. Наконец он горько заплакал: «Почему у меня ничего не получается?»

Дети успокаивают Динозаврика, ободряют его, дают ему советы.

Материал: игрушка Динозавра.

Вопросы к детям по окончании игры: Ребята, прав ли был Дракоша? Можно научиться всему и сразу? Почему у него ничего не получалось? Как же нам успокоить Динозаврика? Что мы посоветуем ему?

Таким образом, направления работы психолога по решению проблем психологической готовности к школе состоит в систематическом отслеживании динамики психического развития воспитанников, в создании социально-психологических условий для развития личности старших дошкольников и отдельной помощи детям с особыми образовательными потребностями. В работе психолог должен использовать техники, подходящие для дошкольного возраста, такие как игровая терапия, арттерапия, сказкотерапия.

2.2. Рекомендации для воспитателей

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе должна быть направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Формы и методы работы:

  • экскурсии в школу,

  • беседы о школе,

  • чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики,

  • рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы по ним,

  • рисование школы,

  • игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни:

  • радость детей, идущих в школу;

  • важность и значимость школьных знаний;

  • содержание школьного обучения;

  • школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам;

  • правила поведения на уроке и в школе.

При этом важно показать детям образ «хорошего ученика».

Дети старшего дошкольного возраста с интересом играют в школу.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания:

  • игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений),

  • моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать следующие приёмы:

  • Рассказ дошкольникам о своем первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях.

  • Выполнение домашних заданий (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, дедушек, бабушек о школе, из которых затем можно сделать выставку «Наши мамы и папы — школьники»).

  • Приглашение учителя в детский сад.

  • Организация экскурсии на школьный двор, в школу.

  • Организация выставки достижений, рисунков о школе, изучение с детьми стихотворения о школе и т. д.

  • Приглашение школьников в детский сад.

Самое главное, что нужно создать в подготовительной группе у воспитанников, это внутренняя позиция школьника.

О наличии внутренней позиции школьника следует говорить лишь в том случае, если:

  • ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

  • обнаруживает чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

  • проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий;

  • предпочитает чтение и пересказ занятиям «дошкольного» типа (рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.);

  • имеет содержательное представление о подготовке к школе;

  • предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;

  • положительно относится к наличию общественно принятых правил и норм поведения (дисциплина);

  • предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки);

  • признаёт авторитет учителя.

Воспитатель может очень многое сделать для подготовки детей к школе. Для этого необходимо помнить, что каждый воспитанник после окончания ДОУ продолжит образование в школе, и в этом мы должны ему помочь.