Педагогическое взаимодействие и его виды

Из посылок о природе общества проистекают следующие проблемы: взаимодействие педагога с воспитуемым; его социальная сущность и механизмы; воздействие и противодействие; условия эффективного взаимодействия; образование как инструмент социальной преемственности; учет специфики связей между поколениями; содержание образования, исходящее из направленности и перспектив социального развития, структуры общества, его ценностей, норм и целей, характера разделения труда, взаимообусловленности личности и общества; взаимодействие новых поколений с общественным сознанием, особенно с содержанием морального сознания; образование как организация взаимодействия личности с семьей, учебной группой, средой в целом [ 16, с.57 ] .

Общение относится к числу межпредметных категорий. Оно органично и широко представлено в философии, социологии, общей и социальной психологии, педагогике и других науках, каждая из которых изучает его в связи с задачами и спецификой своей области знания.

В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами обучения, обучения приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимодействий с коллективом и с учителем, снятие эмоционально напряженности.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогам и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [ 15, с.393 ] .

Проблеме педагогического общения и взаимодействия посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в ее изучении. Прежде всего, это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения, ролевые игры, социально – психологические тренинги, дискуссии. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия. Другое направление – исследование проблем взаимодействия, взаимопонимания между педагогами и обучаемыми.

Так как педагогическое общение представляет собой социально – нормативные формы взаимодействия педагогов с учащимися, в данной работе мы рассмотрим педагогическое взаимодействие и его сущность.

11 стр., 5294 слов

Содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших ...

... образования детей младшего школьного возраста и разработать диагностический инструментарий. 3. Разработать содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семьеи реализовать его в работе ... и поведения в обществе. Помимо этого, семейному воспитанию свойственны такие важные качества процесса воспитания как непрерывность и продолжительность. Воспитание в семье может ...

Цель исследования: создать условия для положительной реализации педагогического взаимодействия и показать возможности их применения.

Объект исследования: система общего образования.

Предмет исследования: педагогическое взаимодействие и его виды.

Задачи:

1) раскрыть сущность понятий « взаимодействие», «педагогическое взаимодействие»;

2) охарактеризовать виды педагогического взаимодействия;

3) выявить условия для положительной реализации педагогического взаимодействия;

4) показать реализацию условий педагогического взаимодействия в обучении и воспитании.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1.1. Сущность понятий «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие»

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Оно значительно шире категории «педагогическое взаимодействие», сводящий педагогический процесс к субъектно – объектным отношениям.

Прежде чем приступить к рассмотрению сущности педагогического взаимодействия, нам необходимо дать определение понятию «взаимодействие» и раскрыть суть педагогического процесса.

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками [ 11, с.233 ] .

Взаимодействие – это деятельность, обеспечивающая формирование личности в процессе реализации общих целей, и общение [ 16, с.212 ] .

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса [ 15, с.84 ] .

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач [ 14, с.164 ] .

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Основной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, которая должна отвечать следующим условиям:

  • обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;
  • являться общей при реализации любых педагогических целей;
  • наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

В педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогической ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача.

11 стр., 5046 слов

Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого

... них главным является предоставление свободы ребенку и развитие его творческих начал. В педагогических взглядах Толстого немало противоречий. Желая дать ребенку свободу мысли и действий, он тут же ... Все эти и многие другие противоречия ярко отразились в философских и педагогических взглядах Л.Н. Толстого. В мировоззрении Толстого иногда сбивает с толку горячий протест против общественной лжи и ...

Педагогическая деятельность может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как взаимодействуют с педагогами. То и с этой точки зрения единицей педагогического процесса есть все основания рассматривать материальную педагогическую задачу как воспитательную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Таким образом, движение педагогического процесса, его «моменты» должны прослеживаться при переходе от решения одной задачи к другой. Все задачи являются задачами социального управления. Однако «клеточкой» педагогического процесса, можно считать только оперативные задачи, ограниченно выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Все задачи решаются с соблюдением принципиальной схемы, которая предполагает прохождение четырех взаимосвязанных этапов: