Содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье

Актуальность исследования обусловлена тем, что стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании.

На основании закона «Об образовании» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. За родителями (с согласия ребенка) остается право выбора формы получения ребенком образования либо в организациях, которые осуществляют образовательную деятельность, либо вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме семейного образования или самообразования.

Семейное образования становится все более популярным в нашей стране. Семья в жизни человека играет огромную роль, именно частью семьи человек является всю свою жизнь. В семье он растет, учиться, познает мир и в дальнейшем уже выходит из нее и создает свою семью. Семья представляет собой наиглавнейший социальный феномен, который не только первый институт образования для каждого человека, но также часть всей жизни. С древних времен семья оказывает огромное влияниена формирование полноценной социально активной личности, именно семья хранит и транслирует культурные, этнические, нравственные ценности ушедших поколений. Именно в семье дети получают первый опыт трудовой деятельности, осваивают трудовые навыки, осознают значимость труда.

Определяющая роль семьи в воспитании ребенка обусловлена ее глубоким влиянием на человека. Как известно семья является совокупностью среды обитания и среды воспитания. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Семья представляет собой один из главных общественных институтов для первичной социализации ребенка, поскольку в каждой семье заложеныосновы для передачи таких ценностей как культура, этнические особенности, нравственное поведение. Семья и отношения между членами семьи представляет собой первый социальный институт первый образец отношений и поведения в обществе. Помимо этого, семейному воспитанию свойственны такие важные качества процесса воспитания как непрерывность и продолжительность. Воспитание в семье может быть, как регулируемым, целенаправленным процессом, так и нерегулируемым, который носит стихийный характер. Стоит отметить, что процесс воспитания в семье как правило, носит менее формализованный характер, чем в других социальных институтах (например, детский сад, школа), и тем самым труднее поддается корректировке, поскольку зависит также и от личностных характеристик каждого члена семьи.

5 стр., 2342 слов

Центр социальной помощи семье и детям

... социальной помощи семье и детям «Тропарево-Никулино», как основной механизм многофункционального воздействия на семьи и взаимодействия с ними с целью оптимизации семейных ценностей и отношений у населения. Цель реферата: определение основных функций деятельности центров социальной помощи семье и детям, ...

Как показывают исследования (М.П. Антуфьева, И.В. Кощиенко, Л.И.Покровская, М.К. Цебрикова) семейное образование становиться все более популярным на современном этапе. М.К. Цебрикова подчеркивала «что семья — ведущий фактор воспитания и развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека» [22, с. 2].

Исследования многих ученых (Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, Г.А. Победоносцев, В.А. Сухомлинский и др.) показывали, что формирование личности человека находится в прямой зависимости от его семьи и родителей. Именно этим и объясняется такой большой интерес к семейному образованию. Несмотря на очевидность важности изучения семейного образования младших школьников, тем не менее, работ посвященных данной теме недостаточно.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между социальной востребованностью семейного обучения и разработанностью содержания процесса психолого-педагогического сопровождения родителей, осуществляемой эффективность образовательного процесса в семье.

Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье».

Проблема исследования: каково содержание процесса психологопедагогического сопровождения родителей, обеспечивающее эффективность обучения младших школьников в семье?

Цель исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучение младших школьников в семье.

Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения семейного обучения.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье.

Гипотеза исследования: обучение младших школьников в семье будет более эффективнее, если содержание психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих такое обучение будет включать в себя разнообразные мероприятия: дидактические, диагностические, практико-ориентированные.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста и разработать диагностический инструментарий.

3. Разработать содержание психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семьеи реализовать его в работе с родителями.

4. Выявить динамику уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий иформирующий этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания психолого-педагогического сопровождения родителей осуществляющих обучения младших школьников в семье.

16 стр., 7694 слов

Исследование причин дезадаптации младших школьников

... курсовой работы «Исследование причин дезадаптации младших школьников» актуальной на сегодняшний день. Объект работы: Младшие школьники в процессе адаптации к новым школьным условиям. Предмет работы: Явление школьной дезадаптации. Цель данной курсовой работы: Проанализировать причины дезадаптации младших школьников. Задачи работы: 1) ...

База исследования: МБУ школа № 10 городского округа Тольятти.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также родителями в своей практической деятельности для повышения качества обучения детей.

Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического

сопровождения обучения младших школьников в семье

1.1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы

по проблемам обучения младших школьников в семье

Семейное образование в России появилось давно, оно было очень популярно в XVIII–XIX столетиях. Как правило, родители приглашали на дом преподавателей, которые были священнослужителями или семинаристами, студентами и сотрудниками университетов. Богатые семьи пользовались услугами репетиторов-иностранцев[17].

Позднее в период СССР обучение в семье было ликвидировано, по закону все дети должны в обязательном порядке ходить общеобразовательную школу[18].

Однако исключение было только для детей, которые имели проблемы со здоровьем и не могли ходить в общеобразовательную школу. Однако уже в современной России домашнее обучении набирает популярность. Родители учащихся получили большие возможностипо выбору методов, форм и видом обучения, а также родители теперь могут сами создавать комфортные условия для обучения своих детей. Все выше сказанное повысило интерес со стороны многих семей к внешкольным формам обучения.

Семейное образование сегодня доступно каждой семье и каждому ученику. На законодательном уровне установлено, что родители имеют полное правоне только на выбор школы, а также имеют право выбрать способ получения образования для своих детей. Множество семей в России выбирают удаленное обучение при помощи современных онлайн-систем. Согласно закону «Об образовании» не требуется каких-либо специальных условий для перевода на семейное образование. В законе «Об образовании» подчеркивается, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте»[1].

Cтатья 44 закона «Об образовании» определяет преимущественное право родителей самим с учетом мнения ребенка выбрать для него форму образования и обучения до окончания 9 класса (этапа завершения основного общего образования).

В дальнейшем уже право выбора формы образования становится привилегией самого ребенка, однако и тут требуется согласие родителей.

Стоит отметить, что родители, выбравшие форму семейного обучения, могут дать детям в семье общее образование на всех его уровнях «дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье» [1].

При этом такое решение можно всегда изменить, и ребенок снова может посещать школу.

Семейное образование представляет собой вариативную форму обучения учащихся, которое основано на стремлении родителей (законных представителей) обучать ребенка в семье. Родители при семейном обучении могут учесть индивидуальные особенности развития своего ребенка, учитывать его особые образовательные потребности, самостоятельно нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, которые отвечают возможностям и особенностямребенка. Обучение ребенка в семье дает возможность родителям не только контролировать качество и количество поступающей к ребенку информации, но также родители могут самостоятельно подбирать учебный материал, с учетом своих собственных предпочтений, квалификации и познавательных запросах своих детей. Родители сами выбирают методы обучения и способы подачи учебного материала с учетом способности воспринимать ребенком информацию, например аудио, видео, органы чувств или совокупность всех способов.

3 стр., 1387 слов

Права ребёнка в семейных правоотношениях и их защита

... проблем реализации его семейных прав. Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита. Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений. Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и ...

И. М. Чапковский указывал, что «цель семейного обучения — дать хорошее образование за счет индивидуального подхода. Он учитывает многообразие личных особенностей ученика и при этом сохраняет естественный для здорового ребенка интерес к познанию мира»[10].

Стоит отметить, что при семейном образовании за уровень образования ребенка добровольно и полностью несут ответственность егородители, в том время как общеобразовательная организация принесет ответственностьтолько за качество проведения промежуточной и итоговой аттестации для таких учеников. Даже, несмотря на это семейное образование все же не является полностью отделенным от государственной образовательной системы, поскольку государство предъявляет определенные требования к любой форме образования. Согласно законам, в России все формы образования должны соответствовать требованиям федерального государственного стандарта (ФГОС), также, если ребенок и не обучается в школе[3].

При этом аккредитованные государственные учебные заведения осуществляют контроль соответствия получаемого в семье образования требованиям ФГОС.

Несмотря на то, что учащиеся на дому имеют возможность сдавать ежегодные промежуточные аттестации удаленно с помощью интернет технологий, то вот уже ОГЭ и ЕГЭ сдаются исключительно очно. При этом учащиеся получают такой же аттестат о среднем общем образовании, как и учащиеся по традиционной системе [32].

Рассмотрим особенности семейного образования подробнее:

  • родители могут корректировать программу школьного образования;
  • родители сами планируют учебную нагрузку, режим занятий, подстраивая обучение под дополнительные занятия детей (спорт, танцы и т.д.), поскольку семейное образование дает возможность детям ездить на соревнования, турниры и т.д.;
  • семейное образованиедает возможность учащемуся легко приспосабливаться к часто меняющейся специфике школьных требований, поскольку из-за особенностей работы родителей ученикам приходиться менять место жительства школу и класс;
  • одновременно происходит процесс обучения родителей и их детей[27].

Итак, сущность семейного образования заключается втом, что родители имеют возможность самостоятельно выбрать способы образования, которые будут отвечать потребностям и запросам их детей.

А.Я. Якунина указывала «многие родители (70%) фактически уже осуществляют обучение детей по ряду предметов на дому (объясняют детям непонятный материал, помогают делать домашние задания, приглашают репетиторов и так далее)» [37, с. 36].

Стоит отметить, многие родители, которые выбирают семейное образование, не обязательно должны сами заниматься обучением своих детей, родители имеют возможностьпривлекать специалистов, в том числе репетиторов-предметников, педагогов-психологов и т.д. На данный момент существуют объединения родителей так называемые «семейные школы» где родители оказывают поддержку друг другу и делятся полезными советами.

12 стр., 5561 слов

Психология семьи и семейных отношений

... о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину -- психологию семьи. Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье. семья воспитание ребенок кризис Задачи психологии семьи включают ...

У семейного образования существуют как сторонники, так и противники. Некоторые авторы А. Томас, Р. Патрик подчеркивали, что такой вид образование в семье негативно сказывается на социализации детей, поскольку при безусловном наличии важных факторов таких как гуманизация и индивидуализация, семейное образование не отвечает одному из главных принципов обучения и воспитания в коллективе. Р. Патрик подчеркивал «каждый ученик работает сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает ее от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано» [28].

Итак, главным недостатком семейного образования по мнению многих авторов является проблема социализации, поскольку в дальнейшем при общении дети будут испытывать дискомфорт при межличностном взаимодействии со сверстниками. По их мнению, дети занимавшиеся дома с трудом могут адаптироваться в дальнейшей жизни.

В то время как сторонники семейного образования не согласны, что семейное образование негативно скажется на социализации детей.

Манфред Зиск автор статьи «Семейное образование и миф о социализации», подчеркивал, что проблема социализации детей на семейном образовании представляет собой миф, который созданы социологами, школьной администрацией и учителями. Дети получившие семейное образование, как правило, мыслят самостоятельно, не шаблонно вследствие чего они труднее поддаются влиянию и поэтому государство не имеет интерес в повсеместном развитии семейного обучения[28].

В своей работе Ларри Шаерс доказывал, что семейное образование положительно сказывается на умение детей устанавливать контакты с взрослыми людьми, они становятся более ответственными гражданами[28].

Стоит отметить, что, по мнению большинства родителей, которые обучают детей в семье, одна из главных задач семейного образования заключается ни в изоляция детей от общества, а только временное ограничение общения детей с некоторыми сверстниками, которые могут отличаться асоциальным поведением, до тех пор, пока ребенок не станет психологически устойчивым к негативному влиянию.

Некоторые авторы А.И. Антонов, И.М. Чапковский, Р. Легъярди подчеркивают, что «семейное образование также значительно уменьшает вероятность того, что ребенок попадет под асоциальное влияние улицы. На современном этапе данный фактор приобретает особое значение вследствие четко выраженной тенденции к распространению алкоголизма и наркомании среди школьников» [10].

Поскольку дети на семейном обучении более ответственны, воспитаны и самостоятельны, чем учащиеся государственных школ. Тем самым авторы утверждают, что утверждать, что учащиеся на семейном образовании в большей степени подготовлены к жизни в обществе, они подчеркивали, что суть социализации не в умении общаться со сверстниками, а в развитых способностях жить в обществе и являться достойным ее членом [12, с .56].

Итак, стоит отметить, что вопрос социализации детей на семейном обучении достаточно спорный и не существует единого мнения.

Отметим, что, по мнению ряда исследователей Е.В. Слизкова, Е.С.Еганова, А.Н. Якунина, семейное образование более гуманно и положительно влияет на психическое здоровье ребенка по сравнению с обучением в общеобразовательной школе, где ребенок подвергается различным стрессам. Поскольку семейное обучение психологически более комфортно для учащегося, чем школьное.

7 стр., 3144 слов

Роль семьи в развитии ребенка

... ребенка. 3. Роли матери и отца в развитии ребенка Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье. От женской роли ...

Стоит отметить, что в семейном обучении нет многих негативных факторов, которые присутствуют в школе, например, часто учащиеся испытывают большой стресс от общения с теми детьми и педагогами, которые негативно настроены по отношению к нему. Также к сановным плюсам можно отнести то, что семейное образование позволяет эффективнее использовать время. Давно известно, что индивидуальное обучение значительно результативнее, чем групповое, при этом родители, зная своих детей, могут учитывать их сильные и слабые стороны. Можно организовывать углубленное изучение сложной темы, поскольку нет необходимости тратить много времени на легкую тему.

Итак, безусловный плюс семейного образования – это индивидуализация обучения, которая при этом главный минус заключается в том, что дети учатся работать самостоятельно, не взаимодействуя с другими, тем самым у детей не формируется навык сотрудничества и коллективного труда.

С целью сокращения негативных моментов и повышения эффективности семейного образования, существует так называемое психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье.

Проблема сопровождения отражена во многих исследованиях К.А.Абульханова-Славская, Е. И. Русина, С. М. Юсфин, В. К. Котырло. Под педагогическим сопровождением понимается метод, который обеспечивает создание благоприятных условий для принятия субъектом развития правильных решений [12, с. 31].

Педагогическое сопровождение, согласно мнению Н.П. Спириной, представляет собой процесс взаимодействия следующих функций, указанных на рисунке 1.

функция направления — сопровождать вместе с кем нибудь (спутник, охранник, указатель пути);

функция взаимодействия — сопровождать, то есть

напутствовать, выражать свое отношение к чему либо, кому-либо;

функция соучастия — принимать одновременное

Функции

участие в деятельности (музыкальное, жестовое и

сопровождения

другое сопровождение);

функция стимулирования — дополнять,

сопровождать;

функция совершенствования — украшать, усиливать

действие кого-либо, чего-либо.

Рисунок 1 – Функции педагогического сопровождения

В своей работе Н.Л. Коновалова дает такое определение педагогического сопровождения как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, которое направлено на разрешение жизненных проблем сопровождаемого [14, с. 32].

Г.В. Пичугина давала такое определение педагогического сопровождения как непрерывную деятельность, которая направлена на предотвращение трудностей [21, с. 30].

Итак, педагогическое сопровождение представляет собой целенаправленный процесс, который включает наблюдение, оказание поддержки, помощи, консультирования, наглядный показ, а также поощрениедеятельности детей в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение представляет собой умение педагога оказывать помощь без активного участия в самостоятельной деятельности детей, грамотное сопровождение в индивидуальном развитии [21, с. 9].

В то время как психолого-педагогическое сопровождение обучения в семье представляет собой систему совместной деятельности педагога и родителей, которая предполагает оказание помощи родителям в обучении детей. В том числе в совместной разработке содержания, методов, форм образовательного процесса, которые направлены на реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей и индивидуальных возможностей каждого ученика [21, с. 37].

16 стр., 7846 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

... что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы ...

Таким образом, в организации семейного образования перед родителями стоит задача не в том, чтобы заменить учителей, а в том, чтобы грамотно и правильно организовать весь процесс обучения. Для этого родители должны подобрать оптимальные методы и педагогические технологии, с целью организации качественного и современного образования. Сопровождение обучения младших школьников в семье предполагает оказание помощи родителям в организации образовательного процесса.

1.2. Социально-педагогические условия психолого-педагогического

сопровождения родителей обучающих младших школьников в семье

Педагогическое сопровождение — это многогранное явление, которое может быть осуществлено на различных уровнях: школы, родителей, социума, детских объединений, а также самой личности.

Ряд исследователей «сопровождение» толкуют как помощь школьнику, процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых (А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.), как действие субъектов воспитания, обучения, развития, саморазвития в целях оказания помощи, содействия в затруднительных ситуациях (М. И. Губанов), как помощь детям, имеющим проблемы в психическом развитии (Л. М. Фридман, А. И. Дубровина), как создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации первоклассников, изучение динамики развития начальной школы (Р. В. Овчарова) и др.

Особенность развития системы сопровождения заключается в необходимости решения современных задач образования. Главная задача педагога по сопровождению обучения младших школьников в семье заключается в создании всех необходимых условий, которые будут способствовать развитию и реализации всех возможностей личности учащегося и его дальнейшей успешной социализации в обществе. Очень важно знать, что воспитательные задачи, содержание и формы работы по сопровождению обучения младших школьников в семье отвечали требованиям образования.

Очень важно чтобы формы сопровождения обучения младших школьников в семье отвечали запросам, интересам, потребностям учащихся и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Главное в сопровождении обучения младших школьников в семье:

  • оказание помощи в подборе методов и средств для активизации саморазвития личности ученика;
  • оказание помощи в подборе методов и средств для развития творческих способностей ученика;
  • оказание помощи в подборе методов и средств для социализированности ученика;
  • оказание помощи в подборе методов и средств для развития навыков самостоятельной работы [18].

Итак, сопровождение обучения младших школьников в семье – «это целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств».

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, образование, ... Психология. М., 2006. 5.Столяренко А.М. Психология ... уровне ...

Главные задачи психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности;
  • нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основные направления работы попсихолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье:

  • профилактика;
  • диагностика;
  • консультирование;
  • развивающая работа;
  • коррекционная работа;
  • психологическое просвещение и образование.

В педагогической науке, кроме того, выделяют такие формы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье:

  • принцип совокупности педагогического наставления с развитием инициативы и самостоятельности родителей и учащихся;
  • принцип развития сознательности учащихся в образовательном процессе;
  • принцип сочетания уважения к личности учащихся и требовательности к его образовательным способностям;
  • принцип основания на положительных способностях ученика и его сильных качеств;
  • принцип совокупности требований, каксистемы современного образования, общества так и семьи и ребенка;
  • принцип совокупности педагогических действий;
  • принцип доступности и посильности;
  • принцип учета как возрастных, так и индивидуальных возможностей ученика;
  • принципы действенности результатов образования, воспитания и развития [18].

В основе психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье заложены следующие принципы, указанные на рисунке 2.

родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении

детей;

единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания

и обучения;

Принципы

помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так

и со стороны родителей;

знание педагогами и родителями воспитательных возможностей

коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного

потенциала в совместной работе с детьми;

постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и

образовательного учреждения, его промежуточных и конечных

результатов.

Рисунок 2 – Принципы психолого-педагогического сопровождения

обучения младших школьников в семье

Социально-педагогические условия психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье в первую очередь направлены на формирование мотивации к учению для каждого отдельного ученика. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности для эффективного развития и стимулирования познавательных интересов младшего школьника. Педагог, используя различные формы и методы психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье, создает благоприятные условия не только для обучения, но также для развития таких навыков как гражданственность, патриотизм, высоко-моральные принципы, навыков созидательного труда, социализированности, формирования демократической культуры, которая основана на особенностях каждой семьи и детей.

10 стр., 4807 слов

Проблемы и специфика организации дополнительного образования ...

... развития дополнительного образования, с.2). В связи с чем и определяется основная направленность, миссия дополнительного образования, в Концепции развития дополнительного образования, глава 1: «Концепция развития дополнительного образования детей (далее Концепция) направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной ...

В свое работе Л.М. Шипицына подчеркивала, что необходимо выстроить психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье поэтапно, по определенному алгоритму. Автор выделила такие этапы:

1. Диагностический этап. Цель данного этапа заключается в понимании сути проблемы родителей в семейном обучении, определения потенциальных возможностей решения данных проблем;

2. Поисковый этап. Цель данного этапа заключается поискенеобходимой информации о путях и способах решения проблемы родителей в семейном образовании, а также доведение этой информации до родителей, разработка условий для осознания информации родителям;

3. Консультативно-проективный этап. Цель данного этапа заключается в обсуждении с родителями возможных вариантов решения проблемы;

4. Деятельностный этап. Цель данного этапа заключается в достижении желаемых результатов;

5. Рефлексивный этап. Цель данного этапа заключается в осмысления результатов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучения младших школьников в семье[35].

Итак, успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье способствует получению таких результатов, представленных на рисунке 3. повышению компетентности родителей путём расширения психолого-педагогических знаний;

созданию условий для формирования навыков конструктивного взаимодействия и общения,

способствующих оптимизации детско-родительских отношений;

  • улучшению рефлексии своих взаимоотношений в семье;
  • выработке новых навыков взаимодействия;

развитию способности принимать, понимать и доверять друг другу, осознавать важность

родительского внимания и воспитания;

  • оказанию психологической поддержки родителям в воспитании и развитии ребёнка.

Рисунок 3 – Результаты успешно организованногопсихолого педагогическое сопровожденияобучения младших школьников в семье

Стоит отметить, что в качестве объекта психолого-педагогическое сопровождения может выступать как сами родители, семья в целом, а также группа семей. Психолого-педагогическое сопровождение обучения младших школьников в семье, как правило, представляет собой комплекс педагогических технологий направленных на оказание поддержки и помощи семье. Такая помощь реализуется черезорганизацию взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых, с целью изменения ценностно – смысловых ориентаций и установок всех субъектов сопровождения (учеников, родителей и педагогов), которая обеспечивает полноценное развитие детей младшего школьного возраста.

Главное условие для оказания помощи родителям в повышении их педагогической культуры с целью получения высокой результативности образования в семье – это активная совместная работа педагога и родителей. Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровожденияобучения младших школьников в семье поможет в создании условий успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к жизни в обществе, а также в преодолении причин, тормозящих это процесс.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности, учащихся необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, а роль психолого-педагогического сопровождения обучения младших школьников в семье в данном процессе очень важна и необходима.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня

готовности родителей, к осуществлению семейного образования

2.1. Выявление исходного уровня готовности родителей к

осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста

В данном параграфе проводится экспериментальное исследование, описываются методики диагностического исследования, приводятся критерии и описываются этапы исследования исходного уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.

В эксперименте принимали участие родители учеников 2 «В» в количестве 20 человек муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы №10 г. о. Тольятти. Родители были разделены на две группы (контрольная и экспериментальная) по 10 человек.

В соответствии с целями, задачами констатирующего эксперимента, для изучения уровня исходного уровня готовности родителей к становления семейного образования детей младшего школьного возраста были отобраны следующие диагностические задания, которые были адаптированы под исследование, представленные в таблице 1. Таблица1 — Диагностическая карта Критерии Показатели Диагностические задания Ценностно- положительные мотивы Анкета на выявление уровня мотивационный к семейному педагогической культуры компонент образованию родителей Когнитивный компонент знания о семейном Анкета «Мое мнение о школьной

образовании жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой) Эмоционально-волевой отношение к семейному Рисуночная методика для компонент образованию родителей «Как я представляю

своего ребенка в школе» (Е.П.

Аранаутова) Деятельностный готовность к семейному Насколько вы готовы быть компонент образованию родителем школьника» (Автор

А.Колеченко) Поведенческий определяет наличие Беседа для родителей «Мой компонент знаний о семейном

образовании ребенок» (Модифицированный

вариант О.И.. Бочкаревой)

Приведем описание проведенного исследования.

Диагностическое задание 1. Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.

Цель: положительные мотивы к семейному образованию.

Материал: диагностический инструментарий.

Ход проведения: родителям в индивидуальной беседе задают ряд вопросов на выявление мотивов готовности к семейному образованию.

Список вопросов:

1. Что вы знаете о семейном образовании?

2. Интересно ли вам семейное образование?

3. Готовы ли вы заниматься образованием ребенка самостоятельно?

4. Считаете сложным для вас семейное образование?

5. Какие положительные моменты вы видите в семейном образовании?

Ценностно-мотивационный компонент готовности родителей к становления семейного образования детей младшего школьного возраста был условно разделен на три уровня, механизм оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – родители обладают высоким уровнем педагогической культуры. Такие родители готовы к семейному образованию, читают много специализированной литературы, имеют высокие ценностные мотивы к семейному образованию.

Средний уровень (2 балла) – родители проявляют положительное отношение к семейному образованию, однако зачастую ценностный мотив проявляться не ко всем моментам образования в семье.

Низкий уровень (1 балл) – данный уровень отмечает негативное отношение к семейному образованию. Родители с низким уровнем ценностной мотивации отрицательно настроены на образование в семье.

Результаты данного диагностического задания представлены на рисунке 1.

Высокий Средний Низкий

60%

50%

30% 30%

20%

10%

ЭГ КГ

Рисунок 1 – Уровень положительных мотивов к семейному

образованию

Поученные результаты позволили выделить три уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.

Высокий уровень был выявлен у 2 родителей (20%) экспериментальной группы и у 1 родителя (10%) контрольной группы – такие родители обладают высоким уровнем положительных мотивов к семейному образованию. Такие родители готовы к семейному образованию, читают много специализированной литературы, имеют высокие ценностные мотивы к семейному образованию.

Средний уровень был выявлен у 5 родителей (50%) экспериментальной группы и у 6 родителей (60%) контрольной группы – такие родители проявляют положительное отношение к семейному образованию, однако зачастую ценностный мотив проявляться не ко всем моментам образования в семье.

Низкий уровень был выявлен у 3 родителей (30%) экспериментальной группы и у 3 родителей (30%) контрольной группы– такие родители негативно настроены к семейному образованию, они отрицательно настроены на образование в семье и не видит ни каких положительных моментов в семейном воспитании.

Диагностическое задание 2. Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка» (Е.П. Арнаутовой).

Цель: знания о семейном образовании.

Материал: диагностический инструментарий.

Ход проведения: родителям предлагается ответить на пять вопросов.

Список вопросов:

1. Что для вас означает образование?

2. Считаете ли вы, что обучение ребенка в школе зависит от семьи?

3. Готовы ли взять на себя обучение ребенка?

4. Любит ли ваш ребенок учиться?

5. Читаете ли вы книги об образовании?

Когнитивный компонент готовности родителей к становления семейного образования детей младшего школьного возраста был условно разделен на три уровня, механизм оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – родители обладают высоким уровнем знаний о семейном образовании. Таких родителей отличает повышенный интерес к обучению своего ребенка.

Средний уровень (2 балла) – родители проявляют интерес к получению знаний о семейном образовании, однако зачастую не знают, как повысить свои знания.

Низкий уровень (1 балл) – данный уровень отмечает негативное отношение родителей к получению знаний о семейном образовании.

Результаты данного диагностического задания представлены на рисунке 2.

Высокий Средний Низкий

60% 60%

30%

20% 20%

10%

ЭГ КГ

Рисунок 2 – Уровень знания родителей о семейном образовании

Поученные результаты позволили выделить три уровня готовности родителей к становления семейного образования детей младшего школьного возраста.

Высокий уровень был выявлен у 2 родителей (20%) экспериментальной группы и у 1 родителя (10%) контрольной группы – такие родители обладают высоким уровнем знаний о семейном образовании. Таких родителей отличает повышенный интерес к обучению своего ребенка.

Средний уровень был выявлен у 6 родителей (60%) экспериментальной группы и у 6 родителей (60%) контрольной группы – такие родители проявляют интерес к получению знаний о семейном образовании, однако зачастую не знают, как повысить свои знания.

Низкий уровень был выявлен у 2 родителей (20%) экспериментальной группы и у 3 родителей (30%) контрольной группы– такие родители негативно настроены к получению знаний о семейном образовании.

Диагностическое задание 3. Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе» (Е.П. Аранаутова).

Цель: отношение к семейному образованию.

Материал: диагностический инструментарий.

Ход проведения: родителям предлагается нарисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе» и после письменно ответить на четыре вопроса.

Список вопросов:

«1. Вы нарисовали свои ожидания или опасения?

2. Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?

3. Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?

4. Проявились положительные представления о школе?»

Эмоционально-волевой компонент готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста был условно разделен на три уровня, механизм оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – родители обладают высоким уровнем ответственности за образования ребенка, рисунок показывает внимательность к деталям, при этом видно, что родители не всегда положительно настроены на обучение в школе и заметен интерес к семейному образованию.

Средний уровень (2 балла) – родители ответственно относятся к образованию ребенка, рисунок показывает внимательность родителей к своему ребенку, однако заметно, что не всегда родители понимают процесс семейного образования.

Низкий уровень (1 балл) – родители не проявляют заинтересованности в образовании ребенка, рисунок показывает невнимательность к деталям, при этом видно, что родители настроены негативно на обучение в школе и заметен отрицательный настрой.

Результаты данного диагностического задания представлены на рисунке 3.

Высокий Средний Низкий

50%

40% 40%

30%

20% 20%

ЭГ КГ

Рисунок 3 – Уровень отношения к семейному образованию

Поученные результаты позволили выделить три уровня готовности родителей к осуществлению семейного образования детей младшего школьного возраста.

Высокий уровень был выявлен у 2 родителей (20%) экспериментальной группы и у 2 родителей (20%) контрольной группы – такие родители обладают высоким уровнем ответственности за образования ребенка, рисунок показывает внимательность к деталям, при этом видно, что родители не всегда положительно настроены на обучение в школе и заметен интерес к семейному образованию.

Средний уровень был выявлен у 4 родителей (40%) экспериментальной группы и у 5 родителей (50%) контрольной группы – такие родители ответственно относятся к образованию ребенка, рисунок показывает внимательность родителей к своему ребенку, однако заметно, что не всегда родители понимают процесс семейного образования.

Низкий уровень был выявлен у 4 родителей (40%) экспериментальной группы и у 2 родителей (40%) контрольной группы– такие родители не проявляют заинтересованности в образовании ребенка, рисунок показывает невнимательность к деталям, при этом видно, что родители настроены негативно на обучение в школе и заметен отрицательный настрой.

Диагностическое задание 4. Насколько вы готовы быть родителем школьника» (Автор А.Колеченко).

Цель: готовность к семейному образованию.

Материал: диагностический инструментарий.

Ход проведения: родителям предлагается ответить да или нет на 10 утверждений.

Список утверждений:

1. Мне кажется, дома мой ребенок будет учиться хуже других детей

2. Я опасаюсь, что мой ребенок дома не получить всех необходимых

знаний.

3. На мой взгляд, семейное образование непосильно для нашей семьи.

4. Я не уверенна, что смогу дать ребенку полноценное образование

дома.

5. Я считаю, что ребенок может хорошо учиться, если его учительница

  • это его мама.

6. Образование в школе не способно дать моему ребенку весь

необходимый набор знаний для современного человека.

7. Учителя в школе не имеют возможности индивидуального

заниматься с каждым ребенком.

8. Я не уверенна, что в школе могут найти подход к моему ребенку.

9. Я считаю, что дома ребенок не сможет социализироваться и

адаптироваться к жизни в обществе.

10.Семейное образование даст нам возможность больше уделить