Условия формирования у детей дошкольного возраста навыков правильного звукопроизношения
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.
Обычно все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 — 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.
Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.
Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
... физического развития детей раннего и дошкольного возраста. На протяжении всей работы будут решаться следующие задачи : 1) изучение возрастных особенностей физического развития детей раннего и дошкольного возраста; 2) исследование основных форм физического развития детей раннего и дошкольного возраста. физическое развитие ... к профессиональным качествам воспитателя дошкольного учреждения - он ...
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с — песенка водички, ж — жужжание жука, пчелы, р — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т.п.).
Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Pa, pa, pa — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).
Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон-дон).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
2.Обследование состояния звукопроизношения у детей
2.1 Методика проведения логопедического обследования
Для проведения обследования устной речи детей отводятся две первые недели сентября и две последние недели апреля . В апреле, как правило, логопед определяет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует списки к зачислению на логопункт.
Наиболее удобной формой обследования детей на логопункте является экспресс-обследование. Его результаты необходимо занести в журнал логопедического обследования.
Начало сентября — это период, наиболее удобный для проведения обследования речи детей старших и подготовительных к школе групп, уже зачисленных на логопункт, и детей, поступивших в детский сад.
По итогам обследования составляется список детей, нуждающихся в логопедической помощи, и оформляется Протокол по приему детей на логопункт. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта.
Также логопед заполняет карту состояния звукопроизношения детей группы, зачисленных на логопункт. Такая карта поможет более эффективно организовать занятия по коррекции звукопроизношения. В ней хорошо просматриваются идентичные нарушения звукопроизношения, позволяющие объединять детей в небольшие подгруппы. Тем самым увеличивается количество детей, которых вы успеваете обслужить, и сокращается количество индивидуальных занятий.
Главная цель логопедического обследования детей старших групп — выявление детей с задержкой речевого развития, дизартриков, детей с ОНР.
Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированное образовательное учреждение.
Обследование речи детей младших групп удобнее проводить в апреле-мае. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы.
Содержание работы учителя – логопеда с родителями по профилактике ...
... содержание работы логопеда в ДОУ с родителями по профилактике речевых нарушений. Объект: процесс взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей дошкольного возраста по профилактике у них речевых нарушений. Предмет: содержание логопедической работы учителя - логопеда с родителями по ...
Их родителям логопед объясняет особенности ребенка и рекомендует для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога).
Дети «группы риска» в обязательном порядке ставятся на учет к логопеду поликлиники.
Обследование детей средних групп также проводится в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц.
2.2 Журнал логопедического обследования
Сам журнал изготавливается из толстой тетради, которая разворачивается горизонтально. Логопед также может заносить результаты обследования в обычный классный журнал для педагогов школ.
Рекомендуется оставить свободное место на случай прихода в группу новых детей. В таком журнале хорошо видно состояние речи в динамике.
Обследуя детей младшего возраста, логопед обязательно должен отметить общий уровень речевого развития (норма, ЗРР, дизартрия, особенности анатомического строения органов артикуляции).
Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированное дошкольное учреждение, и определить детей для зачисления на логопункт. Обследование детей старшего дошкольного возраста проводится аналогично.
Преимуществом данного журнала является отсутствие необходимости ежегодно переписывать фамилии всех детей группы.
В примечаниях логопед делает отметки о переходе ребенка в другое учреждение, указывает дату зачисления или выпуска из логопункта, номер протокола, в котором зафиксирован факт зачисления (выпуска).
2.3 Речевая карта
На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заводится речевая карта, в которой фиксируются особенности речи ребенка (Анкетные данные, анамнез, раннее развитие, перенесенные заболевания, данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время, речь импрессивная, экспрессивная — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя, владеет ли раздернутой речью, письменная речь — чтение и письмо, логопедическое заключение).
2.3.1Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (2-4 года)
Анкетные данные:
Фамилия, имя ребенка ______________________________
Дата рождения, возраст _____________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть)___________
Домашний адрес__________________________________
Из какого ДОУ поступил___________________________
Решением медико-педагогической комиссии от_________протокол №_____принят на срок________
Заключение медико-педагогической комиссии__________
Дата заполнения речевой карты_________________
Логопед__________________________________________
Решением медико-педагогической комиссии от______ выпускается с __
(состояние речи)
в______________________________________________
(вид школы, дошкольного учреждения)
Ответственный за выпуск______
Члены МПК (фамилии логопедов)_______________________
ДЕТИ И ДЕНЬГИ: ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
... экономических представлений детей и подростков. Помимо общих социальнодемографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности: семейные ценности и установки, транслируемые детям ... при изучении экономической социализации взрослых и детей в бывших ... детей в возрасте 8, 11 и 14 лет [18] было показано, что дети ...
Анамнез:
Мать_______________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец______________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей _______________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________
От которой по счету беременности ребенок _______________________
Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)_________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_____________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_________
Когда закричал ребенок _______________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)______________________
Вес и рост ребенка при рождении_____________________________
Вскармливание: когда принесли кормить______________________
как взял грудь______________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания)___________
Грудное вскармливание до_____________
Когда выписались из роддома_____________
если задержались, то почему ________________
Раннее развитие:
Голову держит _________________________(в норме с 1,5 мес.)
Сидит________________________________ (в норме с 6 мес.)
Стоит_________________________________(в норме с И—12 мес.)
Ходит________________________________ (в норме с 1 года)
Первые зубы___________________________(в норме в 6—8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года __________________________________________
После года __________________________________________
До 3 лет _____________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие:
Гуление_______________ (в норме 2—3 мес.)
Лепет_______________________ (в норме от 4 до 8 мес.)
Характер лепета________________
Первые слова__________________(в норме около года)
Первые фразы____________________(в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_____________
Использование жестов_________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________________
Занимались ли с логопедом____________________________
с какого возраста_________________________________
Результаты логопедической работы______________________________
I. Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
Идеалы и нормы научного исследования
... идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня. Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного ... х добровольный мораторий американских биологов и генетиков на опасные исследования по изменению генетической конструкции организмов. с 2012 по 2013 год был мораторий на изучение ...
- а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
- б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
- в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
- г) индивидуальные особенности.
2. Состояние слухового внимания:
- а) дифференциация звучащих игрушек;
- б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3. Исследование зрительного восприятия:
- а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой — маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2—3 года — красный, синий, желтый, зеленый;
3—4 года — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы (с 3 лет):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:
- а) ориентировка в пространстве (вверху — внизу, впереди — сзади);
- б) складывание разрезных картинок (из 2—3 частей);
- в) складывание фигур из палочек по образцу (2—4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики — моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в стороны.
Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой).
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2—3 года:
- «покормить» куколку;
- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
- уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3—4 года:
- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
- рисовать круг, тело человека;
- складывать крупную мозаику.
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний (повторить за логопедом):
- Кукла плачет: а-а-а.
- Ребенок плачет: уа.
- Поезд гудит: у-у-у.
- Ослик кричит: иа.
- Мышка пищит: и-и-и
- Собака лает: ав
- Заблудились в лесу: ау
- Кошка мяукает: мяу
- Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Методы социального исследования
... социального измерения. Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных ... выступают представители различных социальных групп, деятельность которых ... социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры. динамика социальной ... заменим, когда речь идет об исследовании тех ...
Состояние звукопроизношения:
Гласные _______________
Согласные: _____________
[б], [п], [м] _____________
[в], [ф]______________
[д], [т], [н]______________
[г], [к], [х]_______________
[й]___________
свистящие _________________
шипящие_______________
аффрикаты ________________
[л], [л’] _______________
[р], [р’], _______________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата (отметить наличие и характер аномалий в строении):
- а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
- б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
- в) челюсти;
- г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
- д) твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
- е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
- ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).
Состояние речевой моторики:
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
- (Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):
- а) губы — «улыбка» — «трубочка»;
- б) язык — широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
- в) мягкое нёбо — широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
- а) наличие или отсутствие движений;
- б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
- в) объем движений (полный, неполный);
- г) способность к переключению от одного движения к другому;
- д) замены движений;
- е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
- ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет):
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).
Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное).
Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2. Характеристика голоса:
- а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
- б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
- в) атака голоса (мягкая, твердая);
- г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
3. Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста ...
... значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.; 4) неточность употребления слов. Задачи: 1) изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого ...
- а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
- б) ритм (нормальный, аритмия);
- в) паузация (правильная, нарушенная — деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
- г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол — стул,
косы — козы;
папа — баба,
горка — корка;
точка — дочка,
миска — мишка.
2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
- а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
- б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка — чашки, гриб — грибы, кукла — куклы, мяч — мячи).
3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п.).
4. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом — домик, ложка — ложечка, мяч — мячик, кукла — куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
- а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);
- б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);
- в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
Стол — столы
Рука — руки
Мяч — мячи
Шар — шары
Глаз — глаза
Кукла — куклы
б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». — «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);
- в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): Это хвост кого? — Лисы. Это сумка кого? — Мамы. Это машинка кого? — Мальчика. Это уши кого? — Зайца;
- г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар — красный, карандаш — синий, машина — красная, чашка — синяя);
- д) употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами не, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей ...
... связной речи детей-дошкольников. Задачи исследования : 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 2. Провести диагностику и определить уровни развития связной речи детей. 3. Подобрать и систематизировать дидактические игры и упражнения для развития связной речи детей ...
стол — столик
ложка -…
нос — …
кукла — …
дом — …
кровать — …
VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Дата ________________
Логопед______________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР________________
Невропатолог_______________
Психоневролог__________________
2.3.2 Схема обследования ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Анкетные данные:
Фамилия, имя ребенка ______________________________
Дата рождения, возраст _____________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть)___________
Домашний адрес__________________________________
Из какого ДОУ поступил___________________________
Решением медико-педагогической комиссии от_________протокол №_____принят на срок________
Заключение медико-педагогической комиссии__________
Дата заполнения речевой карты_________________
Логопед__________________________________________
Решением медико-педагогической комиссии от_____ выпускается с __
(состояние речи)
в______________________________________________
(вид школы, дошкольного учреждения)
Ответственный за выпуск______
Члены МПК (фамилии логопедов)_______________________
Анамнез:
Мать_______________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец______________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей _______________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников________
От которой по счету беременности ребенок ________________________
Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции)_________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_________
Когда закричал ребенок ________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)______________________
Вес и рост ребенка при рождении_____________________________
Вскармливание: когда принесли кормить______________________
как взял грудь______________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания)___________
Физическое и психическое развитие ребенка (от рождения до 6 лет)
... Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании деятельности органов и тканей. интенсивности Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни. Если при рождении длина тела ребенка ... двигательным режимом, наличием заболеваний и т.д. Показатели длины тела и соотношение длины и массы положены в основу оценки физического развития ребенка. Дети у которых масса тела ...
Грудное вскармливание до_____________
Когда выписались из роддома_____________
если задержались, то почему ________________
Раннее развитие:
Голову держит _________________________(в норме с 1,5 мес.)
Сидит________________________________ (в норме с 6 мес.)
Стоит_________________________________(в норме с И—12 мес.)
Ходит________________________________ (в норме с 1 года)
Первые зубы___________________________(в норме в 6—8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года __________________________________________
После года __________________________________________
До 3 лет _____________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие:
Гуление_______________ (в норме 2—3 мес.)
Лепет_______________________ (в норме от 4 до 8 мес.)
Характер лепета________________
Первые слова__________________(в норме около года)
Первые фразы____________________(в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)_____________
Использование жестов_________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________________
Занимались ли с логопедом____________________________
с какого возраста_________________________________
Результаты логопедической работы______________________________
Исследование неречевых психических функций