Словесные, наглядные, практические |
||
Логика обучения |
Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические |
|
Дидактические задачи |
Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала; методы учебной работы по применению знаний на практике выработке умений и навыков; методы закрепления изучаемого материала; метод проверки и оценки ЗУН |
|
Дидактические цели |
Методы организации и осуществления учебно-познавательно деятельности; методы контроля и самоконтроля в обучении; методы стимулирования и мотивации |
|
Характер деятельности обучаемых |
Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский |
|
Методы обучения по источникам получения учебной информации
Метод |
Назначение |
Деятельность обучающего |
Деятельность обучаемого |
||
словесные |
Рассказ Беседа Дискуссия Лекция Работа с печатными источниками [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/na-temu-pedagogicheskie-umeniya/ |
Сообщение учебной информации при помощи слова (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, выявлению признаков; определение исходных позиций в анализе объектов и процессов |
Восприятие и осмысление получаемой информации, выполнение различных записей, зарисовок, чертежей, схем, работа с дидактическими материалами, предъявляемым обучаемым |
|
наглядные |
Метод иллюстрации (показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин) Метод демонстрации (приборов, опытов, диафильмов) |
Сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые |
Наблюдение за демонстрациями, которые проводит сам учитель или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем |
|
практические |
Упражнение Практическая работа Лабораторная работа Решение задач |
Получение информации на основании практических действий, выполненных обучающим или обучаемым в процессе практических работ |
Постановка основного вопроса, подлежащего изучению, на основании полученных данных из различных наглядных источников |
Осмысление своих практических действий и действий обучающего, выполнение различных записей, зарисовок, схем |
|
Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся
Метод и его назначение |
Деятельность обучающего |
Деятельность обучаемого |
|
Традиционное обучение — процесс передачи известных готовых знаний |
|||
Объяснительно-иллюстративный Организация усвоения информации обучаемыми и обеспечение ее успешного восприятия |
Сообщение учебной информации различными средствами: использование беседы, различных пособий, кино- и диафильмов, опытов и т.д. |
Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации |
|
Репродуктивный Формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний |
Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций и программированного обучения |
Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий |
|
Проблемное обучение — процесс активного поиска и открытия учащимися новых знаний |
|||
Проблемного изложения Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения |
Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемыми, их постановка в процессе проведения опыта |
Прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего |
|
Частично-поисковый Постепенная подготовка к самостоятельной постановке и решению проблем |
Подведение обучаемых к постановке проблемы, нахождению доказательств, выводов из приведенных фактов и т.д. |
Активное участие в эвристических беседах, овладение приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы |
|
Исследовательский Обеспечение организации поисковой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем |
Предъявление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий |
Освоение обучаемыми приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения |
|
Методы устного изложения знаний учителем:
- рассказ — повествовательно-сообщающее изложение изучаемого материала с использованием приемов активации;
- объяснение — анализ, пояснение, истолкование и доказательство положений изученного материала;
- лекция — устное изложение в течение продолжительного времени значительного по объему материала;
— беседа — путем умело поставленных вопросов побуждать к рассуждениям и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и к самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.
Вопрос 2. Характеристика педагогических умений
Ответ:
В 1993 году А.К. Маркова выявила и описала десять групп педагогических умений. Рассмотрим содержание данной модели.
Первая группа включает в себя следующий ряд педагогических умений. Преподаватель должен уметь:
- увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса;
- изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;
- конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдаленные результаты решения подобных задач.
Вторую группу педагогических умений составляют:
- работа с содержанием учебного материла;
- способность к педагогическому истолкованию информации;
- формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;
- изучение состояния психических функций учащихся, учет учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;
- умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;
- умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учащихся и учителя.
Третья группа педагогических умений относится к области психолого-педагогических знаний и их практического применения. Преподавателю следует:
- соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
- уметь создавать планы развития своей педагогической деятельности.
Четвертая группа умений — это приемы, позволяющие поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению.
Пятая группа умений включает в себя приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. К ним относятся:
- умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
- способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
- умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);
- владение приемами риторики;
- использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
- преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Шестая группа умений. Это умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, то есть реализация и развитие педагогических способностей; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер; осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочнению своей позитивной Я-концепции.
Седьмая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных.
Восьмая группа умений представляет собой определение характеристик знаний, полученных учащимися в период учебного года; умение определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года; умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа умений — это оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников; умение распознать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников; способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков, умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт личности.
Десятая группа умений связана с интегральной, неотъемлемой способностью учителя оценить свой труд в целом.
Речь идет об умении увидеть причинно-следственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами. Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма, результативности своей деятельности, от частного к целому.
Следует обратить внимание на то, что четвертая и пятая группа умений входят в сферу проблематики педагогического общения. Шестая и седьмая группа сопряжены с проблематикой социально-педагогической психологии личности (педагога и учащегося).
Вторая, девятая и десятая группы умений связаны с областью педагогической, девятая и десятая группа умений связаны с областью социальной перцепции, социально-педагогического восприятия или, точнее, с социально-когнитивной (социально-познавательной) педагогической психологии (А.А.Реан).
Десятая группа умений соотносится в основном с проблематикой самопознания, саморефлексии в личности и деятельности учителя, которая непосредственно связана с вопросами познания педагогом личности учащегося. прием обучение практический познавательный
Вопрос 3. Соотнесите нижеследующие формы и виды учебных занятий по педагогике с конкретными этапами тематического блока
Ответ:
1-й этап |
2-й этап |
3-й этап |
|
Введение в тему |
Конкретизация и углубление знаний |
Систематизация и обобщение |
|
Тематическая экскурсия |
Лабораторное занятие по учебнику |
Обзорная лекция |
|
Тематическая лекция |
Практическое занятие по развитию познавательных умений |
Семинар обобщения с элементами изучения нового материала |
|
Тематический семинар |
Практическое занятие по решению познавательных задач |
Лабораторное занятие по документам |
|
Воображаемое путешествие |
Урок-суд |
Обзорная экскурсия |
|
Видеоурок |
Модульный урок |
||
Урок-дискуссия |
«пресс-конференция» |
||
Урок-спектакль |
Урок-аукцион |
||
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/na-temu-pedagogicheskie-umeniya/
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М., 1994.
3. Шацкий С.Т. Школа для детей или дети для школы // Избр.педагог.соч. В 2-х т. М., 1980.
4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.