Ложь в подростковом возрасте

Контрольная работа

Объект исследования: ложь в жизни современного подростка

Предмет исследования: распространение лжи в подростковой среде

1.1 Цель, задачи, предмет, объект исследования, гипотеза

Цель работы: изучение факторов провоцирующих подростка на обман

Задачи:

1.Определить объекты.

2.Выявить причины и ситуации, толкающие подростка к искажению действительности.

3.Определить морально нравственные аспекты поведения в ситуациях провоцирующих

подростка на обман.

Гипотеза:

1. Обман для подростка — один из способов избежать сложных ситуаций.

2. Люди из окружения подростка часто сами провоцирует на обман

3. Ложь не редкое явление в подростковой среде

1.2 Обзор литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/loj-podrostka/

В рамках обзора литературы рассмотрены определения лжи в высказываниях Платона, Гегеля, Канта, блаженного Августина, В.И. Даля, В.В. Зеньковского, В.В. Знакова, Пола Экмана.

Вопрос о лжи и правде имеет вечное значение для человека. В структуре морально-нравственных категорий ложь преимущественно рассматривается как негативное явление. Различные проявления лжи, обмана, неправды постоянно обнаруживаются в актах внутриличностного и ситуациях межличностного общения, в социальных и межгрупповых отношениях.

Отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Платон, Гегель и др.), для других она была моральным грехом (Аврелий Августин, И.Кант и др.).

Наиболее распространено в европейской культуре определение Блаженного Августина: ложь — это сказанное с желанием сказать ложь. Основное отличие лжи от обмана заключается в том, что она всегда основана на вербальном или невербальном намеренно неистинном, лживом утверждении. Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении выражает другое. Цель лжеца — передать ложное сообщение.

В толковом словаре В.И.Даля находим следующее определение: «Ложь — то, что солгано, слова, речи, противные истине. Лгать -врать, говорить или писать ложь, неправду, противное истине».

Психологи несколько иначе определяют ложь: «ложь — феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей;…ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющей целью вести реципиентов в заблуждение; как правило, ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях» [Психологический словарь, 1998, с. 189].

13 стр., 6230 слов

Распознание лжи и обмана

... исследователь Дюпра и ряд других исследователей уделяли анализу феномена лжи достаточно много внимания. В наше время основные исследования лжи, причины ее порождающие и формы проявления становились предметом изучения ... ситуации (сокрытие правды). Ложь, по мнению Экмана, может иметь оправдание, а может и не иметь его. Лжец может не лгать. Обман -- действие умышленное; лжец всегда обманывает ...

В книге «Психология детства» русский философ и психолог В.В. Зеньковский (1996, с.215) пишет: «Под ложью мы должны разуметь заведомо лживые высказывания с целью кого-либо ввести в заблуждение: мы имеем здесь три основных момента, одинаково необходимых для того, чтобы была возможность говорить о лжи, ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно, и, наконец, стремление придать заведомо ложной мысли вид истины, стремление ввести кого-либо в заблуждение».

Очень хорошее определение лжи и обмана даёт В.В. Знаков[18]: Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности. Ложь — это раздвоение человека. И как всякое раздвоение — неприятно и приносит человеку страдание. Раздвоение вносит тревогу, ослабляет физические силы, пагубно действует на нервную систему. Лживость — не первоначальное состояние человека, естественный человек правдив, мир лжи и выдумки ему неизвестен. Ложь — это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь — это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды:

В книге Пола Экмана «Психология лжи» ложь определяется как действие, которым один человек вводит в заблуждение другого. Он выделяет три основных вида лжи:

1. Умолчание или сокрытие реальной информации. Человек не выдаёт искажённой информации, но и не говорит реальной.

2. Искажение реальной информации — это когда нам вместо реальной информации преподносят обман, выдавая его за правду, и тем самым, вводя нас в заблуждение.

3. Сообщение правды в виде обмана. Человек говорит правду так, что у собеседника складывается впечатление, что он лжет, и истинная информация не принимается

Существуют также виды детской лжи по Ст. Холл:

1. «Героическая» — это ложь является «средством для благородных целей».

2. «Партийная» — это когда ребенок лжет вследствие своих личных отношений (симпатии или антипатии) кому-либо.

3. «Эгоистическая», продиктованная какими-либо личными интересами.

4. «Фантастическая», когда ребенок выдумывает из чистой любви к выдумке.

5. «Патологическая», в основе лежит потребность обманывать себя и других, возбуждать себя вымышленными историями

Среди признаков лжи можно выделить:

  • Утечку информации — лжец нечаянно выдаёт себя противоречий информацией.
  • Информация о наличии обмана — лжец своим поведением выдаёт лишь то, что он говорит неправду, но истинная информация по-прежнему не известна.

Зная, что нам лгут, мы не всегда можем сказать, что именно от нас пытаются скрыть.

Пол Экман и И.Вагин хорошо описали, какими бывают виды, признаки лжи, как отличить правду от обмана, а так же как можно научиться ставить психологическую защиту, чтобы не попасть в ловушку лжеца. У этих авторов можно узнать, как по мельчайшим проявлениям поведения людей можно не только распознать ложь, но и узнать скрываемые намерения или информацию.

3 стр., 1308 слов

Визуализация как эффективный метод представления информации в сознании человека

... воспроизводит человек из памяти, представляют собой сжатый вариант ранее полученной информации, сохраняя при этом ее первоначальную структуру [5]. По мнению А. А. Вербицкого, «процесс визуализации - ... 4. Манько Н. Н. Когнитивная визуализация дидактических объектов в активизации учебной деятельности // Известия алтайского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2009. № 2. 24 с. ...

Анализ литературы по данному вопросу показал:

  • Отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных, для других она была моральным грехом
  • Отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания.
  • Ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития — от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и т. д.
  • Если подвести итог понимания признаков присутствия или отсутствия лжи, то можно утверждать, что ключевыми характеристиками лживости
  • считаются искажение истины, сознательность намерения
  • ввести в заблуждение и вера говорящего в ложность утверждения.

Изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. В российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и идеалов у молодежи.

Глава II

2.1 Методика и тактика исследования

Методы исследования.

Исследование проводилось с помощью:

  • анализа литературы по данной проблеме;
  • анкетирования подростков.

Базой исследования стали подростки МОУ «СОШ №19» Опрошено 89 старшеклассников. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Бланк анкеты и опросника см. в приложении

2.2 Анализ полученных данных

Итак, присутствует ли обман в жизни современного подростка? Часто ли подростку приходиться прибегать к искажению истинной информации?

Полученные в ходе исследования данные показали:

Большинству подростков приходиться прибегать к обману как минимум несколько раз в неделю (74%, 16%).

Есть и те, кто превысил недельную планку и обманывает каждый день (34%, 14%) Правдолюбцев оказалось 16%, причем это представители мужского пола. Еще одна категория респондентов прибегают к обману, но успокаивают себя тем, что не делают это часто (34%, 12%).

Таким образом, жизни ложь в жизни современного подростка занимает достойное место. Большая половина подростков достаточно часто прибегает к обману. Девочки склонны обманывать чаще.

Кто же становиться жертвой подросткового обмана. Кому современный подросток предпочитает «навешивать лапшу на уши»

Итак, полученные данные свидетельствуют — объектами подростковой лжи являются: друзья, педагоги, родители, любимый человек. Процентное соотношение количества случаев, с которой данные категории подвергаются обману со стороны подростков не одинаково. На первом месте родители. На эту категорию приходиться 30% обманов мальчиков и 36% обманов девочек. Таким образом, значительная часть подростков призналась, что не прочь ввести маму с папой в заблуждение. Второе место занимает категория — друзья на нее приходиться 24% и 32%. На третьем месте педагоги (24%, 26%).

33 стр., 16135 слов

Особенности социализации подростка в семье

... тема курсовой работы: « Социализация подростка в семье». Целью курсовой работы является исследование социализации подростка в семье. семья подростковый возраст социализация Объектом исследования является процесс социализации подростка в семье. Предмет исследования: социализация подростка в семье. Гипотеза исследования предполагает, что семья влияет на процесс социализации подростка. Задачи: ...

И незначительная часть процентов приходиться на категорию любимый человек (18%, 6%)

Анализ данных показал, что жертвами подросткового обмана являются люди из близкого окружения. Те, с которыми подростку приходиться сталкиваться ежедневно: родители, педагоги, друзья, любимый человек. Самой уязвимой категорией в аспекте искажения действительности являются родители.

Какие ситуации провоцируют подростка на обман? Мы предполагаем, что они различны для всех вышеуказанных категорий. Начнем с родителей.

Процентное соотношение ситуаций указанных подростками показала. Значительную долю занимают проблемные ситуации в школе (40%).

Подросток идет на обман, когда необходимо скрыть школьные промахи и неудачи.

Следующий кусок диаграммы — ситуации, которые возникают, когда подросток сам планирует свой досуг. Подростки считают, что их варианты проведения досуга не найдут отклика в родительской душе и предпочитают слукавить. Например, назвав уличную тусовку таким словосочетанием как — «мы вместе сделаем алгебру»….

Одинаковое количество процентов (8%) набрали такие ситуации, провоцирующие подростка на обман как: денежные траты, наличие сексуальных контактов и вредных привычек (алкоголь, сигареты)

Анализируя причины толкающие подростка обмануть своих родственников можно заключить следующее. Обманывают во-первых чтобы не огорчить и не расстроить маму с папой, во-вторых многие бояться наказания за свои проступки, в третьих обман зачастую единственная возможность для подростка сделать то — что хочется и не находит родительской поддержки.

Вывод: Подростки подвергают обману своих родителей в ситуациях не вызывающих родительского одобрения. В свою очередь родители очень часто сами провоцируют подростка на обман, неадекватно реагируя на неудачи и промахи, программируя поведение своего ребенка исходя из личных приоритетов, а не желания детей, наказывая за проступки.

В каких ситуациях подросток обманывает своих друзей.

Анализ полученных данных распределил ситуации на 4 группы: наличие других друзей 44%, способы проведения досуга 34%, ситуации связанные с проблемами личного плана 12%, ситуации подготовки сюрпризов 8%.

Итак, подростку приходиться идти на обман друга, если он завел дружеские отношения с кем-то еще. Большинство подростков выказывают собственнические инстинкты, не хотят делить дружбу на троих.

Обман сопровождает ситуации, когда друзья предпочитают проводить свободное время по-разному, не находя компромиссов.

Друзей обманывают, когда пытаются скрыть глубоко личные переживания, в ситуациях, когда можно довериться только самому себе.

Анализируя причины можно прийти к выводу: обман сопровождает дружеские отношения собственнического, бескомпромиссного характера, лишенные доверия и понимания. Подросток, вместо того чтобы выстроить взаимоотношения прибегает к обману. Закон жизни суров — дружба, построенная на лжи не долговечна. Варианты ответов на вопрос «Когда вы обманываете педагога» распределили ситуации на три группы: опоздание в школу, пропуск уроков, невыполненное задание.

25 стр., 12155 слов

Формирование здорового образа жизни у подростков в семье

... подростков Определить здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление Рассмотреть функции семьи по формированию здорового образа жизни подростков. Выявить этапы организации экспериментальной работы. Разработать и реализовать программу по формированию здорового образа жизни у подростков в семье. Анализировать полученные результаты сформированности здорового образа жизни у подростков ...

Анализ полученных данных показал: подросток прибегает к обману учителя по одной простой причине — дабы избежать плохих оценок и не накликать на себя педагогический гнев. Лень и обман сопровождают друг друга. Часто подростку легче уговорить свою совесть на ложь, чем вовремя и качественно приготовиться к уроку. В свою очередь сам педагог, задавая извечный вопрос «Почему ты опоздал?» заведомо ставит себя в ситуацию обмана.

Таким образом, современный подросток находит массу ситуации и причин для обмана. Не редко обман для подростка — самый легкий способ избежать трудностей и неприятностей.

В этом интересен нравственный аспект. Как же подросток договаривается со своей совестью, когда пытается представить ситуацию в выгодном для себя свете. Какие чувства, эмоции сопровождают подростка-лгуна?

Анализ показал: во-первых — стыдно(46%) и гложет чувство вины (38%), во-вторых, страшно (21%).

Есть среди подростков и стойкие обманщики (21%), они лгут со спокойным сердцем, оставаясь невозмутимыми и равнодушными. Кто-то стесняется, когда говорит неправду, кто-то испытывает раздражение «Ну надо же опять приходиться лгать!». Ну а 5% это верх мастерства лгут и насмехаются над тем, кого обманывают.

Таким образом, палитра чувств окрашена в темные тона, подростку в роли обманщика приходиться преодолевать кучу негативных эмоций. Лишь четверть опрошенных смогла договориться со своей совестью.

Наше исследование позволило посмотреть на проблему распространения лжи в подростковой среде и с другой стороны. Обманывая других сам волей — неволей становишься жертвой обмана. Как часто подросток стоит по другую сторону, находиться в роли обманываемого.

Анализ данных показал: подростки сами довольно часто становятся жертвами обмана. Одна доля опрошенных, в которой большинство принадлежит мальчикам, становиться объектом для обмана либо нескольких раз в неделю, либо ежедневно. Вторая доля, в которой большинство девушки сталкивается с обманом — редко (16%, 24%) либо предпочитает оставаться в неведении на этот счет. (6%, 24%)

Таким образом, практически все подростки становились жертвами обмана. Девушки склонны считать, что подвергаются обману реже, чем мальчики.

Кто же, по мнению подростка, те люди, которые решаются ввести их в заблуждение?

Анализ полученных данных показал: современный подросток уверен, что довольно часто подвергается обману своих друзей (64%), любимого человека (18%).

Родители так же обманывают подростка, но не часто, а в исключительных случаях. Определенный кредит доверия современный подросток выдает педагогу. Большая часть (74%) слышит из уст учителя правду и только правду.

Подростки признаются, что почувствовать обман на себе не легко. Шквал негативных эмоций обрушивается на плечи старшеклассника: обида (38%), ненависть (20%), досада (18%), раздражение (9%), грусть (95)

На чем основана уверенность подростка. Как он выявляет лгунов отделяя правду ото лжи. Во-первых, обманщик обнаруживает себя не обычным поведением (смущается, краснеет, запинается, отводит в сторону глаза….).

Во-вторых, на свете много доброжелателей, которые готовы сказать правду (18%) Тем или иным образом зачастую ложь раскрывается. Определенную роль играют и факты(32%) , которые играют против обманщика. Если подросток решиться посмотреть им в лицо — обман раскрывается. Полученные данные говорят и о том, что в 12% случаев обманщик сам признается в искажении информации.

33 стр., 16197 слов

Работа с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования

... Результаты исследования, а также разработанная программа работы с трудными подростками могут быть использованы социальными педагогами, педагогами и психологам в учреждениях дополнительного образования. База исследования Дипломная работа состоит из введения, двух глав, ...

Таким образом, большинство подростков часто испытывают обман на себе. Подростка обманывают друзья, любимые, родители. Лишь в педагоге старшеклассники уверены на 90%. Подростку в подобных ситуациях трудно справиться с негативными эмоциями: обидой, раздражением, ненавистью. Но, не смотря на это, каждый пытается уличить обманщика и вывести его на чистую воду. Для этого в арсенале подростка свои методы: анализ поведения, фактов, другие источники информации.

Заключение

  • Отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей, для других она была моральным грехом.
  • Отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания.
  • Ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития — от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и т. д.

— Если подвести итог понимания признаков присутствия или отсутствия лжи, то можно утверждать, что ключевыми характеристиками лживости считаются искажение истины, сознательность намерения ввести в заблуждение и вера говорящего в ложность утверждения.

— Изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. В российской психологии отмечается нарастание интереса к проблеме лжи, в первую очередь, в контексте формирования нравственных ценностей, жизненных ориентиров и идеалов у молодежи.

  • Ложь в жизни современного подростка занимает достойное место. Большая половина подростков достаточно часто прибегает к обману. Девочки склонны обманывать чаще.

— Жертвами подросткового обмана являются люди из близкого окружения. Те, с которыми подростку приходиться сталкиваться ежедневно: родители, педагоги, друзья, любимый человек. Самой уязвимой категорией в аспекте искажения действительности являются родители.

— Подростки подвергают обману своих родителей в ситуациях не вызывающих родительского одобрения. В свою очередь родители очень часто сами провоцируют подростка на обман, неадекватно реагируя на неудачи и промахи, программируя поведение своего ребенка исходя из личных приоритетов, а не желания детей, наказывая за проступки.

  • Обман сопровождает дружеские отношения собственнического, без компромиссного характера, лишенные доверия и понимания. Подросток, вместо того чтобы выстроить взаимоотношения прибегает к обману.
  • Современный подросток находит массу ситуации и причин для обмана. Не редко обман для подростка — самый легкий способ избежать трудностей и неприятностей.
  • Подростку в роли обманщика приходиться преодолевать кучу негативных эмоций. Лишь четверть опрошенных смогла договориться со своей совестью.
  • Практически все опрошенные подростки становились жертвами обмана. Девушки склонны считать, что подвергаются обману реже, чем мальчики.

— Большинство подростков часто испытывают обман на себе. Подростка обманывают друзья, любимые, родители. Лишь в педагоге старшеклассники уверены на 90%. Подростку в подобных ситуациях трудно справиться с негативными эмоциями: обидой, раздражением, ненавистью. Но, не смотря на это, каждый пытается уличить обманщика и вывести его на чистую воду. Для этого в арсенале подростка свои методы: анализ поведения, фактов, другие источники информации.

91 стр., 45345 слов

Взаимосвязь черт личности с отношением к своей и чужой лжи

... родителей по созданию условий в семье, обеспечивающих процесс формирования установки на правдивое поведение. Апробированные методики могут применяться в индивидуальных консультациях при решении внутриличностных, межличностных проблем. ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЖИ В ...

В той или иной форме обман сопровождает нас всю жизнь. Сначала нас обманывают родители, объясняя нам маленьким и доверчивым, что нас нашли в капусте или принес аист. Дальше больше: обманывают близкие и друзья, родственники и соседи… Обманываем и мы. Постепенно обман становиться почти нормой жизни, но почем то жертвой обмана становиться не хочется ни кому.