Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношения управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».
Одно из важных качеств эффективного лидера — это умение строить отношения с группой (коллективом), с конкретным человеком (индивидуальные отношения) и с самим собой (развивать собственные качества характера).
Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия «лидерства» в менеджменте, а также выявление основных личностных качеств лидера.
Задачи контрольной работы:
- раскрыть сущность формального и неформального лидерства;
- рассмотреть основные лидерские качества на примере двух классификаций;
- выявить отличия лидера от менеджера;
- показать уникальность и значимость работы руководителя как лидера организации;
- изложить выводы и рекомендации по повышению эффективности процесса руководства.
При подготовке контрольной работы было использовано 10 информационных источников.
1. Сущность лидерства
Слово «лидер» (англ. Leader) многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером).
«Организация внеклассной работы по иностранному языку»
... экскурсий, домашних работ учащихся во внеклассной работе по иностранному языку; Методы исследования - теоретический анализ педагогической литературы; - систематизация материалов по структурным (системным) компонентам внеклассной работы по иностранному языку; - классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку; Структура курсовой работы: Работа состоит из ...
В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя и подчиненных, ситуацией.
Лидерство — управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
- проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
- достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации;
- уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
- видение ситуации в целом;
- способность к коммуникациям;
- доверие сотрудников;
- гибкость при принятии решений.
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.
1.1 Отличительные черты и качества лидера
Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.
Первые исследования пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от людей, которые не становились лидерами.
В начале XX века американский социолог Э. Богардус перечислил десятки качеств, которыми должен обладать лидер, — чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он считал, что лидером человека делают прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер.
Его соотечественник Р. Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, назвал уже 124 черты лидерства. Он пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем окружающие его люди. Однако ему возразили: мол, в бизнесе превосходящий других ум — вовсе не обязательный фактор успеха. Немалую роль играют другие черты, например, целеустремленность.
Теория лидерских качеств
... лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей ... мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, ... отношениями. Так, если взять в качестве примера директора завода, по должности ... на других людей и вести их за собой. Теория лидерства пытается ...
Не только культуры и исторические эпохи, но и социальные классы, слои, группы, общности требуют лидеров, обладающих различными качествами. Одни качества необходимы капитану футбольной команды, другие — руководителю научного коллектива, третьи — партийному лидеру.
Немаловажное значение имеют физические качества, к которым относят рост человека, его вес, сложение или фигуру, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права стать в ней лидером.
История свидетельствует, что люди маленького роста вырастали до очень больших исторических размеров, т.е. становились очень влиятельными фигурами мировой истории, как, например, Наполеон.
1.2 Примеры классификаций личностных качеств эффективного лидера
В современной теории менеджмента существует огромное количество различных теорий и классификаций основных качеств эффективного лидера. В данной контрольной работе для более широкого раскрытия темы приведём примеры двух из них.
Основные качества лидера для эффективного руководства
согласно теории проверенной временем:
1. Дисциплина. Это сердцевина развития себя как руководителя. Дисциплина требует принятия решений. Дисциплина означает послушание и установление жесткого порядка в своей жизни. Самодисциплина — её наивысшая форма. Необходимо прислушиваться к советам знающих людей и следовать наивысшим жизненным принципам. Этот мир нуждается в дисциплинированных людях. Только само-дисциплинированные люди имеют право дисциплинировать других.
2. Видение. У лидера должно быть направляющее видение. Люди с видением никогда не плывут по течению. Они всегда создают свои собственные обстоятельства. Лидер это человек, который видит дальше всех остальных, потому что ему дано больше света. Лидеру, чтобы не сбиться с пути, необходимы такие личностные качества как стойкость, решительность и целеустремлённость. Некоторые люди имеют видение, но не имеют воли, чтобы воплотить его в жизнь. Видение без конкретного задания творит мечтателей, а задание без видения — скучная работа. Видение — взгляд в будущее, понимание своей цели в жизни. Это подобно законченному изделию, которое вы должны сделать. Многие люди идут по жизни, не имея ни малейшего представления, куда они попадут в конце. Видение — это источник дисциплины и мотивации.
3. Мудрость. Мудрость более драгоценна, чем бриллианты. Она более важна, чем научные достижения. Мудрость — способность эффективно использовать знания. Мудрость состоит из рассуждения, различения, проницательности, интуиции, предвидения. Мудрость оберегает знания от неправильного использования. Господь ищет мудрых руководителей.
4. Решительность. Лидер должен быть решительным и принимать на себя ответственность за результаты своих решений. Лидер обучает последователей своим примером.
5. Сила Духа. Лидер должен быть смелым. У многих людей вообще отсутствует сила духа. Они не проходят испытания различными искушениями: жадность, вожделение, гнев, страх и др. У них нет самоконтроля. Лидер должен встречать опасности и трудности твердо, без страха и депрессии. Никогда не поступаться своей моралью ради личной выгоды. Принимать брошенный ему вызов как мотивацию для развития своего потенциала. Смелость — противостояние страху и господство над ним, а не его отсутствие.
Личностные качества лидера
... качества на уровне развития личности. Качества, присущие лидеру Действительно ли человек рождается с лидерскими задатками, или развить такие умения ... на этом поприще. Чтобы выйти на новый уровень, вам необходимо развивать следующие качества, присущие лидеру: 1. Видение цели Лидеры ... своих силах. ... качества современного лидера. Они могут естественным образом присутствовать в личности руководителя, но, тем ...
6. Скромность. Руководителю необходима сила и смелость в балансе со скромностью. Скромность нужна для того, чтобы контролировать силу и отдавать славу. Истинные лидеры скромны по природе. Смиренный руководитель готов взяться за такую работу, которую уже никто не хочет делать. Истинный лидер — заботливый слуга для своих подчинённых.
7. Юмор. Лидеру необходимо культивировать в себе чувство юмора. Мы не должны рассматривать жизнь слишком грустно. Юмор является ценным качеством лидера и помогает сохранять правильный взгляд на жизнь. Дух истинного руководителя всегда жизнерадостен, приятен, доволен, счастлив, позитивен, оптимистичен, открыт. С чувством юмора лидеры могут преобразовывать напряженную ситуацию в позитивную. Настоящий лидер не боится смеяться над собой, но никогда — над другими.
Основные лидерские качества
1. Знание себя/своих ценностей
2. Видение будущего
3. Страсть
4. Готовность рисковать
5. Навыки межличностного общения
6. Трудолюбие
7. Отслеживание прогресса/оценивание результатов
8. Упорство
9. Умение ставить цели
10. Профессиональные знания
11. Вера в себя
12. Желание достичь успеха
13. Умение знакомиться, общаться с нужными людьми
14. Работа над тем, что приносит удовольствие
15. Получение удовлетворения от работы
16. Позитивное отношение
17. Благожелательность
18. Умение доверять интуиции
19. Уверенность
20. Мужество
21. Умение выполнять обещания
22. Честность и открытость
23. Сосредоточенность
24. Инициативность и ответственность
25. Способность мотивировать и вдохновлять других
26. Заботливость и сострадательность
27. Умение уважать чужие достижения
28. Выдержка и стойкость
29. Внимательность к деталям
30. Умение работать под давлением
Список черт, необходимых лидеру, постоянно расширяется, но точного объяснения этому феномену так и не находится. Существует теория, согласно которой лидерство воспринимается как качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Согласно другим теориям, развивая в себе определённые качества характера, искусству быть лидером можно научиться. Секреты мастерства заново открывает каждое поколение, но сами по себе они просты. Изучая их, мы можем прежде всего стать лидерами для самих себя, научиться эффективно действовать в различных жизненных ситуациях, стать более ответственными и решительными в достижении поставленных целей.
1.3 Основные элементы лидерства
Согласно английскому писателю С. Норткоту Паркинсону, существуют шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.
Первый элемент — воображение. Если нужно что-то создать, построить, передвинуть или организовать, человек должен ясно себе представлять, что получится в итоге. Для этого нужна способность представить несуществующее. Это представление, мысленная картина, состоит из реальных вещей, где-то нами виденных, но измененных и приспособленных по-новому.
Психологические особенности личности студенческих лидеров
... целью нашей работы является изучение психологических особенностей личности студенческих лидеров. Объектом нашей работы является лидерство, а предметом - личностные особенности студенческих лидеров. Задачами данного исследования являются: 1.Теоретический анализ литературы по проблеме лидерства. 2.Исследование смыложизненных ...
Второй элемент — знание. Оно необходимо для того, чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение. Знание придает лидеру уверенность.
Третий элемент — талант. Нужно точно различать талант и способности. Способный человек — это тот, кто сравнительно легко делает то, что у других вызывает трудности. Это может быть игра на виолончели, верховая езда или футбол. Но для того чтобы подняться над способностями, организуя работу других, будь то дирижирование оркестром, управление войсками в бою или футбольной командой на поле, нужен талант. Талантливый человек держит ситуацию под контролем.
Четвертый элемент — решимость. Это нечто большее, чем просто сильное желание добиться успеха. Решимость состоит из трех компонентов. Во-первых, лидер знает, что порученное задание находится в пределах человеческих возможностей. Во-вторых, он верит, что все, что нужно сделать, будет сделано. В-третьих, он должен передать свою убежденность другим. Его спокойная уверенность придаст силы остальным членам команды.
Пятое качество — жесткость (строгость).
Наверное, немногие сегодня готовы принять это, но опыт показывает, что добиться успеха можно, только если ты безжалостен к недоброжелателям, бездельникам и лентяям. Есть такие лидеры, которых и любят, и уважают, но это не значит, что они никогда не были жестки.
И, наконец, шестой элемент — притяжение. Лидер должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой тянутся все остальные. Сила притяжения тем больше, чем чаще вы оказываетесь на виду. Конечно, в крупной компании быть на виду довольно трудно, но там о лидере постоянно говорят в его отсутствие. Он должен стать легендой, героем рассказов, реальных или выдуманных. Он не окружает себя почитателями, ища славы и внимания, потому что они у лидера уже есть. Ему не нужно лишний раз демонстрировать свою значимость. Она очевидна.
Кроме перечисленных ранее качеств, необходимых лидеру, он должен обладать как минимум двумя умениями, которые обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.
Искусство общения во все времена признавалось обязательной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдвинуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусством не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим — в военное. Вожди были уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физическая сила на войне.
Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных акцентов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший оратор обладал чувством такта, умело учитывал характер собеседников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение большинства.
Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депутаты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.
Социальная политика в отношении пожилых людей
... условиям социально-культурной среды и создание оптимальных условий для включенности в жизнь общества. Социальная политика в отношении пожилых людей В оказании помощи пожилым людям в решении наиболее острых проблем, обеспечения им достойной старости разрабатывает и ...
Также, в искусстве менеджмента, лидер — это тот, кто умеет развивать не только административные, но и личностные взаимоотношения. Подразумевается, что лидер должен быть хорошим психологом. Настоящий бизнес — это не просто обмен товара на деньги. Это обмен эмоциями, отношениями, пониманием и заботой. Поэтому лидер должен уметь развивать отношения между всеми членами коллектива.
Немаловажная способность эффективного лидера заключается в умении делегировать часть своих полномочий и обязанностей, а также способность видеть, что и кому можно поручить для достижения наилучшего результата в целом. Успешный лидер может создать систему, которая не опирается постоянно на него, а способна работать автономно, даже в его отсутствие. Для этого необходимо воспитывать других лидеров и постепенно делегировать им полномочия. Делегирование успешно при условии, что другие лидеры чувствуют заботу о себе. Если же её нет, то этот процесс превращается в скидывание своих обязанностей. Но должно быть именно делегирование.
Истинный лидер — тот, у кого призвание быть лидером. Это значит, что он должен желать заботиться о других людях (подчинённых, коллегах, клиентах, партнёрах…) и благополучии фирмы и делать это не за зарплату, а бескорыстно. В этом суть призвания. Человек счастлив оттого, что видит, как благодаря его усилиям другие становятся счастливыми. Деятельность в соответствии со своим призванием даёт человеку возможность раскрыть свой потенциал и стать очень разумным и успешным в жизни.
2. Отличие лидера от менеджера
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.
Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных).
Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер (вроде тех, что в свое время обнаружил Э. Мэйо в хоторнском эксперименте), право на их применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его таким образом. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет.
По предмету: Социология : “Лидер. Проблемы лидерства в социологии
... деятельность организации. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, ... работы руководителя и подразделения в целом: взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности отношений, взаимного уважения); характер регламентации труда; возможность руководителя влиять ...
Руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой — в системе отношений неформальных, неофициальных.
Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе).
Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по неофициальным.
В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.
И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и не в формальных… чего нельзя сказать о менеджменте.
Заключение
лидер управленческий руководитель
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер — последователь», чем «начальник — подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Лидером считают человека, обладающего наибольшим авторитетом и признанием в своей группе, способного вести за собой других людей. Лидера не назначают, он выдвигается сам благодаря своим личным качествам.
Лидер должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, вдохновить, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для этого необходимы определённые знания и умения.
Не каждый руководитель изначально является лидером, но со временем он может им стать, приложив для этого определённые усилия.
Эффективный лидер должен быть опытным в делегировании полномочий. Также он должен иметь искреннее желание заботиться об окружающих людях и вести их и всю организацию в целом к успеху и процветанию. Сила лидера в качествах его характера, потому что руководят не словами, а характером. Также лидер — это тот, кто учит своим примером. Это значит, что слова лидера не должны расходиться с его поступками, иначе он неминуемо потеряет всякое уважение и авторитет.
Поведенческие теории лидерства, их анализ и характеристика
... группы: теории личностных качеств лидера; поведенческие теории лидерства; теории лидерства, основанные на ситуационном подходе; теории харизматических качеств лидеров. Лидерство Лидер может быть формальным (например, назначенным для осуществления руководства конкретным ... манерой поведения по отношению к подчиненным. Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не ...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/lichnostnyie-kachestva-lidera/
1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех: / В.Р. Веснин. — М.: Знание, 1994.
2. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: / М. Вудкок, Д.Френсис. — М.: 2000.
3. Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент: / И.А. Кузьмин — М.: Россмен, 1995.
4. Лафта, Дж.К. Эффективность менеджмента организации: учеб. пособие / Дж.К. Лафта. — М.: Русская Деловая Литература, 1999.
5. Лигинчук, Г.Г. Основы менеджмента, часть 1: учебник / Г.Г. Лигинчук. — М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми: / Н.Н. Обозов, Г.В. Щекин. — Киев, 1990.
7. Рузов В.О. Качества эффективного лидера: / В.О. Рузов. — М.: Философская книга, 2007.
8. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: / Д. Трейси. — М.: Автор, 1993.
9. http://www.imbf.org/resources/teacher/tch104.htm
10. http://lichnost.21309.edusite.ru/p46aa1.html