Введение
Современное российское общество подвергается мощным психологическим травмам. Социальные катаклизмы вызывают неврологический синдром, который поражает не только отдельные лица, но и целые слои общества.
Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.
Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами (психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами, социологами, юристами и др.), то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психических проявлений, так и специальных (в зависимости от возраста, пола, профессии, социального статуса и т.д.).
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.
В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом.
Сущность и содержание психологических методов в социальной работе
Психология — отрасль гуманитарной науки и практики, изучающая психику человека с целью описания, систематизации и объяснения разнообразных проявлений человеческого поведения и переживания, а также целенаправленного влияния на них.
Непосредственно с социальной работой взаимодействует практическая психология, содержанием которой является воздействие на конкретного человека с целью оптимизации его психической деятельности. Разделы практической психологии: психодиагностика, психокоррекция и психотерапия, психологическое консультирование, превентивная психология, психогигиена и психопрофилактика.
Социальные и психологические аспекты старения человека
... социальной среды. На социальном уровне с возрастом происходит изменение социального статуса и паттернов поведения, переход в новую систему групповых и межличностных отношений. Психологическое старение - это психологические, личностные изменения стареющего человека. На психологическом ...
Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы — человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности различных социальных категорий.
Кроме того, в феномене социального неблагополучия всегда имеются внутренние причины, выражающиеся в деформации различных личностных структур (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сфер, процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психотравмы, комплексы).
Таким образом, в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использование психологических методов в социальной работе.
Основная задача, которую ставит перед собой психология, это помочь человеку сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально-организационно, но и личностно-осознанно, инициативно.
В конце 1990-х гг. возникла новая отрасль практической психологии — психосоциальная работа, задача которой — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью.
Психосоциальная работа — часть комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в зависимости от целей психосоциальной работы разрабатываются свои психосоциальные программы и технологии.
Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консультирование, диагностику и посредническую деятельность при разрешении конфликтов. Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением.
Таким образом, сущность психологических методов в социальной работе — это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации. Содержанием психологических методов являются психологическая диагностика, коррекция, консультация и профилактика, направленные на оказание помощи клиенту.
Большие социальные группы
Роль и место больших групп в политике. Социально-профессиональные группы, страты, классы и. слои населения как разновидности больших групп в политике. Марксистский и веберианский подходы: их антагонизм и способ его преодоления.
Влияние принадлежности к большой социальной группе на психику человека. Обыденная групповая психология: истоки, содержательные компоненты, основные проявления. Роль социально-экономических условий жизни.
Групповое сознание как высший уровень развития групповой психологии.
Групповая идеология: механизмы формирования и распространения групповой идеологии; основные параметры содержания групповой идеологии и его особенности. Ценности, нормы и образцы поведения как основные компоненты групповой идеологии.
Психология больших социальных групп
... поэтому для своей курсовой работы я выбрала тему " психология больших социальных групп", кроме того, психологический анализ больших социальных групп даёт возможность ... соотношении "социальной" и "коллективной" психологии. Как известно, термином "социальная психология" Выготский обозначал психологию, исследующую социальную обусловленность психики отдельного человека. "Коллективная" же психология, в ...
Диалектика развития: «группа в себе» и «группа для себя».
Политико-психологические уровни общности больших социальных групп и их характерные признаки: 1) наличие внешнего сходства (внешнетипологический» уровень), 2) развитие группового самосознания (внутреннеидентификационный» уровень), 3) появление общих интересов и ценностей, осознание их единства и появление единства действий («солидарно-действенный» уровень).
Условия и фокторы, влияющие на динамику политико-психологического развития больших социальных групп.
Некоторые черты политической психологии основных больших социальных групп.
Психологические особенности маргинальных групп и слоев населения. Психологические истоки политического радикализма. Психология люмпенства.
Общество делится на большие группы. Называть их можно по-разному. Когда-то в XIX веке возникли два основных подхода к пониманию больших групп. Немецкий философ К. Маркс предложил разделять общество на классы. Немецкий социолог М. Вебер стал делить их на страты. И хотя разница в названиях не казалась столь существенной, именно за счет этого возникли два принципиально разных пути, по которым пошло человечество.
Одна его часть (марксисты, социалисты) поверила в незыблемость классового подхода и классового разделения людей. Под классами понимались «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».
Исходя из того, что социальное бытие определяет социальное сознание, был сделан однозначный вывод о том, что собственность на средства производства определяет социальную структуру, человеческую психологию и все взаимоотношения людей в обществе. В рамках данного подхода, именно собственность стала определять практически все. В одиночку же изменить отношения собственности на практике было практически невозможно, и человек стал как бы рабом своего класса. Так возник культ классового подхода — классовая принадлежность человека стала определять все для сторонников данного направления.
Другая часть (веберианцы, капиталисты) поверила продуктивную роль динамичных, быстро развивающихся и меняющихся местами страт. Они не стремились к жестким определениям и, более того, не культивировали их. Исходя из того, что не все в жизни так жестко детерминировано материальным положением человека (более того, согласно М. Веберу, развитие капитализма было связано с духом протестантской этики, то есть с религиозными верованиями людей), был сделан вывод о значительной роли индивидуального сознания. Ни в коей мере не отрицая роль собственности, это снимало с человека ярмо раба своего классового происхождения. Не сводя все только к собственности, деление на страты учитывало и занятость, и доходы, и бытовые условия, и образование, и психологические черты, и религиозные убеждения, и стиль поведения, и мн. др. Так возник культ свободного индивида с его неотъемлемыми правами — свободного в своем социальном действии, которое и определяет и его социальное положение, и его психологию. Которая, в свою очередь, определяет его социальное действие.
Управление человеком и управление группой
... руководителями факторов поведения. Подобные документы Управление человеком и группой. Процесс и функции управления. Управление неформальными организациями как средство управления формальной организацией. Проведение эффективных собраний как средство управления организацией. Стили и принципы руководства. курсовая работа ...
В свое время, побывав в Москве, проблему «двух культов» (класса и классового коллектива, свойственного социализму, и свободного индивида, особенно присущего американскому капитализму) попытался осознать президент Франции Ф. Миттеран. Он говорил о том, что это — как бы две стороны одной и той же медали, искусственно противопоставленные друг другу. Он утверждал, что человеку нужно и то, и другое: и индивидуальные права, и права социальные. Что человек — и индивид, и член коллектива одновременно. Ф. Миттеран считал в 70-е гг. теперь уже прошло¬го века, что СССР и США пошли полярными путями, а страны Западной Европы (в качестве примера он при¬водил Францию) пытаются нащупать компромиссный вариант. Нет смысла оценивать теперь уже прошедшие политические аспекты сказанного, однако они продолжают иметь большое методологическое значение для понимания данной проблемы.
Объективным фактом является то, что социальное положение человека влияет на его психику. Принадлежность к той или иной большой социальной группе формирует определенные психологические типы. Большие социальные группы выделяются, с психологической точки зрения, в первую очередь на основе ведущей деятельности, которой заняты входящие в них люди — по ее характеру, особенностям, разновидностям и т.д. А поскольку именно такие группы «делают» серьезную большую политику, то они являются предметом социальноопсихологического рассмотрения.
Массы и массовое сознание
Однако такого рода характеристики оказываются действенными не всегда. При возникновении социальных обстоятельств «особого рода» (например, при уменьшении, по каким-либо причинам, влияния принадлежности людей к классическим группам) такое массовое сознание приобретает ведущую роль. Согласно данной логике, при рассмотрении массового сознания с точки зрения особенностей его субъекта («носителя»), в качестве специфических признаков выделяются качества, соответствующие массе. Ведь массовое сознание — это сознание определенного носителя («массы»), возникающее вследствие отражения действующих в значительных масштабах и уравнивающих в чем-то людей обстоятельств.
Массы как носители массового сознания определяются с социологической точки Б.А. Грушиным как «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения (функционирования)». При определенной психологической неполноте, данное определение позволяет четко разграничить массу и группы. Кроме того, оно дает возможность подойти к пониманию важных качеств массового сознания. психологический метод социальный работа
Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся на:
- большие и малые;
- устойчивые (постоянно функционирующие) и неустойчивые (импульсные);
- сгруппированные и несгруппированные, упорядоченные или неупорядоченные в пространстве;
- контактные и неконтактные (дисперсные);
- спонтанные, стихийно возникающие, и специально организуемые;
- социально однородные и неоднородные.
Однако это — теоретическое разделение. В политической практике, особые виды и разновидности масс выделял В.И. Ленин, исходя из реалий борьбы за власть в России в начале XX века. Во-первых, он различал прогрессивные, или революционные массы в противоположность консервативным, реакционным, или антиреволюционным, а также нейтральные, неопределившиеся массы. Во-вторых, в его работах присутствуют массы активные, действующие, борющиеся и пассивные, бездеятельные, «сонные», выжидающие. В-третьих, выделялись сплоченные массы, дисциплинированные, самостоятельные и распыленные, неорганизованные, анархичные. Наконец, в-четвертых, были описаны массы решительные и нерешительные; экстремистские и робкие; и т. д. и т. п.
Курсовая работа внеклассная и спортивно массовая работа в школе
... Результат внеклассной спортивно – массовой работы – не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и проявление личности. Личность формируется в деятельности, особенно в коллективной. В нашей школе традиционно проходит спортивны праздник «Здравствуй школа!» который нравится всем и в который ...
Все остальные виды масс носят еще более сложный и менее конкретный, скорее виртуальный, чем реальный характер. Тем не менее, психология масс так устроена, что то, что сегодня существует в виде совершенно виртуальных образований (скажем, массы «населения мятежной территории»), уже завтра может обернуться толпами погромщиков или «восставшими массами».
О тотально-массовом, в рамках всего общества массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей психики людей в ходе массовой промышленной революции. Аналогичные реакции и последствия вызывают подчас глобальные катастрофы, прямо или косвенно вовлекающие подавляющее большинство членов общества. Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой коммуникации и пропаганды. В чисто политическом выражении, можно привести примеры действительно массовой любви к вождям — например, к И. Сталину в СССР и А. Гитлеру в Германии, становившихся стержнем массового сознания. В целом, в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с одним И тем же — это и составляет содержание массового сознания на данный момент,
Среди качеств массы в качестве важнейших рассматриваются следующие. Во-первых, это статистичность— то есть, аморфность массы, ее несводимость к самостоятельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов. Во-вторых, ее стохастичная, вероятностная природа, то есть открытость, размытость границ, неопределенность состава массы в количественном и качественном отношении. В-третьих ситуативность, временность ее существования. Наконец, в-четвертых, выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.
С учетом совокупности этих качеств, массовое сознание, говоря несколько метафорически, приобретает особый статус. Это своего рода вне структурный «архипелаг» в социально-групповой структуре общественного сознания, образование не устойчивое, а как бы «плавающее» в составе более широкого целого. Сегодня архипелаг может включать одни острова, а завтра — уже другие. Это особого рода, как бы «экс-групповое» сознание Оно представляет собой ситуативное производное от общественного сознания, трактуемого как совокупность сознании основных групп, образующих социальную структуру общества, но с уже упоминавшимися «сломанными» внутри такого сознания перегородками.
«Внеклассная работа по биологии,
... 4) массовые натуралистические мероприятия. Внеклассная работа по биологии проводится в большинстве школ во всех формах (схема 1). Схема1. Формы и виды внеклассной работы по биологии. ( по Никишову А. И.) 2.2. Характеристика форм внеклассной работы по биологии. Индивидуальная форма внеклассной работы ...
С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой.
Содержание массового сознания может быть определено практически как бесконечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения тех или иных значительных масс людей в рамках как отдельного общества, так и человеческой истории в целом. Это едва ли продуктивная задача. Однако именно по содержанию, в первую очередь выделяется массовое политическое сознание как особый вид массового сознания, превращающий массы в особый субъект политического действия.
Заключение
Любое государство держится на людях, жителях государства. Залог благосостояния, процветания и развития государства кроется в благосостоянии, развитии населения. Но существует и обратная связь, т.е. для того, чтобы человек мог развиваться, совершать какие-либо действия, приводящие его к цели, необходимо создать соответствующую обстановку, атмосферу вокруг него. Психика людей очень сильно зависит от окружающей действительности. Очень часто случается так, что люди попадают в такие ситуации, выход из которых не могут найти. Тогда они начинают либо топтаться на месте, либо впадать в депрессию, либо искать выход из данного положения. Чаще всего выход найти очень тяжело и данная задача является неразрешимой для человека. Такой человек нуждается в помощи других людей. При этом помощь должна оказываться теми, людьми, кто действительно может помочь в решении проблемы.
Социальная работа заключается в оказании помощи человеку для выхода из какого-либо трудного положения. Для того, чтобы грамотно осуществлять свою работу, социальный работник должен обладать определенным набором знаний и умений, иметь в своем арсенале большой набор методов, применение которых поможет в решении проблемы. Методы социальной работы очень разнообразны. Специалисту в области социальной работы важно уметь выбрать и использовать в практической деятельности методы, соответствующие индивидуальности конкретного человека и учитывающие его социальные потребности и интересы.
Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы — человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Сущность психологических методов в социальной работе — это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/ispolzovanie-psihologicheskih-metodov-v-sotsialnoy-rabote/
1) Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф. Басова. — 2-е изд., испр. — М., 2005 г.
2) Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. — под ред. Профессора П.Д. Павленка. — М., 2006г.
3) Е. В. Кулебякин. Психология Социальной работы. — Владивосток, 2004 г.
Проблема методов обучения
... учащихся различного уровня. Таким образом, способ обучения – социальная категория, поскольку он зависит от социальных условий, определяющих цели обучения и способы их достижения. Проблема методов обучения в отечественной педагогике принадлежит к числу тех ...
4) И.Г. Зайнышев. Технология социальной работы. — учеб. пособ. — М., 2002 5) П.Д. Павленок. Основы социальной работы. — Учебник — М., 2004 г.
6) Е.И. Холостова. Социальная работа. — Учеб.пособ. — М., 2004 г.
7) Б.Д. Парыгин. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. — СПб., 1999 г.
8) Социальная работа: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Филоненко.- М., 1998 г.
9) Подробнее эти сюжеты и деятельность В.И. Ленина как практикующего политического психолога исследованы Б.Ф. Поршневым — см.: Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М.. 1979.