«Внеклассная работа по биологии,

Важная задача школы – воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности.

Внеклассная работа по биологии в школе расширяет кругозор заинтересованных учащихся, потому что именно в этом в процессе имеются большие возможности наблюдать, экспериментировать, изучать архивные документы, делать соответствующие выводы. Именно в неурочное время учащиеся погружаются в единое целое с историей, природой, познают их и ненавязчиво ими воспитываются.

  • В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.

Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.).

Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности. Нередко интерес приобретает характер склонности.

Этому часто способствуют внеклассные занятия, особенно если они побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы, на школьном учебноопытном участке, при проведении фенологических наблюдений и т.д.), к чтению научно-популярной литературы по биологии.

Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

9 стр., 4065 слов

По педагогике «Нравственное воспитание учащихся старших классов ...

... нравственного воспитания. 3. Обосновать педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников. 4.Формы и методы При выборе методов нравственного обучения следует, прежде всего, опираться на возраст учащихся ... разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); ...

Развитию внешних чувств придавали большое значение крупные методисты прошлого и в нашей русской школе. По поводу этого известный методист А.Я. Герд писал: «Много людей со здоровыми органами чувств, но не воспользовавшихся ими не только для своего всестороннего и полного развития, но и для получения о внешнем мире ясного, отчетливого, образного представления. А возможна ли без такого представления и успешная деятельность во внешнем мире? Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательней и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее: из всего извлекает большую пользу, находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным».

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.»

Евгений Евтушенко.

Глава 1. Общая характеристика внеклассной работы

1.1. Внеклассная работа как категория обучения биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.

В методической литературе и практике работы школы понятие «внеклассная работа» часто отождествляют с понятиями «внеурочная работа» и «внешкольная работа», хотя в каждое из них вложено свое содержание.

На основе сопоставления этих понятий с другими общепринятыми методическими понятиями внеклассную работу следует отнести к одной из составных частей системы биологического образования школьников, внеурочную работу – к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии – к системе дополнительного биологического образования школьников.

Внеклассную работу по биологии проводят во внеурочное время. Она не обязательна для всех школьников и организуется главным образом для тех из них, которые проводят повышенный интерес к биологии. Содержание внеклассной работы не ограничивается рамками учебной программы, а значительно выходят за ее пределы и определяется в основном у школьников теми интересами, которые в свою очередь, образуются под влиянием интересов учителя биологии. Очень часто, например, учителя, интересующиеся цветоводством, увлекают школьников работой по изучению разнообразия и выращиванию декоративных растений, а учителя, интересующиеся биологией птиц, почти всю внеклассную работу подчиняют орнитологической тематике. Реализуется внеклассная работа в ее различных формах.

1.2. Учебно-воспитательное значение внеклассной работы в обучении

биологии

13 стр., 6275 слов

«Система внеклассной работы по биологии» учебно-методический ...

... деятельности каждого учителя биологии. Формы и виды внеклассной работы Основания к выделению форм внеклассной работы. Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, ... школьников, внеурочную работу - к одной из форм обучения биологии, а внешкольную работу по биологии - к системе дополнительного биологического образования школьников. Внеклассную работу по биологии ...

Такое ее значение доказано как учеными — методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента – основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за биологическими явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Проведенные учащимися, например, длительные наблюдения за ростом и развитием какого-либо цветкового растения или за ростом и развитием бабочки-капустницы либо обыкновенного комара или эксперименты, связанные с выработкой условных рефлексов у животных уголка природы, оставляют в сознании детей более глубокие следы, чем самые подробные рассказы или беседы об этом с использованием наглядных таблиц и даже специальных видеофильмов.

Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом на уроке или занятии кружка способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход.

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы школьников, значительно углубить и расширить их в нужном направлении.

В процессе внеклассной работы, выполняя различные опыты и проводя наблюдения, занимаясь охраной растений и животных, школьники входят в тесный контакт с живой природой, которая оказывает на них большое воспитывающее влияние.

Внеклассная работа по биологии дает возможность теснее осуществлять связь теории с практикой. Она приобщает школьников к различному посильному труду: подготовке почвы к постановке опытов и наблюдений за растениями, уходу за ними, посадке деревьев и кустарников, заготовке корма для подкормки птиц, уходу за выращиваемыми животными, что, в свою очередь, воспитывает у них чувство ответственности за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, способствует развитию чувства коллективизма.

Если внеклассная работа связана с изготовлением наглядных пособий из собранного в природе материала, а также муляжей, таблиц, моделей, организацией биологических олимпиад, выставок, выпуска стенных газет, она вызывает потребность школьников в использовании научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению.

Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся свое свободное время посвящают наблюдениям за интересными объектами и явлениями, выращиванию растений, уходу за подшефными животными, чтению научно-популярной литературы.

Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она занимает видное место в деятельности каждого учителя биологии.

20 стр., 9995 слов

Курсовая работа внеклассная и спортивно массовая работа в школе

... Предлагаются различные формы работы. Я считаю особо заметное место в оздоравлевание и физическом воспитании школьников традиционно занимали, и занимают физкультурно – массовая и оздоровительная работа. В данной курсовой работе представляется практический опыт работы в общеобразовательной школе, где создаётся ...

Глава 2. Формы и виды внеклассной работы

2.1. Основания к выделению форм внеклассной работы.

Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, который отражен в специальных методических изданиях, а также в главах общих и частных методик обучения биологии. В некоторых из них наряду с раскрытием содержания и организации внеклассной работы рассматриваются ее формы и виды.

Основной формой внеклассной работы общепризнан кружок юных натуралистов. В выделении других форм наблюдаются расхождения. Наряду с кружком к формам внеклассной работы относят, например, внеклассное чтение. Наиболее приемлемое выделение форм предложено Н. М. Верзилиным. В книге «Общая методика преподавания биологии» (М., Просвещение, 1983) автор относит к формам внеклассной работы занятия индивидуальные, групповые и массовые. При этом кружок юных натуралистов в предложенной системе представлен как вид групповой формы внеклассных занятий.

При выделении форм внеклассной работы следует исходить как из числа учащихся, принимающих участие во внеклассной работе, так и из принципа систематичности или эпизодичности ее проведения. Принимая во внимание сказанное, более правильным будет выделить 4 формы внеклассной работы по биологии:

1) Индивидуальные занятия;

2) Групповые эпизодические занятия;

3) кружковые занятия;

4) массовые натуралистические мероприятия.

Внеклассная работа по биологии проводится в большинстве школ во всех формах (схема 1).

Схема1. Формы и виды внеклассной работы по биологии. ( по Никишову А. И.)

2.2. Характеристика форм внеклассной работы по биологии.

Индивидуальная форма внеклассной работы имеет место во всех школах. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, учитель предлагает им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, сделать наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Иногда, удовлетворяя любознательность отдельных школьников, учитель разрабатывает и реализует учебные проекты по биологии.

Опытные учителя выясняют биологические интересы школьников, постоянно держат их в поле своего зрения, ставят перед собой задачу развить их интересы к биологии, подбирают для осуществления этого соответствующие индивидуальные занятия, постепенно усложняя и расширяя их содержание. Некоторые учащиеся создают свои домашние уголки живой природы. Таким учащимся учитель дает указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения за растениями и животными в природе, на учебноопытном участке, в уголке живой природы, изготовление искусственных гнездований и наблюдения за их заселением, самонаблюдения, изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов.

Групповые эпизодические занятия обычно организует учитель в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной биологической олимпиады, Недели биологии, Недели здоровья, праздника «День птиц». Для осуществления такой работы учитель подбирает группу интересующихся биологией учащихся, поручает им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету, подготовить и провести доклады, художественные номера для праздника. Обычно после завершения какого-либо массового мероприятия работа эпизодической группы прекращается. Для проведения другого массового мероприятия учитель привлекает учащихся прежней эпизодической группы или создает новую.

14 стр., 6852 слов

Кружковая работа младших школьников как форма внеурочной деятельности ...

... начальной школы. Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Организация внеурочной деятельности младших школьников Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в ...

Эпизодическая групповая внеклассная работа организуется и в связи с желанием учителя глубже заняться изучением живой природы своего края, например, провести инвентаризацию древесной и кустарниковой растительности, выяснить видовой состав птиц, населяющих места возле водоемов; изучить суточную активность животных тех или иных видов, «биологические часы» растений. Необходимость в организации такой эпизодической групповой работы обычно возникает при отсутствии в школе кружка юных натуралистов.

Кружок юных натуралистов – основная форма внеклассной работы. В отличие от эпизодической натуралистической группы кружковые занятия объединяют школьников, систематически выполняющих их в течение года и даже нескольких лет. Состав кружка обычно стабилен и может включать как учащихся одного класса или параллельных классов, так учащихся, различающихся по годам обучения. Часто учащиеся объединяются в кружок не по возрасту и не по уровню подготовленности, а по склонностям, увлеченности юннатским делом.

Для натуралистического кружка характерны такие виды работы, как опыты и наблюдения (в природной обстановке, на учебно-опытном участке, в уголках живой природы); экскурсии на природе и в сельскохозяйственном производстве; участие в охране природы; издание рукописных журналов; изготовление наглядных пособий. Кружок юных натуралистов – организатор всех внеклассных массовых биологических мероприятий.

В практике работы школ имеют место различные натуралистические кружки. Одни из них включают разнообразную биологическую тематику занятий, другие – довольно узки по содержанию работы. Так, наряду с кружками юных ботаников или опытников растениеводства часто встречаются кружки комнатного цветоводства или даже кружки «кактусистов».

При определении содержания работы кружка наиболее целесообразно исходить из того, что всякий школьник, заинтересовавшийся биологией, должен иметь разносторонние знания о живой природе. Поэтому узкая специализация в самом начале кружковой работы преждевременна. Практика многих учителей показывает, что кружковая работа в школе идет более успешно, если кружковцы, ознакомившиеся вначале с возможными разнообразными проблемами, затем в процессе занятий сознательно выбирают для себя направление, которое более соответствует их интересам.

Массовые натуралистические мероприятия организуются по инициативе учителя биологии и проводятся при активном участии кружка юных натуралистов, школьного ученического актива, администрации школы, учителей-предметников. Планы проведения массовых мероприятий утверждают педагогические советы школы.

К массовой работе привлекается большое число учащихся – параллельные классы, вся школа. Для нее характерна общественно полезная направленность. Обычно в школе проводят такие виды массовой работы, как биологические олимпиады; тематические вечера посвященные Дню здоровья, Дню птиц, Неделе сада, Неделе леса; кампаний по посадке деревьев и кустарников, сбору семян и другого корма для зимней подкормки птиц; изготовлению и развешиванию птичьих гнездовий.

18 стр., 8712 слов

Анализ внеурочной и внеклассной работы с учениками при изучении животных

... иные виды внеклассной деятельности учащихся, использует ее итоги на уроках. Внеурочная работа по зоологии служит продолжением ... курсовой работы: Изучить систему внеурочной работы с учениками по охране природы при изучении животных. Рассмотреть внеклассная деятельность учителя по охране природы. Исследовать особенности реализации вопросов охраны природы через практическую работу учителя биологии. ...

Все вышеперечисленные формы и виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Интерес к работе с живыми организмами обычно возникает у школьников при выполнении индивидуальных заданий. Выполнив удачно те или иные задания учителя, они обычно просят дать им дополнительную внеурочную работу. Если в классе окажется несколько таких школьников, то учитель объединяет их во временные натуралистические группы, а в последствии – в кружки юных натуралистов, работая в которых они принимают активное участие в подготовке и проведении массовых натуралистических мероприятий.

Использование на уроках результатов индивидуальной, эпизодической групповой и кружковых работ (например, демонстрации изготовленных пособий, сообщения о проведенных наблюдениях, доклады, подготавливаемые на основе внеклассного чтения) способствуют вовлечению во внеклассную работу учащихся, не проявивших к ней ранее должного интереса. Часто некоторые школьники, принимавшие вначале пассивное участие в массовой внеклассной работе по озеленению школьной территории, изготовлению птичьих домиков, в качестве слушателей, впоследствии становятся либо юннатами, либо активно включаются в индивидуальную или групповую эпизодическую работу, проводимую по заданиям учителя.

В школах, где хорошо налажена внеклассная работа по биологии, имеют место все ее существующие формы. Проведение массовых мероприятий обязательно связано как с индивидуальными, так и с групповой эпизодической и кружковой работами учащихся.

Связаны между собой и дополняют друг друга и виды внеклассной работы. Так, в процессе проведения наблюдений и опытов над растениями и животными либо самонаблюдений у школьников возникают различные вопросы, ответы на которые они находят в научно-популярной и научной литературе, а затем после работы с ней (внеклассное чтение) снова обращаются к опытам и наблюдениям для уточнения, зримого подкрепления знаний, полученных из книг.

Изучение опыта работы школ показывает, что внеклассную работу по биологии проводят во всех ее формах. Почти в каждой школе имеется натуралистический кружок, проходят различные массовые мероприятия, организуются индивидуальные и групповые эпизодические занятия. Однако часто внеклассная работа сводится лишь к организации выставок летних работ учащихся, проведению олимпиад, Недели биологии, Дня птиц. В остальное время обычно осуществляется уход за комнатными растениями, выпуск бюллетеней на основе использования материалов из научнопопулярных периодических изданий, проводятся «Часы занимательной биологии». Между тем специфика внеклассной работы по биологии – науке, изучающей живое, связана с такими видами работы, которые включают самостоятельные исследования школьников, ставят их в положение первооткрывателей, вызывают настоящий интерес к познанию природы.

Глава 3. Содержание и организация внеклассной работы по биологии

3.1. Основные направления внеклассной работы.

Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызывать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся по изучаемым в школе разделам биологии, проводить подобно классным урокам, лабораторным и другим обязательным занятиям. В определенной мере внеклассная работа по биологии должна быть отдыхом школьников от обязательных учебных занятий. При организации внеклассной работы следует всегда учитывать возрастные особенности детей. «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», — писал К. Д. Ушинский1. Накопленный опыт внеклассной работы в общеобразовательной школе показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научнопопулярной литературой.

7 стр., 3495 слов

Дельфины — удивительные млекопитающие. Исследовательская работа ...

... этих замечательных и прекрасных животных и раскрыть эти тайны в данной работе. Общее описание Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не ... к себе пристальное внимание как ученых, так и инженеров. Во многих странах для изучения дельфинов построены специальные дельфинарии, где животные легко вступают в контакт с человеком. ...

Основное содержание внеклассной работы по биологии должно быть связано с изучением окружающей живой природы, общественно полезным трудом по охране природы, пропагандой природоохранных знаний среди населения, изготовлением наглядных пособий.

Внеклассная работа ботанического содержания, проводимая преимущественно с учащимися V-VI класса, должна включать наблюдения и опыты по изучению строения и физиологии растений; ознакомление с многообразием растительного мира и значением дикорастущих растений в жизни человека, с сезонными явлениями в жизни растений, занятия по комнатному цветоводству и т.п. Среди массовых мероприятий ботанического характера большое значение имеют Неделя сада, День леса, Праздник урожая и т. д. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1954. – т. 2. – с.111

Основное содержание зоологической внеклассной работы должно быть связано с занятиями по изучению школьниками видового состава наиболее распространенных животных местного края, выявлению животных, вредящих сельскому и лесному хозяйствам, и мер борьбы с ними, ознакомлению с редкими животными и способами их охраны. Большое интерес представляет работа по созданию зоологического уголка живой природы, проведение ухода и наблюдений за их обитателями, их приручение. Из массовых мероприятий зоологического характера большой интерес у детей вызывает работа по привлечению и охране птиц, охране муравейников.

Внеклассная работа по анатомии, физиологии и гигиене человека, проводимая в основном с учащимися VIII класса, обычно включает: опыты и самонаблюдения, выясняющие значение упражнений органов на их развитие; опыты, выясняющие влияние на деятельность органов различных факторов внешней среды; проведение пропаганды среди школьников и населения здорового образа жизни; разъяснение возникновения и распространения различного рода суеверий.

Внеклассная работа по общей биологии связана с изучением наследственности и изменчивости, борьбы за существование в растительном и животном мире, взаимосвязей организмов конкретных местообитаний и т. п. При конкретном определении содержания внеклассной работы по биологии прежде всего следует отдавать предпочтение тем ее видам, которые имеют полезную значимость, дают возможность осуществлять связь теории с практикой, реализовать исследовательский принцип. Содержание внеклассной работы должно быть доступно для каждой возрастной группы учащихся.

39 стр., 19347 слов

По химии «Внеклассная работа по химии: использование основного ...

... внеклассной работы учителей химии. 4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательной практики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии с учащимися. 5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методов внеклассной работы по химии. 1.1. Понятие «внеклассная работа» ...

3.2. Право участия во внеклассной работе.

Внеклассной работой занимаются интересующиеся биологией школьники. Как считают многие учителя и методисты, не совсем удовлетворительная успеваемость по каким-нибудь предметам не может быть препятствием к приему в кружок. Имеется немало примеров, когда школьники не занимаются ни в каких предметных кружках и не успевают по одному или нескольким предметам. Все свободное время они отдают улице. Учащиеся слабо успевающие по какому-либо предмету, но заинтересовавшиеся внеклассной работой по биологии, в дальнейшем могут и не стать биологами, важно, что они станут людьми, любящими родной край, природу. Человек любой специальности должен с интересом и любовью относится к природе, проявлять стремление к ее охране.

3.3. Организация индивидуальной и групповой эпизодической внеклассной

работы по биологии.

Внеклассная работа школьников по биологии может быть успешной при условии постоянного руководства ею со стороны учителя. Руководство индивидуальной работой отдельных интересующихся биологией учащихся заключается в том, что учитель помогает им выбрать или уточнить тему занятий, рекомендует прочитать соответствующую литературу, разработать методику проведения опыта или наблюдения, интересуется ходом работы, советует, как можно преодолеть те или иные встретившиеся трудности и т. д. Результаты индивидуальной работы опытные учителя используют затем в качестве иллюстрации при сообщении нового материала на уроках биологии, в заметках стенных газет по биологии, на стендах биологического кабинета.

Активизации индивидуальной внеклассной работы способствуют специально выпускаемые бюллетени под руководством учителя: «Что можно наблюдать в природе весной», «Занимательные опыты с растениями», бюллетени с аннотациями научнопопулярной литературы, выставки книг, лучших работ учащихся.

На уроках биологии учитель может предложить учащимся понаблюдать во

внеурочное время за тем или иным явлением, привести дополнительные сведения о животном или растении и сказать, где о них можно прочитать подробнее. При этом на следующих уроках нужно всегда выяснить, кто из учащихся провел рекомендованное наблюдение, прочитал книгу, сделал наглядное пособие и т. п., подбодрить и, вовлечь в другую работу.

Для проведения групповой эпизодической работы учитель привлекает одновременно нескольких интересующихся биологией учащихся, часто из разных классов. Он ставит перед ними задачу, например подготовить и провести День птиц, а затем дает им различные поручения: одним – составить доклады о значении птиц в природе и необходимости их охраны, вопросы викторины; другим – подобрать им рисунки с изображением птиц и оформить монтажи; третьим – составить литературный монтаж их стихотворений о птицах и т. д. Затем учитель следит за выполнением порученной работы и помогает в ее выполнении. Итог этой работы – проведение праздника.

Подобным образом организуются занятия эпизодически работающей группы учащихся по подготовке и проведению биологического КВНа, часов занимательной биологии и других массовых биологических мероприятий.

3.4. Организация кружковой внеклассной работы.

Кружковая работа может объединять, например ботаников, зоологов, физиологов, генетиков. Кружки юных натуралистов организуются различно. В одних школах они объединяют школьников, уже занимавшихся индивидуальной или групповой эпизодической работой, в других – учащихся, ранее не участвовавших ни в каких формах внеклассной работы. Организации кружка может предшествовать хорошо организованная экскурсия в природу, после которой учитель предлагает заинтересовавшимся школьникам объединится в юннатский кружок. Желание школьников работать в юннатском кружке часто проявляется после проведения ими внеурочных работ, интересно прошедшего массового мероприятия, например Праздник леса или Дня птиц.

3 стр., 1253 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...

... психолого-педагогические условия правового воспитания старшеклассников во внеклассной работе школьного педагога? Объект исследования: правовое воспитание в средней общеобразовательной школе, ориентированное на становление правосознания старшеклассников. Предмет исследования: процесс правового воспитания старшеклассников в работе педагога через внеклассную деятельность. Цель ...

Устав кружка.

Кружок юных натуралистов – добровольная организация. Однако, вступив в него, учащиеся должны выполнять определенные правила (устав, заповеди юнната), которые разрабатывают и принимают сами кружковцы на одном из первых сборов. Содержание такого юннатского документа может быть различным.

Актив кружка.

Успех работы кружка во многом зависит от его актива (староста, секретарь, ответственные за хозяйство, стенную печать), который выбирают на одном из первых кружковых занятий.

Староста кружка созывает юннатские собрания, председательствует на них, следит за дежурством в уголке живой природы, за ведением общего дневника работы, за выполнением обязанностей другими членами актива кружка.

Секретарь кружка составляет и вывешивает списки дежурных, отмечает присутствие юннатов на собраниях кружка, выясняет причины отсутствия, ведет краткий протокол собраний.

Ответственный за хозяйство кружка следит за наличием корма для животных, правильностью его расхода, отвечает за сохранность инвентаря, юннатскую библиотечку и др.

Ответственный за стенную печать вместе с членами редколлегии подбирает материал для стенгазеты или рукописного журнала, следит за их своевременным выпуском.

Руководителю кружка следует всемерно развивать инициативу и самостоятельность актива кружка, советоваться с ним в решении тех или иных вопросов.

Разнообразие натуралистических кружков по возрасту и числу учащихся. Кружок юннатов должен объединять в основном одинаковых по возрасту учащихся. Если в кружке работают учащиеся разных классов, то их целесообразно разбить на секции. Так, кружковцев из VI класса можно объединить в секцию с ботаническим содержанием работы, кружковцев из VII класса – в секцию с зоологическим содержанием работы. Если в школе работает один учитель биологии, то лучше организовать общий натуралистический кружок с секциями. Можно иметь в школе какой-либо один кружок с секциями, различающимися между собой разной сложностью содержания работы.

Планирование работы кружка.

Большое значение в деятельности кружка имеет тщательная разработка плана работы, который может быть составлен на год, полугодие или четверть. В нем должны найти отражение все виды работы кружка. При составлении такого плана руководители кружков обычно исходят из интересов юннатов, их познавательных исследовательских способностей и возможностей. Любую работу кружковцев целесообразно свести к какой-либо теме. Например, если в кружке решено заняться озеленением школы, то следует взять тему «Размножение комнатных растений и уход за ними», а при появлении желания приобрести для уголка живой природы каких-либо зверьков в план работы включается тема «Содержание мелких млекопитающих в неволе».

Организация работы кружковцев по запланированным темам.

При организации работы кружковцев по любой теме многие учителя придерживаются следующего порядка работы:

1. Вводное (установочное) занятие, обычно носящее теоретический характер.

2. Самостоятельная работа кружковцев (в основном исследовательской направленности).

3. Отчетное занятие.

4. Выпуск стенгазеты, оформление выставки по результатам работы.

Схема работы кружка юннатов (по Верзилину Н. М., Корсунской В. М.)

На вводном занятии перед юннатами ставится цель предстоящей работы, раскрывается ее содержание. При этом можно использовать учебные кинофильмы, диафильмы, назвать доступную литературу, относящуюся к рассматриваемой теме и т. д. После предварительной ознакомительной работы между юннатами распределяются индивидуальные или групповые задания для самостоятельной исследовательской работы, проводится инструктаж для выполнения.

Самостоятельная работа юннатов по рассмотренной теме заключается в проведении опытов и наблюдений в природе, уголке живой природы, в работе научнопопулярной литературой с последующим составлением рефератов, изготовлением наглядных пособий. Хотя взятые на вводном занятии задания кружковцы затем выполняют самостоятельно, они всегда могут получить дополнительные разъяснения у руководителя кружка, который должен интересоваться ходом их самостоятельной работы.

На отчетном занятии кружка юннаты докладывают о проделанной работе, демонстрируют коллекции, фотоснимки изучаемых объектов, зачитывают записи проведенных наблюдений. На этом же занятии редколлегии кружка поручается выпуск газеты по его материалам.

Общие собрания кружка в школе обычно проводят один раз в месяц, а самостоятельная индивидуальная или групповая работа юннатов по выбранным ими заданиям – в течение всего времени, необходимого для их выполнения.

Внеклассная работа остается для учащихся интересной лишь в том случае, если они не ощущают в ней застоя, однообразия. Поэтому нужно постепенно вести кружковцев от выполнения простых опытов и наблюдений к проведению более сложных, имеющих исследовательский характер.

Большое значение в развитии кружковой работы в школе имеет организация поощрения юннатов, выражающаяся прежде всего в записи выполнения ими полезных дел в общем дневнике кружка и систематическом «обнародывании» записей в сенной печати.

3.5. Массовые внеклассные мероприятия.

Это, например, биологические олимпиады, вечера, праздники, часы занимательной биологии, работа по охране природы. Они организуются учителем биологии с помощью кружковцев или группы учащихся, неоформленных в кружок, ученического актива школы.

Школьные биологические олимпиады проводят в два тура. Обычно за месяц до проведения олимпиады группа юннатов выпускает бюллетень о порядке ее проведения, вывешивает список рекомендованной литературы.

Первый тур олимпиады проходит письменно по нескольким вариантам, включающим по 2-3 вопроса, требующих кратких конкретных ответов. Для проведения второго тура олимпиады юннаты подготавливают живые и фиксированные природные объекты, чучела, таблицы, рисунки и фотоснимки растений и животных, анатомические препараты. Все это размещают по отделам: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека», «Общая биология».

В каждом отделе участники олимпиады берут билеты с одним вопросом или заданием, требующим назвать растение, животное или сказать, чьи следы изображены на рисунке, либо кратко рассказать о каком-либо объекте, явлении.

Первый тур олимпиады можно провести и заочно. При этом в специально выпущенном бюллетене учащимся предлагается назвать биологические объекты, изображенные на рисунках и фотоснимках, указать, например, каким видам животных принадлежат следы, погрызы или другие проявления жизни, назвать те или иные органы и рассказать об их функциях в организме. В бюллетене указывается литература. Письменные ответы на вопросы учащиеся опускают в ящик, а затем их оценивают учитель и жюри, выбранные из юннатов.

Победители школьной олимпиады – претенденты на участие в районной или окружной олимпиаде.

Биологические КВН, получившие большое распространение в школах, проводят по примеру телевизионных КВН. Для проведения КВН обычно из нескольких классов (лучше параллельных) отбирают две команды, каждая из которых недели за 2-3 до начала состязания готовит биологическое приветствие для команды-соперника, вопросы, загадки, стихотворения и рассказы о живой природе.

Заблаговременно готовится к КВН и ведущий из числа юннатов. Для оценки работы команд во время состязания избирается жюри, в состав которого входит руководитель и актив кружка юннатов, классные руководители учащихся, принимающий активное участие в КВН, председатель ученического коллектива школы. Руководит всей работой учитель – организатор КВН. Он рекомендует участникам соответствующую литературу, интересуется ходом подготовки игры, проводит консультации, дает советы, как можно интереснее реализовать те или иные задумки команд.

На биологические КВН приглашаются болельщики – все желающие учащиеся школы. Дату проведения КВН сообщают заблаговременно: в вестибюле школы вывешивается красочно оформленное объявление.

Часы занимательной биологии обычно организуются по классам или в параллельных классах. Длительность одного занятия – академический час.

Каждый час занимательной биологии (ботаники, зоологии или др.) кружковцы или отдельные учащиеся под руководством учителя готовят заблаговременно. Они подбирают из рекомендованной литературы необходимые сведения, компонуют их, готовят наглядные пособия. Когда занятиям придается игровая форма проведения (например, в форме путешествия), готовят ведущих.

На самом занятии ведущий предлагает школьникам совершить путешествие, называет пункты остановок, во время которых заранее подготовленные кружковцы сообщают интересные сведения о растениях (на «Занимательной ботанике»), о животных (на «Занимательной зоологии») и т. п.

Ведущий может предложить участникам занятия отгадать какие-либо биологические загадки, решить кроссворды или чайнворды, ответить на вопросы викторины.

Подобным образом организуются различные биологические вечера, например «Лесные сокровища», «Путешествие на родину комнатных растений», «Как зарождаются суеверия» и т. д. Проведению каждого вечера предшествует большая подготовительная работа: разрабатывается программа вечера, распределяются между организаторами темы докладов и сообщений, готовятся его занимательная часть (вопросы викторины, биологические игры, кроссворды), номера художественной самодеятельности (стихотворения, инсценировки), художественное оформление, выставка натуралистических работ учащихся.

Ценность такой подготовки к проведению вечеров прежде всего заключается в том, что школьники приобщаются к самостоятельной работе с различной научнопопулярной и справочной литературой (при этом расширяется их биологический кругозор), осмысливают и творчески перерабатывают найденную информацию. Важно, что при этом реализуется одна из важнейших задач школы, связанная с развитием творческой активности и самостоятельности подростков, умения ориентироваться в потоке современной информации. В случаях, когда учитель использует готовые сценарии и предлагает учащимся (докладчикам, ведущим) заучить тот или иной текст и пересказать его на вечере, учебно-воспитательный эффект проводимых вечеров невелик.

В проводимых школой массовых общественно полезных мероприятиях по охране природы, озеленению школьной территории принимают участие все школьники. Эту работу организуют администрация школы, учитель биологии, классные руководители, юннаты, школьный ученический актив.

Перед каждой массовой общественно полезной кампанией кружковцы выясняют объем и характер работы, получают необходимый инструктаж, приобретают соответствующие умения, а затем, распределившись по классам, знакомят школьников с предстоящей работой и во время ее проведения помогают им.

3.6. Дневник наблюдений.

В процессе внеклассной работы необходимо выработать у кружковцев умения вести и делать зарисовки наблюдаемых явлений. Дневник должен быть принадлежностью каждого наблюдателя, как проводящего индивидуальные опыты и наблюдения, так и работающего по какой-либо общей теме.

Записи наблюдений дают возможность тщательно разобраться в наблюдаемом материале, установить невыясненные вопросы, позволяют найти допущенные ошибки, сделать необходимые выводы.

Ведение дневника – дело трудное, особенно для начинающего исследователя природы. Многие школьники не могут, а поэтому и не любят записывать наблюдения. Чаще это происходит из-за незнания, что нужно отмечать в дневнике наблюдений.

Ведению дневника наблюдений следует уделять особое внимание. Для этого в заданиях-инструкциях нужно указывать, что именно они должны записать. Полезно как можно чаще знакомиться с дневниками наблюдений и отмечать, чего в них недостает, какие записи можно было бы сделать на основании увиденного. На занятиях кружка целесообразно зачитывать записи из хороших дневников наблюдений. Способствует этой работе и организация специальных конкурсов на лучшее наблюдение. Участникам конкурса предлагают вести наблюдение за каким-либо одним животным уголка живой природы или за развитием и ростом какого-нибудь растения, выращиваемого в кабинете биологии, и на основе наблюдения написать рассказ.

Хорошие записи наблюдений нужно постоянно помещать в юннатскую стенную газету.

Внеклассная работа разнообразна, и поэтому не может быть принята какая-то единая форма ведения дневника.

В процессе выполнения работы часто бывает трудно описать увиденное. Поэтому полезно рекомендовать школьникам наряду с записями наблюдений делать зарисовки. Очень полезно помещать в дневниках фотоснимки наблюдаемых объектов.

3.7. Стенная газета, бюллетени, монтажи.

Большая роль в организации внеклассной работы по биологии и связи кружковцев с остальными школьниками принадлежит юннатской стенной печати – юннатским газетам, бюллетеням, монтажам. Основной недостаток в этом виде деятельности кружковцев часто проявляется в том, что они переписывают в «свои газеты» интересные сведения из журналов и другой научно-популярной литературы, почти не отражая в стенной печати работу кружка в целом и работу отдельных юннатов. Вместе с тем в школьную печать нужно помещать сведения о деятельности биологического кружка. Если намечается например, работа по сбору семян и плодов деревьев и кустарников, то в печати должны быть заметки о ее общественно полезной значимости. Затем в следующем номере газеты нужно дать серию заметок о достижениях школы и усердии отдельных учащихся в этом виде деятельности. В школьной печати должны быть отражены и результаты всех самостоятельных исследований кружковцев.

3.8. Выставки работ учащихся.

Большое значение в развитии интереса к внеклассной работе по биологии имеют выставки лучших работ учащихся. Их организацию целесообразнее всего приурочить к проведению какого-либо биологического вечера (или праздника), к итоговому занятию кружка, к началу учебного года.

На выставке могут быть представлены дневники наблюдений учащихся, фотоснимки сделанные в природе, коллекции и гербарии, выращенные растения и пр. Выставку можно назвать, например, «Летние работы учащихся», «Дары осени», «Работа юных натуралистов в лесном питомнике» и т. п. Отобранные на выставку экспонаты необходимо снабдить этикетками с указанием названия работы и ее исполнителя.

Выставка организуется в биологическом кабинете или в школьном зале. Она должна быть открыта для посещения всех желающих (и учащихся, и родителей) во внеурочное время. На выставке нужно организовать дежурство юннатов. Для ознакомления с работами учащихся полезно выделить экскурсоводов из числа лучших юннатов. Полезно иметь книгу отзывов, в которой будет дана оценка работы кружка юных натуралистов и отдельных кружковцев.

3.9. Проектная деятельность.

Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в обучении и во внеклассной работе по биологии, особенно в наше время, когда информация «обрушивается» на головы учащихся.

Качественное обучение учащихся возможно тогда, когда им интересно не «местами» на уроке, а постоянно. И не только на уроке, но и во внеклассной работе. Это возможно при комплексном использовании классических методов и приемов обучения с использованием различных форм педтехнологий и ИКТ.

Проектная деятельность – одна из форм работы обучающихся по предмету, которая предусматривает исследование, разработки, выводы по той или иной теме.

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

На базе образовательных учреждений Тамбовской области совместно с МичГАУ реализуется проект «Формирование и развитие системы непрерывного агробизнес образования для устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области». Наша школа не стала исключением, поэтому уже 7 лет филиал МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Третьи Левые Ламки является экспериментальной площадкой и осуществляет профильное обучение (агро-технологический профиль).

Агробизнесконцепция реализуется на протяжении всего времени обучения.

Реализация данного проекта позволит обеспечить формирование у детей и населения экологических основ сельскохозяйственной деятельности, природопользования и бизнес- деятельности в АПК, основ здорового питания, что создаст условия для подготовки личности с высоким уровнем биологической экологической культуры, культуры здорового образа жизни и здорового питания высоко специализированных кадров для работы в агропромышленном комплексе города и области.

Интеграция агробизнеса в урочной и внеклассной деятельности на данном этапе работы школы является особенно актуальным. Поэтому сегодня в центре внимания находится исследовательская деятельность, а в качестве одного из способов ее организации можно использовать метод проектов.

Дети разрабатывали проекты по темам:

1. Определение кислотности почвы по видовому составу сорных растений.

2. Изучение реакции растений на наличие или отсутствие в почве различных

видов элементов.

3. Определение уровня плодородия почв по растениям – индикаторам.

4. Определение чистоты воздуха в районе школы методом лихеноиндикации.

5. «Сравнительная оценка влияния факторов антропогенного воздействия

человека на экологическое состояние микрорайона школы»

Совместно с преподавателями Мичуринского аграрного университета обучающиеся 1 выпуска проуниверситетского класса в 2011 году осуществили реализацию 1 этапа проекта «Фруктовый сад на пришкольном участке». Заложен сад из фруктовых деревьев. Теперь мы выполняем исследовательскую работу «Элементы жизни» (о значении азота, калия и фосфора в жизнедеятельности зелёного растения).

3.10. Элективные курсы.

Подготовку к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, формированию интереса не только к химии и биологии как к учебным предметам, но и к научным основам сельского хозяйства, развитию творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук способствуют элективные курсы.

Элективный курс «Ландшафтный дизайн», который я реализую вместе с учениками 9 класса способствует адаптации обучающихся к профильной подготовке, поддерживает изучение базовых и профессиональных общеобразовательных компетенций по решению расчётных и качественных задач, выполнению эксперимента в соответствии с требованиями техники безопасности, продолжает формирование навыков исследовательской и проектной деятельности в малых группах.

Необходимость элективного курса позволяет решить противоречие между трудностями в изучении биологии обучающимися и недостаточностью времени на отработку умений и навыков по решению задач различных типов сельскохозяйственной и экологической направленности, на закрепление практических умений при выполнении химического эксперимента, на закрепление общеучебных навыков по реферированию и работе в малых группах.

Курс представляется особенно актуальным, так как имеет практическую направленность, по его окончанию учащиеся смогут самостоятельно проектировать культурные ландшафты разного уровня и получат представление о профессии цветовода-декоратора.

В рамках элективного курса дети выполняют творческие работы по темам:

1. Составление плана школьного газона.

2. Проектирование цветника, цветущего круглое лето.

3. Создание проекта газона.

4. Создание проекта озеленения школьного участка

Подготовка в школе – это первый этап агробизнес-образования, задачи которого заключаются не только в выработке набора жизненно необходимых в современной рыночной среде навыков, но и в эффективной профориентационной работе по подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессий АПК, ведению собственного бизнеса.

3.11. Лагерь труда и отдыха

Уже второй год в нашей школе работает лагерь труда и отдыха, где будущие биологи всегда помогают работать на учебно — опытном участке, разводят цветы в школе; советуются об агробиологических особенностях того или иного растения, помогают в выращивании рассады, плодов и овощей на пришкольном участке и в теплице. Выращенные своими руками овощи используются весь учебный год в школьной столовой.

Заключительная часть

«Внеклассные занятия есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии»2. Внеклассная форма занятий открывает широкие возможности как для проявления педагогической творческой инициативы учителя, так и для многообразной познавательной самодеятельности учащихся и, главное, воспитывая их. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания о растениях и животных, развивают интерес к окружающей природе, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется естественно-научное мировоззрение3. Также внеклассные формы занятий способствуют развитию инициативы и коллективизма.

Главной целью своей деятельности считаю развитие творческих способностей каждого ребенка, оказание помощи личности в познании себя, воспитание у них лучших качеств, развитие интереса к исследовательской деятельности по биологии.

Следовательно, внеклассная работа имеет огромное значение в учебно-воспитательном процессе школы и занимает важное место в моей работе учителя биологии.

И только лишь благодаря взаимосвязи классно — урочной системы и внеклассной нами достигаются хорошие результаты. Ежегодно около 50% выпускников нашей школы сдают успешно ЕГЭ по биологии и выбирают ВУЗы с биологической направленностью (медицинские, сельскохозяйственные, педагогические).

Верзилин Н. М., Корсунская В. М. — М.: «Просвещение» 1983. — с. 311 Широких Д.П., Нога Г. С. Методика преподавания биологии. – М., 1980. – с.159

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-vneklassnaya-rabota-po-biologii/