Психологическая компетентность специалистов по социальной работе

Психологическая компетентность специалиста социальной работы обеспечивает его соответствие как субъекта деятельности самой деятельности, профессиональной группе, предмету деятельности:

— соответствие деятельности проявляется в успешности (эффективности, результативности) личности специалиста социальной работы при решении основных задач деятельности, в достижении ведущих целей деятельности, в высоком уровне адаптации к деятельности;

соответствие профессиональной группе выражается в соответствии личности специалиста социальной работы групповым ценностям и нормам, в

наличии ее социально-психологического влияния на других, веса в глазах других;

— соответствие Предмету деятельности, проявляется в удовлетворенности клиентов от взаимодействия с субъектом деятельности и степенью успешности разрешения возникших проблем.

Как считают некоторые авторы (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина), психологическая компетентность зависит от личности социального работника, его личностных качеств. Личностно-деловые качества социального работника сливаются в единую психологическую профессиональную компетентность.

Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личности социального работника.[16; С.23].

1.3 Личностные качества, необходимые социальному работнику, как компонент психологической компетентности

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.[20; С.34].

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

6 стр., 2849 слов

Личностные качества социального работника

... Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостр ... за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом. Я оказываю своими ...

Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего, нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества— физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие. [20; С.78].

Основными обязанностями и качествами психологической компетентности социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту:

а) социальный работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах;

б) социальный работник не должен практиковать, способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках; напротив, его цель — всеми доступными ему средствами бороться с такой дискриминацией;

в) социальный работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам;

г) социальный работник не должен вступать в сексуальные отношения с клиентами ни при каких обстоятельствах;

13 стр., 6315 слов

Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия ...

... актуальности исследования. Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для психологического климата семьи субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что, безусловно, повышает уровень требований к культуре общения социальных работников. Вместе с ...

д) социальный работник должен осведомлять клиентов о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой;

е) социальный работник должен следовать советам и консультациям коллег и наставников, если они, по его мнению, служат интересам дела; социальный работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или всей семьи;

з) в случае, когда какое-либо другое лицо официально назначено выступать в защиту клиента, социальный работник должен иметь дело с этим лицом исключительно в интересах клиента;

и) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента; социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи. [19; С.35].

Сотрудник социальной службы обязан уважать тайны клиентов и не распространять информацию, прошедшую в ходе профессиональной социальной помощи:

а) социальный работник может поделиться конфиденциальной информацией, узнанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по профессиональным обстоятельствам; социальный работник должен полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может быть использована;

б) социальный работник должен в случае необходимости обеспечить клиентов любыми официальными записями, касающимися их; обеспечивая клиентов необходимыми записями, сотрудник социальной службы должен соблюдать конфиденциальность остальной хранящейся в записях информации; социальный работник должен получить согласие клиентов, прежде чем печатать, делать магнитофонные записи или разрешить какой-либо третьей инстанции наблюдать за его работой.

в) сотрудник социальной службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды социальной помощи справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной социальной помощи и со способностью клиента платить. Социальный работник не должен принимать ценных подарков за выполненную работу.[19; С.33].

Социальная работа — одна из немногих профессий, где личностные качества и обязанности по отношению к клиентам играют первостепенную роль и отражают уровень психологической компетентности.

2. Совершенствование психологической компетентности

Как считает Хапова З.А, идея компетентностно-ориентированного образования — один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.[13; С.3].

Компетентностное образование — противоречивая тема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя можно говорить о складывающейся концепции компетенции.

17 стр., 8061 слов

Требования профессионального сообщества к социальным компетентностям ...

... исследования явилась профессиональная деятельность социальных педагогов, работающих в учреждениях социальной защиты населения, а предметом исследования - социальные компетентности, востребованные в этой сфере. Цель дипломной работы: выявить требования профессионального сообщества к социальным компетентностям социального педагога и проанализировать ...

Общей для всех попыток дать определение компетенции в целом является понимание ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы. При этом должны взаимодействовать когнитивные и аффективные навыки наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками.

Также и уровень психологической компетентности повышается:

  • при правильном понимании этого понятия;

— при правильном выборе профессии, наличии необходимых качеств, соответствующих специальности;

— при наличии соответствующей психологической обстановки, как в коллективе, так и соответствующей обстановки в рабочем помещении;

— при наличии стимула продолжать свою профессиональную деятельность далее (отсутствие «эмоционального выгорания»

-при наличии материального стимулирования (достойной оплаты труда, премиальные денежные средства, повышения должности).

Понятие «компетентность» выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. Здесь в представление о компетентности включают, и «умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии». Исследование проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условием становления профессионала. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений [25; С.65].

Несомненно, что психологическая компетентность — многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности — с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой.

Слаженное взаимодействие этого множества частных аспектов приводит нас к комплексному пониманию компетенции, которое проявляется в контексте условий и требований как внешних, так и внутренних.

Заключение

Психологическая подготовка специалистов должна быть направлена на формирование всех компонентов психологической компетентности (знаний, мышления и практических умений и навыков), а также на коррекцию эгоцентрических установок личности.

Формирование таких профессионально важных качеств будущих специалистов как психологическое мышление, умение проектировать психологические воздействия при анализе проблемных ситуаций управленческой деятельности возможно только в условиях специального психологического обучения.

3 стр., 1020 слов

Деятельность как психологическая категория

... психологической составляющей. Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается. Таким образом, личность в психологии рассматривается как ... и проявления психики человека и животных. Деятельность как психологическая категория В психологии под деятельностью понимается динамическая ...

Психологическая компетентность специалиста социальной службы, являясь центральной составляющей частью его профессионализма, должна формироваться на основе сочетания социально-психологического и психосоциального компонента его профессиональной подготовки, которые поддерживают два направления социально-поддерживающей деятельности. Социально-психологическая подготовка обеспечивает эффективность построения взаимодействия специалиста социальной службы с различными группами клиентов в рамках разрешения возникших перед ними социальных проблем, психосоциальная подготовка — помощь клиентам в преодолении кризисных состояний их психики, порожденных негативными жизненными обстоятельствами.

Психологическая компетентность специалиста социальной работы является сложным психическим образованием, включающим в себя социально-психологическую и психосоциальную составляющие. В обеих составляющих психологической компетентности можно выделить когнитивный, личностный и деятельностный компоненты, обладающие своим специфическим содержанием.