Информационное общество как социологическое понятие

Информационное общество — понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии:

1) аграрное (доиндустриальное, традиционное);

2) современное (индустриальное);

3) постсовременное (постиндустриальное, информационное).

Понятие «информационное общество» было сформулировано на Западе в 1980-е в связи с широко развернувшейся микроэлектронной революцией. Со временем оно обрело статус одного из самых распространенных и общих названий всех философско-социологических концепций, стремящихся осмыслить новую социальную реальность, которая начала складываться в 1950-е сначала в США, а затем и в странах Западной Европы, Японии. Употребление термина «информационное общество» широко распространено на Западе для характеристики современного состояния общественно-экономического развития. Наряду с этим названием существует и множество других:

1) постиндустриальное общество;

2) посткапиталистическое или общество сервисного класса;

3) программируемое или постиндустриальное;

4) научное общество;

5) супериндустриальное или общество третьей волны;

6) цивилизация услуг;

7) информационно-компьютерное;

8) постэкономическое.

Эти понятия разрабатывались в рамках различных версий информационного общества — более технократических либо более гуманитарно-ориентированных. Информационное общество характеризуется определяющей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Главным фактором общественных изменений становится производство и использование информации; теоретическое знание, как высшая ценность и основной товар, становится фактором формирования новой социальной структуры общества, новых моделей управления. Если в традиционном обществе с характерной для него «собирающей экономикой» основным ресурсом является земля, а в индустриальную эпоху в условиях «товаропроизводящей экономики» центральное место занимают собственность и капитал, то в информационном обществе происходит переход к «обслуживающей экономике», когда доминирующую роль начинает играть сфера услуг, причем услуг информационных.

Формируется «четвертичный» (информационный) сектор экономики (наряду с сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг) под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации. По мере развития сервисного и информационного секторов богатство утрачивает свое материальное воплощение (земля, капитал), возникает символический капитал — знания. Роль экономики (как производства материальных благ) в жизни общества постепенно убывает, происходит дестандартизация и индивидуализация в сфере производства и потребления. Меняется характер труда по пути его автоматизации (внедряются безлюдные технологии, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве), а также в направлении гуманизации и расширения участия работников в управлении производством. Складывается «суперсимволическая система создания общественного богатства», основанная на использовании информационных технологий, то есть, прежде всего умственных способностей человека. Эти изменения создают условия для распространения домашнего труда на основе электронной техники.

13 стр., 6451 слов

Постиндустриальное общество

... концепции постиндустриального общества Теория постиндустриального общества как необходимое звено современной цивилизационной концепции философии истории. В современной западной историософии наиболее распространенным считается деление всей человеческой истории на три общества: аграрное, индустриальное и постиндустриальное или информационное. ...

В информационном обществе возрастает важность высшего образования, новая экономика вознаграждает познавательные и творческие способности, а также гибкость, индивидуализм и способность к быстрому приспособлению в постоянно меняющихся условиях. Организационные структуры бюрократического типа замещаются подвижными структурами более мелких временных союзов владельцев общей информации, а стиль руководства меняется от управления к лидерству. Знание и информация являются основой организации информационного общества, а также ключевым источником инноваций и социального динамизма. В доиндустриальную эпоху основными социальными институтами являются армия и церковь, в индустриальном обществе — корпорация и фирма, а в центре информационной цивилизации оказываются университеты.

Согласно другой позиции, ни один социальный институт в информационном обществе не будет играть центральную роль, и общество будет организовано в форме сети, а не иерархии институтов. В новом обществе изменяется природа власти, которая приобретает высшее качество и максимальную эффективность. В аграрном обществе источником власти было принуждение, в индустриальном — власть была основана на богатстве, а в информационном обществе определяющим фактором осуществления власти становится знание как неисчерпаемый, универсальный и демократичный по своей природе капитал. Не собственность, а знания и доступ к информации стратифицируют информационное общество, так что основными факторами статусной дифференциации становятся образование, профессионализм и квалификация. Происходит рассеивание собственности и превращение капитала в акционерную форму, что обеспечивает потенциальную возможность включения в управление фактически каждого. Власть переходит от класса собственников к образованной правящей элите. В новой ситуации основной социальный конфликт заключается не в противоречии между трудом и капиталом, а в столкновении между знанием и некомпетентностью. Знания и контроль над информацией означают обладание властью и возможность влияния.

В экономической сфере локализация власти смещается из сферы производства в сферу распределения; отсутствие информации лишает возможности участия в принятии решений и организации. Информация в информационном обществе является основой не только конфликтов, но и социального взаимодействия. Специфическими чертами информационного общества являются дестандартизация и демассификация всех сторон социальной жизни, а также высокий уровень инновативности и ускоренные темпы социальных изменений. Это означает, с одной стороны, интенсификацию и неустойчивость социальных связей, преобладание «модульных» отношений в сфере межличностного общения (связь устанавливается не с целостной личностью, а только с определенной ее функцией), рост социальной напряженности, а с другой — высокую социальную мобильность (особенно среди профессионалов и интеллектуалов).

6 стр., 2511 слов

Влияние информационно–коммуникационных технологий на педагогические технологии

... информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на ... информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества информационный коммуникационный технология ... что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность ... и создание рефератов, создание ...

В отношении потребления продукции формируется новая установка — культура «вещей одноразового использования». Общественные и индивидуальные ценностные системы также подвержены быстрой трансформации и носят временный характер. В информационном обществе возникает множество независимых ценностных систем, предлагаемых различными социальными институтами и субкультурами, так что человек сталкивается с проблемой выбора — в стиле потребления, в образовании, культурной ориентации.

1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

1.1 Сущность и понятие информационного общества

Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество». Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий. Информационное общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1) увеличение роли информации и знаний в жизни общества; 2) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; 3) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют. Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры — информационной инфраструктуры. Информационная инфраструктура — это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети.

Так же информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

9 стр., 4426 слов

Информационные ресурсы

... их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом. При всех недостатках информационно - управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов. ...

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXI века.

1.2 Причины и последствия информационных революций

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией — сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке — атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда. В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций:

1. Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

2. Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

3. Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

4. Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса. Стали говорить об «информационном взрыве», называя так бурный рост потоков и объемов информации. В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. Многие философы, критиковали недостатки индустриального общества, отмечали его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество. Превращение общества в информационное связывают с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов. Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ. На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду).

18 стр., 8762 слов

Социальные перспективы и последствия компьютерной революции

... базе социального è научно-технического прогресса. Такой прогресс в современных условиях возможен лишь на базе информационно-компьютерной революции. Поэтому теперь следует обрисовать по крайней мере общие контуры тех перспектив и последствий, которые ...

Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства. Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

  • б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

1.3 Информатизация общества в настоящее время

информационный общество социальный неравенство

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации — информационной. В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В последнее время появилась новая категория культуры — информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Будучи важнейшей, составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Информационная культура проявляется в следующем:

  • в конкретных навыках по использования различных технических устройств — от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
  • в способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;
  • в умении извлекать информацию из различных источников — от периодической печати до электронных коммуникаций;
  • в умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;
  • в знании аналитических методов обработки информации;
  • в умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

6 стр., 2542 слов

Исполнение запросов социально-правового характера. Методика составления ...

... юстиции Российской Федерации 15.09.2006, номер № 8296). ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема. Порядок исполнения социально-правового запроса ПРИЛОЖЕНИЕ Б Муниципальное архивное учреждение «Комсомольский-на-Амуре городской архив» 681016, Хабаровский край, г. Комсомольск ... что запрашиваемой Вами информации о стаже работы в СОШ № 14 пос. Солнечный в 1980-1987 гг. в архиве не имеется в связи с тем, что документы ...

Относительно недавно появилась еще одна новая информационная технология — виртуальная реальность.

Виртуальная реальность — высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Философы, рассматривая проявившиеся новые характеристики повседневности, отмечают, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов организации жизни общества (или «пересмотр кода цивилизации»).

В основе цивилизации индустриального общества лежали шесть принципов:

1) синхронизация;

2) специализация;

3) стандартизация;

4) концентрация;

5) максимизация;

6) централизация.

Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими особенности информационного общества:

1) Синхронизация. Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами — ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся.

Главными видами социальной деятельности становятся те, которые связаны с производством информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий.

2) Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования.

К образованию в информационном обществе предъявляются новые требования, обусловленные тем, что в производстве теперь смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с этим возникает необходимость в перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

3) Стандартизация. В информационном обществе отмечается тенденция к индивидуализации во всем.

4) Концентрация. Принцип концентрации производства, повлекший концентрацию населения в больших городах сменится в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное производство — производство знаний — не привязано к источникам ископаемых ресурсов.

Компьютеры можно завезти в любую точку земного шара, из любой точки можно войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и так далее).

5) Максимизация. Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами устанавливать для себя удобный режим работы.

13 стр., 6152 слов

Методы и формы информационно-психологического воздействия на человека

... психологического воздействия на человека Современные исследователи и специалисты подразделяют психологическое воздействие на людей на следующие виды [9]: 1)информационно-психологическое, 2)психогенное, 3)психоаналитическое, 4)нейролингвистическое, 5)психотронное, 6)психотропное. 1. Информационно-психологическое воздействие - это воздействие словом, информацией. Психологическое воздействие такого ...

6) Централизация. Принцип централизации сменится принципом децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs — город) — снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает.

Философы отмечают также, что в социально-политической сфере и области международной экономики информационные технологии открывают совершенно небывалые перспективы. В настоящее время существуют все предпосылки для:

1) создания глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);

2) решения социальных проблем.

Открытость информации делает личность более сильной, а государственную власть — более зависимой от граждан. Телекоммуникационные сети создают возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства. Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам производства. Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического сознания.

2. ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Информационное общество и власть

Управление информационным обществом осуществляется на основании властных полномочий системой государственных органов. Власть — это информация, а вовсе не говорение. Именно те люди, которые умеют эффективно слушать и способны извлекать из услышанного ценную информацию, и обладают властью.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами:

  • экономическая,
  • социальная,
  • духовно-информационная,
  • принудительная (политическая в узком значении).

Экономическая власть — это контроль над экономическим ресурсами, собственность на ценности.

Социальная власть предполагает распределение статусов, льгот, привилегий.

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации (подготовка решений, воздействие на сознание, в том числе манипулирование).

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью угрозы или применения насилия (признак политической власти).

В последующем в информационной сфере появились новые технологии непосредственным образом связанные с информацией, экономикой и иными важными сферами жизни. Информационная сфера по законодательству РФ — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации. Для информационной сферы необходима информационная среда. Информационная среда — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

3 стр., 1057 слов

Межличностное влияние и социальная власть

... 1. Понятие социальной власти В основе социальной власти находится феномен социального влияния. По словам Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет ... можно предположить, что он будет компетентен и в определенных иных сферах; власть информационная; решающим фактором является содержание информации (пример с утками: 2 впереди, 2 ...

В информационной сфере появилось даже электронное правительство, электронные налоги, интернет — голосование и многое другое:

1. Электронное правительство — система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

2. Электронные налоги — технология обработки и передачи в онлайновом режиме налоговых заявлений.

3. Интернет-голосование — голосование с использованием среды Интернет. При Интернет голосовании избиратель получает на определенном веб-сайте электронный бюллетень и голосует. Подлинность бюллетеня гарантируется посредством цифровой подписи.

В этом отношении власть облегчила своим согражданам выполнение определенных, прописанных в законе, действий, таких, например, как голосование или уплата налогов.

Появление обращения с электронными денежными средствами привело к появлению информационной преступности. Информационная преступность — противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.

Но как же защитить информацию от неправомерного использования, защиты информации от информационной преступности? Для этого было разработано специальное информационное законодательство. Информационное законодательство — совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Такое законодательство есть и в Российской Федерации. Примером может служить Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. Как в российском законодательстве прописана свобода личности, так и в информационном законодательстве существует своя, информационная свобода личности. Информационная свобода личности это право человека:

  • получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию;
  • выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений;
  • передавать информацию другим людям.

Под информацией здесь понимается любая информация, кроме той, которая представляет собой государственную тайну страны.

Для того чтобы воспитать в своей стране культурных профессиональных пользователей, необходимо привить им компьютерную грамотность. Компьютерная грамотность подразумевает владение достаточным набором знаний и навыков работы на компьютере.

Для достижения указанных целей в настоящее время в учебных заведениях, в том числе средних образовательных учреждениях, введены предметы изучения информационных технологий, где будущих потенциальных информационных пользователей обучают различным компьютерным программам, оболочкам и тому подобное.

2.2 Социальное неравенство

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

3 стр., 1108 слов

Социальные классы

... придерживаются единого взгляда на характеристики основных социальных классов в современных обществах и обычно выделяют 3 класса: высший, низший и средний. Высший класс в современных индустриальных обществах состоит в основном из привилегированных людей, то есть представителей влиятельных и ...

Рассмотрим три основных социальных класса:

1).

Богатые (т.е. элита);

2).

Средний класс;

3).

Бедные.

Все эти три социальных класса и составляют понятие общество в широком смысле этого слова. Общество — совокупность людей:

  • объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей; — характеризующаяся:

1) устойчивостью;

2) целостностью;

3) саморазвитием;

4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Общество — человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.

Общество — целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

Именно средний класс тонко чувствует любые изменения в государстве и ему подвластно изменить обстановку, если это необходимо. Средний класс — класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Различают старый средний класс и новый средний класс:

1) Старый средний класс — средние и мелкие собственники: мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцы небольших производственных фирм.

2) Новый средний класс — не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.

Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.

Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится, прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации. Прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям следующий:

1) Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей.

2) Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.

3) Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:

  • возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом — интеллектуалов.

Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.

  • увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возраста смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга).

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно.

Личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен, в какую либо корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции. Современная наука и техническое творчество втягивают в область человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости, когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой информации.

Существует проблема жизни и деятельности человека в новом обществе, форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже» как предсказывали некоторые футурологи или же форма жизни не изменится кардинально.

Каждому предстоит переосмыслить свою жизненную позицию как индивидуума, совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных ценностей.

Человечество должно сделать прорыв в понимании своего существования на земле, так как при дальнейшем таком существовании в виде некоего паразитирующего организма, высасывающего жизненные соки из земли и бездумно разрушающего природу, у него просто нет будущего. Пока еще остается открытым вопрос о перестройке сознания людей для нового типа мышления.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/informatsionnoe-obschestvo-po-sotsiologii/

1. Анурин, В.Ф. Основы социологических знаний: Курс лекций по общей социологии. [Текст] / В.Ф. Анурин. — Н.Новгород: НКИ, 1998. — 358с.

2. Бельский, В.Ю. Социология. Учебник. [Текст] / В.Ю. Бельский, А.А. Беляев, Д.Г. Лощаков. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 304с.

3. Вильямский, В.С. Основы организации деятельности социальных систем. [Текст] / В.С. Вильямский. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 544с.

4. Комаров, М.С. Введение в социологию. Учебник для высших заведений. [Текст] / М.С. Комаров. — М.: Наука, 1994. — 153с.

5. Кравченко, А.И. Социология: Словарь. [Текст] / А.И. Кравченко. — М.: Академия, 1997. — 405с.

ГЛОССАРИЙ

Виртуальная реальность — высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами.

Власть — социальное отношение господства и подчинения, в структуру которого входят лица, являющиеся носителями властной воли, а также средства для поддержания и сохранения власти.

Государство — социальный институт, обладающий властью, силой и авторитетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих порядок в данной социальной системе.

Досуг — совокупность занятий в свободное время, посредством которых удовлетворяются физические, психические и духовные потребности преимущественно рекреационного характера.

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации (подготовка решений, воздействие на сознание, в том числе манипулирование).

Индивид — конкретный представитель человеческого рода.

Информационное общество — одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции.

Информационная инфраструктура — это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Информационная среда — совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Культура — совокупность норм и ценностей, принятых в данном обществе и разделяемых большинством его членов.

Личность — совокупность социально значимых свойств и качеств индивида, благодаря которым он включается в систему общественных отношений, многообразных форм деятельности и общения.

Макросоциология — уровень социологического знания, ориентированный на изучение крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и организаций, классов и т.д.).

Массовая культура — форма культуры повседневной жизни, продукты которой распространяются с помощью средств массовой коммуникации среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или классовых особенностей.

Микросоциология — уровень социологического знания, ориентированный на изучение непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений и процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, частных проблем).

Наука — социальный институт, осуществляющий процесс целенаправленного производства знаний.

Нормы — стандарты (правила), регулирующие поведение и взаимодействие людей в обществе.

Образование — социальный институт, обеспечивающий трансляцию социального и культурного опыта, знаний, умений и навыков от поколения к поколению.

Общество — совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и др., опосредующих их социальную деятельность.

Программа социологического исследования — документ, содержащий изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедуры и организации.

Революционные социальные изменения — в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социальной системы в целом или крупных ее подсистем.

Рыночная экономика — саморегулирующаяся экономическая система, основанная на производстве и обмене товаров в соответствии с соотношением спроса и предложения в условиях конкуренции свободных товаропроизводителей.

Социальная группа — совокупность индивидов, характеризующаяся общими интересами, установками и ориентациями, нормативной регламентацией их совместной деятельности в рамках определенного пространства и времени.

Социальное неравенство — форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Социальная роль — образец поведения личности, обусловленный ее положением в системе социальных связей и отношений.

Социальная система — социальный процесс или явление, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях, образуют единое целое и способны во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру.

Социальная стабильность — состояние социальной системы, при котором она способна эффективно функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций.

Социальная структура — устойчивая взаимосвязь классов, социальных групп, слоев, социально-демографических, профессиональных, национально-этнических и других общностей.

Социальные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

Социальный институт — устойчивая, исторически сложившаяся форма организации жизнедеятельности людей, и правила и нормы, регулирующие эту деятельность.

Социальный контроль — регуляция поведения людей в обществе с помощью норм и санкций.

Социология — наука о функционировании и взаимодействии социальных общностей в рамках социальных институтов.

Средний класс — класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

Традиция — элемент социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению в определенных социальных группах или обществах в течение длительного времени.

Экономическая власть — это контроль над экономическим ресурсами, собственность на ценности.

Элитарная культура — форма культуры, ориентированная на узкий круг потребителей, элиту и претендующая на утонченность и изысканность.