Использование информационно-коммуникационных технологий на х русского языка в коррекционной школе VIII вида

Актуальность:

Применение информационных технологий в преподавании русского языка способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал. Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Поскольку мы говорим об учащихся вспомогательной школы, следует учитывать их интеллектуальные способности и способности к обучению. Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно-образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка [15].

Информационно-коммуникационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии детей с нарушением интеллекта.

Компьютерные средства представляют для учителя не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные и коммуникационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

10 стр., 4953 слов

Л.С. Выготский: проблемы обучения и развития

... Выготский был убежден в том, что Штерн преувеличивал роль интеллекта как «чего-то изначального... стоящего действительно в начале развития ... развитии русской психологии мы обязаны Выготскому». Посвящая одну из важнейших своих книг - «Высшие корковые функции человека и их нарушения ... речь ребенка, которая является многофункциональной, развивается по принципу дифференциации отдельных функций и в ...

Объект исследования: информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида .

Предмет исследования : использование ИКТ на уроках русского языка в 5-6 классах МОУ «Рыбницкая специальная общеобразовательная коррекционная школа детский-сад»

Целью исследования является изучить особенности использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :

  • изучить специальную литературу по особенностям развития связной письменной речи у детей с нарушением интеллекта;

  • раскрыть общую характеристику использования ИКТ на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида;

  • проанализировать компьютерные программы (тренажёры, игры, диски), предлагаемые для обучения детей с нарушением интеллекта.

  • проанализировать результаты использования информационных технологий на уроках русского языка в коррекционной школе;

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Развитие речи детей с нарушением интеллекта

Недоразвитие познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем (В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. В. Тарасенко и др.).

К особенностям лексики детей с особыми образовательными потребностями относится бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова, нарушение процесса организации семантических полей.

Исследования многих авторов (В. Г. Петрова, М. Ф. Гнездилов, М. П. Феофанов, А. П. Федченко, Р. И. Лалаева, Е. Ф. Соботович) выявили значительное недоразвитие грамматического строя речи у школьников с ОВЗ. Это проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений . Отдельные грамматические категории совсем не употребляются детьми с нарушением интеллекта или составляют в их словаре минимальный процент. К таковым относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы и др.

33 стр., 16401 слов

Загадки как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

... детей отгадыванию загадок. Объект: формирование речи детей старшего дошкольного возраста Предмет : использование народного фольклора для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: 1. развитие всех сторон речи является важным условием овладения детьми образными средствами языка; ...

У умственно отсталых школьников недостаточно сформированы морфологические формы словоизменения и словообразования.

Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. К наиболее серьезным, часто встречающимся недостаткам можно отнести следующие:

  • малая распространенность предложений;

  • пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы ;

  • р едкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение;

  • нарушение связи слов в предложении;

  • нарушение порядка слов: неоправданные инверсии, разрыв словосочетаний.

Исходя из этого, можно предположить, что устранение нарушений письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет более успешно, если в системе коррекционно — развивающего обучения будут использованы средства, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций и что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

1.2.Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающем обучении.

Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

a

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, тренажеры);

б) По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы);

    37 стр., 18257 слов

    «Индивидуализация обучения как средство развития творческих ...

    ... работа. Таким образом, дифференциация выступает как средство индивидуализации обучения. В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личных качеств. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, ... цели индивидуализации : 1) обучающая цель – усовершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации ...

  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

в) По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные);

  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

г) По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

Обучающиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. Наиболее эффективным методом обучения является применение на уроках разнообразных наглядных пособий, т.к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.

Электронную презентацию можно отнести к наглядным электронным учебным пособиям, однако лишь с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений.

Под электронной презентацией, создаваемой в PowerPoi

Безусловным плюсом презентации,

Подводя итоги, отметим, что в основе системы работы по формированию и развитию речи в школе VIII вида лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с ОВЗ.

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость.

16 стр., 7673 слов

Специфика использования наглядных средств обучения у детей дошкольного ...

... -образному мышлению детей, чувственному восприятию учебного материала; формам и методам организации педагогического процесса в начальной школе, индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников и т.д. К основным принципам разработки комплекта наглядных пособий относятся ...

Глава 2. Практические основы применения ИКТ на уроках русского языка

2.1.Использование

В нашей школе МОУ «Рыбницкая специальная общеобразовательная коррекционная школа детский-сад» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В связи с дефектами речи, с нарушением развития речи, особенностями психической мыслительной деятельности, у детей с нарушением интеллекта отмечаются затруднения в изучении и усвоении программного материала.

В 2015-2016 учебном году в

По возможностям обучения учащихся 5 класса можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют ученики, наиболее успешно обучающиеся в классе (их 4 человека).

В ходе обучения они понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Все задания выполняются самостоятельно, но иногда нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия учащихся в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся недостаточно точны.

Ко второй группе, (3 человека), относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).

Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к первой группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания.

К третьей группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне (2 человека).

13 стр., 6294 слов

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

... подготовки педагогов, развития разнообразных интересов учащихся, удовлетворения разнообразных социальных запросов учеников и родителей в аспекте индивидуальной траектории развития личности ребенка. Цель данной работы – охарактеризовать особенности обучения и воспитания одаренных детей в условиях дополнительного образования ...

При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной) школы.

Учащиеся не могут без стимулирующей помощи выполнить задания на изменение форм существительных в косвенных падежах, затруднено применение навыков словообразования и словоизменения, часто встречаются аграмматизмы. Сложность вызывает задание на составление предложения из слов, данных в начальной форме – дети допускают ошибки в согласовании слов, часто наблюдается инверсия.

Для многих учащихся 5 класса русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных разделов. Поэтому возникла необходимость сформировать у детей заинтересованное отношение к процессу овладения орфографическими навыками и умениями, развивать у них познавательный интерес. Для эффективного обучения орфографии необходимо многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием, включение большого количества различных упражнений для закрепления навыка. Именно поэтому активно используются ИКТ в педагогической деятельности учителя-словесника коррекционной школы.

На уроках русского языка компьютер используется как источник учебной информации, наглядное пособие, с качественно новым уровнем возможностей мультимедиа, тренажёр, средство диагностики и контроля. Включение в процесс обучения электронных динамических схем и моделей, таблиц, красочных иллюстраций и т.д. позволяет усилить продуктивность визуальной среды.

На уроках по обучению школьников русскому языку внедряем следующие мультимедийные дидактические средства:

Слайд представляет собой отдельный фрейм (окно), занимающий всю доступную площадь экрана, на которой размещаются учебный текст, графические, видео– и аудио–объекты, командные кнопки, предназначенные для организации интерактивного процесса между компьютером и учеником. Слайды используются на уроках русского языка для иллюстрации каких–либо теоретических сведений, положений, объяснения понятий и т.д.

Слайды могут использоваться на любых этапах урока. Путешествуя по слайдам, ребята работают с интересом и увлечением. А в памяти у них остаются не только понятия, но и зрительные образы, которые помогают дальнейшему использованию полученных знаний в процессе обучения (см.приложение 1).

18 стр., 8627 слов

Организация внеклассной работы по русскому языку в начальной школе

... индивидуализации обучения. Внеурочная работа строится на основе методических принципов, которые соответствуют учебной деятельности, позволяют организовать ее в наиболее оптимальных вариантах, с наиболее оптимальными результатами. Методические принципы внеклассной работы по русскому языку ...

Видеовыдержки

Показ написания слова на экране позволяет проводить и словарно–орфографическую работу. Красочное оформление таких выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа. Видеовыдержки из словаря предлагаются вниманию учащихся, как правило, при объяснении нового материала.

Видеовыдержки из произведений художественной литературы – это цитаты, взятые из какого-нибудь текста. Они сопровождаются иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста. Видеовыдержки подбираются учителем в соответствии с изучаемыми темами, например, при знакомстве с признаками текста, структурными элементами текста, композицией основных типов текста и т.д. Они используются на любых этапах урока.

Видеовыдержки из произведений художественной литературы позволяют проводить исследовательскую работу по анализу текста, установлению содержательно-логических связей в тексте т.д.

Видеозадачи

Например, учащимся дается за

Еще в качестве примера можно привести задание «Собери фразу», используя цвета светофора. Выполнение заданий с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Подобного рода задания позволяют развивать связную речь детей с ограниченными возможностями здоровья.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Видеокроссворды

Специфика видеокроссвордов состоит в том, что их учащиеся отгадывают за компьютером, заполняя квадраты, предназначенные для букв. Если весь видео-кроссворд решен верно, то на мониторе появится надпись «Молодец!»(см. приложение 2).

Видеотаблицы

Таблицы – наиболее распространённый, традиционный вид пособий, реализующий зрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительной наглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практически неограниченное во времени экспонирование языкового материала.

Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами и опорными схемами.

Динамическая таблица

Таблица может помочь вспомнить учащимся трудные для запоминания орфографические правила. Например, она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос о выборе буквы «Е» или «И» в окончаниях существительных (см. Таблица 1).

Таблица 1

Такая запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись при выборе окончания «-Е» или «-И»: склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических заданий, ученик запоминает её уже потому, что зрительная память детей обычно неплохо развита. Для запоминания предлагается не формулировка правила, а предельно сжатая форма записи его.

11 стр., 5085 слов

«Использование технологии портфолио»

... задач: Охарактеризовать понятие портфолио, типы и функции портфолио Раскрыть этапы и содержание работы над разделами портфолио в начальной школе Рассмотреть специфику использования технологии портфолио в коррекционном и ... умений [6] . В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания желательно датировать, ...

Таблица будет также подсказкой при проверке знаний учащихся или при опросе «Проверь себя».

Ориентируясь на таблицу, школьники не только применяют свои знания при разборе конкретного слова, но и воспроизводят по памяти основные грамматические признаки.

Видеопросмотры

В коррекционной школе такие занятия проводятся по многим учебным дисциплинам. В настоящее время нет комплекта учебных кино- или видеофильмов, разработанных специально для коррекционной школы VIII вида. Поэтому учителя пользуются учебными фильмами, созданными для учащихся общеобразовательных школ, научно-популярными фильмами отечественного и зарубежного производства, а также собственной видеопродукцией.

Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводится с учётом санитарно–гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Уроки с компьютерной поддержкой должны строиться грамотно. За компьютером дети находятся не более 20 минут, но и это время разбивается на несколько периодов. В течение уроков проводятся физкультурные минутки, д ля снятия зрительного напряжения проводятся различные «минутки отдыха», специальные упражнения для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.

Современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий.

В заключение хочется привести высказывание Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием». Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит себя долго ждать.

2.2 Использование тестовой технологии

Тестовый контроль

Особенностями компьютерного обучения является пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

При проведении самостоятельных и контрольных работ, тестов каждый ученик отвечает на задания самостоятельно и получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка: он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний. Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

13 стр., 6295 слов

Инновационные технологии образования

Гипотеза исследования - использование инновационных технологий обучения в общем педагогическом процессе повысит его эффективность, а также уровень развития личности учащихся. Методологической основой исследования послужили положения деятельностного (Ю.В. Громыко, Н.Н. Леонтьев, Г.П. Щедровицкий ...

В качестве текущего и промежуточного контроля на уроках русского языка преимущественно использую тесты (см. приложение2).

На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний – контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить степень их подготовленности.

Сейчас в распоряжении учителя появилось много готовых учебных компьютерных программ по русскому языку и литературе: образовательные программы на CD–дисках с тренажерами, тестами, тренировочными упражнениями, которые могут быть использованы при проведении уроков. К таким программам относятся:

  • электронные учебники по русскому языку Кирилла и Мефодия – дают учителю возможность работать с учениками в дифференцированной форме;

  • диски серии «Фраза» – обучающая программа;

  • «Репетитор» – для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками;

  • «1С: Репетитор. Русский язык»,

  • «Наставник – русский язык 2,3,4 класс» – учебная комплексная программа для проверки и корректировки личной грамотности. В комплект входят диагностические, коррекционные, проверочные тесты, диктанты и задания занимательного характера. Данная программа помогает реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении, каждый ученик работает в удобном для него режиме, ритме;

  • «Редактор» – правка деформированного текста (развитие орфографической и пунктуационной зоркости).

Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя, а для обучения детей с нарушением интеллекта имеющиеся программы мало приемлемы, так как большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям таких детей.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально созданными для коррекционных школ VIII вида электронными программами, учителю проходится самостоятельно создавать собственные электронные учебно-методические материалы: тесты, мультимедийные презентации, кроссворды. Создание собственных электронных пособий по русскому языку и чтению, позволяет подбирать и систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой по предмету (см.приложение3).

Для входного, промежуточного, контрольного тестирования в своей работе использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют не только повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время при опросе учащихся, но и помогают учителю повысить свою квалификацию.

Информация Всемирной сети – находка для учителей русского языка: здесь есть сайты, помогающие освоить современную методику преподавания предмета, быстро и качественно подготовиться к уроку, это и доступ к разнообразным видео- и аудиоматериалам, интересным компьютерным программам, современным справочным материалам (тесты, редкие учебные пособия, энциклопедии, словари)(см.приложение 4).

Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на важных вопросах по теме, повторении и разъяснении непонятных положений. Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору и представлению полученной информации. Заметно возрастает интерес учащихся к выполнению заданий.

Тестовые задания могут быть использованы практически на каждом уроке для организации любого вида письменной работы, для индивидуальной и фронтальной работы в классе с целью быстрого контроля знаний учащихся.

Применение тестов позволяет активизировать деятельность учащихся, разнообразить процесс обучения, получать наглядную картину успеваемости, экономить время, отводимое на опрос и контроль.

Для того, чтобы оценить учебные достижения учащихся в обучении русскому языку и правильность выбранных методик и технологий обучения проводятся промежуточный и итоговый контроль качества знаний учащихся.

На основании годовых оценок выявлен

Таблица 2

Уровень обученности и качества знаний по русскому языку учащихся за 2015-2017 гг.

100%

100%

Качество знаний (ср. %)

67%

78%

Средний балл

3,4

4,0

Рис. 1. Уровень обученности и качества знаний по русскому языку учащихся за 2015 – 2017 гг.

Из рисунка1мы видим положительную динамику уровня обученности и качества знаний учащихся: степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло на 9% (с 67% в 2015г. до 78% в 2017г.).

В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по русскому языку были проведены контрольные письменные работы. Сравнительный анализ представлен в Таблице 3.

Таблица 3

Анализ письменных работ учащихся за 2015 – 2017 гг.

Всего уч-ся

9

9

9

9

Оценки

«5»

1

«4»

6

8

7

7

«3»

3

1

2

1

«2»

Средний балл

3,0

3,8

3,4

4,0

Из таблицы 3 видно, что в результате систематической работы, проведенной в течение 2015-2017г, у учащихся повысился средний балл.

Рис. 2. Анализ письменных работ учащихся за 2015 – 2016 г.

Рис. 3. Анализ письменных работ учащихся за 2016 – 2017 г.

На диаграммах

Наблюдается значительная положительная динамика в состоянии письменной речи учащихся. Снизилось количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Использование компьютера как средства обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

  • увеличивается скорость овладения учебным материалом;

  • наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

  • становится более качественным самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

  • в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

  • создаётся положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.

Заключение

Уроки с использованием ИКТ, на наш взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в коррекционной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно — найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным, а так же интересным и более подготовленным к тем недостаткам, которыми обладают ученики в коррекционных школах. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Применение информационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы мотивировано тем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к урокам;

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • развивают творческий потенциал учащихся;

  • осовременивают урок.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы, что использование информационных технологий играет важную роль в процессе обучения детей в специальной (коррекционной) школе.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/informatsionnyie-tehnologii-v-korrektsionnoy-shkole-vida/

  1. Аксенова А.К., Н.Г.Галунчикова Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М. «Просвещение», 2004 г.

  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:ВЛАДОС, 1999 г.

  3. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005 г.

  4. Жукова Н.Н. «Использование информационно–коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» –

  5. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. М.: «Просвещение», 1988 г.

  6. Кудрина С.В. Организация учебных и внеклассных занятий в коррекционной школе. – Санкт–Петербург. Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2008, с. 97.

  7. Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. – Л.,1988 г.

  8. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. – М. 1961.

  9. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитиепсихических процессов у ребенка. – М., 1956 г. – с.10.

  10. Матрос Д.Ш. Информатизация процесса обучения – что это такое? // Журнал «Завуч» № 1, 2010 г., с. 109–114.

  11. Матрос Д.Ш. Внедрение информатизации процесса обучения в школе. // Журнал «Завуч» № 3, 2010 г., с. 106–114.

  12. Учащиеся вспомогательной школы. – Под ред. Певзнер М.С., Лебединской. – М., 1979 г.

  13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – Т. 8. – С. 251

  14. ФГОУ ВПО «АмГПУ» Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи г. Комсомольск–на–Амуре , 2009.