История школьных учебников: от глины до электроники

Первые учебные пособия

Учебники существовали с незапамятных времен: первые обучающие тексты появились еще в древнем Шумере. Изобретение клинописного письма здесь привело к созданию организованного школьного образования. Около пяти тысяч лет назад в Шумере возникли первые школы «эдубба» (в переводе — «дом табличек»), в которых люди узнавали о богах и животных, вещах и грамоте благодаря учебникам, датируемым 2500 г. до н. э. Чуть позже появились также школы, готовившие работников самых разных профессий: в основном, жрецов, администраторов и писцов — об этом говорят археологические находки, в том числе тысячи учебных глиняных табличек. Кроме самих учебников находят прописи, таблички с выполненными упражнениями (своего рода древние тетради), а также эссе учителей о нелегкой школьной жизни.

Со временем учебники стали усложняться, что показывает, как активно в Шумере развивалась наука. Новые пособия уже были посвящены теологии и математике, грамматике и ботанике, зоологии и географии. Для заучивания и копирования на табличках учителя давали ученикам стереотипные фразы, списки названий трав, животных, стран или городов. Часто учебники состояли исключительно из таких перечней. Литературные тексты могли дополнять их, рассказывая не только о названиях изучаемых предметов, но и об их свойствах. К примеру, вот небольшой учебный шумерский текст о петухе:

  • Петушок говорит ри-ди-ик, ри-ди-ик.
  • У петушка переливчатая шейка, как у жар-птицы.
  • У него гребешок на голове.

А этот текст описывает разницу между двумя животными:

  • Кота [узнаешь] — по его мыслям.
  • Мангуста [узнаешь] — по его действиям.

Так как для шумеров было важно земледелие, ему было посвящено множество учебников. Вот фраза из «домашнего пособия » шумерского фермера, которое объясняло правила посадки и сбора урожая:

  • Когда на поверхности земли появятся всходы, следует помолиться Нин-кил им, богине полевых мышей и вредителей, иначе они нанесут вред посевам; кроме того, следует отпугивать прилетающих птиц.

Как учились в античности и Средневековье

Античность могла похвастаться богатой традицией применения учебников. Первые письменные пособия по риторике создавались софистами: философами, взимавшими деньги за обучение. После того как Александр Македонский распространил модель древнегреческого знания на всех завоеванных территориях, греческие учебники быстро стали крайне популярными, а после завоевания Греции Римом каждый успешный родитель-римлянин и вовсе начал стремиться отправить своих детей учиться в колыбель философии — Грецию.

12 стр., 5855 слов

Пособие по безработице

... вопросы социальной поддержки безработных. Цель данной курсовой работы – изучение вопроса социального пособия по безработице в РФ. В связи с поставленной целью необходимо изучить следующие задачи: понятие пособия по безработице; правовое регулирование выплаты пособия по ...

Одна из самых известных греческих школ находилась на Родосе — ее возглавлял знаменитый философ Посидоний. Ее обучающие материалы оказали огромное влияние на учебники Рима. Александрийские учителя, в частности, ввели практику конспектирования лекций; использовали они и учебные пособия, созданные по греческим «лекалам». Кстати, именно эти античные образцы затем взяли за основу в средневековой Европе, во всем равнявшейся на классическую систему образования. Например, учебники по грамматике Присциана и Доната, созданные в V-VI веках, применялись на протяжении почти тысячи лет.

В качестве обучающих пособий в средневековых монастырях использовались также текст Библии, часословы и псалтыри, а так называемые абецедарии, похожие на буквари, не только помогали освоить буквы, но и рассказывали о Христе. Ученики постарше, которым азбука уже была хорошо знакома, изучали труды и энциклопедии Боэция, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного.

Нерадивые ученики, не знавшие пройденного материала, подвергались физическим наказаниям, из-за чего один из учебников грамматики даже получил называние «Берегущий спину». Многие тексты тогда было принято заучивать наизусть, а для учебных записей использовались вощеные доски и заостренное стило, что позволяло сэкономить дорогие чернила и пергамент.

Учебники составлялись и для царственных особ. Часто эти книги пытались объяснить все, начиная от самого устройства мира. К примеру, существует пособие, составленное для сына Карла Великого Пипина монахом Алкуином. В нем в образной форме разбирается философская суть различных явлений:

  • Что такое буква? Страж истории.
  • Что такое слово? Изменник души.
  • Кто рождает слово? Язык.
  • Что такое язык? Бич воздуха.
  • Что такое воздух? Хранитель жизни.
  • Что такое жизнь? Счастливым радость, несчастным горе, ожиданье смерти.
  • Что такое смерть? Неизбежный исход, неизвестный путь, живущих рыдание, завещаний исполнение, хищник человеков.
  • Что такое человек? Раб смерти, мимо идущий путник, гость в своем доме.

В средневековых университетах учебный процесс, конечно, был несколько другим. Там в качестве пособий могли использоваться труды ученых и их компиляции. Лекторы и студенты часто приходили на занятия с книгами, о которых беседовали, истолковывая текст и проводя диспуты на определенные темы. На экзамене студент показывал, насколько хорошо понял пройденную литературу.

Первые печатные учебники

Появление современных принципов обучения стало возможным только после изобретения печати. До этого момента ученики, стесненные в средствах, были вынуждены брать книги напрокат или переписывать тексты от руки. Однако после того, как Иоганн Гутенберг в XV веке создал способ книгопечатания подвижными литерами, появились школьные учебники по арифметике и грамматике, которые были крайне популярны. Сам первопечатник, помимо издания Библии, прославился как раз своими учебниками, выходившими широкими тиражами.

14 стр., 6722 слов

Психологические основы работы с книгой

... опыт эффективного чтения, накопленный человечеством. В связи с актуальностью проблемы, нами была выбрана тема реферата «Психологические основы работы с книгой». Цель работы - определить основные методы ... М.В. Ивашина, автор статьи «Чтение в ХХI веке» [4, с. 24-28] определяет, что чтение может быть: рациональным и эмоциональным (по участию психических процессов -- мышления, памяти, воображения, ...

В России первые нерукописные книги появились в XVI веке благодаря первопечатнику Ивану Федорову. Среди них было пособие по чтению, учебник по грамматике и основам арифметики. Книга «Часовник» не только служила для обучения грамоте, но и использовалась в ходе богослужений, а «Евангелие учительное» позволяло изучать Библию. Однако самым главным учебником Федорова стала «Азбука» 1574 года. Она была отпечатана во Львове и содержала не только материалы по грамматике, но и тексты для чтения. Учебные фразы в «Азбуке» начинаются с первых букв алфавита:

  • Аз есть всему миру свет.
  • Бог есть прежде всех век.

Вскоре после издания «Азбуки» начали выходить и другие буквари. В XVII веке популярным стал «Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем…», а также иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в котором не было религиозных текстов и который предназначался не только юношам, но и девушкам. В XVII веке российский печатный двор уже успел выпустить сотни тысяч различных букварей и учебных книг для монастырей.

Учебники сегодня

Долгое время учебники были печатными, но сейчас школы и вузы постепенно переходят на электронные версии, снабженные интерактивными материалами: анимированными иллюстрациями, видео, аудиозаписями, картами и играми. Новые учебники просматривают на планшетах или электронных книгах.

Какими же учебники станут в будущем? Вероятно, материал будет подаваться в соответствии с новыми техническими и образовательными стандартами: текст станет проще для понимания, каждый термин будет поясняться по клику, задания будут сопровождаться обучающими видеороликами, электронный лектор сможет появляться в комнате в виде голограммы. При изучении иностранного языка можно будет пользоваться всеми возможностями интернета — в том числе общаться с носителями языка. В приложение учебника будет встроена статистика, определяющая слабые места ученика и дающая ему дополнительные упражнения на недостаточно хорошо освоенные темы. Заданий на заучивание текста станет меньше, а игровых и на взаимодействие с интернетом — гораздо больше.

Будет и постоянная обратная связь с создателями учебника — для того, чтобы каждый обучающий материал создавался в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями ученика. Не исключено, что для автоматической настройки учебник на начальных этапах будет использовать подключение к странице ученика в соцсети. Учебник также будет оснащен системами подсчета достижений и лайков, позаимствованными у компьютерных игр и соцсетей. Результатами практических работ можно будет делиться на личных страницах. Учеба, таким образом, перестанет ассоциироваться с зубрежкой и нудными классными занятиями и станет разнообразной и веселой, но при этом не менее эффективной.