Современная школа выполняет важные функции, успешное выполнение которых непосредственно влияет на качество дальнейшего образования учеников и формирование их как личностей. Школа и учение занимают большое место в жизни подростка, но не одинаковое у разных детей, несмотря на осознание всеми ими важности и необходимости учения. Для многих привлекательность школы возрастает из-за возможности широкого общения со сверстниками, но само учение нередко страдает от этого.
Проблема успеваемости в школе — постоянная «головная боль» для педагогов и родителей. Вроде ребенок не глуп, все условия для него созданы, а знания оставляют желать лучшего. Что делать? Есть возможности, используя которые, педагоги и родители смогут не только помочь ребенку стать удачливым в школе, но и обеспечат его жизненный успех.
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не теряет своей актуальности и по сей день. Особенно важно ее рассмотрение по отношению к подросткам, поскольку именно в подростковом возрасте меняется отношение к учебе и на передний план выходит общение со сверстниками. Это исследование может быть первым шагом по поиску новых возможностей использования личностных ресурсов учеников для повышения их успеваемости в учебе.
Многие исследователи (Акимова М. К., Анастази А., Батчер Дж., Божович Л.И., Вдовиченко А.А., Зыкова В.И., Исурина Г.П., Калмыкова 3.И., Клайн А., Кузнецова Г.И., Кэттелл Р. Б., Маркова А.К., Милитанская Н.Т., Пирсон Г., Саха П.К., Славина Л.С., Тэйлор М., Якиманская И.С. и др.) указывают на существование множественных связей между успеваемостью и индивидуально-психологическими особенностями личности учащихся.
По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом.
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.
Цель исследования: выяснить особенности влияния темперамента на успеваемость подростков 7-9-х классов.
Роль темперамента в психическом развитии личности
... темперамент можно приспосабливаться, темперамент можно постепенно изменять. Объект: темперамент Предмет: роль темперамента в психическом развития личности Цель работы: выявление роли темперамента в психическом развитии личности. ... деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека. Личность ...
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по цели исследования.
2. Исследовать тип темперамента подростков 7-9-х классов.
3. Провести анализ типов темперамента и академической успеваемости учеников.
4. Определить взаимосвязь между типами темперамента учеников и их успеваемостью.
5. Обобщить и систематизировать существующий материал за счет выявления и конкретизации взаимосвязи темперамента с успеваемостью учащихся 7-9-х классов.
Гипотеза — Темперамент ученика определяет его психологическое состояние, которое непосредственно влияет на успеваемость школьника. Естественно, существует психологическая связь между типом темперамента и академической успеваемостью ученика.
Объект — учебная деятельность учащихся 7-9-х классов.
Предмет — взаимосвязь между типами темперамента учеников и их успеваемостью.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ информационных источников по теме.
2. Методы сбора информации
3. Наблюдения.
4. Тестирование.
5. Обобщение полученных данных.
Практическая значимость исследовательской работы: содержащиеся в работе теоретические положения и выводы по практическому исследованию могут изменить педагогическое сознание, сформулировать новые профессиональные педагогические установки у учителей, работающих с детьми подросткового возраста.
Глава 1. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека
1.1 Понятие темперамента в современной психологии
темперамент успеваемость подросток
Еще древние греки заметили, что все люди разные. Одни — вспыльчивы и нетерпеливы, быстро загораются и так же быстро остывают. Другие — спокойные и невозмутимые, их «трудно раскачать». И, наконец, есть люди, которые не только с трудом берутся за дело, но и быстро устают. Подобные различия связаны с особенностями функционирования нервной системы. В сознании человека постоянно работают два процесса — возбуждение и торможение. Возбуждение — это реакция на что-то новое, что появилось в окружающей среде, мобилизация всех ресурсов на изучение нового объекта. Торможение — «выключение» внимания после того, как объект опознан и изучен. У разных людей эти процессы протекают по-разному, это и определяет различие в их темпераментах.
Таким образом, темперамент ( от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
В настоящее время выделяют три главных компонента темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности.
Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом в стремлении личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. При этом направление, качество и уровень реализации этих стремлений определяются другими особенностями личности: ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема — на другом.
Конституционно-правовой статус личности — человека и гражданина РФ
... конституционно- правового статуса личности - человека и гражданина РФ. Поставленная цель решается посредством - исследовать сущность правового статуса человека и гражданина; дать характеристику и классификацию прав и свобод человека и гражданина; рассмотреть конституционные обязанности человека ... т.п.); биологически обусловленных черт (инстинкты, темперамент, простейшие потребности и т.п.); черт, ...
К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй — двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально — речедвигательного) аппарата. Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику).
Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», которая выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости к эмоциональным воздействиям).
Характеристика основных компонентов темперамента дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности — ее направленности, характера, способностей и др.
Таким образом, темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не определяет ее возможности. Но его свойства могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может изменять значение факторов среды и воспитательных воздействий, от которых в решающей степени зависит формирование личности. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.
1.2 Характеристика типов темперамента
Каждый ребенок индивидуален, у него свои предпочтения, особенности характера, но все же в индивидуальных особенностях детей явно прослеживаются 4 типа. Одни дети спокойные, даже чрезмерно медлительные. Другие застенчивые и пугливые, третьи сильные, но слишком неустойчивы в настроении, а есть дети, которые по своей природе наделены задатками лидерства. В зависимости от этого и выделяют типы темперамента.
Первый тип темперамента — сангвиник.
Уравновешенный, с повышенной работоспособностью сангвиник — прирожденный лидер. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Работоспособен, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Они быстро схватывают информацию и превосходно ее воспроизводят.
Темперамент как индивидуальное свойство личности
... личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. 1. Общая активность психической деятельности ... меланхолический. Сангвинический темперамент. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, ...
Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке, экстраверт. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Они способны наладить отношения с такими людьми, с которыми другие бы не смогли и начать разговор.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
Второй тип темперамента — холерик.
Сильный, но неуравновешенный тип. Под неуравновешенностью понимается быстрый процесс возбуждения, который преобладает над торможением.
Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Ему сложно сдерживать свои эмоции. Ему надо постоянно двигаться. Для него стимул жизни находится в движении.
Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Третий тип темперамента — флегматик.
Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Флегматик сильная личность, но чрезмерно медлительная. Он достаточно чувствителен, глубоко переживает свое свойство медлительности, но сделать с этим ничего не может. От этого у него начинается борьба с собой.
Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности и постоянству личности.
Четвертый тип темперамента — меланхолик.
Это слабый тип. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.
Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов — интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.
Дошкольное образование » Развитие певческих способностей ...
... Глава 1. Теоретические аспекты развития певческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они ...
В чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Условно можно считать, что каждый ребенок тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента.
Таким образом, темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие, каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями жизни и воспитания. На основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления.
Глава 2. Учебная деятельность в подростковом возрасте
2.1 Характеристика учебной деятельности подростков
Учебная деятельность подростков отличается от учебной деятельности младших школьников. На это влияют возрастные особенности, а также смена ведущей деятельности, характерной для данного возраста.
Смена деятельности, развитие общения перестраивают познавательную и интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь отмечается уменьшение поглощенности учением. Подростки заметно различаются по многим параметрам, в частности:
1) по отношению к учению — от ответственного до равнодушного, безразличного;
2) по общему развитию — от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
3) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);
4) по способам усвоения материала — от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;
5) по умению преодолевать трудности в учебной работе — от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;
6) по широте и глубине познавательных интересов.
При этом учебная деятельность «обеспечивает» индивидуализацию подростка, что выражается в стремлении выделиться, показать свою исключительность. Стремление к «исключительности» проявляется в таких ее составляющих, как «награда», «успех».
Он утверждает себя в особенностях выбора средств, способов учебной деятельности. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности — ее предметом, средствами, способами решения учебных задач.
Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая — особенностей отношений учителя к подросткам. Старшие подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VII—VIII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.
Исследования темперамента и личности занимают заметное место ...
Возникает вопрос, а что дают психогенетические исследования темперамента? Каков относительный вклад генотипа и среды в вариативность темперамента у людей, какие именно гены и кодируемые ими ... деятельности эндокринной системы и, начиная с XVII в., в разной чувствительности нервной системы человека [3]. В конце XIX – начале XX вв. в психологии начинаются систематические исследования темперамента. ...
Старших подростков больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на «интересные» и «неинтересные», «нужные» и «ненужные», что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений.
В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
Таким образом, некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые школьные знания; другие — лишь избранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующему учебному предмету.
2.2 Возрастные особенности учебной деятельности подростков 7-9 классов
Учение для подростка является главным видом деятельности. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Подросток еще не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности, но под руководством педагога он может научиться и поддержать свой интерес. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы» (А.Н.Леонтьев).
Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся навыков учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста — потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.
Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.
Темперамент и деятельность
... нной проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на ... действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешё ...
Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам».
Интересы подростков различаются и по направленности их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности, другие — к творческой, исследовательской деятельности.
Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека.
Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно.
В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. Учащимися предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой стороны направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и терминов. Поэтому новые учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня.
Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребёнка, начинает анализ задачи с попыток заявить все возможные отношения в имеющихся данных, создаёт различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции.
Контролируемой и управляемой становится речь, причём в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Всё это — новые и важные сдвиги в развитии подростка по сравнению с младшим школьником.
Интеллектуализация процессов восприятия — необходимо условие успешного усвоения любого учебного материала, в том числе и наглядного: схем, рисунков, карт. Невнимательное отношение к такому материалу и недооценка его важности достаточно распространены.
Темперамент в деятельности субъектов вовлеченных в правоохранительную ...
... психической деятельности в целом. Психологически они проявляются преимущественно в особенностях темперамента человека, окрашивающего самые различные поведенческие акты, создающего более или менее определенный индивидуальный стиль деятельности, специфическую для ...
В процессе и в результате усвоения научных понятий создаётся новое содержание мышления, новые формы интеллектуальной деятельности. Овладевая материалом по гуманитарным предметам, учащиеся тоже усваивают научные понятия, классификации фактов, учатся видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развёрнутые описания, делать выводы. Усвоение такого материала представляет меньшие трудности, чем по предметам математического цикла, но многие подростки тратят на подготовку домашних заданий больше времени, чем это предусматривается, так как не владеют приёмами правильной работы над учебным материалом.
Для восьмиклассников характерно сознательное, намеренное использование опосредованных приёмов (ассоциации, выделение опор, смысловая группировка) в самом процессе запоминания, а также поиск специфических для каждого материала приёмов. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Для одних подростков характерна гибкость в выборе путей заучивания, другие предпочитают какой-либо один способ, а некоторые стараются упорядочить и логически обработать любой материал. Мышление как бы не участвует в запоминании. Установка на дословное запоминание материала — серьёзный тормоз развития речи и, в частности, умения сформулировать и выразить мысль своими словами. Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно.
Таким образом, успеваемость, глубина и прочность знаний зависит от уровня развития навыков учебного труда, умения запоминать и активно мыслить, понимания значимости знаний. Это также возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка.
2.3 Роль успеха в учебной деятельности подростков
Учебная деятельность «обеспечивает» индивидуализацию подростка, что выражается в стремлении выделиться, показать свою исключительность. Стремление к «исключительности» проявляется в таких ее составляющих, как «награда», «успех».
Успех или неуспех подростка в учении зависит от мастерства учителя, от учета им индивидуальных особенностей детей во время обучения. Все это влияет на форму отношения подростка к учебным предметам. Успех вызывает положительное эмоциональное отношение к предметам и стремление развиваться в этом отношении. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражения порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.
Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.
Оценки для подростка имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний в других — заслужить уважение учителей и родителей. Нередко же смысл оценки для подростка выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих способностях и возможностях. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане существенное значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Именно в подростковом возрасте доминирующую роль играет самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут совпадать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.
Психологические особенности темперамента в подростковом и юношеском возрасте
... особенностей его психической деятельности - темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний. темперамент подростковый юношеский ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Психодиагностическое изучение типа темперамента в подростковом возрасте ... выступили подростки 12-14 лет и юноши и девушки 15-16 лет в общем количестве 40-ка человек. Структура и объем курсовой работы: ...
Проверка и оценка знаний, умений и навыков имеет воспитательное и образовательное значение, поскольку педагогическая оценка наряду с другими средствами влияния учителя является регулятором поведения и деятельности подростка. Учитель с помощью школьной отметки устанавливает уровень знаний, умений и навыков учащихся согласно требованиям учебной программы. Условно можно выделить следующие группы учащихся по уровню успеваемости:
1. Отлично успевающие учащиеся.
2. Хорошо успевающие учащиеся.
3. Удовлетворительно успевающие учащиеся.
4. Неудовлетворительно успевающие учащиеся.
Таким образом, даже разовое переживание успеха влияет на психологическое самочувствие подростка, стиль его деятельности, взаимоотношения с окружающими, оказывает самое благотворное влияние на его личность. Успешность обучения в значительной мере отражается в академической успеваемости учащихся.
Глава 3. Исследование влияния типа темперамента на успеваемость школьников 7-9 классов
3.1 Общая характеристика исследования
Исследование проводилось в МБОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №3», а также в МБОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №1» и МБОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » Змеиногорского района Алтайского края. В нем принимали участие учащиеся 7-9-х классов в количестве 107 человек.
План исследования.
Исследование по теме «Влияние типа темперамента на успеваемость подростков» можно разделить на три этапа:
- Начальный (аналитико-организационный) этап.
- Практический (накопительный) этап.
- Практико-обобщающий этап.
Начальный (аналитико-организационный) этап исследования.
На этом этапе мной были изучены психологические труды и научно-популярная литература по теме исследования.
Основной метод исследования на данном этапе — теоретический анализ информационных источников по теме.
На этом этапе была сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.
В результате начального этапа исследования были рассмотрены особенности каждого типа темперамента, возрастные особенности учебной деятельности подростков, выделены группы учащихся по уровню успеваемости.
На этом этапе была сформулирована первоначальная гипотеза, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.
Практический (накопительный) этап исследования.
На втором этапе проведена опытно-поисковая работа по теме исследования, подготовлены и проведены диагностические процедуры. Суть данного этапа — доказать или опровергнуть первоначальную гипотезу о наличии взаимосвязи между типом темперамента и успеваемостью.
Основные методы исследования, использованные на данном этапе:
1. Методы сбора информации:
— Тестирование учащихся 7,8,9 классов с использованием методики «Определение типа темперамента» Г. Айзенка (опросник из 60 вопросов, адаптированный к подростковому возрасту, позволяющий выявить ведущий тип темперамента, а также эмоциональную устойчивость, склонность к экстраверсии или интраверсии).
- Контрольное тестирование с использованием методики А.Белова «Формула темперамента», которое позволило определить преобладающий тип темперамента.
- Анализ академической успеваемости учащихся 7,8,9 классов (итоговые оценки за 2012-2013 учебный год).
- Сопоставительный анализ результатов тестирования и академической успеваемости учащихся.
2. Методы обработки и анализа данных:
- Составление сводных таблиц статистических данных.
- Построение диаграмм и графиков по данным тестирования.
В результате второго этапа исследования была доказана гипотеза о том, что если тип темперамента учащихся так или иначе влияет на успеваемость подростков. В то же время, был сделан вывод, что темперамент сам по себе не может быть причиной успехов или неудач в учении, а, следовательно, успех в учебной деятельности складывается из многих составляющих.
Практико-обобщающий этап исследования.
На третьем этапе осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, формулирование выводов и подготовка рекомендаций, оформление работы и подготовка презентации исследования.
Продуктом деятельности являются памятки с практическими рекомендациями педагогам с учетом типа темперамента учащихся, которые распространены среди учителей 7-9-х классов МБОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №3», а также в МБОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа №1» и МБОУ «Змеиногорская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов » Змеиногорского района Алтайского края.
3.2 Результаты исследования
Результаты, полученные в ходе диагностического исследования, представлены в приложении. В таблице результатов по тесту Г.Айзенка отображается порядковый номер испытуемого, его пол и показатели по каждой шкале предлагаемой методики, а также заключение о типе темперамента.
В таблице результатов по тесту А.Белова отображается порядковый номер испытуемого, его пол и заключение о наиболее выраженном типе темперамента.
Проведение контрольного тестирования позволило выделить наиболее выраженный тип темперамента у испытуемых со смешанным типом, выделенным по тесту Г.Айзенка. Испытуемые со смешанным типом темперамента по тесту А.Белова не выявлены. Для большей информативности полученных результатов к таблице приложена диаграмма.
Таким образом, тестирование учащихся показало, что:
1. 41,5% опрошенных являются сангвиниками
2. 27,3% опрошенных являются холериками
3. 25,5% являются флегматиками
4. 5,7% испытуемых принадлежат к меланхолическому типу
Таким образом, в группе большинство учащихся составляют сангвиники, совсем мало меланхоликов. (см. Приложение)
Соотношение типа темперамента и успеваемости учащихся показывает, что:
1. Первую группу составляют 17 учеников с высокой успеваемостью, из которых большинство (33%) обладают меланхолическим темпераментом, 28% сангвиников и 7% холериков. Холерикам помогает добиваться высоких результатов в учебе увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность. Сангвиникам — мобильность и трудоспособность. Меланхоликам — умение продуктивно работать в спокойной и привычной обстановке.
2.Вторую группу составляют 43 хорошо успевающих учащихся, их них большинство холериков — 68%, 50% — меланхоликов, 37% — сангвиников, 17% — флегматиков.
3. Третью группу составляют удовлетворительно успевающие ученики — 44 человека, среди которых большинство составляют флегматики — 83%, 35% -сангвиников, 25%- холериков, 17%- меланхоликов.
Примечание: группа учащихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки не выявлена.
Таким образом, в группе учащихся с высокой успеваемостью преобладают меланхолики, нет представителей флегматического типа темперамента, мало холериков.
В группе учащихся с хорошей успеваемостью преобладают холерики, а также
много меланхоликов, но мало флегматиков.
В группе учащихся с удовлетворительной успеваемостью большинство составляют флегматики, много сангвиников, мало меланхоликов.
Представителей сангвинического типа темперамента больше всего среди хорошо и удовлетворительно успевающих учащихся.
Холерикам помогает добиваться высоких результатов в учебе увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность. Сангвиникам — уравновешенность, мобильность и трудоспособность. Меланхоликам — умение продуктивно работать в спокойной и привычной обстановке.
В то же время холерикам мешают проявить себя такие черты, как неуравновешенность, нетерпеливость, затруднения в переключении внимания, сангвиникам — легкомысленность, поверхностность, меланхоликам — неуверенность в себе, неустойчивость внимания, флегматикам — медлительность, некоммуникативность, лень.
Выводы
В ходе проведения исследований изучалось влияние типа темперамента на успеваемость учеников 7-9-х классов:
1. Среди «отличников» больше всего представителей меланхолического типа темперамента.
2. Среди и «хорошистов» преобладают представители холерического типа темперамента.
3. Среди удовлетворительно успевающих учащихся больше всего флегматиков.
4. Представители сангвинического типа темперамента больше всего присутствуют в группах «хорошистов» и удовлетворительно успевающих учащихся.
Таким образом, данное исследование позволило доказать, что тип темперамента влияет на успеваемость учащихся 7-9-х классов, существует психологическая связь между типом темперамента и академической успеваемостью учащихся.
В то же время темперамент сам по себе не может быть причиной успехов или неудач в учении. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые влияют на учебную деятельность подростка (особенности памяти, внимания, мышления, самооценка, мотивация, волевые качества, уровень тревожности др.).
Глава 4. Влияние типа темперамента на учебную деятельность подростков. Учёт особенностей темперамента в процессе учебной деятельности
Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях — они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия, нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник — флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя, возможно, директор школы эти же качества воспринимает в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий или часто перехода от одного ритма жизни к другому.
Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности, но это неверно. Именно они особенно выполняют медленные и плавные движения, предпочитают стереотипные способы действий, пунктуально соблюдают однажды принятый порядок.
Люди, отличающиеся слабой нервной системой (меланхолики), в большей степени готовы к выполнению простых действий, чем остальные, меньше устают и раздражаются от их повторений.
Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.
Известно, что слабость нервной системы — это не только недостаток силы. Такой тип нервной системы имеет свои достоинства, а в некоторых отношениях и преимущества по сравнению с сильным типом нервной системы.
Установлено, что в некоторых случаях, видах монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от сниженной восприимчивости, от развития сонливости, которая может возникнуть в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело особенно с сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента могут оказаться не в состоянии справиться с деятельностью.
Слабая выраженность собственной подвижности, т.е. инертность нервных процессов, может иметь как отрицательное, так и положительное значение. Отрицательная сторона инертности — замедленность динамических изменений, положительная — длительность сохранения, устойчивость психических процессов. Соответствующие психические различия обуславливают, прежде всего, особенности хода деятельности.
Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.
Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же — медленно и их работа разглаживается. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.).
В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроке.
Особенности темперамента относительно устойчивы, сохраняются на протяжении всей жизни человека, лишь в незначительной ступени подвергаются изменению в процессе становления личности. Правда, под влиянием воспитательной среды и самовоспитания могут развиваться положительные свойства личности, связанные с темпераментом (допустим, работоспособность, выносливость, сдержанность и другие).
Они ослабляются отрицательными (вспыльчивость, раздражительность, неуравновешенность).
Некоторые из отрицательных особенностей, компенсируются за счет положительных: например, медлительность меланхолика при надлежащем его воспитании заменяется настойчивостью, упрямством, а из этого следует и высоким качеством проделанной работы. Но это возможно, как правило, в привычных и благоприятных условиях. При неблагоприятных и неожиданно изменившихся обстоятельствах отрицательные проявления указанных особенностей могут восстанавливаться. Психологи считают, что черты темперамента более отчетливо проявляются в экстремальных (чрезвычайно сложных для личности) условиях. Дело в том, что в непривычной обстановке резко изменяется внутреннее психическое состояние человека и придает определенную окраску поведению.
У холерика замечание учителя вызывает обиду, состояние подавленности, плохое настроение на длительное время. Все это снижает восприимчивость педагогических требований, а иногда даже влечет за собой конфликты с педагогами. Холерик объясняет проблему конфликтов так: «Меня не любят», «Ко мне несправедливы», «Ни одного хорошего учителя в школе нет», «Ко мне плохо относятся, потому я и учусь (веду себя) плохо».
Флегматик на замечания учителя улыбается, спрашивает: «А что я такого сделал?» и нехотя, медленно перестраивает свое поведение. При настойчивых требованиях немедленно выполнить что-либо он может нагрубить, вступить в конфликт, обвинить других в недостатках, хотя требованиям позже подчинится. При длительном отрицательном отношении педагогов, у флегматика могут возникнуть подавленность, озлобленность. Восприимчивость к педагогическим воздействиям, прежде всего, заметно начинает уменьшаться.
Ученик с темпераментом меланхолика может даже не отреагировать на замечание учителя и вести себя так, как и раньше. В случае же повторного порицания он замкнется в себе, затаит обиду, будет напряженно ожидать новых замечаний.
Учащийся-холерик, постаравшись добросовестно выполнить задание, но быстро истощив силы, предпочитает уйти с урока или совсем не идти в школу: для него нет ничего неприятнее, чем получить плохую оценку или критическое замечание.
Флегматик и меланхолик тяжело переживают неудачу, но не пытаются найти способ избежать неприятностей, с тяжелым настроением отправляются на занятия.
Подобные стереотипы поведения обуславливаются тем, что в зависимости от результатов работы изменяется ценностно-ориентационная деятельность личности. Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех: он повышает настроение, вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении трудностей. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном отношении к себе учителей и родителей. Он может легко, безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из-за этого не изменится. Для сангвиника важен общий успех, который может быть даже не связан с конкретным заданием. Если его дела в целом складываются неплохо, он сравнительно легко переживает неудачи и даже неудовлетворительные оценки.
Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое.
Наиболее адекватная реакция на педагогические воздействия наблюдается у сангвиников и флегматиков. Сангвиники быстро, легко воспринимают педагогические требования, проявляют готовность их выполнить, дает обещания, но затем из-за своей подвижности, склонности быстро переключаться на другое, забывает о них. Для флегматика требования учителя всегда личностно значимы, хотя, будучи медлительным, он стремится выполнить их не сразу, а предварительно обдумав, как, когда, в какой последовательности. Необходимость выполнить сразу несколько требований дезорганизует его, вызывает нервозность.
Вот почему к сангвиникам и флегматикам необходимо применять устойчивые и постоянные меры воздействия учителя: сангвинику целесообразно периодически напоминать о совокупности предъявляемых к нему требований, а флегматику предъявлять их по частям и в определенной последовательности. Тогда каждый ребенок сможет самостоятельно и спокойно выполнить задание, испытывая при этом положительные эмоции.
Особого внимания требует выбор способов эффективных воспитательных воздействий на учащегося- холерика. Его реакция во многом зависит от того, как предъявляются ему педагогические требования: доброжелательно, ласково, спокойно, с раздражением, доверительно или грубо, резко, насмешливо. Если ученик психологически не принимает форму предъявляемых к нему требований, то он не воспринимает и их содержание.
Менее всего подготовлен к восприятию воспитательных воздействий учащийся с темпераментом меланхолика. Из-за небольших адаптационных способностей он в большинстве случаев охотно реагирует на те требования, которые совпадают с его интересами, намерениями, поскольку их выполнение помогает ему выразить себя и утвердиться, прежде всего, в собственных глазах, располагает к уверенному применению своих физических и умственных возможностей. Остальные требования он часто воспринимает довольно скептически. Поэтому учителям при общении с меланхоликом необходимо предварительно мотивировать свои требования, раскрывать их значимость для него лично.
Предметом особой заботы учителя на уроке чаще всего бывают дети- холерики и дети с меланхолическим типом темперамента. Первых нужно систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, присваивать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность.
Таким образом, темпераментом называется характерная для человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью с одной стороны, и силой их — с другой.
Следует помнить, что только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах.
Заключение
Темперамент является индивидуально-своеобразным свойством психики, определяющим динамику психической деятельности человека, которая одинаково проявляется в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов.
Каждый тип темперамента обладает своими свойствами и особенностями. Индивидуальные особенности налагают свои требования на организацию учебного процесса.
Все эти особенности личности, связанные с типами темперамента, важно знать, для того чтобы управлять эмоциональными переживаниями ребенка, от которых в значительной степени зависит его восприимчивость к педагогическим воздействиям. Их несоответствие особенностям темперамента может привести к стабилизации нежелательных черт и отклонений в поведении. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.
Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется сам способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых видах учебной деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.
Влияние темперамента в подростковом возрасте в данной выборке учащихся выражено довольно ярко. Больше всего меланхоликов среди отлично успевающих учащихся, среди хорошо успевающих подростков преобладают холерики, но и много меланхоликов. Большинство флегматиков являются удовлетворительно успевающими школьниками. Сангвиники имеют больше всего представителей среди хорошо и удовлетворительно успевающих учащихся. Но нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые влияют на учебную деятельность подростка (особенности памяти, внимания, мышления, самооценка, мотивация, волевые качества, уровень тревожности др.).
Библиографический список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/zavisimost-temperamenta-i-obuchaemosti-uchaschegosya/
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989.
2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. — 572 с.
3. Дубровина И.В. Психология. — М.,1999.
4. Корнеева Е.Н. «Почему они такие разные? Темперамент вашего ребенка». — М., 2007
5. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. — М., 1985.
6. Немов Р.С. Психология, книга 2, М.: 1999.
7. Общая психология: Курс лекций/ составитель Рогов Е.И. -М., 1995.
8. Понамарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. Москва 1967г.
9. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под общей ред. Реана А.А. СПб.: 2003. — 416 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, Педагогика, 1989г.
11. Дудкина М.В. Темперамент ребенка и воспитание http://psiholog-30.ucoz.ru/
12. http://www.psychological.ru/
13. http://www.vashpsixolog.ru/
Приложение 1
Рисунок 1
Типы темперамента в картинках
Приложение 2
Меланхолик
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Рисунок 2
Типы темперамента в картинках по Херлуф Бидструп
Приложение 3