Изменение социально-политической и экономической ориентации России на демократическое общество и рыночные отношения привели к смене приоритетов и иерархии ценностей общества, резко изменили цели и ценности воспитательно-образовательного процесса на современном этапе обучения. Поэтому идет активный процесс реформирования современного образования, направленный на формирование личности, способной не только к активной деятельности в современных рыночных условиях, но и способной ориентироваться в современном нестабильном обществе, обладающей определенными социокультурными качествами, владеющей правилами поведения в изменяющихся социальных условиях. Одним из достаточно значимых моментов сложившейся ситуации воспитания, развития и обучения в современной начальной школе является активная и целенаправленная воспитательная работа классного руководителя с учащихся начального звена, направленная на формирование ценностных ориентаций учащихся младших классов в современной начальной школе.
Проблема воспитания ценностей и формирования ценностных ориентаций личности на всех возрастных этапах, в том числе и у младших школьников, разрабатывалась изначально в философии (В.Г. Алексеева, С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, Г.Я. Головных, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, В.А. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе и др.), в социологии (Д.К. Беляев, И.В. Блауберг, В.В. Водзинская, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, В.В. Ольшанский, А.А. Ручка, Е.В. Шорохов, В.А. Ядов и др.), а так же в педагогике (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, М.Е. Дуранов, О.В. Лешер, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), и в психологии (М. Рокич, С. Шварц, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Дубровина, Б.С. Круглов, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Исходя из данных, представленных в психолого-педагогической литературе, направленной на теоретический анализ и практическую разработку данной проблемы, можно отметить, что формирование личности предполагает становление определенной системы жизненных ценностей человека начиная с младших школьников. Ценностное развитие младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем. Ценностное развитие — это развитие нравственности в духовной сфере ребенка, включающее опору на ценности ребенка. В ходе социального взаимодействия у ребенка складывается система ценностей и ценностных ориентаций. Ребенок приучается регулировать свое социальное поведение и взаимоотношения с людьми в соответствии с принятой в обществе системой ценностей. В связи с этим личность предъявляет к себе соответствующие требования, происходит оценивание себя.
Межличностные отношения и развитие личности младших школьников
... развитие личности младшего школьника? Цель выпускной квалификационной работы - решение данной проблемы. Объект исследования - межличностные отношения младших школьников. Предмет исследования – влияние межличностных отношений на развитие личности детей младшего ... личности; соответственно значительно более продуктивным в плане формирования личности ... виде ролей, норм, ценностей, присущих данной культуре. ...
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений, формирование которых идет не стихийно, а через целенаправленную и специально организованную воспитательную работу ближайшего окружения ребенка и человека в целом на всех возрастных этапах его развития, а в младшем школьном возрасте таким окружением являются в первую очередь родители и, что немаловажно, классный руководитель, так именно он и его авторитет в современной начальной школе являются определяющим моментом развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. В достижении этой цели — формирование ценностных ориентаций младших школьников через целенаправленную воспитательную работу — роль классного руководителя неизмеримо велика. На наш взгляд, современный классный руководитель должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценность, а так же на теплые и доверительные отношения с родителями. Создание же в обществе единого морального влияния со стороны родителей и школы на подрастающее поколение надо рассматривать сегодня как одну из главных педагогических задач. Решение ее в значительной степени обеспечивается школой, а именно: активной организующей деятельностью педагогического коллектива, подготовленностью каждого учителя к ее осуществлению в работе с конкретным детским коллективом, с семьями и родителями.
Исходя из этого можно выделить актуальность проблемы, которую мы видим в следующем: на сегодняшний день в период экономико-социальных реформ актуальным является формирование ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе, так как во многом активность процесса формирования ценностных ориентаций, его продуктивность зависит от целенаправленности организованной воспитательной работы с детьми по проблеме формирования ценностных ориентаций у младших школьников в современной начальной школе, организованной классным руководителем начальных классов.
Цель дипломной работы: изучение уровня сформированности ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе.
Объект исследования — учащиеся 4 класса, МОУ СОШ №22 города Сыктывкара Эжвинского района, в количестве 20 человек. (ценностные ориентации младших школьников).
Предмет исследования — педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении того, что процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников будет проходить успешнее, если в процессе воспитания классный руководитель будет учитывать следующие педагогические условия:
Ценностные ориентации старших школьников
... целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного ... пути личности в психокоррекционной и психотерапевтической практике. Особое место занимают работы, направленные на изучение представлений о будущем в раннем юношеском возрасте. ...
- обязательное включение в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях
- организация деятельности ценностно-ориентировочного характера, в ходе которой складываются нравственные знания, нравственные отношения младших школьников.
- Педагогическая поддержка как одно из условий успешности процесс формирования ценностных ориентаций
- Процесс формирования ценностных ориентаций должен быть целенаправленным и организованным, длительным и непрерывным
Исходя из поставленной цели, объекта и предмета исследования, мы определили следующие задачи:
1. Изучить и систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования
2. Подобрать методики, направленные на изучение ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе
3. Провести экспериментальное исследование по изучению особенности формирования ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе
4. Составить рекомендации для педагогов по формированию ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе
База исследования: МОУ СОШ № 22 города Сыктывкара Эжвинского района, среди учащихся 4 класса в количестве 20 человек.
ценностность педагогический школа
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования формирования ценностных ориентаций младших школьников в современной начальной школе
1.1 Понятия ценностность, характеристики ценностей современного общества. Ценностные ориентации
Человека в достаточной степени характеризует то, что для него на данном этапе жизни и деятельности является главным, наиболее значимым. Этому соответствует центральное базовое основание личности, которое мы обозначаем термином ценностность. Ценностность характеризуется единством определенной внешней направленности личности и её представлением о себе (представленность собственного «Я»).
Когда оба эти содержания связаны друг другом так, что каждое из них реализуется через другое, то есть когда они оказываются двумя сторонами одного и того же, мы говорим о личностной ценностности.
Ценностность — это те отраженные субъектом области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, собственного «Я» [6; 36]. Ценностность — это некоторое единое синтетическое образование, в котором как бы сплавлено собственно-личностное и внешнее объективное. Ценностность можно охарактеризовать одновременно и как объективное «видение» личности (личность выделяет и осознает себя через отношение определенной стороне действительности, определенным объектам), и как личностное «видение» объектов (те или иные стороны действительности приобретают для субъекта личностный смысл; становятся личностно значимыми).
Перефразируя мысль, можно определить ценностность как единство личностной валентности действительности и объективной валентности личности [4; 40]. Учет сложной природы ценностности (единства в ней объективно-содержательной и субъективно-личностной сторон) позволяет рассматривать ее как «ядро» личности, как определяющую (генетически и функционально) целостность, ибо ценностность и создает основу для связывания, единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек, и определяет направленность данной личности [2; 242].
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту
... интерес к спорту и физической культуре Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную ...
В работах отечественных психологов в качестве ведущей, системообразующей характеристики личности выделяется ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные образования [6; 38]. С данной позиции ценность есть значимость явлений действительности, их соответствие основным потребностям общества и индивида, отдельных социальных групп [14; 507]. Ценности — это результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта [20; 5], а ценностные ориентации в свою очередь — дифференцирование (шкалирование) объектов по их значимости для данного индивида, выявление личностного смысла различных объектов, содержательная сторона направленности личности, внутренняя основа ее внешнего взаимодействия с различными объектами [14; 507].
Многочисленные исследования ценностных ориентаций (Д.А. Леонтьев, Б. Додонов, М.О. Рокич, И.С. Кон, В. Франкл и др.) привели к выводу о том, что ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6-7 лет и сохраняется в дальнейшем, вплоть до взрослого возраста. До этого ребенок, конечно, выделяет те или иные конкретные формы внешнего содержания, наиболее предпочтительные для него. Но это именно конкретные формы, которые не достигают уровня обобщенности. С другой стороны, ребенок выделяет свое «Я» (например, «Я сам» трехлеток), но такое «Я» не отражает целостности личности, оно относится к отдельным конкретным действиям. В 6-7 лет реализуется двойной процесс (обе стороны которого взаимосвязаны).
С одной стороны происходит обобщение разных конкретных значимых содержаний в трех формах (планах): деятельности, личностных отношений, сознания и познания. С другой стороны, именно по отношению к этим обобщённым формам внешнего содержания выделяется осознание своего «Я», «Я-образа», как относящегося теперь к целостной личности. Структура ценностности может быть представлена следующим образом: соотнесение обобщенного содержания с «Я» [3; 15].
Система ценностных ориентаций обладает сложной структурой, компоненты которой, согласно мнения Б.Ф. Ломова, прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: «… ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса».
Принцип иерархии системы ценностных ориентаций определяется в положениях, где важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций является многоуровневость, проявляющаяся в ее иерархическом строении. В результате теоретического анализа классификаций основных типов ценностей выделили три иерархических уровня в системе ценностных ориентаций личности, соответствующие трем уровням ее изучения [19; 10]:
1. Наиболее обобщенные, абстрактные ценности: духовные, социальные, материальные. Духовные ценности, в свою очередь, дифференцируются на познавательные, эстетические, гуманистические и другие, социальные — на ценности социального уважения, социальных достижений, социальной активности и так далее.
2. Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и так далее.
Роль трудовой деятельности в коррекции личности школьника с нарушением ...
... обучении и воспитании младших школьников вкоррекционной школе 8 вида. 1.2 Виды труда в специальной коррекционной школе 8 вида Как и массовая школа, специальная школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности ... на трудовых занятиях сведений, навыков и умений. В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к ...
3. Наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.
Принцип нелинейности системы ценностных ориентаций состоит в том, что чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии — личностная значимость — включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений [6; 38].
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина оформление ценности происходит в 6-7 лет, так как в этот период ребенок направлён как на предметный мир, так и на мир человека, сферу взаимоотношений. Происходит обобщение разных конкретных содержаний (чему, в частности, способствует и система воспитания, при которой ребенку в данный период предъявляются обобщенные требования).
При этом личность ребенка оценивается относительно достижениям в указанных обобщенных формах внешнего содержания, что, со своей стороны, позволяет придать наибольшую значимость данному содержанию.
Проведенные исследования показали:
- одним из условий выделения значимого (в том числе обобщенного) содержания является овладение его операциональной стороной (отвечающей показателям его специфики: в данном случае операциональной стороной деятельности, отношений, сознания и познания) и наличие определённых эмоциональных переживаний (радости, интереса, удовольствия и т.д.), испытываемых при реализации того или иного типа содержания [2;
- 243];
— другое условие выражено в оформлении связанного с тем или иным типом обобщённого содержания осознания себя, «образа Я». Поэтому, с одной стороны, объективно поддерживаемая внешними условиями подчёркнутость определённой стороны действительности за счёт связи её с «Я-образом» приобретает личностное значение, становится субъективно-значимой, а, следовательно, субъективно-выделенной для ребёнка. С другой стороны, первоначально неопределенное «чувство Я» «опредмечивается», оказывается «положенным» на некое содержание, то есть связывается с реализацией эмоционально значимых деятельностей и отношений.
«Замыкается связь» трех разных источников ценностности:
- выделенности определенной стороны действительности;
- эмоциональных переживаний (радости, интереса, удовольствия и т.
д.), с ней связанных;
- восприятия самого себя, «чувства Я», или «Я — образа». При этом, как показали результаты исследований, в процессе становления «Я — образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителем качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания [3;16].
Наконец, чтобы понять, почему и как вся эта конструкции начинает работать в качестве механизма побудительности, направленности и избирательности личности, нужно учесть двойственность восприятия себя, «образа Я». При описанном процессе происходит замыкание двух, сторон «образа Я»: «осознания себя как субъекта переживаний» (например, переход «холодно» к «мне холодно», «я испытываю холод», «я хочу…») и как источника действия. На основе последнего развивается представление о своем «Я» как о субъекте активности, как источнике реализации тех деятельностей и достижения тех отношений, которые желательны мне как субъекту эмоциональных состояний, связанных с этими отношениями. Вот тогда-то собственная активность и становится источником желаемых отношений и средством их достижения, хотя само желание может появиться раньше, через объективное связывание этих отношений с определенными эмоциональными состояниями.
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
... частности, по формированию специальных приемов запоминания, развитию познавательной активности и саморегуляции возможно существенное улучшение мнестической деятельности при ЗПР. 2. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития У них интерес к игре и ...
Однако до механизма «Я» (вне подключения к нему) оно не становится реальным источником активности субъекта.
Если учесть, что описанные выше процессы относятся к обобщенным формам внешнего содержания, становится понятным, почему ценностность является ведущим основанием личности, определяет целостность личности, особенности психического развития и их конкретные проявления. Тип ценностности обусловливает особенности и других базовых оснований личности (отношения «Я-другой», «способности преодоления привычных представлений о мире и о себе», сознания, деятельности), особенности умственного развития, памяти, учебной деятельности, рефлексии.
Важно и то, что тип ценностности, оформляющийся в период 6-7 (6-8) лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным, т. е. действует в разных сферах функционирования субъекта.
Итак, типизация ценностности отражает основные обобщенные планы функционирования субъекта: деятельности, плана отношений и плана сознания, познания. Выделение соответствующего этим планам содержания и сознания, утверждения себя, своей личности, своего «Я» определяет три основных, как мы писали выше, типа ценностности: деятельности, отношений, сознания и познания и их сочетание [25; 154]. Кроме этого, существуют некоторые другие типы ценностности (ценностность общения, ценностность требований и норм и в том числе учебная ценностность, ценностность так называемого реально-привычного функционирования), которые часто встречаются при исследовании данного положения.
Ценностность реально-привычного функционирования: у большого числа людей (детей и взрослых) наблюдается такой тип ценностности, при котором не выделена та или иная сфера действительности как наиболее значимая, человек «погружен» в синкретическую, привычную ситуацию, в которой для него разные сферы действительности еще не расчленены. Он стремится к воспроизведению и сохранению такого рода ситуаций, включающих в расчлененной форме знакомые способы деятельности, отношений, осознание действительности. Человек с данным типом ценностности стремится к воспроизведению реальных (часто бытовых) ситуаций своей жизни (привычных действий, отношений и т. д., которые еще не выделены из этой целостной привычной конкретной ситуации. Характерно низкое осознание своего «Я». Ценностность реально-привычного функционирования связана с самыми низкими показателями общего психического развития, развития личности, мышления, сознания, деятельности, обучения, взаимоотношения и т. д.
Ценностность деятельности: при данном типе ценностности из нерасчлененной синкретической ситуации выделены как наиболее значимые области деятельности, в отношении к которой ребенок осознает и утверждает себя, свое «Я». Ценностность деятельности имеет два уровня. Первый, более низкий, характеризуется значимостью выполнения действий, операций при отсутствии направленности на получение продукта. Важно не сделать, а делать, то есть сам процесс «делания». Поэтому мы говорим в данном случае о ценностности «делания». Второй уровень предполагает более высокую степень развитости структуры деятельности, направленность на получение результата, продукта.
Биологическое и социальное в личности человека
... быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического ...
Ценностность личностных отношений: значима сфера личностных отношений, чаще — отношение к себе. Положительная оценка сверхзначима и является одним из основных мотивов. Дети стремятся утвердить себя, получить одобрение, не опираясь на свои реальные успехи, «любой ценой». Болезненно переживают неудачи, особенно отрицательные оценки их личности деятельности. Нередко стремление к лидерству. В деятельности значима отношенческая мотивация по сравнению с направленностью на получение нужного продукта, достижение цели. Характерны высокая эмоциональность, глубокие переживания, эмпатия, высокий уровень развития мышления [6; 19]. Появляется двуплановость умственной деятельности: в одном случае значимость положительной оценки детерминирует достижение высокой успешности в учебной деятельности, положительные проявления поведения; в другом — (которая, как и сфера познания не является ценностной), могут привести к позиции — «отрицательного» героя, в частности — отрицательного лидера.
Такие дети демонстрируют нарушение учебных требований, дисциплины, норм положительных отношений, таким путем стремясь привлечь к себе внимание, нередко занять позицию лидера. Как показали результаты исследований, именно при ценностности отношений особенно часто имеет место категория так называемых трудных детей. Формирование ценностности отношений связано с разными обстоятельствами. Но особенно часто она возникает при двух противоположных условиях. Одно из них характеризуется наличием в семье «тепличной» обстановки, при которой ребёнок является объектом всеобщей любви, похвал, положительной оценки всех его действий и поведения часто независимо от их результата. Это приводит к тому, что сфера отношений выделяется как наиболее значимая [2; 246]. Другое — прямо противоположное условие формирования ценностности отношений — неблагополучная обстановка в семье, разлады, ссоры, скандалы, особенно между родителями. Ребенок тяжело переживает эту ситуацию, которая приводит к выделению особой значимости сферы отношений.
Ценностность общения: стремление к ситуациям общения, совместной коллективной деятельности. В таких ситуациях дети максимально реализуют себя, свои возможности, связанные со сферой общения: способность и навыки общения, способы совместной деятельности и пр. И, напротив, испытывают трудности при индивидуальной, тем более самостоятельной деятельности. Выражена тенденция уйти из такого рода ситуаций, в них проявляется эмоциональная сниженность («скучно»), небрежность в деятельности (индивидуальной), отсутствие направленности на получение продукта.
Ценностность плана познания, осознания действительности: характерны направленность на получение знаний и способы их получения. Дети предпочитают мыслительные задачи активны в познавательных ситуациях и в результате — высокая успешность в соответствующих им учебных предметах, в то же время наблюдается недостаточная направленность на получение продукта (особенно в предметно-продуктивной деятельности), хотя и познавательную дети с таким типом ценностности могут не довести до конца. Нередко проявляются трудности в сфере взаимоотношений.
Личность и ее ценности
... действительности ценностное отношение. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Ценности личности ...
Ценностности учебной деятельности, требований, норм: встречается редко. Детей в этом случае отличает общая нормативность действий, поведения. Может проявляться некоторая скованность. Они стремятся во всем действовать «как надо», в соответствии с требованиями. И почти во всем сквозит определенный формализм: и в усвоении учебных знаний, и в выполнении деятельности, и в мышлении, и в отношении к окружающим (например, помогают малышам, потому, что «надо помогать» и т. п.), т. е. деятельность, познание, отношение к другим, учеба сами по себе или, иными словами, содержание, которое стоит за теми или иными нормами, не являются ценностными. Значимо — следовать нормам, действовать, вести себя «правильно». Такое, к сожалению, встречается достаточно часто, это следствие принятых условий воспитания [18; 21].
Тип ценностности обусловливает тенденцию к максимальной самореализации в соответствующей ценностной сфере. Однако односторонность ценностности порождает односторонность личности, обусловливает трудности в ценностных и не ценностных сферах, так как успешность функционирования зависит от многосторонности реализации разных взаимозависимых аспектов личности, в данном случае — разных типов ценностности [3; 16].
Следует отметить, что нередко мы встречаем сочетание двух типов ценностности (например, деятельности и отношений и др.).
Это обусловливает повышение уровней психического развития, развития личности. Например, сочетание ценностности реально-привычного функционирования и ценностности действовать в соответствии с требованиями, нормами; или учебной деятельности и ценностности деятельности (или «делания») и отношений; отношений и игры. В этом случае проявляются особенности, свойственные обоим типам, которые либо могут сосуществовать как бы параллельно (иногда соединяясь формально), либо преобладает более старый тип ценностности (например, особенно,- реально-привычного функционирования).
И все же отсутствие в ценностности того или иного из ее основных планов препятствует максимальной реализации личностных возможностей. Последнее имеет место при сочетании всех трех основных типов ценностности: деятельности, отношении, познания. Универсальность ценностности является психологической формой воплощения потенциальных сущностных свойств человека таких, как — универсальность (разно- и многосторонность), не конечность, способность отождествления себя с другими и выделения («обособления», по В.С. Мухиной) своей личности. К сожалению, условия современной жизни и воспитания не только не способствуют реализации сущностных свойств человека, но в ряде случаев препятствуют их развитию. Один из примеров: ограничивая стремление ребенка к игре (скажем, в старшем дошкольном возрасте), мы существенно препятствуем развитию его способности к «не конечности», потенциальной универсальности, способности «быть собой и другим». Все это обусловливает то, что универсальности ценностности в настоящее время достигает меньшинство людей. В то же время, как показывают результаты исследований, при направленном формировании это доступно большинству [2; 245].
Человек с универсальной ценностностью достигает высших результатов во всех новых сферах, поскольку они ценностны для него. Так, здесь имеют место высшие уровни умственного развития, проявляющиеся, в частности, в сочетании абстрактного и конкретно планов, в направленности на получение новых знаний, в поиске разнообразных способов решения познавательных задач. Учебная деятельность не представляет затруднений. Оказывается интересной, привлекательной и трудовая деятельность; они стремятся выполнять ее как можно лучше, постоянно варьируя и совершенствуя способы деятельности и ее результаты.
Личность и социальные ценности
... человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими. 1 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место ...
Высших уровней люди с универсальностью ценностности достигают и в сфере отношений. Они воспринимают других людей не эгоцентрично, а признавая самоценность другого человека; характерно разностороннее восприятие другого человека. Люди с универсальной ценностностью проявляют стремление к совершенствованию. Это относится ко всем компонентам их деятельности в разных сферах (трудовой, познавательной, учебной и т. д.): и к операциям, и к способам, и к продукту.
Для людей с универсальной ценностностью характерно стремление к преодолению привычных представлений о мире и о себе. Для них особо значимо, можно сказать, является ценностным все новое. Во всех сферах они проявляют тенденцию к варьированию, к выходу за пределы имеющихся знаний, способов деятельности и отношений, к поиску нового.
Все сказанное делает понятным, что для людей с универсальной ценностностью характерна творческая направленность. Разносторонность ценностной сферы, является необходимой основой эффективности творчества. Универсальность ценностной сферы является основой гармонического развития личности. Все это приводит к выводу о том, что формирование универсальности ценностности является необходимой базой для развития творческой личности, а также условием гармонического развития человека, в основе чего лежит взаимосвязь основных типов ценностности и соответствующих им сфер: деятельности, взаимоотношений, познания.
Ценности существуют как целостная система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основания. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.
В стабильных обществах конфликты ценностей решаются в рамках имеющейся культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.
Различие в системе ценностей и идеалов не должно заслонять то общее, что объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации).
Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести к их абсолютизации. Важно обеспечить в культуре всех членов общества приоритет тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.
В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир. За истекшие после войны четверть века мы стали свидетелями рождения нового типа общества — «развитого индустриального». Человек, преследующий высокие идеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняет непосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.
Смысл человеческой жизни (в самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать — это ещё не действительность, а всего лишь возможность.
Она имеет объективную значимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.
Традиция изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в частности выработала за продолжительное время своего существования множество определений этого важного понятия. Все имеющиеся на сегодняшний день понятия сводятся к следующему: «Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров».
Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых, таких как У. Томас, Ф. Знанецкий, В. Ольшанский, А. Здравосмыслов, А. Запесоцкий, С. Иконникова, Н. Лапин, В. Ядов, М. Каган, А. Козлов, А. Кузнецов, И. Кон, С. Кугель, Н. Никандров, В. Левичева, Н. Смирнова, Е. Слуцкий, И.Сурина, З.Сикевич, В. Тугаринов, В. Чупров и др.
Основная проблема категоризации понятия ценностных ориентаций заключается в том, что при его определении акцент ставится либо на его статической структуре как ценности, либо на динамической функции его направленности, вместо того, чтобы совместить в его определении структуру и функцию. Ценностная ориентация — это системный функционал, чьей структурой выступает та или иная единица системы ценностей. Ценностная ориентация имеет в виду ценность не только как внешний объект аксиологической направленности, но также и как внутренний субъект этой направленности. То есть ценностная ориентация связывает в системное отношение саму ценность как свою теоретическую основу и её конкретного носителя как практическую основу, наделяя это отношение характером интенциональной связи между субъектом и объектом ценностной ориентации.
Понятие ценностной ориентации шире понятия ценности, поскольку подразумевает под собой структурную связь или отношение ценности и ценностно — ориентированного субъекта.
В аналитике ценностных ориентаций следует выделять психологический подход, который рассматривает её стороны активности субъективной деятельности и его активного отношения к ценности — в такое рассмотрение принимаются все рационально — психологические и ценностно — смысловые переживания субъекта. Социологический подход направлен на объективную аналитику ценностных ориентации, рассматривая их как объективно детерминированные значимости, которые возникают на пересечении всевозможных социальных отношений.
Однако оба подхода не учитывают при этом друг друга, поэтому на стыке психологического и социологического подходов возникает подход, который можно назвать феноменологическим. Этот подход редуцирует субъективное «внутреннее» (рациональный идеал, воображаемый смысл, психологическое переживание) и объективное «внешнее» (общезначимая ценность, социальный феномен, социальное действие) к единой структуре интерсубъективности. Интерсубъективность представляет собой нерасторжимое единство субъективного действия, стремления, желания и объективной цели и смысла.
В современном обществе под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. Таким образом, в качестве ценностной цели выступает не только объект морально — этической сферы, но и всякая интеллектуальная цель сознания субъекта, наделенная общезначимой формой ценности.
Исследователь понятия ценностной ориентации И.А. Шакеева, рассматривая ее в психологическом ключе, пишет: «Ценность как бы распределена между человеком и окружающим его миром, она существует только в их отношении. Носителем ценности могут выступать личности, любой предмет, явление, которые втянуты во взаимодействие с сознанием человека… Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»… Дело в том, что изменение социально — экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями». Иначе говоря, ценность представляет собой общезначимую социальную и объективную форму, которая наполняется конкретным субъективным психологическим переживанием внутреннего смысла, поэтому «каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, определяющими нормы поведения людей и их целей (М. Вебер)», с одной стороны, а, с другой стороны, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена экзистенциальным смыслом.
Социологическая интерпретация ценностных ориентаций диалектически предполагает психологическую, поскольку между субъектом ценностных ориентаций и их объектом существует тесная взаимосвязь. Их взаимоотношение представляет собой динамическую бинарную систему, изменение одно участника которой неизменно ведет к изменению другого. Ценностная структура позиционируется в центре социопсихологического взаимодействия, которое представляет собой сложное системное отношение функциональной вертикали психического аппарата субъекта и горизонта социального поля ценностных объектов, причем так, что, чем интенсивнее производство и воспроизводство смыслов, осуществляемых субъектов, тем экстенсивнее поле социальных ценностей.
Детерминистское изменение социальных ценностей извне оборачивается спонтанной переоценкой ценностей изнутри, — «изменение личностного смысла объектов и явлений возможно либо путем переосмысления их места и роли в жизни субъекта, включения их в более широкий контекст смысловых связей с более разнообразными мотивами, потребностями и ценностями, либо в результате перестройки самих мотивов и ценностей», иначе говоря «…при исследовании ценностных ориентаций мы имеем дело с совокупностью внешних условий и внутренних особенностей поведения человека». Ценность обретает свой статус в соответствии с «состоянием, которое определяется целью деятельности и мотивом поведения человека, разделяющего эту ценность», это состояние обусловливает двойственность структуры ценности. Ценность, будучи «благом» как объектом стремления, одновременно выступает целью двух основных тенденций динамики ценностных ориентаций — психической идентификации как индивидуализации и социальной интеграции как социализации.
Таким образом, ценностная ориентация структурно синтезирует конкретную психологию личности и конкретную социологию среды, в которой она существует, представляя собой «индивидуальный эквивалент» ценности. Поскольку ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность, то человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей.
О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям. В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие в школах, преступления, наркомания и алкоголизм. Проявление девиантного поведения это проблема не только социологов, но и психологов, педагогов, медиков, политиков и экономистов. Это проблема всего общества.
Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях, проявляется в форме откровенного насилия. По словам некоторых учителей средних общеобразовательных школ, проблемное поведение детей и подростков стало возникать и вне рамок школы, при этом исходит оно от тех школьников, от которых его труднее всего было ожидать. Вместе с тем, происходит чрезмерно быстрое взросление детей. Также нельзя не учитывать изменения требований к детям и подросткам. За последнее десятилетие взрослые стали предъявлять очень большие требования к детям: это усложнение обучающих программ (введение новых предметов в начальной школе), введение экзаменов, срезов и т.п. А готовы ли взрослые сами к подобным сложностям? Что родители и учителя дали взамен?
Ответить на эти и многие другие вопросы не всегда возможно, но формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь. Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности — это, прежде всего воспитание отношения к ней. Для успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях — мотивах и освоении знаний, умений и навыков — ценностях.
Ценности — это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. На основе ценности осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о должном, мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели. Приобщение личности к культуре есть, прежде всего, процесс формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры [62; 21].
Таким образом, ценностные ориентации личности, являясь важнейшим регулятором поведения человека, во многом зависят от характера деятельности, в которую включен человек и изменяются в процессе его жизни. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации». От раскрытия особенностей процесса развития и специфики воздействия ценностных ориентаций, составляющих содержательную часть характеристики личности, зависит определение путей ее формирования, в том числе утверждения активной социальной позиции.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
ценностный педагогический школа
Младший школьный возраст — это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах физиологов, педагогов и психологов: Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, Л.И. Айдаровой, А.К. Дусавицкого, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и др.
Младшие школьники — это возраст 6 (7) — 10-летних детей, обучающихся в I — IV классах современной отечественной начальной школы. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования — окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Да, это так, потому что с приходом ребёнка в школу, как писал Д.Б. Эльконин [24; 123] происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. В школе, согласно Д.Б. Эльконину, возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок — взрослый» дифференцируется. Система «ребёнок — учитель» начинает определять отношение ребёнка к родителям и отношение ребенка к детям. Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина показали это экспериментально, утверждая, что хорошее, «пятёрочное» поведение и хорошие отметки — это то, что конституирует отношения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребёнка: «Как ты учишься?» Система «ребёнок — учитель» становится центром жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий: Отношение родителей к учёбе ребёнка, занявшей центральное место в его жизни, тоже очень значимо, но, как справедливо заметил Леонтьев, хорошие домашние отношения уже легко могут быть омрачены двойкой учителя.
Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина обнаружили, что 70% младших школьников плохо знают отметки своих товарищей и мало ими интересуются, если это не подчеркивает учитель, таким образом, отношение одноклассников друг к другу не зависит от успеваемости и поведения в школе, а определяется отношением учителя.
Первоклассники ещё не чувствуют себя частью единого коллектива, они обособлены и независимы друг от друга, эгоцентричны. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение — труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение — не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
Младшие школьники стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности. В этом возрасте взаимооценки учащихся и построения взаимоотношений со сверстниками в большей мере определяются степенью соответствия поведения одноклассников роли ученика, а в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность. Личностные критерии оценки одноклассников (как показывают экспериментальные данные) оказываются в этом возрасте как бы второстепенными, хотя и начинают играть более существенную роль к концу периода начального обучения.
Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников и второклассников безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Однако уже в третьем классе придают большее значение замечаниям, полученным в среде товарищей, таким образом, переживание эмоционального благополучия становится в зависимость (к третьему классу) не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения.
Социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной, и которая является ведущей в данном возрастном периоде. Принято считать, что это деятельность по усвоению знаний. Но эта характеристика недостаточна. В игре ребёнок тоже усваивает знания (дидактические игры, например).
Однако, в дошкольном возрасте усвоение — косвенный продукт какой-то другой деятельности. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение интеллектуальных и духовных богатств, накопленных человечеством.
Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребёнок приходит в школу, её ещё нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего ребёнка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он «не работает» иногда уже к началу второго класса.
Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе, считал Д.Б. Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию. Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая ещё не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. К сожалению, в школе обычно работают методами внешних побуждений, и в качестве внешней побудительной силы выступает отметка. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда в школе будет привлекать содержание обучения.
Учебная деятельность характеризуется её предметом. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя, т.е. рефлексия. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают, а отметка выступает как определённая форма оценки. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений.
На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Учебная деятельность — это такая же предметная деятельность, но предмет её теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность с ним затруднена. Для её осуществления нужно объекты материализовать. В младшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это обуславливается тем, что ребёнок начинает осознавать особую мнемическую задачу, он отделяет эту задачу от всякой другой. Кроме того, в этот период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. От наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Дети уже могут не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием. Для этого должно возникнуть предварительное представление, предварительный поисковый образ того, что нужно увидеть. В этом возрасте формируется произвольность внимания, т.е. способность сосредоточиться на мало интересных вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщённый характер. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщённый характер.