Теория и методика экологического образования детей

Содержание скрыть

Курс лекций для 646 группы по предмету «Теория и методика экологического образования детей»

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обучения

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

К наглядным методам относятся

  • наблюдение,
  • рассматривание картин,
  • демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

игра, элементарные опыты и моделирование

рассказы воспитателя и детей

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:

  • возрастными возможностями детей,
  • характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

— Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Тема 4.1. Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

1. Определение, структура наблюдения как сложной познавательной деятельности.

2.Классификации видов наблюдений.

3. Требования к организации и проведению с детьми дошкольного возраста.

4. Содержание наблюдений и методы фиксации наблюдений (ведение дневников, заполнение календарей природы и погоды и др).

5. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах с учетом экологического подхода к отбору их содержания.

6. Иллюстративный материал природоведческого содержания, требования к его оформлению и подбору и применению в ходе экологических занятий, повседневной жизни.

10 стр., 4907 слов

Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка ...

... ситуации развития и особенностей общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех ... школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений-и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является ...

7. Технология использования разных видов ТСО в экологическом образовании детей разных возрастных групп.

1. вопрос

Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения. Ведущая роль отводится наблюдению, которое по праву считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.

Наблюдение

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Известный психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.

В.И.Логинова, А. К. Матвеева и П.Г. Саморукова выделяют структуру этой деятельности.

Решение задач наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов исследования. Отбор способов исследования определяется, с одной стороны, задачей наблюдения, с другой — характером наблюдаемого объекта. Очень важно научить ребенка выбирать рациональные способы исследования, которые обеспечат результативность данного, конкретного наблюдения.

Достижение задачи наблюдения связано и с планомерным использованием способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план восприятия выстраивается воспитателем. Постепенно дети сами учатся планировать деятельность наблюдения. Воспитатель с помощью вопросов только направляет их.

Большое значение имеет и подведение результатов деятельности наблюдения. Итог наблюдения в качестве результата деятельности может быть выражен как в продуктах детской деятельности (рисунках, лепке, поделках из природного материала, рассказах детей и пр.), так и в форме выбора способов ухода за живыми объектами.

2 вопрос

классификации видов наблюдений.

Исходя из логики становления деятельности наблюдения, предлагается выделять:

9 стр., 4368 слов

Природа философского знания

... открытие новых горизонтов в познаном, типов ориентации и способов жизнеустройства. ПРИРОДА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать ... это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым, содержанием, новыми открытиями. При этом ...

распознающие наблюдения.

длительные наблюдения

воссоздающие наблюдения.

Примерные конспекты наблюдений см на п/з даны в приложении 2.

по длительности

индивидуальные, групповые

эпизодическими

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми за теми объектами природы, которые постоянно находятся возле них. Наблюдения лучше всего проводить в форме циклов.

Обитатели уголка природы весь учебный год живут рядом с дошкольниками — это обстоятельство накладывает особый отпечаток на педагогический процесс: нельзя, чтобы у детей за этот длительный период наступило равнодушное привыкание к ним. Педагогический процесс должен быть построен так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний, чтобы к концу учебного года любой ребенок старшего дошкольного возраста мог бы стать экскурсоводом по уголку природы — бойко и интересно рассказывать о его обитателях. Этим требованиям отвечает прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку самостоятельно чувственным путем приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств. В нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является и его протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок.

Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно (что особенно ценно), без побуждения и руководства воспитателя. И наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).

Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?

Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

13 стр., 6128 слов

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

... отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для целенаправленного наблюдения за одним и тем же объектом в разные временные периоды ( ... формированию системы знаний о живой природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи: Формировать знания о живой природе; Воспитывать у детей любовь к природе через непосредственное общение ...

Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?

Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?

Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Наблюдение 4. Что есть у рыбки?

Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца — голова, с другого — хвост, вверху туловища спина, внизу — брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.

Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться.

Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.

Наблюдение 6. Как рыбка плавает?

Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?

Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво.

Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелитвуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.

45 стр., 22302 слов

Умственный труд как средство подготовки детей к школе

... на активацию умственного труда при подготовке детей к школе. Использовались следующие методы : Изучение и анализ научной литературы по теме умственного труда; наблюдение за деятельностью ... организации, средства умственного труда и условия организации умственного труда; Исследовать и изучить деятельность педагога направленную на активацию умственного труда дошкольников при подготовке детей к школе ...

В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и руководством педагога.

Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно —два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.

Цикл наблюдений — удобная форма организации педагогического процесса. Его составление и разработка — это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, включить в него самые различные моменты и ситуации), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, — во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.

3 вопрос

ряд требований к его организации и проведению.

1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования педагогом циклов наблюдений за одним и тем же объектом).

Каждое последующее наблюдение должно уточнять, закреплять и конкретизировать, расширять полученные представления.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

5. Знания, полученные детьми в результате наблюдений за объектами, предметами природы, должны подкрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью использования других методов работы с детьми по экологическому образованию (словесных и практических).

15 стр., 7121 слов

Медико социальная помощь

... имеющих право на медико-социальную помощь; изучить виды медицинской помощи в России; проанализировать программу государственных гарантий в области здравоохранения Российской Федера­ции. Актуальность исследования Данная работа состоит из введения, ...

4 вопрос

Большое внимание как в психолого-педагогических, так и в методических исследованиях уделяется вопросу о содержании наблюдений в природе. По мнению С. Л. Рубинштейна, ребенок способен воспринять и осознать как целостный объект, предмет или явление, так и его отдельные части. Как считает С. Н. Николаева, содержание наблюдений за предметами, объектами природы должно синтезировать в себе следующие моменты: выделение самих объектов в целом и их частей (т.е. определение специфических особенностей строения объекта наблюдения), различных проявлений живых существ, способов их функционирования; определение качественных характеристик объекта наблюдения и его частей (цвет, величина, форма, характер поверхности и пр.); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. С. Н. Николаева полагает, что такое содержание наблюдений позволит детям на основе наблюдений устанавливать связи и зависимости, существующие в мире природы, что и составляет одну из задач экологического образования дошкольников.

В целях закрепления представлений о мире природы, полученных детьми в ходе наблюдений, целесообразно использовать различные способы фиксации наблюдаемого: календари природы и погоды, дневники наблюдений за ростом и развитием растений, дневники наблюдений за птицами, гербарии, детские рисунки и т. д. Фиксация даст детям возможность неоднократно обращаться к полученному опыту, поможет поддержать их интерес и позволит подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок испытал и пережил в процессе организуемых наблюдений за миром природы.

5 вопрос.

6 вопрос.

наглядный иллюстративный материал.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений, С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме того, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения).

Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

Необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживаний и чувств. Особое значение здесь имеет использование в работе по экологическому образованию детей репродукций картин, просмотр видео- и кинофильмов. Использование наглядного материала также стимулирует познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы.

требования

  • реалистичность изображаемых предметов и явлений;
  • ясность замысла художника;
  • художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

виды наглядно-иллюстративного материала:

  • картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С. Н.Соловьева) и некоторые другие;
  • картинки, иллюстрации, фотографии;
  • гербарии, коллекции;
  • кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь только в результате комплексного использования всех наглядных методов.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада

  • выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных),
  • различных проявлений живых существ (т. е. способов их функционирования, для животных — разных форм поведения);
  • определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.);
  • выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически важных знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.

Конкретно это означает следующее: во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки — форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Дети также знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев — это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей).

Цветок — это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом, зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.

Вариант 1. В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, нередко можно увидеть белок. Гуляющие иногда их подкармливают, протягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку.

Содержанием наблюдений за белками является:

  • передвижение по деревьям — бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение);
  • облик — части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;
  • ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр.), т.е.

как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию;

  • среда обитания — деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные);
  • взаимоотношения с людьми — реакция на появление отдыхающих, их действия;
  • жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездостроение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой.

Вариант 2. Белка живет в вольере в детском саду. Содержание наблюдений в этом случае будет следующее:

  • облик — части тела, их строение, характеристики;
  • среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;
  • корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.);
  • передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов);
  • ориентировка в окружающей среде — реакция на звуки, новые предметы, появление людей;
  • сезонные изменения во внешнем облике и поведении;
  • создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе.

содержание наблюдений

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.

Вариант 1.

Содержанием наблюдений за белками является:

  • передвижение по деревьям — бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение);
  • облик — части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;
  • ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр.), т.е.

как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию;

  • среда обитания — деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные);
  • взаимоотношения с людьми — реакция на появление отдыхающих, их действия;
  • жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездостроение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой.

Вариант 2.

  • облик — части тела, их строение, характеристики;
  • среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;
  • корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.);
  • передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов);
  • ориентировка в окружающей среде — реакция на звуки, новые предметы, появление людей;
  • сезонные изменения во внешнем облике и поведении;
  • создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе.

Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.

Вариант 1.

Содержанием наблюдений за белками является:

  • передвижение по деревьям — бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение);
  • облик — части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;
  • ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр.), т.е.

как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию;

  • среда обитания — деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные);
  • взаимоотношения с людьми — реакция на появление отдыхающих, их действия;
  • жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездостроение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой.

Вариант 2.

  • облик — части тела, их строение, характеристики;
  • среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;
  • корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.);
  • передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов);
  • ориентировка в окружающей среде — реакция на звуки, новые предметы, появление людей;
  • сезонные изменения во внешнем облике и поведении;
  • создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе.

Методы экологического образования детей дошкольного возраста

Тема: Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Если мы обратимся к истории возникновения моделей, то она уходит в далекую древность. Первыми моделями, дающими понимание первооснов мира, можно считать идеи Фалеса о воде; Гераклита о космическом огне; представление Анаксимандра о Земле как плоском цилиндре; учение Демокрита и Эпикура об атомах. Известные мыслители эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, И.Кеплер, Г. Галилей — обращались к моделям: создавали идеальные и графические конструкции из воображаемых элементов реальных вещей.

Существует множество подходов к трактовке понятия «модель». Мы приводим определение, наиболее широко используемое в практике экологического образования детей дошкольного возраста.

Модель

В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:

предметные модели.

предметно-схематинеские модели

графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды, широко используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждений.

Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста см. распечатку к лекции

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обеспечивает более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности. Процесс демонстрации модельного материала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моделей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования. Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Доступность деятельности моделирования для ребенка дошкольного возраста доказана в исследованиях Л.А. Венгера, А. В.Запорожца, Л.М. Маневцовой, Н.Н. Поддьякова, И.А. Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-дошкольника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полученной на основе чувственного опыта информации. Осуществляется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сенсорных эталонов, символов, знаков).

э т а п о в:

1) освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.).

Постепенно «заместители» становятся все более условными;

2) использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка — с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

3) построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу).

Постепенно овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Необходимо отметить, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы исследовательских действий и планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают трудности для познания дошк-ов – это вызывает необходимость использования процесса моделирования.

Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо.

Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

Пр- глобус – предметная модель земли, а его изготовление – это моделирующая деятельность.

ВАРИАНТЫ МОДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Младший дошкольный возраст

Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические

— аквариум;

— игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

— модель величины (большой, маленький);

— модель численности групп (много, мало)

— календарь погоды;

— календарь наблюдений за птицами;

— модель «Жизненные формы» (дерево, травянистое растение);

— модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок);

— модель «Потребности растений» (вода);

— модель «Способы ухода за растениями» (полив, очистка листьев от пыли тряпочкой);

— модель «Свойства песка» (рассыпается, формуется);

— модель «Свойства глины» (ломается, лепится);

— обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус);

— модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост)

Средний дошкольный возраст

Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические

— аквариум;

— игрушки — аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида

— модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

— модель величины (большой, маленький);

— модель численности групп (много, мало);

— модель характера поверхности (гладкий, шероховатый)

— календарь погоды;

— календарь наблюдений за птицами;

— модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение);

— модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);

— модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);

— модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

— модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание);

— модель «Дикие животные»;

— модель «Домашние животные»;

— модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);

— модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);

— модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);

— обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу);

— обобщающая схема описания времени года (солнце, небо, ветер, осадки, почва, растительный мир, животный мир, мир человека (одежда, игры и забавы на прогулке))

Старший дошкольный возраст

Предметные Предметно-схематические (сенсорные) Графические

— модель «Экосистема леса»;

— модель «Экосистема луга»;

— модель «Экосистема водоёма»

— модель формы листа (круглый, треугольный, овальный);

— модель величины (большой, маленький, длинный короткий, широкий, узкий);

— модель численности групп (много, мало);

— модель характера поверхности (гладкий, шероховатый);

— модель «Мимикрия»

— календарь погоды;

— календарь наблюдений за птицами;

— календарь наблюдений за ростом и развитием растений;

— календарь длительности светового дня;

— модель «Термометр»;

— модель «Живой организм» (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение);

— модель «Строение растений» (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);

— модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло, почва);

— модель «Способы ухода за растениями» (полив, рыхление, очистка листьев от пыли тряпочкой, кисточкой, опрыскивание, обрезка сухих листьев, подкормка);

— модель «Размножение растений» (семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста на части);

— модель «Птицы»;

— модель «Рыбы»;

— модель «Звери»;

— модель «Насекомые»;

— модель «Размножение животных» (яйцами, икрой, живорождение);

— карты местности родного края

4. 6. Тема: Словесные методы в системе экологического образования дошкольников

Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. Эта связь объективно обусловлена теми законами психофизиологии, которые лежат в основе познания человеком окружающей действительности (закон А. Р. Лурия о связи 1-й и 2-й сигнальных систем).

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:

  • для создания интереса к предстоящей деятельности в природе;
  • для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

три вида беседы

установочная беседа

эвристическая беседа

итоговая беседа

Для результативности использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста важно подготовить к ним самого педагога. Беседа предполагает диалог. Поэтому воспитателю очень важно продумать и спланировать систему вопросов, касающихся содержания обсуждаемого материала. Вопросы должны опираться на уже имеющиеся у детей знания. Кроме того, вопросы должны быть разной степени трудности. Воспитателю необходимо продумать вопросы как констатирующего характера, так и поисково-познавательные, что будет оптимально стимулировать активность каждого ребенка (в силу его индивидуальных особенностей) к участию в беседе (см. приложение 6).

В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Основная цель рассказа — создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.

Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие их мышления, познавательных процессов, воображения, речи. Кроме того, рассказ экологического содержания должен быть эмоционально окрашен, воздействовать на эмоции и чувства детей. Вместе с тем в целях формирования познавательного отношения детей к тому материалу, который сообщается воспитателем в рассказе о природе, необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера. В приложении 7 даны варианты рассказов о природе для детей старшего дошкольного возраста.

В целях сосредоточения внимания детей на содержании рассказа целесообразно использовать наглядный материал (картинки, иллюстрации).

Также важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности детей в плане восприятия предлагаемой информации. Речь воспитателя в процессе рассказа должна быть понятной детям. Не следует загромождать рассказ лишней информацией, обилием деталей. Если соблюдать эти педагогические правила, то рассказы о природе можно использовать начиная с младшей группы. В помощь воспитателю при организации экологической работы с детьми должна быть использована и художественная литература. Чтение природоведческой художественной литературы используется в первую очередь в целях обогащения, расширения диапазона знаний о природе, предлагаемых детям. Художественная литература способствует формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы. Широко используются в экологической работе с детьми произведения В. Бианки, Н.Сладкова, Е. Чарушина и других авторов.

Беседа используется для:

  • создания интереса (перед наблюдением, экскурсией, просмотром…)
  • уточнения, углубления, обобщения и систематизации представлений детей о природе.

Цель метода рассказа – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы.

Особенности: программа, выразительность речи, известные и новые слова, с младших групп…

Рассказы: описательные, повествовательные, рассуждения

Природоведческая книжка в воспитании и обучении детей

  • Помогает обогатить знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на вопросы.
  • Многие книги написаны учёными-биологами, -зоологами, -орнитологами.

Н.М. Павлова — книга «Желтый, белый и лиловый» в течении 20 лет вела фенологические наблюдения.

  • В. Бианки – учёный-биолог «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты»…

Н. Сладков, К. Паустовский, М. Пришвин, Г. Снегирёв, Е. Серова и др.

Экологическая сказка: Рыжова Н.А., Шорыгина Т.А. из периодической печати

Переодические издания экологического содержания

1. Журналы:

2. Газета для дошкольников «Солнечный зайчик», ВАРИАНТЫ РАССКАЗОВ О ПРИРОДЕ

Что такое облака и какие они бывают ?

Наступил июль — середина лета. На улице жарко. Ярко светит солнце. Но вот солнышко спряталось. Спряталось всего на несколько секунд. Закрыло его облако — белое, похожее на клочья ваты. Эти облака называются кучевые. Если внимательно понаблюдать за небом в солнечный день, то можно увидеть эти кучевые облака. А еще можно заметить, что они постоянно меняют свои форму и размеры. Одни облака появляются, другие исчезают. Ведь живут кучевые облака очень недолго — всего 20 — 25 мин. Особенно много кучевых облаков на небе во второй половине дня, ближе к вечеру. В это время суток температура воздуха немного снижается. Но земля за день очень прогрелась и от нее поднимается тепло. Земля как будто отдает его, чтобы немного остыть. В слоях более холодного воздуха теплый воздух остывает, водяной пар, который находился в теплом воздухе, охлаждается и образует небольшое количество воды. Но влаги так мало в одном облаке, что дождей из кучевых облаков, как правило, не бывает. Дождик может пойти в том случае, если несколько кучевых облаков соединятся вместе в большое-большое облако. Но дождь этот не сильный и быстро заканчивается. Такие дожди называют грибными. Но иногда, когда воздух влажный, а солнышко припекает очень сильно, кучевых облаков образуется очень много. Они сливаются все вместе, растут вверх, изменяют свой цвет. Они уже не белые, похожие на вату, а темные, как будто тяжелые, и превращаются в большую грозовую тучу. Вот тут нужно спешить домой. Ведь появление грозовых облаков на небе говорит нам о том, что скоро пойдет очень сильный дождь — ливень, от которого лучше спрятаться. Грозовая туча проплывает по небу довольно быстро. Поэтому грозовые дожди тоже непродолжительны. Иногда пушистых кучевых облаков образуется очень много. Так много, что они закрывают собой все небо, образуя плотный слой. Это слоистые облака.

Они возникают в том случае, когда на большом пространстве теплый влажный воздух сталкивается с холодным. Теплый воздух медленно поднимается над холодным, образуется много много влаги и появляется целый слой облаков. Облака эти могут быть толщиной до нескольких сотен метров, а протяженность их может быть сотни километров. Плотные и протяженные слоистые облака висят низко над землей. Появление хмурых темно-серых облаков — явный признак приближающегося дождя. Очень часто из них идет мелкий моросящий дождь. Дождь этот может идти довольно долго. А еще такой дождь может быть холодным. На улице в такую погоду не очень приятно. Но, как правило, в середине лета такие дожди идут редко. А еще бывают перистые облака. Их можно увидеть на небе в очень ветреную погоду. В такой день кажется, что по небу проносятся даже не облака, а их кусочки. Образуются эти облака очень-очень высоко в атмосфере, там, где очень холодно. Поэтому состоят они из кристалликов льда. Из таких облаков никогда не проливается дождь.

Вот видите, какие разные бывают облака! Облака — это очень интересный объект для наблюдений. Понаблюдайте за ними, посмотри, куда они плывут. Обратите внимание на скорость их движения. Попробуйте ответить на вопрос: почему облака в разные дни плывут по небу с разной скоростью?

А вы знаете, юные друзья природы, что про облака и тучи есть загадки? Хотите их отгадать?

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.

По небесам оравою бредут мешки дырявые,

И бывает иногда — из мешков течет вода.

О чем первая загадка? Правильно, об облаке. А вторая? Конечно же, во второй загадке говорится о туче.

Вы внимательно слушали этот небольшой рассказ. Подумайте, чем же облака отличаются от туч?, ПРИМЕРНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

3адача 1. О чем рассказал ежик?

Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Торопится, собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве. Долгой зимой ей это очень пригодится. Целый день работает белка и все посматривает на соседа-ежа. Он с осени стал ленивым, неповоротливым. Мало бегает по лесу, не ловит мышей. Забирается все время в листья и дремлет. «Что ты, еж, совсем разленился?» — спрашивает белка. — «Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся еж и что-то тихо-тихо сказал белке. Сказал так тихо, что я, ребятки, и не расслышала. Как вы думаете, что сказал белке еж? Почему рассмеялся, услышав ее вопрос?

3адача 2. Белые страницы

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится снег — страницы чистые. Утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков: черточек, точек, запятых.

Как вы думаете, что это за таинственные знаки на белом ковре?

3адача 3. Кто обедал в птичьей столовой?

Положил я в птичью кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички (мы много видели их зимой в городе), хлеб склевали, а рябину не трогают.

Смотрю, сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова темно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птички?

3адача 4. Кто где зимует?

Собрались звери на лесной опушке и стали рассказывать друг другу, кто где будет зимовать, кто как зиму проводит… Что сказали звери друг другу? Где они будут зимовать?

3адача 5. Ночевка зайца

Утром со мной шла Зиночка по заячьему следу. Вчера моя собака пригнала этого зайца сюда прямо к нашему дому из далекого леса.

Вернулся ли заяц в лес или остался пожить около людей где-нибудь в овражке? Обошли мы все вокруг и нашли обратный след. Он был свеженький.

  • По этому следу он возвратился к себе в свой лес, — сказал я.
  • А где же ночевал заяц? — спросила Зиночка. А как вы думаете, ребята, где же ночевал заяц?

Задача 6. Медведь

Ко времени выхода из берлоги медведь линяет: свалявшаяся клочьями шерсть начинает вылезать.

Лесные мыши таскают эту шерсть для своих гнезд. Что же делает медведь, когда просыпается, как вы думаете, ребята?

3адача 7. Когда это бывает?

Еще на полях лежит снег. Еще упрямится зима, сыпля на землю снег, ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручьи. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще слабо набухли.

Когда это бывает?

3адача 8. Что здесь случилось?

Недалеко от реки жил в лесу заяц. Ночью он бегал по лесам, обгладывал кору деревьев, а днем спал под своим любимым пеньком на опушке леса.

Проснулся однажды заяц и видит, что кругом вода и лапы его мокрые. Забрался он на пенек, под которым спал, а вода все прибывает. Уже половина пенька под водой стоит. Побежал заяц искать сухое место, а когда оглянулся, увидел, что пенек совсем скрылся под водой.

  • Откуда взялось столько воды? – подумал заяц, да так и не догадался.

Расскажите, ребята, что здесь случилось?

Использование

Значение детской природоведческой книги. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии, закладывает основы материа-листического миропонимания. Так, Н. М. Павлова — ученый-растениевод — в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг — «Желтый, белый и лиловый». В. Бианки — ученый-биолог — во всех своих книгах для детей («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и т. д.) показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме. Множество увлекательных книг создал для детей Н. Сладков — топограф по специальности. Каждый из писателей пишет только о своей области наблюдений, но в каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому читателю (слушателю) беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе.

Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников.

Методика использования природоведческой книги. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К.Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу.

Детскую природоведческую литературу полезно использовать во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг — сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.

В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику.

Младшие группы

Во время чтения воспитатель следит за восприятием детей. В случае ослабления внимания следует сразу же привлечь малыша вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации,

мимикой, изменением интонации и т. д. Прерывать чтение не рекомендуется.

В средней и старших группах

Чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению. В этом случае задача воспитателя — вызвать ожидание встречи с природой, интерес к предстоящей экскурсии в лес, в поле, на луг или водоем. Часто в тексте рассказа уже содержатся план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких произведений много у Н. Павловой, В. Бианки, Н. Сладкова.

Чтение художественной литературы может сопровождать наблюдения в природе. Это помогает детям полнее ощутить красоту природы, а также выразительность, точность языка, осмыслить увиденное.

Чтение природоведческой книги используется и как самостоятельный способ ознакомления с природой. Небольшое художественное произведение воспитатель читает несколько раз подряд (3—4 раза), большое — вначале целиком, а затем — лишь узловые места, чтобы дети лучше поняли смысл произведения.

Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для старших дошкольников является подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).

Сравните книги Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами». Н. Павлова как будто под микроскопом рассматривает мир: умеет «превращаться» в муравья и видит травинку величиной с дерево. Ю. Дмитриев раскрывает детям множество явлений с интересной, неизвестной для них стороны.

Описание весны имеется в книгах Н. Сладкова «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Юные поселенцы» и «Смелый фотохудожник». Авторы нашли яркие и точные образы для своего ощущения прихода весны. Дополнив наблюдения детей, хорошо показать, как по-разному можно рассказывать о весне. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах. Цель беседы — помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.

Журналы книга Николаевой.

Несложные

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт — это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно — в теплое место, другое — в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Значение опытов.

Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

Методика проведения опыта.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

Пример организации опыта

Ц е л ь. Подвести детей к выводу о необходимости света для ростарастений.

Ход опыта. Воспитатель ставит перед детьми задачу: где лучше будет расти овес — в темном или светлом месте? Обсудив с детьми выдвинутые предположения, он предлагает проверить их и организует опыт. Два ящика с проросшим овсом помещают в разные по освещенности условия: один — в темное место, другой — на освещенный солнцем подоконник. Вместе с детьми воспитатель устанавливает, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды для полива) одинаковы, кроме одного — степени освещенности. Педагог проводит длительное наблюдение за изменениями вида растений. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают.

Когда изменения становятся явными, воспитатель предлагает детям сравнить растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения вновь отмечают и обсуждают.

Фиксация опыта., Опыты с предметами неживой природы. Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

Цель опыта

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)

2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении)

Содержание опыта

Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды

Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда

Тема 4.5. Игра в экологической работе ДОУ

игру.

Какова же роль игры в системе экологического образования дошкольников?

1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расширение диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях природы заметно расширяются и конкретизируются.

2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окружения, учит любоваться ее своеобразием.

3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отношения.

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников — как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

дидактические игры

виды дидактических игр:

  • предметные;
  • настольно-печатные;
  • словесные;
  • творческие.

Предметные игры.

Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах , как в коллективных занятиях, так и индивидуальных , усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры.

Словесные игры.

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы . На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

Приведем некоторые из них.

«Узнай

Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:, Игровая задача:

«Что есть у животных?»

Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал:, Игровая задача

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:, Игровая задача:

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений.

Материал:, Игровая задача:

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал:, Игровая задача:

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.

варианты дидактических игр, экологического содержания для детей среднего дошкольного возраста.

«Живое

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал:, Игровая задача:

«Зоологическое

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:, Игровая задача:

«Помоги

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

Проблемная ситуация., Игровая задача:

«Оживи

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).

Материал:, Игровая задача:

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

Приводим варианты дидактических игр, рекомендуемых к использованию в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

«Живое — неживое»

Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал:, Игровая задача:

«Зоологическое лото»

Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

Материал:, Игровая задача:

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал:, Игровая задача:

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал:, Игровая задача:

Однако для того чтобы использование дидактических игр было эффективным, необходимо целенаправленно обучать детей. Методика обучения детей дидактическим играм зависит от возрастных особенностей и возможностей дошкольников.

В младшем дошкольном возрасте

среднего дошкольного возраста

К категории игр с правилами относятся и подвижные игры

Творческие игры.

К категории игр с правилами относятся и подвижные игры 1

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.)., Сюжетно-ролевые игры.

Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек — животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.

Ценность природного материала — в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов. Педагог должен помочь воспитанникам в отборе и использовании природного материала.

Тема 4.4. Труд как метод воспитания экологически направленной личности

в дошкольном детстве

Одним из направлений занятий по экологическому образования детей является формирование у них устойчивой потребности практической деятельности по уходу за природой, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех морфофункциональных потребностей каждого конкретного живого организма. Большое значение здесь приобретает труд.

ЗНАЧЕНИЕ

В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природным объектам, они учатся ответственно относиться к животным и растениям, у них формируется устойчивая потребность проявлять заботу и ухаживать за своими питомцами. Вместе с тем у детей формируются и необходимые им трудовые навыки и осознание важности заботы о природе.

Труд по уходу за природой оказывает положительное влияние на развитие наблюдательности и сенсорных способностей детей. К примеру, дети учатся по цвету почвы, по качественному к состоянию растений и на ощупь определять потребность растений в воде.

В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений и животных от качества ухода за ними, знакомятся с морфофункциональными особенностями и потребностями каждого живого организма, учатся эти потребности удовлетворять. Освоение «связей и зависимостей между потребностями растений и животных и качеством их удовлетворения делает труд детей более осмысленным, целенаправленным. В результате у детей формируется такое качество личности, как трудолюбие .

В дошкольном возрасте используются следующие формы организации труда детей по уходу за природой:

индивидуальные поручения

коллективный труд

дежурства

Тема 4.5. Игра в экологической работе ДОУ

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы . На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы. Исходя из специфики возраста, а именно наглядно-действенного характера мышления, в младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать настольно-печатные игры экологического содержания.

Приведем некоторые из них.

«Узнай

Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:, Игровая задача:

«Что есть у животных?»

Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных.

Материал:, Игровая задача

«Отгадай-ка»

Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений (деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:, Игровая задача:

«Одуванчик»

Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений.

Материал:, Игровая задача:

«Времена года»

Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года.

Материал:, Игровая задача:

В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников.

варианты дидактических игр, экологического содержания для детей среднего дошкольного возраста.

«Живое

Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов.

Материал:, Игровая задача:

«Зоологическое

Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал:, Игровая задача:

«Помоги

Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними.

Проблемная ситуация., Игровая задача:

«Оживи

Цель: закреплять знания детей о строении растений (стебель, лист, цветок).

Материал:, Игровая задача:

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т.д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия.

Приводим варианты дидактических игр, рекомендуемых к использованию в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

«Живое — неживое»

Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом».

Материал:, Игровая задача:

«Зоологическое лото»

Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.

Материал:, Игровая задача:

«Животные и растения родного края»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края.

Материал:, Игровая задача:

«Разложи карточки»

Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных.

Материал:, Игровая задача:

8. Зимующие птицы

Многие птицы не улетели от нас на зиму. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого в лесу.

Вдруг, точно живые цветы, запорхают между деревьями, мелькнут красным, оранжевым, повиснут на еловых лапках. Это стайка яркоперых клестов облепили ели, лущят из шишек се-мена.

С веселым свистом и писком пролетят синицы, рассыплются по веткам, начнут вертеться на них. Вниз головой по стволу про-бежит голубой поползень, поднимается вверх по стволу, закру-жит коричневая пищуха. С ними и пестрый улетел.

В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Где зи-мой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей реша-ют по-разному.

Как вы думаете, каким образом?

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы, предложенная С.Н. Николаевой

Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.

Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:

  • в нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение;
  • каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления;
  • протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок (многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему);
  • проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

***

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).

В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и ру-ководством педагога.

Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно — два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы.

Цикл наблюдений — удобная форма организации педагогического процесса. Его составление и разработка — это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, включить в него самые различные моменты и ситуации), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, — во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.

По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым.

В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников).

Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме?

Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка?

Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.

Наблюдение 3. Что и как ест рыбка?

Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.

Наблюдение 4. Что есть у рыбки?

Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца — голова, с другого — хвост, вверху туловища спина, внизу — брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.

Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться.

Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.

Наблюдение 6. Как рыбка плавает?

Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.

Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает?

Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.

Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво.

Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают.