«Не рви растения!» привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке

Сегодня люди часто «не знают, что делают», не анализируют последствия своих агрессивных и варварских действий по отношению к природе. Образование в области экологии должно привести к осознанию влияния экономических, политических и социальных действий на состояние окружающей среды и выявить деструктивность потребительского подхода. Одним из результатов экологического образования является формирование у детей активной гражданской позиции, безразличного отношения к происходящим в обществе процессам, что является основой построения гражданского общества. Экологическое образование признано Организацией Объединенных Наций одним из основных инструментов формирования устойчивого развития общества. Раннее обучение детей этим предметам важно, поскольку именно в раннем возрасте формируются мировоззрение, привычки и формируется система жизненных ценностей.

Бережное, познавательное, эстетическое отношение к природе тесно связано с содержанием знаний, которые усваивает ребенок. Знание экологического содержания регулирует и направляет поведение и действия детей на природе. Особое место в формировании отношения к природе занимает доступное для понимания ребенку знание законов природы.

В наше время проблема экологического образования вышла на первый план. Одна из причин этого кроется в деятельности человека в природе, часто неграмотной, неправильной с точки зрения экологии, расточительной, ведущей к нарушению экологического баланса. Каждый, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль учителей в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Человек — это часть природы. Всё начинается с детства. И именно в дошкольном учреждении ребенок познает красоту окружающего мира. Только общаясь с природой, можно воспитать отзывчивого и доброго человека.

Как беречь, любить и пользоваться дарами природы нужно учить детей с раннего возраста, а также приобщать их к красоте своей Родины. Если человек ничего не знает о окружающей его природе, он не может увидеть ее красоту, значит, он ему безразличен.

Дошкольный возраст — подходящий возраст для начала формирования и развития экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделяться как личность, вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, закладываются основы нравственных и экологических установок личности, которые проявляются также во взаимодействии ребенка с природой как в его поведении, так и в действиях в натуре. Именно поэтому возникает возможность формирования экологических знаний у детей, знакомство с нормами и правилами взаимодействия с природой, воспитание сопереживания окружающим, активности в решении некоторых экологических проблем

4 стр., 1657 слов

Экологические конфликты

... специфическая черта экологических конфликтов состоит в их социальности, общественной природе и значимости. В сущности, экологические конфликты в принципе невозможно представить себе как столкновение людей и окружающей среды, общества и окружающей среды. Это ...

Проблемы взаимодействия человека с природой изучаются учеными применительно к разным возрастным этапам. Т.А. Маркова систематизировала изыскания в области экологического образования детей дошкольного возраста, в которых раскрывается проблема воспитания отношения к природе [25].

А такие педагоги как М.К. Ибраимова, С.Н. Николаева, З.П. Плохий [36] экологическое образование, рассматривают как бережное, заботливое отношение дошкольников к природе. Влияние знаний об окружающей среде на воспитание положительного отношения к ней показано работе О.М. Газиной и В.Г Фокиной [10].

Анализ имеющихся исследований и обобщенного опыта дошкольных работников демонстрирует, что внимание педагогов сконцентрировано на отдельных средствах и способах формирования отношения к природе и воспитанию любви к ней. Например: организация опытничества и поисковой деятельности – Н.К.Постникова и Л.М. Маневцова [29]; формирование интереса к природе, роль труда и наблюдения – Э.И. Залкинд В.Г.Фокина и А.К.Матвеева [17]; только на роли предоставления знаний сконцентриваны – И.А. Хайдурова и Е.Ф. Терентьева [44]; роль детской природоведческой книжки раскрыта у А.К. Матвеевой [7].

Исходя из этого, возникает необходимость создания педагогических условий воспитания у дошкольников бережного и уважительного отношения к природе. В современных условиях, когда планета стоит на пороге очередного экологического кризиса, а у молодого поколения нет правильных ориентиров для исправления ситуации, надлежащее экологическое просвещение является насущной необходимостью.

Все выше изложенное доказывает актуальность выбранной темы исследования: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Задача исследования: комплекс педагогических условий, которые будут способствовать формированию у детей уважительного отношения к природе.

Цель исследования: теоретически выявить и обосновать педагогические условия формирования уважительного отношения к природе у дошкольников и подтвердить их эффективность экспериментальным исследованием.

Объект исследования: процесс экологического образования в ДОУ.

Объект исследования: педагогические условия формирования уважительного отношения к природе у дошкольников.

Задачи исследования:

1. изучить особенности экологического образования детей дошкольного возраста,

2. дать сущностную характеристику понятия бережное отношение к природе у детей дошкольного возраста,

3. теоретически обосновать педагогические условия формирования бережного отношения к природе.

4. опытным путем подтвердить эффективность внедренных педагогических условий формирования бережного отношения к природе у дошкольников.

Для достижения цели и задач работы планируется соблюдение принципов: системность, сезонность, интеграция, непрерывность взаимодействия с ребенком в дошкольном учреждении и в семье.

23 стр., 11285 слов

Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе ...

... что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся. Объект нашего исследования дошкольники, а именно в этом возрасте ...

В своей работе мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, обобщение передового опыта преподавания.

Апробация исследования происходила в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском сад № 26 «Радуга» г.Кировград в старшей группе №3.

Практическая значимость заключается в том, что материалы ФКП могут быть использованы учащимися, методистами и воспитателями детских садов при организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста через создание педагогических условий.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного

возраста

Дошкольным возрастом в возрастной психологии и в педагогике считается возраст ребенка от трех до семи лет. Ребенок начинает понимать особенности человеческих взаимоотношений, происходит это, как правило, через общение со взрослыми, в основном родителями, бабушками и дедушками, через игровые отношения и общение со сверстниками.

В этом возрасте закладываются основы личности, в том числе положительное отношение к природе, окружающему миру, поэтому дошкольный возраст становится первым этапом в развитии экологической грамотности человека. В возрасте трех, семи лет ребенок начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, закладываются основы нравственноэкологических позиций личности, которые возникают во взаимодействиях ребенка с природой, в понимании неразрывности с ней, а также свое влияние оказывает наглядный пример взрослых. Благодаря этому у детей появляется возможность формировать экологические знания, общепризнанные нормы и объяснять правила взаимодействия с природой, воспитания к ней сочувствия и активности в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление и получение новых знаний не является самоцелью для дошкольника. Они являются важным условием, необходимым для формирования эмоционального, нравственного и эффективного отношения к миру.

Дошкольное образование является первым звеном системы образования, в том числе экологического образования, поэтому следующая задача учителей — сформировать у детей основы культуры рационального природопользования.

В 2014 году вступил в силу Федеральный государственный стандарт для дошкольных образовательных учреждений, который четко устанавливает требования к дошкольному образованию, образовательному пространству дошкольного учреждения и, в первую очередь, к образовательной программе и ее реализации. Это открывает новые возможности для более творческого подхода к педагогическому процессу в воспитании человека, способного сохранить свое здоровье и жизнь на планете.

Экологическое воспитание дошкольников всегда было необходимым направлением работы дошкольных организаций. На самом деле экологическое просвещение в детских садах знакомит только с основами экологической культуры человека с помощью элементарного усвоения догм «нельзя собирать растения! Утром хорошо умываться». Он не дает ребенку возможности научиться думать о действиях в природе, анализировать и делать выводы о законах природы, действовать, выполнять действия в реальных условиях. Сегодняшний образ жизни ребенка и его поступки, не позволяют говорить о высокой результативности экологического образования [8].

24 стр., 11524 слов

Роль дошкольного образовательного учреждения в образовании и воспитании ребенка

... обучаемости детей дошкольного возраста; Изучить возрастную периодизацию и характеристику детей; Изучить педагогические условия воспитания и обучения детей в ДОУ. Рассмотреть современные модели дошкольного образования в России. Глава 1. Роль ДОУ в образовании ...

Новые правила, касающиеся дошкольных образовательных учреждений, вводят новые правила, дополнительные ограничения и запреты в организации создания условий для работы с природными объектами. Например СанПиН 2.4.1.3049-13 в пункте 6.11 «Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается». С учетом того, что сегодня существует серьезная проблема нехватки мест для детей в дошкольных учреждениях, архитектура существующих детских садов не предусматривает выделение отдельных помещений для организации комнат природы. Поэтому, актуальным становится поиск: стратегий, технологий и методов работы с детьми , которые были бы эффективны в условиях ограничения возможности взаимодействовать ребенку с природой [26].

Экологическое воспитание детей — это комплексное понятие, включающее в себя: непрерывный процесс обучения, воспитания и личностного развития. Данный процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, а так же ценностных ориентаций, на ответственное отношение к природе [41].

В дошкольном возрасте дети учатся на первом этапе системы непрерывного экологического образования. Чтобы правильно выбрать содержание экологического образования, необходимо определить его цели и задачи. Цели и задачи экологического образования во многом определяют его содержание. Однако, как справедливо отмечает И.Д. Зверев, цель экологического образования не может иметь однозначное определение [19].

Согласно концепции общего экологического образования, под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности, за судьбы своей страны, и близких людей, планеты и всей вселенной». это также процесс, направленный на формирование, воспитание и развитие как интеллектуальных, так и чувственно-эмоциональных, волевых качеств личности. Эти черты создаются через систему знаний, как научных, так и практических, навыков, личностной ориентации, усвоения норм поведения и общепринятой деятельности в окружающей среде.

Исходя из их концепции, целью экологического просвещения является развитие экологической культуры, которая выражается в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде, в соответствии с принятыми в обществе морально-правовыми нормами.

Профессор В.М. Назаренко видит целью экологического образования «направленность на личность и создание условий для ее развития, гармонизации» [34].

Формирование ответственного отношения к природе как первоочередную цель отмечает Н.Ф. Мамедов [27].

И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды» [19].

С.Н. Глазачев видит цель экологического образования в развитии экологического сознания и мышления, в формировании экологической культуры, ответственного отношения к природе [16].

Д.Н. Кавтарадзе считает, что трудности экологического просвещения связаны с проблемами общественной безопасности, считая его основой государственной безопасности: «экологическое просвещение… направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания» [14].

3 стр., 1174 слов

Дети, образование и будущее России

... жизни населения; ухудшение экологической обстановки в отдельных регионах страны; рост количества детей с наследственными заболеваниями; ограничение возможностей детей в получении полноценного образования, труда и ... системой сложившихся ценностей во всех сферах жизнедеятельности общества, устремленных в будущее. См. Шурыгина И. И. Жизненные стратегии подростков//Социологические исследования. 1998. № ...

В данной работе мы опираемся на определение экологического образования, сформулированное в концепции непрерывного экологического образования и И.Д Зверева. Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Таким образом, задачами экологического образования становятся:

  • давать экологические знания, доступные пониманию ребенка дошкольного возраста;
  • усиливать познавательный интерес к миру природы;
  • развивать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • формировать представления о доброте и любви к окружающему миру, желание сберечь и приумножить красоту природы;
  • способствовать формированию умений и навыков вести наблюдения за природными объектами и явлениями;
  • формировать ценностные ориентации: восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, понимание значимости общения с природой;
  • помогать осваивать элементарные нормы поведения в отношении природы, помочь сформироваться навыкам рационального природопользования в повседневной жизни;
  • способствовать возникновению желаний и умений сохранять природу, а при необходимости оказывать ей помощь (уход за растениями, животными и др.), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
  • научить заранее, анализировать последствия своих действий по отношению к окружающей среде [40].

Экологическое воспитание старших и младших дошкольников должно существенно различаться по содержанию методик. Ведь старшие дошкольники отличаются особенностями условий жизни и требованиями, которые к ним предъявляются, также у них разные отношения с окружающим миром. Психологи отмечают разный уровень развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, среди которых каждый возраст имеет свои физиологические особенности.

Эффективность экологического воспитания в дошкольных учреждениях зависит от созданных педагогических условий, правильного использования развивающей среды, и работа в этой сфере должна проводиться системно.

Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста:

Дети младшего дошкольного возраста это дети трех лет. Чтобы экологическое образование положительно началось, необходимо учитывать их психофизиологические особенности. В первом дошкольном возрасте экологическое образование направлено в основном на познание мира природы, растений и животных. Взрослым необходимо убедиться, что ребенок понимает изначальные связи в природе и необходимость определенных условий для его жизни. Ведущими видами деятельности в процессе экологического образования младших дошкольников является чувственное ознакомление с предметами, объектами природы и практическое манипулирование и игры с ними [2].

24 стр., 11764 слов

«Труд детей в природе»

... эффективные условия использования труда в природе как метода воспитания корректного отношения к природе. Разработать и апробировать экспериментальную методику воспитания корректного отношения детей к природе через труд в природе. Разработать практические рекомендации по применению труда детей в природе. Методы исследования: ...

Практические манипулирующие действия играют важную роль в познание детьми объектов природы, например: изобразить руками форму, размер, высоту или длину объектов природы (дерево – высокое; круглый апельсин, рыба плывет).

Игра — это основной вид деятельности педагога, который знакомит с ней как с методом экологического просвещения. В младшем дошкольном возрасте еще нет сюжетной игры, ребенок может воспроизводить только небольшие ситуации, поэтому педагогу необходимо подбирать простые известные ребенку образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание.

Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста:

Средний дошкольный возраст – это возраст детей 4-х 5-ти лет. Именно к пяти годам у детей уже сформировались некоторые представления об окружающей среде и определенное отношение к ней. Они могут служить основой экологического просвещения в более позднем возрасте. именно в среднем дошкольном возрасте следует начинать более глубокое изучение и восприятие природы. также необходимо способствовать формированию представлений о взаимосвязи предметов и природных явлений.

На пятом году жизни ребенок становится увереннее во всех проявлениях, от младших дошкольников они отличаются физическими и умственными способностями. Четырех-пятилетний ребенок более уверен во всех проявлениях, обладает исходными способностями к самостоятельности, имеет более устойчивое внимание. У него более развито восприятие и мышление, он лучше понимает и воспроизводит речь взрослого человека, он способен на первые волевые усилия. В этом возрасте в детском арсенале появляются ролевые игры, вызывают у детей большой интерес. Поэтому в экологической педагогической работе с этой возрастной группой детей необходимо использовать ролевые игры. Она обеспечит хорошее усвоение дошкольниками нового материала и возникновение, развитие самостоятельной игровой деятельности [31].

В средних группах все чаще одним из методов экологического просвещения становится чтение и игра с литературными произведениями.

В данном возрасте дети сильно погружаются в игру, что бы направить ребят воспитателю необходимо особенно тщательно готовится к занятиям, в них можно включить игры — путешествия, диалоги с литературными персонажами, чтение произведений про природу, обыгрывание игрушек – аналогов, разыгрывание экологических ситуаций, сказок. Также на уроках или в какой-то игре учитель сам действует как герой, которому нужна помощь. Использование этих методов и приемов способствует лучшему запоминанию, вызывает у детей высокую эмоциональную реакцию и приобретение игровых и практических навыков.

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

На шестом году жизни у детей продолжает совершенствоваться физическое и психическое развитие. Они овладевают главными движениями, отношения с взрослыми и сверстниками становятся более сложными и содержательными. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится выстраивать отношения с другими детьми и взрослыми, с окружающей природой, начинается процесс социализации. У ребенка формируется внутренняя позиция по отношению к другим людям, возрастает осознание и понимание себя как самостоятельной личности, а также происходит оценка своих поступков.

4 стр., 1642 слов

Виды занятий на х чтения и письма в букварный период в школе для детей с ТНР

... реферата является рассмотрение вопроса об обучения детей с ТНР чтению и грамоте в букварный период. Для достижения поставленной цели решались рассмотреть каким образом происходит обучение грамоте детей с ТНР. рассмотреть каким образом происходит обучение чтению детей с ТНР. Структурно реферат ... к тексту. Для успешного обучения детей грамоте необходимо обеспечить каждый урок соответствующим ...

В старшем дошкольном возрасте у ребенка должен появляется круг элементарных обязанностей. Ребенок уже в состоянии самостоятельно выполнять ряд указаний взрослых, у него возникает необходимость почувствовать признание окружающих. Именно с этих позиций нужно рассматривать экологические аспекты педагогического процесса. Необходимо сформировать у ребенка, именно в этом возрасте, основы природоохранной деятельности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение анализировать и прогнозировать последствия свои поступки и действия по отношению к природе, к себе самому и людям.

Работа по экологическому образованию старших дошкольников продолжает систему прошлого возрастного этапа, наполняется новыми элементами. Организуются наблюдения, во время которых: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, те в свою очередь обеспечивают формирование единственно правильного, действенного отношения к живым существам. Продолжаем использовать литературные произведения, основой которой могут стать произведения про природу, животных русских авторов. Например произведения В. Бианки, К.Г. Паустовского, К.Д. Ушинского и др.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается, она становится более насыщенной, продолжительной. Педагогу стоит использовать игрыпутешествия, игрушки – аналоги при рассматривании картин, включать в разные мероприятия любимые игровые персонажи, дидактические игры [14].

Таким образом, педагогическая работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, основывается на материале предыдущего, развивает, усложняет его, то есть является следующим витком в единой системе экологического образования дошкольников, в формировании осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

В данном параграфе мы рассмотрели, что такое экологическое образование дошкольников. Определили, что наиболее полное определение дается в концепции непрерывного экологического образования и подразумевает под собой процесс образования, развития и воспитания личности. Разобрались, что экологическое образование дошкольников должно протекать с учетом их психофизического развития, согласовано с их возрастными особенностями и усложняться и расширяться по мере взросления ребенка.

1.2. Сущностная характеристика понятия «Бережное отношение к природе» у детей дошкольного возраста

Одной из характеристик личностных качеств человека, которая активно участвует в формирование экологической культуры, является бережное отношение к природе. Бережное отношение к природе проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, в творческом мышлении по решению задач охраны природы. Экологически образованный человек, это человек с высокими гражданскими и нравственными качествами, то есть он умеет умением следовать принципом бережливости и экономии природных богатств, соблюдает моральные и правовые нормы по отношению к природе.

Еще К.Д. Ушинский считал, что необходимо с помощью влияния природы и природных объектов влиять на воспитание детей, для их всестороннего развития. Что именно с детства надо прививать любовь к природе, так как детские ощущения самые эмоциональные и самые сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и природой» [45].

13 стр., 6128 слов

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

... бережного отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для целенаправленного ... были разделы: неживая природа, растительный мир, труд детей. Она разработала экскурсии в природу. Она говорила, что ... о живой природе у детей дошкольного возраста, я предполагала решить следующие задачи: Формировать знания о живой природе; Воспитывать у детей любовь к природе ...

Неиссякаемым источником внутреннего обогащения ребенка может стать природа. Ребенок каждый день соприкасаются с ней. Его привлекают яркие краски цветов и бабочек, могут заворожить падание снега, заинтересовать, почему происходит тот или иной процесс.

Многообразный мир природы создает, пробуждает у детей стремление познать природу (живую и неживую), любознательность, побуждает, стимулирует их к деятельности. При самостоятельном общении с природой ребенок не все может правильно понять, или адекватно оценить ситуацию, у него не всегда формируется правильное отношение к объектам природы. Помочь детям, ввести их в мир природы, сформировать реалистические представления, дать реальные знания о её объектах и явлениях, воспитать у детей способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи экологического образования [45].

Бережное отношение к природе, включает в себя оказание добрых дел и верных поступков только в тех случаях, когда это необходимо, а для этого ребенок должен знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их хорошего роста и развития. Также особое значение при формировании бережного отношения к природе, имеют знания о живых организмах, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Полученные знания, приобретенные умения в процессе общения ребенка с природой помогают ему понять конкретные ситуации в поведении животных, о состоянии растений, дать правильную оценку и адекватно на них реагировать. [45].

Некоторые формы поведения ребенка с природными объектами, могут служить критерием оценки уровня его экологической образованности. Осознанный характер отношения к окружающему проявляется в том, что ребенок может объяснить сам или понять объяснения взрослых, может выполнить самостоятельно отдельные трудовые, действия. У него есть понимание ситуации и знания о потребностях живого существа, также он может включиться в совместный с взрослыми труд, направленный на уход, помощь в выращивании, защите от негативного воздействия окружающих. Усвоенные знания и умения способствуют формированию неприятия к небрежным или жестоким поступкам при контакте с природой, вызывают желание оберегать, защищать и развивать ее.

В девяностые годы ХХ-века в России было создано большое количество программ, направлением работы которых является экологическое воспитание дошкольников. Рядом педагогов созданы авторские программы, в которых представлены педагогические и психологические аспекты для работы воспитателям в разделе экологического образования дошкольников: программа А. Вересова «Мы земляне», программа Е. Рылеевой «Открой себя» [32], программа Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас» [1], С.Н.Николаевой «Юный эколог» [32].

Занимаясь формированием бережного отношения к природе, необходимо понимать, что отношение к природе есть отношением к самому себе, так как человек живет в природе, и не может без нее существовать.

Бережное, заботливое отношение к природе как составляющая часть экологической культуры личности складывается в процессе социального развития, которое способствует накоплению личностного опыта. Моральноценностное отношение к природе предполагает в себе целенаправленное развитие нравственных чувств, и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства — обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которые проявляются в виде переживаний ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде [8].

12 стр., 5892 слов

Особенности организации занятий для детей дошкольного возраста

... основу обучения детей дошкольного возраста Принцип развивающего обучения., Принцип воспитывающего обучения. Определяя содержание занятия, воспитатель ... ребенку большую свободу действий, предлагает более трудную в умственном отношении задачу. Это способствует развитию активности ребенка, ... детей обобщенные понятия. Так, в течение осени дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем изменения в природе. ...

Дети дошкольного возраста, принимая во внимание их психологические особенности, а также отсутствие знаний и определенных навыков, часто требуют от взрослых некоторой уступчивости в отношении оценки их действий, зачастую они даже не задумываются о последствиях своих поступков по отношению к окружающей природе. Именно поэтому, с ранних лет, необходимо объяснять детям, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, более сильные. При этом внимание ребенка нужно заострить на стремлении защищать и заботиться о растениях или животных, возможно на сочувствие к ним, а не на его преимуществе перед ними. Осознание и понимание ребенком своей значимости возвышает его в собственных глазах, он сильнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям надо на примерах показывать, что растения беззащитны – они не могут сказать, если больно, не могут убежать от опасности. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, его рост прекращается, растение погибает. Следует обращать внимание детей на изменения, которые происходят в природе. Затем вместе придти к выяснению причины произошедшего.

Необходимо объяснять, что беззащитными, перед людьми также являются насекомые, птицы, детеныши домашних и диких животных. Обратить внимание, что любой ребенок гораздо больше любого насекомого. Также можно обратить внимание детей на поведение птиц, во время еды. Они постоянно пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже если очень голодны, так они пытаются избежать опасности. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо» [22].

Детям нравится рассматривать, ухаживать, анализировать поведение домашних питомцев. Главное — заинтересовать ребенка, а в дальнейшем он будет сам отмечать множество деталей во внешнем виде и поведении, у объекта наблюдения, сообщать о них взрослым и другим детям. Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование и развитие у детей моральных представлений на добро и вред, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: «не обижай животное», «не трогай растение» и другие выражения, останавливающие их исследования или игры, без всяких пояснений. Такими запретами не воспитать гуманной личности. Ребенка надо научить понимать и помочь усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия своих действий, а иногда и действий других. Для детей характерно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить ребенка с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Применение таких приемов помогает формированию и развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, действия, сравнивать их с поступками других.

Еще одним способом педагогического воздействия является приведение в пример других детей участвующих защите, заботе о природе, животных в пределах города, государства. Это могут быть акции по подкормке животных зимой, высадка деревьев, ведение Красной книги региона и тому подобное. Рассказывая об этих мероприятиях, необходимо обращать внимание детей на том, что именно так люди заботятся о родной природе, помогают ей. [26].

Воспитывая в детях бережное отношение к природе, формируется нравственное поведение в деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. По данным психологических исследований, человек по заинтересовавшему его вопросу запоминает 30% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает [34].

Моральные поступки – забота, уход за животными и растениями, которые есть в доме, уголке природы детского сада, на участке ДОУ или в огороде, в ближайшей окружении — приводят к осознанию ценности живого. Сначала это может быть только присмотр за объектами живой природы (растения, животные, птицы и др.) вместе с взрослыми, выполнение несложных поручений. Научившись, создавать условия ребенок самостоятельно будет заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых.

Таким образом, бережное отношение к природе — это компонент экологического образования, который необходимо формировать, развивать у дошкольников.

В данной работе бережное отношение к природе понимается как сложная характеристика личности. Личности, которая понимает законы природы, влияющие на жизнь человека. Бережное отношение проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципах природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования.

1.3. Теоретические обоснования педагогических условий формирования

бережного отношения к природе

По мнению А.В. Сверчкова педагогические условия – это принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [39].

Педагогические условия – это совокупность материальных и образовательных возможностей и пространственной среды, их применение повышает эффективность всего педагогического процесса [13].

Дополнением к данному определению можно считать: возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам.

Педагогам, воспитателям необходимо разрабатывать и создавать педагогические условия, которые направлены на формирование любви к природе, бережного и заботливого отношения к ней. Одно из важных направлений работы — не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животное или растение, которое нуждается в помощи, и осуществлять правильную помощь.

Экологическое образование в дошкольном возрасте следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Анализируя программы по экологическому образованию. Приходим к выводу, что образование будет успешным при сотрудничестве педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.

Цели и задачи работы воспитателя по данному вопросу сводятся к нижеследующему:

Цель: создавать условия для экологического образования детей.

Задачами становится:

  • знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о

происхождении, разнообразии форм жизни: о микроорганизмах,

растениях, животных, особенностях жизни, среде обитания и т. д. );

  • предоставить возможность осваивать учебный материал в

доступной форме;

  • способствовать эмоционально-положительному отношению к

природе.

  • знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с

правилами личной безопасности;

  • формировать способности к бережному, заботливому и

ответственному отношению к природе;

  • создавать условия для самостоятельной деятельности по

сохранению и улучшению среды.

Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:  создание экологической среды в детском саду (уголок природы,

комната природы, экологическая тропа, клумбы и др.);  готовность педагога к осуществлению экологического образования

детей;  индивидуальный подход к ребенку;  привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу;  установление воспитателем связей со школой, общественными

организациями, учреждениями дополнительного образования.

Большое значение имеет педагогическое умение донести, до детей, что по отношению к природе, они более сильная сторона, и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. А также надо научить ребенка замечать действия других людей, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере собственных сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Экскурсия в детском саду – это специально созданные педагогические условия позволяющие в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

В своей работе В.М. Пакулова дает определение экскурсии, как, особой формы организации работы по экологическому образованию, которая позволяет проводить наблюдения, изучать явления, предметы и процессы в разных условиях [35].

В детском саду проводятся экскурсии, которые являются видом занятий по ознакомлению детей с природой за пределами ДОУ. Во время экскурсий дошкольники, имеют возможность, в естественной обстановке наблюдать, исследовать, анализировать природные явления, сезонные изменения. Видят, как люди могут влиять, изменять природные объекты в соответствии с требованием жизни и как природа отвечает им. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует формированию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии помогают формировать, развивать наблюдательность, способствуют возникновению интереса к природе.

При проведении экскурсий выполняется главная образовательная задача состоящая, в усвоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Дети быстро учатся замечать способность адаптироваться отдельных растений и животных, к природным сезонным изменениям, к определенным условиям.

Ученые В.П. Арсентьева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова считают, что содержанием экологического образования должны стать наблюдение. Наблюдать необходимо как за одним объектом (птица, растение, насекомое), так и за целостными природными сообществами (лесом, участком, прудом, клумбой и др.) [47].

Благодаря проведению экскурсий у ребенка развиваются навыки наблюдения и наблюдательность, как черта характера. Для повышения экологической образованности детей можно выделить следующую классификацию экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

На экскурсии детьми рассматриваются разнообразные биоценологические связи в мире природы. Для того что бы дети научились воспринимать красоту природы проводятся экскурсии эстетического характера. Используются различные педагогические приемы, в первую очередь педагог способствует тому, что бы дети получали неизгладимые впечатления от воздействия природы.

Использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. План природоведческой экскурсии:

1. вводная беседа, воспитатель погружает детей в цели и задачи

экскурсии, напоминает правила поведения;

2. коллективное наблюдение, происходит активное обсуждение кто что увидел, на что это похоже, для чего, почему так происходит;

3. индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

4. сбор материала, игры детей с собранным материалом;

5. заключительная часть, во время которой воспитатель подводит

итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного

отношения к природе [41].

Цели экскурсии могут быть разными. Цель одних уточнить и обобщить представления, полученные ранее. Чаще экскурсии проводят для первоначального ознакомления с природными явлениями, а вся следующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных знаний и умений.

Частью каждой экскурсии являются задания для систематизирования материала о сезонных изменениях. Обязательны к проведению наблюдения красочных видов природы: лес в период золотой осени и лес зимой, цветущая полянка в начале лета. Они затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, содействуют отчетливому восприятию явлений. Изменения в живой и неживой природе, также становятся объектом наблюдений. Такие наблюдения следует начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. В старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание того что осенью, с понижением температуры воздуха птицы остаются без корма, поэтому это подталкивает их к переселению в теплые края [34].

На экскурсии в природу происходит знакомство детей с особенностями жизни растений и животных в разных природных условиях. Основные программные задачи решаются при коллективном наблюдении. Роль педагога – помощник, который помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, способствует установлению необходимых связей между ними. Использует для этого: вопросы, загадки, истории, рассказы, пояснения и др.

Также следует познакомить детей и с отдельными приспособительными особенностями животных (внешний покров, окрас).

Для развития интереса к природе нужно в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению.

Безусловно, при организации экскурсии большое внимание необходимо уделять экологической направленности содержания и исследовательской деятельности детей. Экскурсии стоит проводить как «маленькие исследования». Исследовательские методы повторяет основные моменты научного исследования: ребенок погружается в самостоятельный поиск знаний, решений проблем или способов действий. Дети учатся наблюдать, а главное видеть проблемы в жизни природы, сами стремятся выдвинуть гипотезу для решения проблемы вызвавшей затруднения, намечают пути и способы исследования, подбирают необходимые материалы и оборудование, которые могут понадобиться для решения проблемы.

Порядок проведения частей экскурсии варьируется в зависимости от цели, сезона. Приведя детей к цели экскурсии, проводим краткую беседу, что бы напомнить о ее цели данного мероприятия, а также возможность детям осмотреться на местности. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Педагог направляет детей, помогает им самостоятельно увидеть характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, игры, рассказы, пояснения. Для увеличения познавательной активности педагог использует: беседы познавательного характера, из личного опыта, проблемные ситуации и логические задачи.

Целесообразно применять именно те из них, которые стимулируют, активизируют выражение чувств и эмоций ребят. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить лесным цветам, с какими пожеланиями они бы обратились к деревьям или птицам. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» леса и пруда, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей.

К экскурсии следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей и родителей. Это способствует пробуждению у них интереса к предстоящей экскурсии. Оборудование для сбора растений:

  • небольшой совочек или лопатка;
  • нож складной — для срезания веток с дерева и кустарника;
  • пресс для сушки растений;
  • сачок – поможет вылавливать растения из пруда; — полиэтиленовое ведерко или корзинка — для переноски свежих

растений.

Оборудование для размещения собранного материала: — цветочный горшок –для посадки собранных цветов — ваза для растений.

Дети-дошкольники очень зависимы от примера подаваемого членами своей семьи. Первостепенную роль в воспитании у детей имеет пример родителей, воспитателей, взрослых. Нередко вырастая, дети ведут себя как родители. При условии повышения родительского экологической образованности, и наглядном положительном примере взрослых у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Отсюда следует, сто экологическое образование детей должно проходить в тесном контакте с семьёй ребёнка.

Совместная деятельность детей и взрослых является составной частью процесса экологического образования в дошкольном учреждении. Она планируется в разные режимные моменты на основе интересов детей. При определении содержания совместной деятельности детей и взрослых педагог исходит из таких принципов, как связь с жизнью и проблемами окружающей действительности, связь с программным материалом, соответствие содержания возрасту детей, особенностям их умственного развития и интересам.

К задачам совместной деятельности детей и взрослых относятся, прежде всего, углубление экологических знаний и расширение общего кругозора детей, повышение уровня экологической культуры детей и родителей, вовлечение детей в общественно полезный труд. Совместная работа или какая-нибудь деятельность детей и их родителей играет большую роль в обогащении знаний о природе; формирует чувство любви к родному краю; создает условия для получения опыта принятия природоохранных решений в соответствии со сформированными ценностями и ориентациями.

При организации педагогом совместной деятельности ребенка и взрослого широко используются различные дидактические игры, а также задания, для проведения наблюдений, опытов, экспериментирование с природными материалами, все это способствует развитию у детей исследовательских склонностей. Также воспитателем может предлагаться другая совместная работа: участие в выставках, фотографирование, проведение совместных экскурсий, прогулок, походов.

Успех совместной деятельности детей и родителей и детского сада возможен при следующих условиях:

 родители помимо обучения будут в первую очередь

способствовать отдыху детей (чаще бывать на открытом воздухе: в

сквере, парке, ботаническом саду, зоопарке и т.п.);

 при помощи в подборе изучаемого, опираться на рекомендации

педагога, подбирать содержание изучаемого в соответствии с

возрастом и уровнем развития их детей;

 ребенок будет чувствовать контроль со стороны взрослого и при

необходимости получит помощь;

 дети и родители включаются преимущественно в практическую

деятельность (наблюдения на экологической тропе, труд на участке и в

уголке природы, работа с детской литературой, фотографирование

красоты природы).

Особенность экологического образования состоит в огромном смысле правильного образца поведения и поступков взрослых. Родители должны осознавать, что нельзя предъявлять требования, пока сами взрослые не являются правильным примером. Тем самым совместная работа родителей и воспитателя становится необходимым педагогическим условием для развития ребенка.

Взрослые должны придти к пониманию того, что нельзя требовать от ребенка выполнения каких-либо правил поведения, если сами родители, бабушки, дедушки не всегда им следуют. Например, воспитателю сложно доносить до детей, что надо беречь природу, если их родители этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Тем не менее, то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, где необходимы общие усилия и единые требования педагогов и родителей. Необходимо рассмотреть и обсудить приоритеты и принять общее решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.

Родители не отрицают важности и необходимости формирования у детей заботливого, бережного отношения к природе, бывает они даже не задумываются, где их малыш может проявить его в семье, и тем самым не способствуют его развитию. Современные дети, не осознают важность действий по отношению ко всему живому, что их окружает. Эффект от экологического образования детей напрямую зависит от того, каким образом природные ценности воспринимаются окружающими их взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание, образование ребенка оказывает образ существования семьи. Дети близко воспринимают то, что видят рядом с собой, родители необходимо понимать это.

В своей работе по формированию бережного, заботливого отношения к природе у детей необходимо разработать мероприятия совместные с родителями, которые помогут развить в ребенке экологическую грамотность и правильное отношение к природе.

Окружающие ребенка взрослые должны понимать, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок по отношению к объектам или явлениям природы могут отразиться на поведении и поступках ребенка в отношении к окружающей его природе. Заботливое отношение к природе, в семье надо воспитывать с раннего детства, так же как основы трудолюбия, навыки поведения, уважение к людям, Вырастая ребенок научится оценивать, как поступки так, и мотивы поведения взрослых. С возрастом воспитательные возможности примера родителей по отношению к природе только увеличиваются, они становятся всё значимее. Вот поэтому в процессе экологического образования дошкольников одну из главных ролей играют отношения взрослых, а в первую очередь родителей к природе и интересам детей [4].

Один из приоритетов семьи — формирование элементарных экологических представлений о здоровом образе жизни, развитие основ экологического поведения своего ребенка. Родители должны с ранних лет научить ребенка охранять и укреплять свое здоровье, грамотно взаимодействовать с природой. В семье совместно с дошкольными учреждениями должны воспитываться отзывчивость к природе, стремление сопереживать животным, растениям, помогать им. Во время совместных прогулок в природу, игр и забав на свежем воздухе, экскурсий стоит развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представление об экологических проблемах.

Таким образом, для повышения уровня того критерия экологического образования как бережное отношение к природе необходимо создавать, совершенствовать педагогические условия. На наш взгляд следующие педагогические условия позволят развивать, бережное отношение к природе у детей:  давать детям новые экологические знания, обучать навыкам ухода за

растениями и животными и организация систематического труда детей в

природе посредством экскурсий;  организовывать совместные с родителями мероприятия, которые будут

повышать экологическую грамотность родителей, и способствовать

формированию бережного отношения к природе у детей.

В данной главе мы рассмотрели, что такое теоретические основы формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Данное изучение позволило сделать ряд выводов:

1. Экологическое образование человека целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как это один из критериев образования, воспитания и развитие человека как личности.

2. В дошкольном возрасте экологическое образование направлено на формирование бережного отношения к природе. Данная категория понимается как характеристика, влияющая на развитие личности.

3. Для повышения уровня бережного отношения к природе у детей

дошкольного возраста есть необходимость в создании и проведении дополнительных педагогических условий. На наш взгляд такими условиями могут стать экскурсии и организация совместной работы с родителями.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Уровень сформированности бережного отношения к природе на

начальном этапе

Опытно поисковая работа по формированию бережного отношения к природе у старших дошкольников состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Констатирующий этап проходил в сентябре 2017года. В исследовании участвовало 20 детей старшей группы №3 МАДОУ детский сад №26 «Радуга» г.Кировград. Возраст детей 5 – 6 лет.

Цель — определить уровень сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников. Изучить отношение детей шестого года жизни к природе.

В качестве основных методик были применены методики наблюдений за детьми в естественных условиях на участке детского сада и в групповой комнате, беседа.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня развития бережного отношения к природе старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня развития бережного отношения детей к природе в экспериментальной группе.

Критерии сформированности экологически правильного отношения к природе проводилась на основе диагностики уровня экологической образованности Л. В. Моисеевой [28]:

 проявляет интерес к природе,

 эмоциональное отношение к природе,

 соотнесение уровня экологических знаний и характера

поведения.

Данные критерии были сформированы в таблицу (Табл. 1):

Таблица 1 Критерии сформированности экологически правильного отношения к

природе

Диагностическое

Эталон ответа Балл

задание 1. Интерес к природе Выявить характер отношения ребенка

1б. — Отсутствие интереса к к животному,

природе. растениям и 1. Люблю, потому

2б. — Проявляет слабый интерес сверстникам в что это интересно

и желание охранять природу естественных 2. Иногда

3б. — Мечтает о больших делах условиях. 3. Нет ответа

по охране природы, проявляет Любишь ли ты

большой интерес к природе наблюдать, как развивается растение из семени? Почему?

1б — Отсутствие положительных

эмоций по отношению к 2. Эмоциональное 1. Мне их жаль, природе отношение к потому что они 2б — Незначительная природе становятся такими эмоциональность, умеет видеть Как ты относишься беззащитными, красоту природы, но к тому, что весной в оголенными эмоционально не проявляет городе проводят 2. Наверное, это отношения к природе стрижку деревьев? нужно 3б. — Эмоционально отзывчив. Почему? 3. Нет ответа Использует эмоциональные

выражения. Желает выразить

свое отношение в творчестве

Продолжение таблицы 1 Соотнесение 1 Можно оставлять уровня те остатки, которые

1б — Не знает и не соблюдает экологических съедобны для

нормы и правила поведения в знаний и характера животных. Кожуру

природе поведения в нужно зарыть в

2б — Экологические знания природе землю, чтобы

хорошие, но поведение не 1 Можно или нельзя перегнила, а не

соответствует нормам и оставлять на месте пищевые отходы

правилам отдыха пищевые нужно унести и

3б — Экологические знания (кожуру от бананов, выбросить в

высокие, поведение в природе остатки пищи) и не мусорный ящик

соответствует нормам и пищевые 2 Ничего нельзя

правилам (консервные банки, оставлять п/э пакеты) отходы? 3 Нет ответа

В следствии проведения диагностических заданий были выявлены следующие результаты (Табл. 2; Рис. 1):

Таблица 2 Результаты диагностики уровня экологического отношения дошкольников

экспериментальной группы констатирующего эксперимента Ф.И. ребенка Оценка показателей в баллах уровень

Интере Эмоцио Соотнесение Средни

ск нальное уровня й балл

природ отношен экологическ

е ие к их знаний и

природе характера

поведения. Лея А. 2 2 1 5 средний Илья Т. 2 2 2 6 средний Арсений Б. 3 3 2 8 высокий Рома К. 2 2 1 5 средний Милена С. 2 3 2 7 средний Даша С. 2 2 1 5 средний Полина Б. 2 1 1 4 низкий Рита Я. 2 2 1 5 средний Саша С. 2 2 2 6 средний

Продолжение таблицы 2

Платон Н. 1 2 1 4 низкий Маша В. 2 3 2 7 средний Кира П. 3 2 3 8 высокий Ульяна Ц. 2 2 2 6 средний Света Р. 2 2 2 6 средний Серафим К. 2 1 2 5 средний Соня Е. 2 2 2 6 средний Семен Г. 1 2 2 5 средний Василиса Н. 2 2 2 6 средний Мария К. 2 2 2 6 средний Рита М. 1 2 1 4 низкий

Высокий уровень (8 – 9 баллов)

Ребенок осмысленно на 1-вое место ставит интересы природы. Проявляет и демонстрирует интерес к живой и неживой природе, к животным. Полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Осознает влияние человека на развитие живых организмов.

Средний уровень (5 – 7 баллов)

Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Не проявляет особого интереса к бережному отношению, к природе в целом. Больший интерес представляет окружающие.

Низкий уровень (3 — 4 балла)

Ребенок не знает как и что отвечать на поставленные вопросы. Вопросы бережного отношения ребенка не интересуют. Природа в целом интереса не вызывает.

уровень сформированности

15% 10%

высокий

средний

низкий

75%

Рис. 1. Уровень сформированности экологически правильного отношения к

природе у детей экспериментальной группы

В ходе диагностического наблюдения, дошкольники экспериментальной группы в целом продемонстрировали средний уровень сформированности экологически правильного отношения к миру природы. У нескольких дошкольников – 3 человека, низкий уровень сформированности бережного отношения к природе. Высокий уровень бережного отношения был выявлен только у двух ребят из экспериментальной группы.

Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о потребности применения дополнительных педагогических условий для формирования у детей бережного отношения к природе.

2.2. Внедрение педагогических условий для формирования бережного

отношения к природе

Проведение экскурсий должно иметь повторяющийся характер, для того что бы отобразить в сознании детей изменения по временам года. Они направлены на освоение детьми разнообразных связей и изменений в мире природы. Экскурсии проводим для получения новых знаний, уточнения и обобщения представлений, полученных ранее.

Таким образом, мы проводим 9 экскурсий, по три экскурсии в каждый сезон:

 в лес

 к пруду

 в Весимский заповедник.

Все экскурсии должны выполнять следующие задачи:

  • учить бережно заботливо относиться к природе;

формировать понимание в разумном ограничении потребностей

для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях;

  • развивать умение оценивать и дорожить природой;

совершенствовать познавательную активность, творческое

мышление;

  • воспитывать интерес, любознательность.

Экскурсии в лес.

Осенью [Приложение 1]: В лесу рассматриваем все окружение, подводим детей к выяснению, сколько ярусов у леса, правда ли, что в лесу пять этажей. Пятый этаж — это верхушки наших высоких тополей. Четвертый – наши белоствольные березы. Третий — кустарники и совсем молоденькие деревца — этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа — второй и первый – травы, хоть они уже засохшие. Ниже первого этажа находится «подвал» и там тоже живут жильцы, прячутся корни деревьев. Оказывается, лес, и вправду, — многоэтажный дом, и на каждом этаже есть жильцы, переселиться с одного этажа на другой они не могут. Птицы, которые приспособились ловить насекомых в воздухе, не могут найти их на земле. Белку на земле не могут поймать лиса, волк, сова, да и еду белка себе находит на деревьях (семена, орехи и. т. д.).

Также объясняем детям что лес — наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом, в лесу у нас всегда хорошее настроение. Дети в лесу дышим чистым воздухом, горьковатым острым ароматом берез, слушаем тишину и прислушиваемся к природе.

Наблюдаем, закрепляем знания детей об изменениях в природе осенью. Проводим индивидуальные наблюдения: рассматриваем деревья, обнимаем их, разговариваем с ними. Беседуем и о правилах безопасного поведения в лесу. Очень важно, чтобы дети осознавали все опасности, которые могут встретиться в лесу. «Можно ли пользоваться спичками в лесу? А вдруг встретится змея?» Проводим беседу о том, что нельзя обижать природу мусорить, топтать и ломать кусты и ветки. С детьми обсуждаем ситуацию «Если загорелся лес по вине человека…».

Также собираем природный материал: интересные и необычные веточки, сучки, листики, кору деревьев. Ровно столько, сколько пригодится для продуктивной деятельности. У детей это вызывает чувство гордости тем, что они сами принимали активное участие в сборе природного материала.

Зимой: По дороге в лес останавливаем детей в таком месте, где лес виден, издали и хорошо просматривается его ярусность. Показываем специальные карточки, на которых нарисованы разные деревья. Дети рассматривают карточки с картинками, сравнивают их с деревьями, узнают их названия и угадывают, если в данном лесу эти деревья или нет.

По приходу в лес проводим упражнение, которое направит датей на сочувствие, соучастие с природой. Каждый ребенок встает у понравившегося дерева, обнимает его и должен посочувствовать ему, можно погладить , прижаться щекой проговорить следующие слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!» Вспоминаем, как человек может помочь животным или птицам прозимовать знойную зиму. Для птиц люди могут строить кормушки и вешать их на деревья, рядом с окнами. Подкармливать птиц лучше всего семечками, любыми сушеными ягодами, хлебными крошками, если не жалко денег — можно приобретать зерновые смеси в магазинах.

Обращаем внимание детей, что лесу тяжело приходится и крупным животным в период, когда на снеге появляется твердая корка — наст. Их ноги проваливаются под наст, они их ранят, режут острой кромкой наста, не могут быстро убегать от хищников.

Потом обращаем внимание ребят на множество знаков, которые есть на снегу, – следы животных, осыпавшиеся семена, иголочки, сломанные веточки, упавшие или кем-то брошенные шишки. Отыскиваем места, где можно откопать снег, под ним любуемся зеленой травой, обсуждаем, почему она могла остаться такой, снова закапываем, чтобы ей не было холодно.

В группе даем детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагаем желающим нарисовать свои впечатления.

Весной. На весенней экскурсии мы закрепляем все изученное ранее. Обращаем внимание на изменения в лесу «Ребята, а чем вам нравится лес? За что вы его любите? Весной каждый день происходят какие-то изменения в природе. Что вы видите?

— Вы очень внимательны. Все ожило: проснулись растения, зазеленели деревья, кустарники, поднялась трава, зацвели цветы, заметна жизнь многих насекомых. Прислушайтесь, много ли птичьих голосов вы слышите?». Объясняем, что сейчас период птицам садиться на гнезда, поэтому в лесу не стоит сильно шуметь.

Обращаем внимание детей на деревья, особенно черемуху уточняем можно ли отламывать с нее веточки, к чему это может привести.

В лесу можно играть, но делать это надо так, что бы, не навредить не одному обитателю леса, и всей окружающей природе.

Экскурсии к пруду.

Осень [Приложение 2]: познакомить детей с прудом, объяснить что он из себя представляет, и его жителями: утками, рыбами, лягушками и водными насекомыми; показать, что на берегу и в воде живут те растения и животные, которые не могут обходиться без воды.

Совершенствуем доброе отношение ко всему живому, направляем в стремлении помочь сохранять природу родного края. Развиваем эмоционально-положительные реакции на красоту осенней природы.

Знакомим детей с правилами поведения возле водоёма «нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, вылавливать самостоятельно водных насекомых». Разрушаем барьеры эстетической глухоты и чёрствости к природе; помогаем осознать, что они тоже часть природы и происходящих природных явлений. Учим уважительно относиться к остальным обитателям этого мира. Оценка детьми своих поступков, действий в природе; закладывают основу экологической этики у детей.

По дороге к пруду проводим беседу с детьми: «По берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка откладывает яйца и высиживает их; потом все семейство плавает в пруду, кормится тем, что есть в воде; иногда утки выходят на берег посушить перышки, пощипать травы; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными; рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям и животным жить плохо — они начнут умирать, а пруд превратится в болото».

У водоема. Подходя к водоему, просим полюбоваться красотой осеннего водоема. Предлагаем походить по берегу, рассмотреть растения и все, что находится на берегу.

Интересуемся, что интересного они увидели.

Задаем детям наводящие вопросы: «должен ли человек, заботится о чистоте водоемов? Как?». Объясняем ребятам, что вместе с родителями они должны быть защитниками природы, и относится к ней бережно, заботливо. Совместно с детьми проходим вдоль берега, и собираем мусор. Задаем ребятам наводящие вопросы «для чего надо убирать мусор?», «поможет ли это природе?» и др. Затем любуемся чистотой и пейзажем. Беседуем о жителях пруда. «Брать животных из природы к себе домой нельзя даже из жалости. Этим человек губит живое существо. Всё, что есть в природе, надлежит сохранить. Природа не делит, на нужных и ненужных, каждый важен, и у каждого своя роль и место».

Запоминаем все, что мы видели, особо понравившиеся сюжеты фотографируем, а когда приходим в детский сад, воспроизводим свои впечатления, действия в рисунках.

Зима. Пруд затягивает льдом. Рассуждаем на тему, почему опасно выходить на лёд. Какая беда может случиться, если не соблюдать правила безопасного поведения зимой. Обсуждаем, что за флажки стоят в некоторых местах. «Рыбаки просверлили в пруду проруби. Через эти ледяные колодцы проходит воздух, без которого не могут обойтись подводные жители. Чтобы в прорубь никто не провалился, их обозначают флажками». Беседуем о пользе водоёмов для человека. «Вода используется для питья, приготовления пищи, стирки и купания. Воду надо беречь: не только воду, но и места вокруг неё».

Весна. По дороге на водоем вспоминаем правила поведения в природе: (дети называют по очереди)

 во время экскурсии не шуми, не пугай птиц и зверей;

  •  не рви растения, определяй, рассматривай, любуйся ими на месте;
  •  по дороге не разбрасывай мусор;
  • если попался мусор, оставленный другими, собери его в пакет и неси с собой, чтобы по возвращению выбросить в специально отведенное место;
  •  иди по тропе, специальной дорожке, чтобы не растоптать насекомых;
  •  не бросай в воду сор, не обламывай ветви деревьев и кустарников;
  •  «природа беззащитна перед нами – береги ее».

У пруда ведем с детьми диалог. «На мой вопрос есть ли жизнь в пруду весной — дети ответили утвердительно, что есть, так как растут водоросли, плавают насекомые, плещется рыба…».

Обращаем внимание на жизнь водоема. «Посмотрите, как выглядит вода после таяния льда. Она мутная, грязная». С большим вниманием изучаем поверхность пруда визуально, связываем результаты наблюдения с имеющимися знаниями.

Дети самостоятельно пришли к выводу, что уже опасно приближаться к пруду и тем более, выходить на него.

Экскурсии в Висимский заповедник.

Образовательные:

  • расширять представления детей о достопримечательностях родного края:
  • закрепить знания детей о заповеднике и его назначении;
  • познакомить детей с заповедником, расположенным на территории

Кировградского городского округа;

  • сформировать представление детей о растительном и животном мире

заповедника;

  • закрепить знания о диких животных, растениях, птицах;
  • познакомить с профессиями людей, работающими в заповеднике.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес;
  • развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
  • развивать интерес к изучению родного края.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства к родному краю через экологическое образование; воспитывать бережное обращение к природе.

Знакомство с заповедником Висимский. с животными и птицами охраняемой территории заповедника проводили в музее заповедника.

В застекленной и освещенной диораме представлены лесные ландшафты заповедника и некоторые животные, обитающие в Висимском заповеднике. Находясь на обзорной площадке, дети как бы попадают внутрь заповедного леса.

В лекционном зале рассматривали чучела лесных и околоводных видов птиц, чучела животных и коллекцию минералов.

Побывав в Музее природы, узнали, о задачах, истории и повседневной жизни заповедника, о его многочисленных обитателях.

Экскурсии в музей стали толчком для семейных экскурсий по территории заповедника, посещение экологической тропы заповедника.

В ходе экскурсий соблюдались элементарные, но важные природозащитные правила — не ломались и не рвались растения без необходимой на то причины, не вытаптывалась трава, дети не трогали и не обижали насекомых. На это обращалось особое внимание детей, подчеркивалась ценность и значимость насекомых и растений. Внимание детей так же, привлекалось к антропогенным нарушениям в экосистеме.

Экскурсии были спланированы таким образом, чтобы у дошкольников складывались положительные эмоции при взаимодействии с природой. Дети получали позитивные впечатления, радовались солнышку, прислушивались к звукам природы, наблюдали, помогали жителям леса пруда. Например, на весенней экскурсии ребята протягивали ладошки к солнышку, закрывали глаза, чувствовали тепло первого солнца, радовались ему. Совместная работа с родителями.

Начиная работу с родителями, по повышению экологической образованности семьи проводим анкетирование.

Примерный круг вопросов:

 Что такое экология?

 Есть ли в вашей семье домашние животные, кто ухаживает за

ними?

 Что вы делаете для воспитания в ребенке бережного отношения,

любви к природе?

 Где проводит лето ваш ребенок?

 Какие предложения вы можете внести по организации

экологического образования в детском саду?

Обрабатываем анкеты. По их результатам проводим необходимее консультации, родительские собрания.

Например, темы консультаций для родителей могут быть такими:

  • «Экологическое образование в семье» [Приложение 3].
  • «Как развивать интерес дошкольников к природе в семье?» — здесь можно говорить о разных формах, методах, видах деятельности (играх) природоведческого содержания.
  • «Игра как средство экологического образования ребенка»
  • «Возможности развивающих игр в экологическом развитии детей»

— «Особенности организации работы по экологическому образованию детей в детском саду» — для ознакомления родителей, что проводится и планируется провести в детском саду для формирования бережного отношения к природе, для привлечения родителей к совместному проведению экологических мероприятий, акций.

  • «Как развивать у дошкольников представления о животных и растениях в условиях домашнего воспитания?» (можно брать и любые другие разделы программы).

Объясняем родителям что содержание и методика проведения занятий и бесед с детьми в семье, направлено на ознакомление с особенностями формирования представлений у дошкольников о живой и неживой природе, труде в природе и зависит от уровня развития ребенка. Материалом, для занятий по ознакомлению с природой с детьми в семье, могут стать мелкие предметы – «дары природы» (шишки, желуди, листья деревьев и др.), игрушки, отражающие особенности природных объектов; карточки и силуэты птичек, зверей, овощей и фруктов и т.п.

При работе с родителями нами на протяжении всего учебного года, применялись следующие формы и методы работы:

Сентябрь:

Сначала мы провели анкетирование родителей – выявить уровень знаний по вопросам экологии, обратить внимание на необходимость формирования экологической культуры детей.

Родительское собрание «Мы природе не враги» — показать значимость экологического образования в дошкольном возрасте. Познакомить с планом мероприятий по экологическому образованию детей в ДОУ.

Совместная экскурсия в лес.

Фотовыставка «Отдыхаем не вредя» — активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Октябрь:

Консультация для родителей «Не причиняя вреда природе» ознакомление родителей с правилами поведения в природе, вызвать интерес к работе педагога по экологическому образованию детей.

Выставка работ «Дары осени» — привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Экскурсия к пруду.

Ноябрь:

Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек, акция «Снежное одеяло для деревьев» — Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления детей и взрослых о птицах родного края. Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке. Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой. Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми.

Рекомендации для родителей как проводить беседы с детьми, на что обращать внимание.

Экскурсия в Висимский заповедник.

Декабрь:

Создание фотоальбома «Зимний город – ты прекрасен» — предоставить возможность родителям показать другим свою любовь к природе родного города, тем самым продемонстрировать заинтересованность своей семьи в значимости экологического образования и любовании природой для всех членов семьи.

Природоохранная акция – выставка «Сохраним ёлочку» — привлечь родителей к природоохранной деятельности.

Экскурсия в лес.

Январь:

Консультация «Зимние забавы без травм и неприятностей» — увеличить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях. Напомнить о сохранении здоровья детей.

Экскурсия к пруду.

Февраль:

Консультация «В царстве лекарственных трав», «Фитотерапия» повысить знания родителей о пользе лекарственных растений, через обмен родительским опытом. Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с лекарственными растениями их свойствами и способами применения.

Экскурсия в Висимский заповедник.

Март:

Родительское собрание «В мир природ загляни» — способствовать увеличению сознательности родителей к бережному отношению к природе. Повысить уровень знаний родителей.

Оформление фотовыставки «Природа просит о помощи!» — Знакомство с напоминающими знаками.

Экскурсия в лес.

Апрель:

Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Консультация «Как провести выходной день с детьми?» — помочь родителям сделать семейный отдых с детьми по-настоящему захватывающим для ребёнка. Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком на природе.

Экскурсия к пруду.

Май:

Подведение итогов совместной деятельности за год.

Экскурсия в Висимский заповедник.

Принимая участие в экскурсиях, экологических акциях и других мероприятиях, родители непосредственно включаются в образовательный процесс ДОУ, что является одной из главных задач Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Проведение данных педагогических методов, условий для экологического образования детей, должно привести к формированию у дошкольников более ответственного отношения к природе, достигнуть более высокого уровня их воспитанности в своих действиях по отношению к окружающей среде.

2.3. Анализ сформированности бережного отношения к природе у детей

на заключительном этапе

Чтобы убедиться, в эффективности выбранных и реализованных нами педагогических условий было проведено еще одно диагностическое исследование.

Цель контрольного этапа — является повторное выявление уровня развития бережного отношения к природе у старших дошкольников. Проверка эффективности разработанного комплекса экскурсий и проведенной совместной работы с родителями по повышению уровня бережного отношения к природе у старших дошкольников.

В мае 2018 года для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

По его результатам мы видим следующие изменения, занесенные в таблицу №3:

Таблица 3 Результаты диагностики уровня экологического отношения дошкольников на

заключительном этапе.

Ф.И. ребенка Оценка показателей в баллах уровень

Интере Эмоцио Соотнесение Средни

с к нальное уровня й балл

природ отношен экологическ

е ие к их знаний и

природе характера

поведения. Лея А. 3 2 2 7 средний Илья Т. 2 3 2 7 средний Арсений Б. 3 3 3 9 высокий Рома К. 3 3 2 8 высокий Милена С. 2 3 2 7 средний Даша С. 2 3 2 7 средний Полина Б. 2 2 2 6 низкий Рита Я. 2 3 2 7 средний Саша С. 2 3 3 8 высокий Платон Н. 2 2 2 6 средний Маша В. 2 3 3 8 высокий Кира П. 3 3 3 9 высокий Ульяна Ц. 3 2 2 7 средний Света Р. 2 3 2 7 средний Серафим К. 2 2 2 6 средний Соня Е. 3 2 2 7 средний Семен Г. 2 2 3 7 средний Василиса Н. 2 3 2 7 средний Мария К. 2 3 2 7 средний Рита М. 2 3 2 7 средний

Данные в таблице претерпели изменения. Для наглядности показываем результаты на диаграмме (рис 2.).

уровни сформированности

0%

25%

высокий

средний

низкий

75%

Рис.2. Диаграмма результатов диагностики уровня экологического

отношения дошкольников на контрольном этапе

Сравнение полученных результатов с показателями этапа констатирующего эксперимента, позволяют говорить о наличии положительной динамики (Рис 3).

80 75%

75% 60 50 высокий 40 средний 30 низкий

25% 20 15%

10%

0%

начальный этап заключительный этап

Рис.3 Сравнительная гистограмма показателей.

В данной гистограмме показано, что подобранные нами педагогические условия положительно повлияли на развитие у детей бережного отношения к природе.

1. Уровень сформированности экологически правильного отношения к миру природы повысился.

2. Мы видим, что поменялось отношение дошкольников к объектам природы. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы. Пришло осознание, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимосвязаны друг с другом, что организм и среда — единое целое, что каждая особенность в строении растений, в поведении животных обусловлена определенным законом. Каждый человек, как часть природы, наделен сознанием, и своими действиями активно влияет на природу.

3. Дети с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

В ходе опытно поисковой работы мы провели два диагностирующих эксперимента, на начальном и заключительном этапах. Для того что бы отследить уровень сформированности бережного отношения к природе у детей и подтвердить или опровергнуть эффективность подобранных и опробованных нами педагогических условий. Нами были разработаны: комплекс из девяти экскурсий, а также план работы с родителями по формированию бережного отношения к природе у детей на учебный год.

Проведенные исследования подтвердили их эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день мир стоит на пороге новой экологической катастрофы, что – бы этого не допустить, необходимо проводить экологическое образование населения.

В процессе изучения и анализа имеющейся психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, мы выяснили, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологического образования, в этот период развития ребёнка, характеризующийся доминированием эмоционально-чувственного метода освоения окружающего мира, интенсивно формируются качества и свойства личности, его характер. В сознании ребенка дошкольника происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственноэкологической позиции личности, она способствует формированию отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.

Одна из первых задач экологического образования направлена к соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, на формирование у ребенка осознанно-правильного, бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится с раннего детства.

При систематическом выполнении педагогических условий ребенок начинает стремиться к пропаганде идей правильного природопользования.

Нами были подобраны педагогические условия для развития бережного отношения к природе. Этими условиями стали экскурсии и взаимодействие с родителями.

Рассмотрены работы по данной тематике некоторых ученых и педагогов.

Проведена практическая работа по определению уровня сформированности бережного отношения к природе у старших дошкольников до и после применения педагогических условий.

Разработанные педагогические условия, применялись к детям в ДОУ детский сад №26 «Радуга» г.Кировград.

В процессе работы были замечены такие изменения:

 дети заметно расширили свои экологические представления,

своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

 возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного

мира;

 появилась эмоциональная реакция на «непорядки» в

использовании природных материалов, оценочные суждения о

них;

 появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в

окружающей среде, направленное на сохранение ценностей

природного мира.

Исследование, проведенное в данной дипломной работе, не претендует на абсолютно полное, так как изучаемая проблема остаётся актуальной. Однако в плане развития и воспитания бережного и гуманного отношения к природе детей через подбор педагогический условий, переработаны известные методические работы и подобраны для детей дошкольного возраста в конкретных условиях детского сада.

Таким образом, мы пришли к выводу, что работу по экологическому образованию нужно проводить в системе, взаимосвязано, только тогда у детей дошкольного возраста начнет формироваться гуманно – ценностное отношение к природе, появится способность понимать и любить окружающий мир, зародятся навыки элементарной природоохранной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/formirovanie-berejnogo-otnosheniya-detey-k-prirode/