«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое состояние нашей планеты ухудшается с каждым днём, что не может не вызывать серьёзное беспокойство. Тенденция к ухудшению экологического состояния планеты требует от общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Практика показывает, что не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, и другим объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, а отсюда и потребительское отношение к ней. В связи с этим экологическое образование детей стало актуальным. Возникает необходимость максимального использования дошкольного детства, как периода времени для развития ценностного отношения окружающей действительности, воспитания у детей осознано правильного отношения к природе.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического образования является игра. Игра, как ведущий вид деятельности дошкольника, предполагает различный спектр возможностей и средств, направленных на экологическое образование детей дошкольного возраста. В процессе экологических игр формируются знания об окружающем мире, воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Играя с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Экологические игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.

Проблемами экологического образования дошкольников занимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и многие другие авторы. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического образования дошкольников.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности. Николаевой С.Н. доказано, что экологическое образование в период дошкольного детства возможно, если дети будут включены в целенаправленный, систематический педагогический процесс, который будет построен на типичном для дошкольного периода виде деятельности – игре. Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцева, П.Г. Саморуков. По мнению Т.А. Серебряковой особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.

19 стр., 9041 слов

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края

... содержания любой деятельности ребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, в частности с природой. Ознакомление дошкольников с природой предполагает дать им ... деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления[7]. Появляются новые виды деятельности: Игра – первый и основной вид деятельности. Изобразительная деятельность, Элементы трудовой ...

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях воспитатели ведут определенную работу по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой деятельности. Однако, противоречие состоит в том, что в экологическом образовании дошкольников, отсутствует система использования всего разнообразия игр. В связи с этим, актуальность и практическая значимость обозначенной проблемы определили тему исследования.

Тема исследования:, Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

— осуществить систематизированный отбор игр с экологическим содержанием;

— создать условия для организации различных видов игровой деятельности, направленной на экологическое образование;

— применять разнообразные формы и методы организации игровой деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

  2. Охарактеризовать содержание работы воспитателя по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста.

  3. Выявить формы и методы руководства игровой деятельностью, направленной на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

  4. Разработать и апробировать серию игр, направленных на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;

— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент;

— статистические: обработка данных результатов.

Теоретические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности

    1. Содержание и особенности экологического образования детей дошкольного возраста

Для того, чтобы раскрыть содержание и особенности экологического образования детей дошкольного возраста, необходимо определиться с терминологией.

18 стр., 8613 слов

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования ...

... дошкольных образовательных организаций, наиболее полном охвате детей дошкольным образованием, в оказании помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях; вариативностью форм дошкольного образования настоятельно требующих унификации в отборе содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ...

Экологическое образование, по утверждению О.А. Соломенниковой – ознакомление дошкольников с живой и не живой природой, формирование начал экологической культуры 35, с. 141].

С.Н. Николаева определяет экологическое образование дошкольников как педагогический процесс, направленный на формирование у детей экологически ориентированного поведения в природе, и гуманного природоохранного отношения к ней 43, с. 123].

Н.А. Рыжова формулирует э

На основе анализа данных определений можно сделать вывод о том, что определение Н.А. Рыжовой является наиболее содержательным, поэтому именно оно будет использовано в рамках данного исследования.

Содержание экологического образования дошкольников предполагает решение комплекса задач на основе организации адекватных для дошкольного возраста видов деятельности, выбора эффективных методов, приемов, средств и создания благоприятных условий.

Воспитательно-образовательная деятельность в дошкольных образовательных организациях на сегодняшний день регламентируется Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), где указываются цели и задачи экологического образования и целевые ориентиры по формированию экологического сознания у дошкольников. В ФГОС ДО определены следующие задачи: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Так же представлены целевые ориентиры в соответствии с дошкольным возрастом: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы 28, с. 128].

Данные задачи уточняются и конкретизируются в образовательной программе

В современной Концепции дошкольного образования, определены задачи экологического образования, а именно:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования;

  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования;

  • систематическое повышение квалификации педагогического коллектива: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

  • выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя 48, с. 10].

    13 стр., 6332 слов

    Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

    ... ёные разработали методики экологического образования детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ...

Содержание экологического образования включает два раздела: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Знания являются неизбежным компонентом процесса развития начатков экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Подлинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают основание экологическому сознанию.

Отношение, выстроенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, поскольку оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями 1, с. 14].

В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

  • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития;

  • разнообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;

  • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;

  • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств 1, с. 17].

Первая и вторая позиции – это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.

Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным разделом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора. 9, с. 7].

Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них. А также внести понимание единства в многообразие форм живой природы – дать представление о группах сходных растений и животных, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладываются понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

7 стр., 3225 слов

Экологическое воспитание и образование детей за рубежом

... среду и свое будущее. Экологическое образование должно быть интересным, осуществляться через деятельность и опыт детей. Ch. Mares обсуждает в статье постановку воспитания экологической ответственности в Великобритании. Оно должно ... становятся исследователями природы и обсуждают, о ком можно заботиться. Вторая глава -- это подробное знакомство с миром растений.Дети получают знания о том, ...

Четвертая позиция – это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах потребление и использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов).

Ознакомление с этими явлениями позволяет начать вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Все обозначенные позиции содержания экологических знаний для детей дошкольного возраста согласуются с содержанием общеобразовательной области «Экология», представленной в Концепции общего среднего экологического образования. Этап дошкольного детства можно рассматривать в плане ее пропедевтики. Экологические знания, предназначенные для детей, отвечают моменту «истины» в общечеловеческих ценностях. «Добро» и «красоту» дети обретают в процессе трансформации знаний в отношение 16, с. 20].

По утверждению С.Н. Николаевой, перед дошкольным образованием стоит важная задача широкого природоохранного просвещения, формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста. С современной точки зрения, экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого, положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Ориентация современных педагогических исследований направлена в основном на формирование у дошкольников ответственного отношения к природе 43, с. 67].

Содержание экологического образования представлено в авторской «Концепции экологического образования детей дошкольного возраста» и включает в себя два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.

Любая образовательная программа, реализуемая ДОО, предусматривает экологическое образование детей дошкольного возраста. Она предполагает создания в дошкольном учреждении условий для развития у детей экологического сознания, ознакомления их с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к окружающей природной среде и воспитание начал экологической культуры. Один из главных задач экологического образование дошкольников является формирование элементарных экологических знаний, мышления и поведения, а также здорового образа жизни 38, с. 54].

Экологическое образование является объектом пристального внимания авторов и коллективов: В.Г. Брудый, А.А. Вербицкий, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, С.П. Львова, И.Т. Суравегина и другие, которые объединяют свои усилия, разрабатывая известные концепции, доказавшие свою состоятельность идеи в сфере экологического образования. Новые тенденции направлены на преодоление уже устаревших представлений. С.Н. Николаева утверждает, что экологическое образование невозможно осуществить в форме накопления знаний и «готовых рецептов» декларативного и эпизодического характера. Общие усилия в поисках оптимальных решений воплощаются во множестве созданных национальных программ «Экополис», «Экология и краеведение», «Юный эколог» и других программах 43, с. 98].

11 стр., 5132 слов

«Воспитание у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте». ...

... его развития. Объект исследования. Объектом исследования является процесс воспитания у детей познавательной деятельности в дошкольном возрасте. Предмет исследования. Предметом исследования является познавательный интерес у детей в дошкольном возрасте. Задачи: - рассмотреть характерные особенности детей дошкольного ...

На современном этапе развития дошкольного образования разработаны разные виды программ: комплексные (включает все направления развития программ); парциальные (включают несколько направлений развития); комбинированные. Ко всем комплексным программам выделяются разделы по ознакомлению дошкольников с природой и экологическому образованию.

В программе «Детство» под редакцией В.И. Логиновой и Т.Н. Бабаевой представлена биоцентрическая позиция автора, экологическая содержательность и системный подход к вопросу экологического воспитания. Одной из главных задач в реализации этой программы является воспитание у детей экологического сознания, ценностных ориентиров в поведении и деятельности, обеспечивающую всестороннее развитие ребенка, его эмоциональное благополучие, охрану и укрепление здоровья. Н.Н. Кондратьева разработала свою парциальную программу экологического образования детей «Мы», главным содержанием которой, являются знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представлении о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять. Данная программа предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игра и конструирование 30, с. 23].

В программе «Истоки», созданной психолого-педагогическим коллективом исследователей «Дошкольное детство им. А.В. Запорожца», Т.И. Алиевой, Т.В. Антоновой, Л.А. Парамоновой, имеется подраздел «Природа и ребенок», который включает в себя характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержания и условия педагогической работы 35, с. 8].

Заметное влияние на исследование методов экологического воспитания и образования оказали труды С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, и другие.

Говоря о проблемах дошкольной педагогики, методов воспитания и обучения детей, А.В. Запорожец и Т.А. Маркова вводят такое понятие, как «педагогический метод». Их интересует воздействие взрослого на содержание и характер деятельности дошкольников. Именно поэтому они переходят от понятия «метод обучения» к понятию «педагогический метод», вкладывая в него более широкий контекст – не только обучение, но и организация разных видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. При этом исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении 32, с. 46].

Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка опирается на положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки 21, с. 90].

14 стр., 6787 слов

Особенности воспитания детей игрой

... говорится в Законе «Об образовании», ст.18. [6, с.30] В этом контексте значимым является вопрос об особенностях воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ... педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет признать полное право детей на творчество и свободный выбор. - Только в условиях любви и защищённости ...

Все, что касается педагогических методов, имеет прямое отношение к методам экологического образования дошкольников. Их разработка базируется на следующих принципиальных моментах:

1) учёте специфики содержания экологического образования, предполагающей знание педагогом биоэкологии с её центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического образования детей; если деятельность систематическая, регулярно повторяющаяся, планируется и организуется воспитателем, с тем условием, что во взаимоотношения активно включены родители воспитанников;

3) одновременном решении воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчинённости в экологическом образовании. Компоненты образования обязательны, так как они способствуют формированию у детей осознанного и экологически правильного отношения к природе, то есть, обеспечивают решение воспитательных задач [36, с. 144].

В настоящее время дошкольным организациям предоставлена возможность самостоятельно выбирать программы экологического воспитания и образования детей, учитывая актуальность данной проблемы.

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру 36, с. 145].

В экологическом воспитании детей широко используется различные методы: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Одним из традиционных методов, является метод наблюдения, чувственного познания природы. Процесс наблюдения обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация длительных наблюдений (циклов) – это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности [13, с. 44].

Метод наблюдения – способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, а также речевой. Следующий метод – словесно-литературный. Он выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом образовании оно может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. При этом формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания 41, с. 23].

13 стр., 6128 слов

Формирование у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе

... возникающих проблем, отстаивают свою позицию. 1. Задачи формирования у детей дошкольного возраста системы знаний о живой природе. Проблема экологического образования сегодня волнует всех – учёных, педагогов, общественность. ... отношения к окружающему миру. В программе представлена система организации прогулок в природу для целенаправленного наблюдения за одним и тем же объектом в разные временные ...

Значительное место в системе экологического образования занимает практические методы, в частности – метод моделирования. Он имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром [41, с. 16].

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире[44, с. 80].

Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность. В процессе экологического образования дошкольнику предстоит усвоить много информации, и именно моделирование помогает ему в этом. В исследованиях психологов Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера [44, с. 77]

Один из практических методов экологического образования старших дошкольников – это экспериментирование. Как показывает практика, процесс экспериментирования интересен детям. Существенную роль в этом играют опыты и эксперименты. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении [44, с. 86].

13 стр., 6487 слов

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

... экологического воспитания дошкольников. Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры ...

Одним из наиболее распространённых методов является игровой метод, именно в игре ребёнок усваивает знания, правила поведения, получает практический опыт, в доступной и ненавязчивой форме. В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Один из путей повышения эффективности экологического образования состоит в использовании разнообразных форм работы. Это такие формы, как экологические занятия, экологические экскурсии, экологические конкурсы, КВН, викторина, экологические музеи, различные виды игры экологического содержания, игры – путешествия, экологические сказки [11, с. 159 ].

Таким образом, проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Детский сад как центральная система экологического воспитания дошкольников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности детей различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

1.2. Использование игровой деятельности в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста

Исследования отечественных психологов А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности и, прежде всего, в игре. Большим потенциалом обладает игра, которая выполняет мотивационно стимулирующую, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную и другие функции.

Игра – многофункциональное средство обучения, стимулирующее высокий уровень мотивации, интереса, эмоциональной включенности и способное обеспечить целостное развитие личности ребенка, одновременно воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы 20, с. 55].

Действуя в условиях свободного выбора, ребенок мобилизует свой энергетический потенциал, реализует потребности в активной поисковой и преобразующей творческой деятельности. В процессе игры у ребенка формируются основы гуманного отношения к окружающему миру, поскольку межличностные отношения в игре строятся на началах равноправия и сотрудничества независимо от игровой ситуации. Не случайно, в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, под её влиянием формируется личность ребёнка.

Ещё В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, что игра – это «искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом образовании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения [28, с. 128].

Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребенка и установлена взаимосвязь между игровой деятельностью и психическим развитием дошкольников, ее положительное влияние на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. По мнению Д.Б. Эльконина и А.В.Запорожца, многие аспекты игровой деятельности дошкольников до сих пор не исследованы, не выявлены возможности ее использования в воспитании детей 29, с. 66].

Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. К.Д.Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире 50, с. 37].

Встает вопрос, каким образом можно использовать игру в процессе ознакомления дошкольников с природой? Каково ее место среди методов и приемов, способствующих формированию у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре?

Понимая целесообразность использования игры в обучении детей дошкольного возраста, исследователи разрабатывают дидактические игры, которые помогают детям усвоить различные понятия, выработать соответствующие навыки и умения.

Игра помогает закрепить представления детей о взаимосвязях растений, животных, грибов, о различных частях дерева (корни, ствол, крона и т.д.), помогает понять некоторые правила поведения в природе и необходимость охраны деревьев [20, с. 75].

Эффективность ознакомления с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания [23, с. 32].

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического образования является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое её и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу [19, с. 132].

Игра и экологическое образование в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам [6, с. 192].

Игра, как метод экологического образования, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами, осознанно выполнять нормы поведения в природе [6, с. 196].

Экологическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе экологических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются. Некоторые игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков [6, с. 198].

Игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

В практике дошкольного образования применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Игры с готовым содержанием и правилами.

Дидактическая игра – форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания нравственно-волевых качеств

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи).

В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).

Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей 28, с. 128].

Настольно – печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Подбери листок»).

Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекционной работы. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы 28, с. 140].

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Это игры, не требующие наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр.

Словесные игры являются эффективным средством развития внимания. Памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

При организации дидактической игры, важно учитывать тот факт, что на седьмом году жизни ребёнок уже способен к достаточно глубокому анализу и синтезу: он может выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать объекты по различным признакам, делать обобщения и умозаключения, выносить суждения [28, с. 145].

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Для того чтобы интерес к игре не угасал, в неё необходимо постоянно вносить изменения, подбирать новый наглядный материал (например, ввести в уже знакомую для детей игру, карточки с новыми видами животных, насекомых, различные виды деревьев, растений, грибов, ягод и т.д.).

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто и где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности [28, с. 147].

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в зоопарке и т.д.), идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений [20, с. 66].

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.).

В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики, столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, жёлуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для изготовления цветного льда и т.д [13, с. 192].

Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Игры помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания [20, с. 17].

При внесении сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления с природой оптимальной формой являются игровые обучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач по экологическому воспитанию.

Принято выделять три типа игровых обучающих ситуаций. Это игровые обучающие ситуации, построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета «Путешествие» [13, с. 197].

В книге С.Н. Николаевой «Методика экологического воспитания» описана практика создания и использования игровых обучающих ситуаций всех трёх типов. Автор рассматривает проблему использования игры в формировании элементарных экологических представлений с двух позиций: теоретической и практической, кроме того, обращает внимание на целесообразность и необходимость использования таких игр в «семейном кругу» [44, с. 124].

Подбирая игры для детей старшего возраста, воспитателю необходимо учитывать их возрастные возможности. В этом возрасте детям свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному – ребёнку хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объёма знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание надо обратить на степень трудности игровых правил и действий. Действия должны быть такими, чтобы при их выполнении дети имели возможность проявить умственные и волевые усилия, инициативу и самостоятельность. Основные признаки предметов должны выступать менее заметно, а порой могут быть скрыты за внешней схожестью объектов. И наоборот, за внешними различиями предметов должно проступать и некое сходство[3, с. 128].

При организации игры с детьми старшего дошкольного возраста важно обеспечить условия для познавательного развития каждого ребёнка, которое включает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.

Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка и играет важную роль в экологическом образовании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать выводы о том, что значительный вклад в исследование проблемы внесли А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и многие другие авторы.

Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил: рассмотреть понятие «экологическое образование дошкольников» как педагогический процесс, направленный на формирование у детей экологически ориентированного поведения в природе, и гуманного природоохранного отношения к ней.

Анализ образовательных программ показал, что любая образовательная программа, реализуемая дошкольной образовательной организацией, предусматривает экологическое образование детей дошкольного возраста и предполагает создание необходимых условий для развития у детей экологического сознания, ознакомления их с живой и неживой природой, формирование осознанного бережного отношения к окружающей природной среде и воспитание начал экологической культуры.

Исследования (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) доказывают, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Рассмотрены возможности разных видов игр по экологическому образованию дошкольников: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, творческих, словесных. Через доступную ребёнку игровую ситуацию можно решить целый комплекс целей и задач, направленных на формирование ценностного и осознанно – правильного отношения детей к объектам, явлениям живой и неживой природы.

Игра создаёт благоприятный фон для развития личности: дети пребывают в положительном эмоциональном состоянии, организуют интересные самостоятельные игры, гуманно взаимодействуют с растениями и животными. А это как раз и формирует экологическую культуру дошкольника, которая является результатом экологического образования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ekologicheskoe-obrazovanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В.В. Абраменкова // Вопр. психологии. – 2016. -№ 1.-С. 3-16.

  2. Адам Д.А. Формирование эколого-ориентированных ценностей у дошкольников средствами современного искусства: дис. канд. пед. наук / Д.А. Адам // Екатеринбург. – 2015. — 200 с.

  3. Анохина Т. Как организовать современную развивающую среду / Т. Анохина // Дошкольное воспитание. – 2014, № 5. – С. 32-38.

  4. Ашиков В.И. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста / В.И. Ашиков, С.Г. Ашиков. – М.: Педагогическое общество России, 2014.

  5. Ахметшина JI.Р. Педагогические условия повышения качества экологической образованности детей старшего дошкольного возраста: дис. . канд. пед. наук / Л.Р. Ахметшина. Казань, 2013. – С. 234.

  6. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник / Т.И. Бабаева. СПб.: Детство-пресс, 2014. – С. 192.

  7. Бартрам Н.Д. Игрушка, ее история и значение / Н.Д. Бартрам. М. , 2013. -246 с.

  8. Батаршев A.B. Психология личности общения / A.B. Батаршев. М.: Гу-манит. изд. центр «Владос», 2013. — 248 с.

  9. Богданец Т. «Экологические знания – первое представление о мире» /Т. Богданец // Дошкольное воспитание, 2013, № 12.

  10. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2014. 1536 с.

  11. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко; сост. Е.В. Анохина и др. – 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: Учитель, 2014. — 159 с.

  12. Боряева JL Театрализованные игры занятия / JI. Боряева, И. Вечканова, Е. Загребаева. – СПб.: Изд-во «Союз», 2013. — 112 с.

  13. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. М.: ВЛАДОС, 2014. — 192 с.

  14. Бутенко Н.В. Роль воспитателя-эколога в формировании экологической культуры у старших дошкольников / Н.В. Бутенко // Детский сад от А до Я. – 2016. — № 1.-с. 37-40.

  15. Бутенко Н.В. К вопросу об игре-драматизации у дошкольников / Н.В. Бутенко // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. Сер. 3, Развитие и профессиональное становление личности в образовательном процессе. Челябинск, 2015.-№27.-с. 49-52.

  16. Вересов Н. «Мы земляне»: Программа по экол. воспитанию ст. дошкольников / Н. Вересов // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 1. — с. 19-26.

  17. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. / С.А. Веретенников. – М.: Педагогика, 2013.

  18. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. – М.: Российское агентство, 2017. 496 с.

  19. Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой: дис. . канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. Екатеринбург, 2013. — 243 с.

  20. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: экол. занятия, сюжетно-ролевые игры, сценарии литературно-экол. праздников / Н.С. Дежникова. – М. : Пед. общество России, 2014. 55 с.

  21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – M., 2013. — 90 с.

  22. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Педагогика, 2015.- 150 с.

  23. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации / П.Я. Гальперин // Вопр. психологии. 2013. — №6. — с. 25-32.

  24. Гирусов Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию / Э.В. Гирусов // Взаимодействие общества и природы. – М.: Наука, 2013. — с. 144-158.

  25. Гирусов Э.В. Экология и культура / Э.В. Гирусов. – М.: Знание, 2013. -63 с.

  26. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: пр. с англ. и франц. / Сост. Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. – М.: Прогресс, 2014. -495 с.

  27. Градобоев Т.Н. Создание экологической тропы и методика работы на ней / Т.Н. Градобоев // Дошкольное воспитание, 2013, № 7. – с. 16.

  28. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре / В.А. Деркунская. – М.: Пед. об-во России, 2015. — 128 с.

  29. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

  30. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2014

  31. Захлебный А.Н. На экологической тропе / А.Н. Захлебный // Знание. – М., 1986, № 5.

  32. Зебзеева В.А. О формах и методах экологического образования дошкольников / В.А. Зебзеева // Дошкольное воспитание, 1017, № 7. – С. 45-49.

  33. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Зенина // Дошкольное воспитание, 2014, № 7. – С. 58.

  34. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе / И.Д. Зверева. – М: Просвещение, 2013.

  35. Истоки. Базисная программа развития ребенка – школьника. – М.: Карапуз, 2017.

  36. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 144 с.

  37. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. – М.: «Академия», 2015.

  38. Кондратьева Н.Н. Программа «Экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева. Оренбург: Азбука экологии, 2013.

  39. Королева А. Естествознание для малышей / А. Королева // Дошкольное воспитание, 2016, № 10. – С. 48.

  40. Маневцов Л.М. «Мир природы и ребенок» / Л.М. Маневцева. – С.Пб.: «Акцидент», 2013.

  41. Методика ознакомления детей с природой в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2013.

  42. Михайленко Н. Новые программы для детских садов / Н. Михайленко // Дошкольное воспитание, 2015, № 8. С. 4-8.

  43. Николаева Н.Н. Формирование начал экологической культуры / Н.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2016, 1997.

  44. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2013, № 3. – С. 122-124.

  45. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014, № 9. – С. 51-53.

  46. Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014, № 5. – С. 36.

  47. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. Старшая группа / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2016, № 6. – С. 36.

  48. Рогачев С. Концепция дошкольного воспитания / С. Рогачев // Дошкольное воспитание, 2014, № 5. – С. 10.

  49. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. – М., 2015. – С. 110-155.

  50. Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание, 2013, № 7. – С. 26-34.

  51. Эдберг Р., Яблоко А. Трудный путь к воскресению. Диалог на пороге третьего тысячелетия / Р. Эдберг, А. Яблоко. – М.: Прогресс, 2013.