Природа как объект философского познания

Проблема постижения природы стоит перед человеком издавна. Диапазон интереса людей к природе чрезвычайно широкий и разнообразный: от чисто потребительского до морально-эстетического. Как же изменялись взгляды людей на сущность природы, на способы и формы взаимодействия человека и природной среды?

Античная философия: поиск субстанциональных оснований природы. Натурфилософия: космоцентризм, эстетизм, включение человека в космическую структуру. В целом в рамках античной философии идеал человеческой жизни мыслился только в гармонии с природой.

Средневековая философия: природа создана из ничего Богом, всецело зависима от неё и выступает лишь отдаленным отблеском божественного совершенства. Человек выделяется из природы как наиболее совершенная часть.

Возрождение: пантеизм. Усиление интереса к природе. Но здесь в отличие от античности выступает стремление к познанию тайн природы для руководства ею. Человек — главный элемент природы.

В Новое время эта установка усиливается и превращается в рассмотрение природы как сферы активной практической деятельности.

Необходимо отметить тот факт, что в истории философии существовали и развивались три основные позиции в этом аспекте: онтологическая, задача которой заключалась в доказательстве существования природы как объективной реальности; гносеологическая со стремлением обосновать неограниченные возможности в познании природы человеком; аксиологическая — понимание и объяснение природы как ценности, без которой человек не в состоянии существовать и развиваться в качестве разумного и гуманного существа.

Каждая из этих позиций позволяет трактовать природу в широком и узком смысле слова. В широком смысле природа — это все разнообразие форм бытия, объективная реальность, материя, отличительной чертой которой является существование вне сознания и независимо от него. Различные аспекты и фрагменты этой реальности выступают объектом естественнонаучного познания.

А в каком же качестве природа интересует философию? Почему философия вообще обращает свое внимание на природу? Ответ на эти вопросы должен учитывать специфику философии как науки. Ее главной проблемой является человек, поэтому природу она рассматривает исключительно с позиций человека, его интересов и потребностей. И в этом, узком смысле природа, как объект философского познания, — это совокупность естественных условий существования человека и общества. Разделяются на естественные источники средств жизни и естественные богатства. Очевидно, что с точки зрения естествознания такое определение природы не совсем правильное, так как естественные условия существования человека — это не вся природа, а только часть ее: земная кора, нижняя часть атмосферы, почва, гидросфера, растительный и животный мир, то есть все то, что обычно называется географической средой. Но именно здесь осуществляется взаимодействие человека с внешним миром и именно этот аспект природы и является объектом философского рассмотрения.

11 стр., 5003 слов

Причины возникновения и существования философии

... сознания. Целью данной работы является раскрыть причины возникновения и существования философии. Причины возникновения философии Причины возникновения философии: человек пытается понять из чего состоит мир. Человек понимает, что он есть нечто отличное от природы, его начинает удивлять факт, что ...

Наряду с естественной географической средой обитания человека возрастает искусственная среда (все, что создано человеком, «неорганическое тело цивилизации»).

Причем в наше время искусственная среда обитания человека по продуктивности превосходит возможности естественной среды.

1.1 Природа как объект научного познания

Природа как объект научного познания — вся материя как многоуровневая система.

Описание отдельных уровней природы осуществлялось в классической науке в рамках отдельных научных дисциплин. Но долгое время открытым оставался вопрос о том, как перейти от одного уровня к другому и как можно описать подобный переход? Новый подход к решению данного вопроса возник с середины ХХ в., когда появился реальная возможность объединения представлений об основных уровнях организации материи в единую, целостную картину мира на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус. Стремление построить научную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма.

Современное естествознание на основе принципа универсального эволюционизма создает образ природы как системной целостности, находящейся в состоянии саморазвития. Опираясь на идеи системности и эволюционизма (основу положили эволюционная теория в биологии и теория систем), современное естествознание обосновывает единую научную картину мира, в которой объединяются три основные сферы: неживая природа, органический мир и социальная жизнь. Представления о природе как способной к саморазвитию системе, основываются на теории нестационарной Вселенной, синергетике и теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.

Исторически первой конкретизацией теории нестационарной Вселенной стала концепция расширения ее, позволившая представить Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15 — 20 миллиардов лет назад (Большой взрыв расширение вначале горячей и плотной Вселенной, которая по мере расширения охлаждалась, а вещество по мере остывания конденсировалось в галактики; последние разбивались на звезды, собирались вместе, образуя большие скопления; в процессе рождения и умирания первых поколений звезд происходило синтезирование тяжелых элементов; после превращения звезд в красные гиганты, они выбрасывали вещество, конденсирующееся в пылевых структурах новые звезды и многообразие космических тел).

Описание в терминах эволюции неорганического мира целостная картина мира, обнаруживающая общие эволюционные характеристики различных уровней организации материи. В середине ХХ в. была разработана концепция раздувающейся Вселенной. Ключевым элементом концепции было представление о так называемой инфляционной фазе — фазе ускоренного расширения: после колоссального расширения после Большого взрыва окончательно установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. В результате представление о Вселенной как состоящей из многих локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть различными. Открылась возможность связать эволюционные процессы в мега- и микромире.

8 стр., 3635 слов

Человек и мир в средневековой философии

... мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). В средневековой философии можно ... бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос, поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, ...

Исследования последних десятилетий прошлого столетия направлены на создание непротиворечивой модели самоорганизации Универсума, в которой процессы, происходящие на различных уровнях организации материи, описываются на основе единого подхода.

Синергетика (основоположник — Г. Хакен) — это современная теория самоорганизации системных образований. Мир она рассматривает как взаимодействие систем, включающих в себя разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общим признаком которых является способность к самоорганизации. В рамках синергетики показывается, что подавляющее число природных объектов является открытыми системами, обменивающимися энергией, веществом и информацией с окружающим миром, а определяющую роль в изменяющемся мире приобретают неустойчивые, неравновесные состояния; нелинейность изменений. Самоструктурирование, саморегуляция, самовоспроизводство рассматриваются в синергетике как фундаментальные свойства мира.

Уже в первой четверти ХХ в. теория биологической эволюции была дополнена учением об эволюции биосферы и ноосферы. Основы этого учения были разработаны В.И.Вернадским и положены им в фундамент биогеохимии. По мнению Вернадского, биосфера — это не просто одна из частей мира, специфическое геологическое тело, структура и функции которого определяются особыми свойствами Земли и космоса. Биосфера явилась результатом продолжительной эволюции живого вещества в неразрывной связи с развитием неорганического мира. Вершиной этой эволюции стало рождение человека. Его познавательная и практическая деятельность, основанная на разуме, медленно, но неуклонно ведет к формированию ноосферы как дополнения, продолжения, нового состояния биосферы, в которой разумные возможности человека становятся сравнимыми с геологическими процессами в мире, а жизнь как эволюционный процесс предстает составной частью космической эволюции.

1.2 Взаимоотношение человека и природы

Выше речь шла о том, что философия обращает внимание на природу как сферу существования человека и исследует ее с точки зрения интересов человека. Это значит, что философию в первую очередь интересует вопрос о характере взаимодействия человека и природы. Какие же формы взаимоотношений с природой проявлялись на различных этапах исторического развития общества?

Обычно выделяют три формы отношений человека к внешнему миру. Одна из них — это практическое отношение, где природа выступает в качестве естественных условий существования, средства деятельности человека, материала для производства. Здесь преобладает прагматически-утилитарный интерес, а природа рассматривается как источник потребления. При познавательном отношении главной целью является познание природных процессов, а сама природа предстает как объект научного исследования. В этом отношении реализуются познавательные интересы, но диктуются они, как правило, практическими потребностями людей и определяются ими. Средством реализации познавательного отношения к природе являются конкретные естественные науки. Наконец, ценностное отношение основывается на оценке природы с позиций добра и красоты. При этом природа может рассматриваться и как сфера совершенства, идеал гармонии и образец для подражания, и как сфера низменного, неразумного, несовершенного в сравнении с культурой.

9 стр., 4405 слов

Соответствие человека педагогической деятельности

... мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в иде­альной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности со­вокупного субъекта, т.е. тем, на ... исследованиях Е.А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т.д. Предложенный им метод анализа профессий позволя ...

Взаимодействие различных сфер природы осуществляется в форме обмена веществом и энергией. Можно выделить следующие формы такого обмена:

  • геологический обмен включает в себя изменения рельефа и ландшафта, циркуляцию воды и атмосферных потоков, перенос минеральных веществ;
  • биологический обмен обеспечивает синтез и деструкцию минеральных веществ;

— социальный обмен, возникающий вместе с рождением человека и общества и связанный с культуросозидательной деятельностью людей. Именно на этом этапе возникает проблема взаимодействия человека и природы, важнейшим аспектом которой является характер природопользования.

Выделяют два основных вида природопользования. Потребительско-миграционный тип природопользования характерен для ранних стадий развития общества, когда производство отсутствует либо существует в примитивных зачаточных формах. Удовлетворение жизненно важных потребностей осуществляется путем потребления и примитивной переработки определенного природного ресурса до полного его исчерпания. Тогда происходит миграция и начинается потребление нового ресурса в новом месте. Это типично экстенсивный способ хозяйствования, когда человек довольствуется тем, что дает природа, а его зависимость от природы максимальная. философия природа познание

Стабильно-производственный тип природопользования характеризуется не простым потреблением природного продукта, а культивацией его, целенаправленным преобразованием и искусственным возобновлением в процессе производства.

С развитием средств производства меняется и характер воздействия человека на природу. На первом, архаическом, этапе преобладающей формой жизнедеятельности является приспособление человека к внешней среде. Этот период охватывает промежуток времени от возникновения человека до неолита. Для этого периода характерны такие виды деятельности как охота, рыбная ловля, собирательство, то есть присвоение и потребление готового природного продукта. Крупнейшие достижения этого периода — овладение огнем, отбор некоторых наиболее ценных для человека видов растений и животных. Природа здесь одухотворяется и очеловечивается, а сам человек не выделяет и не отделяет себя от природы.

Допромышленный или аграрный период продолжался от эпохи неолита и до конца средневековья. Он начался с “неолитической (земледельческой) революции”, породившей и отделившей друг от друга животноводство и земледелие — первые формы собственно хозяйственной деятельности с ярко выраженным производственным характером. Начинают развиваться ремесла, торговля, появляются города. Данному периоду свойственны: экстенсивный характер и сравнительно медленное развитие основных видов и форм деятельности, использование в качестве источников энергии мускульной силы животных и человека, воды и ветра. Способы деятельности и ее результаты не оказывали значительного воздействия на природу, не противоречили принципам ее существования и не нарушали единства и целостности природной среды.

5 стр., 2439 слов

«Социализация обучающихся с умственной отсталостью через ...

... Таким образом, социализация ребенка – конечная цель работы всего педагогического коллектива. 2.2. Значимость внеклассной работы для социальной адаптации детей с умственной отсталостью. Целью внеурочной деятельности является содействие ... жить в семье и трудовом коллективе. Для любого человека, а для ребенка с нарушением интеллекта особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному ...

Индустриальный (промышленный) период начался в конце XVI в. и продолжался до середины ХХ в. Ведущей сферой общественного производства становится промышленность, машинное производство. Воздействие человека на природу приобретает здесь технический характер и размеры, разрушительные для окружающей среды. Этот этап характеризуется:

  • интенсификацией хозяйственной деятельности, включением в хозяйственный оборот все большего количества природных ресурсов;
  • урбанизацией общества;
  • освоением энергии пара, электричества и ядерного синтеза;
  • возникновением новых средств связи, и транспорта;
  • выходом человека в космос;
  • развитием информатики и вычислительной техники. Взаимодействие человека и природы на этом этапе приобретает характер противостояния и господства, что стало основной причиной возникновения и обострения экологической проблемы.

Современный, технологический (постиндустриальный) этап: Развертывание современной научно-технической революции, превращение научно-технической деятельности в ведущую сферу общественного производства На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и человеческих ресурсов, но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах, что порождает ряд проблем, имеющих глобальный характер. Главное — проблема управления биосферой, решение которой возможно лишь на основе научного управления всеми общественными процессами. Характерная особенность — возрастание степени сложности проблем, которые возникают при взаимодействии природы и человека. Несмотря на меры по охране и оздоровлению природы (главным образом в развитых странах), общее состояние окружающей среды продолжает ухудшаться. Вопрос о дальнейших путях развития природы и ее взаимодействия с обществом остается открытым.

1.3 Современный экологический кризис и его осмысление в философии

Экологический кризис: К настоящему времени искусственно созданная человеком техномасса стала значительно превосходить биомассу. Поступления в воды суши и океана, в атмосферу и почву различных химических соединений, образующихся в результате производственной деятельности человека, в десятки раз превышает естественное поступление веществ при выветривании горных пород и извержении вулканов. Проблема исчерпаемости природных ресурсов. Выплавка металлов, производство синтетических материалов, использование минеральных средств и ядохимикатов. Увеличение поступления в окружающую среду железа, а также свинца и кадмия — элементов с высокими токсическими свойствами. Леса и т.д.

1.4 Пессимизм и оптимизм

Концепция ноосферы. Впервые термин употребил Э. Леруа в 1927 г. Но главная разработка — В. Вернадский и П. Тейяр де Шарден. У В. Вернадского ноосфера — это качественно новый этап в развитии биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Учение о ноосфере содержит ряд базовых посылок: 1) деятельность человека постепенно становится главным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных процессов планеты. Развитие цивилизации должно быть согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого нужно выработать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть определенный экологический императив.

6 стр., 2564 слов

Учение о человеке. Природа человека

... процесса антропогенеза занимается антропология - общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. С точки зрения естествознания необходимо, прежде ... системы, а в будущем и за ее пределами. 1. Человек. Проблема его происхождения. Природа человека. Человек, как существо космическое, биологическое, духовное и социальное Ответ на ...

Теория ноосферы инспирировала концепцию коэволюции, которая в настоящее время приобретает все большую популярность в теоретических моделях природы и в практике взаимодействия с нею. Впервые с концепцией коэволюции выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. Идея коэволюции означает сближение двух взаимосвязанных эволюционирующих систем, когда изменения в одной из которых инспирируют изменения в другой и при этом не приводят к нежелательным, а тем более неприемлемым для первой системы последствий. Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Данная концепция отвергает господство человека над природой, требует согласованности в отношениях между ними и необходимости диалога с нею, подчеркивает ответственность человека за все то, что происходит в окружающем мире. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и свей жизни на Земле. В связи с этим говорят о развитии этосферы как новой стадии ноосферы (принцип благоговения перед жизнью).

Этосфера — область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете.

2.1 «Философия Просвещения» Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии

В статье ««Философия Просвещения» Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии», помещенной в журнале «Вопросы философии» № 12 за 2014 год, исследуются принципы и идеи Э. Кассирера в работе «Философия Просвещения» (1935).

Подтверждается, что для полноценного историко-философского анализа, как и для современного социально-гуманитарного знания, традиционный абстрактно-гносеологический подход, сохраняющийся в целом как философское основание, вместе с тем недостаточен, его категориальный язык беден, «узкоспециален» и нуждается в существенном обогащении, что и происходит в неклассической эпистемологии. Автором статьи является доктор философских наук, профессор — Микешина Людмила Александровна.

Ключевыми словами данной статьи являются: Э. Кассирер, философия Просвещения, культурно-историческая эпистемология, природа , религия, историческое знание, логика фактов, абстрактно-дедуктивный, индуктивный.

Статья делится на несколько частей, однако, интересующая нас тема располагается в центральной части статьи, а именно «Природа» рассматривается как одно из базовых понятий европейской науки и культуры.

3 стр., 1365 слов

По самообразованию : «Дидактическая игра как средство развития ...

... возможностей детей дошкольного возраста. В работе с детьми младшего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных ...

Автор считает, что без осмысления Природы не могли формироваться общие понятия социально-гуманитарного знания, как и сами эти науки. Приводит переосмысление этого понятия Кантом, который понимал природу как то, что создается деятельностью трансцендентального субъекта, и использовал ее для объяснения социальных процессов и деятельности человека. Для Канта природа есть явление, а ее законы — необходимая закономерность самого опыта относительно его предметов, структура же опыта задается категориями рассудка и априорными формами чувственности. Однако здесь автор говорит: «как мне представляется, Кант нуждался в еще одном понимании природы, которое он гипостазирует и специфически реифицирует в статье «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), где напрямую обращается к роли реальной природы в развитии общества, обстоятельно исследуя все возможные аспекты [Кант 1994, 12-26]». В рамках этого подхода Кант определяет также отношение природы и гражданского общества, природы и государства, причем инициатором создания и того и другого является природа.

Изучая «Философию Просвещения» Кассирера, рассматривавшего природу «с точки зрения происхождения и формирования современной картины мира» автор статьи Людмила Александровна приходит к выводу о том, что по существу, Кассирер справедливо разделял два значения понятия природы — как круг объектов природного происхождения и как базовый горизонт знания и понимания реальности. Это было необходимо для объяснения такого важнейшего процесса в европейском мышлении, как «разделение» божественного и рационально-научного в понимании природы.

Также автор отмечает, что проблемность природы как универсального понятия сохраняется и сегодня, но в ХХ в. такая «целостность», как природа, была существенно переосмыслена, особенно в контексте феноменологической философии и социологии.

Стало быть, поскольку Природа конституирована конкретно и единообразно, постольку и само человеческое существование соотносится с существующим жизненным миром как сфера практической деятельности, изначально наделенная человеческим смыслом» [А. Шюц 2004, 188].

Существенно и положение Шюца о том, что необходимо различать природу как предмет естественных наук и природу как «конститутивный элемент жизненного мира», уточняет Людмила Александровна. «…Как элемент жизненного мира, Природа, стало быть, представляет собой некий концепт, имеющий место исключительно в духовной сфере .

Что касается взаимоотношений человека и природы, то на этот счет автор статьи вновь прибегает к Шюцу и его понятию «трансцендентность Природы и Общества», в котором он утверждает, что все трансцендированные отношения «природа — общество» предстают и существуют в культуре и жизненном мире в символической форме. Тогда становится очевидно, что человек принимает свое постоянное пребывание в природной и общественной реальностях, признает их определяющее значения для повседневной жизни «в категориях некоего порядка вещей и событий», общего для всего человечества.

В свою очередь, Шюц цитирует мысль Кассирера о том, что «природа становится единым великим обществом, обществом жизни» [Там же, 503].

13 стр., 6015 слов

Проблема человека в русской философии

Иллариона, 1. Проблема человека в русской философии Первым русским мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711--1765) - гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественнонаучные проблемы и ...

Делая вывод, автор статьи Людмила Александровна еще раз подчеркивает, что когда природа становится математическим универсумом, то предстает в предельно абстрактном гипостазированном виде, как трансценденция, но трансцендированные отношения «природа — общество» реифицируются существующими в культуре, жизненном мире символическими формами как неотъемлемой частью социальной реальности. Самостоятельным понятием по-прежнему остается сочетание «природа вещей», которое употребляется в значении «сущность вещей», преимущественно в эссенциалистском контексте.

2.2 Философская концепция И.Т. Фролова в её содержательном единстве

В статье «Философская концепция И.Т. Фролова в её содержательном единстве», помещенной в журнале «Вопросы философии» № 12 за 2014 год, анализируются гносеологические возможности и мировоззренческое значение синтетического подхода к философской интерпретации проблемы целесообразности в триаде «механистическая причинность — органический детерминизм — социальный антропотелеоцентризм» с учетом широкого контекста учения о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений. Автор статьи — писатель, философ Пастушный С.А.

Ключевыми словами данной статьи являются: причинность, детерминизм, телеология, витализм, механицизм, целесообразность, цель, научно-техническая революция, глобальные проблемы, общество, цивилизация, биология , антропология, разумность, гуманизм, атропоцентризм.

На протяжении всей статьи, одной из центральных тем является экологический аспект проблемы, отражающий взаимодействие природы, техники и человека.

Автор статьи отмечает, что анализ философских проблем биологии требует раскрытия диалектических отношений не только между неживой и живой природой, но и между живой и социальной сферами.

Биологическая природа человека оказалась очень чувствительной к резкому усилению негативных факторов, разрушающих естественную для человека среду обитания.

Загрязнение внешней среды обитания человека радиационными и химическими мутагенами приводит к усилению дезадаптационного эффекта биологической нормы реакции человеческого организма. И как следствие — растет количество наследственных заболеваний.

Чтобы не быть уничтоженными естественным отбором и выжить, растительные и животные виды в дикой природе должны приспосабливаться к изменениям внешней среды. Здесь активным фактором является внешняя среда. Что же касается человека, то он занимает прямо противоположную позицию — он сам является активной силой и, целенаправленно преобразуя в ходе практической деятельности среду своего обитания, приспосабливает ее к удовлетворению своих потребностей.

Однако в реальной практике научно-технической революции суть проблемы целесообразности человека может и не получить адекватного решения, так как смысл основных процессов, совершаемых в науке, и ее истинное предназначение могут извращаться. Например, человек ставит цель овладеть с помощью науки природой на пользу людям, но в реальности это может превратиться в прямо противоположное: силы природы, вызванные наукой к жизни, оборачиваются против людей.

Также автор статьи рассматривает выступление И.Т. Фролова на XIX Всемирном философском конгрессе, состоявшемся в Москве в августе 1993 г., поставившего риторический вопрос «Quo vadis?» — «Куда идёшь, человечество?»: «Когда люди разделены на враждующие национальные популяции (причем более сильные из них огнем и мечом “учат жить” менее сильных, а тем более просто слабых), когда 10 процентов населения Земли эксплуатируют около половины ее природных ресурсов и отравляют весь мир, когда от голода и болезней умирают миллионы детей в бедных регионах планеты, когда над всеми нами по-прежнему висит смертельная угроза термоядерного или экологического уничтожения, когда под угрозой сам человек как представитель вида Homo Sapiens» [Фролов 2002 III, 690].

14 стр., 6842 слов

Философия В.И. Вернадского

... разумных преобразований человеком - на основе науки - среды. 1. ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В.И. Вернадский - один ... делается. Тесная связь философии и науки в обсуждении общих вопросов естествознания (философия науки) является фактом, ... времени философские аспекты творчества В.И.Вернадского анализу почти не подвергались. Ему посвящены лишь некоторые статьи ...

Ответом на поставленные вопросы стали пионерские исследования в области философии глобальных проблем, где было сделано важнейшее открытие, что «глобальные проблемы современности существуют в целостной системе, они диалектически взаимозависимы, и в этом единстве и взаимодействии выявляется и их социальная природа.

природа экологический философский осмысление , 2.3 Философские идеи В.И. Вернадского и современная научная картина мира (к 150-летию В.И.Вернадского)

В статье «Философские идеи В.И. Вернадского и современная научная картина мира (к 150-летию В.И.Вернадского)», помещенной в журнале «Вопросы философии» № 11 за 2013 год, рассматриваются, анализируются идеи и труды выдающегося отечественного мыслителя В.И.Вернадского. Автор статьи — доктор философских наук, профессор Лисеев Игорь Константинович.

Автор статьи рассмотрел и пояснил множество докладов различных представителей Российской Академии Наук, однако тематика данного реферата была затронута только в материале Р.Г. Грачевой (Институт географии РАН) рассмотревшей роль человека как ландшафтообразующего фактора в свете представлений В.И. Вернадского.

Уязвимость человека перед природными процессами, с одной стороны, и созданные им технологии, техника и системы принятия решений — с другой, превратили человечество в мощный ландшафтообразующий фактор (геологическую силу, по В.И. Вернадскому).

Человек адаптируется к природным условиям и адаптирует их к своим потребностям, в том числе эффективно используя последствия катастрофических природных явлений.

Преобразуя ландшафт или его компоненты для текущих нужд, человек запускает новые цепи долговременных ландшафтных и ландшафтно-геохимических взаимодействий. Целенаправленные действия по преобразованию ландшафтов базируются на научных знаниях, не обязательно совершенных, или на традиционных «эстафетных» знаниях; в первом случае они могут иметь глобальный характер, во втором — только локальный или региональный. Мощные факторы изменения ландшафтов — забрасывание культурных ландшафтов и военные действия. Последующие поколения считают многие преобразованные ландшафты природными, и это один из парадоксов природоохранных устремлений.

В настоящее время антропогенно преобразовано более половины земельного фонда суши (без Антарктиды): обрабатываемые земли -11%, пастбища и сенокосы — 23%; леса, подвергающиеся рубкам — 15%; населенные пункты, дороги и прочие объекты — 3%; остальное — леса, непригодные к рубкам (15%), и непродуктивные земли (33%), часть которых — пустыни, созданные человеком.

«Зеленый алармизм», вызывающий неприязнь к человеку как виду, неприемлем; но научная оценка ландшафтообразующих действий общества — необходима, утверждала Р.Г. Грачева.

Автор статьи сообщает, что современные проблемы биосферы нуждаются для своего конкретного решения в дальнейшем философском синтезе научных данных,

воспроизводящих реальный процесс растущих антропогенных воздействий на природу и прежде всего на человеческие популяции как элементарные единицы адаптациогенеза.

В докладе Э.С. Демиденко (Калининград) обращается внимание на то, что в 20- е годы ХХ в. В.И. Вернадский первым из ученых осмыслил новое направление развития современного мира. Если до этого развитие земного мира и человека в нем определялось биосферой, то с формированием общественного организма социум на основе научных и технологических достижений берет это управление на себя, развивая природу, преобразуя биосферу на научных началах, формируя ноосферу как высшее состояние биосферы. Понимание гибельного пути социально-техногенного развития человечества должно сопровождаться не только сохранением биосферы, почв, но и основных ресурсов. Для этого нужно наладить полное возвращение отходов производства и быта соответственно в производственный и биосферный оборот, сохраняя вековой биосферный круговорот веществ.

В статье «Конвергенция наук и технологий — новый этап научно-технического развития», помещенной в журнале «Вопросы философии» № 3 за 2013 год, рассматривается новейшая нанотехнологическая революция, которая придает науке и технике XXI в. новые черты, возвращает человека к восприятию мира как единого целого, дает субъекту возможность предметно действовать в природе, пользуясь теми же «технологическими приемами», которыми пользуется сама природа.. Авторами статьи являются — Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яцишина Е.Б.

Ключевыми словами данной статьи являются: техносфера, биосфера, ноосфера, нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, когнитивные технологии, социально-гуманитарные технологии, субъект, наука.

Главной проблемой статьи является проблема взаимодействия человека с природой в связи с промышленным развитием, и как в следствии способы её решения и дальнейшее развитие науки.

Сама парадигма развития нашей цивилизации с момента ее зарождения до сегодняшнего дня заключалась в том, чтобы взять у природы максимум «любой ценой». В результате сформировалась ресурсозатратная и разрушающая природную среду техносфера, все более увеличивается разрыв между жизнью природы и хозяйственной деятельностью человека. Человечество, по сути, создавало для себя на протяжении тысячелетий параллельную среду обитания, более безопасную, комфортную, управляемую — техносферу, которая существует в рамках биосферы, на ее базе, ресурсах, копируя в механизмах и технологиях многие принципы живой природы. В то же время человек с помощью техносферы переиначивал многие природные процессы и явления, нарушая их естественный ход.

Далее авторы приводят поэтапное развитие техносферы. В ХХ в. развитие привело человечество к истощению ресурсов (энергетических, питьевой воды, полезных ископаемых, леса, посевных площадей и др.), стремительному ухудшению экологии, подвело к той черте, за которой влияние техносферы на окружающий нас мир станет неуправляемым, процессы воздействия на природу (биосферу) необратимыми, что несёт угрозу существованию всего человечества.

В данной статье также подчеркивается значительный вклад в изучение влияния человеческой деятельности на природу, глобальные процессы на нашей планете, который внес В.И. Вернадский, создавший учение о ноосфере. Через все научное, философское творчество Вернадского проходит мысль о том, что нельзя разделить природные явления на независимые друг от друга части, необходимо рассматривать природу и человека в ней как единое целое [Вернадский 1988, 36].

Изначально весь окружающий нас мир един и гармоничен замечают авторы. Природа, биосфера существует миллионы лет как самодостаточная, саморегулирующаяся система с круговоротом энергии и веществ на Земле.

В результате наступление атомной и космической эры лицо цивилизации изменилось кардинально, влияние человека на окружающий мир (биосферу) набрало критическую массу, и сегодня созданная человечеством техносфера стала, по сути, детонатором его же гибели, вступила в антагонистическое противоречие с окружающей природой.

Очевидно, что построенная на отраслевом принципе техносфера объективно не может гармонично сосуществовать с биосферой.

Качественный переворот произошел в эпоху неолитической революции, с появлением производительной экономики, когда не потребление созданных природой предметов, а «их целенаправленное преобразование (доместикация растений и животных) становится способом бытия человека в мире. Человек выступает по отношению к природе как активная, обладающая собственными целями, самостоятельная, деятельная и творческая сила … становится инициативным, деятельным полюсом в системе отношений «человек — мир» … сознательно формирует свою культурно-историческую среду обитания» [Найдыш 2012, 87].

Окунувшись в историю, тут вряд ли скажешь лучше Ф. Энгельса: «У греков — именно потому, что они еще не дошли до расчленения, до анализа природы, — природа еще рассматривалась в общем, как одно целое. Всеобщая связь явлений природы не доказывается в подробностях: она является для греков результатом непосредственного созерцания. В этом недостаток греческой философии, из-за которого она должна была впоследствии уступить место другим воззрениям. Но в этом же заключается и ее превосходство над всеми ее позднейшими метафизическими противниками» [Маркс, Энгельс 1961, 369].

До середины ХХ в. основная парадигма развития науки была связана с анализом окружающего нас мира, его элементов, явлений и, конечно, человека как наивысшего «достижения природы» [Ковальчук 2003, 406]. Двигаясь по пути анализа, человечество, с одной стороны, построило узкоспециализированную систему науки и образования, но с другой — эта система сегодня привела нас в глобальный тупик, ситуацию кризиса.

В ХХ в. возникли области знания, ставшие «мостиками» между науками о природе и науками об обществе, человеке: кибернетика, бионика, позднее генная инженерия и др.

Для создания ноосферы, в которой техносфера станет органической частью природы, необходимо прежде всего отказаться от отраслевого подхода к формированию науки и технологий и перейти к принципиально новым конвергентным технологиям. Главной отличительной чертой таких технологий должна быть их максимальная близость к естественным, природным процессам, способность включатся в их единство и взаимосвязи. Окружающий нас мир конвергентен по своей сути, природа — это органическое единство всех компонентов. Долгое время, развивая науки и технологии, человечество копировало живые системы, их принципы, механизмы в виде простых модельных систем. На определенном этапе мы научились создавать материалы, не существующие в природе. Сегодня развитие науки достигло такого уровня, когда путем конвергенции наук и технологий стало возможным не просто моделировать, а конструировать, созидать природоподобные системы.

Для того чтобы разумно, безопасно и эффективно пользоваться всеми этими достижениями, привести современную техносферу в гармонию с природой, создать ноосферу, о которой говорил В.И. Вернадский, необходимо учитывать и использовать закономерности трансформации сознания, психики человека. Человек как субъект практического и познавательного отношения к миру рано или поздно сам становится объектом научно-технологического воздействия.

Подводя итог, авторы сообщают, что будущее человечества — в руках самого человека, «человека разумного», вооруженного рациональным оружием научного познания мира. Ведь, как известно, «знание — неустранимый компонент любого человеческого способа освоения мира — может быть воплощено практически во всех продуктах материальной и духовной деятельности людей» [Пружинин 1986, 14]. Именно наука должна стать одной из основных движущих сил по преодолению системного кризиса цивилизации, выживанию человечества, выходу на новый этап развития цивилизации.

Сегодня человечество находится в точке бифуркации. Мы подошли к осознанию того, что должны стать частью природы, жить за счет принципиально новых ресурсов и технологий, созданных по образцу живой природы. А это возможно только с использованием самых совершенных технологических достижений. Сохранение нашей цивилизации, ее будущее связано с появлением и развитием конвергентных НБИКС-технологий. Именно они позволят создать гармоничную ноосферу, в которой три ее составляющие — биосфера, техносфера и сложнейшая система общественных связей — будут не конфликтовать, а дополнять друг друга, теснейшим образом взаимодействовать, т.е. будут конвергентны.

Таким образом, изучая статьи по тематике Философия природы и ландшафта, можно сделать вывод о том, что природу и человека в ней необходимо рассматривать как единое целое и никак иначе. Неоценимым является вклад российского и советского учёного естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля конца XIX века и первой половины XX века Вернадского Владимира Ивановича в развитие наук о Земле и Природе. Нельзя не согласиться с тем, что сохранение нашей цивилизации, обязанность быть частью природы и жить по её законам, развитие науки в гармонии с природой являются главной задачей человечества. Также стоит отметить, что все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы. [«В.И. Вернадский как историк науки: методологические находки и парадоксы»; «Вопросы философии»; № 11 за 2013 г., автор — Кузнецова Н.И.]

1. Сайт журнала «Вопросы философии»

http://vphil.ru/

2. «Вопросы философии» — Википедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вопросы_философии

3. Философия природы:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st065.shtml

4. Вернадский, Владимир Иванович — Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

5. Лисеев, Игорь Константинович — Большая биографическая энциклопедия:

https://gufo.me/dict/biography_encyclopedia/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

6. Микешина, Людмила Александровна — Большая биографическая энциклопедия:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/82276/Микешина

7. «Философия Просвещения» Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии — «Вопросы философии»:

  • http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1070&Itemid=52

8. Философская концепция И.Т. Фролова в её содержательном единстве — «Вопросы философии»:

  • http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1062&Itemid=52

9. Философские идеи В.И. Вернадского и современная научная картина мира (к 150-летию В.И.Вернадского) — «Вопросы философии»:

  • http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=860&Itemid=52

10. Конвергенция наук и технологий — новый этап научно-технического развития — «Вопросы философии»:

  • http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=716&Itemid=52

11. В.И. Вернадский как историк науки: методологические находки и парадоксы

  • «Вопросы философии»:
  • http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=856&Itemid=52

Размещено на Allbest.ru

-..