Дошкольное образование в Швеции

первого учебного плана для дошкольных учреждений, который вступил в силу 1 августа 1998 года. Правительство и парламент Швеции утвердили учебный план, обозначающий систему ценностей, а также цели и обязанности дошкольных учреждений.

Учебный план является гарантией качественного дошкольного образования для всех детей, независимо от места проживания. Если все детские сады следуют одному учебному плану, они имеют аналогичные цели. В то же время пути к их достижению могут быть разными. Учебный план не навязывает методы работы, воспитатели в сотрудничестве с родителями и детьми сами занимаются их разработкой. То, что подходит в одном детском саду, не всегда приемлемо в другом.

Одной из сильных сторон дошкольного образования в Швеции является подготовка педагогических кадров. Для педагогов дошкольников существует специальная университетская программа, продолжительность которой составляет 3,5 года. Освоить ее может любой студент, поскольку обучение по специальности «дошкольный педагог» полностью финансируется государством.

Государство не забывает о родителях. Уже с 1948 года при рождении ребенка в Швеции родители получают денежное пособие. Помимо, этого папа и мама имеют право на отпуск продолжительностью 450 дней, которые оба родителя могут использовать единовременно или «растянуть» по своему усмотрению на ближайшие восемь лет. Этими же льготами пользуются родители приемных детей.

Демократия, солидарность, ответственность

Культура воспитания детей в Швеции развивается в контексте модели «общества всеобщего благоденствия», где благополучие ребенка находится в центре внимания. Воспитание детей является общественно-политической задачей. Основополагающие ценности, которые должны быть привиты при помощи обучения и воспитания — это Демократия, Солидарность и Ответственность. Демократия является основой деятельности дошкольных учреждений. Дети должны знать, что все люди равны.

При знакомстве с учебным планом бросается в глаза, насколько государство заботится, чтобы социальная демократия стала повседневной практикой. Учебный план подчеркивает, что становление детской идентичности должно быть согласовано с изменениями шведского общества. В связи с процессами эмиграции шведское общество становится более многогранным с культурной и этнической точки зрения. Учебный план также указывает на необходимость экологического воспитания детей. Воспитатели должны обучать ребенка заботливому отношению к окружающей среде.

10 стр., 4607 слов

Профессия агроном реферат для детей

... Сумели определить: способности, склонности и умения связанные с профессией агронома; значимость профессии для сельского хозяйства; значимость профессии для общества. Сумели сформировать: -установку на успешную профессиональную ... возделывания садовых или полевых культур. Трудовая деятельность Работа агронома начинается с составления плана о посадочных мероприятиях, закупке семян и удобрений. Далее ...

Не нарушая прав ребенка

Детские сады существуют, прежде всего, для детей, даже если и родители получают выгоду в виде возможности работать или учиться. Ребенок — свободная личность, которую нужно уважать, уметь слушать и слышать. Воспитывать ребенка нужно, не нанося ущерб его личности, не унижая, так, чтобы вырастить человека, умеющего принимать решения и отвечать за свои поступки.

Концепция детства основывается на демократических ценностях и на уважении прав ребенка. Отношение воспитателей к детям носит характер не иерархического отношения — действует принцип переговоров. Вместо того чтобы командовать детьми, воспитатели приглашают их обсудить ситуацию вместе.

С раннего возраста малыш имеет право выбора, он понимает, что его мнение важно для окружающих. Воспитатели должны с уважением относиться к мнениям детей, их интересам и опыту при планировании ежедневного обучения. Нет ничего удивительного, если воспитатель спрашивает у детей совета, во что лучше поиграть.

Согласно учебному плану, игра важна для развития и обучения ребенка. Дети должны иметь возможность выразить себя индивидуально и в группе, например, в песнях, музыке, рисовании, танце, театральных выступлениях, речи и письме. Языковое развитие ребенка является неотъемлемой частью дошкольного образования. Детские сады несут особую ответственность за детей, для которых шведский язык не является родным.

Ярким выражением такого отношения к жизни является создание организаций, которые следят за тем, чтобы неукоснительно соблюдались права ребенка. Эти организации, например, отслеживают рекламу на телевидении. Согласно закону 1991 года реклама не может быть направлена на детей, поэтому до, после и во время детских передач запрещен показ роликов, агитирующих покупать игрушки, напитки или другие продукты. Кроме того, для детей создана специальная конфиденциальная телефонная линяя, которая предназначена как для регистрации жалоб, так и для информирования самых маленьких граждан об их правах.

Задачи дошкольных образовательных учреждений являются широкими и всесторонними, ведь они должны заложить фундамент для последующего развития личности. Главная задача, стоящая перед дошкольным образовательным учреждением, — заинтересовать ребенка, развить в нем желание учиться, совершенствоваться, постигать новое, вселить в детей веру в собственные способности, а не достижение определенного уровня знаний.

Какой сад выбрать

Государственная ответственность за социальное обеспечение и воспитание детей в Швеции фактически привела к государственной монополии в этой сфере. Частные детские учреждения встречаются редко.

Дошкольные учреждения работают круглый год пять дней в неделю, за исключением официальных праздничных дней. Время работы детского сада — обычно с 7.00 до 17.30; но есть варианты. В Стокгольме, где многие родители сильно загружены, есть детсады, которые закрывают в 18.30.

Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от одного года до пяти лет. Дотируемые государством государственные детские учреждения поддерживают профессионально занятых родителей, позволяя как можно лучше совместить семью с работой или учебой. Муниципалитеты обязаны предоставлять места в дошкольных учреждениях всем детям, чьи родители работают или учатся. Дети, чьи родители не работают или находятся в отпуске в связи с рождением ребенка, имеют право посещать дошкольное учреждение не менее 15 часов в неделю. Семейная политика в Швеции ориентирована на поддержку профессионально занятых родителей, для чего государство создало необходимые условия. Вследствие этого работающие родители получают гораздо больше поддержки, чем не работающие.

17 стр., 8404 слов

По социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся ...

... работы) и др. Все выше сказанное позволяет обосновать актуальность выбранной темы курсового?? исследования: «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях государственной поддержки детства». Объектом нашего исследования являются дети-сироты и дети, ... детскими ... детей. При Павле 1 на государственном уровне стали заботиться не только о детях-сиротах, ...

Днем на улицах шведских городов можно встретить организованные группы детей. Это малыши из открытого детского сада, так называемого «даггис», гуляют в сопровождении воспитателей. Группа эта заметна издалека, ведь все малыши одеты в светоотражающие жилеты. Обычно в таких группах 10-12 детей. У открытого детского сада нет собственного помещения. В течение нескольких часов дети под присмотром взрослых путешествуют по улицам города, знакомятся с его достопримечательностями, постигают правила поведения в общественных местах. При приеме в открытые дошкольные учреждения предварительная регистрация детей не требуется.

Есть в Швеции семейные детские сады, где воспитатель присматривает за детьми в собственном доме. Семейный детский сад — «дагмама» — обычно оборудуется таким образом, чтобы в нем могли комфортно проводить время 4-8 детей. Дети находятся здесь примерно столько же времени, как и в обычных детских садах, пока родители на работе. Малыши вместе с воспитателями также гуляют по городу, изучая особенности общественной жизни.

Правда, и в обычных детских садах сейчас малыши все больше времени проводят на улице. Дошкольники играют в подвижные игры и, как показали исследования скандинавских специалистов, это не только развивает крупную моторику (малыши становятся более ловкими и сильными), но и укрепляет здоровье. В сравнении со сверстниками, которые проводят большую часть времени взаперти, дошкольники, занимающиеся на воздухе, значительно реже болеют.

Сильно институализированную систему воспитания и заботы о детях, которая стала составной частью государства всеобщего благоденствия, отличает высокое качество педагогической работы. Более 50% персонала детских садов состоит из воспитателей, а также педагогов, которые занимаются с детьми в свободное время. Обычно с группой детей из 15 человек в возрасте до трех лет занимаются два воспитателя и одна няня, а если ребята старше трех лет, то группа состоит из 20 человек.

дошкольный образование воспитание швеция

Для детей с нарушениями в развитии

Главный принцип шведской системы интеграции детей с нарушениями в развитии — сделать так, чтобы «особый» ребенок перестал быть «особым» в социальном плане и стал своим среди сверстников. Важно, чтобы он мог нормально жить, общаться, играть, учиться. Считается, что в детском саду лучшей терапевтической средой является естественное взаимодействие ребенка со сверстниками.

По шведским законам каждый ребенок с нарушениями развития имеет право на личного ассистента в детском саду. Сначала специалисты определяют, какие у ребенка проблемы, по их показаниям и назначается ассистент. Его работу оплачивает коммуна, а не детский сад. Ассистент закреплен за конкретным ребенком и следует за ним из группы в группу (если семья переезжает, то и в другой садик) и дальше, в школу.

22 стр., 10624 слов

Формирование гуманного отношения детей к природе

... предметный компонент природы - оказывают развивающее воздействие. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности ... авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова "Мы земляне", программа Е. Рылеевой "Открой себя", программа ...

Готовясь к школе

С середины 70-х годов прошлого века в Швеции получила распространение так называемая предшкола, являющаяся старшей ступенью системы дошкольных учреждений. Посещают ее шестилетние дети. Подготовительные учреждения открыты круглый год. Дети неработающих родителей тоже могут ходить на занятия.

Подготовительные классы для шестилетних позиционируются как отдельная форма учреждений и считаются первым шагом к длительному обучению. Государство устанавливает цели образования, за выполнение этих целей отвечают коммуны.

Подготовительные классы выполняют как социальную, так и культурную функции. На обучение отводится не более трех часов при сохранении общего режима детского сада. Более 90% детей посещают такие подготовительные заведения.

Здесь за детьми присматривают, о них заботятся, их обучают. Через игровые ситуации малыши овладевают началами чтения и письма. И хотя при поступлении в школу шведские дошкольники отстают от своих зарубежных сверстников по грамотности, к девятому классу они становятся лучшими в мире по этому показателю.

Важно заметить, что ни в одном дошкольном учреждении детей не ранжируют по успеваемости. Педагоги обсуждают успехи детей, но сами дети вплоть до восьмого класса школьного обучения не получают отметок.

Предшкольное образование в Швеции — тема острых дискуссий. У него есть как сторонники, так и противники. Одни, выступая с точки зрения выравнивания стартовых возможностей для детей, поступающих в школу, считают такую меру, как предшкола, недостаточной. По их мнению, необходимы более глубокие изменения в социальной структуре и в системе образования. Другие критикуют предшколу с «общегуманистических» позиций. Они уверены, что такое образование ограничивает свободу ребенка и права родителей, подчеркивая, не без оснований, несовершенство дошкольных учреждений по сравнению с «нормальной семьей». Противники предшкольного образования убеждены, что обучение навыкам письма и чтения не сможет решить проблемы общего развития ребенка. Гораздо более распространенным является мнение о том, что каждый дошкольник должен научиться делать что-то своими руками. Это повышает уверенность ребенка в своих силах и подготавливает его к дальнейшим испытаниям, поскольку собственным старанием малыш достигает реального результата уже в таком раннем возрасте.

Хвалить, нельзя наказывать

В Швеции уже в 1970-е годы правительство серьезно обеспокоилось практикой применения физического насилия. По телевидению и в газетах широко обсуждалась неприемлемость подобных действий в отношении ребенка; соответствующие обращения к взрослым публиковались повсюду, даже на пакетах с молоком. В 1979 году был введен закон, согласно которому «по отношению к ребенку не может применяться физическое наказание или иное воздействие, унижающее его достоинство… Намеренные угрозы, ограничение его свободы или иные действия, вызывающие неприятные чувства у ребенка, рассматриваются как унижающие его достоинство, а потому запрещены». Не случайно столь популярная у нас книга А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» в родной Швеции воспринималась не однозначно — ведь в ней родители неоднократно наказывали ребенка.

Воспитание экологической культуры детей и молодежи в Швеции

Швеция — одна из самых развитых и самая экологически чистая страна мира. Швеция намерена оставить в наследство будущим поколениям общество, в котором самые насущные экологические проблемы уже решены.

4 стр., 1842 слов

Ценностная природа культуры

... изучить ценностную природу культуры. Объектом исследования выступает культура, предмет исследования - природа культуры, рассматриваемая с точки зрения ценностей. Задачи исследования: 1) изучить понятие ценности и определить иерархию ценностей в культуре, 2) изучить ценностную природу культуры. ...

Гармония с природой — часть шведской культуры, национального самосознания. Культурная политика Швеции делает акцент на воспитании гармоничной, интеллектуальной, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению, адаптированной к быстро изменяющимся условиям жизни. Проблемы экологии в стране решаются как экономическим путем, так и усилиями, направленными на воспитание экологической культуры и экологической грамотности населения [4].

Приоритетными в экологическом образовании Швеции являются занятия на природе.

Система «Лесных школ» действует в Швеции уже более 40 лет. Здесь дети знакомятся и исследуют природу во всем ее многообразии, учатся правильно вести себя в лесу, принимать самостоятельные решения в экстримальных природных условиях. Для занятий на природе выделены специальные дни и проектные недели. В программы «Лесных школ» обязательно входят экологические игры, основная цель которых — эмоциональное восприятие природы.

Научить детей заботиться о природе — важная часть занятий. Уже в раннем возрасте они привыкают забирать с собой мусор с пикника, правильно разжигать, а затем тушить костер и многое другое. Та же мысль глубоко укоренена в шведском движении скаутов, уделяющем большое внимание вопросам окружающей среды. Есть еще и отряды морских скаутов, в которых дети и подростки учатся ходить под парусом, учатся сотрудничеству и уважению к товарищам и природе.

Наряду с обычными стационарными дошкольными учреждениями в Швеции существуют уличные сады, в которых дети практически все время находятся на воздухе: они проводят садовые работы, сажают растения, ухаживают за ними, занимаются физкультурой.

Формирование здорового образа жизни, главным компонентом которого является занятие спортом — одна из важных составляющих экологической культуры Швеции. Гимнастика входит в обязательную программу физического воспитания в детских садах и школах, широко распространен лыжный спорт.

На базе шведского общественного движения любителей-лыжников была создана «Природная школа», девиз которой — «На природу — в любую погоду!». Такие школы существуют во многих районах Швеции, их посещают более 100 тыс. детей. В них дети изучают природу, учатся заботиться о ней, беречь удивительный зеленый мир нашей планеты, используя в познавательных играх и художественном творчестве природный материал (шишки, листья, камешки, палочки и пр.).

Программа «Природной школы» покоряет своей простотой, доступностью, сказочностью. Придумал всех сказочных персонажей и их песни Госта Фром: человечка Мулле, родившегося в лесу и защищающего леса; его друга Лососика, охраняющего водоемы; Нову, живущую в горах и заботящуюся о воздушном океане; Косму, охраняющую космическое пространство. Для детей создается маленький мир вокруг Мюлле, и они узнают, как нужно вести себя в лесу, чтобы он остался доволен. Главное во всем этом, конечно, игра в обстановке леса, но играя, дети узнают о растениях, деревьях и животных. Школа Мулле дарит детям радость открытий и развивает их ответственность за все живое. Мулле не только в Швеции стал символом заботливого отношения к природе [5].

15 стр., 7267 слов

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

... экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной ...

Очень популярны в Швеции экологические тропы в национальных парках. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности. Кроме того, пройдя по экологической тропе с экскурсоводом, можно узнать много интересного об обитателях парка, расширить знания о природных объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача экскурсоводов — научить слушателей видеть, замечать различные явления в зоне маршрута, уметь оценивать результаты влияния человека на природу [6].

В Швеции, начиная с младших классов, детям прививают экологические навыки, связанные с сортировкой бытового мусора. Такой урок проходит раз в неделю. Детям наглядно показывают как происходит разделение отходов: какие из них могут подвергаться вторичной переработке, какие считаются опасными и нуждаются в уничтожении.

Забота о природе формируется с детства, прежде всего, по типу имитации и подражания. Поэтому позитивное и бережное отношение к природе в поведении взрослых, а также образовательные и воспитательные программы СМИ, оказывают огромное влияние на формирование экологического сознания и поведения детей и подростков. Центральное телевидение Швеции уделяет достаточно внимания программам о защите окружающей среды.

В формировании экологической культуры большая роль отводится семье, образовательным учреждениям всех уровней, государственным и социальным институтам, общественным и религиозным организациям, учреждениям культуры, науки, туризма и спорта, средствам массовой информации. В создании системы экологического образования и воспитания принимают участие все социальные группы и все слои населения.

Система экологического воспитания носит непрерывный характер: семья — детский сад — школа — университет — профессиональная деятельность. Причем экологическое воспитание детей дошкольного возраста является приоритетным звеном.

Основополагающее влияние на процесс развития и укрепления в жизни общества экологических принципов играет государственная экологическая политика этих стран, определяющая государственные приоритеты и использующая национальные традиции в процессе воспитания общественной и личностной экологической культуры.

Как результат — у подрастающего поколения формируется социально-ценный личный опыт взаимодействия с окружающим миром, что способствует преодолению потребительских установок в отношении к природе и ее ресурсам, создает условия выработки природосообразных культурных норм отношения к миру живой природы.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/doshkolnoe-obrazovanie-v-shvetsii/

4 стр., 1662 слов

Культура и природа

... просто средой обитания, экологической нишей человека наряду с представителями животного царства, сферой его предметно – преобразующей деятельности, материального производства, «царством естественной необходимости». 1. Взаимосвязь культуры и природы. Неразрывное единство человека и природы ...

1. Э.Л. Емельянова, А.Н. Веракса. Современное дошкольное образование. 2008. №3

2. Шульженко А.К. Воспитание эстетического восприятия окружающей среды в европейских странах // Экологическое образование. 2005. №2. С. 29-Экологическое воспитание ребенка

3. За что можно полюбить Швецию?

4. Шведы и природа: любовь на всю жизнь

5. Окружающая среда: экология для будущего

6. Берулава М. Н. Проблема развития экологического сознания у молодежи // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения. М.: Акрополь, 2008. С. 340