В современных условиях развития общества, одной из задач школы является развитие в учащихся навыков самостоятельности в приобретении знаний. Содержание школьного предмета биология отражено в учебнике, являющимся одним из важнейших источников знаний и средством обучения учеников. При системном использовании его в учебном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, а также приобщении учащихся к самообразованию.
Достижение этой цели возможно только в условиях развивающего обучения с использованием элементов различных технологий: проблемного обучения, приёмов развития критического мышления. Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому всё объяснили. Поэтому, моя задача — не дать учащимся знания в готовом виде, а научить самостоятельно добывать их, учить учащихся анализировать ситуацию, критически оценивать ее, систематизировать, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать мысли в виде планов, конспектов, схем, таблиц, опорных конспектов, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи, стимулировать творческую деятельность. Развитие личности невозможно без способности к самоанализу и самостоятельной коррекции. Рефлексия на уроках помогает ученикам лучше понять себя, оценить свои возможности.
Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника как я уже заметила является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Задача педагога заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний.
Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся и представлена в виде системного формирования приёмов работы с книгой. В процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.
Главная точка опоры в работе с учебником на уроках биологии – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся по предмету «Биология» строится через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, биологическими терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника.
Выпускная работа «Методика организации профориентационной ...
... учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что здесь школьники не только получают определенные знания, ... 9337 человек. В России профориентационная деятельность начала развертываться в первые ... же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного ...
Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.
Так как содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющемся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию
1 Методы работы с учебником биологии на уроках.
В условиях, когда учитель имеет возможность выбора из большого числа учебников, приходится констатировать факт, что работа с учебником, учебным текстом, не всегда является формой учебной деятельности, часто используемой на уроке, тогда как учебник – это средство обучения, имеющееся у каждого ученика. Для активизации процесса учебного познания необходим поиск эффективных приемов работы с текстом учебника, организация деятельности с ним на уроке, а не только при выполнении домашних заданий.
Хотелось бы обратить внимание на три основных аспекта при организации работы с текстом учебника[1]:
- гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира;
— дидактический аспект – формирование умений работать с информацией. Научить учащихся работать с текстом, т.е. извлекать информацию, подлежащую усвоению – одна из ключевых компетентностей, которой должен владеть ученик!
- развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом.
Особенно важно систематически использовать учебник в школьном курсе биологии с 5 класса с тем, чтобы при дальнейшем изучении данного предмета эта работа велась также систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов является основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
Особенности работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
... работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (дети с аграмматической дисграфией) в условиях общеобразовательной школы и наметить пути коррекции недостатков речи. Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья (с аграмматической дисграфией). Предмет исследования: работа с учащимися с ...
Используя эффективную методику обучения по системному и систематическому использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно-воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.
Мы исходили из того, что понимаем под системой совокупность элементов учебной деятельности, обеспечивающую учащихся сформированными знаниями, умениями и отношениями к природе в учебно-воспитательном процессе урока.
Систему использования учебника на уроках биологии считаем открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 5 классе, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебного предмета биологии следующих классов, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности[2]
Так как система использования учебника является частью общей системы учебно-воспитательного процесса на уроке, то она обусловлена целями обучения, возможностями содержания учебников биологии, спецификой отдельных тем и подготовленностью учителя.
В то же время, система отражает место учебника и его роль в учебном процессе на современном этапе. Учебник является системообразующим компонентом учебно-методического комплекса предмета биологии.
Мы считаем, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.
Исходя из этого, учащиеся должны четко представлять себе структуру учебника и научиться работать с ее компонентами. Известно, что основное содержание учебника представлено различными видами текстов и внетекстовым методическим аппаратом.
1.1 Умение ориентироваться в учебнике.
Развитие данного умения предполагает:
-уметь называть основные части учебника и объяснять роль каждой из них;
— по оглавлению определять содержание глав;
-находить быстро параграфы изученного и незнакомого учебного материала, сведения по тому или иному вопросу;
-использовать изложенные в статье «Как работать с учебником» сигналы – символы, шрифтовые выделения.
Впервые к работе с учебником биологии школьники приступают в 5 классе. С первого урока направляю усилия на формирование умений ориентироваться в учебнике. Для этого предлагаю задания: выяснить, что такое титульный лист учебника, о чём он рассказывает. При этом происходит знакомство с названием книги, авторским коллективом, годом и местом издания и в каких классах школы он будет изучаться. Далее идёт работа со статьёй «Как работать с учебником», при этом рассматриваются и объясняются условные обозначения, сигналы-символы. Эти знания важны, т.к усвоение их, в дальнейшем, позволит экономить время на уроке. Важным считаю и умение пользоваться аппаратом ориентировки учебника, знать особенности оглавления и значения шрифтовых выделений. Всё это позволяет учащимся составить представление о содержании и структуре учебника, его главах, соотношении его различных частей, выявить основные рубрики, оперативно найти нужные страницы.
Дельфины — удивительные млекопитающие. Исследовательская работа ...
... этих замечательных и прекрасных животных и раскрыть эти тайны в данной работе. Общее описание Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не ... к себе пристальное внимание как ученых, так и инженеров. Во многих странах для изучения дельфинов построены специальные дельфинарии, где животные легко вступают в контакт с человеком. ...
Работу с оглавлением организую с помощью вопросов и заданий типа:
- сколько глав в учебнике;
-сколько параграфов во главе;
-укажите с помощью оглавления номера страниц, на которых раскрывается тот или иной вопрос;
-пользуясь оглавлением, определить основное содержание главы.
Эти вопросы я использую не только на вводном уроке, но и при изучении каждой новой главы, т.к эта работа организует учащихся и привлекает их внимание к новому материалу.
1.2 Умение работать с текстом учебника
Данное умение предполагает:
-развитие способностей быстро читать и понимать текст;
-выделять главные мысли;
-пересказывать содержание параграфа;
-подбирать материал для ответа на вопрос;
-составлять схемы – свёрстки;
-заполнять таблицы;
-составлять план и конспект учебной статьи;
-составлять разноуровневые вопросы к тексту;
-использовать приобретённые знания для решения познавательных задач;
-резюмировать информацию.
Известно, что самую важную и большую по объёму, значительную по смысловой нагрузке часть учебника составляет текст. За время работы в школе заметила, что значительная часть учащихся в классах затрудняются при пересказе не только длинных и сложных текстов, но и достаточно простых и коротких. Это свидетельствует об ослабленной памяти. Такие дети нуждаются в специальных опорах, благодаря которым они обретают уверенность в своих ответах. Изучив технологию В.Н. Зайцева, я ввела в свои уроки «самарский вариант» пересказа коротких текстов. Его можно использовать на разных этапах урока. Пересказ «по-самарски» предусматривает последовательное выполнение шести упражнений по 1-2 минуты каждое:
-чтение отрывка текста длительностью по 1-2 минуты;
-осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);
-запись на доске 4-7 ключевых слов (по выбору учеников);
Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы
... с.90]. Работа с классным коллективом может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, ... возможности занятий по Н.Е. Щурковой в сплочении классного коллектива; 3. разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на сплочение коллектива. Теоретико-методологическая основа исследования методы исследования ...
-образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;
-жужжащий пересказ в парах;
-пересказ текста слабым учеником
Замечено, что ежедневно повторяемый цикл упражнений способствует всё лучшим и лучшим ответам учеников. Ради экономии времени тренировку можно проводить по текстам домашнего задания. В этом случае опускаю первые два упражнения и начинаю работать сразу с записи ключевых слов.
Наиболее важные тексты требуют значительной работы по осмыслению логичности материала с опорой на план и здесь часто учителями допускается традиционная ошибка: не используя пересказа «по-самарски», сразу переходят к составлению плана, не считаясь с тем, что для средних, а тем более слабых учащихся это не по силам. Обучая пересказу коротких текстов, постепенно перехожу от простого к сложному через логичный и лаконичный пересказ к краткому и точному изложению большого объёма учебного материала.
1.3 Приемы работы с учебником
В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:
— осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе;
— направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;
-обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к самообразованию.
В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.
При формировании понятий необходимо опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н. М. Верзилиным[5] и другими авторами. При этом соблюдается поэтапность этого процесса:
— Накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий).
-Интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия.
— Использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия.
— Соотнесение с системой понятий.
В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач.
Контрольная работа: Классификация и функции социальных институтов
... и стимулы. Целью моей контрольной работы является раскрытие темы: "Классификация и функции социальных институтов". Задачами моей работы являются: раскрытие понятия социального института,рассмотрение видов и функций социальных институтов. Понятие "институт" - одно из центральных в ...
Вместе с тем, материал учебника — это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию[6].
В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, составление плана параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.
В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.
Немало важную роль для учащихся играют термины.
Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины. Для качественного освоения научного языка использую следующий алгоритм:
1. Проговаривание термина;
2. Запись на доске и в тетради;
3. Работа над орфографией;
4. Выявление этиологии термина;
5. Тренинг.
Большую поддержку в освоении терминов играет раздел «Терминология». Работа с терминами является одной из важных сторон обучения. От усвоения новой терминологии во многом зависит и усвоение нового материала. Если учащиеся не смогут до конца понять, что обозначает термин или пропустят объяснение какого либо понятия, то в дальнейшем им трудно будет усвоить новую информацию и в итоге пропадает интерес к предмету, и, как правило, снижается успеваемость. Раздел «Терминология» можно использовать при закреплении материала, а также, в качестве проверки усвоения знаний. Мною сделана распечатка всех терминов из данного раздела, что даёт возможность более качественно проверять материал. Проверка усвоения терминов осуществляется при проведении мною биологических диктантов.
Пример биологического диктанта по теме «Развитие эволюционных представлений.
Задание
1.4 Признаки самообразовательной деятельности учащихся
В процессе обучения на уроках биологии следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. Считаем, что возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержанки биологического образования.
К признакам самообразовательной деятельности относятся:
Разработка плана воспитательной работы
... реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся. Дифференциация направлена ... Личностный подход по её мнению требует знаний черт личности, особенности личностных свойств, взаимосвязь отдельных ... и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. База ...
— высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;
— добровольность в приобретении новых знаний;
— совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
— избирательный характер по сравнению с учебным познанием;
— целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.
Реализацию этих признаков рекомендуется осуществлять через:
-систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий, составляющих каждое умение;
— включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности;
- использование, кроме учебника, дополнительных источников знаний: книг для чтения по различным разделам биологии, определителя растений, насекомых, рыб, и другой научно-популярной литературы;
— включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность, развитие познавательного интереса.
Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в самовоспитании и самообразовании и готовность включиться в эти процессы. Поэтому рассматривая самообразование как составную часть и условие расширения системы ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.
В целях воспитания убеждений и позитивных отношений учащихся к природе при обучении биологии в процессе использования учебника на уроке предусматривается развитие у учащихся:
— знаний о нормах поведения в природе;
— оценочных суждений о значении биологических знаний для обоснования взаимоотношений человека с природой;
-общественной активности, участия в общественно полезных делах по охране природы.
Эти направления обучения осуществляются путем:
— применения специальных вопросов и заданий к текстам учебников биологии, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности биологических знаний;
— ознакомления школьников с фундаментальными основами биологии, отраженными в учебниках, с ее гуманистическим характером, с диалектическим и историческим подходами к изучению биологических явлений;
— анализа текстов, представляющих воспитательную ценность, но не достаточно раскрытых в содержании учебников биологии;
- оценки учебников биологии как учебной книги в целях привлечения учащихся с демократических позиций к доработке содержания учебника и привнесения ими ценностного материала из дополнительных источников знаний;
- выработки у школьников ценностных отношений к живой природе, умений применять полученные знания в практической деятельности.
При обучении необходимо перестраивать позицию ученика, превращая его из объекта обучения в активно действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению внутренне усвоенных им целей, а также необходимо формировать личностное отношение учащихся к процессу познания путем осознания его «смысла» для личности.
Конфликты между учащимися и учителям
... работы. Глава I. Проблематика конфликтов между учащимися и учителями в контексте психолого-педагогических исследований 1.1 Сущность педагогических конфликтов в понимании отечественных психологов Изучением особенностей взаимодействия в системе «ученик - учитель» ... обернулись на звук и отошли друг на друга». В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер ...
Таким образом, возможность использовать учебник на уроках биологии в целях развития знаний, умений и отношений к природе, в этом видно системное систематическое формирование умений самообразовательной деятельности.
1.5. Использование учебника на уроках биологии и во внеурочной деятельности учащихся.
В школьном курсе не отводится специального времени для овладения методами и приемами учебной работы, поэтому возникает необходимость обучать этому учащихся непосредственно на уроках, одновременно отвечая на вопросы: зачем изучать биологию? что изучать в ней? как изучать? как научиться рационально изучать? как учить? Одним из приемов учебной работы является работа с учебником.
Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Зачастую учащиеся учатся этому стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки).Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.
Основными направлениями при работе с учебником являются следующие моменты:
-работа с учебником;
-работа с дополнительной литературой;
-совместная работа учителя и школьного библиотекаря.
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
-работа с учебником с помощью учителя.
-самостоятельная работа учащихся с материалом учебника.
Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы
... эстетического воспитания – это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, вечера поэзии, встречи за круглым столом, дискотеки. Средства эстетического воспитания. В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических ... к искусству. 3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. ...
При этом формируются следующие навыки и умения:
-уметь выделять главное в тексте, таблице, на рисунке.
-сравнивать, делать обобщения, выводы по тексту.
-составлять по тексту план рассказа.
-составлять вопросы к тексту.
-вести словарь биологических терминов по теме.
-выполнять схемы, таблицы, графики по тексту учебника.
-готовить сообщения, писать конспекты, “сочинения”.
-работа над рефератами по определенной теме.
-составлять карточки-консультанты по теме учебника.
-формирование умений охватывает текст как целостность.
Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.
Применяется такая форма самостоятельной работы учащихся, как индивидуальное изучение некоторых параграфов учебника с последующим письменным выполнением заданий. Предназначенный для самостоятельного изучения материал и содержание письменной работы подбирается так, чтобы школьники в течение одного урока могли выполнить полностью все задание.
Практика показала, что после проведения трех-четырех самостоятельных работ учащиеся приобретают нужные организационные навыки и практически все справляются с заданием. Если же кто-либо испытывает затруднения, то он получает у учителя необходимую консультацию и соответствующее задание на дом.
Использование учебника на уроке способствует выработке умения самостоятельно готовиться к занятиям дома. Школьники должны знать, как составить план ответа, подготовить конспект, написать тезисы. На первом этапе педагогически целесообразно поощрять использование планов, тезисов, цитат при ответе на уроке. При этом уместно, например, в качестве дополнительного вопроса дать цитату из учебника с просьбой прокомментировать выдержку. Здесь могут быть вопросы на знание фактологического материала, вопросы мировоззренческого и методологического плана.
Необходимо обращаться к учебнику при подведении итогов изучения главы или темы, т. е. при обобщении материала. Для этого целесообразно использовать схемы, таблицы, что позволяет выделить основной материал, дает ориентировку в изученном, развивает мнемонические свойства.
Задание учителя может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, на уроке в 7 классе на тему “Класс двудольные. Семейство Крестоцветные” учитель предлагает учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану.
Очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии”:
1)группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Кольчатые черви” по вопросам: в какой части земного шара обитают черви? Где обитают черви? Как строение червя приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червя относят к земноводным?
2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Амфибии” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?
3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.
После работы с текстом учебника проводится беседа.
При закреплении знаний о строении семян двудольных растений учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о строении семян и на его основе составьте схему строения семени фасоли.
Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы. Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном, осуществляется запоминание, на втором
—деятельность учащихся направляется на усвоение связей между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях.
В старших классах наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий. Они могут быть самыми разнообразными. Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 5 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении клетки.
На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян учитель дает задание: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.
В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает учащимся составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности растительного организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.
Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по наблюдению за развитием растений и постановке опытов, как руководство к действию при выполнении лабораторных работ.
Подробнее остановимся на формировании некоторых специальных умений по работе с учебником биологии.
Значительное место в организации деятельности учащихся занимает работа по составлению плана, статьи или параграфа, т.к это способствует систематизации материала. Это довольно сложная деятельность и она вызывает у «слабых» и у «средних» учащихся большие трудности. Как правило, именно у таких детей пункты плана не отражают содержания, не связаны друг с другом по смыслу, состоят из вопросительных предложений. По такому плану тяжело связно пересказать содержание. При составлении плана надо учитывать,что любую информацию можно изобразить в виде небольшой логической схемы. Она поможет выделить главное и второстепенное, лучше запомнить и воспроизвести информацию. Эта схема напоминает куст, где есть центр (ствол), есть главные и второстепенные ветви. Этот приём интересен, он увлекает детей, помогая им думать, систематизировать и структурировать мысли. После того, как учащиеся овладевают умением выделять главные мысли и находить ответы на вопросы, важно научить их составлять вопросы к тексту. Обучение приёму составления вопросов начинают с анализа вопросов к параграфу учебника. Данный приём работы с книгой по формированию вопросов – дело сложное и учатся этому школьники на всех ступенях обучения
Нужно с самого начала не допускать, чтобы ученики читали механически, без ясного понимания прочитанного. Для этого используются разные методы обучения сознательному чтению. Но главное заключается в том, чтобы учитель обеспечил знакомство учеников с теми биологическими предметами и явлениями, о которых говорится в тексте учебника. При чтении в классе надо останавливаться на каждом труднопонимаемом слове и вопросами убеждаться, что ученики правильно его восприняли: «Что это значит?», «Как это надо понимать?», «Нельзя ли сказать по-другому?». Вопросы задаются тогда, когда ученик прочитал до точки.
Если нужно, то учитель дополняет прочитанную статью не многими, но яркими и доходчивыми словами. Он может вопросами углубить понимание содержания, обобщить его и выделить главные мысли текста.
Следует сначала давать прочитывать дома сюжетные статьи, которые читались в классе. И только после того, когда ученики приобретут навыки прорабатывать деловые статьи биологического содержания, можно и их задавать на дом. Учитель должен следить за тем, чтобы в задаваемых текстах не было незнакомых ученикам слов. Если такие слова встречаются, то необходимо их предварительно объяснить и закрепить в памяти детей правильное понимание, произношение и правописание их.
Постоянно следует приучать ребёнка к осмысленному чтению, развивать в нём способность усваивать не одни слова, но и мысли, а также ассоциировать вновь приобретаемые знания с ранее полученными представлениями. При чтении статей учебника надо также развивать у детей способность вычитываемые мысли переносить на соответственные реальные биологические объекты, развивать у них биологическое мышление.
Применение учебника также имеет целью приучить детей к самостоятельной работе над книгой вообще. Необходимость учебника вызывается следующими обстоятельствами: во-первых, для массового ученика недостаточно однократного слушания объяснения учебного материала для того, чтобы он его хорошо усвоил. Необходимо несколько раз воспринять одно и то же знание для того, чтобы его понять во всех деталях и прочно закрепить в памяти. Учитель не имеет времени одно и то же объяснять по нескольку раз. Зато ученики могут, прослушав учителя, потом прочитать материал в учебнике любое число раз.
Во-вторых, пусть ученики хорошо усвоили материал со слов учителя. Всё-таки они со временем многое, если не всё, забудут. Необходимо время от времени освежать в памяти приобретённые знания. Это можно делать по учебнику.
Учителю необходимо приучить детей использовать книжные иллюстрации. Наблюдаются такие случаи, что тексты учебника прорабатываются учениками дома и в классе, а на иллюстрации в книге не обращается внимания; учитель полагает, что ученики сами увидят их. Полагаться на это нельзя. При классном чтении учитель должен методически проработать иллюстрации: во-первых, связать их с соответственными местами текста, во-вторых, убедиться, как ученики воспринимают рисунок, спросить, что он изображает; если нужно, пояснить надпись и т. д.
В работу с учебником входит не только чтение текстов, но и выполнение указанных в нём задач и упражнений. Обыкновенно отдельные темы в учебнике заканчиваются вопросами. Эти вопросы для учителя имеют примерное значение. Он может их дополнять, изменять, если найдёт это полезным. Но нужно добиваться того, чтобы ученики дали на них правильные ответы и выполнили указанные упражнения. Это систематизирует и закрепляет приобретённые ими знания.
Систематическое использование учебника ставит перед учителем задачу не только научить учеников осмысленно и продуктивно читать, но и правильно готовиться к пересказу прочитанного. Нужно научить учеников последовательно, сжато пересказывать самое важное из прочитанного текста. Большую помощь в этом деле может оказать составление плана. Сначала учитель составляет и записывает на классной доске, а ученики в свои тетради план содержания заданной статьи. При работе над следующей статьёй весь класс под руководством учителя составит план пересказа её. Дома ученики читают её и готовятся к пересказу по этому плану.
Так, постепенно, они научатся самостоятельно составлять план и по нему готовиться и пересказывать материал. Тогда чтение приобретёт целенаправленность и будет более эффективно. Вместе с тем это является одним из важных способов развития логического мышления и повышения культуры речи учеников. Необходимо довести до сознания учеников, что для глубокого понимания и пересказа текста необходимо его прочитать несколько раз. При повторном чтении ученики должны вдумываться в содержание статьи, сосредоточивать внимание на трудных местах и стараться хорошо понять и запомнить наиболее важное.
Для подготовки к пересказу статьи ученикам надо уметь бегло читать и скоро находить ответы на вопросы плана.
Следует практиковать в классе, а затем и в порядке домашнего задания, ещё следующие виды работы над учебником:
-на первых порах необходимо чтение в классе учениками вслух под руководством учителя.
— чтение про себя для подготовки к чтению вслух. Тихое чтение проводится обычно в классе. Это проводится с разными целями: чтобы дать возможность ознакомиться с содержанием текста, чтобы найти в нём нужное место, чтобы выполнить какое-нибудь другое задание, требующее прочтения статьи. Иногда проводится тихое чтение для подготовки учеников к выразительному громкому чтению.
— самостоятельное чтение про себя статей в учебнике с постановкой вопросов по прочитанному материалу. Это может иметь разные цели: для выделения главных мыслей, для углубления материала, для составления плана статьи и т. д.
- чтение про себя и выписывание из учебника важных мест и новых слов.
- запись своими словами выводов из прочитанной статьи.
Сначала класс под руководством учителя поупражняется делать выводы из статьи. Учитель записывает их на классной доске, а ученики переписывают себе в тетради. Постепенно ученики длжны научиться самостоятельно формулировать выводы из прочитанного.
-составление таблиц на основе читаемого материала.
— чтение может сопровождаться зарисовками в тетради на основе текста или иллюстраций.
1.6 Применение электронных форм учебников в учебном процессе
На современном этапе так сложилось, что разные школы имеют разные материальные возможности и средства для проведения уроков. Одни имеют хорошую базу в виде лабораторного оборудования, пособий, таблиц, раздаточного материала, другие имеют хорошую техническую базу в виде компьютерного оснащения, мультимедийных проекторов и интерактивных досок. И каждый учитель старается полноценно использовать все возможности школьного оборудования для подготовки и проведения интересных, информационно насыщенных, и в то же время развивающих самостоятельность в работе у своих обучающихся уроков.
Чтобы использовать электронные учебники в учебном процессе: в школах имеется выход в Интернет, компьютеры. Всё это, можно использовать для работы с электронными образовательными ресурсами (ЭОР) не просто для демонстрации наглядного иллюстративного материала, а для активной познавательной деятельности обучающихся .
Электронная форма учебника – принципиально новая форма. Она является эффективным инструментом обучения, который помогает учителям сделать уроки яркими и интересными, а также оперативно получать результаты работы каждого обучающегося и выставлять отметку как в бумажный, так и в электронный журналы.
Дети используют эту форму и дома наряду с традиционным печатным учеником. На первых этапах работы, обучающиеся выполняли задания по траектории обучения под руководством учителя, сейчас они выбирают собственные образовательные маршруты, используя самоконтроль и самооценку. Электронный учебник для меня на уроке — это одна из форм использования информационных технологий.
ЭФУ позволяет также и выполнять традиционные лабораторные работы виртуально – например, на данном уроке это была работа с гербарием. Урок по ФГОС предполагает самостоятельное добывание знаний обучающимися, от учителя требуется собрать их воедино, поэтому на уроках мы работаем и с обыкновенной доской. И вот, в конце урока там записываются 10 положений, уже из того, что они узнали за урок. Ребята наглядно могут увидеть, на сколько они обогатили за урок свои знания. В конце урока мы проводим рефлексию в виде электронного тестирования.
В работе я отметила следующие преимущества электронной формы учебника по сравнению с печатной формой:
Используется дифференцированный подход в обучении, такие формы работы с электронным учебником как:
— разработка карточек с заданиями разного уровня, с ссылками на страницы в учебнике;
— учет индивидуальных особенностей учащихся (очень удобны задания разного уровня сложности).
Разнообразные средства учебника в электронной форме помогали учителю на уроках выстраивать индивидуальную траекторию учащихся:
- ребята могли быстро отрыть учебник на любой странице, очень удобная функция – возможность увеличивать размер изображения;
— интерактивные задания разного уровня сложности, которые учащиеся могли выполнять индивидуально;
— многочисленные тренажёры, лабораторные работы, интересный дополнительный материал;
— заметки на полях учебника помогают обмениваться информацией между учащимися, когда проходит коллективная работа, а также с помощь них учитель может общаться индивидуально в учащимися.
Элементы учебника в электронной форме способствуют увеличению концентрации и продуктивности внимания учащихся на задании: чтение дополнительного материала формируют навыки работы с различными видами и источниками информации; интересные иллюстрации, расширяют информационное пространство; интерактивные задания, виртуальные лабораторные работы, тестовые задания дают возможность обучающимся обучаться по индивидуальной образовательной траектории; а наличие контрольно-измерительных материалов для автоматической проверки знаний дает ребятам возможность самопроверки знаний, умений, компетенций.
Очень удобны объекты, сервисы учебника в электронной форме, они побуждают обучающихся выполнять дополнительные задания: активные ссылки по тексту учебника привлекают внимание и побуждают открыть и посмотреть, что за ними находиться.
Наглядность ЭФУ помогает при объяснении, анимации заменяют доску и мел, звуковое сопровождение речь учителя.
Делая наблюдения за детьми во время уроков, я увидела удобство работы с ЭФУ для каждого индивидуума. Так для визуалов, для которых лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, в учебнике помещены фотографии, видеофрагменты, текстовая информация. Кинестетиков порадуют в ЭФУ интерактивные задания, виртуальные лаборатории, работа с клавиатурой. Аудиалы в нём находят звуковое сопровождение и те же видеофрагменты. Для тех, кто использует правое полушарие и являются творческими личностями, даны видеофрагменты, смотря на фотографии объектов, выполняя задания в картинках, интерактивные и творческие задания у них развивается эстетическое восприятие мира. Левополушарные для себя находят в ЭФУ текстовую информацию, звуковое сопровождение, тестовые и логические задания.
Заключение.
Главным и самым первым источником научной информации в деятельности школьника является учебник. Овладение учащимися умением рационально работать с учебником – важное условие для успешного самостоятельного выполнения заданий на уроке и дома, самообразования. В процессе работы с учебной книгой формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет экономнее использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.
Задача педагога — заложить такой опыт работы с учебником, который мог бы быть использован в освоении любой системы научных знаний. Овладение умением работать с учебником идёт через самостоятельную и коллективную деятельность учащихся, в процессе коллективной работы каждый ученик старается сделать задание быстрее, лучше и интереснее.
Главная точка опоры в работе с учебником на уроках биологии – запас ранее усвоенных знаний и сведений, а рычаг – познавательный аппарат, умение и опыт использования его, заинтересованное отношение ученика, его устойчивость, воля, целеустремлённость. Познавательную деятельность учащихся по предмету «Биология» строится через формирование специальных умений: ориентироваться в учебнике, работать с текстом, биологическими терминами, читать и анализировать иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, работать с инструктивными карточками учебника. Формирование приёмов работы с учебной книгой относится к жизненно важным, т.к. позволяет учащимся продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями в повседневной жизни.
Овладевая содержательной стороной информации, учащиеся сопоставляют её с имеющимися знаниями, оценивают её значимость, подтверждают истинность своими примерами. Это говорит о том, что систематическая работа с учебником на уроках биологии не только формирует информационные компетентности учащихся, но и оказывает непосредственное влияние на повышение качества знаний и уровень интеллектуального развития школьников.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-po-pedagogike-biologiya/
1. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы
учащихся по общей биологии.- М.: Просвещение, 1989.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
3. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1996.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1976.
5. Дубинина Н.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Бактерии. Грибы. Растения”. – М. Издательский дом “Дрофа”, 2001.
6. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. – М.: Просвещение, 1981.
7. Ишкина И.Ф. Биология. Поурочные планы. – Волгоград, 2002.
8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – М.: «Молодая Гвардия», 1969.
9. Калинова Г.С. Методика обучения биологии (6 – 7 кл.) – М.: Просвещение, 1987.
10. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. — М.:, Просвещение,1989.
11. Колесов Д.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Человек” – М.: Издательский дом “Дрофа”.
12. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001.
13. Латюшин В.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику “Биология. Животные” — М.: Издательский дом “Дрофа”, 2001.
14. Луцкая Л.А., Никишов А.И. Самостоятельные работы учащихся по зоологии. – М.: Просвещение, 1987.
15. Методика обучения ботанике.// под редакцией Н.В. Падалко и В.Н. Федоровой. – М.: Просвещение, 1982.
16. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. и др. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1988.
Приложение
Конспект урока биологии 7 класс по учебнику Л.Н. Сухоруковой В.С. Кумченко И.Я. Колесниковой Биология Разнообразие живых организмов СФЕРЫ
Для проведения урока можно использовать электронное приложение к учебнику в котором есть все необходимые таблицы, тесты, лабораторные работы, видеосюжеты и т.д. Я приведу часть примеров использования таблиц на уроке биологии. Электронный учебник позволяет более глубоко раскрывать изучаемую тему урока, так как учащиеся наглядно видят информацию, которая помогает им на уроке.
Тема урока
Цели урока
Задачи:
— образовательные: дать представление о животных, относящихся к типу круглых червей; рассмотреть классы; показать значение червей в природных сообществах и для человека;
— развивающие:
— воспитательные:
Предметные результаты: Н, Личностные результаты:, Познавательные УУД, Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
Основные понятия, Межпредметные связи:, Ресурсы урока, Организация пространства:, Технология проведения
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Контроль знаний
Рубрика верю не верю:
-
Плоских червей около 40тыс видов(-)
-
Черви как и кишечнополостные имеют лучевую симметрию(-)
-
Тело плоских червей плоское и состоит из нескольких слоев(+)
-
Для данных червей характерно наличие кожно-мышечного мешка(+)
-
У червей развита пищеварительная, выделительная и половая система(+)
-
Кто такие гермафродиты — это…
-
Кто такой промежуточный хозяин и окончательный??
-
Чем занимается наука гельминтология?
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Выполнение теста. Взаимоконтроль. Самооценка
Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о животных
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя
Согласовать и зафиксировать цель, тему урока; организовать составление совместного плана действия
Мотивация к учебной деятельности. Н
« Аскариды»).
Что за животное перед нами, похоже ли это животное на животное, которое на рисунки.
( демонстрация , ленточного цепня).
Определяют тему урока
Анализируют демонстрационный материал, находят признаки, характерные для животных типа плоские черви
Построение проекта выхода из затруднения
Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства
Проговаривание темы урока, цели и задач урока
Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
Реализация построенного проекта.
Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Запишем общие признаки типа круглых червей
Работа с учебником стр.80-81
Сходное строение с червями
Признаки, характерные только, для типа круглых червей
Проверка выполненной работы. Анализ работы учащихся.
Давайте познакомимся с многообразием животных относящихся к этому типу.
Работа с учебником п. 31 анализ текстового материала
Проверка.
В паре работа с раздаточным материалом.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание
Мы переходим к последнему этапу — подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Какие животные относятся к плоские черви, какие классы животных мы изучили
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.31пересказ.
Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Карточка № 1 (взята из ЭУ ) необходима учащимся для работы на уроке
Ка
Карточка № 2, Разнообразие нематод
Уничтожает урожай лука при выращивании и хранении
Земляничная нематода
В почве, в побегах, в плодах земляники
Угнетение и гибель растений
Картофельная стеблевая нематода
В почве, в побегах картофеля
Растения угнетаются, снижается урожай
Человеческая аскарида
Тонкая кишка человека
Питается пищей хозяина, отравляет его продуктами обмена веществ, изъязвляет стенки кишечника
Свиная аскарида
Тонкая кишка свиньи
——«——
Детская острица
Задняя кишка человека
Откладывает яйца около анального отверстия хозяина, вызывает зуд кожи