Конфликты между учащимися и учителям

педагогический конфликт учитель

Данная курсовая работа посвящается изучению конфликтно-стрессовых ситуаций, которые становятся барьерами для эффективного педагогического общения.

Актуальность: Политические, социальные и идеологические изменения, происходящие в нашей жизни, привели к обострению отношений. Конфликты становятся характеристикой их развития. Умение выделять конфликты одни как стимулирующие развитие личности и взаимоотношения с обществом и другие- как разрушающие отношения, позволяет подготовить личность к самостоятельной жизни. Учебная деятельность представляет сложную многозначную систему, где ее цели и пути их достижения воспринимаются учителем и учениками по-разному. Это обстоятельство во многом определяет особенности взаимоотношений педагога и обучаемого. Ученики находятся на ответственном этапе вхождения в самостоятельную жизнь. В общении с учителем расширяются социальные границы восприятия, и накапливается опыт общественных отношений, поэтому педагогу важно уметь грамотно управлять и предотвращать конфликтные ситуации. С другой стороны, существует такое понятие, как конфликтная компетентность. Это одно из важнейших качеств, которое должен приобрести и иметь современный преподаватель. Знание конфликтологии, умение улаживать и управлять конфликтом, успешно вести переговоры, достигать соглашения в условиях совместной деятельности есть непременная составляющая подготовки преподавателя, который не только сам должен владеть этим качеством, но и научить ребенка этому, показать пример.

Предметом настоящей работы являются типичные конфликтно-стрессовые ситуаций, их типология и способы разрешения.

Целью работы является анализ подобных ситуаций в психолого-педагогическом аспекте и разработка рекомендаций для начинающего учителя.

Задачи:

  • Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;
  • Осуществить подбор методов исследования и провести исследование реальной социопедагогической ситуации;
  • Спроектировать рекомендации для начинающего учителя.

Исследовательская работа проводилась с использованием следующих методов: наблюдение, анкетирование.

Материалом для работы послужили данные, полученные при работе с литературой (Гришина Н.В. «Психология конфликта», Хасан Б.И. «Конструктивная психология конфликта», Анцупов А.Я. ,Шипилов А.И. «Конфликтология», Дмитриев А.В. «Конфликтология» и др.), а также информация, полученная автором работы в результате наблюдения, анкетирования.

17 стр., 8476 слов

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность совершенствования ...

... которые требуются для успешной работы с современной педагогической ситуации; формализм в организации работы, и как следствие, отсутствие со стороны учителей стремления преувеличить совокупность ... и методы: педагогические советы, научно-практические конференции, круглые столы, педагогические чтения, дискуссии, открытые мероприятия. Результат: использование опыта коллег в работе педагога. 5. Работа с ...

Гипотеза: Межличностные конфликты между учителями и учениками зачастую возникают из-за низкого уровня конфликтологической компетенции педагога.

Структура: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении определяется предмет исследования, обосновывается актуальность работы, формулируются основные цели и задачи, методы исследования, гипотеза. Первая глава — теоретическая. Здесь раскрывается сущность конфликтов в понимании отечественных психологов, специфика педагогических конфликтов, причины их возникновения, условия профилактики, а также указываются возможные способы преодоления подобных ситуаций.

Вторая глава — практическая. Здесь приведены ход и результаты исследования, проведенного автором работы по данной проблематике, а также их интерпретация, представлены рекомендации для начинающего учителя.

В заключении в обобщенном виде подводятся итоги работы.

Глава I. Проблематика конфликтов между учащимися и учителями в контексте психолого-педагогических исследований

1.1 Сущность педагогических конфликтов в понимании отечественных психологов

Изучением особенностей взаимодействия в системе «ученик — учитель» занимались такие психологи и педагоги, как Г.М. Андреева, Я.Л. Коломинский, Н.В. Кузьмина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, М.М, Рыбакова, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, П.П. Блонский и другие.

Взаимодействие педагогов и подростков — сложный и неоднозначный феномен, в их отношениях существует большое количество конфликтов. Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями». [5, с.153]

В данной курсовой работе конфликт выступает в том значении, когда он является столкновением противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и прочее) между участниками педагогического процесса: ученик — педагог.[2, с. 10]

Ряд исследователей полагают, что конфликты возникают в сфере эмоционально-субъективного отношения учителей и учащихся (Е.А.Соколова, В.И.Журавлев и другие), другие — в сфере общения в процессе педагогической деятельности (М.М. Рыбакова), а третьи считают, что конфликты возникают из-за разных целевых установок и ценностных ориентаций учителей и учеников (В.М. Афонькова, Н.И. Самоукина, С.М. Березин).

В неверных взаимоотношениях педагога с детьми видел известный психолог П.П. Блонский причины многих ошибок, приводящих к возникновению педагогического конфликта. Потому воспитание самого учителя должно заключаться, по мнению ученого, прежде всего «не в подготовке его как, в традиционном смысле, человека, несущего знания, обучающего детей, а в «воспитании человека, внимательно и естественно относящегося к детям ».[1, с.373-394]

Теория и технологии развивающего обучения (Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов), хотя и без специальной артикуляции, но достаточно очевидно для нас серьезно ориентированы на формирование конфликтной компетентности учащихся, имея в виду именно учебные ресурсы (способности к самообразовательной деятельности).

11 стр., 5438 слов

Профессиональное педагогическое мышление учителя начальных классов ...

... скрытые и явные конфликты личности с окружающими [6: с. 212-213]. Содержание профессионального педагогического мышления (ППМ) учителя заключается в познании им сущности педагогических явлений и творческом ... приемы риторики); владение разными ролями как способом предупреждения конфликтов в общении (например, занять позицию ученика); владение тонами и полутонами; умение действовать в обстановке ...

Основания такой ориентации мы находим также у Л.С. Выготского. [8, с.131-132].

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную силу коллектива» [7,с.185].

Таким образом, многие психологи и педагоги занимались изучением педагогических конфликтов, но каждый из них видел причину возникновения подобных ситуаций в разных сферах.

1.2 Специфика педагогических конфликтов

Выявлению специфических признаков конфликтной ситуации в педагогическом процессе и эффективным средствам их разрешения посвящена работа М. М. Рыбаковой. На основе большого эмпирического материала автор выделяет потенциально конфликтогенные педагогические ситуации.

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям. Взаимодействие с учениками учитель организует через разрешение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация определяется Н.В.Кузьминой как « реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них».[3,с.212] Педагогические ситуации могут быть простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В течение учебного дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с учениками по разным поводам: останавливает драку, предупреждает ссору между учениками, просит помочь в подготовке к уроку, включается в разговор между учениками, проявляя порой находчивость. «Двое мальчишек-подростков (VI класс) в перемену сцепились между собой.

Около них собрались ребята, пытаясь их разнять, подошла молодая учительница, ходит вокруг дерущихся и уговаривает прекратить драку. Ничто не помогает, мальчишки увлеклись дракой. Я шла из кабинета и что-то несла в руках, вижу — дело плохо, слов они не воспринимают. Я бросила то, что несла на пол, и раздался резкий, громкий звук. Все замерли от неожиданности, мальчишки остановили драку, обернулись на звук и отошли друг на друга». В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношений с соучастниками ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет лишь определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика в зависимости от многих факторов, учесть которые учителю практически невозможно.

7 стр., 3179 слов

Личностные качества учителя

... учителя Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, ...

«Я стала классным руководителем. Дима П., ученик из моего класса, перестал выполнять домашние задания, нарушал дисциплину. Мальчик способный, а «двойки» стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Я для него как будто не существовала. Это длилось почти весь учебный год: были эмоциональные срывы и с моей стороны, и со стороны ученика. В одно из посещений школы мама ученика обратилась ко мне за помощью. Оказалось, что отец Димы пьет и скандалит и мальчик с матерью часто не ночуют дома. Узнав об этом, я изменила отношения с Димой, он почувствовал, что я не безразлична к его судьбе, и постепенно выправил поведение и учебу. Жаль, что мы часто видим только срыв в поведении ученика и некогда нам выяснять его причину».

При разрешении педагогических ситуаций действия часто определяются личной обидой на учеников. У учителя тогда проявляется стремление выйти победителем в противоборстве с учеником, не заботясь о том, как ученик выйдет из ситуации, что усвоит из общения с учителем, как изменится его отношение к себе и взрослым. Для учителя и ученика различные ситуации могут быть школой познания других людей и самого себя.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Ученику трудно каждый день выполнять правила поведения в школе и требования учителей на уроках и переменах, поэтому естественны незначительные нарушения общего порядка: ведь жизнь детей в школе не ограничивается учебой, возможны ссоры, обиды, смена настроения и т.п.

Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность в оценках поступка часто приводит к ошибкам, вызывает возмущение у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.

В педагогической деятельности нет четкой границы между ситуацией и конфликтом, так как ученики не всегда могут открыто заявить о своих позициях, отстаивать свою правоту. Учитель как бы негласно присваивает позицию быть всегда правым во взаимодействии с учениками и настойчиво отстаивает ее.

Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между учителем и учениками, вызывают у учителя глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической работе зависит от поведения учеников, появляется состояние зависимости учителя от «милости» учеников.[6,с.43-46]

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций М.М.Рыбакова выделяет следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Ситуации и конфликты деятельности

12 стр., 5680 слов

Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

... конфликтов между учеником и учителем в начальной школе, их причины, выявление предпосылок возникновения конфликтных ситуаций, анализ особенностей конфликтов и поиск путей урегулирования конфликтных ситуаций. ... задания; нездорового отношения между учащимися. С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются: оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность; необъективности ...

Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное занятие. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнения домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

«На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели».

Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от «милости» ученика.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Таких конфликтов, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Ситуации и конфликты поступков

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.

Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

«Три года назад я пошел в однодневный поход с учащимися 4-го класса. Все проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил еще раз проверить. У Оли М. оказался тяжелый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый легкий рюкзак. Но этот мальчик — Вова Т. — сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились. Вечером к Вове зашли две девочки, отдали рюкзак и вручили букет полевых цветов.

6 стр., 2908 слов

Педагогические ситуации и их анализ

... поставить интересы ученика как формирующейся личности; всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Педагогическая ситуация 3 На ...

Мальчик был испуган таким отношением, он ожидал другого, долго переживал случившееся (по наблюдению девочек).

1 сентября по дороге в школу меня догнал Вова с букетом цветов, извинился и сказал, что был неправ. Мы разговорились, и я узнал, почему он отказался нести картофель. Оказывается, когда он собирался в поход, то все думал, как облегчить свой груз, даже не взял необходимые вещи — и на тебе, вдруг картофель! Ему это показалось обидным, отсюда и реакция.

Перед ребятами я его похвалил, раскрыл причину отказа и увидел радость за товарища в глазах ребят».

Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов, учитель часто дает Оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания. В подростковом возрасте это приводит к конфликту в поведении, слепому подражанию образцу, когда ученик не затрудняет себя стремлением «заглянуть в себя», самому оценить свой поступок.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Ситуации и конфликты отношений

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников — в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противоборствующие, не согласные с учителем.

Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

«Молодая учительница по математике работала классным руководителем в VI классе. С ребятами было, как ей казалось, полное взаимопонимание, она много проводила с ними времени, и часть девочек буквально ходила за ней, но в классе было больше мальчиков.

На вопрос: «Как она привыкает к классу?» — всегда отвечала, что у нее все в порядке, с ребятами полное взаимопонимание. В декабре учительница пришла в школу в приподнятом настроении, в учительской сказала, что у нее день рождения. В таком эмоционально приподнятом настроении она пошла на урок в свой класс, ожидая, что ребята заметят ее настроение, поздравят ее (девочки знали о ее празднике).

12 стр., 5791 слов

Сущность, процесс развития, классификации конфликтов. Управление ...

... это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться ... это научное направление получило основательное развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически издаются журналы, рефераты и сборники статей. Есть все ...

Но ожидание не оправдалось, ребята молчали. Учительница начала урок, но, когда попыталась писать на доске, мел заскользил — доска была чем-то натерта. У учительницы резко сменилось настроение, и она, рассерженная, обратилась к классу: «Кто это сделал?». В ответ молчание. «Неблагодарные! Я все делала для Вас, не жалела времени, а вы…». В класс были приглашены администрация школы, родители, и началось выяснение, кто это сделал. Но ребята упорно молчали. Тогда учительница сказала, что в поход они не поедут. Ребята упорно молчали. После каникул класс стал неуправляемым, и учительница ушла из школы».

Конфликт раскрыл подлинное отношение ребят к учителю: они поняли ее неискренность в отношении с ними и жестоко продемонстрировали свое несогласие с ней.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений.[6, с.46-51]

М.М.Рыбакова выделяет следующие особенности педагогических конфликтов:

  • профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
  • участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
  • разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
  • различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
  • присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
  • об этом всегда приходится помнить учителю;
  • профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  • конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Таким образом, педагогические конфликты обладают определенной спецификой, которую необходимо знать педагогу, чтобы грамотно управлять подобными ситуациями.

1.3 Причины возникновения педагогических конфликтов

Возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов дают возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.

16 стр., 7823 слов

Технология предупреждения и разрешения межличностных конфликтов

... «ученик – ученик (или ребенок – ребенок)»; ученик – родитель (или ребенок – родитель)»; ученик - учитель», что непосредственным образом отражает всю многогранность взаимоотношения подростка. Стоит более подробно остановиться на характеристики типологии межличностных конфликтов. 1. ...

В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.

Причинами возникновения конфликтов могут быть:

  • малая возможность учителя прогнозировать на уроке поведение учеников;
  • неожиданность их поступков часто нарушает запланированный ход урока, вызывает у учителя раздражение и стремление любыми средствами убрать «помехи»;
  • недостаток информации о причинах случившегося затрудняет выбор оптимального поведения и соответствующего обстановке тона обращения;
  • свидетелями ситуаций являются другие ученики, поэтому учитель стремится сохранить свой социальный статус любыми средствами и тем самым часто доводит ситуацию до конфликтной;
  • учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность, такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей и сверстников (особенно в начальной школе);
  • оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье;
  • учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика, мотивируя это тем, что излишняя строгость по отношению к ученику не повредит;
  • немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками;
  • личностные качества и нестандартное поведение последних являются причиной постоянных конфликтов с ними;
  • личностные качества учителя также часто бывают причиной конфликтов (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность и др.).

Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и организация работы в педагогическом коллективе. Нужно помнить, что всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений.

Конечно, нет двух одинаковых школ, одинаковых учеников и учителей, и поэтому невозможно предвидеть каждую ситуацию или разработать универсальный прием ее разрешения.

Конфликты возникают, когда ученики находятся наедине с учителем (в присутствии посторонних или администрации школы конфликтов не бывает), поэтому администрации трудно оказать ему помощь в их предупреждении и разрешении. [6,100-102] Таким образом, анализ фактов из школьной жизни показывает, что, во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта — нежелательные поступки учащегося, причиной конфликта может стать и сам педагог. Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал на урок), но могут возникать и по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными или теми и другими одновременно.

1.4 Условия профилактики педагогических конфликтов

Педагогические конфликты, впрочем, как и любые другие, невозможно решить в один миг.

9 стр., 4367 слов

Педагогическое управление конфликтами

... по работе, школьной администрацией. В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией педагогического управления конфликтными ситуациями. Однако именно вопросы совершенствования организации управления конфликтами ... не только при общении детей и подростков. Конфликты возникают между учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Агрессия, проявляемая в школе на ...

Успешное разрешение конфликтов поэтому обычно включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению. Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить идеальное решение со своей стороны.

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

Конфликты есть деструктивные и конструктивные. Деструктивный — когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт — когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.)

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать возрастной фактор

Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки противоречия и личностного характера.

Как правило, они возникают из-за возникшего у подростка чувств взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога оснований для признания его равным себе. И в случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

Попадая в конфликтную ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем проблема понимания другого человека довольно сложная.

В общении педагога с учениками большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно увеличивается. Принципиально важно уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать от ученика плавной и связной речи, в силу чего взрослые часто прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все понятно, иди!”).

Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.

Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях:

  • с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе;
  • с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
  • с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Конфликт может считаться продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего образовательного процесса, в системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов этого процесса по отношению к друг другу, в готовности к конструктивному поведению в будущих конфликтах.

Реальный механизм установления нормальных отношений видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая работа связана с определенными трудностями для учителя.

Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы.[6,102-104]

Выводы к I главе

1- Многие психологи и педагоги занимались изучением педагогических конфликтов, но каждый из них видел причину возникновения подобных ситуаций в разных сферах.

2-Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

3-Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций М.М.Рыбакова выделяет следующие:

  • ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
  • ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;
  • ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

4- Конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из сторон, и объективно. Но не всегда причина конфликта — нежелательные поступки учащегося, причиной конфликта может стать и сам педагог.

5- Успешное разрешение конфликтов обычно включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата.

Глава 2. Исследование педагогических конфликтов между учителями и учениками в условиях современной школы

2.1 Задачи исследовательской работы

Работая над данной проблематикой, автор курсовой работы ставит перед собой следующие задачи:

1-Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме курсовой работы;

2-Осуществить подбор методов исследования и провести исследование реальной социопедагогической ситуации;

3-Спроектировать рекомендации для начинающего учителя.

2.2 Обоснование выбора метода

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира. Все сказанное относится и к социальной психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированы методы самых разных наук. Это — методы математики, общей психологии, ряда других наук. Наряду с математизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение, опрос, которые используются и в исследовании для данной курсовой работы. Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение,человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.

Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации — это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке. Наблюдение — это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Как метод исследования в данной курсовой работе используется наблюдение,так как оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию. Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования, поэтому автор работы использует анкетирование. Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы).

Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Таким образом, автором работы для своего исследования выбран метод наблюдения и анкетирования.

2.3 Описание полученных результатов и их интерпретация

Исследование проводилось в гимназии №4 Железнодорожного района. В качестве респондентов выступали педагоги гимназии и учащиеся 5 А класса.

В результате анкетирования учителей ( см. приложение) выявлено, что чаще всего в школе происходят конфликты между учениками.(рис.1)

Рис.1

У 90% учителей в процессе профессиональной деятельности случались конфликты с учениками.(рис.2)

Рис.2

В 70% случаев конфликты с учениками оказывают сильное влияние на профессиональную деятельность педагогов,в 20%- не влияют.(рис.3)

Рис.3

В случае конфликта 45% опрошенных учителей предпочитают самостоятельно работать с учеником на основе его психологического портрета, 11% обращаются к директору,22-к школьному психологу и 22%-к родителям учащихся. ( Рис.4)

Рис.4

40 % опрошенных учителей считают, что чаще всего к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика приводит невыполнение школьником учебных заданий, 30%-нарушение учеником правил поведения в школе, на уроках или вне школы, 10%-неготивное отношение учеников к предмету, 20%- педагогические ошибки учителя.(рис.5)

Рис.5

При разрешении конфликтов с учащимися 38% педагогов консультируются со специалистом, 31% опирается на личный опыт в разрешении конфликтов, 23% проводит дополнительную диагностику личности ученика, 8% использует соответствующую литературу.(рис.6)

Рис.6

29% учителей для разрешения любой конфликтной ситуации в школе не хватает знаний о способах профилактики и разрешения конфликтов,14%-опыта предотвращения конфликтов,14%-знаний о личностных и индивидуальных качествах ученика,43% выбрали другое.(рис.7)

Рис.7

Личностные качества учителя, наиболее важные для эффективного взаимодействия учителя и ученика.(рис.8)

Рис.8

В результате анкетирования учащихся (см.приложение) 5 класса выявлено, что чаще всего в школе возникают конфликты между учениками.(рис.9)

Рис.9

У 57% опрошенных учеников часто случались конфликты с учителями,у 29%-иногда,у 14%-никогда.(рис.10)

Рис.10

На 90% опрошенных учащихся конфликты с учителями сильно влияют,на 10%-не влияют.(рис.11)

Рис.11

В случае конфликта с учителем 50% ребят обращаются за помощью и поддержкой к одноклассникам,30%-к родителям и 20% обращается к школьному психологу.(рис.12)

Рис.12

Таким образом, опрос учителей показал, что конфликты между учителем и учеником встречаются редко(30%),чаще встречаются конфликты между учениками, основную причину педагоги видят в невыполнении учащимися учебных заданий. Анкетирование учащихся также выявило, что чаще возникают конфликты между учениками и из-за невыполнения заданий.

Наблюдение показало, что учителя гимназии в большинстве случаев отличаются высоким профессионализмом и коммуникабельностью, ученики с уважением относятся к своим учителям, стараются посещать все занятия и выполнять требования педагогов. Учащиеся 5А класса очень активны в силу своего возраста.Конфликтных ситуаций между учениками и учителями не возникало за время исследования.

2.4 Рекомендации для начинающего учителя по предупреждению конфликтов

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе. Необходимо помнить, что конфликт легче предупредить, чем устранить, а для этого необходимо соблюдать ряд простых истин:

1-воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

2-не делать поспешных выводов;

3-при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон;

4-научиться ставить себя на место другой стороны;

5-не давать конфликту разрастись;

6-уважительно относиться к учащимся;

7-всегда искать компромисс;

8-преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация.

9-необходима разработка индивидуальной лексики приспособления к объекту воздействия, приемы их чередования, уместность использования.

10-главный способ бесконфликтного педагогического общения — формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

Выводы ко II главе

1-Перед тем,как начать исследование, надо определится с методами.

2-Для того,чтобы исследование провести, необходима тщательная подготовка.

3- Необходимо помнить, что конфликт легче предупредить, чем устранить, а для этого необходимо соблюдать определенные правила.

4- Главный способ бесконфликтного педагогического общения — формирование высокого уровня педагогического профессионализма.

Заключение

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.

Конфликт- удивительное явление жизни, постоянная величина ее и непременный элемент, значимость которого трудно переоценить. Конфликт предоставляет возможность познать душу Другого. Она не похожа на твою. В ее мире иные чувства, мысли, отношения. Именно в конфликте неожиданно открывается наша непохожесть. И это само по себе уже интересно.[8,с.13]

В ходе работы над курсовой работой проанализирована научная психолого-педагогическая литература по исследуемой теме, осуществлен подбор методов исследования, проведено исследование реальной социопедагогической ситуации, спроектированы рекомендации для начинающего учителя.

Выдвинутая гипотеза не нашла своего подтверждения в ходе исследования.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-konflikt-mejdu-uchitelem-i-uchenikom/

1. Банькина,С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития.-М.,2001.-с.373-394

2. Валяев,А.М. Формирование практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе.-М.,2007.- с.10

3. Кузьмина, Н.В.Психология-производству и воспитанию.-Л.,1977.-с.212

4. Лукашонов,О.Н.,Щуркова,Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя.-М.,1998.-с.13

5. Петровский,А.В.,Ярошевский,М. Краткий психологический словарь.-М.,1986.-с.153

6. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.- М.,1991.-с.43-51,100-104

7. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива.-М.,1981.- с.185

8. Хасан,Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб,2003.-с.131-132

Приложение

Анкета «Конфликты между учителями и учениками» (для учителей)

1. Какие конфликты, с Вашей точки зрения, чаще всего происходят в школе?

А) конфликты между учениками и учителями;

— Б) конфликты между учителем и администрацией школы;

— В) конфликты между учениками;

— Г) конфликты между учителем и группой (классом) учеников;

— Д) конфликты между учителем и родителями ученика.

2. Случались ли у Вас конфликты с учениками в процессе профессиональной деятельности?

А) часто;

— Б) иногда;

— В) никогда.

3. Какое влияние оказывают конфликты с учениками на Вашу профессиональную деятельность и на Вас?

А) сильно влияют;

— Б) не влияют;

— В) никогда об этом не думал(а);

— Г) другое( указать).

4. В случае конфликта с учеником я обычно обращаюсь к:

— А) директору;

— Б) завучу;

— В) школьному психологу;

— Г) родителям учащихся;

— Д) коллегам;

— Е) учащимся;

— Ж) другое(указать).

5. Что, по Вашему мнению, чаще всего приводит к конфликтам во взаимодействии учителя и ученика?

А) невыполнение школьником учебных заданий;

— Б) нарушения учеником правил поведения в школе, на уроках или вне школы;

— В) негативное отношение учеников к предмету;

— Г) негативное отношение учеников к Вам как к учителю;

— Д) педагогические ошибки учителя;

— Е) другое(указать).

6. При разрешении конфликта с учащимися Вы:

— А) опираетесь на личный опыт в разрешении конфликтов;

— Б) консультируетесь со специалистом;

— В) используете соответствующую литературу;

— Г) проводите дополнительную диагностику личности ученика;

— Д) другое.

7. Чего Вам не хватает для разрешения любой конфликтной ситуации в школе?

А) знаний о способах профилактики и разрешения конфликтов;

— Б) опыта предотвращения конфликтных ситуаций;

— В) знаний о возростных особенностях школьников;

— Г) знаний о личностных и индивидуальных качествах ученика;

— Д) терпения;

— Е) другое(указать).

8. Какие из личностных качеств учителя являются, на Ваш взгляд, наиболее важными для эффективного взаимодействия учителя и ученика? ( выберите 5 вариантов)

А) профессионализм в преподавании своего предмета;

— Б) общительность;

— В) способность осознавать свои действия и поступки( рефлексивность);

— Г) сопереживание( эмпатия);

— Д) справедливость;

— Е) способность к сотрудничеству;

— Ж) требовательность;

— З) эмоциональная привлекательность;

— И) доброжелательность;

— К) терпение;

— Л) вежливость;

— М) организованность.

Анкета «Конфликты между учителями и учениками» (для учеников)

1. Какие конфликты, с твоей точки зрения, чаще всего происходят в школе?

А) конфликты между учениками и учителями;

— Б) конфликты между учителем и администрацией школы;

— В) конфликты между учениками;

— Г) конфликты между учителем и группой (классом) учеников;

— Д) конфликты между учителем и родителями ученика.

2. Случались ли у тебя конфликты с учителями?

А) часто;

— Б) иногда;

— В) никогда.

3. Какое влияние оказывают конфликты с учителями на тебя?

А) сильно влияют;

— Б) не влияют;

— В) никогда об этом не думал(а);

— Г) другое( указать).

4. В случае конфликта с учителем я обычно обращаюсь к:

— А) директору;

— Б) завучу;

— В) школьному психологу;

— Г) родителям;

— Д)одноклассникам;

— Е) другое(указать).