Разработка плана воспитательной работы

Актуальность проблемы

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности.

В связи с новыми требованиями времени необходимо постоянно пересматривать и перестраивать систему воспитательной работы в школе.

А. С. Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми и, самое важное, эффективным.

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования

1) развитие школьников будет проходить успешно при личностно-ориентированном подходе системы воспитания;

2) развитие будет проходить системно и целенаправленно;

Задачи исследования

Методологические основы исследования составляют: Методы исследования: анализ научной и методической литературы по изучаемой проблеме; анкетирование школьников; педагогический эксперимент; математическая обработка полученных данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

База исследования, Апробация исследования, Структура работы:

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СИСТЕМНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВОСПИТАНИЯ

1.1 Концепция, теоретико-методологические основания воспитания и внеурочной деятельности детей в общеобразовательных учреждениях

Основоположником теории воспитания в российской педагогической науке является К.Д. Ушинский.

В 20-30 годы собственную систему воспитания разработал А.С Макаренко, вошедшая в историю педагогики как «коллективная» или «коммунарская» система воспитания. В современной педагогической науке и в практической деятельности применяются различные педагогические концепции затрагивающие проблемы формирования личности, роль педагога в воспитании и развитии ребенка.

4 стр., 1655 слов

Педагогическая система, ее элементы и их взаимосвязь

... работы системному подходу, в которых в разной степени полноты рассматривается такое явление, как педагогическая система. Разные авторы дают следующие формулировки понятия «система»: 1) множество взаимосвязанных компонентов, ... труда. 2. Виды педагогической системы. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в ...

Современные педагогические теории воспитания:

— психоаналитическая теория (А.Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);

  • когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);

— поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);

— биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);

— социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выгот¬ский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);

— гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).

Воспитание — основная категория педагогической науки. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем. В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания. В конце 19 начале 20 века зарождается гуманистическая теория воспитания.

В современной системе воспитания достойное и ключевое место занимает гуманистическая система воспитания. Гуманистическая система воспитания это: Воспитание заботой, уважением и доверием; Воспитание творческой деятельностью; Воспитание сознательности, здравомыслия, ответственности; Воспитание высоконравственных, гражданских качеств, этики и культуры.

Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов. Роль педагога в этом воспитании: пробуждение в ребёнке отношения к разным жизненным ситуациям, пережить состояния доверия и ответственности, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций[1].

Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир[8].

Сторонники гуманистической педагогики придерживаются взглядов:

Ребёнок постоянно должен находиться в атмосфере любви и благожелательности; Требования к нему предъявляются не со злым умыслом, не стремясь унизить или принизить его, а наоборот, они призваны улучшить его индивидуальные качества. Ребёнку не навязывают готовые рецепты в жизни, а помогают найти себя в этой жизни.

Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование — двусторонний процесс, не должна предаваться забвению. Задача современного педагога – относиться к каждому ребёнку как к личности. Проявлять уважение к человеческому достоинству. Каждый ребёнок должен рассматриваться как: Индивид;

6 стр., 2583 слов

Взаимосвязь черт личности и оценок окружающих людей

... черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны ... личности с позиций "коллекционерского", своего рода "каталогизаторского" подхода, как показывает история психологической науки, практически всегда приводят к провалу (например, теория "черт лидерства"). Работы ...

Личность;

Субъект;

Индивидуальность;

Уникум.

Известный учёный и педагог Сухомлинский В.А. в своих трудах представлял ребёнка как личность с присущим ему уникальным миром. Его труды заняли три тысячи семьсот страниц, и каждая страница посвящена конкретному ученику.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи: Выявление сущности личности. Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности. Познать законы формирования личности.

Личностно-ориентированное воспитание – это воспитание на принципах общечеловеческой ценности.

Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е. В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей» (Бондаревская ,2001)

Личностный принцип – идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности.

С.Л. Рубинштейн предложил далеко идущую идею о природе человеческих способностей, связав их с обучаемостью: “Все специальные способности человека – это, в конце концов, различные проявления общей его способности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению” (Рубинштейн,1935).

Психологическая характеристика человека основывается на трех критериях: «Хочу», «Могу», «Надо». Человек в своих желаниях и стремлениях руководствуется мотивом. Мотив связан с представлениями о жизненных ценностях, целями и задачами, интересами, увлечениями. Каждая личность дарована природой определёнными способностями и склонностями. Чем больше стремление человека к самосовершенствованию, тем больше его деятельность становится результативной и приносит радость и удовлетворение. Третий аспект личности связан с его характером. Вообще, характер и темперамент человека обусловливают все вышеперечисленные свойства личности. Именно эти свойства делают человека существом общественным, “пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности”. Поэтому современная система воспитания должна носить личностно – ориентированный характер.

16 стр., 7519 слов

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

... элементы управления персоналом. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение, Предпосылки развития ... подхода к управлению человеческими ресурсами, который актуален и в настоящее время. Понятие личности в организации. Личность – это сочетание стабильных характеристик человека. ... на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ...

Другой известный психолог К.К. Платонов считал, что личностный подход — это индивидуальный подход человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

К.К.Платонов предлагает в качестве функциональной структуры личности 4 процессуально – иерархические подструктуры: направленность личности, опыт, особенности психических и биопсихических свойств личности.

Н.Г.Савина предлагает оценить личностные подходы и даёт отличия его от индивидуального подхода. Личностный подход по её мнению требует знаний черт личности, особенности личностных свойств, взаимосвязь отдельных личностных структур с целостной личностью. (Савина,1994).

Индивидуальный же подход должен быть основан с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Подобная мысль была высказана на встрече учителей-экспериментаторов еще в 1986 г. Развивая и отстаивая педагогику сотрудничества, они среди многих важных вопросов выделили идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят непросто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств переживаний. К сожалению, в педагогической практике часто встречается дисбаланс между индивидуальным и личностным подходам к учащимся. Нередко удивление педагогов вызывают те учащиеся, которые будучи отличниками учёбы, совершают антиобщественные поступки. Или наоборот, вчерашний «хулиган» и «двоешник» становится хорошим специалистом и отличным семьянином. Также такую ошибку совершают родители. Стремясь «выжить» из ребёнка всё хорошее они заставляют ребёнка заниматься тем, что его совершенно не интересует [3,4]. Современная система воспитания должна строится на гуманистическую систему воспитания. Каждый ребёнок должен чувствовать себя личностью, ощущать внимания учителя, пользоваться уважением и наделяться внимание и доброжелательным отношением педагога и ученического коллектива.

С точки зрения гуманной педагогики личность школьника выступает как частица общечеловеческой ценности.

Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений. Только коллектив педагогов-гуманистов способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога — главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню обученности и воспитанности учащихся. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, ее интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости [5,6,7].

21 стр., 10179 слов

Антропологический подход к воспитанию личности ребенка

... личность ребенка, «учет ее реальных потребностей и возможностей для самопознания, саморазвития, самовоспитания, самореализации в различных сферах жизни. Антропологический подход как основа педагогического образования предполагает изучение Человека как «предмета воспитания». ... на традиционную парадигму педагогической деятельности. Объект Предмет Цель данной работы: В теоретической части: 1) Выявить ...

Личностно-ориентированный подход в образовательной системе обусловливется тем, что каждый ребёнок имеет только ему присущие индивидуально-психологические особенности. Следует учесть, что дети подразделяются на несколько групп с учётом интеллектуального и физического развития, с учётом их отношения к общественному порядку. Дифференцированный же подход предполагает разделение детей на группы и проведение индивидуально-ориентированного подхода к каждому. Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающихся его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.

Общим условием развития субъектности школьника является уважение личности и признание индивидуальных её особенностей как данность. С этим не может не согласиться сегодняшний педагог школы, наблюдающий сцены уничижения личности школьника, давления с позиции административной на его индивидуальность, пресечения свободы размышлений и выражения мнений об окружающем мире[11].

Таким образом, выхолащивается духовное содержание личности, воспитанник преобразуется в объект жизненных обстоятельств.

Педагогическое воздействие педагога к ребёнку предполагает воздействие по трём направлениям: на разум ребёнка, при котором выясняется смысл ситуации; на эмоцию ребёнка — предполагает влияние действительности на самочувствие ребёнка; на моторно-двигательный аппарат ребёнка; Принцип целостности охватывает все стороны воспитательной деятельности.

Принцип педагогической целостности подразумевает отношение ребёнка к миру целостное, а к его объектам дискретное: то эмоциональная сторона обгоняет разум, то воля отстает от эмоций, то разум с волей ведет борьбу. «Ум с сердцем не в ладу» — довольно частая психологическая картина среди школьников. Педагог содействует гармонизации этих разных сторон отношения, так чтобы целостное отношение, если оно есть как таковое, проявляло себя целостным образом, в рациональных суждениях, оценках, эмоциональных реакциях, чувствах и в действиях, поступках, поведении[12].

3 стр., 1401 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога

... Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира. Основное ... профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному ...

В этом отношении педагог должен уметь воздействовать на три канала восприятия учеником мира. Правильное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка; на мобильные качества ребёнка; на разум и сознание ребёнка.

Педагогические влияния, направленные одновременно на три канала восприятия и отражения, имеют продуктом своим единое отношение. Чтобы формировать ценностное отношение к школе, надо чтобы дети понимали роль школы в жизни человека, чтобы озабочивались проблемами школы, проживали радостные минуты в школе, чтобы практически споспешествовали благу школы, производя физические и духовные усилия.

Три принципа воспитания — производные содержания и цели воспитания. Психологическая природа отношения, неоднозначность субстанции и неоднородность формы выражения отношения предначертали педагогу три общих руководящих положения для профессионального влияния на личностное развитие ребенка. Если бы мы предположили, что содержанием воспитания является поведение детей (к сожалению, приходится констатировать расхожесть такой точки зрения), то иные принципы воспитания выдвинутся на первый план: послушание, контроль, инструкция, наказание и т.п. (приходится констатировать распространенность таких принципиальных положений в школьной практике воспитания)[12,13,14].

Если вообразить, что содержание воспитания — это удовольствие ребенка, то легко спроецировать вероятностные принципы: к ним, скорее всего, придется отнести «ненасилие», «вседозволенность», «безответственность» и нечто подобное [8,13].

Ещё раз приходится говорить о бездумном увлечении так называемыми педагогическими новациями, когда производится массированная пропаганда новых методик без опоры на анализ содержательной стороны процесса, когда методики повисают в пустом пространстве, уподобляются пустому и красивому мыльному пузырю.

Прослеживается прямая зависимость от содержания воспитания и профессиональной позиции педагога. Теперь педагог уже не может оставаться на прежней позиции, которая предполагала в воспитаннике «ребенка», «ещё не личность», «пока не индивидуальность», «пока не представитель мужского или женского пола», «пока вне контекста культуры», а, следовательно, объект, подлежащий научению, приучению, приказанию и подавлению в случае сопротивления. В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель—ученик —класс»;

-уважение самооценки личности ученика;

-вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его

способностей и качеств характера;

-постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

37 стр., 18257 слов

«Индивидуализация обучения как средство развития творческих ...

... и развитие творческой деятельности учащихся начальной школы уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой. Определение индивидуализации обучения интеллектуального развития учащихся начальной ... -воспитательного процесса в школе. Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания ...

-создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов. На первом этапе классный руководитель (воспитатель) изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, проводит диагностирование личности каждого ребенка, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность. На втором этапе воспитатель продолжает изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности (Щуркова,2000).

В воспитательной работе целесообразно учитывать основные свойства высшей нервной деятельности ученика: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Темперамент человека объясняет его поведение и индивидуальные особенности. Холерик часто бывает импульсивным, вспыльчивым, резким в отношениях. Вместе с тем, холерик отдаётся делу до конца, легко преодолевает трудности и препятствия. В отношении холериков воспитатель вырабатывает программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, требование доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции. Сангвиник по характеристике И.П. Павлова – общительный, легко вступает в контакт, он остроумен, легко переключается внимание, легко и быстро схватывает новое. Он легко приспосабливается к новым условиям среды. Для группы учащихся сангвинического темперамента воспитатель должен планировать дела с учетом их интересов, привлекать к активной деятельности и поддерживать оптимистическое состояние духа. Дети – флегматики – спокойные и усидчивые труженики. Они малоподвижны, инертны, доводят дело до конца. Флегматики долго собираются и думают. Для их мобилизации необходимо большое количество времени. Особое место в школьной среде занимают дети – меланхолики. Они, как правило, мало- или необщительны, замкнуты, обидчивы. Часто замыкаются в себя. Но такие люди умело справляются с жизненными ситуациями, хорошо трудятся, тактичны.

Как видно из описаний, темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере активности и работоспособности, коммуникативности и поведении. В воспитательной деятельности педагог должен умело находить контакт с разными группами детей. Отсюда воспитатель строит свою деятельность, учитывая не только темперамент учащегося, но и принадлежность его к той или иной группе детей. Так, например, школьники с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Они требуют от педагогов-воспитателей особого внимания и уважения, учета особенностей их психики.

К активным и интеллектуальным детям необходимо давать простор для реализации их умственных и творческих задатков. Таким детям необходима известная свобода выбора самостоятельных действий в учебной и внеучебной работе с целью их разностороннего развития и саморазвития. В школах разных типов должны создаваться условия для развития одаренных детей: атмосфера сотрудничества, творческая обстановка, разнообразная познавательная и внеучебная деятельность. К работе с такими детьми должны подключаться талантливые учителя-воспитатели, владеющие новейшими технологиями и методиками обучения и воспитания. Особого такта и терпения требуют к себе так называемые трудные подростки.

22 стр., 10544 слов

По предмету: Олигофренопедагогика : Формирование пространственных ...

... школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для данного контингента учащихся. Одна из таких задач – осуществление коррекционно - развивающего воздействия на учащихся. Особое значение имеет работа по развитию ... по географии для коррекционной школы составлена с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта. [12, стр. 160] Коррекционно-развивающую работу по ...

Особую трудность в структуре личности составляют трудные подростки. Трудные подростки создают проблемы в недостатке поведения: проявляют враждебность и недоверчивость к учителю. Опытные педагоги с трудновоспитуемыми строят систему перевоспитания.

В воспитательной работе с трудными подростками необходимо учесть факторы, влияющие негативно на личность трудновоспитуемого:

-Причины, которые находят отражение в духовном мире трудного подростка;

-С какими проблемами может справиться сам подросток;

-Какие проблемы устранимы с помощью семьи, общественности;

-Причины педагогических ошибок.

После изучения особенностей характера трудного подростка начинается установка взаимоприемлемого контакта. При этом целесообразно использовать разные методы и приёмы воспитания.

Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе педагога по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера — с критикой и самокритикой в коллективе[15,16].

1.2 Критерии и показатели эффективности воспитательной деятельности

Человек, будучи высокоорганизованным существом, всю свою жизнь и деятельность старается планировать. Планирование деятельности большого коллектива, ученического коллектива должно занимать главное место в жизни школы.

Концепция Е.В. Бондаревской предполагает:

-философско-мировоззренческую подготовку молодёжи;

-приобщение учащихся к культурно-ценностной жизни (культуре страны, народа, духовности);

-выявление и развитие творческого потенциала ребёнка;

-формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

-развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;

-воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

4 стр., 1641 слов

Методическая деятельность педагога профессиональной школы

... конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим: анализ учебно-программной документации, методических комплексов; методический анализ учебного материала; планирование системы уроков теоретического и ...

-воспитание положительного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;

-развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.

1. Критерии и показатели социализированности учащихся:

Работа по повышению дисциплины в классе и самодисциплины;

Приробретение правовых знаний;

Гражданское воспитание;

Повышение общекультурного уровня;

Повышение мотивации и интереса к учёбе;

Освоение социальной значимости, социальная адаптированность;

Развитие кругозора;

Широта кругозора;

Обогащение коммуникативных способностей;

Изучение социальных норм и внутришкольных правил;

Развитие навыков деятельности в коллективе;

Освоение навыков и умений творческой и трудовой деятельности;

Развитие креативности и творческой активности;

Социальная зрелость:

Развитие самостоятельности;

Развитие активной жизненной позиции;

Развитие качеств лидера, самооценки, решительности;

Развитие ответственности в принятии решений;

Работа по развитию социально-творческой и созидательной активности;

Формирование «Я – концепции»

Развитие адекватной самооценки;

Развитие умений организовать собственную деятельность, планировать и целеустремлённость;

Развивать направленность личности и работать над саморазвитием и самосовершенствованием;

Повысить уровень самооценки, уверенность в своих силах и возможностях;

2. Критерии развития личности:

Развитие познавательной активности;

Работать над уровнем развития личностных достижений;

Совершенствование навыков исследования;

Развитие кругозора;

Физическое совершенствование:

Показатели состояния здоровья;

Соблюдение здорового образа жизни;

Повышенная работоспособность;

Эмоциональное развитие:

Умение владеть психоэмоциональным состостянием;

Эмпатийность;

Позитивность эмоционального состояния;

3. Критерии и показатели обученности школьников:

Развитие основных функциональных общеучебных навыков;

Развитие навыков самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности;

Развитие навыков межличностного и коллективного взаимодействия в учебно-познавательной деятельности;

Развитие специальных учебных навыков (производить измерения и опыты, работать с таблицами, картами, схемами, решать учебные задачи и др.)

Освоение образовательных программ :

-полнота освоения программного материала;

-владение знаниями, умениями, навыками на уровне не ниже, чем установлено в государственных образовательных стандартах;

-наличие опыта учебной деятельности;

Деятельность по повышению качества знаний: Работа по расширению у учащихся глубины и широты знаний, прочности знаний;

Деятельность по повышению мотивации учёбы, повышению положительной динамики интереса к познанию;

4. Критерии развития школьного коллектива:

Повышение нравственно-правовой культуры;

Развитие организационной культуры;

Культура урока и эстетического пространства ;

Совершенствование аналитической деятельности;

Усиление сотрудничества и взаимодействия учащихся, педагогов и родителей:

Широкий охват учащихся, родителей, педагогов и общественности в планировании, проведении и анализа жизнедеятельности школы;

Стремление к гармонизации межличностных отношений;

Повышение взаимного доверия в коллективе учащихся и педагогического состава;

Деятельность по повышению профессионализма.

Развитие школьного самоуправления:

-единство учащихся, родителей и педагогов в осуществлении самоуправленческой деятельности;

  • развитие традиций самоуправления, инициативы, творчества и организационной культуры;

5. Критерии и показатели отношение к воспитательной деятельности школы

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школы:

-положительная динамика степени удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе;

-снижение уровня тревожности субъектов педагогического процесса;

-рост уровня профессиональных притязаний педагогов;

-развитие активности, инициативности и ответственности учащихся и их родителей в организации воспитательной деятельности школы;

-положительная динамика субъектной роли родителей

Репутация образовательного учреждения:

-деятельность по повышению положительных представлений о школе педагогов, родителей и учащихся;

-создать идеальный образ школы, развивать позитивные традиции;

-поддерживать положительное мнение о школе;

-сохранить и развивать положительный имидж школы, бороться за честь и престиж школы.

Первый шаг:

В планировании воспитательной работы следует придерживаться следующего алгоритма:

1. Определение сроков и порядка планируемых мероприятий;

2. Анализ текущей работы по плану и задачи на будущее;

3. Коллективное планирование:

4. Педагогический проект, замысел, конструирование, оформление плана воспитательных мероприятий;

Совместное планирование воспитательной деятельности:

1) Обсуждение с активом класса проекта плана, с учётом возможностей;

2) Вынесение плана работы на обсуждение с детьми;

3) Ознакомление родителей с текущей деятельностью в воспитательной работе и планом на будущее;

В последнее время в некоторых инновационных образовательных учреждениях, в которых успешно реализуются принципы личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, акцент в аналитической деятельности классных руководителей делается на таких аспектах, как:

— развитие личности ребенка;

— становление и проявление индивидуальных особенностей школьников;

— личностные достижения учащихся;

— формирование в классе и в школе благоприятной среды для развития учащихся;

— функционирование системы медико-психологического и социально-педагогического обеспечения процесса развития школьников.

В зависимости от организационной культуры школы и традиций воспитательной деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов педагогического анализа применяются следующие виды анализа учебно-воспитательного плана в классе:

— анализ реализации целей и решения задач;

— анализ основных событий и педагогических ситуаций;

Второй шаг:

Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса.

Коллективное обсуждение и анализ воспитательных мероприятий может быть проведён в форме:

1. Анализа устного опроса, анкет, заполнения листа мнений, заполнение журнала предложений и рекомендаций, отражение мнений в открытой форме, блиц-интервью;

2. Выпуск информационных источников: стенгазет, бюллетеней, папок-раскладушек, фотогазет,

3. Презентация, устный журнал, телепрограмма.

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности УВР в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результата и критерии процесса[27].

Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащегося, их воспитанности, обученности, социализированности [28].

Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия).

Примерные критерии:

— гуманность воспитательных отношений;

— вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;

— сформированность деловых и межличностных взаимоотношений;

— развитость самоуправленческих начал в классе;

— наличие социальных связей классного сообщества;

-эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.

Воспитательная работа включает перечень мероприятий различных направлений. Каждое воспитательное мероприятие включает три этапа:

Подготовительный, основной и рефлексивно – оценочный.

Подготовительный этап включает выбор тематики, направления, подбора методических приёмов, организационных элементов (методов, оборудования и материалов, бутафории).

Подбор и подготовка участников.

Второй этап: проведение воспитательного мероприятия. Внимательное наблюдение за ходом мероприятия, направление и корректировка действий участников мероприятия, быстрое включение запасных вариантов.

На заключительном этапе учитель оценивает проведенную аналитическую деятельность, устраняет фактические и стилистические неточности в информационно-аналитических материалах, вносит необходимые коррективы.

Третий шаг в деятельности по составлению плана ВР – это моделирование педагогом образа класса и процесса воспитания в нем [24].

Образ класса включает следующие составные части:

а) образ учащегося класса;

б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и отношений;

в) представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности.

Четвертый шаг в составлении плана ВР- коллективное планирование. В коллективном планировании жизни и деятельности класса участвует классный коллектив, родители, друзья класса. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организации коллективной творческой деятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех последующих совместных действий. Конечно, включенность класса в планирование не должно ограничиться предложениями ребят в планировании деятельности. Здесь необходимо широкая и планомерная работа с классным коллективом по умению организовать свою деятельность и досуг. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана. Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского движения (Методика коллективного планирования).

Коллективное планирование – это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел. Как важнейшее звено (этап) коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в себя: общий сбор-старт; конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкета предложений; разведку дел и друзей – предварительную и массовую (по маршрутам: «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья» и т.д.); изготовление газет-молний с предложениями к плану (для обсуждения).

Более новые формы, методы и приемы: аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд, «забор»), копилка(фонд, «банк» «почтовый ящик») идей и предложений, журнал-эстафета, дискуссия, защита проектов плана и т.д. Технология коллективного планирования используется как при подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий на какой-то определенный промежуток времени.

Вывод

Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить шефство. Т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью.

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1 Необходимость эффективного планирования воспитательного процесса в школе.

Многие исследователи и учёные посвятили свои работы вопросам планирования воспитательной работы в школе. Такой деятельности большое внимание уделяется на занятиях методических объединений, на курсах повышения квалификации.

В то же время наибольшее количество ошибок допускается руководителями школ именно в планировании работы школы на год.

Поставим перед собой вопрос: будет ли работать школа, у которой вообще нет годового плана? Мы вынуждены ответить, что будет. Учителя по – прежнему ежедневно будут приходить на работу, давать уроки по своему предмету, выполнять государственную программу через свои поурочные планы. Следовательно, годовой план работы школы нужен не для того, чтобы организовать учебно-воспитательный процесс, а для того, чтобы, объединив усилия всех педагогов, направить педагогический коллектив на решение главных для школы задач и получить при этом наилучший конечный результат. Хороший годовой план работы школы помогает администрации создать из отдельных педагогов коллектив единомышленников, добиться оптимального конечного результата.

Ещё в работе Г.И. Горской “Организация учебно-воспитательного процесса в школе” указывалось, что “практическое планирование является началом всякого руководства. От качества плана и его продуманности зависит успех работы школы. План призван организовать деятельность каждого педагога”. В книге “Управление современной школой” под редакцией М.М. Поташника сформулированы функции управления: «прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, корригирование, стимулирование…” Следовательно, “планирование” – обязательная функция управления.

План работы начинается с анализа за истёкший год. И тут оказывается, что разные администраторы разных школ по-разному понимают, что такое “анализ работы”. Как правило, добросовестно перечисляется всё положительное, сделанное за учебный год, и указываются недостатки. В лучшем случае идёт сравнение результатов по учебной работе, по предметам с результатами предыдущего года. Нисколько не возражая против такого сравнительного метода, укажем всё же, что подобное сравнение помогает только определить тенденцию – куда мы движемся. Но этого недостаточно для вывода о том, хорошо или плохо мы поработали.

Следовательно, анализ работы в годовом плане школы – это, прежде всего сравнение: вот задачи, которые мы ставили, а вот их выполнение. Даже есть смысл разделить страницы по вертикали, слева записать, какие задачи ставились, а справа – как они решены, а если не решены, то почему.

Подводя итог разделу “Анализ работы”, укажем на типичную ошибку руководителей школ – за анализ принимается фотография того, что сделано коллективом школы за учебный год. Из объективного анализа вычленяются задачи на новый учебный год. Их не может быть много, их должно быть две – три. Но это задачи, без решения которых школа не может развиваться, это задачи, над которыми должен работать весь педагогический коллектив.

Многочисленные проверки управленческой деятельности администрации школ позволяют сказать, что в этой части можно выделить типичные ошибки директоров школ:

1. Отсутствует система в годовом плане работы, т.е. проводится некачественный анализ; не вытекают из анализа; ВШК не вытекает из поставленных задач; не определена конкретная система мер по выполнению задач.

2. План не представляет из себя единого логического и стилистического целого.

3. Анализ не строится на принципе реального отчёта о том, что планировала школа и что она сделала.

4. В плане записывается большое количество задач, которые педагогический коллектив не может выполнить в течение учебного года.

5. Отсутствуют конкретные задачи каждому звену управления или самоуправления для решения общей задачи.

6. ВШК существует сам по себе, не помогает в решении поставленной на год задачи или задач, часто является одноразовым. Планирование воспитательной работы не ограничивается составлением плана воспитательной работы, как это часто, к сожалению, практикуется в школе. Планирование – творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование, необходимое в первую очередь учителю, а не администрации школы, является насущной частью его профессиональной деятельности в работе с детьми. Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива, родителей учащихся, осмыслении ими целей и задач своей совместной деятельности и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой. Планирование должно быть увлекательным для школьников и реализоваться в разных формах, например: «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.

В последние годы на широкую публику выставляются обсуждения о воспитании детей. Проблема затрагивает проблему воспитания в семьи и в школе. Многие исследователи – педагоги приоритетными считают семейное воспитание, другие же в острие угла выставляют общественные ценности и школьное воспитание. Также проблема в том, что, то хорошее, что было в дореволюционной России и в советской системе воспитания теряют актуальность и привлекательность. Если в дореволюционной России в воспитании подрастающего поколения играли семейные, национально-традиционные и духовно-нравственные ценности, то в советское время большую роль играла коммунистическая идеология и вся система воспитания опиралась на эту базу. Широкие демократические преобразования в обществе, переход на рыночную экономику внесли коррективы в систему воспитания в школе.

Всеобщая модернизация отечественного образования — введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда – меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения [23,24].

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки.

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум. Нововведения в обществе внесли заметную коррективу в жизнь и деятельность общества. Люди и общество столкнулись с трудными и порой трудно разрешимыми проблемами: экономическая нестабильность и безработица, криминализация жизни, духовная дезориентация, социальная напряженность, межнациональные противоречия, проблемы выживания семей в новых экономических условиях[18].

Институт семьи переживает кризис. Наблюдается духовный разрыв между представителями разных поколений в семье, между детьми и родителями, растёт число разводов в молодых семьях. Естественно, семья не утратила и не утратит свои воспитательные функции, и останется самым главным фактором воспитания[19].

Многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства. Современная теория воспитания строится на педагогических и психологических исследованиях, в том числе с учётом зарубежной практики. Но, в то же время камнем преткновения остаётся роль семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.

К сожалению, школа была и остаётся тем институтом, которая даёт в основном теоретические знания. Воспитательные процессы рассматриваются лишь как средство повышения успеваемости и борьба с правонарушениями. Практически в школах нет единого мнения, и единого подхода к воспитательным идеям. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего. Также необходимо учесть тот фактор, что нет индивидуального подхода в воспитательном процессе. Многие педагоги видят индивидуальный подход в воспитании в работе с трудными и проблемными детьми и с их родителями. При этом часто упускается возможность создания ситуации успеха для ребенка для его успешной деятельности. Часто остается вне внимания отношение ребёнка к дисциплине. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, и независимо от того, где он будет находиться, он будет соблюдать те правила и нормы поведения, к которым был с детства приучен. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.

Недоработанность в системе воспитания эффективных рычагов наказания. Наказания могут быть совершенно разными. Это и замечание наедине, и перед классом; это и обсуждение проступка на педсоветах или школьных собраниях. Главное, при любой форме наказания необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет. Наказание — процесс достаточно тонкий, поэтому нельзя допускать, чтобы все работники школы имели возможность наказывать.

Весьма противоречивый характер обретает система наказаний по отношению к малолетним правонарушителям. Сегодня горячо обсуждается вопрос применении уголовной ответственности по отношению к подросткам с 12 лет, а не с 14 , как это практикуется в настоящее время.

Неэффективность системы воспитания сказывается из-за отсутствия единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой!

Многие школы в составлении воспитательного плана придерживаются научной организации труда. Научная организация труда – это такой вид организации деятельности, способствующий получить высокие результаты при наименьшей затрате сил и энергии.

Неудача в работе школ объясняется отсутствием научной организации труда.

Типичные ошибки в планировании:

Нечёткий план работы;

Неумение руководителя правильно организовать и координировать деятельность членов коллектива;

Чрезмерная перегрузка членов коллектива второстепенными поручениями, собраниями, дежурством, документацией.

Отсутствие опыта в ведении хозяйственной и коммерческой деятельности.

В науке об управлении существуют два понятия — «действие» и «результат». Действие — это определенные операции, конкретные мероприятия, вечера, походы, собрания и т.д. Они могут проходить регулярно, внешне эффектно и демонстрировать неплохую организационную деятельность исполнителей. Но действие — это только средство для достижения какой-то цели, а не сама цель.

Результат — это конечный итог, ради которого и проходили операции, это уровень знаний, воспитанности учащихся, их общекультурная подготовка, степень самостоятельности и т.д.

Суть управления — в умении планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных задач и целей.

2.2 Экспериментальная работа по выявлению уровня социальной

Для того, чтобы определить уровень социальной активности, необходимо выделить критерии. Социальная активность детей и подростков непрерывно связана с социализацией, поэтому за основу возьмем три основных критерия социализации ребенка, которые выделила И.И. Фришман:

  • интериоризация социального опыта (когнитивный) – знание о различных типах социальных отношений;
  • стремление к участию в социальных отношениях (мотивационный) – потребность к социальному общению, адекватная оценка своего участия в деятельности;

— участие в поиске путей реализации своих возможностей (деятельный) – участие в социально значимой деятельности, проявление инициативы и активности, творческий подход . Для того чтобы определить уровень социальной активности, была проведена серия заданий и анкет (Приложение 1)

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ (разработана профессором М.И. Рожковым) Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале (Приложение 1): 4 – всегда; 3 — почти всегда; 2 – иногда; 1 — очень редко; 0 — никогда. Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности засчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвёртой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трёх, то можно констатировать высокую степень социализированности ребёнка; если же он больше двух, но меньше трёх, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 экспериментальная работа по выявлению уровня социальной 1

Рисунок 2.1- уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Результаты опроса говорят о том, что 10 учащихся (25%) проявляют высокую степень социализированности. 20 учащихся (50%) проявляют среднюю степень социализированности. И 10 учащихся (25%) прявили низкую степень социализированности. На основе полученных результатов (Приложение 2) построим диаграммы по каждому критерию социализированности детей.

 экспериментальная работа по выявлению уровня социальной 2

Рисунок 2.2-

В данной диаграмме отражены результаты данных по социальной адаптированности учащихся: 40% учащихся имеют высокий уровень социальной адаптированности; 36 % — средний; ниже среднего -12%; 12% — низкий уровень.

 экспериментальная работа по выявлению уровня социальной 3

Рисунок 2.3-Социальная автономность, в %

В данной диаграмме отражены результаты данных по социальной автономности учащихся: 36 % учащихся имеют высокий уровень социальной автономности; 24 % учащихся имеют средний уровень социальной автономности; у 12 % учащихся уровень социальной автономности ниже среднего; у 28 % — низкий уровень .

 экспериментальная работа по выявлению уровня социальной 4

Рисунок 2.4 — социальная активность, в %

Данная диаграмма отражает результаты социальной активности учащихся: 36 % учащихся имеют высокий уровень социальной активности; 45 % учащихся имеют средний уровень социальной активности; у 8 % учащихся уровень социальной активности ниже среднего; у 11 % — низкий уровень .

Таблица 2.1-

Результаты исследования уровня развития классных коллективов по методике «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).

Итоги исследования 2014-2015 уч. Года

Класс

Итоги исследования 2015-2016 уч. Года

Класс

Итоги исследования 2016-2017 уч. года

класс

Примечание

«Песчаная россыпь».

«Песчаная россыпь».

6 А

«Мягкая глина».

Положительная

Динамика

«Песчаная россыпь».

«Песчаная россыпь».

Мягкая глина

Положительная

Динамика

Песчаная россыпь

Мягкая глина

«Мерцающий маяк»

8 А

Положительная

Динамика

Мягкая глина

Мягкая глина

«Алый парус»

Положительная динамика

«Мерцающий маяк»

7 А

«Мерцающий маяк»

8 А

«Алый парус»

Положительная динамика

«Алый парус».

7 Б

«Горящий факел»

8 Б

«Горящий факел»

Положительная динамика

«Алый парус»

8 А

«Горящий факел»

9 А

«Горящий факел»

10А

Положительная динамика

«Алый парус»

8 Б

«Алый парус»

9 Б

«Алый парус»

10 Б

Устойчивая динамика

«Горящий факел»

9 А

«Горящий факел»

10А

«Горящий факел»

11А

Положительная динамика

«Алый парус»

«Алый парус»

10Б

«Горящий факел»

11Б

Положительная динамика

«Горящий факел»

10

«Горящий факел»

11

Выпуск с положительной динамикой

«Алый парус»

11

Выпуск с положительной динамикой

Изучение степени удовлетворённости учащихся и выявление уровня родителей работой школы и его педагогического коллектива в сфере воспитательного процесса (на основе методик А.А. Андреева и Е.Н. Степанова).

Целью данных методик является определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, а также выявление уровня удовлетворенности родителей работой школы и его педагогического коллектива в сфере воспитательного процесса. Данные методики, построенные на основе методик доцента А.А. Андреева и доцента Е.Н. Степанова (Приложение 3).

Учащимся и родителям (на родительских собраниях) предлагается прочитать и ответить на вопросы предложенные в анкетах и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 — совершенно согласен 3 — согласен 2 — трудно сказать 1 — не согласен О — совершенно не согласен. Удовлетворенности «У» учащихся и родителей школьной жизнью является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше трех, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности, и если «У» меньше 2, то это низкая степень удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью.

 экспериментальная работа по выявлению уровня социальной 5

Рисунок 2.5-

В результате эксперимента по результатам степени удовлетворённости школьниками, родителями и педагогами воспитательной работой школы за последние три года получены следующие результаты: Высокую степень удовлетворённости воспитательной работой школы за 2014-15 учебный год показали 34% респондентов; за 2015-16 учебный год – 40%; за 2016-17 учебный год -45% участников опроса. То есть, в работе данной школы наблюдается положительная динамика, что отражено в диаграмме (рисунок 2.5) и в таблице 2.5.

К воспитательной деятельности школы равнодушными остались: за 2014 – 15 учебный год -20% респондентов; за 2015-16 учебный год – 12%; за 2016-17 учебный год – 10%. Это говорит о неприятии, в том числе и не высказывании своих откровенных позиций к деятельности школы. Крайне неудовлетворёнными работой школы остались: за 2014-15 учебный год -11%; за 2015-16 учебный год -8%; за 2016-17 учебный год -0%.

Таблица 2.2-

Результаты степени удовлетворённости учащихся и выявление уровня родителей работой школы и его педагогического коллектива в сфере воспитательного процесса (%).

Таким образом, школьный коллектив за последние три года добился положительной динамики в воспитательной деятельности школы. Вывод:

По результатам анкетирования получены положительная динамика в воспитательной работе школы.

Заключение

Первая глава данной работы посвящена разработке воспитательного плана школы с точки зрения гуманной педагогики и личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. В работе рассмотрены взгляды педагогов – исследователей к личности ребёнка, проведён анализ воспитательного плана исходя из положений гуманной педагогики.

Набольшей эффективности воспитательный план достигает при плодотворном сотрудничестве воспитателя и воспитанников; при взаимной симпатии и поддержки педагогов, учащихся и родителей; в наличии чувства привязанности, уважения и любви педагогов и учащихся. От того, насколько педагог может воздействовать (усилить или ослабить) воспитательное влияние, при влиянии на воспитанника внешних (жизненный опыт, убеждение, интересы, потребности) и внутренних (социальная среда, друзья, интернет) факторов. В зависимости от уровня развития, интересов и общей направленности личности информация, содержащаяся в воспитательном действии для, воспитанника может быть интересной или неинтересной, согласованной с его внутренним миром и несогласованной, приемлемой и неприемлемой. Педагогический состав должен помнить:

Результат воспитательного действия проявляется не сразу; Единичное воспитательное воздействие не приносит должного результат, необходима комплексная система воспитания;

Ни одно воспитательное действие не обладает 100% эффективностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/upravlenie-vospitatelnoy-rabotoy/

  1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c.

  2. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 377 c.

  3. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 377 c.

  4. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 479 c.

  5. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 440 c.

  6. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 440 c.

  7. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. — М.: Владос, 2014. — 176 c.

  8. Ермолин, А. Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху: Педагогика нового времени / А. Ермолин. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 262 c.

  9. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. — М.: Вузовская книга, 2016. — 872 c.

  10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие / Г.М. Коджаспирова. — М.: Проспект, 2016. — 248 c.

  11. Маралов, В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 424 c.

  12. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 240 c.

  13. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов . — М.: ИЦ Академия, 2013. — 496 c.

  14. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, И.В. Самыгин. — М.: Дашков и К, 2015. — 272 c.

  15. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. — М.: Дашков и К, 2014. — 272 c.

  16. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.

  17. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.

  18. Савина, Нина Григорьевна. Личностный подход к подростку при дифференцированном обучении на примере преподавания географии : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Брянск, 1994.- 16 с.

  19. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании: Информационное общество. Информационно-образовательная среда. Электронная педагогика. Блочно-модульное построение информационных технологий / В.А. Трайнев. — М.: Дашков и К, 2013. — 320 c.

  20. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 381 c.

  21. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по напралению «Педагогика» / Л.А. Шипилина. — М.: Флинта, 2013. — 208 c.

  22. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова . — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 408 c.

  23. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;.

  24. Федеральная целевая программа развития образования 2011–2015 г.г. утверждена постановлением Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61

  25. Гуткина ЛД. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр «Педагогический поиск”, 2002.

  26. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Воспитательное пространство в контексте синергетического подхода // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. – Калуга, 2000.

  27. Степанов Е. Н Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001.

  28. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2002 г.

Приложения

Приложение 1

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель : выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

О — никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных:

Приложение 2

Результаты

социализированности личности обучающегося.

(по методике М.И. Рожкова)

Цель данной методики — выявить уровень социальной адаптированности, активности и автономности обучающихся.

Социальная зрелость — объективно необходимый этап личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека. Обусловленный техническими и социальными требованиями уровень образования и профессиональной подготовки обеспечивает реализацию человеком его гражданских прав и обязанностей, интеграцию норм и ценностей общества, усвоения традиций и духовного богатства национальной и общечеловеческой культуры. Социальная зрелость наступает не в результате какого-либо одноименного акта, а в процессе социального становления личности. При определении уровня социальной зрелости обучающихся 9-х классов школы можно выделить следующие основные показатели:

Социальная адаптированность;

Социальная активность;

Социальная автономность;

Высокий уровнень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».

В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.

Для обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

Из представленных данных видно, что у обучающихся 9-х классов школы социальная зрелость присутствует в должной мере.

Работа, на формирование социальной зрелости обучающихся, как уже говорилось выше ведется на протяжении всего обучения в школе. И к девятому классу, как это видно из диаграммы, процент «высокого уровня» значительно повышается. Также уменьшается процент обучающихся, которые не сделали своего жизненного выбора и находятся, как бы на перепутье. В воспитательной работе со старшеклассниками именно на эту категорию детей стоит обратить особо пристальное внимание, чтобы помочь ребятам определится в жизни и выбрать правильный жизненный путь.

Постепенный рост социальной зрелости детей из года в год обусловлен, конечно, Дети, видя, как трудно родителям дается заработок денег, на каникулах свободное время начинают подрабатывать. То есть они сталкиваются с взрослой жизнью немного раньше, чем их сверстники несколько лет назад.

Также на повышение уровня социальной зрелости влияет и проведение различных мероприятий внутри школы:

развитие органов ученического самоуправления

коллективно-творческие дела

выступление на НОУ, олимпиадах, конкурсах

профориентационная работа, ведущаяся педагогом-психологом.

Задача для педагогов и администрации школы в повешении

социализации обучающихся состоит в обеспечении успешного усвоения обучающимися репертуарных значимых социальных ролей с необходимым балансом социально и индивидуального планирования. Это можно осуществить на основе:

развития личности обучающегося;

реализации возрастного подхода к освоению социально-ролевого поведения;

интеграции предметного содержания, используемых педагогическ технологий личностного потенциала педагогов школы;

организации школьного пространства, позволяющего обучающемуся на практике реализовывать социальные роли.

Приложение 3

Методика изучения уровня развития детского коллектива

«Какой у нас коллектив».

(составлена А.Н. Лутошкиным)

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива — школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А. Н. Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Ход выполнения.

Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив. Образное описание стадий развития коллектива.

1. ступень. «Песчаная россыпь».

2.ступень . «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают, внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора покинет или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3.ступень. «Мерцающий маяк».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4.ступень. «Алый парус».

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5.ступень. «Горящий факел».

Обработка полученных данных.

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оцени его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

2. Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе.

Методика социометрии (ее основоположником считается Д.Ж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист.

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы.

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?

З.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов.

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке — имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Макаров Николай) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Левичева Борю), Г (Левичеву Лолу) и Е ( Романова Михаила); при ответе на второй вопрос — Б, Ж и 3; при ответе натретий — Б, Г и Е. Все эти выборы Макарова Николая вы должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Результаты исследования уровня развития классных коллективов по методике «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин).

Итоги исследования 2010-2011 уч. Года

Класс

Итоги исследования 2011-2012 уч. Года

Класс

Итоги исследования 2012-2013 уч. года

класс

Примечание

Песчаная россыпь

Класс был сформирован в этом уч. году

Песчаная россыпь

Песчаная россыпь

Мягкая глина

Положит. динамика

_

Песчаная россыпь

Класс был сформирован в этом уч. году

Песчаная россыпь

Мягкая глина

Мягкая глина

8 А

Положит. динамика

Мягкая глина

Мягкая глина

Алые паруса

Динамика

Мягкая глина

Положит. динамика

Из результатов диагностики видно, что большинство классных коллективов находится на стадии развития «Мягкая глина». То, есть заметны шаги по сплочению, отношения в основном доброжелательны. Соединяющим звеном является требование педагога.

Один класс находится на стадии «Алые паруса». Здесь преобладает желание трудиться вместе. В классе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общее мнение. Решающим в организации дела является отношение и мнение педагога. Ребята сами мало проявляют инициативу. Это связано с тем, что большинство детей являются учениками специальных (коррекционных) классов.

Исходя из этого, классным руководителям необходимо выбирать формы и методы воспитательной работы, направленных на развитие самостоятельности обучающихся.

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым из школьников и заносите, получившееся у вас число в последнюю строку — под каждой фамилией. Наибольшая цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов.

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров — авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом — они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и 3); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И)

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д — они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

Приложение 4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЫ.

(на основе методик А.А. Андреева и Е.Н. Степанова)

Целью данных методик является определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью, а также выявление уровня удовлетворенности родителей работой школы и его педагогического коллектива в сфере воспитательного процесса.

Данные методики, построенные на основе методик доцента А.А. Андреева и доцента Е.Н. Степанова. Учащимся (на классных часах) и родителям (на родительских собраниях) предлагается прочитать и ответить на вопросы предложенные в анкетах и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен 3 — согласен 2 — трудно сказать 1 — не согласен О — совершенно не согласен

удовлетворенности «У» учащихся и родителей школьной жизнью является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше трех, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности, и если «У» меньше 2, то это низкая степень удовлетворенности учащихся и родителей школьной жизнью.

Данные методики позволяют корректировать воспитательную работу школы , выбирать наиболее интересные мероприятия и дела, которые повлияют на развитие учащихся и достижению цели воспитательной системы школы. Позволяют соотнести ожидания родителей и детей от обучения в школе и полученные результаты. Данная методика проводится один раз в год, в конце учебного года как итог учебного года, реальный результат существующей системы. А так же проведение методики изучения удовлетворенности родителей и детей работой образовательного учреждения позволяет скорректировать планы на следующий учебный год с учетом высказанных пожеланий.