Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе по формированию творческой активности ребенка (младший школьный возраст)

Курсовая работа

Актуальность.

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах. Хореографические отделения в школах искусств и хореографические школы показали себя на практике как перспективная форма эстетического воспитания детей и подростков, в основе которой лежит приобщение их к хореографическому искусству

Работники учреждений культуры и дополнительного образования, в том числе и педагоги — хореографы, все больше убеждаются, что для успешной профессиональной деятельности им необходимы глубокие знания педагогики и психологии.

Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Педагог показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует вечера практики, конкурсы, соревнования.

Чтобы квалифицированно преподавать, руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах.

Проблема исследования.

Для исследования была выбрана тема «Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе по формированию творческой активности детей(младшего школьного возраста) .

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью педагогов в методах, и организационных форм учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе, с целью формирования творческой активности детей. Использование педагогических приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

36 стр., 17964 слов

«Организация работы с одарёнными детьми». учебно-методический материал

... воспитания одарённых детей имеют важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны. Именно поэтому из предложенных тем для своей дипломной работы я выбрала тему ... в системе аттестации учителей. Она будет направлена на оценку качества управления учебной деятельностью учащихся. 4) Национальная образовательная инициатива «Наша ...

Цель работы — раскрыть потенциал учебно-воспитательной работы по формированию творческой активности детей в хореографическом коллективе.

Гипотеза -Учебно-воспитательный процесс по формированию творческой активности детей хореографического коллектива будет эффективным:

  • при учете специфики хореографической деятельности.
  • при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • использование форм и методов в учебно-воспитательной работе творческокго коллектива;
  • при создании комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития в хореографическом коллективе.

Задачи курсовой:

  • рассмотреть теоретические основы творческого развития детей в хореографическом коллективе;
  • Выявить специфику хореографической деятельности;
  • охарактеризовать особенности творческого развития детей;
  • выявить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей хореографическому искусству ;
  • определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;
  • Создание условий для развития творческой активности детей в хореографическом коллективе;
  • разработать программу для учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе по формированию творческой активности детей;
  • Объект исследования -дети хореографического коллектива.

Предметом- учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе.

Методы: Теоретический метод -анализ, синтез, обобщение.

Практический метод включает наблюдение, беседы.

Практической базой является хореографический коллектив «Топатушки».

Методологической базой послужили труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов по рассматриваемой теме.

В конце ХХ века появились труды, отражающие сущность массовой хореографии, новый взгляд на значение и возможности этого вида искусства для творческого развития подрастающего поколения (С.В. Акишев, Н.А. Евстратова, Е.Н. Михайлова).

Вопросы взаимодействия педагога и ученика в процессе хореографических занятий рассматривались А.В. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной и др. Взаимосвязь хореографии с другими видами искусства освещалась в работах Б.В. Мануйлова и Ю.В. Ушаковой.

В области педагогики искусства в последнее время большое внимание уделяется гармонической гимнастике, художественному движению в целом (А. Д. Арманд, И.Е. Кулагина, Ю.В. Ушакова), изучаются труды классиков данного направления, таких, как Л.Н. Алексеева, И.Б. Тарасова, М.К. Восконьянц.

В целом можно судить что ученым психологам и педагогам область применения хореографического искусства в системе художественно-творческого развития подрастающего поклонения интересна, но данная тема пока еще не стали предметом специального научного исследования, т.е. не достаточно исследована и требует дальнейшего изучения.

Этапы исследования.

1.Теоретико-аналитический . На данном этапе осуществляется изучение состояния проблемы в системе гуманитарных наук.

2. Диагностический. Раскрытие потенциала учебно-воспитательной работы по развитию личности ребенка в творческом процессе хореографического коллектива.

18 стр., 8928 слов

Развитие учебной мотивации студента средствами психологической службы

... Развитие положительной учебной мотивации у студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки студента. Практическая значимость исследовательской работы ... притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты ... индивидуальна не только по времени проявления (по возрасту), но и по силе ее переживания. ...

Научная новизна заключается в обосновании необходимости научного подхода к организации учебно-воспитательной работы в детском хореографическом коллективе по формированию творческой активности детей.

Практическая значимость состоит в разработке практических рекомендаций и обобщении опыта организации учебно-воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе.

На защиту выноситься следующее положение:

Практические рекомендации в организации учебно-воспитательного процесса в детском хореографическом коллективе.

Глава I. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

1.1 Специфика хореографической деятельности

С древнейших времен танец существовал как излюбленная досуговая деятельность в культурах практически всех народов мира. В настоящее время танцы являются не только приятным времяпрепровождением, но и выполняют функцию эстетического и морального воспитания, раскрывают человеку мир реально существующей красоты, что особенно важно при формировании нравственно-этических ценностей подрастающего поколения. Воспитание детей средствами танцевального искусства помогает всестороннему развитию личности развития ребенка, учит его находить в танце эстетическое наслаждение. Поэтому работа в этом направлении представляется важным звеном в общепедагогическом процессе.

Обучение детей языку танца — это, прежде всего, обучение языку человеческих чувств; танцевальное движение скорее не обозначает, а выражает реалии человеческой жизни. Изобразительно-выразительные средства танца, используемые на занятиях, характеризуются обобщенностью и условностью, раскрываясь в единстве с музыкой и драматургией (Е.П. Валукин, 1992, Ю.В. Слонимский, 1988, Н.И. Тарасов, 1981, СВ. Филатов, 1993, С. Холфина, 1990) Алексеева Л.Н. Двигаться и думать. — М., 2000. — С.55..

Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее рассматривать этот процесс неотъемлемо с музыкальным воспитанием. Танец — это мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающем характеры людей, их чувства и мысли о мире. Основоположник балетного театра Ж.Ж. Норверр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху» Художественное воспитание школьников средствами хореографического искусства // Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. Тезисы международной научно-практической конференции (Москва, 25-26 февраль 1999) — М.: МГУК, 1999. — С.81..

Огромное значение имеет точное и эффективное исполнение технических двигательных задач. Красота движений достигается во многом за счет легкости, геометрической точности, ритмичности, последовательности, гармоничности сочетания движений и музыки. «Не может быть красоты без осанки и правильной пропорции, и ты -несравненный мастер обеих, так как создаешь гармонию, ты наполняешь движение ритмом, ты делаешь силу грациозной и обладаешь способностью придавать предметам гибкость», — эти слова П. Кубертена (1966) можно в полной мере отнести к бальному танцу Пономарчук В.А. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации молодежи к занятиям спортивными танцами // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. — М., 2000. — С. 24..

14 стр., 6873 слов

Принципы и закономерности воспитания в учебном процессе

... детей к общественной жизни , но и процесс формирования внутренней духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе. Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном ... педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ре­бенка и определять, что является для ребенка главным на дан­ный момент. определяет ...

Основной задачей педагога является гармоничное развитие интеллекта, воли и эмоций ребенка. Дисгармония возникает в случае когда развивается только одна из этих составляющих. В тоже время общее гармоничное развитие предполагает более или менее правильное физическое развитие в той мере, в которой это позволяют сделать объективные факторы. К сожалению с точки зрения решения задачи воспитания гармоничной личности в настоящее время танец не занимает того места, которое он в праве занимать в ряду средств воспитания и развития. Как было показано Р. Штейнером в начале этого века, занятия танцами тесно взаимосвязаны с развитием вышеупомянутых трех категорий, составляющих духовный мир личности.

Исследования известных педагогов и психологов подтверждают, что эстетическое развитие, в частности, танцевальная практика оказывается существенным фактором общего интеллектуального роста ребенка и влияет на его отношения с товарищами. Так, например, Бильченко Т. О. были проведены исследования в школьных хореографических кружках с более чем 300 школьников всех возрастов, что дало возможность изучить, как развивается ребенок, занимаясь в хореографическом кружке. Имея отправной точкой фиксацию эстетических и коллективистских позиций школьников хореографического коллектива, исследователь прослеживал как они, овладевая искусством танца продвигаются в своем эстетическом развитии, как меняются их отношение друг к другу, ко всему коллективу в целом О концепции непрерывного хореографического образования // Хореографическое образование: тенденции развития. Сборник тезисов научно-практической конференции (Москва, 28-30 апреля 2001 года) — М.: МГУКИ, 2001. — С.4-6..

Таким образом, у большинства детей, занимающихся танцами, формируется целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения школьника, осмысляется им самим как гармоническое сочетание личных и общественных интересов (Л.В. Богомолова, Т.Т. Кореневский, А.С. Шемелин и др.).

Систематическая учебно-воспитательная работа по танцу оказывает на детей младшего школьного возраста положительное воздействие. Исполнение танцев, а также тренировочных движений под хорошо подобранную музыку является важной частью хореографической работы. У детей развивается интерес к музыке, которая обогащает и насыщает танец своим эмоциональным содержанием.

Занятия по танцу не только эстетически развивают детей и формируют их художественный вкус, но и способствуют физическому развитию детей, дисциплинируют и повышают культуру поведения. Дети, занимающиеся в танцевальных кружках приобретают стройную осанку, улучшается координация движений.

Видный педагог танца Т.Т. Кореневский считает, что для успешного формирования творческого потенциала ребенка следует соблюдать следующие условия Алексеева Л.Н. Двигаться и думать. — М., 2000. — С. 63.:

1) разновозрастный состав коллектива, в котором обязательно должны быть дети младшего, среднего и старшего возраста;

12 стр., 5555 слов

Деятельность педагога -организатора в сельской местности

... функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с ...

2) четкая и планомерная система учебной работы, в которой для каждого участника ясна перспектива его технического и художественного роста;

3) ясная, глубоко продуманная работа над репертуаром, где органично должны сочетаться все возрастные группы;

4) планирование воспитательной работы, в которой каждый член коллектива принимает активное участие.

Учебно-воспитательный процесс в детском хореографическом коллективе должен строиться так, чтобы повышать эффективность детского танца, улучшать исполнительскую культуру детей, обогащать их духовный мир. Вся работы с детьми должна строиться на интересе, увлеченности и творчестве. Одним из существенных моментов является доступность: руководитель детского коллектива должен всегда помнить, что очень вредно для ребят делать те упражнения, которые для них непонятны и не под силу. Ребенок должен получать удовольствие от того, что движения у него получаются.

Хореографическая практика, основанная на значительных физических усилиях, может дать ребенку и «нагрузку» и «разрядку», однако, перед руководителями неизбежно встает вопрос об их разумном соотношении. Следовательно, большое значение имеет также подготовка квалифицированных педагогов по хореографии в высших учебных заведениях.

Средством воспитания участников хореографического коллектива может стать только высококвалифицированная деятельность в сочетании с нравственным, эстетическим и другими направлениями воспитания. Воспитательная цель отражает объективную потребность общества в человеке, соответствующем современному этапу общественного развития. Воспитательный процесс осуществляется как в ходе обучения танцам, так и через общение членов коллектива в различных общих делах и мероприятиях. .Красовская В. М.» О классическом танце» в кн. Н. Базарова, В. Мей Азбука классического танца. Л., 1983г с.67

В современной литературе по вузовской педагогике все большее внимание привлекают проблемы воспитания в процессе творчества, в том числе:

  • Единство художественного и педагогического начал в воспитательном процессе;
  • Изучение и учет типологии участников и руководителей хореографического коллектива;
  • Влияние структуры педагогического процесса;
  • Психолого-педагогические аспекты руководства хореографическим коллективом;
  • Формирование репертуара в связи с учебно-воспитательной деятельностью.

1. Уральская В.И. Рождение танца. — М., 1982

Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой педагогической деятельности по формированию личности. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитание в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка». В другой работе он подчеркивал: «…Разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения?» Эти положения замечательного советского педагога имеют прямое отношение и к руководителю хореографического коллектива. Он обязан профессионально воспитывать в каждом ученике общечеловеческие ценности добра, справедливости, честности. 2. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. — М., 1982.

11 стр., 5182 слов

«Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных ...

... в про­цессе обучения необходимо использование разных технологий. Выделяют информационно-развивающую технологию, развивающую технологию и личностно-ориентированную технологию. Утверждаю Директор МОУ «МУК-2» ____________ Реферат по теме: «Личностно-ориентированные технологии обучения в общеобразовательных учебных учреждениях при организации ...

При обучении хореографии воспитательная деятельность педагога имеет свою специфику. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание — это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его — в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Решая специфические задачи воспитания средствами танца, педагог рассматривает их как составную часть комплексного воспитательного процесса, который ведется в нашем обществе.

Учебно-воспитательная работа — составная часть и непременное условие творческой деятельности хореографического коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы.

Тенденция разделять учебно-воспитательную работу в коллективе на две обособленные части (учебную и воспитательную), либо рассматривать воспитательную работу в отрыве от творческого процесса, под которым подразумевается лишь накопление определенной суммы профессиональных знаний и навыков, не выдерживает критики. 1. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М.: Владос. — 2003. — 256 с.: ил.

Наиболее результативно единство обучения и воспитания непосредственно в процессе творчества и пробуждение желания осваивать мастерство, вызывать потребность в нем и на основе разбуженного интереса осуществлять целенаправленный художественно-творческий процесс, в котором органически сочетались бы педагогические и творческие задачи. При этом условии процесс обучения в хореографическом коллективе становится и процессом воспитания личности.

Основной формой учебного процесса в хореографическом коллективе, как и в учебных заведениях, остаётся урок — репетиционное, коллективное занятие, на котором участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение педагога и участников коллектива.

Процесс обучения участников хореографических коллективов основывается на общепедагогических принципах дидактики:

  • Активности;
  • Единства теории и практики;
  • Наглядности;
  • Доступности;
  • Систематичности;
  • Прочности усвоения знаний;
  • Индивидуального подхода.

Однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара должны быть подчинены максимальному развитию творческих способностей. Вопросы подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и мелкогрупповыми, составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах. 2. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. — М.: Релиз. — 2004. — 340 с.

9 стр., 4472 слов

Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности

... являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие. Исследование данной работы предопределило ряд задач : определить характерные черты личности; проанализировать процесс взаимодействия воспитания, обучения и развития личности; выявить основные (внутренние и внешние) факторы ...

Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных целей и решение намеченных задач.

Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и руководимых им учащихся, при помощи которых наилучшим образом усваивается учащимися музыкально-хореографический материал, прививаются танцевальные навыки, формируется и развивается у них эстетический вкус и хореографические способности. Кратко можно охарактеризовать каждый из методов применительно к специфике обучения хореографии.

1. Метод танцевального показа — это такой способ обучения, при котором педагог демонстрирует танцевальную композицию, отдельные фигуры и элементы, и соответственно анализирует их. Наглядно-образные представления, получаемые учащимися, являются основой для последующего разучивания схемы движения, поворотов, вращений и т.п. При демонстрации хореографического материала педагог не ограничивается только его показом, а также подробно анализирует и объясняет, как правильно исполнить данные элементы и фигуры.

2. Метод показа танца органически сочетается с методом устного изложения учебного материала. С помощью этого метода педагог сообщает учащимся знания об истории и современном состоянии хореографии, рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке. Показывая и разъясняя те или иные танцевальные композиции, педагог помогает учащимся понять характер танцевальной лексики и особенности танцевальной музыки.

3. Метод танцевально-практических действий. Рассмотренные методы и приемы наглядного обучения и устного изложения материала органически сочетаются с методом танцевально-практических действий. Как уже отмечалось, урок танца чаще всего преимущественно строится как практическое занятие по разучиванию танцев и закреплению навыков. Кратко остановимся лишь на хореографических упражнениях и заданиях. Тренировочные упражнения — это планомерно повторное выполнение танцевальных движений, которые учащиеся под руководством педагога осуществляют каждое занятие. Танцевальные задания — это задания, с помощью которых учащиеся воспроизводят танцевальную лексику с целью дальнейшего ее закрепления, или это многократные повторения, в которых вырабатывают танцевальные умения и навыки.

4. Метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися.

Рассмотрим признаки характерные для хореографического коллектива:

1. Общие учебно-воспитательные цели деятельности, которые ставит педагог учащимся;

2. Общая для всех учащихся деятельность по разучиванию танцев, в ходе которой решаются намеченные педагогом задачи;

3. Установление и поддержание прямых контактов учащихся между собой и с педагогами;

4. Общий характер направленности учащихся, основанной на единых переживаниях и представлениях, которые выражаются в их словах: «Мы — коллектив», «У нас в коллективе» и т.п.;

5. Общие коллективные ценности учащихся.

Учебно-воспитательные задачи являются условием деятельности учащихся по разучиванию танцев. Деятельность по своему характеру чрезвычайно разнообразна в коллективе. Причем основной вид деятельности — это разучивание танцев, в процессе которого устанавливается и поддерживается общение между педагогом и учащимися, и учащихся между собою. В коллективе устанавливается и поддерживается общение, в основе которого могут лежать как общая любовь к танцу, так и общие культурные потребности, и интересы, взаимные симпатии, совместная учеба, работа, соревнования и т.п. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом. — Челябинск, 2004

6 стр., 2653 слов

Новаторство как инструмент педагогического творчества

... и основанием педагогической деятельности В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе ... развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения ... педагогического творчества. Третий и четвертый уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. ...

Как видим, внутри коллектива развиваются разнообразные взаимоотношения учащихся, образующие различные по составу и характеру группы. Общие коллективные чувства и представления сопринадлежности к единому коллективу, в котором каждый — частичка целого, объединяет всех участников. Эти чувства и представления постепенно формируют коллективные ценности.

Перечисленные выше признаки обязательны для любого хореографического коллектива. Если отсутствует хоть один из них, например, общая учебная деятельность учащихся, то в этом случае можно сказать, что коллектив ещё не сложился. Для того, чтобы создать коллектив, педагог должен иметь ввиду его признаки. Кроме того, ему необходимо педагогически правильно организовать учебно-творческую жизнь танцевального коллектива.

Учебно-творческая и воспитательная работа коллектива служит основой его существования, а значит, осуществления широкой педагогической программы формирования личности участника.

Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе заключается в органичном сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов.

1.2 Сущность и специфика развития творческих способностей детей

Творчество — создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 2004. — С. 60..

Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок — личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.

В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности. Ценность творчества, его функции заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе.

Американский психолог П. Эдвардс дает такое толкование творческости — это способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения, привнесение в жизнь чего-то нового для индивида. Это есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Вот каковые его убеждения в отношении творческого процесса Психология. Словарь. ред. Петровский А. М.: Политиздат, 2005. — С.63..

7 стр., 3111 слов

Творчество и личность

... рассмотренные в работе. В завершении приводятся результаты самоанализа, то есть ответ на вопрос о том, насколько я творческая личность. Понятия творчества и творческого ... уровня развития общего и профессионального интеллекта, пространственных представлений и воображения, способности к обучаемости и деловому общению, т.е. без проявления социальной активности личности. Научному творчеству присуще ...

Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом: разбирают игрушки, строят домики из песка. Для них не существует правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя.

Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец.

Творческость (креативность) порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа.

П. Волков и Л. Казанцев в своей статье «Развитие творческого начала у младших школьников» пишут, что, ребенок наделен живой фантазией и потребностью творить. О реальности и даже необходимости раннего творческого развития детей говорят не только психологи (П. Блонский, Л. Выготский, Б. Теплов), но и многие педагоги. В частности, эксперименты Н. Ветлугиной показали, что дети 5 — 6 лет способны к импровизации, любят сочинять небольшие мотивы, ответные фразы на предложения и слова, заданные ритмические рисунки. Эти выводы подтверждает наблюдение М. Картавцевой, отмечающей уже у детей первых-вторых классов успешное развитие способностей к переживанию музыки. На природных творческих задатках детей основывают свои методики Г. Шатковский, Б. Шеломов, С. Мальцев и другие. Важно, чтобы имеющиеся предпосылки дали возможность творчеству на уроке стать нормой Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 2004. — С. 63..

Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее «значение» в «знание для меня» или «личностный смысл». Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 2004. — С. 71..

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего «нечто новое» и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой — в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества — его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны». Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли» Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 2007. — С.39..

Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, хороводы, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. — 2002 № 7. — С.11..

При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно. Распространенным является определение:

Способности — это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес ученый Б.М. Теплов. Способности, считает он, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться.

Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем дальше способности.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

1.3 Возрастныет и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные — устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.с.37

Принято считать:

от рождения до года — младенческий возраст,

от года до 3-х лет — преддошкольный возраст,

от 3-х до 6-ти лет — дошкольный возраст,

от 6-ти до 12-ти лет — младший школьный возраст,

от 12-ти до 15-ти лет — средний школьный возраст (подростковый),

от 15-ти до 17-ти лет — старший школьный возраст (юношеский).

Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность — М.: Академия, — 2000г.с.38

К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного и того же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма — опережение или отставание. Кроме того, нужно учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается).

Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения).

Слабые стороны в физиологии детей этого возраста — быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток).

Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

11-14 лет (4-8 класс) — в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год).

С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим).

Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

Повышается возбудимость нервной системы под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте нередко появляется раздражительность, обидчивость, вспыльчивость, резкость (дети порой сами не понимают, что с ними происходит, что побуждает их на ту или иную реакцию).

Появляется острая потребность в самоутверждении, стремлении к самостоятельности -оно исходит из желания быть и считаться взрослым 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн — М.: Учпедгиз, 1946г. — 704с..

Эмоциональное состояние характеризуется силой чувств и трудностью в управлении ими. «Пусть ваш воспитанник будет ершистым, непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие. Безволие, никчемность — родная сестра подлости». Эмоциональные переживания носят устойчивый характер, они долго помнят обиду и несправедливость. Наблюдается взаимное отрицание полов, каждый живет своим миром. Но затем это желание сменяется заинтересованностью, которая тщательно скрывается.

Для этого возраста занятия могут проводиться 3 раза в неделю, продолжительностью до 1,5 часа. Происходит изучение более сложных движений, комбинаций, осуществляются более объемные постановочные работы. 4. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность — М.: Академия, — 2000г. — 624с.

15-17 лет (9-11 классы) — в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах Крутецкий В.А. Возрастная психология. — М., 1984 с.45.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.

Вывод по Главе I

В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей.

Методы педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает определение содержания деятельности, выбор системы и приемов, обусловленных спецификой воспитательного процесса, т.е. возможностями и способами его существования.

Глава II. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе по развитию творческих способностей детей

2.1 Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе

Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование — Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев — Дубна, 1997г.с.94

1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и характерах, о мотивах их действий и т.д. Все это необходимо подготовить для детей на доступном для них языке, возможно с показом красочных иллюстраций, преподнести материал эмоционально, выразительно.

2. Просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Коллективный просмотр сближает детей и педагога. Появляется общая тема для разговора, в котором педагог умно и тактично направляет детей в русло правильных рассуждений.

3. Воспитывают и традиции, которых в коллективе может быть множество: это и посвящение в хореографы, и переход из младшей группы в старшую, и т.д.

4. Воспитание дисциплины прививает навыки организованности в процессе труда, воспитывает активное отношение к нему. Педагог на занятиях пробуждает уважение к общему труду, воспитывает способность подчинить личное общественному. Сознательная дисциплина — это дисциплина внутренней организованности и целеустремленности. Внешняя дисциплина создает предпосылки к внутренней самодисциплине. Дети становятся собранными, внимание на занятиях обостряется, они быстрее и четче выполняют поставленные задачи.

5. Постановки номеров на современные темы подталкивают на встречи с интересными людьми, к чтению современной литературы, посещению музеев и т.д.

6. Полезен совместный просмотр и совместное обсуждение концертных программ, спектаклей как профессиональных, так и любительских коллективов.

7. Проведение анализа концертных выступлений самого коллектива. Педагог-руководитель обязан остановиться как на положительных, так и на отрицательных моментах программы. Важно уделить внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности характера. Вовремя сказанное доброе слово, проявление поддержки, одобрения во многом помогут раскрыться способностям детей.

8. Большую воспитательную работу играют творческие отчеты, обмен опытом между коллективами и творческая помощь друг другу.

9. Встречи с талантливыми творческими людьми. Их рассказ о своей профессии и творчестве имеют сильное эмоциональное воздействие на детей.

10. Проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей (Новый год, 8 Марта, 23 февраля и т.д.).

11. Воспитательным моментом в коллективе является полная занятость детей в репертуаре коллектива. Это является стимулом для занятий, так как дети знают, что никто из них не останется в стороне.

12. Большую пользу в художественном воспитании детей принесет изучение танцев других народов.

13. Постановка хореографических произведений, вошедших в «золотой» фонд хореографии, оказывает большое эстетическое воздействие на детей. В данном случае необходимо помнить о возможностях исполнителей. Недопустимо искажение замысла номера, упрощение танцевальной лексики. И если, все-таки, номер поставлен, педагогу нужно помнить, что он обязан указать, кто является автором постановки и кто подготовил номер в данном коллективе. 5. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. — СПб.: Издательство «Лань». — 2005. — 496 с.

Подготовка крупной формы хореографического произведения или же большой общей программы является одним из хороших методов воспитания детей.

Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Каждый добросовестный педагог направляет все свои силы на воспитание детей в коллективе. Замечает все особенности, наблюдает за их творческим ростом. Для них он прилагает все старания, не жалея ни времени, ни средств для всестороннего их развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. «Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога-хореографа. И в этом мы, хореографы, должны оказывать друг другу посильную помощь». Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика. — 1991. — 160 с

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

Воспитание должно проходить так, чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, утомительная, напряженная работа окрашивается радостными чувствами.

2.2Создание условий для развития творческих способностей детей в хореографическом коллективе.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, хореография на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения.

Выразительные движения легли в основу классического танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить «душой исполненный полет», в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть.

В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства — это, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.

Хореографическая образность, решения в них средствами классического танца, получает оригинально-яркую национальную характерность, а это, в свою очередь, неизмеримо раздвигает горизонты выразительности танцевальной лексики. 1. Захаров Р. Слово о танце. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 159с.

Достижение этих целей невозможно без комплексного подхода к процессу воспитания личности ребенка в танце и без осознания специальных творческих условий обучающей среды.

Для достижения такой деятельности необходимо:

1. Глубокое знание физических и психических особенностей данного возраста и организация обучения с учетом основных физических, интеллектуальных, личностных, социальных и творческих потребностей детей.

2. Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств педагога; способность педагога создавать благоприятный психологический климат на занятиях; способность быть авторитетом для детей и достойным примером для подражания.

3. Знание законов гармоничного развития личности, согласно которым:

  • духовное развитие невозможно без развития телесного;
  • семантика тела является ключом к бессознательному;
  • развивая двигательно-координационные способности ребенка, развивается его сознание;
  • освоение техники движения позволяет расширить границы сознания, снять страх перед коммуникацией, увеличить доверие к себе и окружающим.

4. Грамотное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности в процессе обучения детей танцу; приоритет отдается занятиям творческого содержания, на которых ребенок должен сам находить правильные движения: овладение техникой в данном возрасте находится в подчиненном положении.

5. Важность индивидуального подхода, так как у одних детей может преобладать уровень развития творческих способностей над уровнем техники, у других — наоборот; исходя из учета тех или иных особенностей ребенка, необходимо развивать именно то, чего недостает.

6. Активная позиция обучаемого является необходимым условием развития личностных и креативных способностей, то есть научить творчеству и импровизации нельзя, но им можно научиться; заинтересованность обучаемого и вовлеченность его в процесс во многом определяет успех обучения.

7. Использование в процессе обучения разнообразных техник, методов и приемов способствует гармонизации этого процесса; помимо использования репродуктивных методов обучения — словесных, наглядных, практических — распространенных в традиционных школах танца и основанных на показе и повторении, необходимо использовать продуктивные методы — поисковый, исследовательский, свободное творчество, а также игровой метод, как в репродуктивной, так и в творческой части занятия.

8. Использование разнообразных форм работы детей на занятии, чередование таких форм деятельности, как:

  • самостоятельная работа и специально организованная;
  • коллективная и индивидуальная деятельность.

9. При оценке развития технических способностей важно оценивать каждого ученика не в сравнении с другими, а оценивать его рост относительно его прежних результатов.

10. При оценке творческой деятельности детей необходимо поощрять самобытность, проявление индивидуальности, свободу самовыражения, приветствовать нестандартные подходы к решению творческих задач 1. Ритмика. Программа для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ. — Рига: АРГО, 1996. — 25с. .

Состоявшаяся творческая личность — это результат и природной одаренности, и благоприятных социальных обстоятельств, и сознательной ориентации на самовоспитание, предполагающей собственные усилия и труд. Лишь слитность этих факторов дает шанс человеку состояться как творческой личности. 2. Фельденкрайз М. Осознание через движение. — М.: Время, 1994.