Принципы и закономерности воспитания в учебном процессе

Курсовая работа

Воспитание растущего человека, как формирование развитой личности , составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека, как личности, обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает усвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

Формирование человека, как личности, требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Социальный педагог может и обязан помочь растущему человеку пройти этот — всегда уникальный и самостоятельный — путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие — формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. Эффективность воспитания состоит в самостоятельном выборе и осознанном принятии детьми содержания и целей деятельности.

4 стр., 1830 слов

Роль чувств в формировании личности. Воспитание чувств

... направлять и поддерживать активность человека на определённом уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают ... две стороны. Одна заключается в том, что эмоции могут явится отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти. Эмоции могут ...

Таким образом, воспитание представляет собой не только общественно необходимый процесс подготовки детей к общественной жизни , но и процесс формирования внутренней духовной личности, способной быть интеллектуально свободной, ответственной за себя и положение дел в обществе.

Цель: изучение общих закономерностей и принципов воспитания в учебном процессе.

Объект исследования:, Предмет исследования:

Задачи:

1.Раскрыть понятие воспитание и его специфику.

2.Раскрыть понятие закономерности воспитания и их сущность.

3.Раскрыть понятие принципов воспитания.

4.Изучить взаимодействие участников воспитательного процесса, как одной из форм реализации принципов воспитания.

5.Раскрыть сущность процесса самовоспитания.

6.Раскрыть сущность деятельности социального педагога в школе.

Методы исследования:, Структура работы:, Глава 1 . Теоретические аспекты проблемы закономерностей и принципов воспитания.

1.1. Понятие воспитания, его специфика.

перехода первобытного человека от животнообразных

домашне-семейные фор­

спартанской системы

В 17 веке педагогика была вычленена как особая наука в системе философских знаний. Предметом педагогики является целенаправленное влияние взрослых ( в первую очередь родителей и педагогов ) на развитие и формирование детей. Длительный опыт истории школьного и домашнего образования показал, что как бы хорошо не была организована передача знаний детям, одного учебного процесса недостаточно для формирования зрелой личности. Только соединение учебного и воспитательного процессов может привести нас к желанной цели.

Чтобы выяснить, что такое воспитание и как его организовать, целесообразно, прежде всего, разобраться в его специфике. Для этого сравним воспитание с обучением по некоторым параметрам.

Обучение направлено, прежде всего, на то чтобы дать человеку правильные представления, понятия, знания об окружающей среде. Поэтому в его основе лежит процесс познания. Задачи у воспитания другие — создание условий для правильного, соответствующего современной культуре, потребностям общества, да и самого человека, формирование качеств его личности, характера, направленности, привычек, влияющих на поведение человека и его отношения с другими людьми ( 11; С.216).

Имеются различия и в последовательности совершенствования рассматриваемых процессов. Для обучения характерна довольно простая последовательность: сначала даются одни знания, затем следующие, и так в течении всего периода обучения. Формирование качеств личности не совершаются столь же последовательно. Какие-то из них вызревают одновременно, какие-то раньше или позже, но это длительный и вариативный процесс, и, соответственно, организация его не может строиться лишь в порядке простой последовательности. Воспитательный процесс совершается комплексно, во взаимосвязи многих элементов.

Программировать обучение не так уж сложно. Время от времени создаются программы. А вот программировать воспитание это куда сложнее и предпринятые до сих пор попытки нельзя назвать успешными.

Существенно отличается контроль за ходом и результатами обучения и воспитания. Проверить, усвоены ли детьми знания и как они усвоены, появились ли у них навыки, не так уж сложно. Для этого достаточно задать вопросы по изученному материалу и выслушать ответы, посмотреть, как они выполняют практические задания, — и все станет ясно. А как проверить сформировались лм необходимые качества личности или как развивается процесс формирования нужных качеств. Выяснить это сложнее, контроль здесь затруднен.

3 стр., 1243 слов

Роль чтения в воспитании личности

... Всего удивительного, что несет в себе чтение, в одном докладе не раскрыть. И все-таки трудно удержаться, ... Что нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитие моральных навыков и ... Осознавая себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то из героев, ... при чтении через процесс сопереживания и "подстановки". Осознание способности литературы открывать "психологическую дверь" в ...

В целом можно сделать вывод, что организация процесса обучения проще и легче, чем процесса воспитания.

единого учебно-воспитательного процесса

Однако, для успешного формирования личности детей необходимо основательно разобраться в особенностях воспитания и найти удачные способы объединения его с обучением.

Термин «воспитание» в России в 17 в. имел иной смысл, чем в наше время. Под ним понимали вскармливание, т.е. правильный рост и развитие. За последние века термин наполнен новым содержанием. Но и сейчас нет полного единства в его понимании.

Рассматривая различные трактования понятия «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей (14; С. 208):

  • целенаправленность воздействия на воспитанника;
  • социальную направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Необходимо отметить также определенный дуализм в поня­тии «воспитание». В классической педагогике воспитание оп­ределялось в широком и узком смысле слова (ранее говорили «тесном»).

В первом случае воспитание предполагало влияние на человека всех формирующих его факторов и в этом смысле отождествлялось с социализацией.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, что­бы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание — вечная категория , так как оно существует с мо­мента возникновения человеческой истории ( 5; С.23).

Конкретная же социальная функция воспитания, его содержание и сущность меняются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями, общественными отношениями, борьбой идеологий.

В узком смысле, воспитание – целенаправленное влияние на развитие и формирование качеств личности ( 5; С.25).

Педагог оказывает влияние на формирование характера и личности школьника. Такой акт воздействия принято называть воздействием.

Но не надо переоценивать значение этого влияния. Все-таки личность ребенка формируется теми условиями, в которых он живет, и теми отношениями, которые у него складываются с окружающими его людьми. Из этого следует, что воспитание- содействие развитию личности, целенаправленное создание условий для правильного формирования качеств личности (13; С.18).

При этом чрезвычайно важно иметь в виду, что воспитания — не подготовка и проведение мероприятий, и нечто интимное, не поддающееся фиксации и измерению: оно направлено на внутреннее самоизменение личности ( 5; С. 27).

Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.

1.2. Закономерность воспитания, их сущность.

Раскрытие сущности воспитательного процесса предполага­ет обоснование его закономерностей. Под общими закономер­ностями воспитательного процесса мы понимаем те существен­ные внешние и внутренние связи, от которых зависит направ­ленность процесса и успешность достижения педагогических целей. Ведущим методологическим основанием для определе­ния закономерностей является системный подход. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и тенденциями развития педагогичес­кой науки.

10 стр., 4718 слов

Роль семейного воспитания в развитии личности

... воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации - педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма - принцип ... формируется благодаря семейному воспитанию, важнейшими ... нетерпимость, недостаток исторической трезвости, ... систем”. В процессе вхождения в культуру ...

Анализируя работы исследователей проблемы воспитания детей, можно выделить ряд положений, которые следует при­нять в качестве закономерностей этого процесса. ( 23; С. 29-31)

Воспитание ребенка совершается

Говоря об активности ребенка, нужно знать, что она суще­ственным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ре­бенка и определять, что является для ребенка главным на дан­ный момент.

определяет единство образования

целостность воспита­

Сущность целостности воспитательного процесса — в под­чиненности всех его частей и функций основной задаче: фор­мированию человека — развитию индивидуальности и социа­лизации личности ( 10; С. 215).

Целостный подход к организации воспита­тельной работы предполагает: адекватность деятельности каждого педагога общей цели; единство воспитания и самовоспи­тания, образования и самообразования; установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодей­ствие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленное на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармонич­ность индивидуальности, свободу и разносторонность челове­ка, его счастье и самочувствие.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспи­тательного процесса и выражают основные требования к содер­жанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализа­ции этих задач.

1.3. Принципы воспитания и требования к ним.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения,в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса ( 1; С. 197).

Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательныхзадач.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам воспитания( 5; С 34-35) :

1. Обязательность.

2. Комплексность.

3. Равнозначность.

В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководству­ясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов( 5; С.24).Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принци­пов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.Современная отечественная система воспи­тания руководствуется следующими принципами ( 6; С.62-69) :

  • Целеустремленность и общественная направленность.

Отсюда вывод: вся работа воспитателя с детьми должна быть подчинена воспитательной цели, отвечающей потребно­стям общества.

27 стр., 13217 слов

«Основы полового воспитания старших дошкольников в процессе ...

... полового воспитания детей в процессе игровой деятельности и экспериментальным путем проверить их эффективность. методов исследования ГЛАВА I . Теоретические основы полового воспитания старших дошкольников в процессе игровой деятельности 1.1 Сущность процесса социализации детей дошкольного возраста, формирование полового самосознания детей Социализация – процесс ...

  • Связь воспитания с деятельностью и трудом.

Отсюда принцип: воспитание необходимо осуществлять че­рез специально организованную деятельность детей. Воспита­тель есть, прежде всего, организатор деятельности детей.

  • Опора на положительное
  • Принцип гуманизации воспитания

5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, рели­гиозным и др.).

Отсюда еще один принцип: работа педагога с детьми долж­на строиться на гуманной основе, сочетая уважение, чуткость, внимание, доброжелательность педагога по отношению к де­тям с разумной требовательностью к ним.

— Личностный подход . Объединение школьников в коллектив основано на том, что у них немало общего, и это облегчает как их обучение, так и воспитание. Поэтому говорят, что школьное воспитание напо­минает массовое производство. Однако все равно все дети раз­ные. Они различаются полом, темпераментами, накопленным опытом, характерами, у каждого есть немало специфических черт. Для успешного общения и взаимодействия с ними педа­гог должен учитывать их особенности и, по возможности, при­спосабливаться к ним. Школьникам известно, что если учитель их не понимает, если, обращаясь к старшеклассникам, полага­ет, что перед ним несмышленые малыши, то совместная дея­тельность с ним становится крайне трудной. Педагогу необхо­димо изучать особенности каждого ребенка. Каждого включать в активную, полезную для его воспитания деятельность. Каж­дому помогать преодолевать возникшие у него трудности. Сти­мулировать самостоятельность, самодеятельность и самовоспи­тание каждого ребенка.

  • Принцип единства воспитательных воздействий.
  • Принцип воспитания в группе и коллективе.
  • Опосредованность и неявность воспитательного воздействия.

Классификация принципов воспитания по М.И. Рожковой :

-Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка, как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует заботу о физическом, социальном и психическом здоровье ребенка.

-Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

-Принцип индивидуальности воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специфических задач, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

  • Принцип социального закаливания требует включения воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия общества, у воспитанников вырабатывается социальный иммунитет.
  • Принцип создания воспитывающей среды требует таких отношений чтобы у ребенка формировалась социальность ребенка.

Прежде всего важна роль идеи о единстве школы, педагогов, учащихся, сплочении коллектива.

3 стр., 1253 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...

... правового воспитания старшеклассников через внеклассную деятельность; обеспечивается взаимодействие педагогов с родителями для решения задач правового воспитания; ... правового воспитания в деятельности классного руководителя. Была проведена проверка эффективности разработанной методики правового воспитания старшеклассников. Базой для исследования послужила: МОУ гимназия г. Арзамас. Дипломная работа ...

Отсюда вывод: собственно воспитательные намерения и дей­ствия педагогов должны проводиться незаметно для детей и не афишироваться ими среди воспитуемых.

Выводы по 1 главе.

В данной главе рассмотрена специфика процесса воспитания, выделены некоторые исторические этапы развития педагогики и воспитания, как составной части данной науки. Сравнены процессы обучения и воспитания. Раскрыто понятие закономерность воспитания, выделена классификация закономерностей. Выяснено, что на основе закономерностей разрабатываются принципы воспитания. Рассмотрено несколько классификаций принципов, дана характеристика каждому принципу воспитания.

Процесс воспитания — это специально организованный педагогический процесс, в котором реализуются социально- педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Воспитание направлено на внутреннее самоизменение личности. Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.

В воспитательном процессе существуют различные принципы опираясь на которые воспитание приводится в действие.

Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Поэтому подходить к выбору и проведению принципов воспитания надо творчески и с ответственностью.

Таким образом, воспитание можно представить как процесс организации жизнедеятельности детей, в ходе которой обеспечиваются установление, закрепление и превращение в качества личности их собственных культурных отношений с окружающими людьми, природой и всем миром.

Глава 2. Механизмы реализации принципов воспитания в учебном процессе.

2.1. Взаимодействие участников воспитательного процесса, как одна из форм реализации принципов воспитания .

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружа­ющей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между вза­имодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Социальное взаимодействие осуществляется в процессе со­вместной деятельности и общения. В социальном плане взаи­модействие людей рассматривают также как способ осуществ­ления преемственности поколений. В школьном коллективе идет освоение социального насле­дия, созданного предыдущими поколениями, а также тех цен­ностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имею­щий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраня­ется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных дос­тижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

9 стр., 4360 слов

«Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного ...

... эстетического воспитания и формирование эстетической культуры школьников будет проходить более эффективно. 2. Формирование эстетического воспитания в развитии учащихся. Природа - эффективное средство эстетического воспитания учащихся. Эстетическое воспитание средствами ... вкуса и эстетического воспитания. Искусство пейзажа обращено ... соперничать педагогу». Нужно привлечь внимание учащихся неповторимым ...

В условиях школьного коллектива передача опыта, общече­ловеческих ценностей идет по крайней мере в двух направле­ниях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школь­ников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уро­вень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее раз­виваются преемственные связи между ними. Старшие, педаго­ги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — за­висит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.

сотруднический тип взаимодействия

  • сформирована положительная установка у взаимодей­ствующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
  • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообраз­ное распределение ролей и функций воспитателей и воспитан­ников в этом процессе;
  • создаются ситуации свободного выбора участниками ви­дов и способов деятельности;
  • позиция, стиль работы педагога способствует самореали­зации и самовыражению участников деятельности.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалого­ вое взаимодействие . Оно предполагает равенство позиций парт­неров, уважительное, положительное отношение взаимодей­ствующих сторон друг к другу, характеризуется преобладани­ем в его структуре когнитивного или эмоционального компо­нентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партне­ра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позво­ляют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, не­доразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для со­труднического взаимодействия участников педагогического процесса.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодейству­ющих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходи­мость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и прием­лемым, если, например, между взаимодействующими сторона­ми существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

18 стр., 8578 слов

Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста

... особенностей развития предметной деятельности детей раннего возраста; - экспериментальным путем выявить уровень развития предметной деятельности детей раннего возраста; - разработать методические рекомендации для педагога-психолога. Методологической основой исследования явились теоретические положения о влиянии предметной деятельности на развитие личности детей раннего возраста ...

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об уче­никах, старших о младших).

Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребите­ли готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит од­носторонний, опекающе-потребительский характер. (8 ; С. 29-30) …Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или од­ной стороны по отношению к другой, противоборство, проти­вопоставление, столкновение( 22; С. 28).

Конфронтация может быть след­ствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, пси­хологической несовместимости людей. Конфронтация харак­теризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходит­ся. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к дру­гим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как кон­ фликт , поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодей­ствия.

Конфликт — это столкновение противоположно направлен­ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъек­тов взаимодействия(24; С.455) . В основе любого конфликта лежит ситуа­ция, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием: а) поиска, когда сталкиваются новатор­ство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эго­истическими побуждениями, когда корысть подавляет все дру­гие мотивы.

Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действо­вать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный конфликт. Неконструктивный он тогда, ког­да одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротив­ление другой стороны, диалог сопровождается взаимными ос­корблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппо­ненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений(17; С. 174-175)

Подавление

Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодей­ствия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данно­го типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогичес­кого руководства. Взаимодействие-подавление приводит к на­пряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, не­приязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимо­действия, очень опасно, так как у одних формируется пассив­ность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других — деспотичность, агрессия по отно­шению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это не­легко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

12 стр., 5522 слов

Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях ...

... «Работа социального педагога с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям «. Объект исследования: социально-педагогическая работа с детьми из многодетных семей. Предмет исследования: технология социально педагогической работы с детьми из многодетных семей в условиях Центра социальной помощи семье и детям им.Беланова. ...

Индифферентность

Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением усло­вий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкрет­ной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, прояв­лении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отно­шения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жест­кие требования. Безусловно, применительно к конкретным ус­ловиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодей­ствия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участни­ков процесса.

Большой воспитательный потенциал для формирования вза­имоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наи­более эффективной для развития сотруднического взаимодей­ствия является методика организации коллективной творчес­кой деятельности.

Коллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и добро­желательное стремление увидеть ошибки друг друга и испра­вить их в связи с желанием добиться общего успеха в совмест­ной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, пе­дагогами и учащимися формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его. При этом существенное значение имеет не толь­ко знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысле­ние конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит ре­шать сообща. В школьных коллективах проводится ряд специально орга­низованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию педагогов и учащихся, ускоряют эти процессы. Примером этого может быть беседа «Мир наших ув­лечений». Полезно провести подобный разговор с участием всех педагогов, работающих в данном классном кол­лективе, и детей со своими родителями.

Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между пе­дагогами и учащимися стали традицией в школах, где взрос­лые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области лите­ратуры, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше по­нимать друг друга и в других видах деятельности.

Поменяться ролями, встать на место ученика и наоборот — необходимо, чтобы лучше понять друг друга. Так, в новой роли оказываются школьники в дни дублера. Можно спорить об их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситу­ации учителя в своем ученике увидят себя, а школьник поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учитель­ского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих пе­дагогов. Нужно находить и возможность включать учащихся в учебно-воспитательный процесс в качестве учителей и воспи­тателей не только в праздники, но и в повседневной жизни школы.

Развитию сотруднических отношений между педагогами и учащимися способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной коман­ды или как соперники.

Трудно осуществить сотрудничество педагогов и учащихся и добиться высокой его эффективности, если взаимодействую­щие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из самых слабых сторон выпускников педвуза, часто встречающейся трудностью является установление контактов с детьми, правильных взаимоотношений с отдельными школь­никами и коллективами детей.

Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной дея­тельности надо готовить не только педагогов, но и школьни­ков. Если в школе проводится планирование, важно предусмот­реть обсуждение этого вопроса и с педагогами, и с детьми или хотя бы с активом учащихся. С педагогами пойдет речь об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о спосо­бах привлечения учащихся к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества детей. С активом школьников бу­дут обсуждаться вопросы организации коллективного плани­рования, привлечения к этому процессу педагогов школы, ро­дителей, тактичного поведения школьников в процессе коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсужде­ние педагогами и школьниками предстоящих дел, роли в них членов коллектива, взрослых и детей.

формы познавательной деятельности:

самовоспитания

Открывая перед учащимися перспективы их роста и разви­тия, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процес­се самовоспитания трудностей. Работа учащихся над собой со­пряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит постоянный характер и дает ожидае­мый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, тре­буются длительные и большие усилия. В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в само­воспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, кото­рые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разо­чарованием, становится недостижимой, что ведет к пассивнос­ти, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или практически к бездействию.

Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагогов задача стимулирова­ния самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы.

Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекват­ности реакции на них учащихся.

Важнейшим средством и стимулом самовоспитания являет­ся общение учащихся, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

2.3. Деятельность социального педагога в школе.

Социальный педагог- это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных, педагогически грамотно может разработать методику, методические рекомендации, которые реализуются в педагогической деятельности разных специалистов школы. ( 25; С.66)

Жизнь ребенка в школе упорядочена и организована, а вне­школьная среда противоречива, специфична, в определенной ме­ре стихийна. В школе и дома у ребенка есть свои конкретные обязанности, он под контролем. На улице же он чувствует себя свободным от контроля и от обязанностей. Поэтому учет обста­новки в микрорайоне и контроль за проведением детьми часов досуга имеют большое значение. Местожительство надо рас­сматривать как часть микросреды школьника, активно влияю­щей на формирование и развитие его личности. Еще задолго до прихода в школу ребенок включается в определенные отноше­ния с людьми по месту жительства. Поэтому и работу с детьми в микрорайоне надо начинать с младшего школьного возраста, и в первую очередь с организации свободного времени, с развития интересов и способностей детей.

Школа призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей- и взрослых. В ней создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и ес­тественными потребностями нормально развивающегося человека.

Судьба социального педагога во многом зависит от школы и успех последней прямо связан с умелыми действиями социаль­ного педагога.Содержание работы социального педагога в соответствии с ква­лификационной характеристикой определяется ее педагогичес­кой направленностью. Это означает, что вся его профессио­нальная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соци­альной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обуслов­лен предварительно полученными данными, которые нужда­ются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального пе­дагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча­ющихся и социальной микросреды, условий жизни. В процес­се изучения (диагностики, исследования) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуа­ции, отклонения в поведении, типология семей, их социокуль­турный и педагогический портрет и др. Поэтому в методичес­ком багаже социального педагога значительное место занима­ют диагностические методики, тесты, опросники, анкеты и др.

Совершенно очевидно, что диагностический инструмента­рий социального педагога включает в себя как социологичес­кие, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в наличии в любом учреждении. Используются также специфи­ческие методы социальной работы, такие как метод социаль­ной биографии семьи, личности, а также социальная история микрорайона, диагностика социальной среды.

В ситуации, когда «все всё знают» и поэтому скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывает­ся необходимым заручиться поддержкой коллег — учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников право­охранительных органов, наконец, родителей и самих учащих­ся. Для этого любое исследование начинается с предваритель­ного обоснования его необходимости, задач, прогноза относи­тельно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряжения руководителя Учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначения исследования. Здесь уместно напомнить, что разъяснения и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда дол­жны быть правдивыми. То есть, лучше не предавать широкой огласке какие-то данные, чем солгать. Кроме того, в процессе исследования социальный педагог может получить совершен­но конфиденциальную информацию, поэтому его действия оп­ределяются профессиональным долгом и этическим кодексом.

Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам прав и обязанностей, имеющихся льгот и посо­бий, предлагает возможные варианты решения проблем участ­ников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющих­ся правовых возможностей и средств. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «вы­водит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности. Уста­навливая контакт с семьей, побуждает ее к участию в совмест­ном решении проблем, помогает людям использовать собствен­ные ресурсы, резервные возможности муниципалитета для пре­одоления трудностей. Социальный педагог выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов — психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и обществен­ности. Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединени­ями, хорошее знание структур и функционала административ­ных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустрой­стве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокор­рекции, патронате, обеспечении жильем, пособиями, пенсия­ми и других видах социальной помощи. Социальный педагог оформляет сберегательные вклады, решает вопросы по исполь­зованию имущества и ценных бумаг обучающихся — сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представите­лем образовательного учреждения и того или иного обучаю­щегося или сотрудника в судебных и административных ин­станциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в экстремальную ситуацию. При этом социальный педагог самостоятельно определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и соци­альных проблем, меры социальной защиты и социальной по­мощи, реализации прав и свобод граждан.

Важное место в деятельности социального педагога зани­мает стимулирование и собственно развитие социально цен­ной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка соци­альных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития готовности и способности дей­ствовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных усло­виях является насущной задачей в воспитательной работе об­разовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что во весь рост встала проблема эффективности воспитания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и российским культурным традициям.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитыва­ющая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социальной работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, молодежью, семьями, общинами, эксклюзивными группами на­селения, обществом.

Социально значимая деятельность детей — это забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприя­тия для сверстников и пожилых людей; работа в службах соци­альной защиты; благоустройство города, поселка, двора; ох­рана природы и памятников культуры; проведение игр и твор­ческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подрос­тка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере ( 13; С. 31) .

В качестве авторов социальной инициативы выступают от­дельные личности, коллективы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные органы управления, другие юридические лица всех форм собственнос­ти. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному твор­честву и организатору практических дел и мероприятий, раз­работке и внедрению проектов, существенно меняющих отно­шения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей. Именно разви­тие социально активной личности и является той скрепляю­щей идей, которая позволяет объединить усилия разных лю­дей, организаций, учреждений и ведомств, обеспокоенных бу­дущим России.

Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых являет­ся гражданское становление, духовно-нравственное и патрио­тическое воспитание детей через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений. Для этого соци­альный педагог проводит большую работу по (13; С 33-34) :

  • разъяснению государственной политики в области детско-молодежного движения, оказанию помощи в програм­мировании и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;

—организации активного сотрудничества общественных объединений с государственными структурами, спонсо­рами, неправительственными организациями, средства­ми массовой информации:

  • разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспи­тательной работы с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ;
  • созданию эффективной системы материально-финансо­вой, организационной, юридической, научно-методичес­кой и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреж­дениях;
  • обеспечению бюджетного финансирования, орга­низации и координации детско-молодежного движения;
  • установлению и развитию контактов с детскими и мо­лодежными общественными объединениями, в том чис­ле через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями детско-молодежного движения;
  • решению вопросов занятости детей и молодежи, оказа­нию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
  • созданию системы подготовки будущих лидеров России;
  • содействию молодежному предпринимательству;
  • совершенствованию системы эстетического воспитания детей, способствованию развитию профессионального и самодеятельного художественного творчества моло­дежи;
  • поддержке талантливой молодежи, творчески способ­ных детей в реализации их собственной художествен­ной и созидательной природы.

Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до их принятия и реализации социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную по­мощь инициативным группам общественности, детям и взрос­лым в этом сложном деле. Следует отметить, что программи­рование — один их наиболее сложных видов профессиональной деятельности любого специалиста, показатель его высшей квалификации и мастерства. Несмотря на то, что в учебных заведениях программированию специально не учат, владение этими специальными умениями и навыками совершенно необ­ходимы, поэтому социальный педагог должен нарабатывать их сам непосредственно в практической деятельности. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрос­лых, социальный педагог использует различные моральные и материальные средства стимулирования их инициативы, до­бивается общественного признания значимых новаций, вне­дрения их в жизнь. Учитывая реалии рыночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприятия в инновационную деятельность, финансирование социально-педа­гогических проектов. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового сотрудничества в интересах социального оз­доровления и культурного обновления условий жизни. По­иск финансовых средств для внедрения в жизнь проектов и программ также занимает много времени и деятельности со­циального педагога. Это достаточно трудный, специфический вид деятельности, называемый фандрайзингом ( 13; С.35).

Неправильно полагать, что функция социального педагога состоит в том чтобы придумать что-то ценное и интересное и предложить идею начальству, которое должно изыскать средства в необходимом объеме.

Кстати, многие социальные педагоги не умеют рассчитывать бюджет своего проекта и не считают необходимым это делать. Ни один спонсор не будет иметь дело с автором проекта, не знающим, что, сколько стоит, и не умеющим аккуратно и ква­лифицированно отчитаться по финансовым вопросам. Поэ­тому на первых этапах работы социальному педагогу нужен грамотный помощник — экономист или бухгалтер. Много­численные конкурсы программ и проектов разного уровня, проводимые разными ведомствами и фондами, знаменуют со­бой наступление нового этапа — рынка социальных проек­тов, на котором социально-педагогические проекты и програм­мы в отношении детей и молодежи особенно приоритетны. Овладение навыками программирования, экономического обсчета и фандрайзинга социального педагога существенно повышают его конкурентоспособность как специалиста на рынке труда и его продукции на рынке социальных проектов и программ.

Содержание профессиональной деятельности социального педагога необъятно, и мы сделали попытку лишь очертить ее контуры. Реальная же работа социального педагога не вписы­вается ни в какие схемы и графики. Вот почему такое большое значение придается личности социального педагога, его про­фессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.

В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологическо­го комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспе­чению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Профессиональная успешность социального педагога определяется результативностью его деятельности и ее обще­ственным признанием.

Выводы по второй главе.

Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. В условиях школьного коллектива передача опыта, общече­ловеческих ценностей идет в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе. …..Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Не стоит забывать что главным субъектом является сам ребенок, поэтому в качестве важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое под­черкивает целенаправленные действия самого воспитанника.Ребенок обучается в классе, который является основным структурным элементом школы. Поэтому именно здесь организуется познавательная деятельность, фор­мируются социальные отношения между учащимися.

Только учитывая все эти составляющие можно построить учебно-воспитательный процесс результатом, которого будет воспитание современной, всесторонне развитой и гармоничной личности.

Заключение.

Цель курсовой работы — рассмотреть общие закономерности и принципы воспитания применяемые в современном обществе.

Нами была проанализирована специальная литература по проблеме исследования, рассмотрены основные принципы воспитания и механизмы их реализации в учебных заведениях. Выявлены основные пункты работы социального педагога в школе.

На основе проведенного исследования мы выяснили, что как бы ни была сложна область педагогической деятельности, как ни бес­конечно многообразны индивидуальные случаи, требующие каждый раз решения, нет и не может быть сомнения в том, что в основе всех этих явлений и процессов лежат свои особые, но совершенно опре­деленные законы, раскрытие которых и составляет задачу педагоги­ки как науки.

В процессе воспитания, есть немало вопросов, давно и однозначно решенных, но жизнь выдвигает новые проблемы, требующие новых подходов и решений. Это может быть достигнуто в тесном союзе теории и практики, в совместном поиске прогрессив­ных методов обучения и воспитания. Поэтому специалиста сегодняшнего дня должны отличать высокая общая культура, инициатива и ответ­ственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-zakonomernosti-i-printsipyi-vospitaniya/

1. Андреев, В. И.

Педагогика: [Текст] учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 2-е изд.–Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Бабанский, Ю. К.

Педагогика: [Текст] учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др. ; под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд. , доп. и перераб. – М., Просвещение, 1988. – 479 с.

3. Балл, Г. А.

Норма деятельности- категория педагогическая [Текст] / Г.А.Балл // .Педагогика.- 1992.- № 3.- с. 43-48.

4. Галагузова М.А.

Социальная педагогика [Текст] : курс лекций: учеб. Пособие для студентов .высш. учеб. Заведений / М. А. Галагузова; под ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 416 с.

5. Гликман, И.З.

Теория и методика воспитания [Текст] учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.З. Гликман – М.: ВЛАДОС., 2002.- 176с.

6. Дошкольная педагогика [Текст] Конспект лекций / Авт. сост. В.А. Титов.- ……М.: Приор-издат., 2002.- 192с.

7. Закатова, И.Н.

Социальный педагог в школе [Текст] / Под. ред. Сеневко.- М., 1996.- 70с.

8. Иванов, И.П.

Методика коммунарского воспитания [Текст] / И.П. Иванов.- М., .Просвещение, 1990.- 194с.

9. Караковский, В.А.

Воспитательная система школы: проблемы управления [Текст] / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.- М., 1997.- 112с.

10. Козлов, И.Ф.

Методика воспитательного процесса [Текст] / И.Ф. Козлов, В.М. Коротов, …..Б.Т. Лихачев, Л.Ю. Гордин.- М.: Просвещение., 1969.- 336с.

11. Лихачев, Б. Т.

Педагогика: [Текст] курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей, ИПК и ФПК – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

12. Нигматов, З.Г.

Нести энергетику культуры и знаний [Текст] / З.Г. Нигматов // Студенчество : Диалоги о воспитании .- 2005.- №1.- с. 2-3.

13. Никитина, Л.Е.

Социальный педагог в школе [Текст] / Л.Е. Никитина.- 2-е изд..- М.:

Академический проект, 2003.- 112с.

14. Обозов, Н.Н.

Психология межличностного познания [Текст] / Под ред. Н.Н.Обозов, А.А. Бадалаева .- М., 1981.-174с.

15. Основа общей педагогики [Текст]: учеб. Пособие для вузов. Ч. 2. / В. А. Сластенин; И. Ф. Исаев; Е. Н. Шиянов.; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Владос, 2002. – 256 с.

16. Осухова, Н.Г.

Современные учителя о воспитании или прошлое в настоящем [Текст] /Н.Г. Осухова // Педагогика.- 1995.- №3.- с. 60-65.

17. Петровский, М.Г.

Психология [Текст] словарь / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1990.- 258с.

18. Пидкасистый, П.И.

Педагогика [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998.- 598с.

19. Пидкасистый, П.И.

Педагогика [Текст] учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.- 470с.

20. Поляков, С.Д.

Психопедагогика воспитания [Текст] / С.Д. Поляков.- М. : Новая школа, 1996.- 160с.

21. Подласый, И. П.

Педагогика [Текст]: новый курс: учебник для вузов; В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 1999. – 256 с.

22. Рожков, М. И.

Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / М. И. Рожков; Л. В. Байбородова. – М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2001. – 256 с.

23. Рожков, М. И.

Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / М. И. Рожков; Л В. Байбородова. – М.: Владос – Пресс, 2004. – 384 с.

24. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / В 2 томах.- М., 1993.- т.1,2.- 450с.

25. Методика и технология работы социального педагога [Текст] Учебное

пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б.А. Алмазов, М.А. Беляева,

Н.Н. Бессонова и др..- М.: Издательский центр «Академия» , 2002.- 192с.

26. Чекалова, Н.Н.

От сердца к сердцу [Текст] / Н.Н. Чекалова // Открытая школа.- 1997.- №5.- с. 23-24.

27. Шадриков, В.Д.

Духовные способности [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Магистр, 1996.- 98с.

28. Щуркова, Н. Е.

Собранье пестрых дел [Текст]: метод. материалы для работы с детьми / Н. Е. Щуркова. – 2-е изд. – М.: Новая шк., 1994. – 96 с.