Происходящие на сегодняшний день в России политические и экономические перемены усложнили функционирование основных социальных институтов общества, в том числе, и системы образования. Нестабильность последних лет привела к ослаблению интереса педагогов и родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы детей, требуют пристального внимания. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией как отдельного ребенка, обучающегося в учреждении системы образования, так и его семьи. Ученик сегодня нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную потребность в профессиональных кадрах — специалистах социальной работы.
Социальная работа в системе образования — важнейшая составная часть пространства социальной работы. Социальная работа в этой сфере как самостоятельное направление деятельности только начинает складываться, активизируется процесс внедрения социальных работников в данную сферу на всех ее уровнях. Образование выполняет очень важную функцию — развитие личности, включая ее социализацию, а также духовно-нравственное и художественное развитие, осуществляет подготовку квалифицированной рабочей силы для обеспечения материальных и духовных потребностей общества.
Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую [20].
Однако в последние годы в деятельности учреждений образования наблюдается ослабление воспитательных функций за счет усиления образовательных акцентов. В работе с детьми на первое место ставятся задачи обучения специальным знаниям и навыкам, способствующим освоению детьми жизненного опыта. Задачи воспитания социальной же активности осуществляются не на научно-практическом уровне, а на эмпирическом. Поэтому педагоги при реализации образовательных программ испытывают значительные трудности не только в постановке воспитательных целей и задач, но и в организации их осуществления.
Степень научной разработанности проблемы: нашла своё отражение в научных работах, публикациях в научной справочной и учебной литературе.
Социальные проблемы развития российского общества
... технологически, научно-образовательные, культурные и иные аспекты развития. Применительно к ... было бы принять как характеристику общественного периода «перестройки», не ... изменений в обществе. Углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняя ... подходах. Главная стержневая теоретическая проблема — это не технико ... стран и времен не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития ...
Начало теоретическому осмыслению проблем воспитания в образовании положено в трудах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, Е.Н. Медынского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д.Ушинского и др.
Изучением данной темы занимались следующие ученые:
- вопросами социальной защиты: С.И Григорьев, Г.П Медведева, М.В Фирсов;
- вопросами социальной работы: Л.Д. Павленок;
- вопросами взаимодействия учреждений : А Бруднов, Г.П Медведева, С.Н Слободина и др.
Особое значение для нас имеют исследования, выполненные в рамках научной школы П.П Блонского: исследование специфики развития профессионализма педагога (Т Лодкина, И Клемантович); обоснование взаимосвязи продуктивного обучения (А.А Реан, Л.Н Ходунова); формирование готовности социального работника к работе с детскими общественными организациями (А.М Столяренко); реализация духовного воспитания детей в учреждении образования (Л.Н. Ходунова, Н.В Мартишина); научно-методическое обеспечение деятельности учреждения образования (В.А Романова, Е.Н Медынский); историческими фактами (С.Ф Егоров, А.И Пискунов, И.Я Фроянов).
Наряду с российскими авторами использовались литературные источники зарубежных авторов (Реан, Рубинштейн, Маслоу).
Кроме названных источников для написания курсовой работы использовались нормативно-правовые акты международного, федерального и регионального значения.
Объект исследования — учреждения системы образования.
Предмет исследования — формы, содержание, методы и технологии социальной работы в образовательных учреждениях и ее роль в решении проблем учащихся, педагогов и родителей.
Цель исследования — теоретическое и практическое изучение деятельности социального работника в образовательном учреждении, а также разработка и апробация программы социальной работы с детьми и семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Основными задачами являются следующие:
Рассмотреть категориальный аппарат данной темы.
Изучить нормативно — правовую базу учреждений системы образования.
Проанализировать и описать социальную работу, проводимую в МОУ СОШ № 2 п. Екатериновка.
Провести практическое исследование и разработать программу социальной работы в образовательном учреждении.
Осуществить апробацию программы социальной работы в школе и оценить достигнутые результаты.
Гипотеза исследования. Сфера образования отличается от других отраслей включением в образовательный процесс всех социальных слоев и групп на таком жизненном этапе, когда формируются базовые личностные характеристики и ценностно-мотивационные структуры личности. Формирование адаптивных качеств личности возможно при создании определенных условий, обеспечить которые во многом могут образовательные учреждения. Социальная работа в системе образования может стать более эффективной, если будут разработаны новые стратегии социальной политики, аспекты социальной защиты, технологии социальной работы, прежде всего, через профессиональную подготовленность и активную занятость социальных работников. Все это может стать реальной основой преодоления социальной незащищенности детей и их семей и способствовать устойчивости их социального статуса.
Исследование личности и общества в философии Эриха Фромма
... личности и общества, взаимодействия психологических и социальных факторов - центральная тема теоретических работ Эриха Фромма. Он обращается к социально-экономическим факторам развития цивилизации и пытается раскрыть специфические особенности характера личности, функционирующей в заданной социальной системе. По ... курсовой работы становится исследование личности и общества в философии Эриха Фромма. ...
Методы исследования:
- контент-анализ документов (исторических, правовых, документов по социальной защите детей, газетных и журнальных публикаций);
- групповая работа со школьниками вне занятий;
- игровые уроки, социальные опытные тренинги в процессе занятий;
- работа с родителями;
- консультирование;
- метод свободного интервью;
- анкетирование по авторской программе;
- научное обоснование, сопровождение и оценивание.
Методологической основой дипломной работы является комплексно-ориентированный подход, в соответствии с которым на процесс социального становления человека, формирование его личности влияют разнообразные социальные факторы, под воздействием которых в отдельных случаях могут сформироваться неадекватные данному обществу социальные качества личности, приводящие в последующем к разного рода социальным конфликтам. Исходя из этого, процесс социальной работы в сфере образования является первостепенным, что позволяет рассматривать учреждения образования как базу для осуществления работы с отдельными категориями клиентов. Один из принципов организации социальной работы согласно этой модели заключается в том, что социальные услуги должны быть ориентированны на учет индивидуальной социальной ситуации в которой оказался сам ученик или его семья.
Такой подход нашёл отражение в трудах о деятельностной природе развития личности (С.В Дронов, Г.В Залевский, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, Р.С Немов, Л.С. Рубинштейн, Д.Я Райгородский,); концептуальные положения о развитии личности в образовании (В.Г Бочарова, А.К. Бруднов,М.Н Руткевич, А.И Щетинская); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); идея социально-педагогической поддержки ребенка (М.П Гурьянова, Д.А Леонтьев, А.А Реан, Л.Н Ходунова); исследования в области развития уровня профессионализма педагога (В.Г Бочарова, М.А Галагузова, И Клемантович, Т. Лодкина, Н.В Мартишина, Г.П Медведева, В.А Сухомлинский, Л.А Тарасова, Е.И Холостова); психолого-педагогические теории личностной ориентированности и дифференциации в воспитательном процессе (А.А Карелина, д.я Райгородский, А.А Крылов);
- Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ходе исследования были получены результаты, способствующие более четким представлениям о профессиональной компетенции лиц, непосредственно занятых социальной работой в сфере образования, определены формы, содержание, методы и технологии социальной работы в образовательных учреждениях и их роль в решении проблем учащихся, педагогов и родителей, разработана программа адаптации детей в социальное общество путем предметно-практической деятельности (анкетирования, бесед, слушания докладов и лекций) соответственно специфике учреждения образования;
— Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использования результатов разработки и апробации программы социальной работы в системе образования для оптимизации процесса оказания социальной помощи учащимся и их семьям, испытывающим социальные трудности.
Контрольная работа: Психология как наука о сознании
... почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ, О СОЗНАНИИ 1. ВЫДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ КАК КРИТЕРИЯ ПСИХИКИ учение Рене Декарта С XVII в. начинается ... «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга. Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую ...
Научная новизна дипломной работы состоит в следующем:
- по-новому раскрыты социальные проблемы детей и их семей — прежде всего, социально-бытовая материальная помощь, обеспечение жизненных потребностей и решение сегодняшних проблем;
- впервые анализируется проблематика социальной работы с целью построения единой организационной системы;
- по-новому определены стратегии социальной работы в сфере образования на примере конкретной школы.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Вся работа иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами.
Глава 1. Институт социальной работы в системе образования: теоретический аспект
1.1Понятийный аппарат исследования
Социальная работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая социальная работа развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.
Для получения результата анализа проблемного поля исследования социальной работы в сфере образования, необходимо дифференцировать категории теоретического исследования и дать основные понятия определениям, фигурирующим в социальной науке.
Социальный (от лат. socialis — общественный) — означает «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе». Поэтому социальная служба должна быть ориентирована на решение проблем социализации человека, его воспитания, защиты его прав, помощь в разрешении проблем самореализации в среде жизнедеятельности [58].
Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении (в том числе в сфере образования, обучения и воспитания) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе; процесс становления личности [24].
Социальная работа — это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию [62].
В широком смысле социальная работа определяется как «специфический вид деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц». Иными словами, данное определение представляет социальную работу не только как профессиональную деятельность социальных служб, но и как волонтёрскую практику, направленную на содействие решению как социальных, так и личностных проблем клиента.
Технологии социальной работы с молодежью
... обществе, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда, значительных групп молодежи. В теории и практике работы с молодежью важное значение имеются также иные квалификации молодежи, а именно: «малая группа», ...
Социальная работа — это профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции, реабилитации и адаптации человека в социуме.
Социальная коррекция — деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.
Социальная реабилитация — система мер, направленная на восстановление у человека социального опыта.
Социальная адаптация — система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности
Социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Таким образом социальная работа входит в число видов социальной деятельности (работа с людьми), направленной на оказание помощи людям в трудных ситуациях [62].
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [53].
Проблема развития социальной работы в России очень актуальна. Официально профессия «социальный работник школы» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад.
Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [53].
Социальная услуга — действия социальной службы, заключающееся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации [62].
Социальное обслуживание — деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации [62].
Социальный работник по предмету труда относится к типу — «человек-человек»; по характеру труда является профессией творческого класса. Назначение профессии: оказание помощи и поддержки нуждающимся гражданам (детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, одиноким престарелым людям, страдающим от алкоголизма и наркомании и т.д.).
Социальные работники занимаются изучением личности и ее окружения, составляют рекомендации по консультативно-коррекционной работе, осуществляют деятельность по реабилитации и реадаптации людей, имеющих отклонение от нормы в физическом, психическом и социальном развитии; оказывают помощь в реализации прав и свобод личности;
- Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпритацию данных, предложение новых решений, координацию работ, согласование действий.
Сфера образования — Система структурированных учреждений, которая включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам [18].
Образование и духовно-нравственное становление личности
... -нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: - 8. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности ... , эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания и образования , включающей современные ...
Система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. Формирование личности — один из жизненно важных интересов системы образования, поэтому обязательным ее компонентом являются правовые нормы и человеческие ценности, которые диктуют направление развития в данном обществе.
Образовательным называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или), обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников [61].
Образование в России строится как целенаправленная динамическая социально — педагогическая система, постоянно совершенствуемая с развитием общества. Она представляет собой взаимосвязанное сочетание:
- системы преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и ориентации;
- сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно — правовых форм, типов, видов.
системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий [37].
Система образования — социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции.
Социальный работник в сфере образования — призван объединять усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. Социальная практическая деятельность ориентирована в основном на работу с детьми и семьей. Его главная цель — улучшить или восстановить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские) способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.
Социальный работник в системе образования способствует более уверенному переходу от методов борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции.
В реальной практике современных школ многочисленные задачи, которые должна решать социальная служба, объединяющая профессиональных специалистов разного профиля, как правило, возложены на одного работника.
Личность специалиста — тот внутренний мир, в котором происходит усвоение и накопление личностного социального опыта. Именно через призму личности с ее индивидуальными и социальными особенностями происходит накопление теоретического и практического опыта.
Профессионально важные качества выделяют то индивидуальное своеобразие специалиста, которое накладывает на него специфика профессиональной деятельности социального работника. К таким качествам относятся:
Социальная работа с детьми сиротами оставшимися без попечения родителей
... социальной помощи и защиты, прав ребенка; 3. рассмотреть социальную работу с приемной семьей. Методы исследования, Структура курсовой работы XX век назвали "Столетием ребенка". ... семьи, где наравне с родными детьми воспитываются 5 детей-сирот детей, которые остались без опеки родителей. ... нахождением в них детей - важнейшая тенденция в оказании социально-психологической помощи детям, оказавшимся в ...
Психологическая направленность — это особенности развития и воспитания личности, характеризующие ее предрасположенность к деятельности в отношении людей — объектов социальной работы. Она проявляется в интересах, потребностях человека, его мотивах, целях, идеалах.
Нравственные качества — это усвоенные нормы морали, выражающие общечеловеческие ценности в отношении к человеку, в общении, социальной работе, социальной деятельности; нравственные чувства — удовлетворение от повседневного проявления нравственности (уважения к человеку, его достоинству), стремления помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем. Нравственные качества проявляются в таких чувствах специалиста, как долг, совесть, честь. Именно эти чувства способствуют формированию нравственных привычек.
Коммуникативные качества (от лат. communico— делаю общим, связываю, общаюсь) — способность быстро и правильно строить общение. Социальный работник постоянно находится во взаимодействии, общении с клиентом — тем человеком, кому нужна его помощь. Действенность его деятельности зависит от искусства его общения с клиентом. К коммуникативным качествам относятся:
- контактность в общении — способность входить в общение с клиентом и обеспечивать наиболее целесообразное взаимодействие. Данные способности имеют важное профессионально значение для социального работника;
— способность к убеждению — использование внушения в процессе общения. По отношению к социальному работнику убеждаемость означает способность специалиста к вербальному или невербальному доминированию в процессе социальной работы с клиентом (внушение словом, интонацией или мимикой, жестами, действиями).
Другими словами, это способность (предрасположенность) специалиста к внушающему воздействию на клиента в процессе социальной работы с ним. Такая способность проявляется в виде действенности авторитета специалиста, его личности, владения им искусством общения с клиентом, убеждать, увлекать его, заражать идеями самореализации.
социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.).
Термин «перцепция социальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального работника отражают его способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся: наблюдательность, интуиция, умение видеть себя глазами другого человека и ставить себя на место других, способность осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать ситуации и способы их решения, представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения.
Эмоциональные качества личности характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:
Социальные гарантии при потере работы и безработице
... рассмотреть понятие безработного и системы гарантий в области занятости; 2. рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработице. 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ ... профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; ...
- эмоциональная устойчивость -самообладание, способность к саморегуляции, что позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных условиях профессиональной деятельности и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;
— эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Социальный работник работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
Таком образов, исходя из вышеследующего можно сделать вывод — эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и жизненной позиции. Социальный работник должен произвести для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями и тому подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проняться чувствами собеседника [62].
1.2 Нормативно — правовые основы
Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми на уровне отношений специалист — ребенок, является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. И та, и другая требуют эффективных технологий.
Вопреки распространенному мнению, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с в России действительно существует. Она представлена в текстах важнейших российских законов «Об основах социального обслуживания населения», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.
Первоосновой для социальной работы в системе образования выступает нормативно — правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы, местные положения, инструкции и методики.
Международное законодательство по защите детства представлено Хартией детства, Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
Одним из основополагающих международных документов, касающихся прав ребенка является Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция была принята в 1989 году. Основная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
... на курсовую «Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями» произведите оплату. Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения. Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями ...
Основной закон РФ — Конституция, принятая в 1993 году. Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции РФ, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие. Ребенку гарантируется общее бесплатное образование.
В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Закон о семье, Закон «Об образовании». В России действует президентская программа «Дети России » (Указ Президента РФ от 18.08. 1994г. № 474), издан Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров». В 1994г. издан ряд законов и постановлений, например « О гарантиях прав граждан РФ на получение образования», положения об учреждениях профессионально — технического образования, общеобразовательных учреждениях, стандартах образования, об организации летнего отдыха, принята программа «Вакцинотерапия».
Но традиционные формы социальной помощи школьникам в виде разного рода доплат на питание и пр. становятся для них менее значимыми по сравнению с оказанием им социально-педагогической поддержки в форме дополнительных внеклассных занятий, развивающего досуга, коррекции недостатков, тормозящих развитие, и т.п.
Существенные изменения в деятельность школы вносит и необходимость охраны и защиты прав несовершеннолетних, которые теперь закреплены законодательно. Школа должна не только отвечать за соблюдение прав ребенка в своих стенах, но и представлять его интересы при необходимости вмешательства в условия и обстоятельства его воспитания. Естественно, что первым кандидатом на роль ходатая по делам несовершеннолетних от имени школы является социальный работник, которому администрация делегирует соответствующие полномочия.
Согласно закону, ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, однако он не должен быть заложником любых ее обстоятельств. Школа, как правило, лучше других видит отрицательные последствия дурного обращения с ребенком дома, поэтому именно от нее ждут своевременных сигналов о необходимости вмешательства в семейные отношения. И хотя известно, что дети привязаны даже к плохим родителям, в то же время опыт убеждает, что не следует постоянно откладывать передачу ребенка в приемную, опекунскую или попечительскую семью, дожидаясь, пока разрушения личности несовершеннолетнего сделают этот шаг абсолютно необходимым. Ведь есть много вариантов совместить приемную семью с родной, не травмируя психику ребенка. Вмешательство в семейные отношения может быть не обязательно грубым, особенно если оно своевременно, и инициировано школой, а не милицией [20].
Право на «достойное» или «надлежащее» воспитание, свободное от «небрежного обращения», «пренебрежения», «отсутствия заботы», «жесткого, бесчеловечного или унижающего обращения» тоже гарантируется каждому ребенку международными правовыми актами и отечественным законодательством. Причем, согласно Закону Российской Федерации «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), органы и учреждения образования входят в указанную систему как одни из гарантов этого права. Совершенно ясно, что в конкретном образовательном учреждении выполнение соответствующих обязанностей возлагается на социального работника. Именно ему надлежит организовывать взаимодействие с другими субъектами системы: органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и защиты их прав, учреждениями социальной защиты населения и др. [36]
Право на образование защищено Законом РФ «Об образовании» (№ 286 — ФЗ от 25.12.2008 г), а также Федерального закона РФ № 51 от 15.03.2000 «Об утверждении Федеральной Программы развития образования» , предписывающей «обеспечивать во всех государственных учебных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества обучения». Однако практика показывает, что это право нередко нарушается по отношению к тем детям, которые обозначены российским законодателем как «находящиеся в трудной жизненной ситуации», «с задержкой психического развития, создающей трудности в обучении», «с ограниченными возможностями здоровья», а поэтому требует защиты.
И, наконец, в некоторых обстоятельствах школе, главным образом в лице социального работника, приходится защищать право ребенка на саму жизнь и здоровье.
Все перечисленные факторы обусловливают поле деятельности социального работника и позволяют определить его функциональные обязанности в общеобразовательной школе, исходя из стоящих задач.
Важной основой защиты детства выступают организация и совершенствование образовательной системы в интересах социализации детей. Так, в 1994г. предприняты законодательные меры по исправлению последствий применения статьи 43 Конституции РФ об образовании делавшие бесплатным общее, начальное и в основном среднее и высшее профессиональное образование. Однако этим не снята необходимость изменения статьи 43 Конституции и закона РФ « Об образовании».
Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально — экономических трудностей, переживаемых Россией в течение многих лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям группы риска.
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев, детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Президентом и правительством издаются соответствующие указы, постановления и распоряжения, касающиеся защиты детей и подростков, одним из таких являются: Указ Президента РФ от 6 сентября 1993г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Указ Президента РФ от 14 сентября 1995г. № 42 «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000г (национального плана действий в интересах детей); Федеральный Закон от 8 декабря 1995г. «О государственной системе защиты прав несовершеннолетних, о профилактике их безнадзорности и правонарушений».
Таким образом, нормативно — правовые акты успешно формируют систему защиты детей, молодежи; социальное назначение которых определяется расширением возможностей и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов.
1.3 Исторический аспект организации социальной работы в образовательных учреждениях
История зарождения элементов социальной защиты своими корнями уходит в глубокую древность. Интеллектуальное развитие цивилизации, так или иначе, сопровождалось развитием социально-экономических отношений. Примером этого являются разработанные в Вавилоне, Китае, Греции, Англии и Франции кодексы справедливости, которые можно отнести к элементам социальной политики. Они призывали любить ближнего, заботиться о бедных и старых, фактически зарождалась классификация лиц, нуждающихся в поддержке, т.е. социальной защите. Переход от рабовладельческого к феодальному строю, безусловно, повысил уровень социальной защищенности огромного количества людей — рабов. В развитии социальной сферы заложен огромный созидательный потенциал, способный даже к смене общественно-экономических формаций.
В истории развития социальной работы выделяется такой период, когда социальная защита соответствовала и следовала христианским принципам. Библия стала, по сути, первым «нормативным» документом, который систематизировал элементы системы социальной защиты и дал толчок к развитию ее структуры. Вся система социальной защиты этого периода носила характер социальной помощи — материальная помощь в различных ее формах от подаяния до содержания в домах призрения, богадельнях [53] [65].
Таким образом, истоки социальной работы следует искать еще в древности, когда только зарождались предпосылки для развития социальной работы. Человек не может жить вне социума, потому он всегда сталкивался и сталкивается с различными проявлениями социальной деятельности, с развитием общества происходят качественные изменения в социальной работе, совершенствуется ее структура, возрастает значимость. Нельзя недооценивать и важнейшие исторические события, которые в значительной степени повлияли на развитие тех или иных форм социальной помощи.
Основным типом школы в России к началу ХХ века, как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища, и городские училища, подведомственные Министерству народного просвещения; одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.
Деятельность сельских школ определялась «Инструкцией для двухклассных и одноклассных сельских училищ Министерства народного просвещения» (1875).
Срок обучения в одноклассных училищах по-прежнему составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика. В двухклассных училищах, с пятилетним сроком обучения, дополнительно преподавались начатки истории, географии, естествознания, церковное пение и черчение. При наличии средств «Инструкцией» допускалось введение в учебный план гимнастики, обучение ремеслам для мальчиков и рукоделию для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству.
В каждом одноклассном училище работали один учитель и один законоучитель, а в двухклассном — два учителя и один законоучитель, в некоторых вводились должности помощников учителя. Ими, как правило, были выпускники двухклассных училищ, которых оставляли при школах для подготовки к поступлению в учительскую семинарию.
Несмотря на то, что церковно-приходские школы способствовали повышению общей грамотности населения, уровень общеобразовательной подготовки учащихся в них, их материальная база значительно уступали министерским школам. Все это привело в предреволюционные годы к сокращению их численности.
Основным типом начальных учебных заведений в городах были городские училища, которые по «Положению о городских училищах» (1872) могли открываться не только правительством, но и земствами, городскими обществами, сословными учреждениями и частными лицами. Они находились в ведении попечителей учебных округов и осуществляли свою деятельность под руководством инспекторов народных училищ. Целью городских училищ, как она определялась в «Положении», было обеспечение детям всех сословий начального умственного и религиозного образования.
В 1912г. в соответствии с «Положением о высших начальных училищах» все городские училища стали преобразовываться в высшие начальные училища с четырехлетним сроком обучения. Для поступления в высшие начальные училища необходимо было окончить одногодичное начальное училище Министерства просвещения или соответствующее ему другое начальное учебное заведение.
В учебные планы высших начальных училищ входили Закон Божий, русский язык с элементами церковнославянского, арифметика, начатки географии, истории, естествоведения, рисование и черчение. В отличии от городских училищ учебный план высших начальных училищ предполагал ознакомление учащихся с элементами алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными. Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной школы в среднюю при условии сдачи дополнительных экзаменов по тем предметам, которые отсутствовали в учебных планах начальных училищ, но имелись в гимназиях: это, прежде всего древние и современные иностранные языки.
Важнейшим вопросом, который, так или иначе, ставился в то время, являлся вопрос о необходимости введения всеобщего начального обучения. В поисках путей решения этой проблемы активно участвовали уездные и городские земства, которые изыскивали средства для развития школьной сети, разрабатывали местные проекты расширения всеобщего начального образования, создавали специальные комиссии для изучения состояния народного образования и выработки перспектив его развития, пропагандировали результаты своей деятельности. Примером может служить педагогическая выставка, организованная в 1902г.
Центральным вопросом, волновавшим всю педагогическою общественность, был вопрос о том, кокой должна быть начальная народная школа. Значительная часть деятелей земского движения, отдельные представители Министерства народного просвещения активно выступали за введение в содержание работы начальной школы предметов, позволяющих давать детям первоначальную профессиональную подготовку. Однако против профессионализации начальной школы выступали как большинство ученых, так и наиболее прогрессивная часть учительства.
Следующий шаг в реформировании средней общеобразовательной школы был сделан Министерством народного просвещения под руководством П.С. Ванновского (1822-1904), назначенного на пост министра 24 марта 1901г. Комиссия под его руководством разработала проект «Основных положений устройства общеобразовательной средней школы». По этому проекту намечалось создать единый тип среднего общеобразовательного учебного заведения с семилетним курсом обучения. С IV класса предполагалось ввести бифуркацию: в одном отделении должен был изучаться латинский язык, в другом — дополнительный курс естествознания и графического искусства. Ручной труд наряду с гимнастикой и военными упражнениями, как необязательный предмет, включался в программу всех классов, кроме последнего (в первых трех классах по 4 часа в неделю, в остальных — по 2 часа).
Задачей школы считалась подготовка растущего человека к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению им гражданских обязанностей и общественного долга. В связи с этим каждому ученику считалось необходимым дать в руки инструмент, который поможет ему постоянно добывать новые знания, уточнять свои мировоззренческие установки и нравственные идеалы. Решение этих задач предполагало учет интересов, потребностей и склонностей детей, их природных возможностей и дарований. Понимание необходимости разработки индивидуального подхода к учащимся было характерно для всех представителей прогрессивной педагогики России.
По-новому стал рассматриваться и вопрос о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Выступая за свободу педагогического мышления и творчества, многие педагоги говорили о том, что только широкая образованность, глубокое знание своего предмета и методов его преподавания, любовь и уважительное отношение к личности ребенка смогут обеспечить успешную деятельность учителя.
В конце XIX — начале XX века стало достаточно отчетливо осознаваться, что свое конструктивное развитие педагогическая теория и практика могут получить только на фундаменте целостного и системного знания о личности ребенка. Необходимость антропологического обоснования педагогической науки в этот период начинает пониматься как важнейшее условие ее развития. Одновременно обозначились конкретные научные методы, дающие, по мысли их авторов, объективные знания о личности: эксперимент, объективное наблюдение, статистические методы и т.д.
Первые экспериментальные работы были связаны с изучением отдельных психических процессов, их свойств и особенностей (памяти, внимания, восприятия, воображения и т.д.) и носили характер индивидуальных лабораторных исследований. Вместе с тем проводимые экспериментально-психологические исследования преследовали педагогические цели, связанные с обоснованием дидактических принципов содержания и методов обучения [26] [27] [60].
1.4 Сущностная характеристика социальной работы в системе образования
Социальная работа в системе образования находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования, участие социальных работников и социальных педагогов становится все более необходимым [21].
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т. д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т. д.).
В этих условиях объективно повышается спрос на социальную поддержку, профессиональную помощь со стороны социальных служб, основанную на научных достижениях, обобщении положительного практического опыта, на реализации действенных государственных и общественных программ в социальной сфере.
Роль и место социального работника в сфере образования целесообразнее определять в зависимости от специфики образовательных учреждений.
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой — от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии — физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов — медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
Не должна остаться без внимания социального работника и та категория детей, которую педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образования». Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями.
Несмотря на то что деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям в учреждениях дошкольного образования является условием сокращения числа случаев неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы [39] [57].
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).
Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»).
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации социальной помогает нуждающимся детям и оздоровлению семейной среды. В поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.
Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы; оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении; поддержка детей, получающих образование вне школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий — благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др [39] [64].
Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность найти социально приемлемые способы зарабатывания денег на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер — вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование [57].
Социальная работа в вузах — еще одно из возможных направлений профессионального функционирования социальных работников в области образования.