Технологии социальной работы с молодежью

Актуальность.

Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны, в РБ численность молодежи составляет около 951тыс. Поэтому тема молодежи актуальна, т.к. выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.

Степень разработанности

В современной литературе данная тема «Положение и социальная защита молодежи в российском обществе» рассмотрена под углом зрения, во-первых, общих методологических подходов к пониманию социальной защиты молодежи, его структуры и содержания, во-вторых, теории социальной работы и семьеведения, что предполагает анализ социальной защиты молодежи как специфической практической деятельности и учебном процессе.

По проблеме положения и социальной защиты молодежи в российском обществе проводили исследования: Ю.П. Аверин, Н.Ф. Басова, В.М. Басов, Ю.Р. Вишневский, А.И. Войтенко, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Б.В. Дубин, В.И. Жуков, З.Н. Журавлев, И.Г. Зайнышев, С.Д. Ильенкова, В.И. Курбатов, Е.И. Комарова, А.И. Ляшенко, П.Д. Павленок, А.В. Петров, Т.И. Самсонов, С.В. Скутнева, В.Е. Семенов, Ж.Т. Тощенко, С.В. Тетерский, М.И. Фирсов, Е.И. Холостова, Л.Ф. Шаламова, В.Т. Шапко, А. Швейцер, Е.Е. Юрков и другие.

Эффективность социальной защиты молодежи в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время социальная защита молодежи мало исследована, и в числе ее главных проблем можно назвать следующее: исследование организационных структур социальной защиты; моделирование деятельности социальных служб; разработка критериев, позволяющих оценивать качество социальной защиты молодежи, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала и др. Поэтому актуальность изучения сущности положения и социальной защиты молодежи в российском обществе и недостаточная разработанность данной проблемы послужили основанием для выбора темы исследования.

Объектом курсовой работы

Предметом курсовой работы

Цель:

Задачами исследования

  1. рассмотреть молодежь как социально – демографическую группу;
  2. охарактеризовать социальные проблемы молодежи;
  3. определить ценностные ориентиры молодежи;
  4. проанализировать структуры социальных служб.

Структура работы.

4 стр., 1532 слов

Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации

... выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальную защиту. Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту. Цель исследования – на основе имеющихся ...

Глава 1. Положение молодежи в российском обществе.

1.1 Молодежь как особая социально-демографическая группа.

Молодежь — это особая социально — демографическая группа, специфические социальные и психологические черты которой обусловлены возрастными особенностями молодых людей, процессом становления их духовного мира, социализации, спецификой положения в социальной структуре общества. Границы молодежного возраста подвижны. Они состоят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей, продолжительности жизни людей. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет1 . Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Молодежь как социально- демографическая группа характеризуется и общими (психологическими, социальными, возрастными), и специфическими чертами. При этом социальные и психологические характеристики претерпевают изменения в зависимости от возраста, условий жизнедеятельности молодежных групп, что связано, главным образом, с их местом и ролью в социальной структуре общества.2

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что эта социально – демографическая группа находится на переходной стадии развития (от детства к миру взрослых).

Причем, естественно, что разные возрастные подгруппы (14-18, 19-21, 22-24, 25-30 — летние) по – своему переживают этапы осмысления норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статусов и, конечно же, семейной социализации. Особого внимания заслуживает социализация молодежи (включая подростковую – 12-14 лет) до 25 лет. Все это выражается, в конечном счете, в специфических молодежных формах сознания и поведения, в понятиях молодежной субкультуры, в отношении к референтным группам, к страшим возрастным группам с учетом, естественно, принадлежности тех или иных слоев молодежи к социально – профессиональным, социально – классовым и другим категориям населения. Иначе, с учетом места и роли молодежи в социальной структуре общества.

Социальная структура представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. Она отражает дифферецианцию общества на группы, в той или иной мере социально отличающихся друг от друга.3

6 стр., 2768 слов

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

... окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа. Цель реферата – рассмотреть влияние различных факторов на организм и жизнедеятельность человека. 2. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека Человеку как существу социальному ...

Различают социальную структуру в широком и узком смысле. В первом случае она включает социальные группы, слои и классы, коллективы, этнические общности, профессиональные, демографические и другие общностные группы. В социальную структуру в узком смысле включают общественные классы, социальные группы и слои, т.е. группы людей, занимающих особое место в системе общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Другие группы, входящие в социальную структуру в широком смысле, различают между собой не место в системе общественного производства, а признаки расового, национального, половозрастного характера.4

Функционируя в системе общественного разделения труда, общественного производства, сложившихся общественно — экономических и социально – политических отношений, социально – демографические группы также испытывают влияние этих факторов на свое положение в обществе, на свою жизнедеятельность, свой образ жизни, в их жизни по – разному реализуется принцип социальной справедливости, социального равновесия. Об этом свидетельствуют различное положение разных социально – этнических групп в том или ином обществе, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда, значительных групп молодежи.

В теории и практике работы с молодежью важное значение имеются также иные квалификации молодежи, а именно: «малая группа», «референтная группа», «первичная группа», формальные и неформальные группы.

К малым группам относят группам, между членами которых имеются непосредственные контакты, достаточно сложившиеся и имеющие временно промежуток не менее полугода. Численность их составляет от 2 до 50 человек, иногда и больше. К малым группам относят коллективы бригад, небольших участков, малых предприятий, постоянные и временные учебные коллективы, небольшие воинские подразделения и др. разновидностью малых групп являются так называемые первичные группы (семьи, соседские группы, бригады и т.д.).

Социологические и психологические знания таких групп помогает нередко решать такие вопросы, которые неразрешимы в формальных объединениях, группах. Дело в том, что малая группа характеризуется исключительно высокой степенью эмоциональных отношений и идентификации членов с этими группами. Именно в них обеспечивается процесс первичной социализации и осуществляется непосредственное вхождение в другие, вторичные группы. Использование эмоционального воздействия здоровых членов этих малых групп на «заблудшие», в частности, отличающихся девиантным поведением, часто оказывается тем способом, с помощью которого решаются вопросы более эффективно, чем путем воздействия на таких людей официальных институтов.

То же можно сказать о референтных группах, под которыми понимается реальная или воображаемая социальная группа, общность, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнения.

Немалую роль в решении социальных проблем молодежи может сыграть учет специфики неформальных групп, члены которых находятся между собой в особых социально – психологических, неофициальных отношениях: дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатии и т.д. Как правило, такие группы складываются в рамках формальных групп . Последние обладают юридическим статусом, являются частью социального института, организации, имеют целью достижение какого-либо определенного результата на основе разделения труда и специализации функции, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Важно подчеркнуть, что функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т.е. фиксированы в положениях, инструкциях и в других нормативных документах.

11 стр., 5074 слов

Рабочая группа: социально-психологические особенности

... зрелости рабочей группы, ее способность продуктивно функционировать, можно условно объединить в следующие группы: технологические факторы, включая особенности совместного использования орудий и предметов труда, ... отличается общественно значимой целью деятельности и официально существующими органами управления и руководства. Возможны самые различные типы коллективов. В частности, рабочие группы ( ...