По психологии. Формирование активной позиции молодежи

Курсовой проект

Характеристика категории «молодёжь» и её роль в обществе.

1.1.Понятие «молодёжь» и характеристика данной категории как возрастной группы.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы. Постепенно в 70-е годы

сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую

группу. Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году. Как часть общества, молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание. В последние годы с изменением общенаучного подхода возникла потребность в целостном подходе молодёжи. Возрастная терминология относительно молодёжи никогда не была однозначной. Важной деталью является то, что возрастные категории обозначали не столько хронологический возраст, сколько его общественное положение, социальный статус. При определении возрастных границ понятия «молодёжь» в качестве исходных, необходимо принять широкораспространённые взгляды, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет), а также ряд социальных обстоятельств; а концом молодости – момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответствует ряд условий. Исходя их данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии нижняя граница молодёжи определена 15-летним возрастом.

По мнению многих учёных, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодёжи. Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодёжи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включены те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте пользоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего. На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографических и социально-экономических процессов можно было бы определить нижнюю границу молодёжного возраста 14 лет. Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодёжь». Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, следующие условия:

  • экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способность создавать их
  • личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,

касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без

каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования

в обществе

  • самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает

для существования, независимо от их происхождения

  • создание собственного очага, независимого от родительского, принятие ответственности за его поддержание и управление

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи. Однако стабилизация положения включает в себя процесс адаптации к новой социально-поселенческой среде, который в среднем продолжается 3-5 лет. Примерно к этому возрасту молодёжь приобретает и соответствующий семейный статус. К 27-29 годам жизни завершается процесс брачной социализации. Но если учитывать, что семья в полном смысле этого слова включает помимо родителей ещё и детей, то процесс семейно-брачной социализации завершается к 29-30 годам.

Таким образом, можно сделать вывод, что по всем категориям приобретения

устойчивого социального статуса можно определить верхнюю границу

молодёжного возраста 30 лет. Поэтому под молодёжью в дальнейшем мы

будем понимать социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Государственная молодёжная политика в Российской Федерации также направлена на лиц в возрасте от 14 до 30 лет, что подтверждает возрастные рамки молодёжи, принятые и в других странах.

Согласно данным Россстата за 2008год в РФ насчитывается 38048949 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 26,8% от общего населения страны [19,1].

1.2. Психолого-педагогическая характеристика молодых людей.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социо — культурное пространство.

Немецкий социолог Карл Мангейм определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок.

Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию.

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры . Их представителями были хиппи , битники , стиляги в СССР и постсоветском пространстве — неформалы . [5,90]

По данным исследования проведённого в июле 2004г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп — и рок-звёзды, представители «золотой» молодёжи (52 %), успешные бизнесмены, олигархи (42 %), спортсмены (37 %).

В. В. Путин (14 %).

Абсолютное большинство опрашиваемых, которое считает, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9%).

Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4%) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос — «да, и довольно скоро».

1.3. Значение молодёжи как социально-демографической группы в РФ.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15— 24 лет (6,4 процента).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные со старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимание реализация приоритетного национального проекта «Жильё» , в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей .

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968г. В. Т. Лисовским.

Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. [4,10]

Иное и более детализированное определение было дано И. С.Коном:

Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Именно это определение впоследствии стало основным в отечественной социологии молодёжи:

Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.[17,2]

В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология . В некоторых вузах (например, в РГСУ ) были открыты кафедры ювенологии. В центре внимания, которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи, как феномен современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, молодёжь является резервом нашего общества. Любой молодой человек преодолевает материальные, социальные, политические трудности в процессе взросления.

Глава II.

2.1.Понятие активность и формирование активной позиции у студентов., Активность личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. [9,631]

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.[2,127]

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. [3,234]

Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно — деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности. [1,465]

По мнению К. А. Абульхановой — Славской посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.[18,1]

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровский, предлагающий рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.[7,298]

Молодежь, особенно студенческая, всегда была наиболее активной частью общества. Среди различных направлений общественного молодежного движения в России последних лет все больше заявляет о себе молодежный парламентаризм, как система представительства прав и законных интересов молодежи при органах государственной власти. Создаются общественные консультативно-совещательные структуры молодежи — молодежные парламенты, правительства, студенческие организации и объединения.

Приоритетными направлениями их деятельности сегодня являются: просветительская работа, акцентирующая свое внимание па формирование правовой культуры в молодежной среде, доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции молодых людей через привлечение молодежи к активному участию в общественно-политической жизни страны.

К молодёжным парламентским структурам относят молодежные парламенты, правительства, консультативные советы, Думы, палаты и др.

Цель развития молодежного парламентаризма – привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах, прежде всего – молодежных парламентах.

Созданные молодежью и поддержанные органами власти молодежные парламентские структуры представляют проблемы и интересы молодого поколения.

Молодежное Правительство Белгородской области является совещательным органом при главе администрации области, функционирующим на общественных началах. Молодежное Правительство формируется на конкурсной основе из молодых людей (студентов и аспирантов вузов), молодых управленцев до 35 лет, проживающих в Белгородской области, ставящих перед собой цели:

  • получения знаний и практических навыков в области государственного управления;
  • более глубокого изучения проблем экономики, политики, социальных отношений в Белгородской области и выработки предложений по решению обозначенных проблем;
  • подготовки к возможной профессиональной деятельности в составе структурных подразделений правительства администрации области
  • разработки мероприятий по совершенствованию системы государственного управления в области.

Целями Молодежного Правительства являются:

  • содействие в обучении и формировании кадрового резерва для управленческих структур области;
  • реализация базовых направлений государственной молодежной политики в рамках принятых областных целевых программ;
  • привлечение студентов высших учебных заведений, аспирантов, молодых управленцев к решению задач, стоящих перед правительством администрации области.

Одним из основных требований к молодежной политике, в данной ситуации, мы считаем, не давить на молодых людей, так как в данном случае будет происходить не воспитание, а просто управление ими. Манипуляция в данном случае будет иметь ряд негативных последствий, которые помешают достижению конечных целей, таких как: повышение доверия к власти.

Студенческое движение оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны, высшая школа является важным институтом политической социализации. Процесс изменения социальной структуры студенчества, имеющий место в настоящее время, серьезно отражается и на политическом поведении молодого поколения. Наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы.

2.2. Социально-психологический смысл детских и молодежных общественных объединений

Различные общественные организации и объединения в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, правонарушений. Так же не столько важно количество объединений и их разнообразие, сколько доступность, так как не все семьи способны оплатить тот или иной кружок, что тоже несет за собой негативные последствия.

Базовые понятия

Объединение

Объединения не предполагают регистрацию, жесткую регламентацию деятельности и субординацию членов. Однако жизне­деятельность объединений требует наличия органов, уполномо­ченных решать вопросы, связанные с расширением социальных контактов, с координацией деятельности, с защитой прав его членов и др. С этой целью создаются ассоциации клубов, союзы, советы лидеров и т. д.

По существующему законодательству детским признается объединение, в которое входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет, молодежным признается объединение, в которое входят гражда­не в возрасте до 30 лет.

Организация

Движение

Детские и молодежные общественные объединения становятся мощным фактором социализации личности в подростковом возрасте. Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, ценности.

Подростка называют маргинальной личностью, он принадлежит двум культурам: сообществу детей и миру взрослых. В этот период происходит осознание своего «Я» для общества. В цивилизованном обществе ребенок «живет в долг», и именно в подростковом возрасте он начинает это осознавать. В общественной деятельности реализуется потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности, формируется общественная сущность индивида. В этой деятельности разрешается противоречие между стремлением к самостоятельности и отсутствием для этого интеллектуальных, физических и социальных возможностей. Психологическим смыслом этой деятельности является включение в широкую сеть общественных отношений, которая помогает утвердиться чувству взрослости.

Социологические исследования, которые проводились в нашей стране после развала комсомольской и пионерской организации как массовой, говорят о высокой потребности участвовать в деятельности какого-либо объединения: 59 % опрошенных детей выразили желание состоять в организации сверстников-единомышленников. В современных условиях эта потребность не удовлетворяется. Детские и молодежные общественные объединения ушли из массовой практики отечественной школы. Ситуация усугубляется тем, что уменьшилась доступность для подростков и молодежи культурных центров, вместе с тем произошла деформация информационного поля, свободно в детскую и молодежную среду проникают идеи бездуховности и насилия.

Все это неизбежно приводит к тому, что идет процесс стихийной социализации.

Одной из форм такой социализации является появление неформальных объединений подростков и молодежи. Сам факт возникновения объединения как неформального еще не говорит о его асоциальной направленности. Более того, многие объединения и организации социально позитивной направленности возникали первоначально как неформальные, например, скауты, коммунары. Но наряду с этим в среде неформальных объединений имеют место и объединения фашистской направленности, например, современные скинхеды, которые демонстрируют открытую враждебность к лицам другого цвета кожи.

Объединения фанатов музыкальных кумиров и спортивных команд не содержат в своей основе разрушительных целей, но формы проявления их фанатичной любви могут иметь разрушительные последствия: столкновения болельщиков спортивных команд, бесчинства во время выступления музыкальных групп и т. д.

Современные ролевики, толкиенисты свое свободное время посвящают ролевым играм, что само по себе нельзя оценить как факт асоциального поведения, но наряду с этим имеет место такое явление, как игромания, когда человек ощущает себя комфортно лишь в придуманном мире игры.

Появление в молодежной субкультуре множества общественных объединений (хиппи, яппи, панков, киберпанков, рокеров, мажоров, брейкеров, анархистов, сатанистов, пацифистов, фашистов и др.) говорит о невозможности молодежи и подростков высвободить свою жизненную энергию в формализованной среде: в школе, институте, на работе.

Среди существующих в настоящее время формализованных объединений, которые имеют свои органы и четкую структуру, деятельность которых так или иначе задокументирована, наблюдается также большое разнообразие.

В детских молодежных общественных объединениях формируется особая субкультура, которая проявляется в приверженности молодых людей к определенным идеалам, и в культуре отношений, и в одежде, и в сленге.

Детские и молодежные объединения должны формировать культуру, которая ориентирована на будущее, на развитие себя и общества. Они могут стать тем оазисом, где можно моделировать идеальные отношения любви и заботы, стремления улучшить окружающую жизнь на пользу и радость людям. Но стихийные процессы в молодежной среде могут привести к появлению тенденций, направленных на разрушение существующих общественных устоев без какого-либо созидания.

2.3.Роль общественной организации в формировании социальной активности учащейся молодежи

сверстников

Рассматривая позитивное влияние деятельности в молодежной общественной организации на формирование личности студента, мы обратимся к опыту Ивановской Городской Общественной Организации Старшеклассников «Школьный Актив Города». ИвГООС «ШАГ» – организация, созданная осенью 1997г. по инициативе Комитета по делам молодежи, Управления образования администрации г. Иваново, Муниципального учебного научно-методического центра работников образования. Необходимо отметить, что деятельность организации началась в условиях недостаточного внимания к проблемам молодежи со стороны административных органов. Задачи «ШАГа», по замыслу организаторов, первоначально были обозначены следующим образом: подготовка актива для школ города; привлечение молодежи к реализации политики, проводимой администрацией города. В настоящее время организация имеет уже юридический статус. Миссией ИвГООС «ШАГ» является «содействие процессу становления гражданского общества».

В настоящий момент организация активно сотрудничает с Управлением образования, Комитетами по делам молодежи администрации города и области, Фондом молодежных и социальных программ г. Иваново. За годы существования организации выпускниками стали около 200 подростков (членами «ШАГа» считались в целом около 1200 старшеклассников).

Самые активные из выпускников организации, став студентами Вузов (и согласно уставу организации, приняв статус «советника ШАГа») продолжали участвовать в общественной деятельности в качестве педагогов дополнительного образования, разработчиков и координаторов многих городских мероприятий.

Деятельность ИвГООС «ШАГ» условно делится на внутриорганизационную (образовательная и досуговая деятельность в рамках объединения) и внешнюю (организация и участие в реализации городских, областных и межрегиональных акций и мероприятий).

Каждая из обозначенных сфер дает возможность студенту-«советнику» реализовать свои лидерские, интеллектуальные и организационные способности. Рассмотрим возможные пути самореализации на примерах конкретной деятельности. Одной из главных целей «ШАГа» является «развитие активной позиции старшеклассников». Достижение ее становится возможным благодаря разработанной и реализуемой программе РОСТА (программа Развития Организаторских Способностей Талантливых Активистов).

Основные направления этой программы осуществляются через деятельность 4 комитетов: по вопросам правовой культуры и развития ученического самоуправления; по связям с общественностью; по организационно-массовой работе; по информационно-издательской деятельности. Кроме этого, в организации предполагается функционирование временных спецкурсов, вызванное пожеланиями активистов (так, в 2005 г. темами таких спецкурсов явились «Оформительская деятельность» и «Психология общения»).

Руководителями комитетов и спецкурсов являются советники ИвГООС «ШАГ». Каждый из них самостоятельно разрабатывает образовательную программу и реализует ее посредством лекционных и практических занятий. Чаще всего молодой человек руководит тем образовательным направлением, которым интересовался когда-то сам или которое близко его настоящим научным интересам в Вузе (в 50% случаев оба фактора совпадают).

Комитет по организационно-массовой работе свою практическую деятельность реализует через организацию, проведение и участие в открытых городских школьных конкурсах (например, конкурс школьных пар «Валентин и Валентина»), самодеятельных концертах («ШАГ в кругу друзей»), фестивалях («Кораблик детства», «Фестиваль увлечений»).

Комитет по информационно-издательской деятельности осуществляет выпуск внутриорганизационной газеты, в котором не последнюю роль играет установление дружеских и партнерских связей между руководителями комитета и представителями ведущих СМИ. Комитет по связям с общественностью организует и проводит социальные акции. Наиболее яркий пример деятельности комитета – участие во В сероссийской В есенней Н еделе Д обра. Так, весной 2003 и 2004 в рамках ВВНД ИвГООС «ШАГ» были осуществлены следующие мероприятия:

  • акция «Дари добро» на центральных улицах города (создание плакатов, лозунгов, сценок, направленных на формирование общественного мнения по проблеме, созданию хорошего настроения у горожан);
  • благотворительные самодеятельные концерты старшеклассников в Доме-интернате для пожилых людей и инвалидов «Богородское» и санатории-профилактории «Лесное» для пожилых людей (цель: развитие чувства сострадания и милосердия у молодых людей;
  • оказание моральной поддержки пожилым людям);
  • Акция по уборке городских улиц «Могучая кучка», участие в конкурсе «Золотая метла» (цель: развитие чувства заботы о городе и его культурных памятниках, воспитание аккуратности и ответственности юношей за свои действия);

— Благотворительная акция в пользу детей, находящихся на лечении в туберкулезном диспансере г. Иваново «С любовью к детям» (цель: формирование активной позиции подростков, развитие чувства сострадания и милосердия, оказание помощи больным детям).

Комитет по вопросам правовой культуры и развития ученического самоуправления. Ежегодно проводит городские школьные конференции («Современный старшеклассник: проблемы и пути решения» — 2002г., «Проблемы лидеров и лидерства» — 2003г., «Молодежная организация – школе» — 2005г.), а также является основателем Координационного Совета представителей органов ученического самоуправления школ г. Иваново (который собирается ежемесячно и является координирующим звеном школьной жизни).

Необходимо отметить, что большая часть инициатив, а также позитивных результатов мероприятий, обусловлена участием студентов-советников, имеющих богатый опыт социальной деятельности. Те из них, кто сейчас выступает с докладами не только на городских, но и на Межрегиональных форумах и конференциях, когда-то получили основательную подготовку в сфере развития коммуникативных навыков. Представители ИвГООС «ШАГ» участвовали в реализации мероприятий Фонда Молодежных и Социальных Программ г. Иваново и Института Открытое Общество г. Москва («Молодежные гостиные», дискуссионные столы Фридриха Науманна).

Особое внимание уделяется студентами такому направлению, как развитие волонтерского движения в молодежной среде, содействие повышению уровня социальной ответственности юношей и обращение их внимания к проблемам социально-незащищенных слоев населения (примерами могут служить социальные акции по теме «толерантность», включение в волонтерское антинаркотическое движение «Спасибо, нет!»).

Выпускники «ШАГа» в 2003 г. прошли обучение по программе «Новые социальные технологии в сфере работы с молодежью» в рамках совместного проекта ИвГУ, администрации г. Иваново и Совета графства Стаффордшир (Великобритания), по окончании которого разработали и реализовали ряд социальных проектов, направленных на оптимизацию жизнедеятельности подростков из неблагополучных семей. Особо отметим проект, направленный на «развитие коммуникативных навыков и конструктивных способов взаимодействия» подростков посредством участия их в психологическом тренинге, и проект, имеющий целью «создание детской дворовой площадки» силами самих ребят. Члены «ШАГа» в 2003 году принимали активное участие в разработке и проведении учебных тренинговых занятий по технологиям полевой работы с молодежью для студентов 4 курса специальности «Социальная работа» социолого-психологического факультета ИвГУ.

Высокий уровень активности студентов-лидеров школьной организации не остался без внимания административных органов г. Иваново. Некоторые из них были направлены на обучение в Северо-Западную Академию Государственной Службы (г. Санкт-Петербург), другие были рекомендованы для работы в ВДЦ «Орленок», третьи были приглашены в администрации города и области в качестве специалистов в Комитеты по делам Молодежи и в Управления образования.

Таким образом, ИвГООС «ШАГ» содействует позитивному становлению личности студентов посредством участия в образовательной деятельности (старшеклассник, получает интересующую информацию, которая впоследствии становится сферой его научных интересов и возвращается в организацию ради самореализации через обучение); в сохранении преемственности и соблюдении ответственности (благодаря четкой иерархии, заложенной в уставе, в организации происходит делегирование полномочий, обеспечивающих контроль над исполнением обязательств и содействующее осознанию собственной значимости у молодого человека); в проектах социальной значимости (широкий спектр акций и мероприятий, затрагивающих многие социальные проблемы, обеспечивает включение молодого человека в жизнь общества, способствует развитию его социальной активности и неравнодушия к проблемам социально незащищенных слоев населения) через привлечение административного ресурса (мероприятия, проводящиеся под руководством или при сотрудничестве с административными органами, послужили хорошей рекламой их руководителям – молодым активистам. Многие из социально-активных юношей и девушек получили поддержку своих интересов в образовательном и трудовом направлении.).

Наряду с вопросами, возникающими в молодежной организации в целом, необходимо отметить и проблемы студентов, участвующих в настоящее время в общественной деятельности. На деятельность молодежной организации, которая определяется участием в ней некоего круга лиц (в нашем случае – учащихся 8-11 классов), оказывает влияние «текучесть кадров». «Дети вырастают быстро», на смену одним приходят другие с новыми потребностями, интересами, возможностями. Новые потребности обусловливают новые предложения в образовательной, социальной деятельности, что приводит к изменению структуры организации. Лидеры не всегда во время могут сориентироваться в происходящем, почувствовать необходимость перемен, что может вызвать не только трансформацию, но и распад объединения. Ряд организационных проблем связан с непониманием и недоверием со стороны учителей школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности. Можно предположить, что подобная позиция преподавателей влияет на формирование пассивности, эмоциональной холодности молодежи.

Проблемы студентов, участвующих в общественной деятельности, в первую очередь связаны с той системой ценностей, которая определяет мотивы деятельности молодых людей. Иерархия ценностей современного студенчества отличается от той, которая была еще 10 лет назад (одной из ведущих причин являются социально-политические изменения в стране).

Для современного молодого человека большое значение имеет та деятельность, которая обеспечивает реализацию его личных интересов. Например, финансовые проблемы, возрастающие у молодежи с обретением студенческого статуса, часто заставляют предпочесть трудовую деятельность общественной. Вторая проблема связана с недостатком временных ресурсов, так как студенты имеют значительно меньше свободного времени для участия в общественной деятельности, чем школьники. Третья проблема — учебные заведения в принципе не заинтересованы в участии студентов в деятельности какой-либо общественной организации. Так, активная общественная деятельность, не поддерживаемая каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (студента часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе), прямо и косвенно отвергается преподавателями и сокурсниками. Четвертая проблема обусловлена современными социальными тенденциями, поскольку «общественная деятельность» сейчас не востребована. Ровесники, в лучшем случае, посмеиваются над юношей или девушкой, чья деятельность направлена, например, на решение проблем слабо защищенных слоев населения.

Таким образом, участие в деятельности общественной организации способствует формированию социальной активности молодежи.

2.4.Волонтерская деятельность как способ формирование активности молодежи.

В настоящее время волонтерская деятельность — один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. При этом решаются задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.

Формирование активной позиции молодежи в процессе волонтерской деятельности представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. Сущность формирования активной позиции молодежи в процессе волонтерской деятельности определяется социо — культурной спецификой становления и развития качеств, необходимых личности для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы. Формирование активности молодежи в условиях волонтерской деятельности осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на когнитивно — познавательную, мотивационно — ориентационную, поведенческую, творческо — деятельностную сферу современного молодого человека. При этом выделяются четыре уровня педагогического обеспечения процесса активности личности: интеллектуальный уровень, ориентированный преимущественно на знание; идентификационный уровень, отражающий преимущественно достижение личностью волонтера социальных и социально-психологических статусов; поисковый уровень, ориентированный преимущественно на ценности и смыслы поведения личности; интегративный уровень, обеспечивающий целостность интеллектуального, идентификационного и поискового уровней.

Студенты — выпускники, обладающие опытом волонтерской деятельности в социальных проектах, имеют сформированную активную позицию: добросовестно относятся к своей работе в социальной сфере, проявляют больше инициативы и творчества, внимательно следят за изменениями, как на государственном уровне, так и в практике работы своих коллег. Участие студентов — волонтеров в социальных проектах позволяет им приобрести новые знания, опыт управления проектами, навыки работы в команде, ответственность за конечные результаты проектов.

Общероссийская программа мероприятий Недели добра-2011 формируется на основе множества региональных и локальных мероприятий. Благоустройство микрорайонов, школьных территорий, посадка деревьев, очистка скверов и парков. Проведение уроков добра в учебных учреждениях, организация семинаров, форумов, благотворительных центров, спектаклей. Проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи детям, пожилым, одиноким людям и инвалидам.

В городе Тюмени проходили такие мероприятия как: «Жизнь прекрасна!», «Спешите делать добро», «Добрый понедельник», «Дни подарков просто так», «Доброярморка», «День славных дней», «Подари тепло братьям нашим меньшим», «Красивый город», «День молодых добровольцев России».

Именно добровольческие организации способны активизировать творческую активность молодежи, т.к. волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, получение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение каких-то ценностей.

Заключение

Активность рассматривается как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Особенно активен человек в период молодости.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Психологи и социологи определили возрастные рамки молодежи: 14-30 лет. Концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются следующие условия:

  • экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение

необходимых для собственного осуществления средств и способность

создавать их

  • личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,

касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без

каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования

в обществе

  • самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает

для существования, независимо от их происхождения

  • создание собственного очага, независимого от родительского, принятие

ответственности за его поддержание и управление

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи.

Для формирования активной позиции молодежи необходимо создавать различные общественные организации. Они в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, правонарушений. Так же не столько важно количество объединений и их разнообразие, сколько доступность, так как не все семьи способны оплатить тот или иной кружок, что тоже несет за собой негативные последствия. В настоящее время во многих городах создаются общественные организации для людей разного возраста, в основном для молодежи от 14 до 25 лет. Целью этих организаций является формирование активной позиции, трудолюбия, сочувствия к людям с ограниченными возможностями и умение помогать людям бескорыстно. Деятельность осуществляется благодаря четко разработанным планам, с различным характером мероприятий и деятельности.

Так же одной из главных и основных форм формирований активности молодежи является волонтерская деятельность. Основной задачей волонтеров является оказание комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Студенты — выпускники, обладающие опытом волонтерской деятельности в социальных проектах, имеют сформированную активную позицию: добросовестно относятся к своей работе в социальной сфере, проявляют больше инициативы и творчества, внимательно следят за изменениями, как на государственном уровне, так и в практике работы своих коллег. Участие студентов — волонтеров в социальных проектах позволяет им приобрести новые знания, опыт управления проектами, навыки работы в команде, ответственность за конечные результаты проектов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovoy/molodej-psihologiya/

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. МОДЕК МПСИ, 2005.-432 с.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. — М.: Наука, 1990.-305c.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология личности .-М.:АСТ, 2009.- 624с.

4. Лисовский Т. В. Социальные изменения в молодежной среде. 2005.

5. Мангейм К. Диагноз нашего времени. 2004.-158с.

6. Никитина Н. И., М. Ф. Глухова. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей обучающихся по специальности «социальная педагогика». – М.: Владос, 2007. — 339с.

7. Петровский А. В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1996.-496с.

8. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е издание, стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272с.

9. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.,1996.-1254с.

10. http//cftyumen.ru

11. levas@front.ru

12. https://yandex.ru/