Социальное партнерство образовательной организации: содержание и пути внедрения

Содержание скрыть

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

«Центр образования взрослых»

Социальное партнерство образовательной организации:

содержание и пути внедрения

Выпускная работа

Работа допущена к защите

«____» ____________2015 г.

Работа защищена

«____» ____________2015 г.

с оценкой «____________»

Исполнитель:, Климова Анна Сергеевна,

«Менеджмент в организации»

Председатель АК

___________________

Члены комиссии:

1.__________________

2.__________________

3.__________________

Научный руководитель:, Филатова Елена Витальевна,

к. пед. н., доцент, доцент кафедры социальной работы и менеджмента социальной сферы КемГУ

Новокузнецк, 2015

Образовательное учреждение является открыто функционирующей системой, охотно взаимодействующей с внешней средой. При этом влияние этой среды с каждым годом становится все более ощутимым.

Сегодня об образовании говорят, как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, образовательная услуга, сегмент рынка, маркетинговые исследования, социальное партнёрство, франчайзинг. Новые социально-экономические условия в нашей стране требуют и новых форм управления, координации, сотрудничества. Проблема поиска ресурсов сегодня становится для некоторых образовательных учреждений непосильной задачей, что приводит к их реорганизации и даже закрытию. Особенно остро она ощущается в дополнительном образовании, т.к. от ее решения зависит финансовое обеспечение учреждения, его жизнеспособность и конкурентоспособность на современном рынке образовательных услуг. Все попытки решить проблемы дополнительного образования в современных условиях только за счет заботы государства не являются успешными. Неотрегулированный механизм перехода на нормативно – подушевое финансирование, переход с 2006г. на региональный бюджет, увеличение % платных образовательных услуг – все ставит вопрос о поиске дополнительных ресурсов совершенствования управленческой деятельности. Таким образом, одним из перспективных направлений в сложившейся ситуации становится повышение эффективности системы управления за счет взаимодействия с социальными партнерами.

10 стр., 4916 слов

Обучение социальной работе в разных странах мира

... свою деятельность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные ...

Сегодня, рассматривая образовательное учреждение сквозь призму бизнес отношений, каждому управленцу нужно и можно более внимательно изучить такое понятие как партнерство. Именно определение своего круга социальных партнеров и путей сотрудничества с ними можно определять как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения. Для этого необходимо использовать предшествующий опыт, постоянно вести поиски новых форм сотрудничества, производить тщательный анализ и отбор наиболее полезных и эффективных связей.

Принятие управленческого решения в пользу партнёрства влечет за собой, как и всякая инновация, ряд проблем. Во-первых, это проблема определения самого механизма взаимосвязи учреждения образования с окружающей его средой. Во-вторых, нехватка квалифицированных специалистов по этому направлению ведет к расширению должностных обязанностей членов коллектива. Причиной этого является то, что работа по поиску социальных партнеров и налаживание с ними взаимовыгодных долгосрочных отношений требует огромных трудозатрат не только в каждом подразделении, огромные силы уходят на оперативное централизованное сведение соответствующей информации. Таким образом, самой существенной проблемой остается человеческий ресурс, так как педагогический коллектив при включенности в систему партнерских отношений вынужден выполнять работу по этому направлению в дополнении к основной педагогической нагрузке. Все это ставит перед управленческим коллективом новые задачи и требует детального и системного изучения.

Несмотря на наличие довольно значительного массива научных исследований и практических разработок, связанных с описанием содержания, механизмов расширения партнерских связей образовательной организации, вряд ли можно говорить о том, что имеющиеся проблемы нашли свое полное разрешение и единодушно восприняты исследователями. Кроме того, дальнейшее приращение знания в этом направлении требует осмысление его как оригинального ресурса управленческого аппарата. На сегодняшний день каждая организация, по сути, самостоятельно занимается разработкой механизмов поиска и установления партнерских отношений со сторонними организациями, самостоятельно определяет систему стимулирования персонала к поиску новых социальных партнеров. Причем в основе этой работы лежат не исследования ученых и практический опыт и коллег, а понимание этого явления управленческим аппаратом. Это приводит к повторению ошибок, отсутствию связей между самими образовательными организациями, наличию «нездоровой» борьбы за каждого социального партнера, сопротивлению членов коллектива к включению в совместные проекты.

Данная выпускная работа исследует не только механизм формирования и развития системы социального партнерства образовательной организации, но и стимулирует на формирования в ней новых социально-трудовых отношений в условиях внедрения этой организационной инновации.

20 стр., 9724 слов

Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского ...

... без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без социального партнерства в данной области. Как показывает опыт европейских стран, социальное партнерство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. ...

Объектом исследования работы выбраны системы социального партнерства образовательной организации.

Предметом исследования являются пути внедрения социального партнерства в деятельность образовательной организации.

Цель работы – теоретически обосновать и выявить пути внедрения социального партнерства в деятельность образовательных организаций.

Гипотеза: Социальное партнерство обеспечит развитие образовательной организации, если :

  • оно основывается на результатах маркетинговых исследований;

  • осуществляется работа по мотивации персонала;

  • реализуется поэтапное внедрение социального партнерства.

Для доказательства данной гипотезы необходимо рассмотреть круг задач, а именно:

  • проанализировать теоретические аспекты понятия: социальное партнерство;

  • изучить специфику, функции, задачи социального партнерства образовательной организации;

  • систематизировать подход к организации социального партнерства;

  • изучить систему документооборота в условиях социального партнерства организации;

  • определить оптимальные пути внедрения социального партнерства в систему образовательной организации;

  • выявить особенности мотивации персонала на расширение социального партнерства образовательной организации.

В ходе решения поставленных задач дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические – анализ литературы, сравнение и обобщение.

Эмпирические – анкетный опрос. Использовались статистические методы обработки данных.

Структурно выпускная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе проанализированы основные аспекты социального партнерства образовательной организации с точки зрения современных исследователей, даны основные понятия, связанные с этим; рассмотрена технология документооборота в системе социального партнерства организаций.

Во второй главе проанализированы технологии внедрения социального партнерства в различные образовательные организации, существующая в них система мотивации и стимулирования персонала к этой организационной инновации, выявлены этапы формирования эффективной модели социального партнерства

3 стр., 1128 слов

Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в младшей группе

... времени года и т. д. образовательный игровой младший Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия ...

В заключении описаны предложения по созданию модели эффективной системы социального партнерства образовательной организации, прошедшие апробацию в рамках предложенных организаций и показавшие наиболее ощутимые результаты.

Первичной информацией для исследования послужила внутренняя документация одной из школ Орджоникидзевского района и центра дополнительного образования.

Научная значимость данной работы состоит в том, что в ней обобщены теоретические позиции известных авторов по проблемам повышения эффективности социального партнерства образовательной организации.

Практическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что ее выводы и рекомендации могут быть использованы управленческим аппаратом ОУ для рассмотрения системы социального партнерства организации в качестве оригинального ресурса руководителя.

    1. Социальное партнерство образовательной организации: понятие, цель и специфика.

Что означает словосочетание «социальное партнерство»? «Социальное» – з

Задолго до появления термина «социальное партнерство», Томас Гоббс (1588-1679 гг.) в трудах «Левиафане» и «Философских элементах учения о гражданине» пропагандировал идею партнерства «во благо». Он считал необходимым оформления общественного договора между людьми для самосохранения и вечности частной собственности.

Известный философ-просветитель Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.) в период Нового Времени говорил об «общественном договоре». Именно достижение его должно было, по мнению Руссо, помочь людям вновь приобрести утраченную гармонию общественных отношений, стремление к согласию и миру.

Творчески размышлял над проблемами согласования интересов русский ученый, общественный деятель, педагог Д.И.Менделеев (1834-1907 гг.).

«Интересы общие, вечные и прочие зачастую не совпадают с личными и временными, нередко одни другим противоречат и, на мой взгляд, предпочитать надо — если помирить уже нельзя — первые, а не вторые. В этом драматизм нашего времени». Он неоднократно отмечал, что для будущего развития России очень важно сохранить общинные традиции: «…в общинном и артельном началах, свойственном нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят». Социализм и коммунизм он не принимал, полагая, что нельзя все сводить к революции, но осознавал, что исторический процесс идет не только эволюционным путем[8].

Термин «социальное партнерство» – относительно новое понятие Оно появилось в России в связи со сменой форм собственности. Первоначальный смысл его состоял в том, что представители работодателей и работников, должны решать проблемы взаимоотношений путем переговоров, нахождения компромиссов и достижения согласия на взаимовыгодной основе.

Проникновение экономических отношений во все сферы государства расширило понятийный аппарат этого термина. В научной литературе и практике социальное партнерство сегодня характеризуется неоднозначно и многоаспектно. С одной стороны, это специфический тип общественных отношений между социальными группами, слоями, общностями и другими структурами; с другой — это механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями работников и работодателей. Кроме того, социальное партнерство рассматривается как особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике, обеспечивающий на основе равноправного сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их основных интересов (и это далеко не полный анализ всех точек зрения).

3 стр., 1189 слов

Социальный отчет организации

... социального отчета и программы социальной отчетности формируются по разделам отношений с разными общественными группами (инвесторами, многочисленными клиентами, поставщиками, местными муниципальными и федеральными органами власти, представителями СМИ, общественными организациями ... центр социального партнерства, альтернативное бюджетирование. Процедурные. Палата социального бизнеса, общественный ...

Трудовой кодекс Российской Федерации впервые из всех стран дает законодательное определение этого термина: социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Образовательные организации, сегодня активно включаясь в систему рыночного устройства государства, принимая и адаптируя экономические термины и понятия под свою специфику, рассматривают социальное партнерство скорее не в контексте социально-трудовых отношений, а как своеобразный механизм общения с «внешним миром». Такая своеобразная трансформация понятия произошла вследствие ряда факторов:

  • Не все образовательные проблемы в силах решить одна образовательная организация, иногда требуются усилия всего общества, чтобы добиться результата;

  • образование всегда тяготело к совместной деятельности и существованию в системе партнерских отношений со сторонними организациями («шефские» отношения, системы: детский сад-школа, школа-вуз и т.п.)

  • партнерские отношения между школой и семьей имеют давние корни, без них невозможно гармоничное развитие ребенка как личности и создание вокруг него комфортного пространства

Сегодня социальное партнёрство становится экономически значимой сферой образования. Построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон, добровольности принятия ими обязательств и ответственности за результат деятельности, оно становится неотъемлемой частью отношений образовательной организации и социума.

Термин «социальное партнёрство», хотя и используется в нормотворчестве, в отношении педагогической (образовательной) деятельности он не имеет достаточно полного, точного определения. Он связан с такими понятиями, как «социализация», «конкурентоспособный специалист», «профессиональная мобильность», «образовательный маркетинг».[2]

8 стр., 3958 слов

Социальное партнерство в организации

... общества, его прогресс, социально-экономическое развитие. 1. Социальные партнеры в организации: работодатели и наемные работники. Социальное партнерство — особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, обеспечивающий оптимальный баланс реа-лизации ...

Согласно архивным историческим документам, Россия имела опыт социального партнерства в образовательной сфере ещё в 19 веке. При этом в современной России понятие «социальное партнерство в образовании» получило полноправное признание лишь несколько лет назад.

Социальное партнерство в образовании рассматривали В.О. Букетов, Е.К. Кашленко, А.В. Kopcунов, Н.П. Литвинова, В.А. Михеев, С.П. Перегудов, В.И. Редюхин, И.М. Реморенко, З.Н. Сафина, Б.И. Хасан, И.В. Хоменко и др. [4].

Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;

  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;

  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [4].

Социальное партнёрство в образовании – мало освоенное явление. При этом определенные его модификации существовали всегда. Самыми популярными видами социального взаимодействия в сфере образования сегодня остаются: кооперация, инвестиции, благотворительность, спонсорство, сотрудничество,. Пришедшие из социально-экономической сферы, сегодня они становятся понятны всем участникам образовательного процесса.

Кооперация – в переводе с латыни означает сотрудничество, предполагает объединение и осуществление совместной деятельности ради достижения общих задач. Включаясь в сотрудничество по обоюдному согласию стороны самостоятельно определяют возможность и меру участия в деятельности. Степень включенности определяется мерой заинтересованности и, как правило, закреплено устным соглашением. Чаще всего такое взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция – это финансовая помощь, состоящая из вкладов физических или юридических лиц. В основе инвестирования – договор или контракт, обязательная составляющая, отражающая личные интересы инвестора и обязательства образовательной организации. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений.

Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Спонсорство так же включает ресурсную поддержку, но отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность. Спонсор оказывает помощь со своей определенной целью. Благотворитель же это «делает просто так». При этом благотворительность носит чаще разовый характер, а спонсорство может стать постоянным или систематическим.

5 стр., 2466 слов

Роль властных структур в развитии социального партнерства

... в современной образовательной организации становится социальное партнёрство. глава 2 Социальное партнёрство как эффективный ресурс государственно-общественного управления образовательной организацией 2.1 сущность понятия «Социальное партнёрство» Термин «Социальное партнерство в ... профессиональными социальными группами, слоями, классами и властными структурами . В случае второго подхода, социальное ...

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления. В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально [13].

Во всех рассмотренных толкованиях общей идеей является то, что социальное партнерство — это договорный процесс. Идеально выстроенное социальное партнерство предполагает постоянный непрерывный социальный диалог между его участниками. Такой режим постоянной готовности к переговорам позволяет решать любые проблемы, возникающие в процессе совместной деятельности партнеров сразу, укрепляя их взаимодействие. Социальный диалог предполагает разработку регламента переговоров, механизмов взаимодействия, как в ходе переговоров, так и при реализации принятых решений. Если партнеры в значительной степени осведомлены о предпочтениях и интересах других переговаривающихся сторон и изначально нацелены на максимизацию общей полезности, это исключит заранее неприемлемые требования и сделает само партнерство наиболее продуктивным.

«Социальное партнерство» — это инициируемые образовательной организацией добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития обучающихся.

Несмотря на то, что для каждого субъекта партнерских отношений цели будут различны, общей остается — вовлечение как можно большего количества различных организаций в процесс социально-экономического развития общества. Причем развитие это будет проходить с минимизацией затратами за счет единого банка ресурсов партнеров.

    1. Система социального партнерства: принципы и элементы.

Исторически сложилось так, что образование выстраивало партнерские отношения, потом уходило от них и снова возвращалось. На это влияли сложные перемены в политической и общественной жизни нашей страны. Параллельно с формированием понимания особенностей таких отношений формировались и принципы социального партнерства.

В основе понимания этих принципов лежит главная цель социального партнерства – достижение социального согласия, мира и всеобщего блага.

Основываясь на этом можно выделить пять основных принципов партнерства в социальной сфере:

1) взаимное признание интересов сторон (партнера) как важных и правомерных;

9 стр., 4340 слов

Некоммерческие организации и социальная работа

... 2. по решению суда; 3. в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития ...

2) паритетность на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;

3) социальную справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;

4) поиск и нахождение компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, преследующие главную цель партнерства — достижение социального согласия;

5) взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных решений [11].

Главный результат социального партнерства — социальное согласие и мир в обществе.

Многие управленцы образовательных организации не желают рассматривать социальное партнерство именно с этой основополагающей позиции. Пытаясь организовать свою систему взаимодействия с партнерами не направленную на решение этой глобальной казалось бы цели, они сужают задачи совместной деятельности до решения конкретных проблем самой образовательной организации. Это приводит к неэффективности такого партнерства, отсутствию его социальной значимости, полезности.

Партнерские отношения, позволяющие образовательной организации выйти на новый уровень, способствуют и решению таких ее насущных задач, как социализация обучающихся. Россия – страна лидер, ей нужны активные деятели, компетентные специалисты, способные принимать решения и нести ответственность. Лишь становясь субъектом социальной жизни и образовательной деятельности, человек вырабатывает определенный способ решения жизненных противоречий, осознавая свою ответственность пред собой и людьми за последствия своего решения.

Становление и развитие социального партнерства обеспечивается посредством системы социального партнерства, представляющей собой сложное образование структурно-организационных элементов (объекта, субъектов, предмета), механизма, методов, средств, тактики, технологий взаимоотношений [8].

Схема

системы социального партнерства (СП)

Субъектами и институтами социального партнерства относительно образовательной организации могут выступать как индивиды, так и организации и учреждения, являющиеся носителями социального интереса и стремящиеся к его удовлетворению. Внутри образовательной системы социальными субъектами являются обучающиеся, преподаватели, руководители.

Таким образом, в

родители,

промышленные предприятия,

бюджетные организации,

образовательные организации,

малый и средний бизнес,

общественные организации, т.п.

Государство, как правило, принимает участие в социальном партнерстве на национальном, региональном и отраслевом уровнях, выполняя функции гаранта, контроллера, арбитра и др.

14 стр., 6881 слов

Организация как социальная система

... исходя из этого, проанализировать принципы и закономерности организации. Объектом исследования служит организация как социальная система. Предмет исследования - системный подход к анализу социальной организации. Методы исследования: Метод анализа теоретической базы Метод ...

Объектами в данном контексте выступают отношения, складывающиеся между партнерами в ходе реализации совместной деятельности.

Массивным блоком системы социального партнерства является определение его механизма. Под механизмом социального партнерства понимается совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон:

  • переговорный процесс, называемый социальным диалогом – главный элемент механизма установления взаимодействия между сторонами-партнерами.

  • технологии выявления «контактных» точек и согласования позиций партнеров (например, создание и работа специальных творческих групп по изучению и нахождению обоюдных интересов).

  • экспертная работа по анализу и оценке предлагаемых положений в общий договор партнеров.

Стратегия и тактика социального партнерства означает необходимость выработки основной долговременной его направленности.

Культура и этичность поведения партнеров – неотъемлемая составляющая любых партнерских отношений. Предполагает взаимую уважительность партнеров, их честность, доверие, ответственность. Без этой составляющей невозможна реализация истинно партнерских отношений в принципе.

Социальное партнерство следует рассматривать не только как состояние, но и как процесс динамического равновесия развивающихся интересов всех его основных субъектов. Основные направления, содержание, цели и задачи социального партнерства не могут оставаться неизменными.

Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства — социального согласия и мира в обществе[8].

Систему социального партнерства составляет целый ряд партнерских отношений. Анализ источников показал, что существует несколько подходов к их классификации. Партнерские отношения могут быть, например, классифицированы:

  • по форме: договорная, организационная;

  • по этапам: п одготовительный, организационный, функциональный;

  • по уровню: макроуровень, мезоуровень, микроуровень;

  • по видам взаимодействия: благотворительность, спонсорство, кооперация, инвестиции.

    1. Документооборот организации в условиях социального партнерства

В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые призваны фиксировать юридические рамки партнерства. Это — еще один важный элемент механизма партнерства.

Правовое оформление отношений социального партнерства осуществляется путем заключения договоров.

Этот пункт не случайно выделен отдельно. На сегодняшний день большинство образовательных организаций, успешно функционируя в системе социального партнерства, ограничиваются заключением договоров лишь с родителями или законными представителями обучающихся.

Отношения сотрудничества и взаимопомощи в принципе не могут существовать вне договорной или административной правовой основы. Но если мы говорим о стратегическом партнерстве, а не о разовом проекте, уже на этапе выявления предполагаемых партнеров и знакомства с ними целесообразно предложить последним проект соглашения с целью достижения наиболее эффективного сотрудничества.

Заключение соглашений и договоров о сотрудничестве позволяет более наглядно определить степень «полезности» партнера, исключить риски и увеличит перспективы.

К оформлению договорных обязательств закон предъявляет минимальные требования.

Договоры, заключаемые школами с гражданами, местными общественными и коммерческими организациями, учреждениями социальной сферы, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

В связи с разнообразием и широтой правоотношений, регулируемых договором о социальном партнерстве, такой договор может иметь сложное построение и включать в себя в качестве дополнений другие, более конкретные договоры, например, о безвозмездном пользовании имуществом, дарении имущества, оказании услуг, а также условия, не урегулированные действующим законодательством.

Договор о социальном партнерстве не предусмотрен ГК РФ как отдельный вид договора, соответственно, и наименование договора определяется сторонами. В практике чаще всего встречаются такие наименования, как договор о сотрудничестве, совместной деятельности, координации и т. п. При этом используются и синонимы термина “договор”: “соглашение”, “контракт”, “протокол” [10].

ГК РФ не содержит требований и к структуре договора, заключаемого в письменной форме в виде специального документа. Тем не менее сложилась определенная практика, которая поддерживается отдельными примерными и типовыми формами договоров, предлагаемыми в приложениях к некоторым подзаконным нормативноправовым актам. Согласно этой практике текст договора чаще всего выстраивается по существующей структуре.

Для соглашений о сотрудничестве характерны декларативное определение его предмета, фактически устанавливающее цели сотрудничества без указания основных обязательств сторон, перечисление в общем виде обязанностей сторон, а также указание на то, что изменения и дополнения к Соглашению являются его неотъемлемыми частями.

При составлении партнерского соглашения следует обращать внимание на такие формулировки, как: “Учреждение обязуется: …участвовать в благоустройстве,… принимать участие в работе питомника, в обработке и уборке посевных площадей…”. Из такой формулировки следует, что “принимать участие”, т. е. работать, будут обучающиеся. Но обучающиеся, как и школа, являются самостоятельными субъектами права и могут не дать своего согласия на работу, не предусмотренную программой обучения.

В связи с особым характером договора о социальном партнерстве для юридического оформления партнерства рекомендуется: разработать подробный перспективный план сотрудничества, который служил бы концептуальной базой отношений сторон; согласовать план с заинтересованными организациями, органами местного самоуправления, представителями гражданского общества; составить проект общего рамочного договора и проекты отдельных дополнительных соглашений в соответствии с принятой в юридической практике структурой договоров; включить в рамочный договор ссылки на имеющиеся и возможные в будущем дополнительные соглашения и иные документы договорного характера; подписать общий рамочный договор о социальном партнерстве, включив в него основные положения плана сотрудничества в переложении на юридический язык, т. е. выделив из запланированных мероприятий обязанности и права сторон с указанием условий, порядка и сроков их исполнения [6].

    1. Маркетинговые исследования как основа организации социального партнерства.

Для того, чтобы социальное партнерство можно было использовать как ресурс управления, руководитель должен иметь четкое представление о технологиях взаимосвязи образовательной организации с окружающей средой, о роли и месте всех участников образовательного процесса в создании новых форм социального партнерства.

Именно поэтому выполнение выпускной работы мы начали с исследования с ответов на вопросы:

  • Какой социальный партнер необходим образовательной организации?

  • Какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот?

  • Как сегодня в образовательной организации происходит установление партнерских связей? Кто занимается поиском партнеров? Какова роль руководителя в этом процессе?

Для более полной картины исследование проводилось в двух социально-активных образовательных организациях города: общего и дополнительного образования.

Для ответа на первый вопрос был проведен опрос педагогов, родителей и обучающихся, в котором было предложено определить степень значимости сотрудничества образовательных организаций с разными категориями партнеров и предложить приоритетные направления работы с ними (Приложение 1).

В результате данного исследования составляющие были ранжированы по убыванию баллов. В результате обработки и анализа собранной информации были получены следующие результаты (были отобраны наиболее приоритетные направления, менее востребованные помечены как «другие»):

Образовательные организации общего образования:

Образовательные организации дополнительного образования:

11%

Другие

10%

5%

10%

8%

Более наглядно это видно на диаграмме:

Если в основном образовании приоритетным для большинства респондентов является все же возможность подготовки к итоговой аттестации, и реализации своих возможностей и в различных проектах «вне стен» образовательной организации, то в дополнительном образовании явное большинство отдают предпочтение социальным партнерам, предоставляющим организации дополнительные материальные ресурсы.

Кроме того, сравнивая ожидания родителей, педагогов и обучающихся необходимо отметить не полное соответствие мнений. Это позволяет сделать вывод, что прежде чем начинать поиск партнеров, удовлетворяющих пожелания педагогического коллектива и руководства, необходимо изучить мнение других участников образовательного процесса. Лишь в этом случае установленные партнерские отношения будут основаны на взаимном сотрудничестве.

Следующее исследование было призвано определить имеющийся опыт и ожидания непосредственных организаторов социального партнерства образовательной организации. Педагогам основного и дополнительного образования было предложено ранжировать предложенный список на предмет уже установленных партнерских отношений и идеальных социальных партнеров.

Картинки реального сегодняшнего дня и желаемого будущего оказались примерно одинаковыми у педагогов дополнительного и общего образования:

Исследования показывают, что наиболее предпочтительными партнерами образовательной организации были и остаются родители, при этом явно видно стремление расширить круг социальных партнеров особенно со стороны бизнеса.

Так возник следующий закономерный вопрос: Какие возможности представляет партнерство образованию и наоборот? Чем образовательная организация может быть полезна разным категориям социальных партнеров?

Для ответа на этот вопрос мною была проведена работа по анализу, экспертной оценке и определению направлений совместной деятельности с разными категориями социальных партнеров.

SWOT

В качестве партнеров были выбраны: администрация, образовательные организации, учреждения культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительные структуры, служба пожарной охраны, представители малого и среднего бизнеса, банки, общественные организации. Единственным условием было – нахождение в непосредственной близости к исследуемой образовательной организации.

Приятно отметить, что с образовательными организациями готовы сотрудничать все структуры и образования, включая и бизнес, и государство, и общество. Почти половина опрошенных (около 48%) готовы не просто участвовать в реализации совместных проектов, но и включится в процесс их разработки на уровне идей. Почти все остальные готовы изучить «сильные» стороны организации и предложить свои варианты сотрудничества. Огорчительным остается факт отсутствия связей между образовательными организациями одного типа. Так, общеобразовательные школы теоретически хоть и рассматривают возможность сотрудничества друг с другом, но организатором этого сотрудничества признают скорее органы управлением образованием, а не свою организацию. Еще напряжённее складывается ситуация в организациях дополнительного образования. Конкуренция, которая существует между ними, приводит практически к отсутствию возможности осуществления эффективного социального партнерства.

Такая ситуация значительно уменьшает общую копилку ресурсов всех партнеров, в первую очередь это касается самих образовательных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что муниципальным органам управления образованием необходимо изучить возможные механизмы установления партнерства внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности, разработать варианты организации сетевых проектов, способы стимулирования образовательных организаций к сотрудничеству друг с другом.

Единственно неизменными партнерами любой образовательной организации были и остаются родители. Но чаще всего партнерство с ними становится чисто финансовым. С помощью классных руководителей было проведено анкетирование родителей школы на предмет их «полезности» непосредственно в образовательно-воспитательной деятельности школы. Оказалось, что из 200 опрошенных 114 готовы помогать школе не только финансово. При этом лишь 62 из них участвуют в организации воспитательной работы в школе, а пожелания остальных даже не было известно педагогам. Это наглядно доказывает необходимость углубления уже существующих партнерских отношений.

Примером в миниатюре может служить система работы с партнерами актива одной из школ Орджоникидзевского района (Приложение 2).

Данная система хоть и примитивна, но вполне наглядно отражает возможности расширения и углубления партнерских отношений. Визуализация картины связей уже на уровне устных обращений и договоренностей позволяет систематизировать работу с потенциальными партнерами, что способствует их вовлечению в совместную деятельность.

Как же сегодня в образовательной организации происходит установление партнерских связей? Кто занимается поиском партнеров? Какова роль руководителя в этом процессе? Когда очередь дошла до данного вопроса, в исследуемой общеобразовательной школе была разработана программа маркетингового исследования (Приложение 3), по результатам которой было решено разработать программу развития «Общественно-активная школа» (выдержки представлены в Приложении 4).

Исследования, проведенные в дополнительном образовании показали, что при тесной взаимосвязи организации с общеобразовательными школами, партнерские отношения с другими структурами, организациями, бизнесом на протяжении уже многих лет остаются на прежнем уровне. Причиной этого участники образовательного процесса считают отсутствие перспектив в этом направлении на сегодняшний день.

При этом на начало исследования документально оформленными являлись лишь 45% (общее образование) и 53% (дополнительное образование) партнерских отношений. На окончание исследования картинка изменилась на 76% и 58% соответственно.

Наглядное оформление социальных связей организации, определение потенциальных партнеров и установление с ними диалога на предмет поиска взаимовыгодных условий для дальнейшего партнерства способствуют формированию представления о технологиях взаимосвязи с данным партнером, определяют задачи и роль каждого в установлении этих отношений.

Почему же одни образовательные организации активно идут на партнерские проекты, а другие лишь мечтают об этом?

2.2. Мотивация персонала – необходимое условие внедрения социального партнерства.

Выявление путей возникновения социальных контактов показало, что большая часть из них образуются случайно, по инициативе наиболее активных участников образовательного процесса. При этом инициатором были педагоги, родители, руководство, сами сторонние организации.

Разовые отношения в большинстве случаев уже воспринимаются как партнерские, нет системы их углубления и расширения.

На этом этапе нас заинтересовал вопрос: Каким же образом в образовательной организации происходит мотивация персонала к поиску социальных партнеров, к совершенствованию работы с ними?

Оказалось, что чаще всего руководство мотивирует персонал материальным поощрением, считая, что это единственно необходимый и возможный инструмент, побуждающий к действию. Проверить его эффективность мы решили через анонимные исследования, данные которых (Приложение 5) показали истинность этого рассуждения.

Но мотивация деньгами – это очень хрупкий и непостоянный инструмент. Каждому руководителю необходимо помнить, что любая внешняя мотивация будь то заработная плата, компенсационный пакет, премия, стимулирующие выплаты – постоянно стремится к тому, чтобы превратиться в гигиенические факторы, т. е в норму, в привычные условия труда. Эти факторы действуют как мотивирующие только в момент перехода от худшего к лучшему. Но по прошествии времени работник начинает воспринимать их как само собой разумеющееся. Персонал очень быстро привыкает к финансовому стимулированию и это перестает быть для него ценностью. Заблуждение – думать, что повышение зарплаты является мотивацией труда. Если человеку понизить зарплату, это будет демотивацией, т. е. вполне вероятно, что он будет работать хуже. Но если ему повысить зарплату, никакой вероятности, что он будет работать лучше – нет. Внешняя мотивация персонала является просто компенсацией усилий работника, но ни в коем случае не мотивирует его на рост производительности.

Существующая ситуация: работодатель хочет – мотивирует – работник делает. Идеальная ситуация – когда работник сам хочет — сам делает, и тогда его не надо мотивировать. Это называется само-мотивация или внутренняя мотивация. Управленческие затраты при этом сводятся к минимуму.

Задачей управленческой команды образовательной организации сегодня становится разработка системы создания такой ситуации, когда мотивация персонала к установлению партнерских отношений идет изнутри.

Но как сподвигнуть персонал на появление внутренних мотивов?

Мотив возникает, когда есть цель, объект, к которому субъект стремится. Исторически сложилось так, что русский работник не имеет четких целей, и желаний. Ему трудно определиться, чего он хочет достичь. Задача управленческой команды, в первую очередь, помочь каждому работнику определить свои долгосрочные цели, Определить проблемы, которые мешают ему в достижении этих целей, показать уже существующие пути решения. Знакомство с опытом организаций успешно функционирующих в системе социального партнерства выглядит более актуальным на фоне проведенного нами опроса педагогов, которое показывает, что более 78% опрошенных вообще не понимают, что может дать им партнерство с другими организациями.

Через определение конкретных проблем, мешающих спокойно работать и достойно зарабатывать, через знакомство с положительными примерами коллег, через включенность персонала к участию в партнерских проектах, инициированных другими организациями, у большинства работников появляется внутренний мотив, стимулирующий его к поиску новых социальных контактов и к расширению и углублению уже имеющихся.

Если работник почувствует облегчение своего труда за счет привлечения партнеров, он несомненно сам найдет способы взаимодействия с ними на более постоянной и взаимовыгодной основе, а это позволит перевести контакты в настоящие партнерские отношения.

Задача управленца на этом этапе: общая координация отдельных проектов, выявление и поддержка инициативных групп педагогов, включенность в процесс сотрудничества наравне с персоналом.

Для того, чтобы это стало возможным, руководителю организации необходимо создать условия для формирования партнерского сознания, коллективного духа, корпоративного сознания у всего персонала организации. Без этих основ, без осознания персоналом понимания того, что общие цели превалируют над личными, невозможно в полной мере включится в систему эффективного социального партнерства.

В этот период положительные результаты принесут тренинговые формы работы с коллективом, семинары по обмену опытом, мастер-классы и практикумы для инициативных групп.

На этом этапе становится актуальным возвращение к моральной мотивации.

Для доказательства этой теории в общеобразовательной организации было проведено несколько тренингов для персонала. Результатом стало появление нескольких инициативных групп, которые посетив ряд существующих в городе партнерских интерактивных площадок: So с iallab , «Форум идей», семинары по соц.проектированию и др., разработали несколько нужных и важных для своей группы социальных проектов. Задачей администрации стало объединение этих проектов в общую программу, выявление перспективных целей и разработка программы развития организации «Общественно-активная школа» (выдержки представлены в Приложении 4).

При этом было отмечено, что стремление персонала к моральной мотивации значительно возросло. Публичная похвала и признание встали почти наравне с материальным стимулированием. Среди мотивирующих факторов появились: возможность участия в интересующих работника проектах сторонних организаций, возможность получения новых знаний и опыта их применения, так же стимулом стало стремление руководства оптимизировать расписание так, чтобы работник мог уделять часть своего времени на самообразование и совместную работу внутри инициативной группы.

Но мы не остановились на достигнутом и продолжили работу по анализу существующей системы мотивации в дополнительном образовании. Тренинги на сплочение коллектива, работа инициативных групп, моральная мотивация – все это не дало такого же результата, как в ранее исследуемой организации. Почему?

Мы внимательно изучили состав персонала (Приложение 6).

Огромная разница в возрастном составе – единственная разница, которую мы смогли определить. Наличие опытных и квалифицированных стажистов хотя и придает организации стабильности, но все же делает ее более приземленной и консервативной. При этом нет ничего плохого в сохранении устоев, традиций и уважении опыта. Речь в данном случае должна скорее идти тогда о стимулировании молодых работников к инновациям, к социальному партнерству. Для того, чтобы этот процесс стал успешным, необходимо провести более детальные исследования относительно потребностей, ожиданий, внутренних движущих стимулов сотрудников. В противном случае существует риск формирования у них самим руководством уже через некоторое время лишь материальной мотивации.

Чтобы избежать развития таких негативных моментов, должное внимание следует уделять созданию в коллективе благоприятного психологического климата. Каждый сотрудник должен почувствовать сопричастность к тому, чем занимается организация. Как утверждают эксперты, занимающиеся вопросами мотивации персонала, спектр человеческих устремлений и желаний такой огромный, что измерять его только деньгами не стоит. Задача руководителя при приеме на работу «ценного кадра» выяснить внутреннюю его мотивацию. Тогда выплата высокой зарплаты станет не мотивом, а признанием заслуг сотрудника.

Рекомендации, данные в книге Натальи Самоукиной «Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах», помогут управленческой команде справится с этой нелегкой задачей.

Если мотивация персонала организации будет осуществляться с опорой на результаты исследований внутренних мотивов каждого сотрудника, если управленческая команда будет вести учет личностного роста и вовремя и по заслугам морально поощрять каждого, материальное вознаграждение перестанет быть единственным и решающим компонентом.

2.3. Управление механизмом реализации социального партнерства образовательной организации.

При внедрении системы социального партнерства перед управленческой командой образовательной организации наравне с задачей стимулирования персонала встает еще одна: управление механизмом этого партнерства.

Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Исследования показали, что лишь 17% заявленных организациями социальных связей фунцкионируют по законам партнерства и в их основе лежит социальный диалог.

Социальный диалог – это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятие согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений. Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры. Коллективные переговоры проводятся с целью составления коллективных договоров и соглашений.

На сегодняшний день в образовательных организациях коллективные переговоры проходят скорее номинально, большинство решений принимаются по принципу соглашательства и невмешательства.

Это в том числе не способствует расширению партнерских отношений в сторону биснесструктур. Механизм социального партнерства будет работать только тогда, когда все рычаги, его запускающие, придут в движение. Задача управленческой команды запустить этот пусковой механизм сначала на существующих контактах. Это позволит расширить их возможности, превратить эти контакты в полноценные партнерские отношения.

Кроме того, мы изучили историю возникновения и развития отдельных партнерских контактов организации. Оказалось, что большая часть из них просто не предполагает постоянное выявление меняющихся интересов и ресурсов сторон, а значит и механизм социального партнерства не работает в полной мере. Отсюда и недоверие, негативное отношение к этой инновации со стороны персонала организации.

Детальное изучение механизмов эффективных и «просто зафиксированных» партнерских отношений позволило нам ответить на вопрос: Как же сделать так, чтобы социальные контакты переросли в партнерские отношения?

Для того, чтобы запустить эффективную модель социального партнерства необходимо определить этапы и обозначить приоритетные направления действий на каждом из них.

Наши исследования позволили нам сделать вывод, что в построении партнерских отношений можно выделить три этапа.

Первый этап – знакомство:

  • определение общих целей, общих ценностей и ресурсной базы сторон;

  • изучение возможностей (ресурсов) друг друга. определение взаимной полезности участников. Мы уже показывали выше, как педагоги забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временнЫе, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность.

  • демонстрацию эксклюзивной полезности образовательной организации для потенциальных партнеров.

На первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия:

мониторинг запросов и ресурсов потенциальных партнеров и собственный «ценностный аудит».

Как правило, у каждой образовательной организации есть некое представление о своих приоритетах, о своей миссии, публичное обнародование которых позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Такой подход позволит обеим сторонам избежать многих конфликтов в дальнейшем. Правильная и понятная миссия образовательной организации – залог успешного партнерства.

Таким образом, основным итогом первого этапа становится желание образовательной организации и потенциальных партнеров к осуществлению совместной деятельности.

Второй этап – совместная деятельность:

  • разработка партнерских проектов с указанием конкретного вклада каждого партнера, разделение ответственности и т.п

  • формирование доверия партнеров.

Доверие формируется при соблюдении партнерами этических норм и договоренностей, включает партнерскую поддержку (своевременное обеспечение информацией, консультирование, совместные компромиссные решения затруднений), возможно лишь при продуктивности отношений (регулярное информирование о реализации проекта).

Исследования «потерянных» партнеров показывают, что наибольшее количество отношении стали несостоявшимися именно на этом этапе.

Причиной становится чаще всего недостаточное информирование партнера образовательной организации о ходе совместного проекта. В большей мере это относится к проектам, реализуемым совместно со сторонними организациями. Вовлечение потенциальных партнеров в совместный проект на всех этапах его реализации позволяет укрепить возникшие отношения, повысить уровень доверия партнеров друг к другу и приведет к долгосрочным партнерским связям. Необходимо отметить и немаловажное условие: информирование партнеров необходимо производить на понятном и доступном языке, без включения специальной терминологии и профессиональных выражений.

Основным итогом второго этапа должно стать умение партнеров образовательной организации участвовать в совместной деятельности, т.е., их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению.

Третий этап – собственно партнерство:

  • основано на принципе добровольности (участники сами должны стремиться к необходимости формализовать свою деятельность)

  • имеет долговременный характер (позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения)

  • предполагает взаимнаую ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).

Лишь по прохождении этих всех этапов, в ходе которых происходят постоянные переговоры по выявлению и согласованию позиций социального партнерства может «родиться» настоящий договор о сотрудничестве, взаимовыгодный и приемлемый обеими сторонами. Такие партнерские отношения и могут стать основой системы социального партнерства образовательной организации, ими легко управлять и они являются наиболее эффективными и долгосрочными.

Как представить уникальность организации, как правильно общаться с потенциальными партнерами, чтобы заслужить их доверие и вовлечь в совместные проекты, очень много можно узнать, изучая основы фандрайзинга.

Выстраивая партнерские отношения необходимо пройти каждый этап, который протяжен во времени именно для того, чтобы стать настоящими партнерами. Важно учитывать последовательность действий на каждом этапе, так как это способствует укреплению позиций и переходу отношений на более совершенны уровень. Только тогда возникшие связи станут по-настоящему партнерскими и принесут организации дополнительные ресурсы, не вызывая при этом негатива со стороны персонала организации и участников педагогического процесса.

Данная работа ставила своей целью теоретически обосновать и выявить механизмы внедрения социального партнерства в деятельность образовательных организаций.

В ходе решения поставленной цели были решены поставленные перед исследователями задачи.

Анализ литературы и других источников позволил раскрыть теоретический аспект понятия «социальное партнерство» применительно к образовательной организации, позволил изучить его специфику, функции, задачи.

  • Обобщение изученной информации позволило систематизировать подход к организации социального партнерства.

  • Особое внимание было уделено изучению системы документооборота в условиях социального партнерства организации.

  • Маркетинговые исследования предоставили базовый материал для выявления особенностей мотивации персонала на расширение социального партнерства образовательной организации.

Исследования, проводимые в ходе выполнения работы, были направлены на определение оптимальных путей внедрения социального партнерства в систему образовательной организации и доказательство гипотезы:

Социальное партнерство обеспечит развитие образовательной организации, если:

  • оно основывается на результатах маркетинговых исследований;

  • осуществляется работа по мотивации персонала;

  • реализуется поэтапное внедрение социального партнерства.

Исследования и сравнительный анализ полученных данных позволили сделать следующие выводы;

  1. Размытость понимания социального партнерства, приводит к тому, что большинство социальных контактов просто не «дорастают» до партнерских отношений. Для того, чтобы в образовательной организации разработать и внедрить систему социального партнерства, необходимо:

  • Провести мониторинг ожиданий участников образовательного процесса от установления партнерских отношений.

  • Иметь представление о потенциальных партнерах образовательной организации в виде наглядного списка, таблицы, схемы и т.п., так как именно визуализация способствует формированию понимания необходимости появления одних и укрепления других партнерских отношений.

  • Провести «ценностный анализ» организации, определить ее сильные и привлекательные стороны.

  • Найти эксклюзивность в своей образовательной организации и возможности демонстрации ее потенциальным партнерам.

  • Провести анализ мотивов и «выгод» сторон, ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры и зачем мы им.

  • Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.

  • Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.

  • Организовать совместную деятельность с потенциальным партнером для установления доверительных отношений.

  • Выявить в совместной деятельности потребности в новых организационных формах, координирующих органах, информационных путях и других изменениях, необходимых для эффективного партнерства.

  • Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.

  1. Муниципальным органам управления образованием необходимо изучить возможные механизмы установления партнерства внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности, разработать варианты организации сетевых проектов, способы стимулирования образовательных организаций к сотрудничеству друг с другом. Это позволит смежным организациям перейти из позиции конкурентов в разряд партнеров, даст шаг к созданию своеобразного образовательного кластера, способного удовлетворить в совокупности все запросы заказчиков и потребителей.

  2. Для построения эффективной модели социального партнерства необходимо работа команды единомышленников, так как управление организацией социального партнерства процесс многофакторный, специально спроектированный, развивающийся по определенным законам и технологиям. Организация управленческой команды – это непосредственная задача руководителя образовательной организации.

  3. Современным элементом в управлении образовательной организацией в системе социального партнерства является использование СВОТ- нализа и индивидуального макретинга.

  4. Внедрение системы социального партнерства в организацию невозможно без разработки системы мотивации персонала к этому. Мотивация персонала должна опираться на результаты маркетинговых исследований и сопровождаться формированием у сотрудников корпоративной компетенции.

  5. Так как сегодня образовательные организации активно включаются в систему бизнес отношений, управленческой команде целесообразно изучить такие явления, как франчайзинг, франчайзинг, брендинг, PR-менеджмент и т.п.

Полученные в ходе работы результаты могут быть использованы в реальной практике управления образования, но с учетом уже имеющихся своих технологий организации социального партнерства.

Таким образом, правильно организованное социальное партнерство обеспечит образовательной организации конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поможет смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшит качество управленческой деятельности.

Результаты нашего исследования позволяют нам констатировать факт, что взаимодействие образовательной организации и её социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии удовлетворения интересов каждого участника этого партнерства на всех этапах образовательного процесса.

Задача образовательной организации состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства, создать педагогические условия их обеспечения, реализуя интегративный потенциал.

Шкала потребностей социальных партнеров, шкала образовательных услуг организации, шкала жизненных ценностей личности учащегося должны иметь общую зону − «зону сопряжения интересов».

Социальное партнерство не существует само по себе. Это сложный процесс, требующий постоянного управления и совершенствования, постоянного поиска и роста. Это целенаправленная работа команды, опирающейся на факты, но стремящейся к новым горизонтам.

  1. Глушанок, Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования [Текст] /Т.М. Глушанок //Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6 – С. 80-833.

  2. Михелькевич, В.Н., Нестеренко, В.М., Кравцов, П.Г. Инновационные педагогические технологии [Текст] : учебное пособие / Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г.– Самара: СГТУ, 2004 — 89 с.

  3. Планирование, организация и управление образовательным процессом [Текст]/ А. М. Коротеев, Т. А. Беляев, И. И. Иванов. – М. : Просвещение, 2013. – 286 с.

  4. Сохабеев, В.М., Корчагин, Е.А. Социальное партнерство как условие качественной подготовки специалистов для наукоемких производств //Социальное партнерство как условие повышения качества подготовки специалистов среднего звена. Материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / Сохабеев В.М., Корчагин Е.А. – Казань-Чайковский: ЧПГК, 2005. 105-110 с.

  5. Технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования [Текст]: учебно-методическое пособие; под ред. к. э. н., доц. Иванова С. А. – СПб.: РНЦ ГМУ, 2003. – 153 с.

Электронные ресурсы:

  1. Вавилов, А.И. Как правильно составить договор о социальном партнерстве [Электронный ресурс]: Ресурсы образован. – М. :Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2015. – Режим доступа:

  1. Камкина, С.В. Организация социального партнерства учреждениями дополнительного образования [Электронный ресурс]: администрирование школы. – М. :Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2015. – Режим доступа:

  1. Михеев, В.А. Основы социального партнерства: теория и политика [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  1. Мотивация персонала. 24 работающих способа [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  1. Образец договора социального партнерства [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  1. Реферат на тему Характеристика зарубежных моделей социального партнерства [Электронный ресурс] – М., 2009. – Режим доступа:

  1. Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах [Электронный ресурс] – Режим доступа:

  1. Старцева, А.Г. Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество [Электронный ресурс] – Режим доступа:

Анкета

Оценки уровня имеющихся и желаемых партнерских

отношений организации

(для педагогов)

Как вы оцениваете по 10-бальной шкале уровень партнерских отношений вашей образовательной организации с представителями и структурами?

Родители

Государственные и муниципальные службы

Другие образовательные организации (желательно указать какие)

Другие сторонние бюджетные организации (желательно указать какие)

Бизнес

Другое (указать что)

Оценки уровня имеющихся и желаемых партнерских 1

Программа

маркетингового исследования

партнерских отношений ОУ с организациями района и города.

  1. Анализ

В ОУ нет централизованной информации о наличии всех партнерских отношений, так как часть из них существуют на уровне устных договоренностей и соглашений.

  1. Определение проблемы исследования:

Проблема определения механизма взаимосвязи ОУ с окружающей его средой встает сегодня перед каждым руководителем и педагогическим коллективом. Разрозненные партнерские отношения, отсутствие системности мешают общему восприятию целостной картины социального партнерства организации. Не все отношения документально оформлены, отчетность порой чисто условная.

2.2 Адресат программы: администрация ОУ.

2.3. Срок действия: краткосрочная, рассчитана на 2014-2015 учебный год.

2.4. Объект исследования – взаимодействие ОУ с учреждениями, предприятиями и другими организациями района и города.

2.5. Предмет исследования – способы организации взаимовыгодного социального партнерства с ОУ.

3. Цели исследования

3.1 Анализ учреждений, предприятий и других организаций района и города с позиции партнерских отношений.

3.2 Выработка стратегии эффективного социального партнерства ОУ

4. Задачи исследования:

4.1. Провести анализ учреждений, предприятий и других организаций района и города с позиции партнерских отношений.

4.2. Выявить основные сегменты рынка по характеру возможных партнерских отношений.

4.3. Определить формы и методы их взаимовыгодного сотрудничества с ОУ.

5. Гипотеза:

Выработка стратегии эффективного социального партнерства ОУ с другими организациями города и района позволит наиболее оптимально использовать ресурсы, положительно скажется на имидже партнеров.

6. План исследования:, Проблема исследования

Проблема заключается в том, что на данный момент нет полного анализа учреждений, предприятий и других организаций района и города на предмет социального партнерства.

Целевая группа

Решить вышеуказанную проблему поможет анализ целевой группы. Целевая группа данного маркетингового исследования будет выбрана с учётом:

  • географической сегментации рынка, т.е. в целевую группу будут входить организации Орджоникидзевского района. Такой выбор обусловлен тем фактом, что ОУ располагается именно в этом районе.

  • уже имеющегося характера партнерских отношений с организациями, расположенными вне Орджоникидзевского района.

3. Характер исследования:

ознакомительный (сбор предварительных данных, относительно организаций района)

экспериментальный (выявление возможных форм взаимодействия).

6.4. План-график:

Бланки анкет.

Список социальных партнеров с указанием характера партнерских отношений (Где? Когда? Как?).

3.

Выявление закономерностей в характере, уровне партнерских отношений.

Декабрь

Простое и множественное сравнение данных. Графический или табличный анализ.

Табличный или графический анализ, позволяющий визуально определить уровень имеющихся партнерских отношений и их характер.

3.

Определение критериев для сегментирования по характеру возможного партнерства

Декабрь

Эксперимент

Телефонный опрос потенциальных партнеров

4.

Разработка стратегии развития системы социального партнерства ОУ

Январь

Выдержки из Программы развития

«Общественно-активная школа»

Наименование

проекта

Общественно-активная образовательная среда

«Школа – путь к успеху»

Руководитель проекта

Скрипцова Нина Петровна,

Научный руководитель

Кондратенко Лариса Николаевна

Основные разработчики проекта

Скрипцова Нина Петровна,, Скрипцова Елена Вячеславовна, Зеленкова Нелла Сергеевна, Климова Анна Сергеевна,, Ремезова Екатерина Дмитриевна

Обоснование необходимости проекта

Современная жизнь с её социально-экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы параметрам модели личности .

Чтобы воспитать такую личность, школа вынуждена искать новые формы работы, применяя инновационные технологии. Согласно результатам анкетирования, учащиеся МАОУ «СОШ № 99» имеют достаточно высокий уровень социальной активности, в то же время, наблюдается недостаточность социальных практик, многие (72% готовы делать социально-полезные поступки (согласно проективной методике «Волшебная палочка»), но не знают, как и где. Очевидна необходимость повышения уровня воспитательной деятельности, её перехода на новый уровень. Реализация проекта «Общественно-активная образовательная среда «Школа – путь к успеху!» позволит общеобразовательной школе стать общественно-активной, не просто предоставляя образовательные услуги ученикам, но и развивая гражданское сообщество, привлекая участников образовательных отношений к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.

Цель проекта

Создание

Задачи проекта

  • Создать общественно-активную образовательную среду «Школа – путь к успеху»

  • Разработать пакет нормативно-правовой базы по теме проекта.

  • Разработать модель общественно-активной образовательной среды

  • Разработать программы внеурочной деятельности и подпроекты по направлениям проекта.

  • Реализовать методические рекомендации, пособия, брошюры для создания общественно-активной образовательной среды.

Сроки реализации проекта

2013г. – 2016г.

Этапы реализации проекта

Организационный:

  1. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.

  2. Определение и формулирование цели и задач проекта.

  3. Разработка проекта «Школа – путь к успеху!».

  4. Отбор и создание нормативно-правовой базы для реализации проекта.

  5. Определение уровня профессионализма педагогов по созданию условий, обеспечивающих ориентацию школьников на идеалы гражданского общества, на демократизацию образовательного процесса, включению школьников в социальную жизнь, на превращение школы в просветительский и культурный центр местного сообщества.

  6. Повышение уровня профессиональной квалификации педагогического коллектива в области создания общественно-активной образовательной среды.

  7. Создание творческих групп педагогов по наиболее актуальным направлениям, обеспечивающих становление школы как общественно-активной.

  8. Разработка программ внеурочной деятельности и подпроектов по основным направлениям реализации проекта.

  9. Освещение в СМИ хода разработки и реализации проекта.

Основной: сентябрь2014- август 2015 г.

  1. Разработка модели выпускника общественно-активной школы с учетом современных требований.

  2. Реализация проекта «Школа- путь к успеху!».

  3. Создание организационно-педагогических условий для развития школы как общественно-активной и успешности решения всех задач, стоящих перед школой в условиях реализации ФГОС.

  4. Реализация программ и подпроектов по основным направлениям.

  5. Принятие управленческих решений по коррекции проекта.

  6. Освещение реализации проекта в средствах массовой информации: на школьном сайте, в школьной газете «99 % успеха», в публикациях, в создании видеороликов школьной видеостудией «99 кадр» и др.

Заключительный:

  1. Корректировка программ и подпроектов по основным направлениям.

  2. Разработка и издание методических пособий по результатам реализации проекта и подпроектов.

  3. Освещение реализации проекта в средствах массовой информации; на школьном сайте, в школьной газете «99 % успеха», в публикациях, в создании видеороликов школьной студией «99 кадр» и др.

  4. Диссеминация ценного педагогического опыта создания общественно-активной образовательной среды.

База реализации проекта и исполнители проекта

МАОУ «СОШ № 99»

Администрация и педагогический коллектив школы, учащиеся 1-11 классов, родительская общественность

Ожидаемые результаты

  • Наличие и функционирование в школе общественно-активной образовательной среды «Школа – путь к успеху», с одействовующей успешной социализации молодежи в обществе.

  • Повышение общественной активности всех участников образовательных отношений педагогов, учащихся, родителей.

  • Формирование у членов сообщества культуры позитивной социальной инициативы и гражданского участия.

  • Организация деятельности школы как центра развития гражданского общества на местном уровне.

Целевая аудитория

Участники образовательных отношений МАОУ «СОШ № 99», социум

Социальные партнеры

  • Администрация Орджоникидзевского района

  • Муниципальное бюджетное учреждение городской молодежный центр «Социум»

  • Центр дополнительного образования «Вектор»

  • Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзевского района «Забота»

  • БФ «Центр социальной поддержки «Русал»

  • ГИБДД г. Новокузнецка

  • Отдел полиции «Орджоникидзевский»

  • Муниципальное бюджетное учреждение «Защита населения» г. Новокузнецка

  • Городской совет ветеранов войны и труда г. Новокузнецка

  • Совет ветеранов Орджоникидзевского района

  • Управление внутренних дел г. Новокузнецка

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа № 40»

  • Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение « Детская больница №28» г. Новокузнецка

  • фонд помощи детям-инвалидам «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ» г. Новокузнецка

Составляющими элементами программы являются ряд подпроектов, обеспечивающих формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для достижения успехов в образовательной, творческой и социально-значимой деятельности.

Подпроекты программы развития

«Общественно-активная образовательная среда

«Школа – путь к успеху»

Название проекта

Краткое описание проекта

«Музыка сердца»

Цель проекта

Аудитория : проект направлен на всех участников образовательных отношений: педагогов, учащихся родителей, и социум.

Сроки реализации, Краткое описание