Психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкий круг людей, включенных тем или иным образом в современные преобразования общества.
Крутой перелом при переходе к рыночной экономике, требующий от человека большей индивидуальной инициативы, принятия на себя ответственности за собственные действия, более глубокой рациональности в оценке реальных ресурсов для достижения поставленной цели — все это встречает немалое сопротивление в сложившихся культурных «моделях» прошлого. Для развивающегося сообщества характерно стремление к поиску позитивных нововведений, освоение нового, преодоление хаоса. Отсутствие или недостаток в обществе позитивных, или приравненных к ним инноваций, может нарушить поступательное развитие общества и стать фактором риска. Современные социальные процессы протекают крайне быстро и характеризуются тем, что в них самым непосредственным образом участвуют широкие слои населения. Следует отметить, что стабилизация общественной жизни может происходить за счет именно баланса традиций и нововведений, причем преобладание традиций не служит показателем нормального состояния общества, т.к., традиции не будут сохраняться без обновления.
В данной работе на основании различных литературных источников мы должны раскрыть сущность психологических аспектов нововведений.
Актуальность данной темы объясняется, прежде всего, потребностью организаций в нововведениях, в условиях конкуренции.
Предметом исследования служит организация инновационного процесса на предприятии.
Цель данной курсовой – определение психологических проблем организации нововведений и пути их преодоления.
Задачи:
- определить, что представляет собой организация управления инвестиционной деятельностью;
- ознакомление с
психологическим барьером, который возможен по отношению к нововведениям; - анализ психологических проблем внедрения
инновационного процесса на предприятиях.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Успешность внедрения инноваций в производственный процесс во многом зависит от понимания роли и значения инновационной деятельности. Усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании организационных структур управления. При этом особое значение приобретает оценка взаимозависимости изменения данных структур и конкретного типа инновационной стратегии, избираемого организацией. Результаты оценки необходимы для решения задач эффективного управления инновационной деятельностью на всех этапах жизненного цикла нововведений в рамках принятой стратегии.
Педагогические инновации и их реализация
... педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества. 2. Типология педагогических инноваций. Существует более 20 критериев для классификации нововведений: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и ...
Анализ динамических процессов, происходящих во внутренней и внешней средах организации при условии достаточно стабильной ситуации в экономике в целом, позволяет выявить взаимосвязь между организационными и продуктово-технологическими изменениями с учетом целей, интенсивности и масштабов последних 1 .
Результаты анализа позволяют судить о влиянии характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений. Первые являются своеобразным источником необходимости и возможности последних, определяющим фактором их возникновения.
Кроме этого организационно-
Интенсивность и масштабы нововведений |
Организационные нововведения |
Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок |
Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации |
Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок |
Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная |
Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок |
Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта |
Новая продукция Освоенная технология Новый рынок |
Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей |
Новая продукция Новая технология Освоенный рынок |
Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта |
Новая продукция Новая технология Новый рынок |
Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме |
Важным моментом в решении организационных вопросов инновационного менеджмента в организации является выбор конкретного типа организационной структуры управления. Универсальной организационной формы для всех видов инноваций нет. Но в зависимости от сущности и характера определенного новшества можно выбрать наиболее эффективные организационные формы. Выбор будет зависеть от:
- готовности организации к изменениям;
- основных тенденций долгосрочной технологической политики;
- наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
- степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;
- состояния внутренних и внешних коммуникаций;
- климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
Практика показывает, что организационные формы, а также приемы и методы управления инновационной деятельностью передовых
Таким образом, выбор и создание новых организационных форм инновационного менеджмента в организации представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной
Основным признаком, определяющим особенности организации
В зависимости от того, какие структуры составляют организационную базу инновационного менеджмента, выделяются:
- организации со специализированными структурами, обособленно управляющими инновационной деятельностью;
- организации, не имеющие специализированных структур (функции инновационного менеджмента распределяются между традиционно существующими функциональными и производственными подразделениями);
- организации со структурами смешанного типа, где существует специализированная служба, взаимодействующая с другими подразделениями и имеющая возможность реально воздействовать на них в сфере своей компетенции.
Важной характеристикой
Современная практика инновационного менеджмента имеет примеры
- организационное обособление служб перспективного развития, т.е. внедрение «инновационных» структур
- использование «рыночно-стратегических» структур и их разновидностей
- развитие форм горизонтальной координации, т.е. проектного управления.
Как известно, одним из основных этапов инновационного процесса является массовое производственное освоение конкретных нововведений.
Оно обеспечивается несколькими способами:
- во-первых, в рамках ранее сложившейся структуры при условии формирования соответствующих специализированных служб, возглавляющих этот процесс
- во-вторых, во вновь создаваемых структурах, ориентированных именно на него.
От выбора того или иного варианта зависит конкретная форма организации управления инновационной деятельностью, избираемая товаропроизводителем.
В мировой практике инновационного менеджмента все известные
- специальные подразделения по разработке новых продуктов (впервые стали образовываться в 50-е годы)
- группа внутриорганизационных венчурных подразделений (разновидность этой формы – центры по развитию новых сфер бизнеса)
- подразделения, объединяющие границы хозяйственной деятельности и позволяющие достигнуть высокого уровня рационального сочетания рутинного и инновационного процессов в рамках конкретного производства с учетом его специфики.
1.2 Методы внедрения инноваций в организации
Одно из существенных ограничений, которое должен учитывать современный руководитель, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами: медленные эволюционные изменения; динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения.