Конституция РФ, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7), предоставляет гражданам право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Реализуя эти конституционные права, каждый может распорядиться своими способностями и имуществом разными способами, к числу которых, в частности, относятся наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, а также самостоятельная экономическая деятельность, осуществляемая индивидуально или совместно с другими лицами на основе свободного выбора ее сферы, например путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства.
Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда (абз. 7 ст. 2 ТК РФ).
В силу данных обстоятельств работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что в условиях рыночной экономики, предполагающей возможность возникновения в конкретные периоды такого социально-экономического явления, как безработица, указанная обязанность включает в себя и установление гарантий социальной защиты и поддержки работников, в том числе при наступлении безработицы. Тем самым федеральный законодатель обязан дополнять правовой статус работника (лица, работающего по трудовому договору) гарантиями его социальной защиты, в том числе на случай безработицы. Однако государство далеко не всегда справляется со своей обязанностью, что, несомненно, затрагивает права огромного количества граждан страны.
«Единство прав и обязанностей»
... традицией, нежели реальным статусом человека. Принцип единства прав и обязанностей личности признается всеми государствами, причем его ... обязанностям личности. Таким как: плата налогов и сборов, Субъективные права и юридические обязанности находятся между собой в неразрывной связи. Возникновение субъективного права у одного лица неизбежно порождает появление юридической обязанности у другого лица и ...
Цель настоящей работы — исследование возможных вариантов социальной поддержки безработных граждан в России, в частности — пособия по безработице. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач:
- определить порядок и условия признания граждан безработными;
- исследовать понятие и существующие виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в РФ;
- изучить законодательство в области социальной поддержки безработных граждан в РФ;
- рассмотреть порядок определения размера пособия по безработице;
- исследовать условия и определить сроки выплаты пособия по безработице;
- изучить основания прекращение и приостановки выплаты пособия по безработице.
Объектом выпускной работы являются общественные отношения в сфере реализации социальной поддержки безработных граждан в России. В качестве предмета выступают нормы права, характеризующие социальную поддержку безработных граждан в стране.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы (способы) научного исследования: диалектический, исторический, сравнительно-правовой анализ, системно-структурный и др.
Теоретическую основу составили работы отечественных ученых: В.В. Архипова, К.Н. Гусова, О.С. Корольковой, А.Я. Петрова, Л.Н. Симановича, Е.Б. Хохлова и других.
Нормативной базой выпускной квалификационной работы стали Конституция РФ, Гражданский и Трудовой РФ, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Постановление Правительства «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», Приказы Минтруда и др.
Эмпирическую основу работы составляют определение Конституционного Суда Российской Федерации, а также определения апелляционных инстанций судов общей юрисдикции РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. Общая характеристика социальной поддержки безработных граждан в РФ
1.1. Порядок и условия признания граждан безработными
В законе содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка. Всего можно выделить шесть таких признаков:
1) трудоспособность, то есть способность по возрасту, состоянию здоровья, уровню образования и квалификации (при необходимости) выполнять ту или иную работу в соответствии с тем или иным объемом обязанностей;
2) отсутствие работы — в данном случае понятие работы следует трактовать с учетом положений, определяющих категории граждан, признаваемых занятыми;
3) отсутствие заработка — неполучение гражданином заработной платы и (или) иных видов заработка ввиду отсутствия у него работы;
4) регистрация гражданина (постановка на учет) в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы;
Социальная работа с безработными гражданами
... %. Значение таких изменений недооценивать нельзя. Объектом изучения курсовой работы является социальная работа с безработными гражданами. I. Теоретический аспект проблемы занятости населения Одной из основных проблем современного этапа развития российского общества, особенно в условиях ...
5) осуществление самостоятельного поиска работы — самостоятельные действия граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, по поиску для себя рабочего места в целях осуществления ими трудовой деятельности;
6) готовность приступить к работе — гражданин по физическому, психическому и социальному состоянию готов приступить к работе в любое время, когда она ему будет предложена.
Для целей признания гражданина безработным не учитываются в качестве среднего заработка выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие — компенсация работнику в случае расторжения трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством. Средний заработок — сохраняемая за работником средняя месячная заработная плата, рассчитываемая в соответствии со ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения.
Выходное пособие выплачивается, а средний месячный заработок сохраняется за гражданами, которые были уволены по инициативе работодателя по следующим основаниям:
- ликвидация либо прекращение деятельности работодателя;
- сокращение численности или штата работников организации.
Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения — физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет.
В свою очередь, в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
1) паспорт или документ, его заменяющий;
2) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
3) документы об образовании, ученых степенях и ученых званиях;
4) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
- В то же время суды указывают, что отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы само по себе не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Так, 1 декабря 2014 г. Л. обратился в Центр занятости населения с целью регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице, в чем ему было отказано ввиду непредставления справки о среднем заработке за последние три месяца. В заявлении о постановке на учет указано о невозможности предоставления данной справки по причине нахождения последнего места работы истца в стадии ликвидации. Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 24.02.2015 в удовлетворении исковых требований Н. было отказано, однако судом апелляционной инстанции решение было отменено, а требования истца удовлетворены.
Суд, в частности, указал, что справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице. Из этого следует, что отсутствие у истца справки о среднем заработке, которую он не может получить от бывшего работодателя, то есть объективно лишен возможности ее предоставления, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного и получению минимального размера пособия. Вместе с тем в Правилах регистрации безработных граждан не предусмотрены основания отказа в постановке гражданина на учет в качестве безработного из-за отсутствия у них сведений о среднем заработке, поскольку такие сведения необходимы для определения размера пособия по безработице.
Контрольная работа: Основы прикладной социологии: цель и общественная значимость
... будь то продвижение товаров или политиков. Цель и общественная значимость прикладной социологии Прикладная социология - это наука, которая: проводит ... виде опросчиков, бланков и других форм полевых документов; указания относительно методов и средств преобразования ... социальной теории и методологии, важнейшей предпосылкой методической работы социолога является овладение методами проведения конкретных ...
5) для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
1) паспорт;
2) документ об образовании;
3) для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Безработный гражданин и гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, — это две разные категории, но при этом гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, может быть безработным. Безработный — это обязательно гражданин, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы.
В этой связи устанавливается порядок признания гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным. Признание его таковым возможно на основании решения органа государственной службы занятости.
Решение органа государственной службы занятости принимается по месту жительства гражданина. Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо признания их безработными, а также независимо от места их жительства.
Указанное решение органом государственной службы занятости должно быть принято не позднее одиннадцати дней со дня предъявления гражданином органам государственной службы занятости предусмотренных законом документов.
Граждане, обратившиеся в органы государственной службы занятости и предъявившие необходимые документы, признаются безработными не сразу, а по истечении десятидневного срока, отведенного на поиск органами службы занятости для них подходящей работы. В случае если по объективным причинам органы государственной службы занятости не могут найти таким гражданам подходящую работу в течение десяти дней со дня их регистрации в указанных целях, указанные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.
Десятидневный срок рассчитывается в календарных днях. В случае если истечение десятидневного срока со дня предъявления гражданином необходимых документов приходится на выходной или праздничный день, следует принять решение о признании зарегистрированного гражданина безработным ранее одиннадцатого дня со дня предъявления им необходимых документов, поскольку дополнительной ссылки на возможность переноса сроков принятия такого решения не содержится, а рассмотрение вопроса о признании зарегистрированного гражданина безработным позднее одиннадцати дней со дня предъявления им необходимых документов является нарушением закона.
Контрольная работа «государственная гражданская служба»
... рассматривается следующими авторами: В.Д. Граждан, Целью контрольной работы является исследование организационных и конституционных принципов гражданской службы. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: ... на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т.д.» Таким образом, принципы государственной службы – это не только принципы соответствующего правового ...
Таким образом, в целом порядок признания гражданина безработным схематично можно представить следующим образом:
1) регистрация в целях поиска подходящей работы;
2) предъявление необходимых документов;
3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину (в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы);
4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок (решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости необходимых документов).
В отношении инвалидов устанавливаются дополнительные требования относительно предъявления документов для решения вопроса о признании их безработными. Указанные граждане обязаны предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида.
Согласно ст. 1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Этот документ выдается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Стоит обратить внимание, что требование об обязательном предъявлении индивидуальной программы реабилитации инвалида распространяется только на порядок признания инвалидов безработными, но не на порядок их регистрации в целях поиска подходящей работы. Таким образом, при регистрации инвалида в целях поиска подходящей работы он предъявляет тот же пакет документов, что и иные граждане.
Граждане, которые не могут быть признаны безработными:
Граждане, не достигшие 16-летнего возраста.
Согласно ст. 63 ТК РФ именно шестнадцать лет — общий возраст установления трудоспособности, поэтому лица, не достигшие этого возраста, то есть нетрудоспособные с точки зрения трудового законодательства, не могут быть признаны безработными.
При этом следует обратить внимание на то, что ТК РФ устанавливает и так называемый «пониженный возраст», когда гражданину разрешается заключать трудовой договор в более раннем возрасте. Так, например, с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы, а в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Организация социальной работы с безработными гражданами в КГБУ ...
... особенностей социальной деятельности с не имеющими работу гражданами. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. С помощью специалистов и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, ...
Пенсионеры по старости, т.е. граждане, которым назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно).
Указанные граждане не относятся к категории безработных в связи с тем, что они признаются нетрудоспособными согласно пенсионному законодательству и обладают правом на получение пенсии, то есть получают компенсацию за утраченную трудоспособность.
Граждане, в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы, отказавшиеся от двух разных предложенных им вариантов подходящей работы.
При этом в законе не раскрываются критерии для признания предложенных вариантов отличными друг от друга при установлении запрета на повторное предложение гражданину одной и той же работы.
Такие варианты работы должны быть предложены гражданам, которые зарегистрированы в органах государственной службы занятости в целях поиска подходящей работы, в течение десяти календарных дней со дня их регистрации в качестве таковых.
Подобная норма действует и в отношении лиц, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации. Указанные граждане не могут быть признаны безработными, если они дважды отказались от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности не может быть предложено гражданину дважды.
Граждане, не явившиеся без уважительных причин в органы государственной службы занятости для предложения им подходящей работы.
Срок для установления такой неявки составляет десять календарных дней, исчисляемых со дня регистрации граждан в целях поиска подходящей работы. Истечение указанного срока означает, что такие граждане злоупотребляют предоставленным им правом на содействие органов занятости в поиске подходящей работы либо не заинтересованы в ее получении, не готовы к ней приступить.
На практике органы службы занятости в случае, если поступит информация о подходящей для гражданина работе, направляют ему уведомление в письменном виде либо посредством телефонной связи и назначают посещение в любой день из предусмотренных десяти календарных дней. Если гражданин не явился по вызову, то он теряет право на признание его безработным.
Что касается уважительных причин, то ими являются причины объективного характера, которые не позволяют гражданам в течение десяти календарных дней или в установленный срок явиться в органы государственной службы занятости за предложением подходящей работы или для регистрации их в качестве безработных. Так, в частности, согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.01.2013 № 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан» к числу документов, подтверждающих такие уважительные причины, относятся:
Этические аспекты работы социальных служб
... организации (службы), остальные работники попадают в сложную ситуацию, и в этом случае сталкиваются между собой дружеские чувства и профессиональная ответственность. Эти и другие этические проблемы социальной работы требуют выработки ...
- листок нетрудоспособности;
- документы, подтверждающие период прохождения медицинского освидетельствования при призыве на военную службу;
- документы, подтверждающие период участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного или арбитражного заседателя;
- документы, подтверждающие вызов в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суд или налоговый орган в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика или понятого;
- документы, подтверждающие факты пожара, аварий систем водоснабжения, отопления и чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств (пожар, наводнение, ураган, землетрясение), препятствующие явке гражданина в государственное учреждение службы занятости населения;
- иные причины.
В указанных случаях в органы службы занятости гражданин должен явиться сразу же, как только появится такая возможность, например, на следующий день после закрытия листка временной нетрудоспособности.
Граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Согласно ст. 50 УК РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. При этом осужденному выплачивается заработная плата. Таким образом, указанные лица являются занятыми, поскольку отбывают наказание либо по месту работы, либо по специально определенному месту работы и при этом получают заработную плату, следовательно, не могут быть признаны безработными.
Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. В данном случае граждане, осужденные к наказанию в виде лишения свободы, не могут быть признаны безработными вследствие особого статуса, предполагающего ограничение их прав и свобод со стороны государства по причине серьезного нарушения ими действующего в Российской Федерации правопорядка.
Граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
В данном случае речь идет только о тех сведениях и данных, которые содержатся в документах, перечисленных в Постановлении Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы». Перечень этих документов является исчерпывающим.
Граждане, являющиеся занятыми.
Сам факт занятости граждан не соответствует определению понятия «безработные», — такие граждане с точки зрения федерального законодательства не нуждаются в предоставлении им государственных гарантий по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Социальные гарантии при потере работы и безработице
... области занятости; 2. рассмотреть социальные гарантии при потере работы и безработице. 1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНОГО И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и ...
Граждане, которым было отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы государственной службы занятости по истечении одного месяца со дня такого отказа для решения вопроса о признании их безработными. Указанный месяц исчисляется со дня отказа в признании гражданина безработным, то есть начинает течь со дня, следующего за днем принятия органом государственной службы занятости решения об отказе.
При этом отказ в признании зарегистрированного гражданина безработным не является основанием для снятия его с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы, поскольку не влечет за собой прекращения предоставления ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
1.2. Понятие и виды гарантий социальной поддержки безработных граждан в РФ
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Согласно Положению об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997, под общественными работами понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.
Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по предложению и при участии территориальных органов по вопросам занятости населения. Общественные работы могут быть организованы для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ по следующим направлениям: строительство и ремонт дорог, прокладка водопроводных и других коммуникаций, проведение работ в сельском хозяйстве, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, озеленение и благоустройство территорий, уход за престарелыми и больными, перепись населения и др.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу. Участие граждан на общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии в общественных работах может быть расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Оплата труда производится в соответствии с законодательством РФ.
Общественная работа считается подходящей для следующих категорий граждан: впервые ищущих работу, не имеющих профессии; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работающих; уволенных за нарушение дисциплины; ранее занимающихся предпринимательской деятельностью; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва.
Государственные пособия гражданам имеющим детей
... дипломной работы является изучение правового регулирования материального обеспечения граждан имеющих детей. В соответствии с указанной целью ставятся 1.Рассмотреть историю, понятие и виды материального обеспечения граждан, имеющих детей; 2.Проанализировать правовые Рассмотреть институт единовременных пособий, ... Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года и в ...
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.
Важной гарантией социальной поддержки безработных граждан является положение о том, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства засчитываются в страховой стаж. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, не прерывает трудового стажа.
По предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа уволенных в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников (мужчин, не достигших 60 лет, и женщин, не достигших 55 лет, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно) с их согласия может назначаться пенсия до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Названные условия досрочного выхода на пенсию установлены ст. 32 Закона о занятости населения.
Трудовое законодательство гарантирует правовую защиту от необоснованного увольнения, а также предоставляет гарантии и компенсации работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением штата работников. Так, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор (ст. 394 ТК РФ).
В соответствии со ст. 178 ТК РФ работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Статья 180 ТК РФ закрепляет норму, в соответствии с которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников работодатель обязан предупредить работников под расписку персонально не менее чем за два месяца до увольнения. С письменного согласия работника работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца, но в этом случае обязан выплатить дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка.
Безработным гражданам, утратившим право на пособие в связи с истечением периода его выплаты, органами службы занятости и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления может оказываться материальная помощь.
1.3. Законодательство в области социальной поддержки безработных граждан в РФ
Отношения, связанные с занятостью и безработицей, регулируются системой источников права, к которым относится Конституция РФ и Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», Федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы и иные акты субъектов РФ.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Закон устанавливает определения занятости и занятым гражданам, подходящей и неподходящей работе, определяет основные права граждан и гарантии государства в области занятости. Закон определяет порядок регулирования и занятости граждан, в том числе область участия работодателя в обеспечении занятости населения.
Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, осуществляет защиту прав и интересов работников и работодателей. При этом защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовой кодекс регулирует установку среднего заработка работника, в том числе для определения размера пособия по безработице, регулирует назначение выходного пособия в размере среднего месячного заработка при ликвидации организации или сокращении штата, устанавливает продолжительность трудовой недели и др.
При этом Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» утверждено Положение, устанавливающее особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости от 31.10.2013 № 935-6-1 устанавливается определение оплачиваемой работы.
В Гражданском кодексе содержатся нормы, согласно которым пособие по безработице, недополученное в связи со смертью безработного гражданина, наследуется проживающими совместно с умершим членами его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Условия назначения и выплаты пособия по безработице довольно подробно урегулированы в смежных подзаконных актах:
- Приказ Минтруда России от 29.06.2012 № 10н «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»;
— — Постановление Минтруда России от 12.08.2003 № 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости».
Правительство РФ устанавливает минимальный размер пособия по безработице, который при исчислении умножается на повышающий районный коэффициент. Возможность установления ежемесячной доплаты к пособию по безработице подробно раскрывается в Законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в Федеральном законе от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» устанавливает размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Порядок обращения взыскания в порядке исполнительного производства на получаемое гражданином пособие по безработице установлен в гл. 11 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В связи с геополитическими обстановками в мире, регулирование области социальной поддержки безработных граждан в России неизменно расширяет свою географию. Так, Федеральный закон от 01.12.2014 № 399-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе России новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определяет особенности правового регулирования отношений, связанных с выплатой пособия по безработице отдельным категориям граждан, признанных в установленном порядке безработными, в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе страны новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Выводы: Для признания гражданина безработным необходимо одновременно соблюсти шесть признаков: Гражданин должен быть трудоспособен, у него должна отсутствовать работа и заработок, он осуществляет попытки самостоятельно найти работу, должен быть зарегистрирован в органах службы занятости населения и готов приступить к работе.
Законодательно установлен срок для признания гражданина безработным – он составляет десять календарных дней. Данный срок начинает идти с момента соответствующего обращения гражданина и предъявления им полного комплекта необходимых документов.
Гражданин, признанный безработным, получает доступ к государственным гарантиям социальной поддержки, среди которых и пособие по безработице, и стипендия в период профессиональной подготовки и другие.
Все эти положения и гарантии закреплены в обширном законодательстве, регулирующем отношения в сфере безработицы, в частности, в Конституции РФ, Трудовом кодексе и Законе о занятости населения в России.
2. Порядок назначения и выплаты пособий по безработице
2.1. Порядок определения размера пособия по безработице
В настоящее время устанавливается порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице в зависимости от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Для определения (исчисления) размера пособия по безработице граждан, отвечающих установленным критериям, за основу берется их средний заработок за последние три месяца по последнему месту работы. К таким критериям относятся:
- признание безработными в установленном порядке;
- наличие работы в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель на условия полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей недели);
- увольнение по любым основаниям, за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ.
Стоит отметить, что речь идет об оплачиваемой работе, при этом не важно, получал ли гражданин фактически заработную плату, имеет значение только факт установления оплаты за работу (оклад, сдельная оплата).
Если работнику не была выплачена заработная плата в установленный РФ срок, это не будет являться основанием для отказа в признании его безработным и выплате пособия по безработице.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости от 31 октября 2013 г. № 935-6-1 под оплачиваемой работой понимается выполнение работником своих трудовых обязанностей с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка и получение за выполненную работу заработной платы.
Так же определяется следующее условие: данный порядок применяется, если указанные граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
При расчете указанных 26 недель оплачиваемой работы исключаются периоды временной нетрудоспособности гражданина.
Так, судом было признано законным решение органа службы занятости о начислении размера пособия по безработице в минимальном размере, так как гражданин работал только 12 недель, а остальное время приходится на период временной нетрудоспособности, не учитываемой при исчислении продолжительного времени оплачиваемой работы.
При расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается годовой период, предшествующий моменту признания лица безработным. Так, решение суда первой инстанции было отменено, так как суд неверно исчислил период работы, с даты потери работы (увольнения) истца, в то время как необходимо принимать во внимание дату постановки на учет (признания лица) в качестве безработного
Продолжительность полной рабочей недели установлена в ст. 91 ТК РФ: нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а порядок исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В настоящее время такой порядок установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13 августа 2009 г. № 588н.
Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены): при 40-часовой рабочей неделе — 8 часов; при продолжительности рабочей недели менее 40 часов — количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней.
Таким образом, расчет периода занятости гражданина на условиях полного или неполного рабочего дня осуществляется с учетом вышеуказанного порядка. Несоблюдение требования о продолжительности времени работы будет являться основанием для исчисления пособия по безработице в минимальном размере.
Значение имеет и основание расторжения трудового договора. Увольнение должно быть произведено по невиновным основаниям, при этом учитывается только формулировка, указанная в трудовой книжке.
В правоприменительной практике возникают споры, относятся ли к самозанятым гражданам индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.п. На практике таким гражданам пособие назначается в минимальном размере. Снижение гарантий социальной защиты для самозанятых граждан по сравнению с лицами, работающими по ТК РФ, на первый взгляд кажется необоснованным, нарушающим принципы равенства всех перед законом и недопущения дискриминации.
Однако Конституционный Суд РФ неоднократно давал разъяснения по данному вопросу, сводящиеся к тому, что право на труд, гарантированное ст. 37 Конституции РФ, может реализовываться гражданином по-разному, исходя из его желаний, потребностей, возможностей и способностей:
- Гражданин имеет право трудоустроиться по трудовому договору и вступить в трудовые правоотношения с любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
- Гражданин может реализовать свое право на труд путем самозанятости (предпринимательская, адвокатская, нотариальная деятельность).
В последнем случае граждане сами определяют направления, виды и конкретные формы осуществления своей деятельности, организуют работу по выполнению взятых на себя обязательств и несут ответственность за их надлежащее исполнение. Указанные лица сами регламентируют продолжительность своего рабочего времени и степень нагрузки, они действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности и несут риск неполучения дохода. При этом труд граждан, вступивших в трудовые отношения с работодателем, организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда. В силу данного обстоятельства работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов.
Таким образом, законодатель исходит из того, что самозанятые граждане осуществляют трудовую деятельность на свой страх и риск, во многом их занятость (как начало, так и прекращение) зависит от их воли.
Однако не всегда прекращение деятельности самозанятым гражданином обусловлено только его личной волей; прекращение деятельности, а значит и занятости, может наступить в результате объективных социально-экономических процессов, развития техники и технологий, естественного изменения рынка труда, проведения государством внутренней и внешней политики в определенном направлении. В этом плане самозанятый гражданин так же незащищен, как и любой другой работник, при том, что он выплачивает государству установленные законодательством налоги и сборы, как и любой другой гражданин.
Довод о том, что самозанятые граждане сами должны нести риск принятого ими решения, хотя формально и верен, однако, не соответствует положениям ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 2 ст. 6, ст. ст. 7, 17, 18, 19, 37 Конституции РФ. Снижение уровня социальных гарантий для самозанятого населения не стимулирует таких граждан к максимально прозрачной открытости перед государством, участию в формировании государственного бюджета. Кроме того, снижается мотивационная составляющая для других граждан, т.к. принятие решения об осуществлении ими предпринимательской или иной деятельности будет сдерживаться пониженным уровнем социальных гарантий; тем самым будут создаваться препятствия для развития экономики и гражданского общества.
Размер пособия по безработице устанавливается в следующем порядке:
- производится расчет среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы;
- применяется установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия.
Таким образом, размер пособия определяется в процентном отношении к среднему заработку. Средний заработок рассчитывается в соответствии с порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым относятся:
- заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время или за выполненную работу по сдельным расценкам;
- денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;
- надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
- выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.;
- премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет и др.
Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца, предшествующих месяцу увольнения. При этом из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:
- за работником сохранялся средний заработок в случаях, указанных в законе;
- работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
- работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника и др.
В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.
Для расчета среднего заработка гражданин согласно правилам регистрации безработных граждан, представляет справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. При этом само по себе непредставление данной справки не является основанием для отказа в постановке на учет в качестве безработного и начисления пособия по безработице, т.к. такое пособие может быть начислено в минимальном размере.
Законодатель устанавливает дифференцированный подход к определению размера пособия по безработице: если гражданам пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку, то всем иным лицам в размере минимальной величины пособия по безработице.
К таким лицам отнесены граждане:
- впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
- стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
- уволенные за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- уволенные по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшие в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель;
- граждане, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.
Таким образом, критерии дифференциации различны и зависят:
- от наличия заработка;
- от причины потери работы;
- от длительности периода работы или отсутствия работы.
Минимальный размер пособия по безработице устанавливается ежегодно Правительством РФ исходя из финансовых возможностей государственного бюджета, социально-экономической обстановки, с учетом необходимости максимальной социальной поддержки безработных граждан.
Законодательством РФ установлено правило о применении районных коэффициентов при назначении пособия по безработице в минимальном размере. Районный коэффициент — показатель увеличения ставок оплаты труда в районах со сложными природно-климатическими условиями.
Таким образом, установленный Правительством РФ минимальный размер пособия по безработице умножается на повышающий районный коэффициент. Более того, законодательством РФ предусматривается возможность установления ежемесячной доплаты к пособию по безработице для лиц, указанных в следующих законодательных актах:
- Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
— — Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
На получаемое гражданином пособие по безработице может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства. Порядок обращения взыскания на пособие по безработице установлен в гл. 11 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Так, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на пособие по безработице должника-гражданина в следующих случаях:
- исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
- взыскание суммы, не превышающей 10000 руб.;
- отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
1