Актуальность исследования обоснована тем, что в России в настоящее время продолжают происходить серьезные социально-экономические изменения, влияющие на формирование личности.
Личность — это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Во все времена существовали семьи, находящиеся в социально опасном положении. Причин тому множество: периодическое изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специалистов.
Изучением данной проблемы занимались следующие отечественные учёные: А.С. Макаренко [17], М.И. Буянов [4], Алексеева Л.С. [3], М.А. Галагузова [9], А.В. Мудрик [18] и многие другие.
Актуальность нашего исследования «Социально-педагогическая деятельность с семьёй, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения» объясняется тем, что несмотря
3
на общеизвестность многих рекомендаций по работе с такими семьями, эта проблема продолжает существовать и по сей день.
Объект исследования — семья, находящаяся в социально опасном положении.
Предмет исследования — социально-педагогическая деятельность с семьёй, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения.
Арт-терапия и её возможности в работе с подростками, находящимися ...
... из актуальности темы исследования, нами были обозначены цель, объект и предмет исследования. Целью исследования является изучение в теоретическом плане психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении, и возможностей арт-терапии в работе с ними. Объект исследования: психологические ...
Цель исследования — изучить теоретический аспект и методические основы социально-педагогической деятельности с семьей, находящейся в социально опасном положении, в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
. Представить сущностную характеристику семьи.
. Выявить особенности семьи, находящейся в социально опасном положении, её проблемы и трудности.
. Охарактеризовать особенности воспитания и социализации детей из семей, находящихся в социально опасном положении.
. Проанализировать организацию деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения с семьёй, находящейся в социально опасном положении.
. Проанализировать опыт работы социального педагога МОУ ООШ с.Золотая Степь с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Методы исследования
Дипломная работа (состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (работы) и приложения.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1 Сущностная характеристика семьи
Проблемам современной семьи посвящено множество исследований в различных областях науки, в том числе и в социальной педагогике они занимают ведущее место. Данные проблемы изучаются на теоретическом уровне, идёт поиск их решений в практической деятельности. Важным направлением в данной работе является социально-педагогическое сопровождение семьи в аспекте воспитания толерантных отношений между её членами.
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. [5, с.92]
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова [23] являются:
-репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
-экономическая (производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
-воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
Эффективность мер социального воздействия на семью, находящуюся ...
... ними, - имеет статус семьи, находящейся в социально опасном положении. Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные ... семьи, изменяются отношения родителей к детям и детей к родителям, ослабевает воспитательная функция. Чаще всего семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в ...
-коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
5
Основные функции современной семьи можно дополнить следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения [31].
Некоторые авторы [23].
выделяют специфические и неспецифические функции семьи.
-Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
-Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
Г. Навайтис в качестве наиболее важной особенности функций семьи выделяет комплексность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе, который в случае сохранения семьи не может быть раздроблен или распределен между другими людьми. [23].
Существует комплексная типология семьи. Она предусматривает выделение категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи, семьи, находящиеся в социально опасном положении. [ 2, с. 36]
6
Благополучные семьи, Семьи группы риска, Неблагополучные семьи
Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению, но, согласно закону, они должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.
7
Одной из важнейших проблем социально-педагогической деятельности выступает проблема повышения воспитательного потенциала семьи, условия её положительного влияния на школьников, преодоления в ней негативных явлений.
Можно определить 3 уровня воспитательного потенциала семьи [36]:
Высокий уровень
Средний (критический) уровень воспитательного потенциала. В семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда, и в случае сложных жизненных ситуаций получит поддержку и одобрение. В случае критической ситуации семья старается разрешить свои проблемы самостоятельно.
Взаимодействие родителей с агрессивными детьми
... данной проблемы на практике, определило актуальность настоящего исследования: «Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми». В соответствии с темой работы была определена проблема исследования: каковы пути обучения родителей и коррекции агрессивного поведения младших ...
Низкий уровень
Семья, находящаяся в социально опасном положении, относится к третьему уровню воспитательного потенциала и имеет свои проблемы и трудности, которые мы рассмотрим в пункте 1.2 данной дипломной работы.
8
2 Семья, находящаяся в социально опасном положении, ее проблемы и трудности
К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей — все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию.
Семья, находящаяся в социально опасном положении —
Государственной Думой 21 мая 1999 года принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
семья, находящаяся в социально опасном положении
9
В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска
Основными особенностями семьи, находящейся в социально опасном положении, являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоционально-конфликтные отношения между супругами, возможное наличие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жизни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчивость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.
Асоциальная семья, в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков.
10
Можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении, отрицательно характеризующих семью [11, с.16]:
1.Группы социально-экономического и психолого-педагогического риска — это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными доходами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной характеристикой данной категории семей является потребительское отношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику материального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.) Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие. Отчетливо вырисовывается педагогическая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.
Социальный патронаж семей «группы риска»
... социального патронажа семьи: Первое направление основывается на характере тех действий, которые осуществляют социальные службы в отношении семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально ...
2.Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными характеристиками — это семьи с родителями-алкоголиками, наркоманами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с аморальным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции преступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест, имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболеваниями. Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод или смерть одного или обоих родителей.
3.Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семейных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с целью «эффективного воспитания».
11
Одним из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с детьми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его полноценному развитию.
4.Семьи, находящиеся в социально опасном положении, с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, лицемерие и другие отрицательные человеческие черты. Зачастую усталость и депрессия родителей является результатом их психологической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами.
5.Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, — не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи.
Асоциальные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отношение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою ненужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из родителей к себе или сводному брату (сестре).
Особенности работы учителя с родителями в 1-2 классах
... которое родители дают своим детям» (5, 5). Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя ... указывает следующие педагогические обязанности родителей: 1. Охранять детей от плохих жизненных примеров. 2. Обучение и воспитание детей. 3. Помощь родителей школе» (2, 287). Тему семейного ...
Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную
12
помеху для своей свободной и счастливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страдания ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отказа от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации. [7] Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в таких семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи. Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ведет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи
Изучив и проанализировав собранную нами информацию о семьях, находящихся в социально опасном положении, мы пришли к выводу, что можно выделить общие для всех семей «СОП» особенности, это:
-отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;
-уклонение от исполнения родительских обязанностей, перекладывание их на школу;
-конфликтность всех членов семьи, их агрессивное отношение к окружающим;
-отсутствие надзора за несовершеннолетними;
-жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами, и т.д.
Таким образом, получается, что в семьях, находящихся в социально опасном положении, нарушены процессы воспитания и социализации,. Следовательно, социальная адаптация детей не происходит и наблюдается другое явление — дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка. Детям из таких семей не обойтись без помощи специалистов. Одним из таких специалистов является социальный педагог.
13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С СЕМЬЕЙ, НАХОДЯЩЕЙСЯ В СОЦИАЛЬНО-ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
2.1 Организация социально-педагогической деятельности с семьёй, находящейся в социальном положении
Цель социально-педагогической деятельности с семьёй, находящейся в социально опасном положении:
осуществление коррекционной и реабилитационной работы с семьей, возврат в социум и повышение социального статуса семьи.
Задачи:
·помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семь;
·организовать просветительскую работу среди родителей;
По социальной педагогике : «Социально педагогическое сопровождение ...
... сопровождения является организация взаимосвязанной деятельности специалистов на основе интеграции воспитательного потенциала учебно - воспитательных учреждений и социальной среды. Под социально - Работа социального педагога ... Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, ...
·научить ставить ближние и дальние цели;
·содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства;
·оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям;
·провести педагогически целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье ;
·защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении. [37]
Организация деятельности
.сбор и анализ информации о семье;
14
.постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);
.планирование работы с семьей;
.практическая работа по оказанию помощи семье. [21]
сбор и анализ информации
.Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.).
.Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.).
Она позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.
.Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия. Это в основном документация, предоставляемая местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, ОВД и т.д. Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются социальный паспорт семьи, составляется программа социально-педагогической, социально-психологической и медицинской реабилитации. В дальнейшем в паспорт вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.
15
Основными методами сбора информации являются: беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН и ЗП, ПДН и т.д.); наблюдение; официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.); анализ документации; анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.
Формы организации работы социального педагога с трудными подростками ...
... направляя воспитательную работу училища, в частности, социального педагога и ... в летний период. Задачи: 1. Изучение и анализ причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений. 2. Изучение нравственно-психологических особенностей правонарушителей. 3. Обобщение опыта работы в ... к различным социально-экономическим и нравственно ... в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьи ...
Для подтверждения достоверности информации необходимо обратиться к другим, «неофициальным» источникам. Предварительно следует определить круг вопросов, требующих прояснения, и оформить их в виде плана беседы. Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе — желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.
В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами КДН и ЗП, специалистами по работе с семьей, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем. Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на
16
контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты.
Постановка социального диагноза
Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов. Специфика деятельности социального педагога на данном этапе заключается:
-в проведении аналитической работы, направленной на установление причинно-следственных связей между социальными явлениями и проблемами конкретной семьи;
-в осуществлении дополнительной диагностики.
Аналитическая деятельность основывается на знании о полиэтиологическом (многопричинном) характере социальных проблем. Под проблемой мы понимаем социальное явление, которое деструктивным образом влияет на процесс функционирования семейной системы. Показателями могут быть как объективные характеристики, так и субъективное восприятие членов семьи социальным педагогом. Определение причин возникновения проблемы позволяет, во-первых, выстраивать работу с учетом особенностей каждой конкретной семьи, во-вторых, сузить сферу деятельности, что, несомненно, не может не отразиться на эффективности использования имеющихся ресурсов и работы в целом.
Планирование работы с семьей.
Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и направлена на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и
17
Организация работы органов социальной защиты населения
... местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды. Органы, осуществляющие обеспечение граждан пособиями по безработице и подведомственные им организации социальной защиты населения ...
методы работы, определяются сроки проведения конкретных мероприятий. Отличительной чертой семьи, находящейся в социально опасном положении, является то, что первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:
·составление перечня реальных проблем и их причин;
·определение цели воздействия (ожидаемого результата);
·определение участников воздействия («узких» специалистов);
·определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;
·определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;
·составление плана работы с семьей.
Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. Например, социальный педагог выявил проблему безработицы. Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Социальный педагог содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.
18
Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении
Успешность данной работы во многом зависит от умения социального педагога правильно организовать совместную деятельность различных специалистов. Как правило, семьи, ведущие асоциальный образ жизни, имеют проблемы с трудоустройством из-за отсутствия образования или невостребованности профессии, низкий материальный достаток, неудовлетворительные жилищные условия, нарушения или несоблюдения гигиенических норм, проблемы с физическим или психологическим здоровьем взрослых и (или) детей, вредные привычки (алкоголизм, наркомания и т.д.), низкую педагогическую компетенцию, отсутствие желания выполнять свои родительские обязанности и т.д.
Для решения этих проблем привлекаются различные специалисты. Например, специалисты центра занятости могут помочь в подборе работы, соответствующей квалификации клиента, или в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки. Достаточно часто члены семей, находящихся в социально опасном положении, не торопятся трудоустраиваться, поэтому социальный педагог подключает участкового инспектора для беседы с неработающим, общественность, родственников и т.д. для оказания позитивного влияния на их сознание.
Кроме этого, социальному педагогу вместе с представителями других ведомств (КДН и ЗП, ОВД, органы опеки) необходимо провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости. Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий привлекаются сотрудники управление социальной защиты населения, отдела пенсионного обеспечения.
19
Для решения жилищных проблем семьи необходимо привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья. Кроме того, если существует или может возникнуть угроза утраты жилья ребенком (родители пьют, продают жилье), социальный педагог должен своевременно направить ходатайство в органы опеки и попечительства о закреплении жилья за несовершеннолетним позволит избежать проблему его «бездомности» в дальнейшем.
При наличии семей с нарушениями здоровья социальный педагог вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры. Так же, в зависимости от проблем семьи, социальный педагог может привлекать таких специалистов как психолог, администрация школ, детских садов, специалисты санэпидемстанции, органов опеки и попечительства и т.д.
Деятельность социального педагога при работе с семьей обладает некоторой спецификой и представляет три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную (обучение, воспитание), психологическую (поддержка, коррекция), посредническую (организация, координация, информирование).
[16, с.177] Помощь в обучении направлена на формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения
20
задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально — педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально — психологическую поддержку и коррекцию.
-Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
-Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.
21
Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи. [16, с.176 — 184]
Рассмотрим основные методы и формы работы социального педагога с семьёй. [16, с.188 — 191]
Методы:
-индивидуальные (беседы, консультирование, посещение семьи);
-групповые (групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создание групп взаимопомощи);
-коллективные (различные виды собраний, родительские конференции, встречи с представителями медицинских, социальных, юридических служб, организация досуговых мероприятий и т.д.);
-наглядно-информационные (выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, создание видеоматериалов, выставки книг по вопросам семейного воспитания).
Формы:
-Социальный патронаж представляет собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.
-Консультационные беседы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
22
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини — тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) — тренинги.
Социально — психологический тренинг
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе, развить активность и уверенность.
Социально — педагогический мониторинг
Важную роль в осуществлении социально — педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор достоверной информации и анализировать полученные результаты.
Таким образом, социально — педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных, социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии. [16, с.191]
23
2.2 Опыт социально-педагогической работы МБОУ «СОШ № 2 им. СИ. Подгайнова г Калининска Саратовской области» с семьёй, находящейся в социально опасном положении
Рассмотрим опыт работы социального педагога общеобразовательного учреждения с семьёй, находящейся в социально опасном положении, на примере конкретного общеобразовательного учреждения Социальным педагогом в МБОУ СОШ № 2 им. СИ. Подгайнова г Калининска Саратовской области» Реброва Марина Николаевна.
В своей работе она использует следующие методы социально-педагогической помощи семье: социальный патронаж, консультационные беседы, социально-психологический тренинг, социально-педагогический мониторинг семьи .
Для того чтобы определить успешность этой сложной и разнообразной работы необходимо четко и грамотно распределить свое рабочее время в течение дня, недели, месяца и года. Знание форм работы с разными категориями субъектов образовательного процесса должны быть грамотно сформулированы и отражены в документации. (Приложение 2)
В результате правильно спланированной работы социальный педагог может своевременно выявить возникающие проблемы и определить пути их решения. Таким образом, правильное распределение времени и грамотно составленное планирование позволяет организовать эффективную работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, направленную на повышение их социального статуса.
Показателем эффективности работы Ребровой М.Н. с такими семьями можно считать то, что на начало I полугодия 2016-2017 учебного года на внутришкольном учёте стояло 8 семей, находящихся в социально опасном положении, а на начало I полугодия 2017-2018 учебного года — 6.
24
Рассмотрим конкретную работу социального педагога с семьёй З.
Данная семья состоит из трёх человек. Наташа единственный ребенок. Мама начала злоупотреблять алкоголем и ушла из семьи. Папа родительские собрания не посещает, учебой ребенка у педагога не интересуется, но следит за выполнением домашнего задания, оказывает ребёнку посильную помощь в учёбе. В августе 2016г. данную семью из категории группы риска перевили в категорию семей, находящихся в социально опасном положении. Основной причиной для этого послужило то, что мать, которая являлась основным добытчиком в семье, начала злоупотреблять спиртными напитками и уехала из данного населённого пункта, бросив мужа и дочь. Отец не имел профессионального образования, т.к. после окончания 9 класса, поступил в калининское профессиональное училище, но бросил обучение на 2 курсе. Заработок имел временный, периодически помогая выполнять тяжёлую работу на рынке, в связи с этим не мог полноценно материально обеспечивать семью и выплачивать образовавшуюся задолженность по коммунальному обслуживанию дома.
После анализа собранной информации мы пришли к следующему выводу: т.к. отец не отказывается от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию дочери, но не справляется с ними в полной мере в связи с тяжёлым материальным положением, наша работа должна быть направлена, в первую очередь, на переориентацию мышления отца, сферы его профессиональной деятельности (смена профессии), на оказание помощи в трудоустройстве.
Беседуя с девочкой, мы узнали, что в школу она ходит без интереса, имеет низкую самооценку. Присутствует тревожность, так как люди с низкой самооценкой остро переживают стрессовые ситуации (в данном случае уход мамы из семьи).
Поэтому решили, что работу с ребёнком необходимо направить на формирование адекватной самооценки.
25
Социальный педагог, Реброва М.Н., работу с данной семьёй проводила по следующим этапам:
.сбор и анализ информации о семье;
.постановка социального диагноза;
.планирование работы с семьей, составление программы реабилитации;
.практическая работа по оказанию помощи семье.
На первом и втором этапах нами были обследованы жилищно-бытовые условия семьи, составлен социальный паспорт, карта ребёнка, опрошены соседи семьи З., проведена индивидуальная беседа с отцом, выполнен анализ собранной информации.
На третьем этапе Реброва М.Н. составила план индивидуальной работы с семьёй З.
При выполнении практической работы по оказанию помощи семье были задействованы следующие структуры: администрация и педагогический коллектив МБОУ СОШ № 2 им. СИ. Подгайнова с семьёй, представители социальной службы Калининского района, волонтёры из числа учащихся нашей школы.
Наша работа заключалась в следующем:
·оказание помощи социальному педагогу при проведении социального патронажа, индивидуального консультирования, организации анкетирования, общешкольных мероприятий;
·составление социального паспорта семьи и карты ребёнка;
·организация работы волонтёров.
В результате проведённой нами социально-педагогической деятельности мы добились следующих результатов:
26
.отец стал проявлять больший интерес к обучению ребёнка, начал посещать родительские собрания и внеклассные мероприятия;
.гражданин Г. встал на учёт в службу занятости, в следствие чего социальная служба оплатила его обучение в негосударственном образовательном учреждении по специальности охранник;
.после обучения он был трудоустроен на постоянной основе в МБ ДОУ «Колокольчик» г. Калининска;
.гражданка З. была объявлена в розыск и благодаря муниципальной службе по социальной защите семьи и детства, выплата детского пособия и социальных субсидий была переоформлена на отца;
.что касается ребёнка, то у неё повысился уровень самооценки, она стала чувствовать себя свободней и уверенней в коллективе одноклассников.
Отец с удовольствием шел на контакт, выполнял рекомендации. 1 октября 2017 года с данной семьи был снят статус социально опасной. К сожалению, мама так и не появилась и никак не проявила свой интерес о судьбе ребёнка.
Не смотря на то, что с семьи З. сняли статус «СОП», она остаётся в группе риска как неполная и малообеспеченная, поэтому работа с ней должна быть продолжена на протяжении всего срока обучения девочки в нашей школе. Исходя из вышеизложенного необходимо:
.Продолжать проводить рейды по обследованию жилищно-бытовых условий.
.Вести пропаганду здорового образа жизни.
.Обеспечивать постоянное правовое, психологическое, педагогическое просвещение и консультирование отца.
.Продолжить организацию и контроль бесплатного питания учащейся З., организовывать досуг ребенка на каникулах.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его будущего характера. Уже по преобладающим структурам семей, по распределению ролей, по атмосфере, царящих в них, можно во многом судить и об обществе, и государстве в целом.
К сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей — все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения.
Работа современной общеобразовательной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей и их семьи. Это, в первую очередь, семьи, находящиеся в социально опасном положении. Иногда помощь этим семьям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях между собой и с окружающими. В другом случае — научить контролировать свои поступки, помочь избавиться от асоциального поведения, постараться изменить не только своё мышление, но и свою жизнь.
28
Вся профессиональная деятельность социального педагога представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся. При работе социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении должна соблюдаться система работы и внедряться специализированные программы. Также важна помощь более «высоких» социальных служб. Также эффективность деятельности повышается на основе обмена опытом работы.
Настоящее исследование было посвящено изучению деятельности социального педагога с семьёй, находящейся в социально опасном положении в образовательном учреждении. Социально- педагогическая деятельность в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций с семьями и в семьях, находящихся в социально опасном положении, осуществление коррекционной и реабилитационной работы с такими семьями, возврат их в социум и повышение социального статуса
Исходя из вышесказанного мы сделали вывод, что социальный педагог должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Он должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, с одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, не смотря на их социальный статус, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода.
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/sotsialno-pedagogicheskiy-patronaj-semi/
1.Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
2.Антонов А. А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов).
— М.,1998.
3.Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. — Вып. 1. — М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995.
4.Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1991.
5.Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. — С.: Научная книга, 2009.
6.Василькова Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций// Василькова Ю.В., Василькова Т. А. — М., 2001.
7.Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39
8.Вульфов В. 3. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Вульфов В. 3. Педагогика. — 1992. — № 5, 6.
9.Галагузова М.А. /Социальная педагогика: Курс лекций // Под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
10.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Я.И.Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2002.- С.67
11.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98
12.Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа// Гуров В. Я., Селюкова Л. Я. — Ставрополь, 1993.
13.Дементьева И. Ф. Российская семья: проблемы воспитания. — М., 2000.
14.Дети с девиантным поведением: Психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. — М., 1992.
15.Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе //Закатова И. Н. — M., 1996.
16.Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
17.Макаренко А.С. Книга для родителей. — М.: Книга по требованию, 2011.
18.Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2005.
19.Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994.
20.Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. — М., 1996.
21.Социальная работа с семьей / под ред. Т.В. Шеляг.- М.: Институт социальной работы, 1995.
22.Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М.: ВЛАДОС_ ПРЕСС, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Терминологический словарь
Асоциальные семьи, Воспитание, Воспитание семейное, Консультационные беседы, Неблагополучные семьи
Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой [5, с.92]
Семья, находящаяся в социально опасном положении -, Социализация -, Социальный патронаж -, Социально — педагогический мониторинг семьи, Социально — психологический тренинг
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
. Документация социального педагога МБОУ «СОШ № 2 им. С.И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
АКТ обследования социально-бытовых условий учащегося ____ «__» класса
Цель обследования: характеристика условий обучения учащегося на дому.
Ф.И.О. _____________________________________________________
Кем посещена семья: _____________________________
Семья проживает по адресу:_____ ___________________
Состав семьи _______ человек: _____________________________
Семья занимает________________________________________
Санитарное состояние: ________________________
Место для занятий, отдыха, сна ребёнка: _________________________
Заключение ____________________________________________
« __» _______ 20__г.
Проект программы реабилитации семьи_(ФИО главы семьи), находящейся в социально-опасном положении на срок с__________ по ________ 20__года
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
«Утверждено» Директор МБОУ «
СОШ №2 им. С.И. Подгайнова
Г. Калининска Саратовской области»
_____ / Парфенова Т.В./
Приказ № __ от . «__» ______201_г.
«Согласовано»Заместитель директора по УВР
__________ /_Белавина Н.Ю./ «_____» _________ 201_г
Отчет по программе реабилитации с семьёй З., как семьёй, находящейся в социально опасном положении
Проведены следующие беседы: «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Режим дня школьника». Цель бесед: помочь отцу-одиночке правильно организовать процесс обучения и воспитания дочери.
Индивидуальные беседы с ребёнком по необходимости в теч. года Дмитриева М., кл. руководитель, Гонтарева В.Б..Проведены беседы: «Моя семья — чудесное место для жизни», «Я учусь, потому что…», целью которых являлось повышение интереса к учёбе и воспитание адекватной самооценки..Организация совместной работы с социальной службой, ПДН и представителей КДН и ЗП г. Калининска. — рейды;
- помощь социальной службы в оформлении льгот; — помощь в трудоустройстве безработных родителей,
Реброва М.Н..1. В ходе совместной работы с социальной службой мы добились: — постановки гражданина З. на учёт в службу занятости — гражданин З. прошёл курсы в негосударственном образовательном учреждении и получил специальность охранник — гражданка З. была объявлена в розыск — была оказана помощь в переоформлении социальных льгот и детского пособия на отца. — учащаяся Г. была оформлена в профилакторий «Весна» на период осенних каникул
-
Участие членов семьи в:
- анкетировании;
- тренингах для родителей, направленных на преодоление асоциальных явлений в семье;
— общешкольных мероприятиях. Участие семьи З. было обеспечено в участии тренинга во всех мероприятиях согласно общешкольному плану воспитательной работы.
-
Работа волонтеров из числа учащихся для организации мероприятий с детьми из семей. Были организованны и проведены следующие мероприятия: «Космос с нами», «Путешествие в страну дорожных знаков
АКТ обследования семейных и жилищно-бытовых условий учащейся 2 класса, Цель обследования
Ф.И.О. _____З. Наталья Николаевна
Кем посещена семья:
Реброва М.Н. — социальный педагог
Чернокнижникова Н.В. — классный руководитель
Семья проживает по адресу:
Саратовская область, Калининский р-н, ул. Чиркина, д.12
Состав семьи _3_ человека:
З. Николай Григорьевич — отец
З. Любовь Васильевна — мать (временно отсутствует)
З. Наталья Николаевна — дочь
Семья занимает:
Частный дом общей площадью 58 кв.м
Санитарное состояние:
Дом деревянный, внешний вид удовлетворительный. В доме имеется 2 комнаты, кухня, объединённый санузел, коридор, веранда, объединённая с котельной. В доме чисто, но из-за трудного материального положения очень скудная обстановка, мебель старая.
Санузел не соответствует санитарно-гигиеническим нормам: сантехника старая, грязная.
Место для занятий, отдыха, сна ребёнка:
У ребёнка имеется своя комната, в которой находятся только кровать и шкаф для одежды. Школьные домашние задания девочка выполняет в зале, где находится письменный стол. Также в зале находятся кровать родителей, телевизор и сервант. Специализированного места для отдыха у ребёнка тоже нет.