Развитие связной речи дошкольников посредством сказки ( )

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку – развитие связной речи .

связанные с процессом развития связной речи

дошкольного

дошкольного возраста

взаимосвязь

дошкольного воспитания АПН СССР

разработке проблем развития речи дошкольников

1) структурное (формирование структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

развитие связной речи

3) когнитивное (познавательное формирование способности к элементарному осознанию языков и речевых явлений).

взаимосвязаны

В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) было установлено, что наибольшая эффективность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу .

связности речи

Исследования третьего направления (Ф. А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Туманова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Следует подчеркнуть, что осознание звукового состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой и главное — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой для успешного школьного обучения. Практическая проверка результатов исследований показала, что работа с детьми по предлагаемой методике приводит к положительным результатам в речевом и общем умственном развитии дошкольников . У ребенка формируется высокая культура речи , тенденция к ее саморазвитию , повышается точность речи , ее выразительность и связность . Дошкольники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении загадок, сказок , стихов) . В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы) . Связное высказывание свидетельствует , насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша .

33 стр., 16401 слов

Загадки как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

... устного народного творчества, методики работы с загадкой для развития связной образной речи детей. Вышеизложенное определяет проблему исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста Тема: Загадки как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста. Цель: раскрыть условия формирования словаря ...

развития речи

Актуальность данной проблемы подвела к выбору темы исследования : «Русская народная сказка , как средство развития связной речи у старших дошкольников ».

сказок на развитие связной речи старших дошкольников

развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Задачи изучения :

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

сказок на занятиях по развитию речи

разработать

рассказ воспитателя и др

Глава I. Теоретические аспекты развития связной речи старших дошкольников по средствам сказки ., Сказка и её роль в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Сказка , народная сказка , есть повествовательный фольклорный жанр. Это рассказ , передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи.

Сказка характеризуется как рассказ , т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак так же еще не является решающим, т. к. имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада, которые не относятся к сказкам . Самое слово «сказка » обозначает нечто рассказываемое . Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Крупнейший исследователь и собиратель сказки А . И. Никифоров много работал над методикой собирания. Он выпустил несколько специальных работ , посвященных сказке как форме .

Сказки – это устные рассказы

Это определение есть результат научного понимания сказки , выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку .

сказка рассказывается с целью развлечения

30 стр., 14787 слов

» ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...

... развития навыков связной монологической речи у детей с ОНР . Объект исследования: Предмет исследования : процесс формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза: мы предполагаем, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной монологической речи у детей старшего ...

развлекательности находится в связи с другим признаком сказки

Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, — специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать , что сказка отличается специфической для нее поэтикой.

рассказанного не верят

Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа , а литературная сказка – плод авторского гения.

сказке сказочного и волшебного

Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Она выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная , ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Эпоха романтизма создала промежуточную стадию между народной и литературной сказкой . Романтики видели в произведениях устного народного творчества свои эстетические образцы, источники современной литературы и основу ее национального характера.

Литературная сказка часто заимствует опыт других жанров – романа, драмы, поэзии. Отсюда и элементы драматизма, лиризма, эпичности. В литературной сказке переплетаются элементы сказки о животных , бытовой и волшебной сказки , приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы. Она может возникать из народной сказки , предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской песенки. [33] .

сказал про сказку

Для того чтобы понять, что такое сказка , приведем несколько определений сказки , взятых из разных источников И. В. Вачковым. [6]: «Вымышленный рассказ , небывалая и даже несбыточная повесть, сказание » (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994) .

(С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986)

(Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV)

(Литературный энциклопедический словарь. М., 1988)

Сказки народов мира

И это далеко не полный перечень определений сказки Л . С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком. [3].

сказки занимался В

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку,когда речь идет об основных всеобщих эмоциях : любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания , подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками. [6].

1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста

развитие речи

4 стр., 1858 слов

Реферат речь и язык психология

... данной работы заключается в общей характеристике речи, а также соотнесенности языка и речи, их связи, механизмы и функции. Информационной базой послужили учебники по психологии. Речь - это специфически человеческий способ формирования ... - с помощью родителей, в семье, так и в специальных учебных условиях - в школе, на курсах, по справочникам, словарям. Сложности перехода от общих языковых норм к ...

Каждый ребенок может научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной , выразительной.

Связная речь неотделима от мыслей : связность речи – это связность мыслей . В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи . По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание , можно судить об уровне его речевого развития .

Умение связно , последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст)

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/skazki-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-let/

оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка : при пересказах , при создании своих рассказов использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

рассказывать

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. д.) опережает в развитии внутреннюю , логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.