По последним данным, численность пациентов с СД 1 типа в России за последние 10 лет увеличилась более, чем в 2 раза, и к концу 2014 года достигла 340 462 тыс. человек, из них 30 566 тыс. это дети и подростки.
В детском возрасте сахарный диабет стоит в ряду первых приоритетов здравоохранения. Этот факт обусловлен такими причинами, как высокая распространенность, неуклонный рост заболеваемости, особенно в младшей возрастной группе, развитие диабетических осложнений, приводящих к инвалидизации и ранней смертности, обуславливают медико – социальную значимость данного заболевания.
Многие авторы считают, что одной из основных причин, влияющих на компенсацию заболевания и возникновение осложнений диабета, приводящих к ранней инвалидизации пациентов является несоблюдение рекомендаций врача по диетотерапии, инсулинотерипии. Самыми опасными последствиями СД являются его системные осложнения диабетические нефропатия, ретинопатия, полинейропатии. Данные осложнения являются основной причиной инвалидизации и смертности пациентов с СД.
Неумение пациентов и их родителей управлять заболеванием, в первую очередь, обусловлено их недостаточной обученностью. Терапевтическое обучение, т.е. формирование у пациентов навыков саморегуляции применительно к их хроническому заболеванию и адаптации к лечению, рассматривается как базисный компонент лечения больных с хроническими заболеваниями.
Следует учитывать, что этиология сахарного диабета до конца не раскрыта, и само заболевание пока неизлечимо. Следовательно, организация сестринской помощи требует от медицинского персонала не только высокого уровня профессиональной подготовки, но и творческого личностно-ориентировочного подхода не только к каждому пациенту, но и к его родителям. Пациента и родителей нужно научить жить в гармонии с этим заболеванием, ориентируя их на иной образ жизни.
Объект исследования: организация помощи пациентам детского возраста с сахарным диабетом.
Предмет исследования: роль медицинской сестры в организации помощи пациентам детского возраста с сахарным диабетом.
Цель: определить роль медицинской сестры в организации контроля сахарного диабета у детей.
Задачи:
1) Провести анализ научно-теоретических источников по сахарному диабету 1 типа.
2) Изучить организацию оказания помощи, проводимую медицинской сестрой при уходе за детьми с сахарным диабетом в поликлинике и стационаре.
Сахарный диабет как актуальная медико-социальная проблема
... является острейшей медико-социальной проблемой. В Российской Федерации зарегистрировано около 2 млн. человек, больных сахарным диабетом, в том ... раннее выявление сахарного диабета, лечение и профилактику сосудистых осложнений, которые и являются причиной ранней инвалидизации и ... региональные программы, направленные на оказание помощи лицам, больным сахарным диабетом, предусмотрев в них меры по ...
3) Рассмотреть эффективность контроля сахарного диабета у детей.
4) Проанализировать полученные результаты, на основе которых сделать выводы.
Гипотеза: создание контроля за состоянием ребенка позволит обеспечить улучшение качества жизни при сахарном диабете.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Эмпирические: метод математической статистики (выкопировка сведений из статистических данных пациентов с сахарным диабетом), наблюдение и анкетирование.Практическая значимость: обусловлена прикладностью проведенного исследования и отражена в задачах
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ.
Характеристика сахарного диабета 1 типа.
Сахарный диабет (СД) — это группа метаболических (обменных) заболеваний, характеризующихся хронической гипергликемией, которая является результатом нарушения секреции инсулина, действия инсулина или обоих этих факторов. Хроническая гипергликемия при СД сопровождается повреждением, дисфункцией и недостаточностью различных органов, особенно глаз, почек, нервов, сердца и кровеносных сосудов.
Инсулин это гормон (биологически активное вещество) поджелудочной железы, который контролирует концентрацию глюкозы (сахара) в крови. Когда организм перестает производить достаточное количество инсулина, клетки поджелудочной железы теряют способность усваивать глюкозу, которая накапливается в крови. Происходит увеличение концентрации сахара в крови, что ведет к появлению симптомов диабета и его осложнениям. Сахарный диабет занимает лидирующее место среди всех эндокринных заболеваний у детей. Если у детей сахарный диабет протекает остро и без адекватного лечения, как правило, он приобретает тяжелое, прогрессирующее течение. Такое развитие диабета у детей обусловлено интенсивным ростом организма ребенка и соответственно быстрым обменом веществ.
Этиология и патогенез СД до конца не ясны, но существует предположение, что риск заболевания возрастает если:
- Масса ребенка при рождении превышала 4,5 кг;
- Наследственный фактор (один из родителей болеет СД, оба родителя ребенка больны СД);
- Частые вирусные заболевания у ребенка, в связи со снижением иммунитета.
Наиболее опасные инфекции, разрушающие β-клетки поджелудочной железы, являются: краснуха, вирусный паротит (свинка), ветряная оспа, вирусный гепатит. Это обусловлено тем, что вирусные инфекции обладают высоким сродством к клеткам поджелудочной железы и часто осложняются диабетом. Следует отметить, что вирусная инфекция проявляет свое действие у лиц с наследственной предрасположенностью к СД. Особенно часто вирусная инфекция вызывает диабет у детей и подростков;
- Имеются другие нарушения обмена веществ (гипотериоз, ожирение).
В клинической картине СД выделяют 4 фазы течения заболевания. Доклинический диабет может длиться месяцы или даже годы, предшествуя клиническому дебюту заболевания. Манифестация (дебют) СД может варьироваться от неургентных (неосложнённых) проявлений таких как полидипсия, ребенок в сутки может выпивать 3 и более литров жидкости, полиурия, выделение более 2-х литров мочи в течение дня, энурез (недержание мочи), быстрая утомляемость, снижение внимания, частые инфекционные заболевания, до ургентных (осложненных) симптомов тяжелая дегидратация, диабетический кетоацидоза вплоть до развития коматозного состояния. Частичная ремиссия или фаза «медового месяца» это кратковременный период течения СД 1-го типа в начале заболевания, когда снижается потребность в инсулине. Данная фаза СД 1 обусловлена тем, что повышенный уровень глюкозы в крови способствует использованию последних резервов β-клеток с выделением достаточного количества инсулина. На этом этапе течения заболевания около 80% детей и подростков, больных СД 1, нуждаются в существенном снижении дозы вводимых препаратов инсулина (менее 0,5 ЕД/кг массы тела).
Иммунопрофилактика заболеваний детей
... относится иммунопрофилактика - один из ведущих методов профилактики инфекционных заболеваний. Опыт вакцинопрофилактики свидетельствует, что при прекращении массовой иммунизации детей первых ... с учащимися школ. 1.1 Иммунопрофилактика как основа профилактики детских инфекционных заболеваний Инфекционные болезни - широко распространенные заболевания, вызываемые разнообразными микроорганизмами, ...
Хроническая фаза характеризуется пожизненной зависимостью от инсулина. Прогрессирование заболевания от фазы частичной ремиссии до хронической пожизненной зависимости от препаратов инсулина обусловлено постепенным снижением функции остаточных β-клеток, особенно на фоне инфекционных заболеваний, требующих для компенсации состояния повышенного инсулинообеспечения.
Наиболее информативный метод в диагностике СД, это проведение лабораторных исследований. Гипергликемия основной показатель сахарного диабета. Условно выделяют 3 степени гипергликемии: легкая, уровень глюкозы в капиллярной крови (от 6 до 10 ммоль/л), средне-тяжелая (>10, но <16 ммоль/л) и тяжелая (>16 ммоль/л).
Симптомы при гипергликемии, на которые должны обратить внимание пациент, родители и медицинский персонал, это сухость во рту, прилив крови к лицу, головная боль, тошнота, рвота, сухость кожи, учащенное сердцебиение, частое поверхностное дыхание. Еще одним информативным методом диагностики является анализ мочи на глюкозу и кетоновые тела, у здоровых людей в норме сахар и ацетон в моче отсутствуют. Так же проверяют уровень гликированного гемоглобина (HbA1c).
Он показывает состояние углеводного обмена за последние три месяца. Оценка уровня HbA1c используется для подтверждения диагноза СД и оценки степени компенсации углеводного обмена у пациентов с СД, получающих лечение. Нормальный уровень HbA1c составляет 4—6%.
Лечение пациентов с СД заключается в соблюдении адекватной инсулинотерапии, диетотерапии, физической нагрузки, самоконтроля за своим состоянием и оказанию психологической помощи.
Инсулинотерапия. Для лечения детей используют человеческий генно-инженерный инсулин и аналоги инсулина. (Приложение 1)
Важно правильно подобрать адекватную дозу инсулина. У каждого ребенка потребность в инсулине индивидуальна.
В первые 1–2 года заболевания потребность в инсулине в среднем составляет 0,5–0,6 ЕД/кг массы тела;
- Через 5 лет от начала диабета у большинства больных потребность в инсулине повышается до 1 ЕД/кг массы тела, а в период полового созревания она может достигать 1,2–1,5 ЕД/кг.
Коррекция дозы должна проводится ежедневно, обязательно учитывая уровень гликемии за день, количества углеводов в пище и физической активности (ФА).
Рекомендуемые режимы инсулинотерапии. Чаще всего используется базисно-болюсная инсулинотерапия и делится на инсулин: базальный (препараты средней продолжительности и длительного действия), прандиальный или пищевой (препараты короткого и ультракороткого действия), коррекционный используется для снижения гипергликемии (препараты короткого и ультракороткого действия).
Переливание крови детям
... заболевания повышает защитные силы организма, предотвращает и уменьшает токсикоз, а также стимулирует восстановительные процессы. Показания к переливанию крови и ее компонентов у детей те же, что и у взрослых. Противопоказания к переливанию крови ...
Для введения инсулина в основном используют инсулиновые шприцы, важно чтобы концентрация на флаконе инсулина совпадала с концентрацией на шприце. Наиболее распространены инсулиновые шприц-ручки с шагом дозы 1-0,5 ЕД они могут быть готовые к употреблению (предзаполненные инсулином) либо со сменными катриджами. И современный метод введения инсулина это инсулиновые помпы – аппарат для постоянного подкожного введения препарата, а так же с постоянным контролем уровня гликемии. Для адекватной инсулинотерапии и профилактики осложнений важно соблюдать правильную технику инъекций инсулина.
Ведение больных сахарным диабетом при интеркуррентных заболеваниях
Никогда не прекращать инсулинотерапию.
Более частый и тщательный контроль уровня глюкозы крови и кетонов в крови /моче.
Лечение интеркуррентного заболевания проводится так же, как у детей без диабета.
Заболевания с рвотой и диареей сопровождаются снижением уровня глюкозы в крови. Для профилактики гипогликемий – снижение дозы короткого и пролонгированного инсулина на 20–50%, легкая углеводистая пища, соки.
При развитии гипергликемии и кетоза необходима коррекция инсулинотерапии (Приложение 2).
Диетатерапия и ФА являются важными факторами в компенсации СД, поддержанию нормального образа жизни, но не способствуют излечению заболевания.
Пациентам с сахарным диабетом назначается стол № 9. Общие принципы питания такие же, как и здорового ребенка.
Некоторые особенности диеты у детей с СД: содержание углеводов в суточном рационе должно быть постоянным, с этой целью введено понятие «хлебная единица» (ХЕ).
1 ХЕ – это такое количество продукта, которое содержит 12 г углеводов (соответствует примерно 50 ккал).
Пользуясь таблицами химического состава пищевых продуктов, можно подсчитать хлебные единицы для любого продукта. Пациентам детского возраста с СД 1 типа необходимо обеспечить адекватное по энергетической ценности потребление продуктов, чтобы гарантировать нормальный рост и развитие; уменьшить, а у маленьких детей полностью исключить легкоусвояемые углеводы (сахар, газированные напитки, конфеты и так далее) их следует употреблять в случае гипогликемии. Приемы пищи рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля. Строго соблюдать режимы введения инсулина с приемом пищи и физической активностью. Режим питания должен состоять из завтрака, обеда, ужина и трех перекусов через 1,5–2 часа после основных приемов пищи. За один прием пищи не следует съедать больше 6–8 ХЕ. На 1 ХЕ требуется примерно 2 ЕД инсулина. Каждая съеденная «ХЕ» повышает сахар крови на 2,77 ммоль/л, а каждая единица инсулина снижает его на 2,22 ммоль/л.
Физическая активность (ФА) позволяет достичь и поддерживать уровень хорошей компенсации заболевания и высокий уровень качества жизни. Систематические физические нагрузки у больных сахарным диабетом, мотивированных на проведение самоконтроля, значительно улучшают течение заболевания, но важно следить за уровнем гликемии во время ФА так как физическая нагрузка способствует снижению сахара в крови. Следует измерить уровень сахара в крови перед и после физической нагрузки, и решить нужно ли дополнительно принимать 1-2 ХЕ (медленноусвояемых углеводов) до и после ФА. Пациентам с СД 1 типа, проводящим самоконтроль и владеющим методами профилактики гипогликемии, можно заниматься любыми видами ФА, в том числе спортом.
Сахарный диабет у детей. Диагностика и принципы лечения
... инсулину. 6. Присутствие в крови антагонистов инсулина. 7. Нарушение способности жировой ткани расщеплять связанный инсулин. 8. Извращенная реакция тканей к циркулирующей форме инсулина. 9. Периферическая инактивация инсулина. ИЗСД у детей ... может трансформироваться в истинной. Иммунизация лиц с предрасположенностью к диабету приводит к аутоиммунному ответу с поражением бета-клеток. Иммунологический ...
Осложнения при сахарном диабете 1 типа у детей.
Диабетическая нейропатия, распространенность диабетической полинейропатии среди детей с СД достигает почти 80%.
Для переферической нейропатии в детском возрасте характерно: снижение ахилловых и коленных рефлексов при отсутствии заметных нарушений чувствительности. Выражен болевой синдром у детей с манифестацией СД в возрасте от 7 до 11 лет. Если не предпринимать каких либо действий по коррекции этого осложнения, оно перерастает в «диабетическую стопу».
Диабетическая нефропатия (ДН) — это специфическое поражение почек при сахарном диабете, характеризующееся развитием склероза почечных клубочков (гломерулосклероза), ведущим к нарушению функции почек и развитию хронической почечной недостаточности. При сахарном диабете типа I распространенность ДН в детском возрасте 5-20%. Наиболее ранние клинико-лабораторные признаки ДН появляются через 5-10 лет от дебюта заболевания. Опасность этого осложнения состоит в том, что, развиваясь достаточно медленно и постепенно, диабетическое поражение почек долгое время остается незамеченным, поскольку клинически не вызывает у больного ощущения дискомфорта. И только уже на выраженной (нередко терминальной) стадии патологии почек у больного появляются жалобы, связанные с интоксикацией организма азотистыми шлаками, однако на этой стадии радикально помочь больному не всегда представляется возможным.
Диабетическая ретинопатия (ДР) – специфическое поражение сетчатой оболочки и сосудов сетчатки, характеризующееся развитием экссудативных очагов, роста новообразованных сосудов тракционной отслойки сетчатки. Через 2 года от начала заболевания ДР развивается у 2-7% больных.
Скрининг ДР предусматривает стандартные методы исследования это наружный осмотр глазного яблока, определение остроты зрения, офтальмоскопия с широким зрачком. Тщательного контроля требуют дети с декомпенсацией СД, с частым снижением уровня гликемии, вступающие в период пубертата, с наличием ожирения и дислипидемией.
Профилактика поражений нижних конечностей при сахарном диабете включает несколько основных этапов:
1. Выявление лиц, имеющих повышенный риск развития синдрома диабетической стопы (СДС).
2. Обучение больных правильному уходу за ногами.
Основная задача медсестры в помощи больным с СДС — это мобилизация больного к самостоятельному уходу за собой и поэтапному решению проблем, связанных с болезнью.
3. Важным моментом в профилактике СДС является регулярное медицинское наблюдение состояния больного и его нижних конечностей. Осмотр ног должен проводиться каждый раз во время визита больного сахарным диабетом к врачу, но не реже 1 раза в 6 мес.
Основой лечения всех вариантов синдрома диабетической стопы, как и всех других осложнений сахарного диабета, является достижение компенсации углеводного обмена. В подавляющем большинстве случаев необходима коррекция инсулинотерапии.
Организация помощи детям с сахарным диабетом
Медицинской сестре, при организации помощи пациентам детского возраста, страдающим СД важно знать о возможности развития осложнений, таких как липодистрофия, гипогликемических и гипергликемических состояний.
Заболевания эндокринной системы у детей
... постоянная жажда или позывы к мочеиспусканию. Заболевания эндокринной системы вызваны нарушением функции эндокринных желез. В некоторых случаях одна железа ... врачом. Дело в том, что у детей, больных диабетом и получающих инсулин, уровень сахара в крови отличается неустойчивостью. Он может и ... в присутствии ребенка взрослые едят торты, пироги, мороженое, а ему постоянно напоминают, что он болен и ему ...
Медицинская сестра организует обучение ребенка и родителей образу жизни при СД:
- организация питания в домашних условиях: пациент и родственники должны знать особенности диеты, продукты, которые нельзя употреблять и которые необходимо ограничить. Научить составлять режим питания: рассчитывать калорийность и объем съедаемой пищи;
- самостоятельно применять систему «ХЕ», проводить при необходимости коррекцию в питании. Проведение инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики;
- правила хранения;
- самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы;
- экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, оценки результатов;
- ведению дневника самоконтроля.
Рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон — 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол — 5-20 мин, теннис — 5-20 мин).
Важно помнить, что уровень сахара в крови ребенка постоянно колеблется и его необходимо контролировать с помощью подобранных доз инсулина. В случае, когда инсулина оказалось больше, чем требуется для питания клеток глюкозой, или ребенок попал в стрессовую ситуацию или была достаточно большая физическая нагрузка, то уровень гликемии резко падает. Такое снижение сахара в крови вызывает не только передозировка инсулина, но и недостаточное содержание углеводов в пище ребенка, несоблюдение режима питания, задержка с приемом пищи. В результате у ребенка наступает состояние гипогликемии, которое проявляется вялостью и слабостью, головной болью и ощущением сильного голода. Это состояние может быть началом гипогликемической комы, которая купируется поступлением в организм легкоусвояемых углеводов (1-2 ХЕ: конфета, сладкий чай, ложка меда или варенья, шоколадный батончик).
Медицинская сестра обязана обучить ребенка действиям при гипогликемическом состоянии, рассказать его начинающиеся симптомы, для предотвращения развития комы.
Еще одно не менее опасное состояние, это диабетический кетоацидоз, оно развивается у больных, которые не обучены контролировать свое заболевание. В большинстве случаев кетоацидоз развивается при манифестации СД и характеризуется повышенным уровнем сахара в капиллярной крови (>13,9 ммоль/л), наличием кетоновых тел в моче. Если во время не распознать признаки развивающегося кетоацидоза, то может развиться кетоацидотическая кома. Симптомы кетоацидоза (головная боль, сильная жажда, частые позывы к мочеиспусканию, слабость, запах ацетона изо рта, рвота).
Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей методам безболезненного измерения сахара в крови глюкометром и подбора правильной дозы инсулина в зависимости от уровня гликемии. Если пациент хорошо обучен, то вероятность кетоацидоза у него нулевая.
Роль фельдшера в ранней диагностике сахарного диабета
... в разных странах, в том числе и в России, свидетельствуют об увеличении заболеваемости сахарным диабетом (СД) 1 типа в последние два десятилетия. Цель: Определить роль фельдшера в ранней диагностике сахарного диабета В ... не остается, и инсулин не вырабатывается в организме. К сожалению к моменту появления клинических признаков диабета - повышенной концентрации глюкозы в крови, у 80% больных β-клетки ...
Роль медицинской сестры стационара при уходе за детьми, страдающими сахарным диабетом очень важна, от уровня организации зависит дальнейшее самочувствие ребенка. При правильной организации сестринской помощи общее состояние ребенка улучшается, наступает ремиссия. При выписке из стационара ребенок и его родители будут знать все о заболевании и его лечении, овладеют навыками проведения инсулинотерапии и методами самоконтроля в домашних условиях, самостоятельно организовывать режим дня и питания своего ребенка.
Вывод
Сахарный диабет (СД) – это эндокринное заболевание, характеризующееся хроническим повышением уровня сахара в крови вследствие абсолютного или относительного дефицита инсулина. Заболевание приводит к нарушению всех видов обмена веществ, поражению сосудов, нервной системы, а также других органов и систем.
В процессе написания первой главы были рассмотрены теоретические аспекты сахарного диабета: подробно описаны этиология, клиническая картина, возможные осложнения, диагностика, лечение и профилактика диабетических осложнений.
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА У ДЕТЕЙ
2.1 Организация помощи в условиях стационара
На базе БУ ХМАО-Югры города Нижневартовск гастроэнтерологического отделения была проведена исследовательская деятельность по организации помощи детям.
Отделение располагает 30 койками, в том числе 10 эндокринологических. Оснащено оборудованием и штатным медицинским персоналом соответственно профилю.
На эндокринологические койки госпитализируются больные в начальном периоде заболевания сахарным диабетом для дифференциальной диагностики его типа, а также больные с осложненными формами течения сахарного диабета (высокая лабильность гликемии, наклонность к кетозу, наличие осложнений в виде ретинопатии синдрома Мориака), диабетической нефропатии, полинейропатии.
За 2006 — 2008 годы в отделении внедрены схемы лечения детей с сахарным диабетом инсулинами нового поколения – лантусом, левемиром, приобретена система для суточного мониторирования глюкозы в крови; проводятся диагностические пробы на СТГ – дефицит у детей с задержкой роста. С 2008 года в отделении внедрен высокотехнологичный метод лечения сахарного – диабета – помповая инсулинотерапия.
Цели оказания помощи детям с СД 1типа:
- достижение максимально близкого к нормальному состоянию уровня углеводного обмена;
- нормальное физическое и соматическое развитие ребенка;
- развитие самостоятельности и мотивации к самоконтролю;
- профилактика специфических осложнений сахарного диабета.
Лечение в стационаре СД1 у детей складывается из следующих основных факторов:
- инсулинотерапия;
- правильное питание;
- физические нагрузки;
- обучение самоконтролю и проведение его в домашних условиях;
- психологическая помощь.
Инсулинотерапия. Медицинская сестра, организуя помощь пациентам с СД, обучает проведению инсулинотерапии в домашних условиях: ребенок и родители должны овладеть навыками введения инсулина: должны знать его фармакологическое действие, возможные осложнения от длительного применения и меры профилактики;
Сахарный диабет первого типа у детей
... осложнения сахарного диабета 1 типа у детей В большинстве случаев сахарный диабет 1 типа дает краткосрочные осложнения только при отсутствии адекватного лечения. Если не соблюдать предписания врача, то могут возникнуть следующие осложнения: 1. Низкий уровень сахара в крови ...
- правила хранения;
- уметь самостоятельно при необходимости провести коррекцию дозы; обучение экспресс-методам определения гликемии, глюкозурии, и правильной оценке результатов.
Диетатерапия. Питание больного ребенка занимает важное место в лечении сахарного диабета. Оно должно отвечать всем требованиям, которые в настоящее время предъявляются к питанию здорового ребенка: диета должна быть максимально сбалансированной по всем важнейшим ингредиентам (белкам, жирам, углеводам и витамины).
Соблюдение этого условия, позволяет детям с диабетом нормально расти и развиваться.
В то же время специальная диета исключает углеводную нагрузку и тем самым облегчает течение и лечение диабета. При сахарном диабете ограничиваются употреблением таких продуктов и блюд, как хлебобулочные изделия из пшеничной муки, картофель, каши (манная, рисовая).
Каши дают ребенку не более одного раза в день, используя для их приготовления крупу грубого помола (гречневая, овсяная, кукурузная).Рис, манную крупу и макаронные изделия необходимо использовать в ограниченном количестве. Употребление хлеба не должно превышать 100г в день. Овощи (все кроме картофеля) можно предлагать ребенку без ограничений. Более того, блюда из различных овощей должны составлять значительную часть суточного рациона детей. Также широко включают в диету при диабете фрукты и ягоды – несладкие сорта яблок, черную смородину, вишни и т.д. Изредка можно давать ребенку цитрусовые (апельсины, мандарины), клубнику, землянику, малину. Фрукты ребенок может употреблять сырыми и в виде компотов, приготовленных на заменителях сахара. Из меню исключаются жирные, острые и соленые соусы, сладкие подливы.
Если у ребенка нет сопутствующих диабету заболеваний печени, почек допускается добавлять в пищу в качестве приправы небольшое количество лука. Кормить больного сахарным диабетом ребенка необходимо 6 раз в сутки и чаще. Наибольшее удовлетворение для ребенка, как правило, приносит привычная для него пища.
Ввиду этого, при составлении диеты должны быть учтены особенности стереотипа питания семьи: часы и объем каждого приема пищи, пищевые привычки ребенка. Состав пищи ребенка должен быть согласован с врачом, наблюдающим ребенка.
Равномерное распределение ХЕ в течение дня:
Завтрак 3 – 5ХЕ
2-й завтрак 2 Х.Е
Обед 6 -7 Х.Е
Полдник 2 Х.Е
Ужин 3 — 4 Х.Е
На ночь 1 -2 Х.Е
Продукты, повышающие сахар крови и требующие подсчета углеводных единиц, делятся на группы:
зерновые (злаковые) — хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия, крупы, кукуруза.
овощи,
фрукты,
молоко и жидкие молочные продукты,
содержащие чистый сахар (легкоусвояемые углеводы).
Зная систему ХЕ, человек с диабетом может легко оценить количество углеводов в тех продуктах питания, которые он хочет съесть. Следовательно, он может легко рассчитать необходимую дозу инсулина короткого действия.
Медсестра должна обучить ребенка и родителей образу жизни при СД: рекомендовать соблюдение режима физической активности: утренняя гигиеническая гимнастика (8-10 упражнений, 10-15 мин); дозированная ходьба; не быстрая езда на велосипеде; плавание в медленном темпе 5-10 мин. с отдыхом через каждые 2-3 мин; ходьба на лыжах по ровной местности при температуре -10С в безветренную погоду, катание на коньках с небольшой скоростью до 20 мин; спортивные игры (бадминтон — 5-30 мин в зависимости от возраста, волейбол — 5-20 мин, теннис — 5-20 мин, городки — 15-40 мин).
Сахарный диабет у детей
... крови. Лекарственное лечение сахарного диабета 1 степени у детей (Инсулинотерапия) В большинстве случаев лекарственное лечение у детей больных сахарным диабетом это инсулинотерапия. В современном мире с развитием технологий в медицине приём инсулина ... чувствительность тканей к инсулину, тем самым снижая уровень сахара. Поэтому при комплексном лечении сахарного диабета важны дозированные физические ...
Самоконтроль является одним из важных элементов в лечении сахарного диабета и профилактики его осложнений.
Самоконтроль включает в себя:
- проведение регулярных анализов крови на сахар;
- определение сахара в моче (глюкозурия);
- определение ацетона в моче;
- умение проанализировать полученные результаты;
- учет режима питания и физической активности;
- умение производить коррекцию доз инсулина в зависимости от уровня сахара в крови при различных сложившихся в течении дня ситуациях;
- контроль АД;
контроль массы тела
Зная уровень сахара крови можно узнать:
Достаточна ли доза вводимого инсулина.
Сколько нужно сделать инсулина в данный момент, в зависимости от уровня сахара (нормальный уровень сахара крови, гипогликемия, гипергликемия).
Как изменить дозу инсулина или питание перед физической нагрузкой.
Как изменить дозу инсулина, если заболел.
Для самостоятельного определения уровня сахара крови можно использовать глюкометр или визуальные тест полоски.
Частота определения уровня сахара:
При сахарном диабете 1-го типа контроль производится 4 раза в день — перед основными приемами пищи (3 раза) и на ночь, перед сном.
В течение дня медсестра осуществляет:
- контроль над соблюдением режима и диеты;
- подготовку к проведению лечебно-диагностических процедур;
- динамические наблюдения за реакцией ребенка на лечение:
- самочувствие, жалобы, аппетит, сон, состояние кожи и слизистых,
- диурез, температура тела;
- наблюдение за реакцией ребенка и его родителей на болезнь.проведение бесед о заболевании, причинах развития, течении, особенностях лечения, осложнениях и профилактике;
- беседа с родителями о том как лучше рассказать ребенку о заболевании;
- оказание постоянной психологической поддержки ребенку и родителям;
- контроль над передачами, обеспечение комфортных условий в палате.
Из стационара дети выписываются в состоянии полной клинической и лабораторной ремиссии.
При выписке из стационара больной получает памятку для родителей с рекомендациями:
- о необходимости посещения эндокринолога по месту жительства в первую неделю после выписки;
- о контроле показателей гликемии и фиксировании дозы инсулина в сочетании с приемом пищи и физической нагрузкой в дневнике самоконтроля;
- записывать все возникшие затруднения по лечению ребенка дома для разрешения их у эндокринолога;
- иметь у себя литературу по сахарному диабету;
- повторное обследование в гастроэнтерологическом отделении НОКДБ (коррекция дозы инсулина и закрепление знаний о СД) через 3 мес.;
- сообщить в школе медицинской сестре или врачу о наличии у ребенка сахарного диабета.
2.2.
Организация помощи в амбулаторно-поликлинических условиях
Когда ребенок оказывается дома один на один со своей болезнью, большинство больных «теряется», неадекватно оценивают ситуацию и своими неправильными действиями могут спровоцировать декомпенсацию заболевания. Поэтому знания, полученные из бесед по самоконтролю должны закрепляться, проверяться на практике. Медицинской сестре и врачу эндокринологу необходимо оценить подготовку больного и его родителей по вопросам сахарного диабета и при необходимости провести дополнительную разъяснительную работу. В этот период семья нуждается в постоянной поддержке и помощи. Отсутствие принятия новой жизненной ситуации требует помощи психолога.
В первые 3-6 мес. после манифестации диабета требуется достаточно частый контакт с детским эндокринологом поликлиники, в дальнейшем –1 раз в 1-3 мес., в зависимости от течения диабета и появления сложностей в ведении пациента.
Ребенок с впервые выявленным сахарным диабетом (ВВСД) должен находиться под более пристальным вниманием у участковой медицинской сестры и эндокринолога ввиду его особого психического состояния в этот период. Адекватное восприятие болезни должно пройти определенные психологические этапы: «потрясение», «отреагирование», «поиск причины» и «осознание» заболевания. Наиболее дезадаптированными являются дети с ВВСД в возрасте 10-14 лет, так как в периоде пубертата особенно остро воспринимается состояние болезни. Большая психологическая и лечебная нагрузка ложится на плечи родителей, в частности детей раннего возраста.
Изменение уклада жизни семьи из-за больного ребенка подчас является причиной психологических стрессов. Ответственность родителей за воспитание детей огромна, но в семье, где имеется больной сахарным диабетом, появляется еще одна форма ответственности – за лечение.
Большое значение для больного с ВВСД имеют первые месяцы болезни. Это адаптационный период протекает у каждого больного индивидуально, и требует особого внимания со стороны медицинских работников. Изменяется весь уклад жизни ребенка и его семьи, меняется полностью стереотип жизни.
Знания о болезни, полученные во время первичной госпитализации в школе диабет, но не отработанные в домашних условиях с опаской и настороженностью используются родителями и требуют постоянного одобрения правильности своих решений.
Этот период важен для длительности сохранения остаточной секреции инсулина, которая может быть обеспечена в том случае, если больной будет находиться в состоянии клинико-метаболической ремиссии.
Таким образом, в течение этого периода больной имеет следующие особенности:
- психологическая адаптация к болезни (необходимость постоянного лечения),
- изменение всех своих привычек (в питании, в режиме дня),
- углубление и закрепление знаний на практике о самолечении СД,
- тесная связь с родителями в контроле и разъяснении ситуации по диабету,
- уточнение всех неясных и сомнительных ситуаций по лечению,
- поддержка со стороны медицинских работников (педиатра, эндокринолога поликлиники, использование телефона горячей линии),
- обязательное участие в обществе больных с СД.
При отсутствии компенсации СД 1 типа, возможна повторная госпитализация для коррекции дозы инсулина и повторного обучения в школе самоконтроля.
Медицинская сестра обеспечивает:
Своевременный вызов пациентов на прием к эндокринологу.
Контроль веса и роста для наблюдения физического развития ребенка.
Беседа с родителями/родственниками и детьми о СД, осложнениях, важности соблюдения назначений врача.
Организация режима дня, позволяющего выполнять все назначения врача и другие лечебные мероприятия.
Разработка рекомендаций по выполнению пациентом физических нагрузок, соблюдению диеты.
Обучение введению дневника самоконтроля.
Вывод
Огромная роль при организации помощи детям с СД принадлежит медицинской сестре. Она не только подготавливает к диагностическим процедурам, рассказывает об инсулинотерапии, осложнениях и т.д., но и проводит психологическую подготовку пациента и его родителей к дальнейшей жизни, укрепляя в нем решимость, бороться за улучшение и поддержание своего здоровья. Важной составной частью организации помощи является контроль за проведением самоконтроля пациента. Медицинская сестра должна знать, что нельзя постоянно помогать и делать за ребенка то, что он может сделать сам. Чрезвычайно важным является социальный аспект реабилитации, чтобы подавить склонность пациента к депрессии, самоизоляции, важен психологический контакт медицинского персонала не только с пациентом, но и с его семьей.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕКОМПЕНСАЦИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА
3.1. Эффективность контроля сахарного диабета у детей
Одним из основных методов в профилактике декомпенсации СД у детей является соблюдение контроля над своим состоянием.
Контроль СД включает в себя пять компонентов (Рис. 1).
Рис. 1. Компоненты контроля сахарного диабета.
Было проведено анкетирование в «Нижневартовская окружная клиническая детская больница» гастроэнтерологическом отделении. В опросе участвовало 28 респондентов с сахарным диабетом и их родители.
Детям и их родителям была предоставлена анкета «Соблюдение контроля у пациентов с СД» (Приложение 4).
Анализ анкеты позволил выявить насколько ответственно пациенты подходят к своему заболеванию и как соблюдение контроля может снизить риск осложнений.
В анкетировании вопросы были разделены на разделы.
Самоконтроль.
На 1 вопрос «Ведете ли Вы дневник самоконтроля?» 29% ответили «Ежедневно», 53% ответили «Не каждый день, периодически», и 18% ответили «Нет». Здесь можно увидеть, что основная масса детей не ведет дневники самоконтроля, это говорит о том, что многие пациенты не ответственно подходят к контролю за своим состоянием.
Рис. 2. Ведете ли Вы дневник самоконтроля?
На 2 вопрос «Как часто Вы измеряете, уровень сахара в крови в течение дня?» 32% респондентов ответили «1-2 раза», 47% ответили «3-4 раза», 7% ответили «Не измеряю», 14% ответили «> 4 раз». Большая часть респондентов стараются следовать рекомендациям врача, что позволяет лучше контролировать свое самочувствие.
Рис. 3. Как часто Вы измеряете уровень сахара в крови в течение дня?
На 3 вопрос «По каким причинам Вы не измеряете уровень сахара крови 4-6 раз в день?» 79% ответили «Недостаточное количество тест-полосок», 14% респондентов ответили, что «Измеряю уровень сахара крови 4-6 раз в день», 7% ответили «Нежелание измерять сахар крови».
Рис. 4. По каким причинам Вы не измеряете уровень сахара крови 4-6 раз в день?
На 4 вопрос «Измеряете ли Вы сахар крови при заболеваниях и ухудшении самочувствия?» 64% ответили «Да», 36% ответили «Нет». Большинство ответили, что измеряют уровень сахара при заболеваниях и ухудшении самочувствия, что является профилактикой декомпенсации СД.
Рис.5. Измеряете ли Вы сахар крови при заболеваниях и ухудшении самочувствия?
При анализе самоконтроля выявилось, что большинство респондентов не ведут дневник самоконтроля, это не позволяет адекватно оценивать состояние пациента. Врач и медицинская сестра не могут просмотреть динамику заболевания, вследствие этого может возникнуть декомпенсация СД.
Измерение уровня сахара в крови не соблюдается пациентами по материальным причинам «недостаточное количество тест-полосок». Если у пациента нет возможности измерять гликемию 4-6 раз в сутки, это повышает риск скрытых гипо- и гипергликемических состояний.
Таким образом, при нарушении самоконтроля у пациентов резко возрастает шанс возникновения декомпенсации СД.
Рациональная инсулинотерапия.
На 5 вопрос «Соблюдаете ли Вы правила постановки инсулина?» 68% ответили «Да», 32% ответили «Нет». Большая часть респондентов утверждают, что соблюдают правила постановки инсулина. На этом можно сделать вывод, что врачи и медицинские сестры проводят беседы с пациентами об инсулинотерапии, что снижает риск осложнений.
Рис. 6. Соблюдаете ли Вы правила постановки инсулина?
На 6 вопрос «Изменяете ли Вы дозу инсулина от уровня глюкозы крови?» 39% ответили «Каждый раз», 47% пациентов ответили «Изредка», 14% пациентов ответили «Никогда». В основном, респонденты не изменяют дозы инсулина, что может привести к гипо- и гипрегликемическим состояниям и как следствие к возникновению декомпенсации.
Рис. 7. Изменяете ли Вы дозу инсулина от уровня глюкозы крови?
На 7 вопрос «Изменяете ли Вы дозу инсулина от количества съеденных углеводов?» 32% ответили «Каждый раз», 50% ответили «Изредка», 18% пациентов ответили «Никогда». Больше половины пациентов не изменяют дозы инсулина, что может привести к гипо- и гипергликемическим состояниям, а в дальнейшем развитию микро- и макрососудистым осложнениям.
Рис. 8. Изменяете ли Вы дозу инсулина от количества съеденных углеводов?
На 8 вопрос «Снижаете ли Вы дозу инсулина при чрезмерных физических нагрузках?» 39% ответили «Каждый раз», 50% респондентов ответили «Изредка», 11% ответили «Никогда». Чрезмерная нагрузка у пациентов с СД может привести к резкому снижению уровня сахара в крови, как следствие развитию гипогликемической комы.
Рис. 9. Снижаете ли Вы дозу инсулина при чрезмерных физических нагрузках?
При анализе рациональной инсулинотерапии можно сделать вывод, многие пациенты понимают важность соблюдения правил постановки инсулина, это позволяет снизить риск такого осложнения как липодистрофия.
На диаграммах можно заметить, что самостоятельно корректировать дозу инсулина, в зависимости от разных ситуаций, пациенты не могут. Как следствие происходят частые скачки уровня гликемии, это приводит к повышению риска декомпенсации сахарного диабета.
Поэтому важно составить рекомендации для пациентов и родителей по профилактике декомпенсации сахарного диабета, с учетом изменения дозы инсулина.
Рациональная диетотерапия.
На 9 вопрос «Умеете ли Вы рассчитывать ХЕ (хлебные единицы)?» 93% пациентов ответили «Да», 7% ответили «Нет». Почти все респонденты ответили, что умеют рассчитывать ХЕ.
Рис. 10. Умеете ли Вы рассчитывать ХЕ (хлебные единицы)?
На 10 вопрос «Соблюдаете ли Вы диету №9?» 48% ответили, что «Да, соблюдаю», 30% ответили «Часто нарушаю», 22% ответили «Периодически нарушаю». В основном, пациенты не соблюдают диету, что может привести к резкому подъему сахара крови.
Рис. 11. Соблюдаете ли Вы диету №9?
На 11 вопрос «Проводите ли Вы замену продуктов по гликемическому индексу?» 68% ответили «Да», 32% ответили «Нет». Большинство респондентов стараются производить замену продуктов по гликемическому индексу. Это является важным фактором, так как от гликемического индекса зависит, насколько быстро повысится уровень сахара в крови, зная это можно предупредить резкие падения и подъемы гликемии.
Рис. 12. Проводите ли Вы замену продуктов по гликемическому индексу?
На анализе рациональной диетотерапии можно сделать вывод, почти все респонденты умеют рассчитывать ХЕ, это говорит о том, что врач и медицинские сестры проводят обучение пациентов и родителей. Так же респонденты проводят замену продуктов по гликемическому индексу. От этого зависит, насколько быстро повысится уровень сахара в крови, зная это можно предупредить резкие падения и подъемы гликемии. Но на Рис. 11 можно увидеть, что многие пациенты нарушают диету, это ведет к частым гипергликемиям.
4.Соблюдение принципов диспансеризации.
На 12 вопрос «Посещаете ли Вы узких специалистов (офтальмолог, невролог, нефролог) 1 раз в год?» 96% ответили «Да», 4% респондентов ответили «Нет». Почти все пациенты посещают узких специалистов, что позволяет провести своевременную профилактику и выявления группы риска по специфическим осложнениям сахарного диабета.
Рис.13. Посещаете ли Вы узких специалистов (офтальмолог, невролог, нефролог) 1 раз в год?
На 13 вопрос «Уровень вашего гликированного гемоглобина?» 7% респондентов ответили «до 7%», 21% ответили «от 7,5 до 8%», 29% ответили «от 8,5 до 10%», и 43% респондентов ответили « >10%» На основании гликированного гемоглобина можно судить о том, адекватно ли пациент оценивает свое состояние.
Рис. 14. Уровень Вашего гликированного гемоглобина?
На 14 вопрос «Измеряете ли Вы гликированный гемоглобин 1 раз в 3 месяца?» 64% ответили «Да», 36% ответили «Нет». Основная часть респондентов стараются своевременно измерять гликированный гемоглобин, что позволяет лучше контролировать свое заболевание и состояние углеводного обмена.
Рис. 15. Измеряете ли Вы гликированный гемоглобин 1 раз в 3 месяца?
На 15 вопрос «Как часто Вы посещаете эндокринолога?» 11% респондентов ответили «1 раз в месяц», 86% ответили «1 раз в 3 месяца», 3% ответили, что «1 раз в полгода», и 0% ответили «1 раз в год». Большинство пациентов посещают эндокринолога раз в 3 месяца, что является допустимой нормой, это позволяет просмотреть динамику заболевания, риск развития осложнений, провести корректировку инсулинотерапии.
Рис. 16. Как часто Вы посещаете эндокринолога?
На анализе соблюдения принципов диспансеризации можно сделать выводы, что своевременное посещение узких специалистов и эндокринолога значительно снижают риск возникновения декомпенсации.
Контроль за уровнем гликированного гемоглобина позволяет увидеть адекватность лечения и соблюдения контроля сахарного диабета.
5. Суточное мониторирование сахара. В «НОКДБ» суточное мониторирование проводится в настоящий момент крайне редко, только пациентам с инсулиновой помпой и с тяжелой декомпенсацией. С помощью этого метода диагностики нарушения углеводного обмена, можно определить колебания гликемии, наличие стертой гипогликемии, неясные гипергликемии, хронические передозировки инсулина, вариабельность гликемии и т.д. Вариабельность гликемии – это разница между самым низким и самым высоким сахаром. В идеале колебание уровня сахара в пределах 1,5-2 ммоль/л. У многих пациентов вариабельность составляет 5-10 ммоль/л, что говорит о резких скачках гликемии.
3.2. Рекомендации по профилактике декомпенсации сахарного диабета
1. Чтобы ребенок мог вести привычный образ жизни, он должен научиться основным правилам самоконтроля: проводить регулярные анализы на содержание глюкозы в крови (гликемии), в моче ( HYPERLINK «http://xn--80achgm7d.xn--p1ai/dictionary/term-55» глюкозурии), соблюдать режим питания и физической активности. Контроль уровня глюкозы необходим — только так можно определить, достаточна ли доза инсулина, менять ли ее или питание перед физической нагрузкой, во время какого-то заболевания и т. д. Грамотный контроль позволит ребенку не чувствовать себя в детской компании или среди одноклассников ущемленным.
2. Для каждого ребенка доза инсулина подбирается индивидуально. Задача медицинских сестер и родителей — научить ребенка правильно набирать нужное количество инсулина и правильно делать инъекцию, а также в зависимости от обстоятельств уметь менять дозу инсулина.
3. В питании ребенка больного сахарным диабетом предпочтение должно отдаваться тем продуктам, которые не повышают уровень глюкозу в крови, содержат мало углеводов и большое количество клетчатки: это практически все овощи и зелень, мясо, рыба, молочные продукты и т. д. Сладости, естественно, лучше исключить.
4. Своевременное посещение узких специалистов, таких как офтальмолог, нефролог, невролог и эндокринолог очень важно для профилактики декомпенсации сахарного диабета. Контроль уровня HbA1C необходим, так как при высоких показателях (>10%) увеличивается риск развития осложнений.
5. Заниматься физической активностью полезно по нескольким причинам: Лечебный эффект: физические упражнения ведут к снижению уровня глюкозы в крови и как итог — к снижению дозы вводимого инсулина.
Физиологический эффект: у ребенка повышается гибкость, увеличиваются сила мышц и объем легких.
Психологический эффект: физические упражнения помогают бороться со стрессами, плохим настроением, повышают самооценку.
Прежде, чем начать заниматься ФА, нужно посоветоваться с врачом и вместе определиться с видом физической нагрузки, ее длительностью и интенсивностью. Обязательным при этом остается самоконтроль, а также соблюдение режима питания и инсулинотерапии.
Вывод
При проведении анкетирования нами было выявлено, что многие пациенты и родители не информированы о профилактике декомпенсации СД. Это можно проследить по разделам контроля сахарного диабета.
1. Самоконтроль: большинство пациентов не ведет дневник самоконтроля как следует, в измерении уровня гликемии большую роль играет материальное обеспечение пациентов.
2. Рациональная инсулинотерапия: многие пациенты соблюдают правила постановки инсулина, это позволяет снизить риск возникновения липодистрофии. Но заметно, что самостоятельно корректировать дозу инсулина, в зависимости от разных ситуаций пациентам, пациентам не удается.
3. Рациональная диетотерапия: от соблюдения диеты зависит, насколько часто будут происходить колебания уровня сахара крови, если пациент часто нарушает диету, не ведет дневник самоконтроля это приводит к возникновению гипергликемической и гипогликемической коме.
4. Своевременное посещение узких специалистов, таких как офтальмолог, нефролог, невролог и эндокринолог очень важно для профилактики декомпенсации сахарного диабета. Контроль уровня HbA1C необходим, так как при высоких показателях (>10%) увеличивается риск развития осложнений и нарушения углеводного обмена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Был проведен анализ научно-теоретических источников по сахарному диабету 1 типа.
Изучили организацию оказания помощи, проводимую медицинской сестрой при уходе за детьми с сахарным диабетом в поликлинике и стационаре.
Рассмотрели эффективность контроля сахарного диабета у детей.
Проанализировали полученные результаты и на их основе которых сделали выводы.
Труд медицинского работника имеет свои особенности. Прежде всего, он предполагает процесс взаимодействия людей.
Эффект лечения пациентов во многом зависит от отношения медицинских сестер к самим пациентам. При выписке из стационара благодаря усилиям медицинского персонала подросток и его родители получили дополнительную информацию о течении болезни, возможных осложнениях, методах их профилактики декомпенсации. Освоили иные методы психоэмоциональной разгрузки, усовершенствовали методы контроля сахарного диабета в домашних условиях, откорректировали режим физических нагрузок и питания.
Выполняя процедуру, медицинские сестры должны помнить заповедь Гиппократа «Не навреди» и делать все, чтобы ее выполнить.
В условиях технического прогресса в медицине и все большего оснащения больниц и поликлиник новыми изделиями медицинской техники. Роль инвазивных методов диагностики и лечения, таких как суточное мониторирование и инсулиновая помпа, будет возрастать. Это обязывает медицинских сестер скрупулезно изучать имеющиеся и вновь поступающие технические средства, осваивать инновационные методики их применения, а так же соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно-диагностического процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/rol-medsestryi-v-profilaktike-saharnogo-diabeta-u-detey/
1.Нормативно-правовые акты:
1.1. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению сахарного диабета 1 типа у детей и подростков. Российское общество детских эндокринологов 2013г. -16с.
2.Книги:
2.1. Дедов И.И. Петеркова В.А. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями /— М.: Практика, 2014. С.17
2.2. Дедов И.И., Шестакова М.В. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / — Изд.четвертое, дополненное. 5-й выпуск. — М., 2011. — С. 15.
2.3. Барановский А.Ю. Диетология / — Изд.четвертое — СПб.: Питер, 2012. — С. 705-706
2.4. Барановский А.Ю. Диетология / — Изд.четвертое — СПб.: Питер, 2012. — С. 707
2.5. Дедов И.И., Шестакова М.В. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / — Изд.шестое. 6-й выпуск. — М., 2013. — С. 13
3. Статьи из журналов:
3.1. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. Государственный регистр сахарного диабета в Российской Федерации статус 2014г. и перспективы развития// Сахарный диабет. 2015. №3. С. 6
3.2. Дедов И.И., Петеркова В.А., КураеваТ.Л. Российский консенсус по терапии сахарного диабета у детей и подростков// Фарматека. 2010. №3. С. 7-14.
3.3. Дедов И.И. Сахарный диабет/ —№3. — М., 2003. — С. 17
4. Электронные ресурсы:
4.1. Петряйкина Е.Е., Рытикова Н.С. Диагностика сахарного диабета 1 и 2 типа [Электронный ресурс] // Лечащий врач. — 2005.- №5- Доступ из справ.- медицинский научно-практический журнал «Лечащий врач».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Типы препаратов инсулина, применяемых в Российской Федерации у детей и подростков, и профиль их действия
Виды инсулинов Начало действия, час Пик действия, час Длительность действия, час
Ультракороткого действия
Хумалог,
НовоРапид,
Апидра0,15-0,35 1-3 3-5
Короткого действия
(простой)
Актрапид НМ,
Хумулин Регулар0,5-1 2-4 5-8
Средней продолжительности
Протофан НМ
Хумулин НПХ 2-4 4-12 12-24
Аналоги базального инсулина
Лантус2-4 нет 24
Приложение 2
Таблица 2
Коррекция инсулинотерапии при развитии гипергликемии и кетозаГлюкоза крови Кетоны в крови Коррекция инсулинотерапии
Более 14ммоль/л 0-1ммоль/л Увеличение дозы короткого/ультракороткого инсулина на 5-10% от суммарной суточной дозы
Более 14ммоль/л 1-3ммоль/л Увеличение дозы короткого/ультракороткого инсулина на 10-20% от суммарной суточной дозы
Более 14ммоль/л Более 3ммоль/л Увеличение дозы короткого/ультракороткого инсулина на 10-20% от суммарной суточной дозы, госпитализация
Приложение 3
Таблица 3
Количество продукта в 1 хлебной единице (ХЕ)
Наименование продуктов Количество продуктов, содержащих 1 ХЕ
в граммах в мерах
Хлебобулочные изделия:
сухари черные, хлебные палочки
хрустящие хлебцы
хлеб пшеничный
хлеб ржаной
хлеб с отрубями 15
20
20
25
30 2 штуки
½ куска
½ куска
½ куска
Мучные и крупяные продукты:
рис
крахмал картофельный
мука кукурузная
мука пшеничная высший сорт
макаронные изделия
крупа манная, гречневая, овсяная, перловая, пшенная, ячневая, пшеничная
мука соевая цельная 15
15
15
15
15
20
80 2 чайные ложки
2 чайные ложки
2 чайные ложки
2 чайные ложки
1,5 столовых ложки
1 столовая ложка
3 столовых ложки
Фрукты и ягоды:
сухофрукты:
- бананы, яблоки, курага, инжир
- чернослив, изюм, финики
бананы без кожуры
виноград
хурма
ананас
инжир
гранаты
вишня, черешня
плоды шиповника
яблоки
слива
персики
дыня без кожуры
крыжовник
абрикосы
арбуз без кожуры
малина
черника
брусника
апельсины, мандарины без кожуры
клюква
лимоны
соки без сахара:
- виноградный
- сливовый, красносмородиновый-вишневый
- яблочный, грушевый, черносмородиновый, из крыжовника, из голубики
- апельсиновый
- ежевичный
- мандариновый
- грейпфрутовый
- клубничный
- малиновый 15
20
60
80
90
105
110
110
115
120
120
125
125
130
130
135
135
145
150
150
150
315
400
70
80
90
100
110
120
130
140
160
170 1 столовая ложка
½ штуки
1 штука
1 кусок
3 штуки
1 штука
¾ граненого стакана
1 граненый стакан
1 штука
4 штуки
1-2 штуки
1 кусок
¾ граненого стакана
5 штук
1 кусок
1 граненый стакан
1 граненый стакан
1 чайный стакан
1 штука (2-3 штуки)
2,3 чайного стакана
4 штуки
½ граненого стакана
1/3 чайного стакана
½ граненого стакана
½ граненого стакана
½ чайного стакана
½ чайного стакана
½ чайного стакана
2/3 граненого стакана
¾ граненого стакана
2/3 граненого стакана
Овощи:
картофель хрустящий
картофель жареный
кукуруза в зернаякартофель отварной
горошек зеленый
свекла
лук репчатый
бобы зеленые
морковь
редька
помидоры
кабачки
капуста белокачаннаятыква
фасоль
салат
огурцы грунтовые 30
40
70
75
95
130
130
140
165
185
315
245
255
285
400
520
575 1 штука
2 штуки
2 штуки
3 штуки
6 штук
Молочные продукты:
молоко сухое цельное
молоко сгущенное без сахара
молоко цельное, кефир, простокваша 30
125
255 1,5 столовых ложки
½ граненого стакана
1 чайный стакан
Примечание: граненый стакан – 200 г, чайный стакан – 250 г.
Окончание таблицы 3
Приложение 4
Анкета «Соблюдение контроля у пациентов с СД»
Ведете ли Вы дневник самоконтроля?
а) Ежедневно
б) Не каждый день, периодически
в) Нет
Как часто Вы измеряете уровень сахара в крови в течение дня?
а) 1-2 раза
б) 3-4 раза
в) не измеряю
г) 4-6 раз
По каким причинам Вы не измеряете уровень сахара крови 4-6 раз в день?
а) Недостаточное количество тест-полосокб) Нежелание измерять сахар крови
в) Измеряю уровень сахара крови 4-6 раз в день
Измеряете ли Вы сахар крови при заболеваниях и ухудшении самочувствия?
а) Да
б) Нет
Соблюдаете ли Вы правила постановки инсулина?
а) Да
б) Нет
Изменяете ли Вы дозу инсулина от уровня глюкозы крови?
а) Каждый раз
б) Изредка
в) Никогда
Изменяете ли Вы дозу инсулина от количества съеденных углеводов?
а) Каждый раз
б) Изредка
в) Никогда
Снижаете ли Вы дозу инсулина при чрезмерных физических нагрузках?
а) Каждый раз
б) Изредка
в) Никогда
Умеете ли Вы рассчитывать ХЕ (хлебные единицы)?
а) Да
б) Нет
Соблюдаете ли Вы диету № 9?
а) Да, соблюдаю
б) Часто нарушаю
в) Периодически нарушаю
Проводите ли Вы замену продуктов по гликемическому индексу?
а) Да
б) Нет
Посещаете ли Вы узких специалистов (офтальмолог, невролог, нефролог) 1 раз в год?
а) Да
б) Нет
Уровень Вашего гликированного гемоглобина?
а) до 7%
б) от 7,5 до 8%
в) от 8,5 до 10%
г) >10%
Измеряете ли Вы гликированный гемоглобин 1 раз в 3 месяца?
а) Да
б) Нет
Как часто Вы посещаете эндокринолога?
а) 1 раз в месяц
б) 1 раз в 3 месяца
в) 1 раз в полгода
г) 1 раз в год