Маниакально-депрессивный психоз сестринский уход

Курсовая работа
Содержание скрыть

Психология больного человека такова, что, заболев, он озабочен не только вопросами развития здравоохранения, но и уровнем квалификации медицинских работников. Именно умениями и знаниями тех конкретных медицинских работников, от которых непосредственно зависит восстановление его здоровья, а иногда и спасение его жизни.

Находясь в больнице, во время проведения разнообразных процедур, лабораторных исследований средний медицинский персонал является тем профессионально образованным звеном, с которым у каждого больного устанавливается тесный контакт. От него он ждет помощи, сочувствия и поддержки.

Не всегда удается ликвидировать физические страдания лечебными мероприятиями и очень важно освободить больного от сопровождающих их психических переживаний.

Поэтому, помимо искусного владения практическими навыками, медицинская сестра должна быть чуткой, внимательной, заботливой.

Без этих человеческих качеств, в значительной мере определяющих нравственный облик медицинской сестры, трудно и вредно работать с больными людьми. Одних этих благородных качеств мало.

Необходимы специальные знания, помогающие понять проявления, характер и глубину душевных страданий больного человека и найти способы, позволяющие облегчить их. Эти знания черпаются из изучения психиатрии.

Психиатрия – это область медицинской науки и практики, охватывающая не только выраженные расстройства психики, но и слабо выраженные, иногда скрытые психические реакции. В психиатрических больницах средний медицинский персонал руководствуется специальными правилами наблюдения, лечения и ухода.

Значение и роль психиатрии в современном обществе возрастает. В России и во всем мире люди оказываются в ситуации тяжелого стресса. Такая ситуация обусловлена стихийными бедствиями, массовыми катастрофами.

Цель работы:

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

объект исследования:

Предметом исследования

В данной работе использовались клинические методы исследования и системный подход в лечении и профилактики маниакально-депрессивного психоза.

Структурно данная курсовая работа содержит: введение, теоретическую и практическую части с исследованием, заключение, список литературы, приложения.

Глава 1. Теоретическая часть

Маниакально-депрессивный психоз (циркулярный психоз, циклофрения, циклотимия) – это эндогенное заболевание, которое протекает в виде приступов (фаз) с аффективными расстройствами, светлыми промежутками между приступами. В этот период полностью восстанавливается психическое здоровье, отсутствуют изменения личности.

12 стр., 5908 слов

Реактивный психоз

... больного, выделяют три типа течения реактивных психозов: острые шоковые реактивные психозы, подострые и затяжные реактивные психозы. Острые шоковые реактивные психозы. Острые аффектогенно-шоковые реактивные психозы ... анализатор, либо положительно индуцирующее его), при подострых психозах происходит формирование патодинамической структуры (больного пункта мозговой коры), во многом определяющей ...

Термин «циклотимия» первый применил в 1882 году К.Кальбаум немецкий врач психиатр для ослабленных вариантов болезни. В 1883 году Э.Крепелин немецкий психиатр употребил термин «циркулярная душевная болезнь». В 1896 году он ввел понятие «маниакально-депрессивный психоз».

Циклофрения является выраженной формой маниакально-депрессивного психоза.

Маниакально-депрессивный психоз часто возникает от 30 до 60 лет. Женщины болеют чаще, чем мужчины. В последние годы отмечается некоторый рост заболеваемости маниакально-депрессивным психозом.

В этиологии и патогенезе маниакально-депрессивного психоза большое значение придается наследственности и конституциональным особенностям. Нередки случаи заболевания у родителей и детей. Приступы маниакально-депрессивного психоза чаще возникают у лиц, отличающихся постоянно повышенным и пониженным аффективным тонусом либо склонностью к колебаниям настроения.

В.П.Осипов российский психиатр связывал патогенез маниакально-депрессивного психоза с нарушением деятельности желез внутренней секреции. Доказательством является возникновение заболевания чаще у женщин в связи с родами, климаксом, нарушением менструального цикла.

В.П.Протопопов советский психиатр большое значение в патогенезе придавал нарушению вегетативной регуляции, функции гипоталамического отдела промежуточного мозга. Это подтверждается при применении психотропных веществ возникновением аффективных состояний.

Глава 2. Практическая часть , Сестринский процесс

От медицинской сестры требуется детальное знание симптомов депрессивного состояния. Депрессивные состояния могут наблюдаться не только в психиатрических учреждениях, но и в соматических клиниках.

Организационная структура сестринского процесса состоит из пяти основных этапов (классическая схема, принятая в нашей стране).

Первый этап, Обследование пациента

Цель этапа

Медицинской сестре необходимо собрать информацию о пациенте для того, чтобы сформировать представление о нем, установить, как он воспринимает состояние своего здоровья и какую помощь он может оказать себе сам.

Это позволит медицинской сестре выявить и учесть в дальнейшем потребности пациента в сестринском уходе.

Важным аспектом сбора информации является установление эффективного общения с пациентом, создание обстановки взаимного доверия и психологического комфорта.

Полученную информацию медицинская сестра использует для наблюдения за пациентом в динамике, коррекции плана оказания сестринской помощи, обменивается ею с другими специалистами, участвующими в уходе.

Медицинская сестра начинает собирать информацию о пациенте при первом же контакте с ним.

Для сбора информации медицинская сестра должна иметь хорошие коммуникативные навыки, владеть методикой расспроса, наблюдения и обследования.

Заключение

Сестринское дело является неотъемлемой частью системы здравоохранения, охватывающее вопросы помощи и ухода за пациентами. Сестринский процесс является одним из основных понятий в современной модели сестринского дела.

12 стр., 5769 слов

Особенности сестринской помощи пациентам при хроническом гастрите

... особенности сестринской помощи при данной патологии. Для достижения данной цели исследования необходимо проанализировать: основные обследования и уход пациентов с хроническим гастритом. Для проведения исследования использовались следующие методы: научно-теоретический анализ медицинской ...

Сестринский процесс представляет собой серию запланированных действий, направленных на достижение определенного результата, цели. Это серия шагов, которые предпринимает медицинская сестра при проведении ухода за больным.

Сестринский процесс базируется на проблемном подходе, являясь научным методом. Сестринский процесс определяет конкретные потребности пациента в уходе, прогнозирует последствия ухода. При использовании в лечении сестринского процесса можно определить стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента.

Применение сестринского процесса требует от медицинской сестры не только творческого подхода, но и различных навыков и умений:

  • интеллектуальных – умения критически мыслить, навыков анализа и синтеза информации, принятия решений;
  • психологических – навыков создания доверительной атмосферы, проявления толерантности к чужому мировоззрению;
  • коммуникативных – навыков эффективного общения, умения активно слушать и воспринимать услышанное, получать информацию и предоставлять её;
  • педагогических – умений, связанных с обучением пациента и членов его семьи.

https://mirznanii.com/a/278444/sestrinskoe-delo

Сестринский процесс при уходе за больными с психическими расстройствами

Маниакально-депрессивный психоз сестринский уход

Роль медицинской сестры в организации лечебного процесса и ухода за психическими больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов, без чего невозможно было бы само осуществление терапевтического подхода к больным и, в конечном счете, регистрирование ремиссионных состояний или выздоровление.

Это не механическое осуществление врачебных назначений и рекомендаций, а решение повседневных вопросов, которые включают в себя непосредственное проведение лечебных процессов (раздачу лекарств, парентеральное введение препаратов, осуществление целого ряда процедур), которые следует осуществлять с учетом и знанием возможных побочных проявлений и осложнений.

В конечном счете, это и принятие на себя ответственности за проведение целого ряда мероприятий. Подготовить больного к проведению той или иной процедуры или мероприятию требует подчас от медсестры также много сил, умения, знания психологии больного и характера имеющихся психотических расстройств.

Убедить больного в необходимости принять лекарство и пойти на ту или иную процедуру нередко бывает затруднительным из-за его болезненной продукции, когда по идейно – бредовым мотивам галлюцинаторных переживаний или эмоциональных расстройств противится проведению порой всех лечебных мероприятий.

В этом случае знание клиники заболеваний помогает правильно решить терапевтическую проблему, делая возможным положительное решение излечения. До сего времени актуальным остается уход и надзор за психически больными людьми, которые проводятся медсестрой. Оно включает в себя кормление больных, смену белья, проведение санитарно – гигиенических мероприятий и так далее.

Особенно важно наблюдение за целым контингентом больных. Это касается депрессивных больных, пациентов с кататонической симптоматикой, больных с острыми психотическими расстройствами и нарушениями поведенческих актов.

14 стр., 6979 слов

Коммуникативная сторона общения пациента и медицинского работника

... общение. При общении врача с пациентом такой вид взаимодействия становится неравным. Врач рассматривает проблемы больного с ... с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, ... с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного. Сама медицинская психология ... сестринского дела, недостаточные знания зарубежного опыта, с ...

Уход и надзор, несомненно, являются важными звеньями в общем плане лечения больных, так как невозможно было бы проведение терапевтических мероприятий без этих важных больничных факторов.

Информация о больных, динамике их заболеваниях, изменениях в лечебном процессе и так далее является неоценимым в ходе комплексного лечебного процесса, который проводится психическим больным в психиатрических стационарах.

Только медсестра может констатировать появление целого ряда делириозной симптоматики в вечернее время, предотвратить реализацию суицидальных тенденций, установить суточные колебания настроения у пациентов по косвенным, по объективным характеристикам, предугадать их социально опасные побуждения.

Иногда, для того чтобы успокоить больного, медицинская сестра обещает ему очередное свидание с родными, разговор по телефону, но потом не выполняет обещания, т.е. обманывает больного. Это совершенно недопустимо, так как больной теряет доверие к медицинскому персоналу. В случае, если невозможно прямо и конкретно дать ответ на тот или иной вопрос, следует перевести разговор на другую тему, отвлечь больного. Не рекомендуется также обманным путем помещать больного в стационар. Это затрудняет в дальнейшем контакт с ним, он надолго становится недоверчивым, ничего не рассказывает о себе, о своих переживаниях, а иногда становится озлобленным. Не следует бояться больных, но не нужно бравировать излишней храбростью, так как это может привести к тяжелым последствиям.

Сестринский процесс при шизофрении и аффективных расстройствах.

Шизофрения(F20-29) — это хроническое прогредиентное (злокачественное) психическое заболевание с невыясненной этиологией, приводящее к изменению личности больного, иногда малозаметному, но в дальнейшем постепенно усугубляющемуся .

Дефект (от лат. defectus – изъян, недостаток) обозначает психические, в первую очередь личностные выпадения, случившиеся по причине перенесенного психоза.

характеристика дефекта и его главное отличие от деменции в том, что, во-первых, он увязан с ремиссией и, во-вторых, – он динамичен.

Динамика дефекта, заключается либо в его нарастании (прогредиентности), либо в его ослаблении (становление собственно ремиссии), вплоть до компенсации и обратимости.

Аффективные расстройства (F30-F39)-расстройства, при которых основным нарушением является изменение эмоций и настроения в сторону депрессии (с тревогой или без нее) или в сторону приподнятости. Изменения настроения обычно сопровождаются изменениями общего уровня активности.

Сестринский процесс при шизофрении и аффективных расстройствах настроения сейчас включает в себя четыре составляющих:

1.сбор информации (обследование),

2) планирование,

3) вмешательства,

4) оценку эффективности вмешательств.

Прежде чем рассмотреть каждую из этих стадий, остановимся на проблемах общения с пациентами, страдающими шизофренией.

3 стр., 1018 слов

Лечение шизофрении и реабилитация

... реабилитация, Психотерапия занимает существенное место в лечении больных шизофренией. При наличии выраженной психотической симптоматики (параноидная шизофрения, психотические приступы рекуррентной и шубообразной шизофрении) больные ... нарушению контакта между врачом и пациентом. Оправданы разъяснения, какие высказывания и формы поведения пациента оцениваются окружающими как болезненные. Полезна ...

Особенности общения с пациентами и их близкими.

Следует, во-первых, иметь в виду, что пациенты, страдающие шизофренией и аффективными расстройствами настроения, часто погружены в свои переживания, отгорожены от окружающего мира, и попытки сбора информации, а тем более проникновения в их внутренний мир могут вызвать у них сопротивление и даже агрессию. Это особенно возможно у пациентов с параноидной формой шизофрении.

Поэтому длительность разговоров с пациентами, даже в состоянии неполной ремиссии, не говоря о периодах острых проявлений болезни, должна быть небольшой. Рекомендуется не-сколько коротких бесед в течение дня, разделенных интервалами.

В беседах с пациентами следует всячески избегать общих выражений, абстрактных построений: факты и суждения, сообщаемые пациенту, должны быть предельно конкретными. Иначе вследствие расстройств мышления и бредовых построений смысл разговора в представлении пациента может быть искажен.

Поскольку при общении с пациентами, страдающими шизофренией и аффективными расстройствами настроения. агрессия с их стороны хоть и нечасто, но возникает, приводим в сокращенном виде схему из учебника для специалистов по уходу (США):

«ВВЕДИ ЭТО В ПРАКТИКУ – БЫСТРОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРЕССИЕЙ И ГНЕВОМ»

1. Уговорить клиента, перенести его действия в иную плоскость.

2. Заручиться поддержкой коллег, чтобы удалить других пациентов, но одного держать около себя.

3. Задавать конкретные, нетревожащие вопросы спокойным модулированным голосом.

4. Не выпытывать причину агрессии, но указывать на ее последствия (помеха работе, невнимание к другим пациентам и т. п.).

Сбор информации.

Аутичность пациентов, страдающих шизофренией и аффективными расстройствами настроения, недоступность и сопротивление общению предполагают сбор информации не только у пациентов, но и у их родственников и близких.

При этом следует учесть то обстоя-тельство, что и среди родственников больных шизофренией немало людей странных, с личностными отклонениями, полно ценный контакт с которыми также может не осуществиться.

Поэтому по возможности о проблемах пациента желательно спросить несколько человек.

Проявления и последствия болезни, которые необходимо выявить при сборе информации, отметить их наличие или отсутствие:

1. Наличие изменений сенсорного восприятия (галлюцинации, иллюзии, сенестопатии и другие проявления, здесь же указывается на наличие деперсонализации и дереализации).

2. Наличие изменений познавательных процессов (бреда, аутистических построений мышления и других проявлений).

3. Наличие изменений коммуникации — формальность общения, нежелание общения, полное отсутствие общения и т. д.

4. Изменения в двигательной сфере — необходимые тесты и позы, манерность, возбуждение, ступор.

5. Изменения аффекта — необычно пониженное или повышенное настроение, злобность, апатия.

13 стр., 6167 слов

Особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций

... особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций: 1) Любые сестринские вмешательства имеют отношение к сохранению целостности организма пациента, поэтому сопровождаются переживаниями и ... Это одна из основных обязанностей медицинского персонала. При общении с пациентом и выполнении сестринских манипуляций медсестра обязана ? соблюдать этические принципы поведения, ? создавать ...

6. Повышенный риск суицида.

7. Повышенный риск совершения насильственных действий.

8. Изменение семейных взаимоотношений: разобщенность с семьей, распад семьи, непонимание семьей состояния пациента, отторжение пациента.

9. Наличие проблем с занятостью, падение и утрата работоспособности, непонимание коллегами, угроза потери занятости.

10. Наличие дефицита самоухода (неряшливость, неопрятность, нежелание себя обслуживать и т. п.).

11. Наличие нежелательных (побочных) реакций на назначенные психотропные средства — тремор, замедление движений, реакций на внешние стимулы и др.

12. Состояние сна (частичная, полная бессонница).

Исходя из данных сбора информации, определяются проблемы пациентов, а отсюда и необходимые вмешательства.

Типичные проблемы пациентов вытекают из описанных выше клинических проявлений разных форм шизофрениии и аффективных расстройствах настроения.

Здесь и галлюцинаторно-бредовые проявления, и дефицит общения, и нередкое, особенно в начале заболевания или его рецидиве, психомоторное возбуждение, проявляющееся в разных формах.

Следует отметить, что в современных условиях, при широком применении психотропных средств, риск насильственных действий со стороны душевнобольных является в большей степени обывательским заблуждением; он меньше риска насилия в общей популяции («здоровых»).

Зато риск суицида среди пациентов, страдающих шизофренией и аффективных расстройствах настроения , весьма велик, и терапия нейролептиками этому не препятствует. Следует помнить и о возможности развития постшизофренической депрессии.

Семейные проблемы пациентов, страдающих шизофренией и аффективными расстройствами настроения, весьма существенны. Семья, близкие могут не понимать паци-ента, считать симптомы его болезни за проявления дурного характера. С другой стороны, в некоторых случаях семья упорно настаивает на том, что пациент здоров, и ищет его болезненным поведенческим проявлениям всяческие оправдания.

Особенно нежелательно и опасно, когда семья не понимает состояния пациента при его выписке из стационара, и он представляется ей, например, полностью выздоровевшим или же безнадежным и несчастным.

Тогда члены семьи проявляют к пациенту постоянную и неуместную жалостливость, или семья и близкие продолжают сохранять напряженные, неприязненные отношения; нередко семья испытывает перед пациентом страх и растерянность.

Пациенты, страдающие шизофренией, нередко теряют работу.

Особенно тяжелую проблему может представлять запущенность пациентов — это исправимо, если идет речь о таких проявлениях, как их неряшливость и неопрятность, но гораздо более серьезно, если дело касается одиночества пациентов (особенно мужчин) в результате тяжелой болезни или их бездомности (например, лишения жилья в результате мошенничества или отъезда семьи).

Планирование сестринских вмешательств и их оценка.

Частично они вытекают из тех положений которые изложены разделах, касающихся реабилитации : пациентов и психотерапии. Необходимо еще раз напомнить, что в зарубежных странах, где развит сестринский процесс, медсестра является организующим центром так называемой «лечебной команды», где врачи — психиатр и психолог выполняют преимущественно консультативною роль.

Вмешательства должны планироваться, и в первую очередь должны определяться приоритетные из них.

Типичные сестринские вмешательства, предпринимаемы пациентам, страдающим шизофренией и аффективными расстройствами настроения с острыми расстройствами и на переходе к ремиссии.

1. Выполнять и прослеживать выполнение лекарственных и иных медицинских назначений, отмечать эффективность, побочные эффекты лекарств и обращать на это внимание врача.

2. Пытаться определить стресс-факторы, усиливающие галлюцинаторные и иные переживания пациента. Обеспечить ему спокойную умиротворяющую обстановку, чтобы уменьшить импульсивность, тревогу и другие проявления.

3. По мере стихания галлюцинаторно-бредовых и других переживаний сначала отвлекать пациента от них, делая их менее актуальными; указывать пациенту на последствия, а не обсуждать бредовые и иные переживания. Лишь в дальнейшем подводить пациента к критической оценке его суждений и поведения.

Помогать пациенту в личной гигиене: одевании, умывании и т. п., пока он (она) не научится делать это самостоятельно. Установить и обозначить для пациента точное время само-обслуживания.

5. Привлекать и побуждать пациентов к групповой активности (общению с другими больными; участию в психотерапевтических группах, трудотерапии и т. п.).

6. Всячески одобрять пациента, у которого происходит возврат к нормальным суждениям, нормальному поведению и усиление активности. Оценивать и увеличивать степень самоуважения пациента; предупреждать таким образом постшизофреническую депрессию.

7. Проводить беседы с пациентом относительно его правильного поведения дома и способов предотвращения рецидива болезни. Обучать распознаванию первых признаков рецидива и необходимости срочного обращения за медицинской помощью.

8. Тщательно документировать и сохранять все полученное при взаимодействии с пациентом.

9. Активно проводить работу с семьей пациента. Подводить их к пониманию его болезненных симптомов и проблем, особенно после его выписки из стационара.

Как видно из вышеперечисленного, вмешательства, пронумерованные как 1 и 2, относятся к острому периоду болезни, а остальные к периоду затихания процесса и стабилизации ремиссии.

Специалистам по уходу, кроме того, приходится зачастую иметь дело с работодателями пациента, чтобы обеспечить ему условия, необходимые для реабилитации, а также заниматься вещами, которые внешне могут показаться мелкими, но являются для пациента стрессирующими факторами (оставленные животные, неухоженные растения, неотправленные или неполученные письма и т. п.).

Оценка эффективности вмешательств производится в разное время и зависит целиком от их содержания: так, при определении эффективности лечения или побочных эффектов лекарств — ежедневно; при помощи в самоуходе или побуждении пациента к активности — еженедельно. Вообще восстановление нормального поведения при шизофрении и аффективных расстройствах настроения происходит довольно медленно, и специалисты по уходу в США образно сравнивают его с «получением дохода чрезвычайно малыми приращениями».

Все вмешательства у пациентов, страдающих шизофренией и аффективными расстройствами настроения, производятся с сохранением основных правил общения с ними: беседа короткой продолжительности, особенно в начале общения, конкретность и определенность заявлений.

https://megaobuchalka.ru/4/31846.html

Сестринский процесс при мдп

Маниакально-депрессивный психоз сестринский уход

https://mykonspekts.ru/2-16764.html

Маниакально-депрессивный психоз. Лекция (СПбГМУ, лечебный факультет, 5

Маниакально-депрессивный психоз сестринский уход

Лекция по психиатрии № 3

Маниакально-депресивный психоз (МДП)

Депрессивная фаза (стадия)

Триада симптомов

  1. Болезненно сниженное настроение (гипотимия) в течение более 2 недель. Дифференцировать с «обычной печалью» можно по следующим признакам:
    1. Агедония — утрата способности переживать положительные эмоции или пртупление положительных эмоций («и оргазм уже не тот, что был…»).

    2. Витализация аффекта — эмоциональное состояние выражается в определенных физических ощущениях. Пример — ощущение «камня на душе».
    3. Больные сами подчеркивают качественное отличие гипотимии от «бытовой печали».
  2. Болезненно замедленный тип мышления (идеаторная заторможенность).
    1. Субъективные переживания: жалобы на трудности при подборе слов и формировании фраз в разговорной речи. Пациенты характеризуют свое состояние как «пустая голова», «вялые, тягучие мысли».
    2. Объективно: уменьшение речевой продукции в единицу времени (длинная пауза перед ответом, ответ на первый вопрос после задавания второго).

      Принципы здорового питания. Оценка функционального состояния пациента

      Реферат Принципы здорового питания. Оценка функционального состояния пациента Организация лечебного питания в ЛПУ.

      Характеристика лечебных диет Питание является важнейшей физиологической потребностью организма.

      С пищей человек получает вещества (нутриенты), необходимые для жизнедеятельности организма, это – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и вода. Все эти вещества участвуют в …

      Речь односложна, бедна; позиция в беседе пассивная — ответы могут ограничиваться фразами «Да» и «Нет».

  3. Моторная заторможенность. Выделяют три степени тяжести:
    1. Легкая степень — утрата навыков выполнения привычных движений, неуклюжесть.
    2. Выраженная степень — сутулость, понурость, шаркающая походка.
    3. Крайняя степень — депрессивный ступор.

Внешний вид больного депрессией характеризуется феноменом «ураганного старения»: если вы видели пациента до начала депрессивной фазы МДП, вам покажется, что он постарел на несколько лет. Причины такого изменения внешности: скорбная мимика, нарушение тонуса и тургора тканей лица. После выхода из депрессивной фазы пациент снова «молодеет».

Кроме трех основных смиптомов существует еще ряд признаков депрессивной фазы МДП.

  1. Депрессивные мысли (навязчивые, сверхценные или бредовые).
    1. Идеи своей малоценности («моя жизнь прошла впустую»), не обусловленные ситуацией и длительные, не поддающиеся переубеждению.
    2. Идеи безысходности и бесперспективности.
    3. Идеи самообвинения, самоуничижения. Могут носить бредовой характер, например: «Я объедаю африканских детей». Формально идеи могут основываться на реальных событиях: «Если бы во втором классе я не пожалел для Васи карандаш, он не разочаровался бы в людях и не спился» и проч.
  2. Суицидальные мысли. Суициды отличаются жестокостью и имеют целью именно самоубийство, а не психологический шантаж окружающих. Обычно пациенты прыгают из окон верхних этажей, вешаются, без единого звука разжевывают себе язык. Только при МДП и шизофрении встречаются расширенные суициды — убийство вместе с собой своих близких. Возможный мотив: «Если я ничтожество, как я могу родить достойных детей?».
  3. Нарушение витальных функций.
    1. Уменьшение общей продолжительности сна до 4 часов в сутки и меньше, ранние пробуждения. Учитывая то, что депрессивное состояние наиболее выражено именно по утрам, а родственники еще спят, именно в ранние утренние часы проивходит большинство суицидов.
    2. Наршение аппетита.

Примечание. При зимней сезонной депрессии имеет место инверсия витальных функций: сонливость, повышенный аппетит.

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса».

Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение …

  1. Соматовегетативные формы.
    1. Триада Пртопопова (симпатикотония): повышение ЧСС, запоры, расширение зрачка.
    2. Артериальное давление несколько выше нормы (если пациент страдает гипертонической болезнью, АД может наоборот понижаться).

    3. Жалобы на болевые ощущения в области сердца, в суставах и мышцах
    4. Нарущение функции желез внешней (сухость во рту, «сухой плач») и внутренней (дис- и аменорея) секреции.

Маниакальная фаза (стадия)

Также имеется триада симптомов.

  1. Гипертимия — болезненно приподнятое настроение, часто заразительное (гипертимик может расшевелить даже пациента в депрессивной фазе МДП).

    Нарушается способность к адекватному реагированию: на известие о смерти близких такой человек может прореагировать спокойной улыбкой или даже не обратить на это внимания.

  2. Болезненно ускоренный темп мышления. Речь напоминает скороговорку, фразы обрываются на середин, речь «не поспевает за мыслями». Появляется формальная способность к стихосложению: пациент рифмует строчки, однако высокой художественной ценностью эти стихи не отличаются.
  3. Двигательное возбуждение.

Другие симптомы.

  1. Идеи переоценки личности (бредовые идеи величия, навязчивость).

  2. Поведение можно охарактеризовать как «цыганское».
  3. Потребность во сне резко снижена, при этом дискомфорта пациент не ощущает.
  4. Повышение аппетита без прибавки массы тела.
  5. Резкое усиление либидо (гиперсексуальность), ориентированное на «количество», а не на «качество». В случае изоляции в психиатрической больницы либидо находит свою реализацию в стихах непристойного содержания (см. симптом «болезненно ускоренный темп мышления»).

«Светлый промежуток»

Так называется период между маниакальной и депрессивной стадиями МДП. В отличие от ремиссии при шизофрении, светлый промежуток характеризуется полным отсутствием остаточных симптомов.

Этиология, патогенез и клиника диффузного токсического зоба

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ) Реферат по предмету клиника внутренних болезней Этиология, патогенез и клиника диффузного токсического зоба Выполнила Студентка 3 курса кафедры «клиническое консультирование», д/о Кокоулина Юлия Юрьевна Санкт- …

Этиология и патогенез МДП

Для биполярного враианта МДП (чередование маниакальной и депрессивной стадии) установлена роль наследственности (по разным данным, заболевание связано с х-хромосомой или 17 парой аутосом).

Патогенез заключается в наршении обмена биогенных аминов серотонина и норадреналина. Нарушение в системе «гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников» приводит к гиперкортизонемии с нарушением отрицательной обратной связи.

Принципы лечения больных с МДП

  1. Для купирования манииакальной фазы выбирается одна из следующих групп: классические нейролептики (галоперидол; не вводить аминазин, т.к. он вызвает депрессию), атипичные нейролептики (рисполент, сероквель), соли лития.
  2. Купирование депрессивной фазы: антидепрессанты гетероциклические (амитриптилин, имиграмин) и новго поколения (прозек, регулируют обратный захват серотонина, имеют меньше побочных эффектов).

  3. Профилактика (превентивная терапия)

А) При монополярном варианте (отсутствие фазности) депрессию лечат антидепрессантами.

номротимиками

  • соли лития,
  • финлексин (карбомазепин),
  • соли вальпроевой кислоты (депакин).

Подробнее по лечению будет прочитана отдельная лекция.

107) Расстройства сферы ощущений и психосенсорного синтеза. Разграничение сенестопатий, парастезий и патологической самотической интерорецепции

Общая психопатология Расстройства ощущений относят: Гиперстезия- обострения, повышенная чувствительность со стороны энтерорецепторов к физическим, физиогенным раздражителям, сопровождается реакцией раздражения. Встречается при соматических заболеваниях: начальными проявлениями острых психотических состояний, помрачения сознания, состояния выраженного переутомления. Анастезия, аналгезия- потеря …

Отечественная терминология и международная классификация болезней (МКБ-10)

Моноплярный вариант МДП с депрессивным состоянием имеет в МКБ-10 название «рекуррентное депресивное расстройство». Биполярный вариант МДП — «биполярное аффективное расстройство».

Циклотимия и дистимия

Циклотимия — мягкий, «абортивный», непсихотический вариант МДП. Не требует госпитализации. Особое внимание уделяется профилактике. Этиология и патогенез те же, что и при психотическом варианте.

Дистимия:

  1. Затяжная депрессия (длительностью более 2 лет).

  2. Депрессия непсихотического уровня.

Этиология включает наследственность, внешние психологические факторы и особенности конституции (гетерогенная группа состояний).

Лечение: антидепрессанты нового поколения, психотерапия.

Лекция прочитана в феврале 2004 года.

https://forpsy.ru/works/konspekt/maniakalno-depressivnyiy-psihoz-lektsiya-spbgmu-lechebnyiy-fakultet/

От медсестер требуется детальное знание симптоматологии аффективных расстройств, особенно депрессий.

Последние, как уже указывалось, могут наблюдаться у пациентов, находящихся не только в психиатрических учреждениях, но и в соматических клиниках.

Квалифицированная медсестра должна уметь распознавать депрессии, маскирующиеся под соматические заболевания (соматизированные депрессии), и вовремя дать пациенту и его близким совет проконсультироваться у психиатра.

Особенности общения с пациентами. Сбор информации.

Пациенты при депрессивном и маниакальном эпизодах средней и умеренной степени обычно способны дать о себе весьма исчерпывающую информацию. Однако эмоциональные нарушения способны ее существенно исказить.

Так, пациент, нахо-дящийся в маниакальном состоянии, видя все в розовом свете, может не упомянуть о ряде болезненных симптомов — наблюдающейся потере веса, бессоннице, суточных колебаниях настроения.

Правда, он охотно расскажет о своих легкомыс-ленных связях, приключениях, путешествиях, алкоголизации или приеме наркотиков.

С другой стороны, пациент в депрессивном эпизоде может не упомянуть об идеях греховности, виновности, особенно если у него появляются суицидные мысли. Больные с сенестопатически-ипохондрическими переживаниями будут подробнейшим образом говорить о своих болезненных ощущениях, не останавливаясь на изменениях настроения.

При маниакальных и депрессивных эпизодах обязателен сбор информации у родственников и близких пациента.

При маниакальных и депрессивных эпизодах с тяжелыми психотическими проявлениями сбор информации очень затруднен; у самого пациента удается получить весьма незначительную часть информации. Причины этого: депрессивный ступор, уверенность больных, что они нуждаются в наказании, казни, но не лечении.

При маниакальных состояниях пациенты не способны к длительному поддержанию разговора из-за отвлекаемости и двигательного возбуждения. Таким образом, беседа с близкими таких пациентов приобретает еще большую значимость.

Медсестра должна умело осуществлять общение с пациентами, высказывающими бредовые идеи. Разубеждение на остром этапе болезни ничего, кроме вреда, не может принести.

Спор с пациентом, высказывающим идеи самоуничижения, может вызвать у него взрыв тоски, а тот же спор с пациентом в маниакальном эпизоде с идеями переоценки собственной личности или величия может вызвать у него гневливость и агрессивность.

Сестра всегда может предложить перенести беседу на вечернее время, когда выраженность аффективных расстройств у пациентов обычно стихает.

Активнаяпсихокоррекция бредовых переживаний может начинаться только при их затихании.

У пациентов с тяжелыми психотическими депрессиями иногда приходится прибегать к императивным формам общения, например приказаниям при приеме лекарств. У пациентов в маниакальном эпизоде императивы порождают гневливость.

При сборе информации у пациентов с аффективными расстройствами настроения необходимо четко выявлять следующее:

1. Наличие или отсутствие суицидных мыслей или намерений у пациента (при субъективном анамнезе).

2. Наличие или отсутствие агрессивных тенденций, направленных на своих родных, других пациентов, медперсонал.

3. Наличие или отсутствие бредовой продукции.

4. Наличие или отсутствие психомоторного возбуждения.

5. Характер изменения настроения.

6. Способность пациента к продуктивному общению, учитывая изменение мышления и двигательной активности.

7. Степень потери веса и наблюдающиеся тенденции к его повышению или дальнейшему снижению.

8. Наличие расстройств аппетита или способности к регулярному потреблению пищи и питья.

9. Наличие расстройств сна и характер этих расстройств.

10. Соматические симптомы, сопровождающие аффективные расстройства (запоры, повышение АД, головные боли, отсутствие месячных, импотенция у мужчин).

11. Наличие (или отсутствие) дефицита самоухода – мытья, одевания и т. п.

12. Наличие или отсутствие проблем с работой, связанных с развитием маниакального и депрессивного эпизодов.

13. Наличие или отсутствие проблем в семье, как связанных, так и не связанных с болезнью. Понимание семьей и близкими болезненного состояния пациента.

14. Реакцию пациента на назначенные ему психотропные средства — их переносимость. (Особенно это касается таких сильнодействующих средств, как аминазин, галоперидол, соли лития, амитриптилин, имипрамин.)

Типичные проблемы пациентов.

При депрессивных эпизодах наиболее важной животрепещущей проблемой пациента являются суицидные мысли и намерения. Агрессивность в отношении окружающих проявляется редко, уже упоминались кошмарные случаи расширенных самоубийств, когда пациенты либо считали, что члены семьи должны разделить вину с ними, либо полагали, что все они обречены на гибель.

Проблемой депрессивных пациентов является пониженная самооценка, которая при усугублении состояния приводит к суицидным мыслям. Понижение двигательной активности при тяжелых депрессиях может явиться одной из причин отказа от пищи и обусловливать дефицит самоухода.

Безусловно тяжелыми и опасными проблемами при депрессиях являются те, которые вытекают из соматических изменений. Это и потеря веса и длительные запоры, и беспокоящие пациентов при легких и умеренных депрессиях отсутствие менструаций и импотенция мужчин, и, наконец, изнуряющая бессонница.

У депрессивных пациентов не наблюдается тяжелых конфликтов в семье и проблем с работой.

Антидепрессанты, принимаемые пациентами, зачастую являются сильнодействующими и их плохая переносимость может представлять тяжелую проблему.

Побочные эффекты медикаментов могут явиться источниками проблем и у пациентов с маниакальными эпизодами. Это касается солей лития, кумулирующих в организме, и нейролептиков, вызывающих разнообразные проявления паркинсонизма: спазмы мышц, непроизвольные движения.

В отличие от депрессивных пациентов у больных, переживающих маниакальные эпизоды, проблемы в семье и на работе появляются нередко. Они совершают легкомысленные поступки, вступают в конфликты, что часто не принимается близкими и сослуживцами за болезнь.

Часто раздраженно-гневливое настроение вообще преобладает в маниакальном эпизоде над эйфорией.

Таким образом, при маниакальном эпизоде агрессивность, направленная на других, является главнейшей, приоритетной проблемой.

Планирование сестринских вмешательств .

  • Необходимо определять срочные и приоритетные.

— Далее, должны обозначаться члены лечебной команды, принимающие участие в решении проблем, исходя из чего вмешательства делятся на независимые (решаемые только медсестрой) и взаимозависимые (решаемые в сотрудничестве с врачом, социальным сотрудником, психологом и т. д.).

  • Непременно обозначаются и потенциальные проблемы — у пациента, находящегося в стационаре, могущие возникнуть после его выписки, или же факторы риска у амбулаторного пациента.
  • Время оценки вмешательств зависит от необходимой срочности их решения.

Так, например, эффективность вмешательств, касающихся суицидных тенденций у пациента, должна оцениваться ежедневно.

  • Вмешательства, требующие долгосрочного решения, например восстановление семейных отношений, могут оцениваться еженедельно.
  • Вмешательства должны быть индивидуальными для каждого пациента и затрагивать не только его, но и родственников, и близких.

Типичные сестринские вмешательства при аффективных расстройствах .

1. Управлять поведением пациентов с суицидными тенденциями — строгий надзор в остром состоянии, психокоррекция при затихании суицидных идей, особая бдительность в начале лечения антидепрессантами. Прибегать к частому общению.

2. Оценивать глубину депрессии, другие сопутствующие психотические симптомы. Отражать результаты наблюдения в дневнике (сестринской истории бо-лезни).

Помогать клиенту выражать свои переживания, одобрять его попытки общения с окружающими, установить отношения доверия.

3. Управлять поведением пациента в маниакальном эпизоде: строгий надзор в разгар речедвигательного возбуждения, повышенной гневливости и агрессивности. Психокоррекция при затихании болезненного процесса.

4. Оценивать выраженность мании, характер бредовых идей и другие симптомы с отражением в дневнике.

5. У депрессивных и маниакальных пациентов регистрировать продолжительность и глубину сна.

6. Регистрировать изменения веса, количество потребляемой воды и пищи, физиологические отправления. При необходимости прибегать к зондовому кормлению. При длительной задержке стула ставить клизмы, при задержке мочи проводить катетеризацию мягким катетером.

7. Помогать пациентам в самоуходе (гигиене) в острый период болезни и побуждать их к самоуходу при затихании аффективных расстройств.

8. Помогать пациентам при затихании маниакального и депрессивного эпизодов установить правильную самооценку. При этом целесообразно перенести центр общения на вечернее время, когда аффективные расстройства затихают.

9. Обучать как самого пациента, так и его близких познанию природы болезни. Определить значимость внешнего стресса как угрозу рецидива. Ознакомить близких с признаками рецидива и с общим прогнозом заболевания.

10. Проводить активную работу с семьей и близкими пациента, если болезнь внесла разлад в семейные отношения.

11. Осуществлять мониторинг лечебного и побочного действий лекарств.

12. Ознакомить как самого пациента, так и его близких с побочными явлениями назначенных ему медикаментов и в то же время объяснить им недопустимость самолечения.

Поиск по сайту: