Коррупция на территории городского округа Рефтинский

Коррупция — это угроза обществу и государству, это явление, которое наносит ущерб полному и всестороннему развитию любого общества. В законодательстве Российской Федерации под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупция подрывает авторитет государственной (муниципальной) службы и борьба с данным явлением является на сегодняшний день одной из самых актуальных направлений деятельности для государства.

Коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих является проблемой огромного масштаба. В связи с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих, граждане в некоторых случаях не получают гарантированные государством услуги до тех пор, пока не дадут взятку.

В современном обществе коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих является частью взаимоотношений с гражданами, в связи с чем большинство граждан перестают верить в честное исполнение должностных обязанностей государственными и муниципальными служащими.

Степень разработанности. Коррупция и коррупционное поведение во многие времена являлась проблемой, которую рассматривали как российские, так и зарубежные ученые, пытаясь найти методы решения этой проблемы. К таким ученым можно отнести: С. В. Алексеева, Ю. Ю. Болдырева, В. Л. Васильева, А. И. Кирпичникова, В. В. Лунеева, И. Мени, Г. А. Сатарова, Ю. М. Антояна и других.

Цель исследования. Цель работы – разработать теоретические основы борьбы с ситуациями коррупционного поведения государственного и муниципального служащего.

Задачи исследования. Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

  • исследовать такие понятия, как коррупция, коррупционное поведение, содержание коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;
  • ознакомиться с формами и видами коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих;
  • ознакомиться с антикоррупционной политикой Российской Федерации;
  • разобрать коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих на примере работников администрации городского округа Рефтинский.

Объект исследования. Объектом исследования является коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих, формы его проявления, ситуации коррупционного поведения муниципальных служащих на примере администрации городского округа Рефтинский и правильные пути решения таких ситуаций, а также проведение социологического опроса населения городского округа Рефтинский и технология поведения государственных и муниципальных служащих для предотвращения коррупционного поведения.

12 стр., 5966 слов

Социальные гарантии муниципальных служащих

... социальная защита муниципальных служащих. Основные задачи: рассмотреть теоретические и правовые основы управления персоналом муниципальной службы; раскрыть суть, содержание правовых основ социальной защиты муниципальных служащих; дать анализ правовых основ социальной защиты муниципальных служащих. Различные виды социальных гарантий, ... отношений среди государственных и муниципальных служащих в ...

Предмет исследования. Предметом исследования является феномен коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих.

Методология и методы исследования.

Информационная база исследования являются Конституция РФ, действующие законодательные и нормативно-правовые акты, а именно Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273 — ФЗ «О противодействии коррупции», а также статистическая информация и публикации, представленные в периодических и электронных изданиях.

Теоретическая значимость работы. В качестве теоретической основы использовались работы отечественных ученых и практиков, раскрывающие проблемы коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.

Практическая значимость работы заключается в разработке примеров ситуаций коррупционного поведения муниципальных служащих на примере администрации городского округа Рефтинский, анализе разработанных ситуаций и путях правильного решения в той или иной ситуации.

Структура и объем работы. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи, выделены объект и предмет исследования, рассмотрена методологическая база исследования. В первой главе описывается явление коррупционного поведения, его содержание, а также формы и виды коррупционного поведения, факторы коррупционного поведения и ситуации провоцирования коррупционного поведения государственного и муниципального служащего, их анализ на примере администрации городского округа Рефтинский. Вторая глава посвящена социологическому опросу на тему: «Коррупция на территории городского округа Рефтинский» и технологии поведения государственных и муниципальных служащих для предотвращения коррупционного поведения. А заканчивается выводами и заключениями.

ГЛАВА 1. КОРРУПЦИИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

1.1 Понятие, содержание и причины коррупционного поведения

На сегодняшний день коррупция  это сложное понятие, которое поразному воспринимается людьми и носит исторический характер, а также зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. С одной стороны, коррупция проявляется в нарушении общественных норм, а, с другой стороны, она проявляется в использовании должностными лицами своего статуса для получения незаконной выгоды, либо в предоставлении выгоды другим должностным лицам или гражданам, не занимающих каких-либо должностей. Она может проявляться в прямом воровстве государственных или общественных ценностей (денег, материальных ресурсов и т.д.).

3 стр., 1301 слов

Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия ...

... исследования: ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИЯ», Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний corruptio Существует множество определений коррупции. Вот наиболее распространенные из них. Коррупция – это преступная деятельность, связанная с продажностью государственного ...

Большинство коррупционных действий осуществляется в рамках, предоставленных государственным и муниципальным служащим полномочий, и не всегда можно юридически доказать их личную выгоду, связанную с этими действиями, то есть формально действия производятся без нарушения законодательства. Именно вышесказанное привело многих исследователей к выводу, что «противодействие коррупции исключительно с помощью уголовного преследования государственных и муниципальных служащих является малоэффективным для целей снижения общего уровня коррупции». Другими словами, современные определения коррупции не связывают ее непосредственно только с уголовными преступлениями, но и не исключают таких возможностей.

До настоящего времени коррупция как социальное явление была предметом сосредоточенного внимания лишь правоведов и сводилась, в основном к взяточничеству. Однако широкое распространение коррупции в наши дни и попадание ее во все сферы общественной жизни привели исследователей к осознанию ее многообразия, многоаспектности. По мере становления современного общества и страны коррупция делается все больше различной, вследствие этого она имеет возможность описываться и исследоваться с различных сторон.

Термин коррупция произошел от сочетания латинских слов «correi» (несколько человек, связанных обязательством по поводу одного предмета) и «rumpere» (ломать, повреждать, отменять).

В результате образовался самостоятельный термин, который предполагает участие в деятельности нескольких лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления теми или иными делами общества. В научной, учебной и общественно-публицистической литературе есть большое количество ее определений.

В Толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение слова: «Коррупция – моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами» [36].

Международной группой по коррупции (МГК) Совета Европы в 1995 г. давалось следующее временное рабочее определение: «Коррупцией, в той мере, в какой она подпадает в сферу деятельности МГК, является подкуп/взятка (bribery), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющее целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных лиц» [33].

Одно из последних нашло отражение в Конвенции Совета Европы (1999г.) об уголовной ответственности за коррупцию. В этом документе дается следующее определение коррупции, которое воспроизводится в работе Н. А. Егоровой: «Коррупция – это использование государственными, муниципальными пли иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ» [30].

10 стр., 4614 слов

Природа коррупции как социального явления

... сфере нет однозначного понимания этого явления. В тоже время коррупция представляется как явление, заключающееся в разложении власти, где государственные, муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют своё служебное ...

В современной литературе существует 4 ведущих понятия к осознанию коррупции.

1. С юридической точки зрения понятие коррупции рассматривается как нарушение законодательства, связанное с внедрением казённого положения или же общественного статуса государственного и муниципального служащего в собственных или корпоративных целях. В большинстве случаев подобное объединяется к получению нелегальных прибылей в облике получения или же дачи взяток. При данных взятках, в одном ряду со средствами, ценными бумагами и иным имуществом, имеют все шансы быть предложениями неимущественного характера, оказываемыми бескорыстно, но подлежащими оплате (туристические путевки, ремонт жилплощади, строительство дачи и т.п.).

Взятками числятся занижение цены приватизируемых объектов, сокращение арендной платы, процентных ставок за использование банковскими ссудами и т.п.

2. С финансовой точки зрения под коррупцией понимается работа бизнеса, государственного и муниципального служащего, приносящая денежные и ресурсные потери для бизнеса, страны, отдельных сообществ, для становления государства в целом. Угроза коррупции при этом раскладе оценивается уровнем финансовых утрат в итоге коррупционных поступков. Анализ итогов бессчетных исследований по предоставленной задаче разрешает отнести к количеству более важных моментов экономической коррупции надлежащие явления: критически высокая степень поляризации населения по уровню дохода; высокий удельный вес теневой экономики; обширное подключение в финансовый виток практики «отмывания» прибылей, приобретенных нелегальным путем; излишне высочайшие налоги для платных организаций. Одним из весомых стимулов экономической коррупции в негосударственном секторе является «комплекс государственного паразитизма». Этот парадокс свойственен как для российской, так и для зарубежной политической практики. В то же время в РФ «комплекс государственного паразитизма» обоснован тем, что важное количество показавшихся в ходе приватизации платных организаций желают во чтобы то ни стало применить экономические ресурсы в собственных интересах. Потому что в противном случае похожие фирмы станут обязаны существовать лишь на свой финансовый риск. Экономически безосновательные привилегии делаются специфическим наркотиком, без которого они уже не смогут нормально работать. А получить эти привилегии возможно только за взятку.

3. С позиции управления под коррупцией понимается воздействие, нарушающее или же разрушающее обычное, закрепленное в нормативных правовых актах и законодательстве, государственное или муниципальное управление, приводящее к его системной неэффективности вследствие такого, собственно, что личностные или же коллективные интересы начинают преобладать над муниципальными и социальными.

4. С социологической точки зрения коррупция — это внедрение неформальных связей и отношений при заключении политических, муниципальных и городских задач в собственных или же корпоративных заинтересованностях.

Любое с из четырех понятий показывает ту или иную сторону коррупции, а в совокупности они предоставляют достаточно абсолютную характеристику сути данного действия.

Как демонстрируют изучения, коррупция в системе государственной и муниципальной службы берет на себя приблизительно аналогичные формы и включает в себя одни и те же сферы работы. При этом более подвластными коррупции областями деятельности являются:

8 стр., 3693 слов

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

... механизмы урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе с точки зрения возможностей их законодательного совершенствования. конфликт интерес служащий коррупция В ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" выделяются два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: государственный (муниципальный) служащий и представитель ...

  • государственные закупки;
  • операции с земельными участками;
  • сбор налогов;
  • назначение на ответственные должности в органах государственной и муниципальной власти.

Данные сферы проявления коррупции не считаются специфичными для отдельно взятого государства. К примеру, коррупция в Китае, где многие государственные служащие «коммерциализировали собственные административные полномочия», по сущности, не отличается от коррупции в Европе, где политические партии получают большие дивиденды в облике комиссионных за предоставление государственных контрактов. К примеру, в Италии, издержки на строительство дорог понизились больше, чем на 20% впоследствии проведения кампании «Чистые руки», направленной против коррупции.

В Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами», а также совершение указанных выше деяний «от имени или в интересах юридического лица» [4].

Эксперты Совета Европы разработали следующее общее определение коррупции: «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица» [33].

Под коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих понимается обстановка, при которой должностное лицо совершает противоправное действие (часто внутренне неприемлемое для социального мнения), из которого извлекает выгоду какая-то 2-ая сторона, а само должностное лицо получает нелегальное вознаграждение от данной стороны.

Приведем ещё одно определение коррупции: коррупция – это общественное проявление, характеризующееся подкупом государственных и муниципальных служащих и на данной базе алчным внедрением ими в собственных, или в узкогрупповых, корпоративных заинтересованностях официальных казенных возможностей, связанных с ними авторитета и вероятностей.

Коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих вполне вероятно лишь только там, где наличествует вероятность давать указания не являющимися собственностью ему ресурсами, принимая или же, не принимая те или же другие заключения. При этом истолковании мы имеем дело с государственной и муниципальной коррупцией, которая наносит больший урон как гражданам Российской Федерации, так, например, и государству в целом, например, как это коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих связано с экономными способами, государственной или же муниципальной собственностью, муниципальными заказами.

12 стр., 5775 слов

Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...

... необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения ...

Поскольку коррупционное поведение дает собой двустороннее отношение, то субъектами коррупционных отношений выступают, с одной стороны, должностные лица, а с иной – представители легального и нелегального частного сектора, или частные лица.

В современной литературе коррупция рассматривается как сложное криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, и связанное с комплексом различных видов общественно опасных деяний. Она проявляется во всех сферах общественной жизни.

Связь между коррупцией и порождающими ее задачами всесторонняя. С одной стороны, эти трудности углубляют коррупцию, а их заключение имеет возможность содействовать сокращению коррумпированности. С иной стороны, масштабная коррупция временно останавливает и обостряет трудности кризисного периода, не дает их заключению.

Отсюда следует, что, для начала, устранить и ограничить коррупцию возможно лишь только одновременным заключением задач, ее порождающих, и, во-2-х, заключению данных задач станет содействовать сопротивление коррупции со всей решительностью и по всем направленностям.

Ниже рассмотрим виды коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих. Существует много классификаций видов коррупционного поведения по различным критериям. Наиболее распространенной из них является деление на две основные формы: низовая, низшая (мелкая, бытовая, повседневная) и вершинная, высшая (элитарная, крупная).

Самой опасной и самой распространенной является коррупция во властных структурах, связанная с использованием административного ресурса.

Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка тут может помочь улаживать каждый день образующиеся домашние трудности, она же работает маленький платой за долговременную вероятность совершения маленьких нарушений законов и руководств (например, правил дорожного движения).

Низовая коррупция делает подходящие обстоятельства для существования вершинной коррупции, приучая общественность к взору на коррупцию как на обыденное появление, принимаемое «по умолчанию» значимой частью общества.

При всей распространенности и угрозе низовой коррупции, все же самую большую угроза для общества и страны дает высочайшая коррупция, связанная с государственными и муниципальными затратами. В этой области основными видами источниками коррупционного обогащения являются:

– инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие государственные и муниципальные служащие принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит государственным и муниципальным служащим особенно большие взятки.

– государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда государственный или муниципальный служащий может обеспечить победу продавца, пообещавшего «комиссионные» со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п.

10 стр., 4585 слов

Социологические концепции коррупции

... Владимирович «Социологический смысл коррупции», Теория и практика общественного развития 2013, №9] В социологии коррупция трактуется как разновидность ... способствовать преодолению коррупции как феномена аномии российского общества и государства.»[ Сулимин А. Н. «Коррупция как феномен ... аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. Аномия (фр. anomie -- отсутствие закона) ...

– внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги, зачастую и не без выгоды для себя.

Ниже приведем классификацию видов коррупции:

1. В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

  • государственная коррупция (коррупция государственных служащих);
  • коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);
  • политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2. В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

  • запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;
  • подкуп по инициативе просителя.

3. В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

  • индивидуальная взятка (со стороны гражданина);
  • предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);
  • криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4. В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

  • денежные взятки;
  • обмен услугами (патронаж, непотизм).

5. В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

  • децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);
  • централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими государственными и муниципальными служащими, делятся между ними и более вышестоящими);
  • централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими государственными и муниципальными служащими, частично передаются их подчиненным).

6. В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

  • низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);
  • верхушечная коррупция (у высших государственных и муниципальных служащих, политиков);
  • международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7. В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

  • эпизодическая коррупция;
  • систематическая (институциональная) коррупция;
  • клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).

Проработав литературу, изучающую коррупционное поведение, мы разобрались в том, какова же роль государственных и муниципальных служащих в коррупционной системе, подчеркнули некоторое количество ведущих групп в зависимости от степени вовлеченности в имеющий место быть порядок вещей:

1) «Активисты» — это более функциональные члены системы. Эти служащие, поддерживают, всякими способами развивают. Эти граждане считают взятку нормой жизни. Этих государственных и муниципальных служащих вытягивают и делают обстоятельства, дабы жители РФ сами принесли. Функциональные взяткодатели подкупают, дабы обогнуть закон

20 стр., 9797 слов

Государственная политика социальной защиты детства в Российской Федерации

... вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей. социальная защита детство российский Социальная защита детей в сфере образования Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня ...

2) «Приспособленцы» — обыденные конформисты, то есть те, кто инертно, без мельчайшей критичности приемлют деятельный порядок. Эти служащие верой и истиной работают в системе, но не вследствие того, собственно, что считают ее верной, а вследствие того, собственно, что поддерживают имеющий место быть строй — их натуральное положение. Но биться за сбережение системы конъюнктурщики не будут, тем более, в случае если будет замечена, хоть мельчайшая опасность их благополучию. Государственные и муниципальные служащие, относящиеся к предоставленной категории, как правило, не показывают инициативу в установлении свежих поборов, не увеличивают «тарифы», а закон не соблюдают лишь только при сильном давлении вышестоящих должностных лиц. Это социально апатическая группа людей, которая проделывает систему устойчивой. В случае конфигурации системы — станут изменяться и они.

3) «Соблюдающие приличия» — государственные и муниципальные служащие, которые всеми силами пробуют не лишиться своей личности в системе, не смешаться с нею. Они соблюдают критерии игры ровно так, как это разрешает вынести все тяготы. Пекутся о репутации приличного человека, но в первую очередь опасаются свалиться в собственных глазах. Эти государственные и муниципальные служащие ни разу не вытягивают взяток, не относятся ужаснее к тем, кто не заплатил, соблюдают законы. Сами проделывают подношения лишь только под давлением истории, в случае если другими способами разрешить вопрос не получается. Чаще «благодарят», чем выделяют средства «до того». На этих людей в большей мере действует испуг стыда, они более чувствительны и отзывчивы на призывы к их совести. Эти государственные и муниципальные служащие ни разу не станут обирать несчастного.

4) «Борцы с системой» — оппозиционеры, инакомыслящие, диссиденты по отношению к коррупционной системе. Они считают, собственно, что она криминальна, несправедлива и заслуживает ликвидирования. К данной группе в первую очередь относятся «тихие», или, по аналогии с русскими иногда, «кухонные» диссиденты, то есть те, кто выражает возмущение в узеньком кругу членов семьи и приятелей. Эти люди ни разу не берут взятки и не трудятся в пространствах, где это учитывается. «Благодарят» только за это время, когда вправду чувствуют признательность. «Тихие» бойцы чаще всего готовы перебежать от укрытого недовольства к интенсивной борьбе, в случае если жизнь подведет их к задаче выбора.

1.2 Факторы провоцирования коррупционного поведения

Далее в выпускной квалификационной работе рассмотри факторы провоцирования коррупционного поведения.

К факторам провоцирования коррупционного поведения относится:

1. Экономический упадок. На сегодняшний день часть населения имеет низкий уровень дохода в связи, чем многих граждан такое положение приводит к коррупционным правонарушениям. Это подкрепляется старыми советскими традициями «блата» как одной из форм коррупции.

2. Одновременно формируется новый тип поведения, обусловленный сложившимися экономическими обстоятельствами. В частности, постоянно осознаваемый риск долговременных материальных вложений, инфляция, отсутствие четких регулятивных механизмов способствуют формированию определенного типа экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.

8 стр., 3874 слов

Система образования Российской Федерации

... сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). 2. Система образования в Российской Федерации Система образования в России включает в себя: * образовательные стандарты и федеральные государственные требования, * образовательные программы различных видов, ...

3. Усиление налогового пресса. В условиях экономического кризиса государство пытается, усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть и сферу коррупции. Например, коммерсант, уклонившийся от уплаты налога, уже посадил себя на крючок налогового инспектора и стал прекрасной мишенью для вымогательства взятки под обещание избавить от наказания.

4. Трудности преодоления последствий тоталитарного режима. К ним относятся медленный отход от закрытости и неподконтрольности органов государственной и муниципальной власти, которые, безусловно, способствуют процветанию коррупции. Нелишне напомнить в этой связи, что одним из самых коррумпированных режимов в истории была фашистская Германия.

5. Трудности преодоления слияния власти и экономики. Такое слияние свойственно тоталитарным режимам с централизованным управлением экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось.

6. Сегодня в Российской Федерации стремительные и кардинальные преобразования происходят при сохранении существенной части корпуса государственных и муниципальных служащих. Причем, на своих местах остались многие из тех, кто не был в состоянии приспособиться к новым условиям и начать самостоятельный бизнес. Таким образом, остались в управленческом корпусе лучшие, остались носители старых стереотипов закрытости власти и возможности вмешательства во все стороны жизни.

7. Недоработки в законодательстве. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Экономическая либерализация сочетается, во-первых, со старыми принципами государственного контроля за ресурсами и фондами, во-вторых, с недоработками законодательного регулирования новых сфер деятельности. Именно такое положение дел и служит благодатной почвой для коррупции. Недоработки законодательства позволяют государственным и муниципальным служащим создавать себе идеальные условия для шантажа и вымогательства.

8. Социально-психологический фактор.

Большинство государственных и муниципальных служащих рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Среди наиболее распространенных социально-психологических мотивов, обуславливающих коррупцию, является компенсация за ощущаемый государственным и муниципальным ущерб, связанный с прохождением службы. К потере нравственного иммунитета подталкивает ощущение нестабильности, низкая заработная плата, несправедливости при продвижении по службе, хамство и некомпетентность начальников.

9. Социально-психологический климат в обществе. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции, — двойной моральный стандарт. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно неприемлемой. Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и прессой, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику. С другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» частью быта. Обвинения в коррупции стали настолько обыденными и расхожими, что грань между нормой и отклонением стирается.

Также на основании проработанной литературы можно выделить семь факторных групп, каждая из которых наполняется факторами, которые могут являться предпосылками коррупционного поведения личности. На основании этого была разработана методика экспертного опроса с рабочим названием «7 х 7», цель, которой — выделить из 49 возможных факторов действительно влияющие на формирование коррупциогенной личности. Ниже рассмотрим 7 групп возможных факторов формирования коррупциогенной личности [23].

1. Генетико-психосоматические факторы. В данной группе речь идет о врожденной предрасположенности к коррупционному поведению, то есть о так называемом коррупционном генотипе. Действие данной группы факторов, как и многих других, на данный момент не доказано, но и не опровергнуто до конца. Абсолютизация генетического фактора, как правило, выливается в антигуманные биологизаторские теории.

К генетико-психосоматическим факторам коррупционного поведения государственного и муниципального служащего были отнесены: характерные особенности телосложения, форма черепа, черты лица; заболевание, перенесенное в детстве; осложненная беременность матери; черты характера, передающиеся по наследству; гормональный сбой; наследственные дефекты нервной системы; плохая наследственность (например, алкоголизм родителей).

2. Компенсаторные факторы. В данном случае имеются в виду глубинные факторы, продуцируемые так называемыми детскими комплексами, среди которых, безусловно, лидирует комплекс недостаточности, более известный как комплекс неполноценности.

Согласно концепции А. Адлера, стремление преодолеть подавленные детские комплексы и последствия психических травм может побуждать творческих, волевых и трудоспособных личностей к большим профессиональным достижениям и личностному росту, то есть к так называемой гиперкомпенсации. В таком случае принято говорить о положительном влиянии детских комплексов на жизненный путь личности.

Но детский комплекс может порождать не только гиперкомпенсацию, но и простую компенсацию, замену. Так, подавленные детские переживания семейного материального неблагополучия компенсируются деньгами во взрослом возрасте. В случае гиперкомпенсации деньги могут быть следствием личностных достижений. При компенсации деньги могут добываться и незаконными средствами.

3. Воспитательные факторы. Данная группа объединяет факторы, связанные с родительской воспитательной концепцией. В семье могла быть сформирована установка на приоритет денег над всеми другими ценностями. Неумение добыть деньги в принципе становится большим пороком, нежели получение денег незаконным способом. Не все факторы, связанные с родительским влиянием, входят в данную группу. Например, «моральное, психологическое и/или физическое насилие со стороны родителей» входит в группу компенсаторных факторов, поскольку такое насилие не имеет непосредственной цели воспитания в личности корыстолюбия и стяжательства.

4. Факторы корпоративной деформации. В данную группу включены факторы, которые формируются в корпоративной профессиональной среде, где работает коррупционер. Если такая среда «пропитана» коррупцией, поощряет ее или даже заставляет становиться коррупционером изначально законопослушного человека, то в данном случае мы можем говорить именно о корпоративной деформации.

5. Факторы, обусловленные «трудной жизненной ситуацией». В данном случае делается предположение, безусловно, нуждающееся в дополнительной проверке, что в возможны ситуации, когда человек «вынужден» совершить поступок коррупционного характера «по вине обстоятельств».

6. Факторы макро- и микросоциального характера. Включение этих факторов в отдельную группу условно, поскольку большинство других факторов также имеют социальную природу. Тем не менее в данную группу включены факторы, обусловленные непосредственным влиянием на личность социальной среды (СМИ, менталитет, семейное окружение и т.п.).

7. Личные качества комплексной или неустановленной этиологии. В данную группу мы включаем личностные черты (жадность, посредственность и т.д.), происхождение которых либо комплексно (например, вследствие воспитания и детских комплексов), либо не установлено до конца. К таким личностным качествам были отнесены зависть, мелочность, эгоизм, посредственность, слабохарактерность, внушаемость, жадность.

Выше мы рассмотрели только лишь возможные факторы формирования коррупционной личности. Влияние всех семи групп факторов на формирование коррупционно-ориентированной личности изначально является гипотетическим. Мы исходили из положения, что, возможно, система «7 х 7» должна трансформироваться в менее симметричную форму.

1.3 Ситуации провоцирования коррупционного поведения

государственного и муниципального служащего и ах анализ на

примере администрации городского округа Рефтинский

Далее в своей выпускной квалификационной работе на примере администрации городского округа Рефтинский мы разработаем примеры коррупционных ситуаций и предложим пути их решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ и нормативно – правовых актов городского округа Рефтинский.

Первая ситуация: Муниципальному служащему, а именно специалисту 1 категории, отдела по экономике городского округа Рефтинский, который занимается выдачей разрешений на торговлю, предприниматели принесли подарок, стоимость которого явно превышает 3 000 рублей. Муниципальный служащий отказался от данного подарка, но даритель (взяткодатель) обратно не взял его, а просто ушел. Нам необходимо описать дальнейшие действия сотрудника в сложившейся ситуации.

Ниже хотелось бы немного рассказать о нормативно-правовых документах, в которых говорится о получение подарка государственными и муниципальными служащими.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 09.01.2014 года №10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связанно с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» разработано «Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связанно с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупе) и зачисления средств, вырученных от его реализации» по которому называть лиц, на которые оно распространяет свое действие госслужащими не совсем правильно, ведь речь идет о более широкой группе работников и служащих, а именно:

  • о лицах, замещающих государственные или муниципальные должности;
  • о государственных или муниципальных служащих;
  • о служащих Центрального банка Российской Федерации;
  • о работниках Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • о работниках иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

В комментарии Аппарата Правительства Российской Федерации к постановлению Правительства РФ от 09.01.2014 года №10, утвердившему Типовое положение, пояснено, что действие данного Типового положения распространяется на:

  • членов Правительства Российской Федерации;
  • руководителей министерств и ведомств;
  • губернаторов;
  • мэров городов и других глав муниципальных образований;
  • глав местных администраций, членов Совета Федерации;
  • депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации;
  • депутатов представительных органов муниципальных образований;
  • судей;
  • членов контрольно-счетных органов и других лиц, замещающих государственные и муниципальные должности;
  • всех государственных и муниципальных служащих;

— служащих Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, ОАО «Газпром», государственных корпораций, научных и учебных заведений, учредителями которых является Российская Федерация, и других организаций, созданных для выполнения задач федеральных государственных органов.

Правильный выход из вышеописанной ситуации: На территории городского округа Рефтинский действует постановление главы городского округа Рефтинский от 08.04.2014 года № 307 «Об утверждении Положения о сообщении лицам, замещающими муниципальные должности, муниципальными служащими о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации». Согласно ему видно, что регулируется порядок сдачи не любых подарков, а только тех из них, которые были получены от физических или юридических лиц в ходе протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий, участие в которых связано с должностным положением одаряемых или исполнением ими должностных обязанностей. При этом исключение составляют канцелярские принадлежности, которые предоставляются каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих должностных обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручаются в качестве поощрения (награды).

Примечание: получение подарка через посредника не отменяет действие постановления главы городского округа Рефтинский и не влияет на порядок сдачи подарка. Теперь одаряемые обязаны сообщать обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей в орган местного самоуправления городского округа Рефтинский, в которых указанные лица проходят муниципальную службу. Порядок предоставления уведомления о получении подарка в течение трех рабочих дней со дня получения подарка одаряемый обязан представить уведомление о получении подарка в юридический отдел главному специалисту по кадрам и муниципальной службе, регистрирует его в журнале уведомлений. Если подать уведомление в трехдневный срок невозможно по причине, не зависящей от одаряемого, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения. Образец уведомления приведен в приложении постановлению главы городского округа Рефтинский. Само постановление главы городского округа Рефтинский от 08.04.2014 года № 307 приложено к выпускной квалификационной работе. В случае если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки. Уведомление составляется в 2 экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, другой экземпляр направляется в комиссию по поступлению и выбытию муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия городского округа Рефтинский», образованные в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка).

Подарок, стоимость которого подтверждается указанными документами и превышает 3000 рублей либо стоимость которого неизвестна, сдается старшему инспектору по АХЧ администрации городского округа Рефтинский. Исключением являются подарки, полученные лицами, замещающими муниципальную должность: они передаются на хранение независимо от их стоимости. За несоблюдение требований об уведомлении и сдаче подарка, полученного на официальном мероприятии в связи с исполнением должностных обязанностей, одаряемый должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции. Хранение, возврат и выкуп подарка старший инспектор по АХЧ администрации городского округа Рефтинский принимает подарок на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. До этого момента ответственность, согласно с законодательством Российской Федерации, за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок. В целях принятия к бухгалтерскому учёту подарка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учёту подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии. Сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения — экспертным путём. Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту возврата. Когда цена определена, и выяснено, что стоимость подарка не превышает 3000 рублей, старший инспектор по АХЧ городского округа Рефтинский возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи. Если же стоимость подарка оказывается больше 3000 рублей, отдел по управлению имуществом администрации городского округа Рефтинский обеспечивает его включение в реестр муниципального имущества. Положение городского округа Рефтинский предоставляет лицу, замещающему муниципальную должность, муниципальный служащий, сдавшие подарок, могут его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) или иного лица, (глава городского округа и председателя Думы – на рассмотрение депутатов Думы городского округа), соответствующие заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка. Комиссия по прибытию и выбытию активов МКУ «Централизованная бухгалтерия городского округа Рефтинский» в течение трёх месяцев со дня поступления заявления, организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомят в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа. Подарок, в отношении которого не поступило заявление о выкупе на основании заключения соответствующей комиссии может использоваться для обеспечения деятельности органа местного самоуправления, в котором лицо, получившее подарок, замещает должность. Если комиссией дано заключение о нецелесообразности использования подарка для обеспечения деятельности органа местного самоуправления, руководитель этого органа принимает решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа) посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Свердловской области. В случае если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем органа местного самоуправления принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход бюджета городского округа Рефтинский в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. Утверждение данного положения, безусловно, решило проблему. Однако эффективным методом борьбы с коррупцией это не является.

Вторая ситуации: Специалист 1 категории муниципально-правового отдела администрации городского округа Рефтинский купил лотерейный билет. Купленный специалистом лотерейный билет оказался выигрышным, дальнейшие действия муниципального служащего.

Правильный выход: Согласно действующего законодательства Российской Федерации муниципальному служащему не запрещено играть в лотерею, делать ставки. Доходом бы считалось то, если бы специалист 1 категории муниципально-правового отдела администрации городского округа Рефтинский, сам организовал букмекерскую контору, и стал получать прибыль от ставок игроков, то есть это уже занятие предпринимательской деятельностью, которая запрещена муниципальному служащему.

Третья ситуация: Ведущего специалиста отдела по экономике администрации городского округа Рефтинский работающего в сфере закупок, при проведении закупки склоняют к совершению коррупционных действий. Его дальнейшие действия.

Правильный выход: Согласно постановление главы городского округа Рефтинский от 29.12.2012 года №1126 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего администрации городского округа Рефтинский к совершению коррупционных правонарушений» во всех случаях обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений муниципальный служащий обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) о факте обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений не позднее, чем на следующий день с момента такого обращения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. В случаях, если обращения к муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений имели место в выходные или праздничные дни, в период нахождения муниципального служащего в отпуске либо в период его временной нетрудоспособности, муниципальный служащий обязан передать в соответствии с настоящим Порядком работодателю уведомление о факте такого обращения в течение первого рабочего дня после выходных или праздничных дней, окончания отпуска или периода временной нетрудоспособности соответственно. Уведомление работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений муниципального служащего осуществляется путём составления этим муниципальным служащим письменного уведомления о факте обращения в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (далее — уведомление).

Уведомление подписывается муниципальным служащим с указанием даты составления уведомления. Уведомление подается муниципальным служащим в адрес главы городского округа и подлежит регистрации в журнале регистрации уведомлений о фактах обращения в целях склонения муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений по форме. Журнал ведётся в юридическом отделе. В журнале регистрации уведомлений указывается регистрационный номер, который присваивается уведомлению в момент его регистрации, дата регистрации уведомления, а также сведения о муниципальном служащем, составившем уведомление. Нумерация ведётся в пределах календарного года, исходя из даты регистрации. Регистрационный номер, дата регистрации уведомления указываются также на первой странице текста уведомления. Копия уведомления с отметкой о регистрации вручается муниципальному служащему, составившему уведомление, по его требованию. Проверка сведений, содержащихся в уведомлении (далее проверка), проводится по поручению главы городского округа в месячный срок юридическим отделом администрации. После завершения проверки содержащихся в уведомлении сведений информация о ее результатах и полученные материалы направляются главе города. Муниципальный служащий, направивший уведомление, в ходе проведения проверки имеет право давать устные и письменные объяснения, представлять заявления и иные документы и ознакомиться по окончании проверки с материалами проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИТУАТИВНЫХ ФАКТОРОВ

ПРОВОЦИРОВАНИЯ КОРРУПЦИИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО

ОКРУГА РЕФТИНСКИЙ

2.1 Социологический опрос на тему: «Коррупция на территории

городского округа Рефтинский»

Проходя производственную практику в администрации городского округа Рефтинский, для выполнения выпускной квалификационной работы, мною был разработан и апробирован социологический опрос на тему «Коррупция на территории городского округа Рефтинский».

В социологическом опросе приняли участие жители городского округа Рефтинский в возрасте от 18 лет до 60 лет. Ниже описаны результаты данного социологического опроса.

1. Знаете ли Вы, что такое коррупция? 2. Как Вы считаете, насколько сейчас развита коррупция на территории городского округа Рефтинский?

3. Какую сферу Вы считаете наиболее коррумпированной? 4. Каким, по Вашему мнению, должно быть наказание за коррупцию?

5. Считаете ли Вы коррупцию следствием несовершенства законов?

6. Оказывает ли уровень коррупции своё влияние на финансовоэкономическое и социально-политическое положение городского округа Рефтинский?

7. Принимаются ли какие-то эффективные меры для борьбы с ней?

8. Как вы думаете любого государственного или муниципального служащего можно «купить»?

9. Заинтересованы ли местные власти в борьбе с коррупцией?

10. Считаете ли Вы, что низкая эффективность борьбы с коррупцией обусловлена коррумпированностью самих правоохранительных органов?

11. Будет ли повышение зарплаты муниципальных служащих способствовать снижению коррумпированности на территории городского округа Рефтинский?

12. Будет ли способствовать снижению коррумпированности установление закона о барьере проникновения криминализированных элементов во власть?

13. Можно ли в принципе искоренить коррупцию или ее можно только ограничить? 14. Приходилось ли вам решать свои проблемы при помощи взятки?

15. Какой наиболее эффективный способ борьбы с коррупцией?

15. Какой наиболее эффективный способ борьбы с коррупцией?

На основании проведенного социологического опроса можно сделать вывод о том, что большая часть населения городского округа Рефтинский имеет представление о том, что такое коррупция. Население считает, что коррупция на территории городского округа Рефтинский слабо развита, однако большинство считает, что коррупция связана с не совершенствованием законов. Большая часть населения городского округа Рефтинский убеждена в том, что органы местного самоуправления заинтересованы в борьбе с коррупцией.

2.2 Технология поведения государственных и муниципальных

служащих для предотвращения коррупционного поведения

В выпускной квалификационной работе был разработан «Кодекс антикоррупционного поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский».

«Кодекс антикоррупционного поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский»

Преамбула

Мы, участники органов местного самоуправления городского округа Рефтинский, руководствуясь общепризнанными духовно-нравственными ценностями, объединённые идеей способствовать формированию нового поколения граждан России, осознающих необходимость и потребность противостоять коррупционным проявлениям, жить и работать во благо государства, исходя из чувства ответственности за свои поступки перед будущими поколениями, а также чувства нравственности, гражданственности, добросовестного отношения к нормам закона, принимаем настоящий Антикоррупционный кодекс поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский (далее – Кодекс).

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Кодекс определяет систему антикоррупционных правил поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский.

2. Целями настоящего Кодекса является:

  • формирование антикоррупционного сознания поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский, характеризующегося нетерпимостью к коррупционным проявлениям;
  • повышение роли муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский в противодействии коррупционному поведению.

3. Задачами принятия настоящего Кодекса являются:

  • формирование единой позиции неприятия коррупции в любых формах и проявлениях;
  • минимизация риска вовлечения жителя городского округа Рефтинский в коррупционную деятельность;
  • предупреждение коррупционных проявлений.

Статья 2. Принципы антикоррупционного поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский

К принципам антикоррупционного поведения муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский относятся:

  • принцип неприятия коррупции в повседневной жизни в любых формах и проявлениях;
  • принцип личного примера;
  • принцип приоритета нравственных начал борьбы с коррупцией;
  • принцип открытого выражения неприятия коррупции;
  • принцип активного сопротивления проявлениям коррупции;
  • принцип всемерного содействия повышению общего уровня антикоррупционной культуры.

Статья 3. Обязанности муниципальных служащих на территории городского округа Рефтинский, связанные с предупреждением и противодействием коррупции

Муниципальный служащий:

  • воздерживается от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в своих интересах или в интересах иных физических и (или) юридических лиц;
  • не допускает поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в своих интересах или в интересах иных физических и (или) юридических лиц;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной муниципальному служащему информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими муниципальными служащими, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у муниципального служащего конфликте интересов.

Муниципальный служащий на территории городского округа Рефтинский не ограничивается нормами поведения, закреплёнными в настоящем Кодексе, а предпринимает все законные меры по комплексному противодействию любым возможным коррупционным проявлениям.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий лиц, работающих в организации: 1) руководства органа местного самоуправления; 2) лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; 3) муниципальных служащих, чья деятельность связана с коррупционными рисками; 3) лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

Специальные обязанности рекомендуется включить в трудовой договор с муниципальными служащими. При условии закрепления обязанностей муниципальных служащих в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к муниципальному служащему меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Статья 4. Ответственность муниципальных служащих за нарушение положений Кодекса

Соблюдение муниципальными служащими положений Кодекса может учитываться при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Термины и определения

1. Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008года № 273ФЗ «О противодействии коррупции»).

2. Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

3. Предупреждение коррупции – деятельность, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Считаю, что для предотвращения коррупционного поведения

государственных и муниципальных служащих, фундаментальное значение имеют общегосударственные меры, которые направлены на нейтрализацию, ограничение базисных, в первую очередь экономических причин и условий. На сегодняшний день именно в этом и заключается антикоррупционная политика в Российской Федерации. Меры по предотвращению коррупционного поведения считаются приоритетными для Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации совершенствует свою законодательную базу и стремится привести ее в соответствии с мировыми стандартами [34].

Ниже рассмотрим действующее законодательство в области противодействия коррупции:

— Международные правовые акты: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года Рекомендация N Rec (2003) 4 Комитета министров Совета Европы «Об общих правилах борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний» (Принята 08.04.2003 на 835-ом заседании представителей министров).

  • Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

1) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

3) Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

4) Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

6) Федеральный закон от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;

7) Распоряжение Президента РФ от 6 декабря 2003 года № 581-РП «О подписании конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»;

8) Указ Президента РФ от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

9) Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;

10) Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы».

  • Нормативно-правовые акты Свердловской области:

1) Областной закон от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области»;

2) Закон Свердловской области от 24 апреля 2009 года № 30-03 «О внесении изменений в статью 38 Областного закона «О правовых актах в Свердловской области»;

3) Указ Губернатора Свердловской области от 27 июля 2012 года № 573-УГ «О внесении изменений в состав Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции, утвержденный указом Губернатора Свердловской области от 09 сентября 2008 года № 982-УГ «О Совете при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции»;

4) Указ Губернатора Свердловской области от 14 апреля 2016 года № 179-УГ «О рабочей группе Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области»;

5) Указ Губернатора Свердловской области от 07 июня 2016 года № 333-УГ «О внесении изменений в указ Губернатора Свердловской области от 14.04.2016 № 179-УГ «О рабочей группе Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к должностному поведению лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области»;

6) Указ Губернатора Свердловской области от 31 мая 2016 года № 306-УГ «Об утверждении Порядка представления лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории свердловской области, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

  • Муниципальные нормативно-правовые акты:

1) Постановление главы городского округа Рефтинский от 10 мая 2018 года № 303 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в городском округе Рефтинский на 2018-2020 годы».

Ниже также опишем технологию предотвращения коррупционного поведения, которая основывается на [35]:

1. постоянном анализе перемен коррупции и её причин;

2. определении стратегии борьбы с ней с учётом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;

3. развитии антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;

4. разработке мотивированных взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и её субъектах, причём реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;

5. координации работы всех органов государственной власти Президентом России и координации работы правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции

6. специализированной подготовке сотрудников и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;

7. использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц;

8. систематической оценке итогов работы и корректировки мер.

При предупреждении коррупционного поведения принципиально [39]:

1. установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;

2. повышенный контроль за доходами и расходами государственных и муниципальных служащих; аспектами поведения, взаимосвязанного с коррупцией, кадровой политикой, использованием, в том числе ротации кадров;

3. режим обеспечения защищенности лиц, участвующих в борьбе с коррупцией, санкционированной преступностью, а еще членов их семей и других близких людей;

4. устранение прецедентов расхождения закреплённых законодательством задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения;

5. введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, льгот, предоставляемых в связи с занятием государственной и муниципальной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;

6. производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать выводы, что коррупция и коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих становится в современном обществе нормой, а не исключением.

В выпускной квалификационной работе полностью отражены поставленные в начале работы цели и задачи.

Коррупция — это использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ.

Коррупционное поведение — это поведение должностного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением.

Коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих представляет собой разновидность социального поведения. Ведь коррупционное поведение это, действия государственных и муниципальных служащих, затрагивающее интересы отдельных лиц, групп и общества в целом. В коррупционном поведении государственных и муниципальных служащих проявляются индивидуально-психологические и социальные качества человека, такие как темперамент, характер, воля, мотивации, профессионально-нравственные убеждения, ценностные ориентации.

Также коррупционное поведение представляет собой разновидность девиантного поведения, определяемого соответствием или несоответствием тех или иных поступков профессиональным нормам и социальным ожиданиям. При анализе психологических аспектов коррупционной деятельности важное значение имеет выделение личностных свойств, повышающих вероятность коррупционного поведения в ситуации выбора. В совокупности эти свойства определяются понятием «коррупциогенная личность», под которой понимается определенный тип личности, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. Такая личность, в условиях коррупционного давления, с большей вероятностью выберет коррупционное поведение, отказ же от него в этих условиях для нее будет иметь очень низкую вероятность. Как отмечается в литературе, «никакие внешние обстоятельства не могут являться определяющими причинами противоправного деяния, если они не положены одновременно на внутренние детерминанты человеческой активности». Другими словами, при характеристике коррупционных действий всегда нужно, наряду с действием внешних причин (коррупционных рисков), иметь в виду и совокупность значимых специфических свойств личности субъекта этих действий, то есть определенные внутренние детерминанты коррупционной

На основании приведенных выше характеристик сформирован психологический портрет коррупциогенной личности. Для такой личности характерно: осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения, низкий уровень удовлетворенности жизнью, негативное самоотношение и неадекватная самооценка, импульсивный тип реагирования.

Личностные психологические особенности во многом определяют меры борьбы с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих, главными из которых являются:

  • формирование негативного общественного мнения;
  • создание негативной установки у тех, кто дает, и у тех, кто берет взятку;
  • психологический тренинг для тех, кто испытывает психологическое давление при вымогании взятки;
  • антикоррупционное и правовое воспитание молодого поколения.

На сегодняшний день один из вечных вопросов гражданского общества и государства в целом, это вопрос противодействия коррупции и соответственно коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.

Негативно воспринимая коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих, правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует комплексные меры по ее противодействию такого поведения. Основным законом в Российской Федерации является Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором установлены принципы и основы борьбы с коррупцией.

Считаю, что в борьбе с коррупционным поведением государственным и муниципальных служащих должным применяться конкретные меры, которые должным образом должны выявлять и наказывать лиц, замешанных во взяточничестве.

На сегодняшний день правительством Российской Федерации разработана эффективная мера борьбы с коррупционным поведением государственных и муниципальных служащих, которой является обязательная ежегодная отчетность государственных и муниципальных служащих о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах государственных и муниципальных служащих (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, публикуются в официальных средствах массовой информации, проверяются контрольными и надзорными органами.

Таким образом, коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих это целостная совокупность преступлений, посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, заключающихся в незаконном получении государственными и муниципальными служащих взяток.

В завершении хочется сказать, что при сплоченной работе государства, общества, правоохранительных органов в борьбе с любыми проявлениями коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, у Российской Федерации появляется шанс минимизировать коррупционное поведение государственных и муниципальных служащих, и постараться искоренить коррупцию в государстве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/psihologiya-korruptsionnogo-povedeniya/