Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний

Проблема коррупции и взяточничества в сфере образования в России в последнее время занимает очень важное место. Как заявляют многие интернет-издания, сегодня можно купить практически все: поступление в высшее учебное заведение, оценку за экзамен, диплом. По мнению многих ученых, в рейтинге коррупционных деяний третье место занимает сфера образования: 12% осужденных за взятки в стране — работники этой сферы [3.1].

На наш взгляд, эти данные явно преувеличены и искажены. Это может происходить по двум причинам. Во-первых, потому, что кому-то хочется объявить работников образования «великими» коррупционерами, которые вместо того, чтобы давать знания занимаются взяточничеством. Во–вторых, потому, что эти данные «заказали» настоящие коррупционеры для того, чтобы о работниках образования и медицины сформировать во мнении общества образ типичного российского коррупционера с целью отведения удара от реальных коррупционеров в сфере государственного и муниципального управления страной, которые проворачивают огромные финансовые средства. Поэтому необходимо установить, действительно ли работники образования являются коррупционерами.

Несмотря на то, что данной проблемой занимаются многие ученые, предлагая свои методы по борьбе с коррупцией в образовании, понимая, что данная проблема приносит вред всему обществу, российское государство ни на шаг не продвинулось по пути реальной борьбы с ее проявлениями, даже несмотря на принятие в 2008г. специального Федерального закона «О противодействии коррупции».

Именно коррупционные отношения, с одной стороны, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс, «разогревая» далее напряженную социально-экономическую обстановку в стране.

Целью работы

задачи:

1) исследовать теоретические аспекты проблемы, проанализировав толкования понятия «коррупция в образовании»;

2) выявить причины и последствия осуществления коррупционных деяний и исторические аспекты существования коррупции;

3) дать оценку нормативной правовой базы регулирования отношений, порождающих действия, по содержанию схожих с коррупционными деяниями в образовании и выявить недостатки этого законодательства;

8 стр., 3939 слов

Проблема оценки социальных, экологических и других последствий техники

... механизмы, регулирующие все эти вопросы. В развитых западных странах это связано с так называемой «оценкой техники». Рассмотрим эти проблемы на примере США и ФРГ, пожалуй, наиболее передовыми ... принявшего в 1991 г. директивы «Оценка техники: понятия и основания». Последнее демонстрирует еще один важный путь влияния на повышение чувства социальной ответственности инженеров. Интересно, что инициатива ...

4) исследовать влияние коррупционных деяний на систему российского образования.

5) выявить негативные последствия «по содержанию сходных с коррупционными» деяний в системе образования.

Предмет исследования –, Объект исследования

В процессе подготовки было проанализировано определенное количество различных источников по выбранной теме. К сожалению, ее совсем немного, а если есть, то в основном это различные научные статьи. В законодательных актах изложены правовые основы противодействия коррупции.

структура работы.

методы исследования:

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КОРРУПЦИЯ», Сущность, причины, социально-экономические и политические последствия коррупционных деяний

corruptio

Существует множество определений коррупции. Вот наиболее распространенные из них.

Коррупция – это преступная деятельность, связанная с продажностью государственного чиновника, умышленным принятием лично, через доверенных лиц или посредников материальных и нематериальных благ и преимуществ, не предусмотренных законом [2.1].

Коррупция – это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [2.2].

А.И.Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» [2.3].

В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог В.Ф. Кузнецова [3.2].

Яркую образную характеристику коррупции дает А.И.Кирпичников: «Коррупция – это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции – своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости» [2.4].

«Коррупция — …социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего должностного положения для личного обогащения» [2.5].

Исходя из проанализированных определений, представляется, что коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Таким образом, видно, что полного и точного определения понятию «коррупции» никто не дает. В большинстве случаев авторы определений просто перечисляют деяния имущественного характера, которые осуществляются государственными или муниципальными служащими. Понять, кто же является коррупционером – невозможно.

3 стр., 1327 слов

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики

... в области информационных технологий. Появление и развитие компьютеров- это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, который развивается на ...

Коррупция существовала во все времена. Ш.Монтескье писал: «…известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» [2.6]. Размеры коррупции в разное время и в разных странах далеко не одинаковы, то определяется рядом обстоятельств. Как правило, уровень коррупции выше в развивающихся странах, но и в странах с развитой экономикой это явление — распространенное явление.

Феномен «коррупции» носит глобальных характер. Она стала привычным явлением во многих ведущих государствах мира, устойчивое положение, традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией различным сферам жизнедеятельности общества.

Общественная опасность коррупции как социального явления чрезвычайно велика. Коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости.

Американский профессор В.М.Райсмен выделяет три основных распространенных типа взяток [3.3]:

«деловая взятка»

«тормозящая взятка» —

«прямой подкуп» —

Как социальное явление коррупция конкретно проявляется в совершении коррупционных деяний, часть из которых объявляется преступными и преследуется в уголовном порядке. По мнению многих авторов, коррупционная деятельность – это преступления лиц, официально привлеченных к управлению (государственных и муниципальных служащих и иных лиц, уполномоченных на выполнение публичных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды.

Решительная борьба с коррупцией как социальным и правовым злом – яркая примета современного общества. Предупреждение коррупционных деяний и устранение порождающих их причин – одно из важных условий укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

Ядро коррупционной преступности, как известно, составляет взяточничество. В теории уголовного права под взяточничеством подразумевается правовое понятие, охватывающее два самостоятельных состава должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – получение взятки и дачу взятки. Взяточничество как социальное явление – наиболее объективный показатель коррумпированности общества и рассматривается как серьезное преступление.

Под взяточничеством обычно понимают единое преступление, объединяющее собой получение и дачу взятки [2, 7].[1] Но, несмотря на то, что между получением и дачей взятки существует тесная связь, они являются самостоятельными преступлениями. В частности, следует отметить лишь факт отличия по субъекту преступления, который является столь существенным, что не позволяет рассматривать указанные явления как единое преступление. Это находит подтверждение в действующем уголовном законе, который предусматривает ответственность за эти посягательства в отдельных нормах, считая их, тем самым, самостоятельными преступлениями.

18 стр., 8767 слов

Коррупция на территории городского округа Рефтинский

... Коррупция подрывает авторитет государственной (муниципальной) службы и борьба с данным явлением является на сегодняшний день одной из самых актуальных направлений деятельности для государства. Коррупционное поведение государственных ... не дадут взятку. В современном обществе коррупционное поведение государственных и муниципальных ... современного общества и страны коррупция делается все больше ...

Рассматриваемые преступления характеризуются высокой общественной опасностью и негативными последствиями. Но об этом — позднее.

Одним из важных обстоятельств, которое сле­дует учитывать при анализе сущности коррупции, причем, как в качестве социального явления, так и объекта правового воз­действия, являются количественные характеристики деяния. Речь идет о так называемой мелкой (низовой) и крупной (верхушечной) коррупции. Несмотря на существенную разницу в уровнях, между ними существует тесная взаимо­связь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, организационного или социально-психологического характера.

Низовая коррупция

верхушечная коррупция

Общеизвестно, что коррупционные действия властной элиты, как правило, совершаются в очень сложных и конфи­денциальных видах государственной деятельности, куда профессионалов борьбы с ее проявлениями практически не допускают, а непрофессионалу разобраться трудно. Этот вид коррупции обладает высочайшей адаптивностью: она непрерывно видоизменяется, совершенствует­ся, выстраивается в целостную систему с высокой степенью самозащиты, включающей лоббирование законодательных актов, увод от ответственности виновных и, напротив, пре­следование в различных формах лиц, вскрывающих коррупционную деятельность. Верхушечная коррупция, обладая скры­тым и согласительным характером, взаимовыгодна как берущим, так и дающим субъектам. Если мелкая коррупция повсе­дневно посягает на материальное благосостояние населения, то верхушечная коррупция поглощает огромные куски государ­ственной и частной экономики.

Таблица 1.