личность профессиональная ориентация психологический
В) потребностей народного хозяйства в специалистах определенного профиля на каждом конкретном историческом этапе развития общества.
4. Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. Рассмотрение профориентации только как системы воздействия на личность может привести к игнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этом случае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановке диагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) на основе сопоставления уровня его способностей у профессионалов. В конечном итоге такой подход сведёт всю профориентационную работу к профотбору, что уже имело место в конце 20-х — начале 30-х годов 20 века и оказало пагубное воздействие на развитие науки.
5. Активность профориентации предполагает не просто воздействие на личность, а её формирование в ходе этой работы, учёт всего её жизненного пути при определении сферы будущей профессиональной деятельности (8).
Термин «карьера» означает динамичность процесса выбора, приобретения и реализации определённой профессии и незаконченность этого процесса в смысле непрерывной профессионализации в течении всей активной жизни, включая возможность и необходимость постоянного повышения профессионального уровня вплоть до его перепрофилирования. Таким образом, понятие «карьера» интерпретируется как процесс самореализации человека в профессиональной жизни, предполагающий наличие оптимальных условий для проявления и систематического развития его знаний, навыков и личностных качеств, предоставляющих ему возможность закрепить за собой определённый социальный и профессиональный статус (32).
Психологическая пригодность к профессии есть свойство личности, о котором можно судить по двум критериям: по успешному овладению профессией и по степени удовлетворения человека своим трудом. Оба критерия относительны, а порой субъективны. Известны многочисленные факты, когда человек, искренне желающий трудиться в определённой области и получивший нужную подготовку, тем не менее терпит провал. Чем это объяснить? Легче всего предположить, что каждый человек имеет нечто вроде профессионального предназначения.
Однако профессиональная предназначенность — идея непродуктивная и ненаучная. Профессии и их требования к психофизиологической организации человека чрезвычайно изменчивы, в то время, когда сама эта организация в своей природной основе осталась на протяжении всей человеческой истории неизменённой (46).
Педагог: профессия и личность
... имеются еще и специализации, значительно больше. педагог профессия личность 2. Профессиональные качества педагога Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: ... что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо», а его ...
На базе одних и тех же природных задатков происходило и происходит успешное освоение самыми разнообразными видами деятельности. Люди не родятся потенциальными врачами или водителями автотранспорта; не всегда от них зависит, какие профессии им приходится выбирать.
Центральным компонентом профориентации является профессиональное консультирование — метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации, реализация профессионально — психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы (19).
Основными организационными формами профессионального консультирования являются справочно-информационная, организационно-управленческая, адаптационная, стимулирующая, коррекционная, реабилитационная и манипулятивная. Как правило, они применяются в комплексе. В процессе профконсультирования одна из организационных форм является определяющей, доминирующей (8).
В зависимости от концептуального понимания профессионального становления личности сложились следующие типы профконсультирования: диагностическое, воспитательное и развивающее. Наиболее перспективной представляется развивающая профконсультация, которая предусматривает самоактуализацию клиента и включает развитие и коррекцию личности. Все три типа консультирования реализуют с помощью индивидуальных групповых психологических технологий (34).
Профессии не вечны: они возникают и исчезают, а некоторые из них настолько меняются, что от них остаётся только название. Огромное влияние на возникновение и развитие профессий оказывает общественно-экономический строй. Развитие и становление профессий детерминированны техническим прогрессом, развитием производительных сил. Естественно, что особенно изменчива динамика профессий в такие отрезки истории, которые знаменуются научно-техническими переворотами, когда технические нововведения и усовершенствования объективно предопределяют возникновение новых профессий одновременно с отмиранием многих старых (15).
профессия.
- Требует специальной подготовки, обучения. В современном английском языке понятие » профессия » применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, всё остальное называется » занятие».
- Практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда.
— Служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби — занятие, совершаемое человеком ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Если профессия тоже приносит удовольствие, тоже хорошо (10).
Профессию надо отличать от специальности и должности. Специальность — это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии (14).
Профессиональное обучение бывает нацелено на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность. Должность — это конкретный трудовой пост в организации. Встречаются должности, которые могут занимать представители вполне определённой профессии. Так, например, участковым врачом в поликлинике имеет право быть только тот, чья профессия врач-терапевт. Но некоторые должности могут быть занимаемы и представителями разных профессий. Скажем, менеджером по кадрам на предприятии бывает и психолог, и юрист. А некоторые должности, преимущественно в сфере низкоквалифицированного труда, вообще не связаны с требованиями к профессии человека. Например, кондуктором в общественном транспорте может стать студент-философ, или вышедший на пенсию инженер (10).
Совершенствование технологии социальной работы с пожилыми людьми ...
... Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах - М., 2005.-25-26с. В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами, ...
Сколько существует профессий? В «Международном стандарте квалификации профессий» описаны 9333 профессии. Российский » Единый тарифно-квалификационный справочник» включает в себя около 7000 профессий и специальностей (10).
Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. В отечественной психологии наибольшую известность получила психологическая классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым (8).
объектом
Человек — живая природа (П)., Человек — техника (и неживая природа) (Т)., Человек — человек (Ч)., Человек — знаковая система (З)., Человек — художественный образ (Х).
признаку
Гностические профессии (Г) (, Преобразующие профессии (П)., Изыскательские профессии (И).
основных
Профессии ручного труда (Р)., Профессии. машинно-ручного труда (М)., Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А):, Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф).
условиям
1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборант, бухгалтер, оператор ЭВМ.
2. Работа, связанная с пребыванием на воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции.
3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землёй, при повышенных и пониженных температурах и т.д. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых и детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь (8).
При выборе профессии нужно учитывать связанные с ней характеристики среды, в которой протекает работа: физическую нагрузку, график рабочего времени; нервно-психическое напряжение. Даже в рамках одной специальности условия труда могут очень сильно различаться в зависимости от конкретного места работы. Условия труда включают в себя следующее:
Характеристики среды, в которой протекает работа. Некоторые профессии, подразумевающие работу преимущественно работу в обычных помещениях (например, в офисе или в аудитории), в производственных цехах, на открытом воздухе, под землёй и т.д. Наибольшее значение имеют такие параметры, как температура воздуха и его чистота, освещение, уровень шума. Именно с характеристиками среды связано наибольшее количество профессиональных противопоказаний.
Профессионально-этические основы социальной работы
... профессиональной группы, ее идеология и психология. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика ... этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе. Однако представители целого ряда профессий, имевших жизненно важное значение для ...
Физическую нагрузку.
График рабочего времени. Самые частые варианты таковы:
1) работа по фиксированному графику, когда время и начало работы не меняется, а выходные всегда приходятся на одни и те же дни недели. Такой график подходит для людей, любящих стабильность, привыкающих к определённому жизненному распорядку.
2) работа в режиме «сутки через трое»: 24 часа непрерывной трудовой вахты, потом три дня отдыха. С одной стороны, для работы в таком режиме нужна высокая выносливость, с другой — он позволяет вести относительно свободный образ жизни.
3) работа по скользящему графику, когда рабочий день начинается и заканчивается в разное время и выходные тоже выпадают на разные дни недели. Такая работа подходит для людей гибких, легко приспосабливающимся к изменениям распорядка дня.
4) вахтовый метод: очень интенсивная (12 и больше часов в день) работа без выходных на протяжении нескольких недель или даже месяцев, потом длительный период отдыха. Так работают обычно те, чья профессия требует отъездов. Сходная работа у тех, чья работа имеет ярко выраженный сезонный характер.
Нервно-психическое напряжение, вызываемое работой . Оно наиболее значительно тогда, когда работа требует высокой концентрации внимания, насыщена эмоционально окрашенным межличностным общением, протекает в условиях повышенной ответственности, повышенного риска. Кроме того, высокое нервно-психическое напряжение возникает, когда ситуация быстро меняется, сопряжена с элементами непредсказуемости.
Каждой группе профессий присущи свои профессионально важные качества, которые определяют успешность выполнения деятельности и профессиональную пригодность специалиста (см. табл.1) (8).
В — Возможность, Влечение, Востребованность.
Возможность — наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
Влечение -, Востребованность —
Когда три В совпадают, человек доволен делом, которым занимается, своим местом работы, должностью, достижениями, видит перспективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением. Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную в обществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих, и, как следствие, его увлеченность трудом ещё более возрастает.
Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.
На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее важные из которых таковы:
- Знания о профессиях и о том, насколько они востребованы;
- Склонности (интересы, мотивы труда);
- Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);
- Уровень притязаний и самооценка;
- Мнение родителей, семьи;
- Мнение сверстников
- Позиции учителей, профессионалов;
- Личный профессиональный план — система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере (10).
3 стр., 1432 слов
Социальная адаптация человека на рынке труда
... работы будет рассмотрение особенностей социальной адаптации работников в условиях современной экономической ситуации в России, а так же предложения по усовершенствованию социальной адаптации людей в организациях. 1 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО РЫНКА ТРУДА ...
Взрослые люди отдают труду и всему, что с ним связано, в среднем примерно половину своей жизни, а нередко и больше. Чего ради они это делают, что побуждает их затрачивать такое огромное количество времени и сил? Можно, конечно сослаться на то, что необходим для развития цивилизации, ведь именно в результате него появляются те продукты и ресурсы, которые потребляет каждый из нас. Впрочем, это и так понятно. Но одно дело — общефилософские рассуждения о важности труда для человечества в целом, а совсем другое — анализ тех причин, которые непосредственно побуждают конкретного человека работать и относиться к делу увлеченно, трудясь с полной отдачей сил, либо работать по минимуму, чтобы только зарабатывать себе на проживание. Каков для нас личностный смысл работы, профессии?
Смысл выбираемой профессии часто оказывается для человека не в труде, как в таковом, а получаемых от него благах (зарплата, престиж и т.д.).
а бывает, что сначала человек ориентируется на внешний смысл (например, на обещанную зарплату), а потом втягивается в работу и начинает находить интерес уже в ней самой. Тем, кто трудится, ориентируясь, исключительно на внешнее вознаграждение, бывает нелегко смириться с тем, что они зачастую зарабатывают относительно мало, а кто-то другой живой припеваючи. В результате человек начинает чувствовать себя несчастным, ущемлённым, обиженным судьбой. Тот же, кто находит свою работу интересной и воспринимает её как осмысленную и ценную саму по себе, безотносительно к вознаграждению, куда менее подвержен таким чувствам, психологически защищен от них. Как говорят психологии, одна из важнейших предпосылок успеха в профессиональном самоопределении — это умение находить личный смысл в труде, которым предстоит заниматься.
Одна из причин того, что молодых людей тянет заниматься разными видами творческой работы — музыкой, живописью, киноискусством — состоит именно в том, что в подобных областях деятельности отчужденность человека от труда минимальна. В них практически всегда остаётся личностная сопричастность с тем, что создаётся, велик вклад творца, и имеет возможность самому наслаждаться тем, что получается в итоге. Как правило, происходит общение между тем, кто создал произведение искусства, и тему, кому оно создано. Что, помимо сугубо материальных интересов, побуждает людей работать?
1) Работа — это возможности для реализации своего потенциала. Важность труда именно как поля для самореализации, для приложения своих сил и способностей становится наиболее очевидной, когда увлеченный им человек вдруг лишается работы. Наличие высвободившегося времени воспринимается как незаполненность сознания, человек чувствует себя ненужным, так как не занят делом, которое он любит и которое считает важным.
2) Работа даёт чувство собственного достоинства, значимости, осмысленности жизни. Но сама по себе профессия ещё не делает человека счастливым, она лишь предоставляет шанс реализовать свои возможности.
3) С работой тесно связан круг общения человека. Иметь профессию — это значит не просто уметь что — то делать, но ещё и быть включенным в систему межличностных взаимодействий, ощущать себя частью профессионального сообщества. Кстати, один из факторов, предопределяющих, насколько человек удовлетворён соей работой (наряду с содержанием и условиями и оплатой труда) — это то, нравится ли ему общение, которое складывается на рабочем месте, удовлетворён ли он взаимоотношениями в трудовом коллективе. Если же в коллективе складываются конфликтные отношения — обычно там высокая текучесть кадров (т.е. работники надолго не задерживаются, часто увольняются) даже при хороших во всех других смыслах условиях труда и неплохих зарплатах (10).
Влияние глобализации на рынок труда в России
... внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров. Профсоюзы объединяют работников предприятия независимо от их профессий, поэтому занятость здесь гарантируется в большей степени, чем на внешнем рынке труда. В России внешний и внутренний рынки труда ...
Кстати, как установили исследователи, ответ на вопрос » Стану ли я работать, если в моём распоряжении и так будет сумма денег, достаточная для удовлетворения жизненных потребностей?» очень сильно различается в зависимости от среднего уровня доходов в той стране, о которой идёт речь. В странах «третьего мира», где большинство людей живут в условиях крайней бедности, желание работать даже при отсутствии материальной нужды высказывает максимум один из десяти. Для этих людей работа — лишь способ выживания. Но в высокоразвитых странах соотношение противоположное: лишь один человек из десяти утверждает, что не будет работать, имей он в своём распоряжении достаточно денег. Но нужно учитывать, естественно, и то, что работа тоже различается: в слаборазвитых странах это, как правило, тяжелый и монотонный физический труд, в высокоразвитых — значительно более интеллектуальные виды деятельности в хороших бытовых условиях.
Профессиональная принадлежность — одна из самых значимых характеристик любого человека. Представление о себе как о носителе определённой профессии — неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек не мыслит себя вне связи со своей профессией. И если он по каким-либо причинам не может продолжать заниматься своим любимым делом (безработица, выход на пенсию, болезни), это превращается для него в настоящую жизненную трагедию. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Кроме того, это не только сам выбор, но одновременно и самоограничение: предпочесть одну профессию — значит отказаться от многих других (12).
Таким образом, профессиональная ориентация является важной составляющей профориентологии.» Профессиональная ориентация — это комплекс мер, направленных на то, чтобы помочь человеку принять и воплотить в жизнь обоснованное решение о выборе профессии и специальности и определиться с тем, какое образование для этого следует получить и где » (6, с. 19).
Основных функций у него три:
1. Диагностика: проведение психологических (а иногда и физиологических) тестов, которые позволят определить интересы и способности, личностные качества и другие сильные и слабые стороны для будущей профессии.
2. Консультирование: общение, направленное на помощь в более полном осознании своих мотивов выбора профессии, поиск ресурсов (сильных сторон, на которые можно опереться в будущей работе), конкретизацию профессиональных намерений и планов.
Выбор профессии и профессиональные интересы у старшеклассников
... А.Е. Голомштока «карта интересов»; 3) анкета. Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального самоопределения у старшеклассников 1.1 Понятие профессионального самоопределения личности в психологии В психологической литературе по проблеме профессионального самоопределения существует множество ...
3. Информирование: предоставление клиенту необходимой информации о профессия, которые его интересуют (содержание и условия труда, важные для их освоения качества, противопоказания, возможности для карьерного роста и т.п.), об учебных заведениях, где готовят к работе по этим профессиям, о конкретных вакансиях и т.п.
Для профориентационной работы предназначена психологическая классификация профессий. В отечественной психологии наибольшую известность получила психологическая классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.