Профессионально-этические основы социальной работы

Профессиональная этика как феномен

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».

Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.

профессиональной этики

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания. Первые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В числе прочих требований к работнику указывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду — залог будущей высокой должности и богатства1 . Однако возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов специалисты относят к периоду ремесленного разделения труда, т. е. к периоду возникновения ремесленных цехов в XI — XII веках2 . Именно в этот период констатируют историки — в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе.

Однако представители целого ряда профессий, имевших жизненно важное значение для всех членов общества, ранее других осознали необходимость этической регламентации своей деятельности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как «клятва Гиппократа» и некоторые другие сложились несколько ранее. В основном это профессии, связанные непосредственно с человеком или с условиями его жизнедеятельности, профессии с высокой степенью индивидуализации труда, например, учительская, врачебная деятельности.

Как отмечал Ф. Энгельс 3 , каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности и отношение к содержанию своей деятельности. Профессиональная этика лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью морали общества, а собственно мораль является одним из самых древних регуляторов поведения и действий, взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере.

13 стр., 6018 слов

Педагогическая этика и мораль

... нравственных отношений, каковы пути его укрепления — вот вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали. Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики ... из их профессиональной деятельности» [1,285]. Однако это определение неполно, поскольку учитывает лишь одно из слагаемых профессиональной морали. Кроме того, естьвиды профессиональной этики, которые еще ...

Появление профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку профессиональная этика, возникающая первоначально как явление обыденного сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения систематизируются в виде кодексов (писанных и неписаных), заключающих в себе не только этические требования к содержанию и результатам деятельности, но и к отношениям, возникающим в процессе деятельности, а также выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика — это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.

Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, — т. е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе» с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности.

Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.

8 стр., 3695 слов

Профессиональные, социальные и личностные требования к учителю ...

... профессиональных, и личностных требований к учителю физкультуры. В работе поставлены и решались следующие задачи: Рассмотреть особенности педагогической деятельности специалистов по физической культуре и спорту; 2) Проанализировать деятельность специалистов по физической культуре и спорту ... Г.К. Селевко и др.). Актуальность исследования этой проблемы заключается в ряде положений. Ее социальный смысл ...

В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.

Этика в социальной работе — не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.

моральных нормах

Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Напротив, этика социальной работы требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов — от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и профессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в узкокорпоративных или личных корыстных интересах.

Сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

Не меньшее значение имеет и проблема коллективной ответственности социальных работников. Любая профессиональная группа, особенно если она создает свою профессиональную ассоциацию, осознает она это или нет, стремится к поддержанию и сохранению своих собственных узкопрофессиональных интересов — например, повышение престижа и статуса профессии, получение субсидий на развитие профессиональной деятельности и т. д. Однако реализация этих интересов будет оправдана лишь в том случае, если она будет проистекать в русле решения общепрофессиональных содержательных и социальных проблем. Поэтому одной из основных задач профессиональной этики социальной работы следует считать стремление не допустить противоречия между корпоративными интересами и целями, и задачами профессиональной деятельности, а также интересами общества, и каждого его члена.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... военно-патриотическое воспитание - это одна из высших форм патриотического воспитания, Целью своей работы считаю организацию военно-патриотического воспитания в школе через внеклассную работу. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию ... деятельности ...

объектом

Целью

Основными категориями

Основные этические отношения в социальной работе, возникающие в процессе профессиональной этической деятельности как совокупность зависимостей и связей, заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек — среда». Эти отношения возникают между социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами, между социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом.

требований,

Этическое сознание

Этические действия

Цели

Мотивация

Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее время привлекает не только людей, делом жизни которых стало оказание помощи нуждающимся. В силу различных внешних причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реализовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она, как правило, менее эффективна, поскольку внешняя мотивация, например, удобный по времени режим работы, размер заработной платы, а также какие-либо другие внешние блага, значительно слабее мотивации внутренней.

Это особенно справедливо в отношении социальной работы, где необыкновенно важна внутренняя мотивация, т. е. внутренние побуждения к деятельности. В качестве мотивов, как правило, чаще всего рассматривается содержание выполняемой работы, процесс трудовой деятельности и ее конечный результат. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить слабого, если он радуется благополучию своего клиента и гордится его успехами, то можно говорить, что положительная мотивация имеет место. Поэтому чувство общности с клиентом, ответственности за его судьбу, потребность быть полезным и творить добро — желаемые мотивы поведения и деятельности социального работника, которые должны развиваться в ходе его обучения и практической деятельности.

Легитимизация

В качестве документа, легитимизирующего деятельность социальных служб, может выступать федеральная или местная социальная программа, приказ или инструктивное письмо вышестоящего органа социальной защиты или федеральных и местных органов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ, содержание которого должно отвечать критериям нравственности и ни в коем случае не может противоречить общим целям и задачам, единым для всех социальных служб и системы социальной защиты в целом, действующему законодательству. Обоснование деятельности как по форме, так и по содержанию может отличаться от целей в силу различных объективных причин.

7 стр., 3333 слов

Критерии и принципы отбора социальных работников

... профессиональные задачи. 4) Креативность: готовность к творчеству и наличие опыта творческой деятельности. 2. Профессионально значимые качества социального работника. Деятельность социального работника ... нравственному здоровью, к окружающей природе, социальной среде. Следовательно, задача социального работника - включить в социальную работу различные благотворительные организации, добровольные ...

Помимо официальных документов, регламентирующих деятельность социальных служб и конкретных социальных работников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимодействия, порядке совместных действий. Это может быть договор, заключенный клиентом или от имени клиента с социальной службой, заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его интересы) в адрес социальной службы.

Средства

Так, например, известно, что социальная работа стеснена в средствах из-за недостаточного финансирования. Однако это не означает, что социальный работник может оказывать помощь своим малообеспеченным клиентам, экспроприируя средства у их более обеспеченных сограждан и играя, таким образом, роль «благородного разбойника» или допуская обман, совершая нечестные поступки. Даже если в соответствии с действующим уголовным законодательством такой социальный работник не может быть привлечен к ответственности, его деятельность получит в общественном сознании негативную оценку, которая будет затем перенесена на весь институт социальной работы. Поэтому для социального работника действия по принципу вседозволенности, пусть даже во имя великой благородной цели, недопустимы. Для достижения поставленных целей необходимо выбирать только узаконенные, одобряемые обществом, имеющие высокую моральную ценность средства.

Действия

Конечный результат

Однако успех также должен «вписываться» в границы этических норм, и социальный работник должен постоянно контролировать соответствие запланированного реально ожидаемому. Ему не следует начинать работу, если ее результаты способны оскорбить его моральное чувство, а негативные последствия поставят под вопрос его усилия. Это относится не только к его собственным действиям, но и к действиям его коллег, которые затрагивают и его самого как представителя данной структуры или всей системы.

В целом этика социальной работы включает в себя следующие уровни:

  • применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник —клиент, социальный работник — социальный работник, социальный работник — коллектив социального учреждения, социальная служба — социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы;
  • оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

— оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.

10 стр., 4882 слов

Условия установления контакта психолога с клиентом

... с другой, – о готовности взять ответственность за собственную жизнь. В данном реферате я попробую разобрать проблему установления контакта психолога с клиентом, так как она является не маловажной для работы над проблемой клиента ... тех, которые устарели и создают серьезные сложности. Это трудная задача для клиента, требующая доверия специалисту. Первая составляющая такого доверия – его вера в то, что ...

Этическая оценка на любом из уровней носит объективно-субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем, что оценивание производится людьми и исключить личностный фактор не всегда удается. Так, например, в случае оценки социальной работы клиентом, его мнение во многом зависит от того, насколько полно удалось социальному работнику решить его личную проблему, и не всегда клиент учитывает действительно объективные возможности для такого решения.

Оценка, со стороны общества также может быть не вполне объективной, поскольку общество социально неоднородно; далеко не все граждане имеют исчерпывающие сведения об институте социальной работы, его возможностях и потребностях. Оценка социальной работы как социального института обществом и государством, как правило, может различаться. Государство, создавая институт социальной работы, исходит из потенциала этого института, который может быть в будущем при определенных обстоятельствах реализован; для общества же наибольший интерес представляет не потенциал, а конечный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведомлено об условиях, при которых деятельность института социальной работы становится оптимальной.

Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.

Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:

оценочная

регулятивная

организационная

управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;

мотивационная

координирующая

регламентирующая

воспроизводственная

воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

коммуникативная

оптимизирующая

стабилизирующая

рационализирующая

превентивная

прогностическая

разрешения противоречий — способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;

информационная

социальная

социализирующая

Многообразие функций профессиональной морали социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью.

Этически ориентированная социальная работа соединяет сущее с должным на основах морали и нравственности. Она не ограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т. е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.

14 стр., 6740 слов

Технологии социальной работы по решению внутрисемейных конфликтов

... технологии, методы и способы социальной работы с семьями Рассмотреть рекомендации по совершенствованию социальной работы с семьями Новизна результатов. В выпускной квалификационной работе изучена организация деятельности ГБУ «Гудермеский центр социальной помощи семье и детям» Структуру выпускной ...

критериях моральности,

критерием моральности

Содействие общественному прогрессу, Формирование высоконравственной личности, Социальная целесообразность, Сотрудничество участников процесса, Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса

Критерии моральности социальной работы могут служить не только для оценки деятельности специалистов в области социальной работы и самой социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности, но и для оценки самих моральных требований к социальной работе. Они позволяют различить узкопрофессиональные нормы, выражающие интересы социальных работников как представителей профессии, и нравственные нормы, представляющие ценность и интерес для всего общества. Собственно, вторая группа профессиональных этических норм социальной работы и является той нравственной основой, которая привела к появлению в нашем обществе профессии социального работника.

Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики — наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

Этические принципы в социальной работе

Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач — в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в обществе». Стабильность же в обществе, в свою очередь, наступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженности, каковыми являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Делегируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития.

В то же время для конкретного клиента на первый план выходят, конечно, не проблемы общества в целом и не общественные отношения, а его собственные проблемы и необходимость их решения, и главную задачу социального работника он видит именно в оказании им от имени государства и общества помощи в решении своих проблем, причем значимость решения этих проблем является объективно-субъективной.

4 стр., 1882 слов

Категории клиентов социальной работы

... работы с клиентом [6, c. 106]. В подходах к клиенту социальной работы необходимо иметь представление как об общих проблемах, объединяющих обращающихся за помощью к социальному работнику людей, входящих в обобщенное понятие «клиент», ... свой вклад в решение проблемы, необходимо в интегральное понятие клиента социальной работы включить и непосредственных участников этого социального окружения, к ...

Социальный работник, как специалист, должен в первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи. Система социальной защиты от лица государства определяет приоритеты и гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей.

Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий . Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.

Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения не только для клиента, но и для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают. Он — профессионал, и поэтому он выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать с позиций желаемого, поскольку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности института социальной работы. Кроме того, человеку свойственно желать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным за результаты совместных с клиентом решений и действий в гораздо большей степени, в том числе и за отдаленные последствия.

Однако нельзя делать социального работника «ответственным за все». Так например, трудно требовать от социального работника полной личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и их последствия. Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе воспользоваться результатами совместной с социальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем. В зависимости от характера этих проблем, морального облика клиента, результат может быть любым — в этом случае ответственность социального работника становится весьма относительной.

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий, Принятие клиента таким, каков он есть

Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты на все случаи жизни без учета личностного фактора и обстоятельств — этим он снизит эффективность своей работы и оскорбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять. И наоборот, учитывая особенности личностных качеств клиента, принимая его таким, каким он является (а не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности и способности (в том числе и потенциальные), социальный работник может строить свою тактику и помимо решения основной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими методами добиваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его потенциала.

9 стр., 4482 слов

Клиенты социальных служб: социальный портрет

... работа социальных служб в решении социальных проблем населения. Предметом изучения в данной работе являются особенности и характеристики клиентов, составляющие социальный портрет клиентов социальных служб и выявляемые в ходе работы специалиста социальной службы. Целью работы является изучение личностных характеристик и социальных проблем клиентов социальных служб, ...

Конфиденциальность

В некоторых случаях необходимым для решения проблем клиента является привлечение к совместной работе близких клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц. Однако волевые решения неприменимы — социальный работник может действовать только методами разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость привлечения к совместной деятельности указанных лиц и организаций. В этом случае необходимо заручиться согласием клиента на передачу в необходимом и достаточном объеме информации указанным лицам и действовать в соответствии с его решением. Кроме этого, следует предупредить указанных лиц и учреждения о необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении нуждающегося в их помощи клиента.

Доброжелательность

Доброжелательность всегда ощущается клиентом — благодаря ей он чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, который выполняет за заработную плату определенный перечень надоевших обязанностей «от» и «до» и забывает о них по истечении рабочего времени, а живого человека, готового понять и помочь не в силу служебного положения, а потому что этого требуют его нравственные принципы и убеждения. Доброжелательность социального работника является отражением и проявлением его любви к людям.

Бескорыстие

Бескорыстие социального работника проявляется также и в том, что зачастую он делает для своего клиента существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Специалист делает для своего клиента все, что по его мнению необходимо сделать для разрешения проблемы, не ожидая дополнительного вознаграждения.

Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно и качественно оказанная помощь всегда ценится клиентом, однако профессиональная этика требует, чтобы социальный работник деликатно, но твердо отказывался от всех материальных выражений благодарности своего клиента. Помимо слов благодарности, высказанных клиентом в его адрес, социальный работник имеет право принять лишь букет цветов в знак уважения и признательности.

Честность и открытость

Любая полуправда, неискренность социального работника могут привести к утрате доверия клиента: почувствовав ложь или недосказанность, клиент замкнется в себе, будет скрывать от социального работника информацию, боясь довериться ему. Такое взаимное недоверие и недосказанность могут привести только к снижению эффективности взаимодействия.

Ни в коем случае не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. Напротив, следует в деликатной форме ознакомить клиента с результатами действий, объяснить причины неудачи и что планируется предпринять для того, чтобы исправить ошибку и достичь намеченной цели.

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях

Недостаток информации в том случае, если клиент под руководством социального работника предпринимает определенные действия для разрешения своей проблемы, может привести к опрометчивым шагам, ошибочным действиям или бездействию и в конечном итоге может сделать поставленную цель субъективно недостижимой.

И наконец, самое главное, поскольку речь идет о судьбе человека и его благополучии (материальном, физическом или духовном), — клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без его участия; достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным субъектом процесса социальной работы, а не пассивным объектом воздействия, лишенным права на инициативу.