Дошкольный возраст уникален в силу таких психических особенностей ребенка, как пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и синтезировать речевые потоки, особая способность к имитации.
В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается подготовка всесторонне гармоническиразвитой личности.
Исходя из идеальной цели воспитания, а также конкретной цели , функционирующей в системе образования на современном этапе развития отечества, важно определить и задачи воспитания.
К задачам воспитания детей дошкольного возраста относится физическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное развитие.
Исходя из особенностей детей дошкольного возраста, все указанные ниже задачи воспитания имеют свою специфику в дошкольном учреждении:
- физическое воспитание детей;
- умственное воспитание детей дошкольного возраста;
- развитие речи ребенка, обогащение и активизация его словаря, развитие звуковой культуры речи, умение правильно выражать в разговорной речи свои мысли;
- умственное воспитание, развитие логического мышления;
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание.
Все задачи учебно-воспитательного процесса в практической деятельности находятся в единстве и взаимосвязи, органически дополняя друг друга. Решение этих задач в дошкольном образовательном учреждении направлено на реализацию цели воспитания — разностороннее развитие личности.
Актуальность выбранной для исследования темы. Дошкольный возраст — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.
Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей
... проявляет природа в своих действиях». Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными « основоположениями», законами природы. Следует отличать, правильные дидактические соображения Коменского от формы, в которой они изложены. Коменский пришел ...
Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.
Предмет: исследование причин нарушения дисциплины детьми младшего дошкольного возраста.
Цель данной работы: рассмотреть и изучить причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста.
Гипотеза исследования в данной работе будет заключаться в следующем: коррекция нарушений дисциплины детьми младшего дошкольного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции, учитывая причины и факторы этих нарушений, а также возрастные и психолого-педагогические особенностей детей данного возраста.
Поставленную в работе цель предполагается достичь посредством решения следующих задач:
- изучить литературу по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов и исследователей;
- охарактеризовать причины нарушения дисциплины детьми младшего дошкольного возраста;
- провести исследование по причинам нарушения дисциплины, проанализировать полученные результаты;
— рассмотреть организацию работ по формированию навыков поведения детей дошкольного возраста при нарушении дисциплины.
1. Теоретическое изучение проблемы нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста
1.1 Освещение проблемы поведения детей дошкольного возраста в научной литературе
В современных условиях развития общества педагогическая наука сосредотачивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные. Это, прежде всего, гуманизм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность. В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят — Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. Всякая ценность объективна, так как она складывается в процессе социально-исторической практики. Важно отметить, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с прогрессом развития общества.
Все эти общечеловеческие ценности становятся побудителями к определенным действиям только в том случае, если они осознаются и принимаются личностью, становятся ее убеждениями и стимулируют ее деятельность. В связи с этим задачи дошкольной педагогики можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости общечеловеческих ценностей.
Задачи дошкольной педагогики как составной части общей педагогики обязательно учитывают закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом важно помнить, что дошкольное детство — это уникальный период, в котором закладываются основы развития и формирования личности ребенка. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.
На каждом возрастном этапе ребенка важно обеспечить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье. Дошкольная педагогика на основе психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, научно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.
Контрольная работа — Обучение как средство развития речи ...
... и актуальных тем по методике развития детской речи - тема «Обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста». Объект исследования является процесс формирования речи детей дошкольного возраста, а предметом – обучение как средство развития речи дошкольников. Цель контрольной работы – рассмотреть обучение как средство развития речи детей дошкольного возраста. Из цели можно выделить ...
Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту растут и качественно изменяются не только отдельные психологические функции, но и их соотношение, структура. При этом психические функции растут и развиваются неравномерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития, каждый возрастной этап характеризуется специфической структурой личности.
Л.И. Божович, развивая мысль Л.С. Выготского показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые характеризуют новый этап в развитии ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуации развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.
Дошкольная педагогика стремится разработать такую методику и технологию образовательно-воспитательного процесса, которая бы обеспечила формирование нравственных качеств личности дошкольников. Отсюда и вытекает задача — дать характеристику нравственных качеств, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.
Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогики — разрабатывать более эффективные технологии реализации названных функций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп. На решение этой задачи направлены усилия многих педагогов-исследователей, которые разрабатывали различные варианты программ для дошкольных образовательных учреждений.
Одной из основных проблем, характерных для психологических исследований, проводимых в русле теории Л.С. Выготского, является проблема опосредствования и роли средств в психическом развитии ребенка.
При этом существуют два основных подхода к развитию опосредствования. В рамках первого подхода, более характерного для отечественной психологии, развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции, а вхождение ребенка в культуру заключается в основном в освоении им способов действия со знаками. Подобный подход разрабатывался в исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова, Н.Г. Салминой и других авторов.
Во втором подходе делается попытка рассмотреть проблему культурного опосредствования более широко и проанализировать в качестве средства развития саму культурную «рамку», внутри которой находится ребенок (Ж. Карпей, М. Коул, Б. ван Урс и другие).
В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития, т.е. в данном подходе центральным становится вопрос о механизме культурного опосредствования и о регулирующей функции сознания в основном с его содержательной стороны.
Педагогическая психология : Роль семьи в воспитании детей Стиль ...
... «болезни» сегодняшней российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень тяжелое воздействие, иногда ...
Исследования по развитию детской осознанности и произвольности поведения (работы В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой, Е.О. Смирновой и других) занимают особое, самостоятельное место; при этом проблема единства генезиса опосредствования в связи с генезисом саморегуляции стоит достаточно остро. При рассмотрении этой проблемы возникает вопрос о единстве аффекта и интеллекта, о переживании как основной единице психического развития ребенка.
К решению данной проблемы в процессе анализа психического развития ребенка-дошкольника подходил А.В. Запорожец. С одной стороны, под его руководством был проведен цикл работ по изучению развития форм опосредствования у дошкольника, а с другой стороны, им рассматривалось развитие эмоциональной регуляции поведения ребенка. А.В. Запорожец писал о возникновении особых «синтетических эмоционально-гностических комплексов типа аффективных образов, моделирующих смысл определенных ситуаций для субъекта и начинающих регулировать динамическую сторону поведения ребенка уже на относительно ранних стадиях его развития».
Условно дошкольный возраст можно разделить на три этапа. Первый этап — это младший дошкольный возраст, 3 — 4 года.
На этом этапе одно из основных направлений развития — это развитие восприятия. Ребенок ориентируется, прежде всего, на отдельные признаки действительности, и средством его ориентировки при решении «знаковых» задач является сенсорный эталон (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер).
В качестве символов (как было показано в выполненных под нашим руководством исследованиях Л.А. Коротаевой и В.Н. Торлоповой) на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.
На втором этапе — 4 — 5 лет — ребенок начинает выделять наглядные структуры.
Основным средством решения «знаковых» задач становится наглядная модель, а «символических» — композиция.
Как показывают работы В.В. Брофман, Е.В. Горшковой, В.В. Холмовской, к пяти годам ребенок может переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках, выразительном движении.
И, наконец, на третьем этапе — 6 — 7 лет — дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Средством решения задач «на значение» становится слово в его обобщающей и планирующей функции, а в решении «символических» задач появляется метафора как передача с помощью образа некоторой обобщенной идеи, т.е. осуществляется переход к символу как к «вещи и идее».
Если мы говорим о способах опосредствования, способах регуляции поведения ребенка и решения им задач разных классов, то наряду с характеристикой самих средств с необходимостью следует дать и характеристику тех видов действий, которые производятся с ними. Анализ видов средств и действий с ними позволил выявить три основные позиции субъекта по отношению к действительности и соответственно три способа регуляции поведения ребенка в любой ситуации.
Первый способ взаимодействия с реальностью — нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и использование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.).
В основе данного способа лежит в основном применение знаковых средств.
Второй способ — смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственной позиции по отношению к ситуации.
Механизмы социальной деятельности и поведение личности
... отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества, поэтому рассмотрение регуляции социального поведения личности как основного вопроса работы является наиболее актуальным. Целью работы является рассмотрение социального поведения личности и его регуляции. Для решения поставленной цели ...
Этот способ включает в себя, прежде, всего процессы «эмоционального воображения» (по А.В. Запорожцу) и базируется в основном на использовании символических средств.
Третий способ — преобразующий (диалектический), направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как с знаковыми, так и с символическими средствами.
Предпочтительное использование способа зависит от конкретного смыслового поля, от самой задачи, которая стоит перед субъектом. При этом очевидно, что возможности саморегуляции определяются полнотой овладения существующими способами опосредствования. Реальное же поведение характеризуется сочетанием указанных способов, которые достаточно полно представлены в любом феномене культуры. Целостный поведенческий акт определяется как успешностью классификации ситуации по необходимому способу регуляции и его использованию, так и уровнем освоения каждого из способов ориентировки в ситуации.
1.2 Основные проблемы поведения детей дошкольного возраста
Часто, когда поведение ребенка оставляет желать лучшего, взрослые в панике начинают представлять себе его «светлое» будущее. Воспитать грубияна и разгильдяя, не хочется никому. Сначала драгоценное чадо терроризирует малышей в соседней песочнице, а потом повзрослевший ребенок устраивает дебош в местном баре.
Главная трудность заключается в том, чтобы вовремя решить, когда стоит не обращать внимания на детские шалости, а когда пора бить тревогу и всерьез заниматься моральным обликом вашего отпрыска. Именно в юном возрасте вы лучше всего сможете повлиять на будущие взгляды на жизнь ваших детей.
1. «Ребенок запугивает или обижает других детей».
Зона риска: Мой ребенок станет настоящим хулиганом.
Опасные сигналы: Если в возрасте двух лет малыш отнимает у сверстников игрушки и дерется во время игр, то тревожиться не стоит — в этом возрасте дети еще не совсем понимают, что причиняют кому-то боль. Но в возрасте 5-7 лет ребенок уже в состоянии понять, что принадлежит ему, а что чужое
2. «Ребенок грубит и оскорбляет окружающих».
Зона риска: Повзрослев, ребенок станет грубияном.
Опасные сигналы: К сожалению, многие дети усваивают плохие манеры куда лучше хороших. Проводите с детьми воспитательные работы, не говорите просто «это грубо», а подробно объясняйте что такое «грубо» и как ребенку следует себя вести. Дети любят наглядность. Станьте для вашего малыша ролевой моделью — покажите ему хороший пример.
3. «Ребенок замыкается в себе и не идет на контакт».
Зона риска: Ребенок вырастет замкнутым, у него будут проблемы с общением.
Опасные сигналы: Когда игра для ребенка становится слишком тяжелой и неинтересной, проще бросить все на полпути и уйти в себя. Однако во «взрослой жизни» такие качества будут только мешать. Узнайте причину, по которой ребенок не идет на контакт со сверстниками и избегает сложных ситуаций. Подскажите ему, как ему следует себя правильно вести.
4. «Ребенок врет и выдумывает».
Зона риска: Мой ребенок станет лжецом.
Опасные сигналы: Трехлетки часто врут или выдумывают без всякого злого умысла. Дети постарше отлично понимают, что врать нехорошо. Если ребенок врет «по мелочам», то поощрять это не стоит, но и сильно ругать его за это тоже. Возможно, ваш выдумщик вырастет в талантливого писателя. Но с серьезной ложью стоит бороться всеми доступными способами.
Дошкольный возраст — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.
К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания.
Дошкольный возраст — сенситивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знании и умении, поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Возраст от 2 до 5 лет — время наиболее бурного развития ребенка. Недаром Л.Н. Толстой писал, что именно в этом возрасте он «приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой того».
Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок на этом этапе уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в том случае, если программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Дошкольник делает только то, что он хочет делать, поэтому все формы и методы обучения в дошкольном возрасте так или иначе связаны с игрой.
1.3 Причины нарушения правил и норм поведения детьми дошкольного возраста
Основными причинами нарушения правил и норм поведения детьми дошкольного возраста являются:
1. Нарушение правил и норм поведения с целью привлечения к себе внимания взрослого.
Подобного рода поведение ребенка может быть способом привлекать к себе внимание окружающих, в частности родителей, когда его не хватает или ребенок не обладает иными навыками привлечения внимания к себе. Выходом здесь может быть то, чтобы не обращать внимания на нарушения правил и норм поведения, но поощрять их соблюдение, в частности, создавать прецеденты, когда ребенок их выполнит, затем хвалить. Можно также переключить внимание ребенка с поиска внимания взрослых на иные подкрепляющие стимулы, например удовольствие от выполнения какой-либо деятельности.
2. Нарушение правил и норм поведения по причине нерефлексивного отношения к ним ребенка.
Примечание: рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира.
Эффективным является объяснение ребенку причин, по которым следует делать одно и не следует делать другого. Необходимо обосновывать требования, стараться рассуждать вместе с ребенком, чтобы сделать его более понимающим, почему желательно одно и нежелательно другое поведение. Важно помогать ребенку, выстраивать четкую и непротиворечивую систему понятий о мире и о месте человека в этом мире.
3. Нарушение правил и норм поведения по причине противоречивости и непоследовательности родительских требований и/или требований иных воспитателей.
В этом случае родителям помогают выработать единую и непротиворечивую систему требований по отношению к ребенку и систему штрафных санкций.
4. Нарушение правил и норм поведения с целью оптимизации конфликтов между родителями.
С одной стороны, скрытое противостояние супругов; с другой стороны, когда это противостояние угрожало перерасти в конфликт, возможность подобного рода конфликта прерывалось поведением детей, связанных с нарушением норм и правил поведения. Своим поведением дети по-своему стараются внести участие в разрешение внутрисемейного конфликта, хотя, возможно, и неосознанно.
Ситуация, если супруги перестанут общаться друг с другом, при этом каждый из них станет углублять альянс с одним из детей, должна вызвать сильную реакцию отторжения на эмоциональном уровне как у родителей, так и у детей. Это происходит потому, что, согласно базовым представлениям той модели, в русле которой осуществляется работа, у человека на генетическом уровне закреплено, что супруги должны оставаться в семье супругами и родителями, а дети — детьми.
Причины детского непослушания:
Первая причина. Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить — непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.
Вторая причина. У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения — отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
Третья причина. Если чувство родителя — обида, то причина непослушания — желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности — протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!»
Четвертая причина. Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния — в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех.
2. Исследование проблем нарушения дисциплины детьми младшего дошкольного возраста на примере МБДОУ № 53
2.1 Исследование проблем нарушения дисциплины детьми младшего дошкольного возраста
Методы коррекции находятся в прямой зависимости от характера педагогической запущенности, уровня воспитанности ребенка целом, воспитательных возможностей образовательного учреждения, конкретного поведения, его образа жизни и окружения. Методы коррекции, в конечном счете, всегда связаны с методами воспитания. Например, метод переубеждения всегда является естественным продолжением метода убеждения; поощрение и наказание применяются и в коррекции и в воспитании.
Организация деятельности детей на основе их интересов — одно из направлений коррекции, получившее широкое распространение за последние годы. Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи методов воспитания и коррекции, осуждала практику «уединенного средства», т. е. изолированного применения какого-то одного метода. В своей совокупности методы коррекции призваны активизировать ребенка на борьбу с имеющимися у него отрицательными качествами, вредными привычками. Каждый метод выполняет определенную ведущую функцию.
В настоящее время существует множество направлений и методических приёмов коррекции нарушений поведения детей. Психолог школы в своей практической индивидуальной коррекционной работе использует различные формы внушения, арттерапию, библиотерапию, музыкотерапию, игротерапию, логотерапию, и др.
Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. Коррекция нарушений поведения будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, лежащих в основе проблем, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.
Так же эффективна и групповая коррекция нарушений поведения. Преимущество группы заключается в том, что группа представляет собой своеобразный островок мира, в котором ребенок с помощью воспитателя и других членов группы может проанализировать собственное поведение и опробовать его новые формы. Это достигается с помощью особой организации общения в группах, активного обучения, игр.
Самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Для более успешной коррекционной работы необходим поиск наиболее эффективных методов и средств воздействия на каждого отдельного ребенка или группы детей с нарушением поведения.
Индивидуальный подход означает выявление природы психологических трудностей конкретного ребенка и действительных психологических механизмов, выбор соответствующих данному индивидуальному случаю способов и методов работы.
Данный педагогический эксперимент должен подтвердить:
1. полученные выводы в теоретическом исследовании;
2. гипотезу исследования, суть которой в том, что коррекция нарушений поведения детей младшего дошкольного возраста даст положительные результаты, если будут подобраны индивидуальные или групповые методы и формы коррекции нарушений поведения детей и при этом будут учтены возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего дошкольного возраста, причины нарушений поведения детей младшего дошкольного возраста.
Педагогический эксперимент состоит из последовательных этапов, каждый из которых требует определенных методик.
На первом этапе, констатирующем — исследуются динамические характеристики ребенка, изучаются его социально-статусная структура. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики — важные диагностические показатели для последующих этапов педагогического эксперимента.
Задача второго этапа — формирующего, разработана и реализована программа коррекции нарушений поведения детей младшего дошкольного возраста.
На третьем этапе, итоговом, в результате проведенных диагностических процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и дается оценка результативности.
Для решения поставленных задач в проведении эксперимента использовались методики:
1. наблюдение;
2. социометрия
3. математическая обработка и интерпретация результатов
Базой исследования послужило МБДОУ № 53 г. Находка. В исследовании принимали участие 20 детей младшего дошкольного возраста. Для проведения эксперимента данные детей были закодированы.
Основными факторами нарушений поведения в виде непокорности и непослушания выступают уровень притязаний, самооценка и статус, коммуникативные способности.
В нашем эксперименте для разработки программы, коррекции нарушений поведения детей определены следующие факторы: социальный статус и коммуникативные способности. Оценочными критериями выступили коммуникативные способности — понимание специфики ситуаций и уровень проявления коммуникативных способностей. С целью обеспечения индивидуализации проводилась комплексная диагностика показателей нарушения поведения детей, где были определены следующие методики:
1. метод наблюдения, включал наблюдение за детьми во время занятий и на прогулках;
2. тестированием определялось понимание специфики ситуаций и уровень проявления коммуникативных способностей.
2.2 Анализ результатов исследования проблем нарушения дисциплины, детьми младшего дошкольного возраста
Определенные нами методы исследования позволили выявить педагогические и психологические особенности и причины, влияющие на нарушение детей, которые необходимо учитывать при разработке программы, коррекции нарушений поведения детей.
Наблюдение за детьми показало, что среди испытуемых есть дети, которые любят главенствующие роли. Из анкет родителей эти дети из семей с высоким социальным статусом. Это испытуемый 15, испытуемый 8 и испытуемый 3. На занятиях ведут себя активно. Во всем стремятся быть аккуратными.
Испытуемой 8, присущи больше характеристики испытуемого 15, по наблюдению можно сказать, что её воспитание больше подходит мальчику, нежели девочке. На это надо особенно обратить внимание родителям и педагогу.
Испытуемая 3 наоборот, старается не конфликтовать со сверстниками, однако свою точку зрения будет доказывать упорно, и в споре никогда не уступает. Нелегко поддается убеждению, не принимает позицию взрослого. Дети много фантазируют и умеют привлечь на свою сторону других ребят. Со сверстниками дружны,и как правило, в их затеях принимают участие все дети. Однако испытуемая 3 послушна, но непокорна. А испытуемый 15 наоборот, не послушен, но покорен.
В испытуемой группе есть «драчуны». Это испытуемый 4 и испытуемый 9, они замкнуты, ведут себя обособлено, не активны. На занятиях отвлекаются, не слушают, крутятся, невнимательны, им быстро надоедает однообразие, они капризны, не поддаются убеждениям, конфликтуют со всеми детьми, зачастую сами являются зачинщиками драк. Семьи этих детей не благополучные.
Остальные дети, можно сказать «среднего уровня». Работы детей в основном неаккуратные. Легко вступают в конфликт. На занятиях активны, но некоторые могут быть и безразличны к происходящему. Эти дети в основном из семей «среднего» социального статуса. Результаты наших наблюдений, изучение анкет родителей были занесены в таблицу 2.1, которая представлена ниже.
Таблица 2.1 Характеристика детей до эксперимента
№ |
Ф.И.О. |
Характеристика дошкольного возраста |
Статус семьи |
|
1 |
Миша М. |
малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный |
средний |
|
2 |
Никита П. |
шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный |
средний |
|
3 |
Алина Б. |
спокойная, общительная, конфликтов не возникает, не покорная, послушная, иногда огрызается |
высокий |
|
4 |
Витя С. |
всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, не послушный и не покорный, резок. |
низкий |
|
5 |
Данил Б. |
общается со всеми, ябеда, покорный |
средний |
|
6 |
Злата Б. |
очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная |
средний |
|
7 |
Ольга Е. |
спокойная, общительная, не покорная |
средний |
|
8 |
Диана Ш. |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше не послушная |
высокий |
|
9 |
Кирилл К |
общается с кем придется, нет друзей, малообщителен, резкий в отношениях, непослушный и непокорный. |
низкий |
|
10 |
Вася К. |
всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, не послушный и не покорный, грубит взрослым |
средний |
|
11 |
Настя Н. |
дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная, иногда бывает в гневе |
средний |
|
12 |
Аня М. |
очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, не послушная |
средний |
|
13 |
Егор П. |
любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками,, не покорен |
средний |
|
14 |
Сережа О. |
шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, не послушный |
средний |
|
15 |
Саша М. |
любознательный, общительный, все хочет знать, не покорный, иногда бывает в гневе. |
высокий |
|
16 |
Ярослав Н. |
любознательный, общительный, легко идет на контакт со сверстниками, послушный |
средний |
|
17 |
Лиза К. |
дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная, |
средний |
|
18 |
Петр М. |
шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный |
средний |
|
19 |
Влад К. |
общается с кем придется, нет друзей, малообщителен, резкий в отношениях, непослушный и непокорный. |
низкий |
|
20 |
Илья С. |
малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный |
средний |
|
Можно сделать вывод, что социальный статус семей не отражается на нарушении поведения детей. Поэтому статус ребенка не является основным фактором нарушений поведения. Следующим измерением было диагностирование коммуникативных способностей детей.
Уровень коммуникативных способностей детей определялся по двум аспектам: понимание специфики ситуации, в которой происходит взаимодействие и коммуникации со сверстниками были определены методом наблюдения, где оценочными критериями выступили:
- замкнутость — 1 балл,
- малообщителен — 2 балла,
- общителен — 3 балл.
Оценка уровня коммуникаций:
- высокий уровень — 3 балла;
- средний уровень — 2-3 балла,
- низкий уровень 1-2 балла.
Диагностические методики выявляли уровень развития представлений ребенка о состояниях других людей (взрослых и сверстников) в различных ситуациях, общения и взаимодействия, а также о способах адекватного поведения.
Диагностика по методике «Понимание специфики ситуации» проводилась следующим образом: детям раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой — кто-нибудь нарушает его. Дети должны были оценить ситуацию. По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Результаты обследования коммуникативных способностей детей занесены в таблицу 2.2.
Таблица 2.2 Результаты коммуникативных способностей
№ |
Ф.И.О. |
Понимание специфики ситуации (баллы) |
Характеристика (баллы) |
Среднее количество баллов |
Уровень коммуникат. способностей |
|
1 |
Испытуемый 1 |
3 |
2 |
2,5 |
средний |
|
2 |
Испытуемый 2 |
2 |
3 |
2,5 |
Средний |
|
3 |
Испытуемый 3 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
|
4 |
Испытуемый 4 |
1 |
1 |
1 |
низкий |
|
5 |
Испытуемый 5 |
1 |
2 |
1,5 |
низкий |
|
6 |
Испытуемый 6 |
1 |
2 |
1,5 |
низкий |
|
7 |
Испытуемый 7 |
2 |
3 |
2,5 |
средний |
|
8 |
Испытуемый 8 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
|
9 |
Испытуемый 9 |
1 |
2 |
1,5 |
низкий |
|
10 |
Испытуемый 10 |
2 |
2 |
2 |
средний |
|
11 |
Испытуемый 11 |
2 |
3 |
2,5 |
средний |
|
12 |
Испытуемый 12 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
|
13 |
Испытуемый 13 |
1 |
2 |
1,5 |
низкий |
|
14 |
Испытуемый 14 |
2 |
2 |
2 |
средний |
|
15 |
Испытуемый 15 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
|
16 |
Испытуемый 16 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
|
17 |
Испытуемый 17 |
2 |
3 |
2,5 |
средний |
|
18 |
Испытуемый 18 |
2 |
2 |
2 |
средний |
|
19 |
Испытуемый 19 |
2 |
3 |
2,5 |
средний |
|
20 |
Испытуемый 20 |
3 |
3 |
3 |
высокий |
|
Итак, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) и 7(46,6%) детей имеют средний уровень коммуникативных способностей. Полученные показатели коммуникативных способностей, в ходе констатирующего эксперимента, для детей младшего дошкольного возраста очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети должны быть более общительны.
Первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов. Причиной нарушения поведения детей в виде непослушания и непокорности является малообщительность детей со сверстниками и взрослыми. Выявленные причины и факторы, а также особенности детей позволят построить программу коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Результаты диагностики коммуникативных способностей представлены в динамике на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 Результаты диагностики коммуникативных способностей
Как видим из рисунка, в основном дети малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на нарушения в поведении детей. Следовательно, либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо не правильно подобраны методики.
Основные проблемы, заключаются в неумении детей организовать и контролировать собственное поведение для эффективного взаимодействия с окружающими, т. е. в конечном счете, в нарушениях общения, представляющих реальную опасность для адекватного поведения.
После проведения подобных занятий на протяжении трех недель нами был проведен повторный срез показателей полученных на констатирующем этапе, данные которого представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Характеристика детей после эксперимента
№ |
Ф.И.О. |
Характеристика дошкольного возраста |
||
До эксперимента |
После эксперимента |
|||
1 |
Испытуемый 1 |
малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, не послушный, покорный |
общительный, более послушный |
|
2 |
Испытуемый 2 |
шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, не покорный |
общительный, более покорный и послушный |
|
3 |
Испытуемый 3 |
спокойная, общительная, конфликтов не возникает, непокорная, послушная, иногда огрызается |
спокойная, общительная, непокорная, послушная |
|
4 |
Испытуемый 4 |
всегда с мальчиками, может подраться, никогда не попросит прощения, замкнут, непослушный и непокорный, резок. |
малообщительный, стал изредка общаться с девочками, более послушный, но непокорный |
|
5 |
Испытуемый 5 |
общается со всеми, ябеда, покорный |
общается со всеми, покорный, более послушный |
|
6 |
Испытуемый 6 |
очень спокойная, нет подруг, замкнута, в основном одна, исполнительна, послушная. |
малообщительная, появились подруги, покорная, послушная |
|
7 |
Испытуемый 7 |
спокойная, общительная, непокорная |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, более послушная |
|
8 |
Испытуемый 8 |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, больше непослушная |
спокойная, общительная, играет со всеми детьми в группе, более послушная |
|
9 |
Испытуемый 9 |
общается с кем придется, нет друзей, малообщителен, резкий в отношениях, непослушный и непокорный. |
завел друга, более покорный и послушный |
|
10 |
Испытуемый 10 |
всегда с мальчиками, может подраться, но может и попросить прощение, малообщительный, непослушный и непокорный, грубит взрослым |
общительный, реже стал драться, послушный и более покорный |
|
11 |
Испытуемый 11 |
дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, более-менее послушная, иногда бывает в гневе. |
играет почти со всеми, редкие конфликты, послушная |
|
12 |
Испытуемый 12 |
очень добрая, общительная, знает много стихов, всегда улыбается, такой демонстративный характер, непослушная |
общительная, демонстративные черты характера проявляются реже, послушная |
|
13 |
Испытуемый 13 |
любознательный, но не общительный, тяжело идет на контакт со сверстниками,, не покорен |
малообщительный, стал менее конфликтен, и более послушный |
|
14 |
Испытуемый 14 |
шустрый, быстрый, общительный, неусидчивый, непослушный |
общительный, более послушный, появилась усидчивость |
|
15 |
Испытуемый 15 |
любознательный, общительный, все хочет знать, непокорный, иногда бывает в гневе. |
общительный, более покорный и послушный |
|
16 |
Испытуемый 16 |
любознательный, общительный, легко идет на контакт со сверстниками, непослушный |
общительный, более покорный и послушный |
|
17 |
Испытуемый 17 |
дружит с избранными, общается со всеми, частые конфликты, обида часто перерастает в слезы, непослушная |
играет почти со всеми, редкие конфликты, послушная, не покорная |
|
18 |
Испытуемый 18 |
малообщительный, спокойный, уравновешенный, часто грубит, непослушный, покорный |
общительный, более послушный |
|
19 |
Испытуемый 19 |
шустрый, быстрый, общительный, часто конфликтует из-за пустяков, неусидчивый, непокорный |
общительный, более покорный и послушный |
|
20 |
Испытуемый 20 |
малообщительный, уравновешенный, часто грубит, непослушный, покорный |
стал более общительным, послушный |
|
Результаты сравнительного анализа коммуникативных способностей представлены в таблице 2.4 до проведения эксперимента и после.
Таблица 2.4 Результаты сравнительного анализа коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста
№ |
Ф.И.О. |
Понимание специфики ситуации (баллы) |
Характеристика (баллы) |
Среднее количество баллов |
||||
До эксп-та |
после эксп-та |
доэксп-та |
после эксп-та |
До эксп-та |
после эксп-та |
|||
1 |
Испытуемый 1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2,5 |
3 |
|
2 |
Испытуемый 2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 |
|
3 |
Испытуемый 3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
4 |
Испытуемый 4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
5 |
Испытуемый 5 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 |
|
6 |
Испытуемый 6 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 |
|
7 |
Испытуемый 7 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 |
|
8 |
Испытуемый 8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
9 |
Испытуемый 9 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1,5 |
2,5 |
|
10 |
Испытуемый 10 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
|
11 |
Испытуемый 11 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 |
|
12 |
Испытуемый 12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
13 |
Испытуемый 13 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1,5 |
2,5 |
|
14 |
Испытуемый 14 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2,5 |
|
15 |
Испытуемый 15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
16 |
Испытуемый 16 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
17 |
Испытуемый 17 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
18 |
Испытуемый 18 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 |
|
19 |
Испытуемый 19 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,5 |
2 |
|
20 |
Испытуемый 20 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2,5 |
3 |
|
Из таблицы 2.4 видно, что показатели коммуникативных способностей и характеристик детей улучшились.
Вследствие проведенных занятий по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы, заложенных в коррекционную программу нарушений поведения детей, коммуникативные способности детей стали выше.
Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей представлена на рисунке 2.2.
По полученным результатам и выводам в ходе опытно-экспериментальной работы, можно с уверенностью сказать, что предложенная программа коррекции нарушений поведения детей младшего дошкольного результативна.
Рисунок 2.2 Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Для оценки результативности программы коррекции нарушений поведения детей младшего дошкольного возраста предусмотрены диагностические срезы: первичный, до проведения игры и вторичный (контрольный), после ее окончания. Повторный срез проводился по тем же методикам, что и первый. Из опроса педагогов мы выяснили, что дети между собой стали намного общительнее, меньше ссорятся, на занятиях помогают друг другу, хорошо и дружно играют, у детей стали развиваться коммуникативные навыки.
2.3 Организационная работа по формированию навыков поведения детей дошкольного возраста при нарушении дисциплины
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.).
Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, воспитатель добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.).
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.)
Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача воспитателя состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.
Воспитатель учит детей правильно вести себя в машине, автобусе, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает; находясь в городском транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т. д.
В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам, которое включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны.
Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент.
Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.
Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка — все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей.
В поведении ребенка отражается также и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между ее членами становятся для него тем примером, которому он стремится подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками. И здесь большое значение должно уделяться работе воспитателя с родителями (советы, памятки, рекомендации, лекции и специально подготовленные выступления на родительском собрании, «круглый стол»).
Немаловажным условием воспитания дисциплинированности у детей является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха.
Одевание, умывание и другие процессы, связанные с режимом, являются в то же время средством формирования у детей культуры поведения в коллективе сверстников. Поскольку в это время они всегда находятся рядом друг с другом, воспитатель приучает их вежливо обратиться с просьбой, попросить разрешения пройти, посторониться, уступая дорогу, предложить свою помощь. Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна — продолжительные творческие коллективные игры, труд.
Правильная организация обст…