Становление демократического государства, преодоление кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств, способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Современный период развития нашего общества характеризуется значительным обострением противоречий, в том числе возникающих в образовательном и воспитательном процессе. Ключевая проблема перестройки средней и высшей школы — повышение профессиональной компетентности учителя и его гражданской позиции. Трудности школы зачастую объясняются неумением значительной части учителей действовать в новых социально-экономических условиях. Хорошо подготовленный профессионал всегда способен найти конструктивные подходы к решению усложнившихся психолого-педагогических проблем. Особое место среди них занимает осмысление характера нравственно правового воспитания в процессе формирования подрастающего поколения, предупреждения негативных явлений.
Правила, регулирующие жизнь и деятельность людей, необходимы в любом обществе. Знание этих правил, приучение всех людей, и, прежде всего подростков, к их соблюдению важны всегда, но особенно актуальны в связи с построением правового государства. В ходе исторического развития человечества менялось содержание и название правил, по сами правила
будут существовать вечно, как выражение объективной социальной
необходимости регулирования жизни любой группы людей.
В системе сознательного регулирования социальных процессов одно из главных мест занимает морально — правовая сфера. Отражая объективные закономерности реальной действительности, эта сфера порождает и соответствующие формы общественного, группового и индивидуального сознания. Морально — правовую сферу можно рассматривать и как инструмент регулирования общения, поведения людей в соответствии с морально — правовыми установками общества. Поведение людей объективно обуславливается наличием у них определенных интересов, потребностей, социальных связей, включая нравственно -правовые нормы. Нельзя не отметить теснейшей взаимосвязи, взаимодополнения и взаимозависимости норм права и морали.
Большое значение исследованию проблемы правового развития личности предавали отечественные философы: Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, Г.М.Мак, И.Г.Игнатовский, Ф.Т.Константинов, Г.Л.Смирнов, А.Г.Харчев, Е.Г.Федоренко и другие.
Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...
... тираний и деспотий. Цель контрольной работы: исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, ...
Психологические и педагогические основы правового воспитания раскрыты в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского, П.Д.Юркевича, а также в работах Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.И.Божович, О.С.Богдановой, А.А.Болдырева, Л.С.Выготского, И.С.Кона, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, И.С.Марьенко, А.В.Мудрика, В.А.Сластенина, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, Н.Е..Щурковой.
В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике организации гражданского и правового воспитания школьников накоплен значительный опыт, необходимый для постановки и решения
проблемы морального развития старшеклассников в деятельности педагога. Базовыми для ее разработки являются исследования В.В.Бермана, Г.П.Давыдова, А.И.Долговой, В.Н.Кудрявцева, А.Ф.Никитина, В.М.Обухова, Н.Г.Суворовой, и других.
Сегодня школьный педагог поставлен в довольно тяжелые условия
работы в рамках общеобразовательной школы. Однако, как показывает практика педагогические институты по — прежнему уделяют минимум внимания внеклассной работе по нравственно- правовому воспитанию учащихся, которая является важной составной частью воспитательного и образовательного процесса.
Изучение данного вопроса показало: многие учителя слабо знают возрастные особенности учеников. Нередко в школах воспитательная работа проводится без их учета, а это ведет в одних случаях к малой эффективности проводимых воспитательных мероприятий, в других — к тому, что воспитательная работа вызывает у юношей и девушек реакцию, противоположную желаниям воспитателей. У педагогов возникает множество претензий к родителям, а у последних, в свою очередь, — к школе.
Старшие подростки остро ощущают свою социальную незащищенность, их тревожат взаимоотношения со сверстниками (32 %), с родителями (39 %), около 32 % школьников боятся хулиганов на улице и во дворе.
Возрос интерес подростков к азартным играм на деньги, около 23 %, то есть чаще, чем каждый пятый, проводят свое время за этим занятием. А вот, например, быть полезным людям, работать для общества хотят только 25 % опрошенных.
С другой стороны, общая стратегия современного педагогического
образования и воспитания, преодолевая массово — репродуктивный характер процесса обучения и воспитания, выходит на личностный уровень, обеспечивая выявление и развитие творческой индивидуальности классного руководителя, формирование у него неповторимой гуманистической технологии педагогической деятельности. Исходя из всех этих предпосылок, можно говорить об актуальности педагогических исследований в области правового воспитания старшеклассников на основе внеклассной работы школьного педагога.
Исходя из актуальности возникли противоречия:
- между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности школьного учителя в области внеклассной работы по правовому воспитанию — с одной стороны и отсутствием его специальной психолого-педагогической и теоретической подготовки с другой;
- между повышением требований со стороны современного образования к уровню психолого-педагогической подготовки педагога и его умением организовать внеклассную работу в области правового воспитания в условии деструктивных социальных влияний на молодое поколение, коренной переоценки моральных и нравственных ценностей и недостаточностью теоретических и правовых знаний как учащихся, так и самих педагогов;
- между необходимостью реализации правового воспитания старшеклассников в единой системе учебно-воспитательной работы школы и не разработанностью теории реализации и ведения с учетом построения правового государства в новых условиях;
- между усиливающейся ориентацией системы воспитания на
гуманистические идеи (в частности идеи духовности, гражданственности) и не разработанностью путей и средств их реализации на практике в воспитательной деятельности школы.
Воспитание как специально организованная деятельность
... Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством. 4. ... правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных ...
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования:
» ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия правового воспитания старшеклассников во внеклассной работе школьного педагога?
Объект исследования: правовое воспитание в средней общеобразовательной школе, ориентированное на становление правосознания старшеклассников.
Предмет исследования: процесс правового воспитания старшеклассников в работе педагога через внеклассную деятельность.
Цель исследования: раскрыть психолого-педагогические основы правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога.
Гипотеза исследования: правовое воспитание старшеклассников к деятельности педагогов-воспитателей будет результативным, если оно выступает как часть целостного педагогического процесса средней общеобразовательной школы, то есть:
- обеспечивается многообразие содержания, форм и методов, в процессе которых создаются благоприятные условия для осуществления правового воспитания старшеклассников через внеклассную деятельность;
- обеспечивается взаимодействие педагогов с родителями для решения задач правового воспитания;
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения задач исследования:
1. Раскрыть теоретические проблемы правового воспитания;
2. Выявить основы правового воспитания во внеклассной деятельности школьного педагога;
3. Изучить содержание, формы и методы правового воспитания во внеклассной работе;
4. Разработать практические рекомендации по правовому воспитанию старшеклассников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- концепции общей теории права и правовых явлений и их влияние на правосознание несовершеннолетних (А.И.ДолговаЕ.А.Лукашева и другие);
- положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно педагогических явлений в процессе воспитания личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие);
- положения о системном подходе в психолого-педагогических исследованиях и образовательной деятельности (В.И.Журавлев, П.И.Пидкасистый, В.П.Симонов и другие);
- идеи личностно-деятельностного подхода (М.С.Каган, А.Н.Леонтьев и другие);
- идеи формирования социально правовой активности старшеклассника в процессе изучения основ правоведения и граждановедения (В.В.Берман, В.М.Обухов, Я.В.Соколов, Н.Г.Суворова и другие);
- концепции воспитания в духе прав человека и культуры мира (А.Я.Азаров, З.К.Шнекендорф, и другие).
7 стр., 3157 слов
Особенности деятельности педагога дополнительного образования
... правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Педагог дополнительного образования педагога дополнительного образования Педагог дополнительного образования 1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность. 2. Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, ...
В исследовании использовались: анализ литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; опрос; анкетирование; изучение результатов деятельности учащихся;
— Значимость: систематизация и обогащение содержания, форм, методов и средств правового воспитания позволяет обеспечить личностный подход в практике воспитания. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, организатору внеклассной работы, школьному психологу, учителю в организации и проведении нравственно — правового воспитания.
Этапы исследования:
I этап. Изучалась проблема исследования правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога 1) анализ психолого-педагогической и психологической литературы, анализ практического опыта в школе и правовой воспитанности старшеклассников, разработаны методики классных часов, работа с родителями.
II этап. Разработаны содержание, формы и методы правового воспитания в деятельности классного руководителя. Была проведена проверка эффективности разработанной методики правового воспитания старшеклассников.
Базой для исследования послужила: МОУ гимназия г. Арзамас.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложений.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/pravovoe-vospitanie-starsheklassnikov/