Зарубежные и отечественные исследования XX века в области социальной работы

Курсовая работа

Ведение

работа социальный россия

В конце XX столетия повышается важность решения вопросов, которые переходя в XXI, век затрагивают интересы народов всех стран. И одной из таких проблем являются глобальные перспективы международного социального сотрудничества. В связи с этим актуальным представляется анализ существующих сегодня парадигм в социальной работе и смежных с ней науках.

В конце 1980-х, начале 1990-х гг. в устоявшемся Европейском сообществе прогремели бурные события, связанные с распадом социалистической системы. Резкий переход от одного общественного строя к другому вызвал разрушение существующей системы социальной поддержки различных социальных слоев общества в этих. Вследствие чего, возросла необходимость быстрого формирования и развертывания новых социальных программ социальной и социально-психологической помощи «слабо» защищенным группам. Для решения всех этих задач требуются такие специалисты, как социальные работники, подготовка которых в наиболее развитых странах Запада и Америки насчитывает столетие [4,с.50].

Активизация процесса подготовки социальных работников, в свою очередь, заставила обратить серьезное внимание на теоретико-методологические проблемы социальной работы. Многие специалисты пришли к выводу, что дальнейшее развитие практики социальной работы обусловливает необходимость «инвентаризации» ее теорий с целью выявления эффективности их применения в практике социальной работы при решении конкретных проблем. Проблема поиска эффективности и действенности практики социальной работы ставит перед специалистами новые задачи в области исследования и развития ее теории.

Генезис и развитие международной социальной работы как практики, особенности ее реализации в разные исторические периоды в разных социокультурных средах начиная с XIX в. инициировали ее исследование представителями различных наук, направлений и школ: труды 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже. ,К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, К. Роджерса, Ж.П. Сартра, К.Левина, Ф.Хайдера. А.Маслоу, М.П. Фоллетта, Ф. Селзника, Р. Мертона, М. Залда, Е. Гоффмана, Р. Кантера, П.Бурдье и др.

Сегодня многие исследователи в разных странах говорят о необходимости разработки единой теории социальной работы, которая может быть выработана в результате анализа механизмов влияния различных социальных теорий на теорию социальной работы.

5 стр., 2479 слов

Анализ законодательства РФ в области назначения социальной пенсии ...

... социальной пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на период постоянного проживания ее получателя в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, на районный коэффициент, установленный для этих местностей. Социальная пенсия ... ими оплачиваемой работы, за исключением граждан из числа малочисленных народов. 1.2 Условия назначения социальной пенсии Право на социальную пенсию имеют ...

В курсовой работе дается развернутый анализ основных социальных теорий и их практическая направленность на современном этапе развития общества. Исследуются аспекты влияния теоретических исследований на западную и российскую практику социальной работы и ее модели.

Объект курсовой работы — зарубежные и отечественные исследования XX века в области социальной работы.

Предмет исследования составляют концептуальные подходы к проблемам теоретической идентификации социальной работы и их практическая направленность в странах Запада и России.

Цель работы: на основании исследований дать развернутый анализ основных социальных теорий и их практическую направленность на современном этапе.

Задачи исследования:

  • представить анализ теорий, составляющих основу исследований в социальной работе на современном этапе;
  • выделить современные модели социальной работы;
  • рассмотреть модели профессионального обучения социальных работников в странах Еропы ,США и России;
  • проанализировать концептуальные подходы зарубежной практики социальной работы;
  • рассмотреть проблемное поле социальной работы в России;
  • отметить влияние теоретиков и парадигм на практику социальной работы.

Структура курсовой работы представлена: введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.

1. Теоретические аспекты изучения социальной работы

1.1 Персоналии и их влияние на современные теории социальной работы

Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже. ,К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, К. Роджерса, Ж.П. Сартра, К.Левина, Ф.Хайдера.

Зигмунд Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия»,1880, «Психология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно»,1930. (1856-1939) — родоначальник теории психоанализа, которая выходит за рамки медико-биологических концепций психики, анализирует механизмы функционирования социальных институтов, рассматривает основные стимулы человеческой деятельности, развивает психоаналитическую концепцию личности [27,с.22].

Беррес Фредерик Скиннер «Поведение организмов», 1938, «Наука и человеческое поведение», 1953, «Вербальное поведение», 1957, «Куммулятивная запись», 1961, «Обстоятельства подкрепления», 1969, «О поведении», 1974 и др. (1904-1990) — представитель бихевиоризма рассматривает проблемы управления поведением людей. По его мнению, важно учитывать такие три фактора: во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т.п.); в-третьих, последствия. Техника «обусловливания», разработанная Скиннером, получила широкое распространение в разных сферах социальной практики, в том числе и в социальной работе [27,с.26].

Жан Пиаже «Речь и мышление ребенка», 1926, «Детская концепция мира», 1929 и др. (1896-1960) основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида. В 20-е г. взгляды Ж. Пиаже на социализацию близки взглядам представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюлъ и др.).

13 стр., 6438 слов

Личностно-ориентированная сущность обучения: теории и практики

... обучения. Предмет исследования - концепция личностно-ориентированного обучения и применение этой концепции на практике. Цель данной курсовой работы - выявить положительные и отрицательные стороны концепции личностно-ориентированного обучения. В ... их вклад в педагогическую науку - впервые такие понятия, как "личностный подход" и "индивидуальный подход" входят в педагогическую теорию, намечаются ...

На первых этапах развития практики социальной работы исследования Пиаже активно использовались социальными работниками [12,с.123].

Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. Ключевыми теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера. Эти теории оказали определенное влияние на ряд других современных теорий. Так, в частности, в своих ранних работах Г. Лебон «Толпа», 1910. и Г. Зиммель «Групповое объединение», 1955. проявили большой интерес к группе как специфическому феномену. А. Ч. Кули «Социальные организации: изучение огромного разума», 1909. рассматривал «приоритет группы» как «ключ» от нового столетия. Каждая из этих теорий так же, как и более поздние дискуссии Ф. Хайдера — американского социального психолога, оказали большое влияние на исследования групп в теории социальной работы [12,с.125].

Проблема групповой работы до этого момента не была «узаконена» в социальных науках как исследовательская проблема, в то время господствовала психотерапия. Много лет существовала категория «групповая и восстановительная работа», объединяющая групповую работу с реабилитацией клиентов. Знание и изучение этих дискуссий, как нам представляется, является важным моментом в исследовании этапов становления социальной работы как научной дисциплины.

Курт Левин «Принципы топологической психологии» (1936), «Психология XV-XX столетий»,1946 ,«Разрешение социальных конфликтов», 1948 и др. (1890-1947) был одним из первых, кто начал специально исследовать малые группы, являющиеся сферой интересов и тех социальных работников, которые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом. Работы К. Левина опираются на экспериментальное изучение внутригрупповых отношений, психологического климата в группе, роли лидера-организатора. Он исследовал также механизмы и способы разрешения конфликтов [12,с.137].

Работу Джорджа Хоуманса «Человеческая группа», 1950. (1910-1989) рассматривают как веху в социологическом подходе к группе, потому что в ней давалось рационалистическое объяснение многих предыдущих представлений о групповом влиянии. Социальные работники, изучавшие эту книгу, получили основание дли выявления контактов клиента с группой как определенного уровня социальной работы [13,с.33].

Алвин Зандер «Развитие групповой эффективности», 1962. (р. 1913), как и К. Левин, разрабатывает проблемы, связанные с групповой динамикой. Он придает особое значение влиянию «группового феномена» на индивидуальную жизнь личности и на деятельность различных организаций, групповая динамика становится одной из методик терапевтической помощи, которая интенсивно развивается в конце XX в. [13,с.35].

Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определенной специализации в структуре социальной работы было связано с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Эти моменты в теории социальной работы и раньше, и сейчас опираются на науки об управлении. Вклад в развитие этих наук внесли М.П. Фоллетт, Ф.Селзник, Р.Мертон, М. Залд, Е. Гоффман, Р. Кантер и др. [12,с139].

8 стр., 3724 слов

Парапсихологические теории. Исследования паранормальных явлений

... В отличие от подходов Общества психических исследований, которые в целом стремились к качественному доказательству существования паранормальных явлений, эксперименты в Университете Дюка были ... работы были также проведены в Стэнфордском научно-исследовательском институте. В течение этих лет сфера парапсихологии сильно расширилась. Психиатр Ян Стивенсон провёл большую часть своих спорных исследований ...

Мэри Паркер Фоллет «Динамика управления», 1940. (1868-1933) — американский социолог и консультант по вопросам управления и пионер в области теории организаций и организационного поведения. Занималась научным исследованием менеджмента [11,с.87].

Филипп Селзник «Руководство в управлении», 1956. (р. 1919) одним из первых выступает с концепцией организационного управления и развития, в основе которой лежит принцип кооперации и сотрудничества. Социальные работники, являющиеся администраторами в социальных службах, активно используют эту книгу в своей деятельности [11,с 88].

Роберт Кинг Мертон «Социальная теория и социальная структура», 1957, «Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949. (1910-2003) первым стал изучать негативные проявления бюрократии как уровня и института власти. В своих работах он также рассматривает противоречия, возникающие между «желаемым» и «законным» у людей, находящихся на различных социальных ступенях. Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают [11,с.89].

Эти идеи Р. Мертона получили развитие, в частности, в работах Д. Алински «Стратегия общинных организаций», 1979., М. Рокера «Понимание человеческих ценностей», 1960., Р. Клоурда и Л. Охлина «Правонарушения и благоприятные возможности», 1960. [12,с.39].

Майер Залд «Политическая экономия общественных организаций», 1973. (р. 1931) рассматривает перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам ориентироваться в таких вопросах: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов и т. п.

Эрвин Гоффман «Представление себя в повседневной жизни», 1959, «Клиент»,1963, «Приют»,1961. (1922-1982) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам — себя. Ролевая теория вошла в лексикон социальных работников, а актуальные фразы стали даже профессиональными терминами (например, «совокупный институт»).

Э. Гоффман рассматривает проблемы гомосексуализма и лесбиянства,изучает действенность «совокупных институтов» и высказывает идею о становлении движения «деинституализации» при оказании помощи людям, у которых возникают различные проблемы [13,с.140].

Розабед Кантер «Сотрудничество мужчин и женщин».1977, «Смена хозяев».1983. (р. 1943) рассматривает «концепцию полового анализа», положенную в основу исследования изменений, происходящих в управленческих науках.[13,с.143].

Исследователи, занимающиеся изучением структуры власти, социальных законов, подчеркивают важность влияния на социальную работу, наряду с социологическими и психологическими теориями, политических наук. Так, социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к проблемам социального законодательства, разработке социальных программ и действенной помощи через различные социальные службы представителям разных социальных групп. Особая роль в разработке этих проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объектом их научных исследований становятся бродяги Андерсон Н. «Бродяги», 1923, Зонбах X. «Золотой берег и трущобы», 1929.. Их исследования позволили соединить различные концепции, теории и формы «вмешательства» в жизнь представителей групп социального риска. В дальнейшем в течение длительного периода это способствовало развитию практики социальной работы в этой сфере [12,с.144].

11 стр., 5071 слов

Социальные модели общества и организации

... на работе, кража государственного и личного имущества, преступность. Как результат - отсталая часть общества не уменьшалась и требовала государственного принуждения. Смешанная модель социального ... свободного предпринимательства, планомерное распределение материальных и духовных благ и др. Теория социализма разработана первоначально в трудах французских социалистов-утопистов Сен-Симона, Ш. Фурье, ...

В России в работах Г.В. Плеханова «Социализм и политическая борьба», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др.), В.И. Ленина («Развитие капитализма в России»1899; «Империализм как высшая стадия капитализма»1916; «Государство и революция»917, и др., Н.А. Бердяева «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» 1918; «О рабстве и свободе человека»1939 и др., П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» 1913, «Система социологии» (1920 г.), «Социальная мобильность» 1927 , «Современные социологические теории» 1928 г, «Социальная и культурная динамик»” 1937-1941 , «Общество, культура и личность» 1947 , «Взаимная конвергенция Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу»1960 и др. рассматривались проблемы философско-социологического плана. Исследования социально-политического плана — в трудах В. Н. Воронцова «Судьба капитализма в России» 1882, «Очерки политической экономии» 1895, «Наши направления» 1893.,И.И. Каблицы «Русские диссиденты: Староверы и духовные христиане»1881, «Социологические очерки. Основы народничества» 1882, «Интеллигенция и народ в общественной жизни России» 1885., С.Ю. Южакова Социологические этюды» 1895., П.А. Кропоткина «Взаимная помощь как фактор эволюции» 1907., П.Н. Ткачева «Законы общественного самосохранения» 1870., П.Л. Лаврова «Философия и социология».,Н.В. Михайловского «Что такое счастье?» 1872; «Герои и толпа»1882., М.М. Ковалевского «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства, религии» 1914. и др.[27,с.29].

Под влиянием исследовательской деятельности X. Сведнера в Швеции 80-х годов значительно усилилась научная традиция анализа структурной социальной работы, ее системно-функциональное видение в контексте развития современного человека. Следует специально подчеркнуть, что X. Сведнер высоко ценил и ценит философско-гуманистические традиции социокультурного развития России. В обосновании смысла, социально-этических основ социальной работы он обращается к идеям таких русских мыслителей, как Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и др. Он высоко оценивает научные труды С.Г. Струмилина, А.С. Макаренко, В.И. Ленина, А. Коллонтай, И.И. Павлова [24,с.8].

Обращаясь к теме исследования в социальной работе, становится очевидным, что в основу создания моделей социальной работы легли, нижеперечисленные психологические, педагогические и социологические теории:

  • интеракциональные теории в социальной работе;
  • принципы помогающего поведения К.Роджерса;
  • иерархия потребностей человека А.Маслоу;
  • теория социального научения Т.Парсонса;
  • контроль над поведением в теории Б.Ф. Скиннера;
  • принципы моделирования поведения А.Бандуры;
  • влияние социальных групп на поведение личности;
  • психодинамические модели социальной работы;
  • системные модели социальной работы;
  • интеракциональные модели социальной работы;
  • модели социальной работы, связанные с теорией научения;
  • конфликтологические модели социальной работы;
  • теория капитала (П.Бурдье);
  • теория конструирования социальных проблем (Д.Китсьюз, М.Спектор);
  • структурный функционализм (Р.Мертон);
  • стадии психосексуального развития ребенка З.Фрейда;
  • психосоциальные стадия развития человека Э.Эриксона;

— Приведенные примеры свидетельствуют о существенном влиянии видных теоретиков социальной работы на развитие этой области социального развития, соответствующей отрасли социального знания. Однако при этом следует отметить, что наиболее заметный вклад в развитие теории социальной работы внесли социологи, психологи, педагоги и психотерапевты Не случайно многие теории социальной работы весьма близки родственным социологическим и психологическим концепциям, особенно это прослеживается в названии — системная, функциональная, ролевая, социально-психологическая и др.

7 стр., 3161 слов

Социальные конфликты. Теории социальных конфликтов

... и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями. Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях: 1) концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера; 2)конфликтная модель ... нормы. В результате конфликта возможно скорейшее внедрение нового лидерства, новой политики и новых норм. Конфликт ...

1.2 Концептуальные подходы к изучению социальной работы как общественного феномена

Современные научные поиски идут в направлении осмысления феномена познания социальной работы в системе, либо вне системы социальных наук, осуществляется поиск ее теоретических парадигм, исходя из исследований и оценки практической деятельности [18,с.68].

Среди современных концепций актуален системно-теоретический подход в социальной работе, в котором отношения, интеракции, трансакции и социальные процессы рассматриваются в причинно-следственной зависимости. Каждый человек является участником нескольких систем — семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив — все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в работе с клиентом.

Несомненный интерес представляет концепция социального действия в социальной работе, поскольку каждый человек есть носитель двух начал — биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами, такими как язык, ценности и т.п., и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека, как бы ни были регламентированы общественными отношениями, несут и определенное проявление волюнтаристичности, т.е. в известной степени иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время зависимости от субъективных «определенных ситуаций». В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Для социального работника важно не только учитывать внутренний мир и среду обитания клиента, но и осознавать, что его задачей является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.

В социальной работе, даже на уровне индивидуального случая, необходимо понимание, что важнейшим признаком нормального состояния социальной системы является равновесие всех ее составляющих, при этом решающее значение придается процессам регулирования, средствам социального контроля этого состояния, призванного уберечь общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т.п.

19 стр., 9309 слов

По олигофренопедагогике :»Использование моделирования при ...

... органического повреждения мозга, имеющего диффузный характер. В настоящее время в коррекционной психологии и педагогике дети с ... его признаки. В данной работе модель рассматривается как средство усвоения знаний. В отличие от работы с готовой моделью, моделирование ... включая в него и умственную недостаточность, которая бывает обусловлена резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в ...

Среди различных концепций в области социальной работы необходимо также назвать ситуационный анализ в социальной работе. Наибольший интерес представляет теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии в ходе процесса объединения и после него, с появлением синдрома «потери идентичности» в связи с переходом к рыночной экономике [18,с.56].

Большое внимание придается процессу взаимодействия человека с окружающей средой, на этом направлении выстраиваются определенные кластеры познания, с одной стороны, используются знания социальных наук, с другой — на их основе социальная работа выходит на свои уровни понимания социальной действительности.

Сегодня наблюдаются попытки объединения всех данных концепций в единую теорию на основе холономных и синергических подходов.

В основе данных подходов лежит некий универсальный паттерн науки, который достоверно отражает согласно единым принципам и законам явления материального мира, мира человека и общества. Теория систем, теория процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где нет картезианско-ньютоновского деления знания на естественнонаучное и гуманитарное.

Новые принципы для социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера разрабатывает Р.Рамзей. Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономичная система координат, минимальная структура, принципы которой и закономерности характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.

Основная идея для социальной работы представлена той же закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем, как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение.

Данный методологический подход к воздействию и взаимодействию позволяет, прежде всего, для социальной работы отойти от ее основополагающих принципов «личность — среда» и «среда — личность» и выбрать в качестве нового рабочего подхода принцип « я и другие».

Такая установка, согласно теории Фуллера, позволяет сосредоточиваться не на одной связи или доминанте, поскольку это противоречит естественным объективным системам, а как минимум на шести, которые необходимо учитывать при построении концепций и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.

становится в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает в качестве промежуточного звена, позволяющего налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что не наблюдалось раньше в теоретических подходах в социальной работе[23].

9 стр., 4358 слов

Методы социальной работы

... с вашей точки зрения.[9] Модели индивидуальной работы со случаем. Социальная индивидуальная работа со случаем представляет собой оказание профессиональной помощи отдельным людям и семьям, разрешение их социальных проблем. Методы решения проблем разработал Х. Перлман. ...

1.3 Модели социальной работы

Многообразие моделей теоретического обоснования практики социальной работы отражают результаты научных поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах социальной работы. Каждая модель содержит теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, а также предполагает определенное содержание социальной работы.

С.И. Григорьев, анализируя современные модели социальной работы, выделяет три группы:

  • психолого-ориентированние,
  • социолого-ориентированные,
  • комплексно-ориентированные модели.

Социолого-ориентированные модели наиболее тесно связаны с социологическими концепциями. Социология лежит в основе тех теорий социальной работы, которые ориентированы на структурную социальную работу, связанную с оптимизацией деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту различным социальным группам нуждающихся и повышение эффективности социальной политики в обществе. Для этих моделей наиболее актуальны идеи теории систем Л. Берталанфи, в контексте которых социальная система представляет собой определенный набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе теории систем социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Наиболее эффективно теория систем используется в организации социального обслуживания, а также с целью разработки концепций социальной защиты населения. Среди современных социолого-ориентированных моделей выделяют «модели жизни» экологической теории, социально-радикальную модель, марксистскую модель[34].

«Модели жизни» экологической теории представляют собой одну из концепций взаимодействия психологической и социальной систем и являются сравнительно новой теорией осмысления социальной практики. Проблематика данных теорий связана с пограничными аспектами теории социальных систем и проблем социальной психологии (социальная адаптация, стрессы и т. п.).

Деятельность социального работника при данном подходе связана не только с взаимодействием с клиентом, но и с окружающей его средой. Этот подход называется системно-экологическим. Проявляется в организации работы системы социального обслуживания и поддержки населения, особое место в нем уделяется проблеме взаимоотношений социального работника и клиента, которые рассматриваются в контексте теории социальных ролей. Данному роду моделей свойственна недостаточная технологическая и методическая разработанность[34].

В основе социально-радикальной модели — положения движения за права человека (борьба с дискриминацией и т.п.).

Данная модель проявляется как модель защиты и развития самосознания представителей различных социальных групп Технология защиты и “наделения полномочиями” направлена на развитие социальных способностей клиентов различных групп угнетенных, отвергнутых, причем упор делается на учет влияния властных структур, классовой принадлежности (хотя не предполагает изменения самих угнетающих структур)[34].

Марксистская модель основывается на понимании деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: социальный работника как социальный “контролер”, как социальный “стабилизатор”, социальный “адвокат”, социальный “врач”. Данная модель особенно эффективно развивается на структурном уровне[34].

20 стр., 9523 слов

Построение математической модели и проверка ее адекватности с ...

... влияния технологических факторов на рассматриваемый процесс, а также для проверки адекватности разработанных математических моделей. 1.1 Технологическое оборудование Для проведения экспериментальных исследований процесса ... проводились эксперименты в центре плана и проверялась гипотеза об адекватности либо полиномиальной нормализованной модели вида: (3.3) либо экспоненциальной вида: (3.4) которая ...

Психолого-ориентированные модели социальной работы связаны с возможностью социальной работы оптимизировать собственные усилия клиента по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровнях[34].

Психодинамическая модель основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Берн и др.).

Основные понятия этой теории связаны с психоанализом, они заложили принципы индивидуальной социальной работы (кейсуорк): индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, использование терапевтических технологий помощи[34].

Экзистенциальная модель связана с экзистенциальными и феноменологическими подходами психологии. При анализе поведения клиента важно учитывать, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. В рамках данной модели большое внимание уделяется рассмотрению специфики поведения клиента в первичных по отношению к нему группах. Учитывая личностные конструкции, имеющиеся у клиента по поводу своего представления о себе и окружающем его мире, социальный работник более точно составляет понимание причин личностного дискомфорта. Данная модель оправдала себя в работе с этническими группами и другими категориями социального риска (“недооцененные группы”), при разрешении конфликта, возникшего при несовпадении личностных реконструкций внешнего мира с новым социальным окружением. Важной при этом является работа по изменению смысла жизни клиента[34].

Гуманистическая модель определяется принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Социальная работа в этой модели проявляется в стремлении социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели — технология “активного слушания” (эмпатия, партнерский стиль отношений).

Существенная черта этой модели социальной работы — не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искренне сочувствие, умение выстроить собственную технологию).

В современных условиях данная модель социальной работы приобретает все большее влияние.

Все модели данной группы связаны с оказанием индивидуальной помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от социального работника серьезной психологической подготовки[34].

Комплексно-ориентированные модели социальной работы. Усиливающиеся междисциплинарные и интегративные тенденции в практике и теории социальной работы актуализируют поиск комплексных моделей социальной работы, которые позволяют подходить к решению социальных проблем многосторонне. Среди них: ролевая модель, социально-педагогическая модель, когнитивная модель, концепция жизненных сил[34].

Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Я. Морено, Дж. Г. Мид).

Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего — понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Ролевая модель включает проблемы клиента, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, понимания значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может попасть в конфликт между ними. Здесь может быть актуальна помощь социального работника. Ролевая теория служит для социального работника одой из форм социального объяснения, а также — средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия [35].

Социально-педагогическая модель особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, при опосредованном или непосредованном участии социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро).

Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание помощи. Социально-педагогическая модель может рассматриваться на уровне структурной и на уровне психосоциальной работы[35].

Когнитивная модель приобретает особую популярность в начале 80-х гг. Социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели — консультирование. В когнитивной модели выявляются возможности регуляции социального поведения клиента путем обучения его «отрабатывать» механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной социальной ситуации, в которой он оказался.Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели, — это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями, что обусловлено одним из основополагающих принципов этой модели — стремлением к оптимизации деятельности клиентов в сфере управления собственной жизнью, формированием потребностей к такой деятельности.

Витально-ориентированная модель (концепция жизненных сил) представлена С.И. Григорьевым. В ее основе находится понятие «жизненные силы» как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности).

Социальная работа представляет собой деятельность по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизненных сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории социальной работы. То или иное теоретическое обоснование социальной работы оказывает влияние на определение предметной области, методы, принципы, содержание социальной работы, как в теоретическом, так и в практическом аспекте[37].

Глава 2. Практическая направленность теоретических парадигм

2.1 Практика непрерывного профессионального обучения

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Системы подготовки социальных работников в каждой стране складывались с учетом исторических условий. В то же время, несмотря на схожесть задач, они имеют различия в подходах, методах и организации.

Важным этапом в развитии подготовки социальных педагогов и работников явилось появление новых школ и восстановление старых после распада социалистической системы в 1989-1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы, таких как Чехия, Словакия, Болгария, Россия, Венгрия [9, с. 13]. В странах Западной Европы, как и в США, студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства. Обучение в агентствах стало играть значительную роль. Огромное внимание стало уделяться обучению и поддержке сотрудников агентств, которые специализируются на работе со студентами.

Обучение социальных работников в этих странах отражает специфику национальных систем образования, которые значительно отличаются друг от друга, и даже в пределах одной страны используются различные модели подготовки.

До определённого времени лидером в области подготовки специалистов по социальной работе являлись Соединенные Штаты Америки, поэтому стоит начать анализ зарубежного опыта именно с этой страны.

Анализ подготовки социальных работников в США свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательства, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических и коммуникационных, гуманистических и экзистенциальных, когнитивных, моделей правозащитной деятельности.

Под моделью подготовки специалиста многие зарубежные ученые понимают совокупность профессиональных качеств и социально-психических свойств, обеспечивающих специалисту социально-профессиональную активность. Модель — своеобразный эталон.

Определяя специфику модели подготовки социального работника в рыночных условиях, необходимо учитывать то, что она ставит перед собой задачу преобразования социальных отношений и среды обитания личности, опираясь на результаты научно-исследовательской или учебно-исследовательской работы.

В США социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Прежде всего, это психолого-ориентированные модели, разновидностью которых являются традиционные психодинамические модели, основанные на психоанализе 3. Фрейда. В чистом виде психоанализ сейчас используется довольно редко, хотя в течение долгого времени он был основой работы на индивидуально-личностном уровне или «работы со случаем» («case study»).

Философия экзистенциализма, на которой основаны психолого-ориентированные модели социальной работы, подчеркивает постулат свободы и бесконечного потенциала каждой личности. Такая мировоззренческая позиция логически обусловливает субъект-субъектные отношения специалиста и клиента; недирективность воздействия; клиентоцентрированность, личностный рост и развитие потенциала личности.

К. Роджерс, основатель гуманистической модели, считал, что именно отношения клиента и социального работника должны стать моделью конструктивных межличностных отношений. Сама же личность постоянно меняется и изменяет представления о себе и своем жизненном опыте в процессе самоактуализации, развитии, росте.

Идеальная личность по А. Маслоу представлена в концепции самоактуализации. Принципы гуманистической модели являются универсальными и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы [2; 4].

Бихевиористская модель делает основной акцент на наблюдаемом поведении клиента. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводиться эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы. Для моделей, основанных на необихевиоризме, в частности теории социального научения американского социального психолога Альберта Бандуры, характерно то, что люди имитируют некоторые публично одобренные стереотипы социального поведения. Бандура отмечает, что навыки социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью по отношению к внешним воздействиям, с трудом поддаются изменениям. По мнению зарубежных специалистов, прикладное значение идей А. Бандуры приобретает особый смысл в тех случаях, когда специалист социальной работы должен выработать у клиента определенные навыки и умения при его реабилитации или изменить какие-либо поведенческие стереотипы [2,с.88].

Когнитивная модель подчеркивает необходимость рационального контроля над поведением со стороны клиента. Основу данной модели составляет тезис о существовании единственной реальности, конструируемой самим субъектом. Применительно к социальной работе это означает, что восприятие клиента должно рассматриваться не как ошибочное, а всего лишь как отличное от других.

Системная модель, имеющая несколько разновидностей, теоретически обоснованная американскими специалистами А. Пинкусом и А. Минаханом, является на сегодняшний день одной из самых популярных [14,с.7].

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской, что обусловлено исторически сложившимися традициями в практике и богатым опытом (первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились сначала в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне).

В настоящее время в Европе существует большое разнообразие учебных заведений по подготовке социальных работников и социальных педагогов. В различных странах Европы, например, образование в области социальной работы может являться частью профессионально-технического образования, частью высшего образования, отдельной и интегрированной частью университетского образования. Образование в области социальной работы находится в состоянии перехода от среднего профессионального образования к высшему образованию [7,с.34]. В Финляндии, Исландии, Эстонии, Швеции возможно получение степени магистра и доктора социальной работы на базе университетского образования. В некоторых странах, например, в Австрии, Испании, Норвегии, Чехии существует много возможностей для продолжения образования, но нет достаточной координации между различными частными организациями, государственными агентствами, профессиональными ассоциациями, участвующими в обучении.

Можно выделить следующие модели практического обучения социальных работников в странах Западной Европы:

  • модель личностного роста и развития, основанная на использовании терапевтических моделей. Обучение в основном индивидуальное с опорой на психологические теории;
  • «ученическая» модель, созданная по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой опытных специалистов на производстве.

Обучение проходит в процессе реальной деятельности, в ходе наблюдений студента за практической работой супервизора и копирования моделей и стиля работы, с опорой на теории поведения;

  • управленческая модель, в которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики — управление процессом практики. Подход сосредоточен в большей мере на приобретении практических навыков. Требуется строгое соблюдение правил, инструкций, режима и т.п., обращается внимание на трудовую и профессиональную дисциплинированность студента. Опора на теории управления;

— модель структурированного обучения, основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. В последние годы модель структурированного обучения приобретает все большее распространение как обещающая наибольшую эффективность.

Российские ученые используют моделирование при изучении проблем подготовки кадров специалистов. В 1991 г. началась подготовка социальных работников на базах разнопрофильных вузов СССР: педагогических, медицинских, технических. Приказами Госкомитета СССР по народному образованию были учреждены новые специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» [5,с,6]. Произошло «узаконивание» специальности «социальная работа» и «рождение» учебной дисциплины «теория и методика социальной работы».

Конкретные вопросы профессиональной подготовки специалистов социальной работы рассматриваются в работах Н.Ш. Валеевой Валеева, Н. Ш. Компетентностный подход к образованию специалистов социальной работы / Н. Ш. Валеева, Г. Б. Хасанова // Вестник КГТУ. — 2008. — № 5. — 2008. — С. 5-11., Н.Н. Галагузовой Методика и технологии работы социального педагога : [учеб. пособие для вузов] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; под ред. Галагузовой М.А., Мардахаева Л.В.; Моск. гос. соц. ун-т. — Москва : Академия, 2002. — 191 с. — (Высшее образование).

— Авт. указаны на об. тит. л. — Библиогр. в конце разд. — ISBN 5-7695-0844-2 , В.И. Жукова Теория социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. — М.: Издатель ство РГСУ, 2011.-440 с, О.А. Овсяник Овсяник О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1999. 46 с., Г.И. Осадчей Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб. пособие. М.: Ин-т социологии. 1999. 274 с., Н.Б. Шмелевой Шмелева Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М.: Дашков и Кє, 2004. 196 с., Е.Р. Ярской-Смирновой Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 86 — 95. и др.

Говоря о теоретическом анализе практики социальной работы в России, следует заметить, что первоначальное накопление научных знаний в этой области включало в себя осмысление ведущих тенденций теоретической мысли зарубежных авторов, прежде всего европейских государств и США. Однако постепенно начала формироваться российская школа теории социальной работы, анализирующая отечественный опыт социальной практики и опирающаяся на собственные научные традиции и инновации. Появились российские учебники, монографии, диссертационные исследования, начали издаваться специализированные журналы. Социальная работа стала рассматриваться как наука, интегрирующая фундаментальные положения социального и гуманитарного знания, но имеющая свой объект и предмет изучения, методологию и методику [11,с.22].

На сегодняшний день в российской системе практико-ориентированного образования специалистов социальной работы сложились следующие концептуальные подходы

  • социетальный научный подход (Е.И. Холостова, А.М. Панов, Т.В. Шеляг и др.);
  • эколого-социальная биологическая концепция социальной работы (Е.А.

Меерсон, Т.Н. Карякина);

  • личностно-ориентированная профессионально-практическая подготовка социономов (Н.Б. Шмелева);
  • дифференцированно-вариативное практическое обучение (В.Л.

Симонович, Л.Е. Никитина).

В зависимости от сложившихся подходов обучение специалистов социальной сферы рассматривается современными исследователями:

  • как составной компонент учебного процесса (Е.И. Холостова и Т.В. Шеляг), включающий в себя глубокое изучение нормативно-правовой базы системы социальной защиты населения, ее структуры, назначения, способов функционирования;
  • средство развития у студентов профессиональных навыков и умений (Е.А.

Меерсон и Т.Н. Карякина), при котором особая роль принадлежит частным технологиям социальной работы, основанным на интегративных направлениях реабилитации и адаптации человека с проблемой;

  • личностно-ориентированные развивающие технологии, основывающиеся на модульной системе. В основе таких модулей лежит определенный вид практики (учебно-ознакомительная (1 курс), учебно-методическая (2 курс), учебно-производственная (3 курс), производственная (4 курс) и преддипломная (5 курс) (М.Б. Шмелева);
  • как одна из приоритетных структурных форм учебной деятельности, выступающей средством формирования у студентов профессиональных навыков и умений (В.Л.

Симонович, Л.Е. Никитина)[17,с.175].

Методологическая основа исследования практико-ориентированного образования будущих специалистов социальной работы сегодня отражена в таких исследованиях, как:

  • проблемы профессионального образования (С.Я. Батышев, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина В.С. Леднев, Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина, В. Ткаченко, В.К. Шаповалов и др.);
  • вопросы профессиональной подготовки специалистов социальной работы в России и за рубежом (С.А.

Беличева, С.И. Григорьев, Р. Баркер, X. Брауне, М.А. Галагузова, Л.В. Гуслякова, Е.И. Зритнева, И.А. Зимняя, А.М. Панов, К. Отте, В.А. Сластенин, Е.И. Холостова и др.);

  • работы, отражающие теорию системного подхода в практике социальной работы (Н.И. Бабкин, П.В. Бобкова, Б.И. Гроссман, Л.Г. Гуслякова, Г. Роджерса, Л.В. Топчий, Б.Ю. Шапиро, С. Шадлоу и др.);
  • исследования в области педагогического сопровождения развития личности в образовательной среде (Л.В.

Бадя, Б.З. Вульфов, Л.Е. Никитина, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Е.И. Казакова, В.И. Слободчиков, Т.Ф. Яркина и др.).

Именно эти исследования определяют теоретические и методологические позиции организации непрерывного практического обучения будущих специалистов социальной работы, профессии, которая имеет особую социальную направленность, так как ее функциональный ряд задан общественными потребностями, связанными с социальной защитой, социальной поддержкой и социальным обеспечением людей относительно

Содержание профессиональной подготовки социальных работников находится в постоянном движении, оно видоизменяется с возникновением новых социальных проблем. В связи с этим расширяются и видоизменяются задачи и функции, формы и методы обучения. Оптимальное сочетание универсализации и специализации в содержании профессиональной подготовки определяет, в конечном счете, и конкурентоспособность социального работника.

Следует отметить, что, несмотря на различные подходы к организации практического обучения отечественными исследователями практика представляется как составной компонент образовательного процесса и одновременно средство формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста.

Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.

2.2 Европейские практические модели социальной работы

Когда речь идет об использовании тех или иных моделей социального развития, нужно иметь в виду, что в реальной практике сегодняшнего дня они не существуют в чистом виде. В странах Европы, как правило, применяются смешанные модели, ориентированные на собственные национальные особенности, уровень экономического развития, политическую ориентацию, культуру, традиции.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи.

Европейская модель социальной защиты в послевоенные годы и вплоть до наших дней базируется на теории государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав» человека.

К этому времени европейские страны накопили достаточный экономический потенциал, чтобы обеспечить прожиточный минимум населения. Государство, в соответствии с кейнсианской моделью активного вмешательства в экономику, проводит интервенцию и в социальной сфере, базируясь на идеях государства всеобщего благосостояния. Основные постулаты данной теории: создать примерно одинаковые стартовые возможности для реализации жизненных планов, обеспечить достойный уровень жизни, стремиться к нарастанию социального равенства и справедливости, Государство всеобщего благосостояния формирует развитую систему социальной помощи всем гражданам, обеспечивает доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других жизненно важных услуг.

Понятие «государство всеобщего благосостояния» вошло в обиход после второй мировой войны. Конечно же, модели такого государства в каждой стране свои и отличаются как способом, так и результатом решения проблем достижения всеобщего благоденствия. Но всеобщим для данных стран является процесс перераспределения ответственности за жизненный путь личности с самого индивида, семьи, общины, церкви, благотворительных организаций на институты государства.

Для того чтобы осуществлять подобную политику, государство должно иметь немалые материальные ресурсы, с помощью которых происходит выравнивание стартовых возможностей человека. Материальные ресурсы, как результат страховой и налоговой политики, накапливаются в основном за счет более богатых слоев населения, а распределяются в интересах бедных.

Вслед за очередным экономическим кризисом западных стран в конце 70-х — начале 80-х гг. сама теория «государства всеобщего благосостояния» подвергается критике. Исследования последних лет показывают, что многие принятые ранее формулировки должны быть пересмотрены. Концепции и формы социальной политики различных стран претерпевают изменения, причем модификации социальных программ являются адаптивными к изменившимся социально-экономическим условиям и потребностям людей, социальных групп и населения в целом. Сегодня ясно, что решающим является вопрос не о том, должно ли существовать государство всеобщего благосостояния, а скорее, какой тип социальной политики необходим.

Перспективная модель социальной политики должна иметь в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую возможные изменения социальной ситуации, в нее должны быть заложены соответствующие «механизмы обратной связи», чутко реагирующие, улавливающие такие изменения, она должна предусматривать эффективно и четко работающий административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовать их в соответствующие решения и программы.

Профессиональные социальные работники и социальные политики должны очень внимательно и бережно относиться к народным, национальным традициям и обычаям, стремиться учитывать тот положительный опыт, «рациональное зерно», которые несут в себе различные общественные движения и инициативы, чтобы затем воплотить все это в конкретные социальные программы, осуществляемые на государственном уровне. Это вовсе не означает, что они должны быть дорогостоящими. Как уже неоднократно подчеркивалось, социальная услуга должна быть адресной и предназначаться определенной группе клиентов; она должна согласовываться с их приоритетами, целями и притязаниями, способностью и готовностью принять эту услугу или помощь. Учет всех этих факторов позволит в значительной степени сократить расходы на социальные программы, добившись в то же время их большей эффективности.