Вопросы, связанные с изучением детей с интеллектуальной недостаточностью, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.
Внимание к проблемам детей с интеллектуальной недостаточностью, вызвано тем, что их количество не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений в развитии детей данной категории.
Личностная тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.
В отечественной психологии исследования по психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью, достаточно редки и носят разрозненный и фрагментарный характер, в тот момент, когда особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).
Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная, соревновательная).
Проблеме тревожности посвящено очень большое количество исследований, причем не только в психологии и психиатрии, но и в биохимии, физиологии, философии, социологии, но по большей части эти исследования относятся к Западу. Значение тревоги как социально-обусловленного фактора было отмечено Американской ассоциацией психологов и психопатолов, и вынесено на ежегодном симпозиуме для обсуждения. Во второй половине XX века роль понятия «тревожность» стало настолько высоко оцениваться некоторыми исследователями (R. May, I. G. Sarason), что они характеризовали ее как «центральную проблему теории личности», или даже как «наиболее значимую психологическую характеристику современной цивилизации». [журнал «Психология» за январь 2007 г.]
Если обращаться к истории рассматриваемого нами понятия, то следует отметить, что впервые феномен тревоги был исследован С. Кьегером, являвшимся представителем экзистенциальной философии. Он разработал учение о человеке, в котором феномен отчуждения описан в терминах тревоги и отчаяния.
Исследование интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью ...
... ёгкой интеллектуальной недостаточностью. Определить значение использования методики "Пиктограмма" для диагностики мышления у детей с лёгкой интеллектуальной недостаточностью. Метод - системно-структурный анализ литературных источников. 1. Оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики Интеллект (от ...
Это позволяет говорить об актуальности данной проблемы и необходимости рассмотреть феномен личностной тревожности в подростковом возрасте у детей 11-15 лет и выявить некоторые закономерности данного явления.
Проблема личностной тревожности применительно к детям подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости, нам видится весьма актуальной еще и в связи с имеющимися у них дополнительными предпосылками к ее формированию, а именно: нестабильность эмоционально-волевой сферы, зачастую неблагоприятные условия семейного воспитания, сложности, возникающие в учебной деятельности.
Спектр проблематики тревожности, освещаемый в современных исследованиях, достаточно широк, и значительная часть работ касается вопросов:
- происхождения, содержания, функций, форм тревожности (В.М. Астапов, 2002;
- Ф.Б. Березин, 2001;
- Л.И. Божович, 2000;
- Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, 2003;
- Г.Ш. Габдреева, 2000;
- Р.Б. Кеттелл;
- В.Р. Кисловская, 2001;
- Н.Д. Левитов;
- Р. Мэй, 2001;
- И.Г. Сарасон, 2000;
- Н.Д. Сорокина, М.Л. Хачатурьянц, 2004;
- Ч.Д. Спилбергер, 1972, 1983, 2000;
- Дж. А. Тейлор, 1951;
- Ю.Л. Ханин, 1978,1991, 2001;
- К. Хорни, 1993, 2002);
- создания методического инструментария для ее выявления (И.А. Мусина, 2003;
- A.M. Прихожан, 2001;
- Ч.Д. Спилбергер, 1983, 2000;
- Дж. А.Тейлор, 2001;
- Б.Н. Филлипс, 2002;
- Ю.Л. Ханин, 2001 и др.);
- динамики и особенностей проявления тревожности на разных возрастных этапах (Е.Ю. Брель, 2004;
- И.Ю. Гаранькова, 2000;
- А.С. Гормин, 2001;
- А.К. Дусавицкий, 2002;
- Ю.А. Ефимов, 2000;
- А.И. Захаров, 2001;
- П.В. Имедадзе, 2001;
- Е.Б. Ковалева, 2002;
- Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, 1990, 2000;
- Л.В. Макшанцева, 1998, 2000;
- Л.Г. Матвеева, 2001;
- С.А. Озерова, 2001;
- Н.Б. Пасынкова, 2005;
- A.M. Прихожан, 1987, 1991, 1994, 1996, 2000;
- Т.Я. Решетова, 2001;
- Н.В. Фролова, 2003 и др.);
- путей ее профилактики и преодоления (Т.Ю. Артюхова, 2000;
- М.В. Дорохова, 2002;
- А.И. Захаров, 2001;
- Л.М. Костина, 2001;
- Н.Г. Кутепова, 2001;
- Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, 2000;
- A.M. Прихожан, 1987, 1991, 1996, 2000;
- А.С. Спиваковская, 2002;
- А.Н. Фоминова, 2000 и др.).
Проблема личностной тревожности в психологической литературе рассматривается как в общетеоретическом плане (В.М. Астапов, 2002; Ф.Б. Березин, 2001; Л.И. Божович, 2000; Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, 2003; Р. Мэй, 2001; Ч.Д. Спилбергер, 2000; Дж.А. Тейлор; Ю.Л. Ханин, 2001; К. Хорни, 2002), так и с позиций особенностей становления ее как личностного свойства в процессе онтогенеза (Е.Ю. Брель, 2004; И.Ю. Гаранькова, 2000; А.С. Гормин, 2001; А.К. Дусавицкий, 2002; А.И. Захаров, 2001; Н.В. Имедадзе, 2001; Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, 2000; Л.В. Макшанцева 2000; С.А. Озерова, 2001; Н.Б. Пасынкова, 2005; A.M. Прихожан, 2000; Т.Я. Решетова, 2001;.. Н.В. Фролова, 2003).
Дипломной работы: « Формирование представлений об окружающем ...
... дипломной работы: « Цель работы: изучение представлений об окружающем мире на примере темы «Человек» и доказательство эффективности предложенной системы уроков с использованием индивидуально-ориентированных наглядно-практических заданий. Объект исследования: ... признаки. Дети с легкой степенью умственной отсталости плохо запоминают и ... познавательная сфера и личностные качества. Недостатки представлений ...
объекта исследования
Предмет исследования
Субъект : дети с личностной тревожностью, подросткового возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования:, Гипотеза исследования
Задачи:
-
Проанализировать психологическую, педагогическую и методологическую литературу по проблеме исследования.
-
Выявить причины возникновения и уровень личностной тревожности у подростков с легкой степенью умственной отсталости
-
Подобрать и реализовать коррекционную программу исследования с целью преодоления личностной тревожности.
-
Составить рекомендации осуществления психокоррекционной работы, с учетом данных исследования, по личностной тревожности подростков для учителей и психологов специальных (коррекционных) школ IIIV вида.
Методы исследования (по Б.Г. Ананьеву):
1.Теоретический метод (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирический метод (наблюдение, описание, эксперимент);
3.Интрепретационные методы (качественный анализ и интерпретация теоретических позиций результатов исследования).
Методологической основой
Новизна и практическая значимость исследования заключаются в следующем:
1. Знания, полученные в ходе психокоррекционной работы, позволяют расширить и уточнить научные представления о личностной тревожности подростков с легкой степенью умственной отсталости.
2. В составлении комплексной, дифференцированной программы тренингов для коррекции личностной тревожности у подростков с легкой степенью умственной отсталости.
3. Составлении рекомендации для психологов специальных коррекционных школ VIII вида.