Реабилитация подростков с умственной отсталостью в процессе обучения

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% детской популяции. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%)

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют умственно отсталые дети. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта — дебильностью — составляют 70-80 %, с выраженным — имбецильностью — 20-25 % и с глубоким слабоумием (идиотия) — около 5 % всех случаев умственной отсталости.

Реабилитация как педагогическая категория в настоящее время укоренилась в научной литературе и широко обсуждается в исследованиях по проблемам социальной работы (Н.Ф. Дементьева, ЕМ. Холостова и др.); социальной педагогики (Л.И. Акатов, З.И. Лаврентьева, Р.В. Овчарова, Л .Я. Олиференко, Т.И. Шульга и др.); специальной педагогики (A.A. Дмитриев, В.З. Кантор, В.В. Коркунов,H.H. Малофеев, Л.М. Шипицына и др.); социальной медицины (М.М. Кабанов, A.B. Мартыненко, Д.Е. Мелехов и др.).

Данные научные исследования отражают действительные изменения в реабилитации как феномене современности. Отказываясь от методологии изучения реабилитации через призму нормативности, современные ученые объективно выходят на признание индивидуального маршрута развития реабилитируемого. Современная ситуация, возникшая и сопровождавшаяся новыми направлениями в реабилитационной деятельности, побуждает ученых, к поискам отвечающих времени методологических принципов. Достижение этих целей невозможно без необходимых материально-технических условий, кадрового, программного и методического обеспечения.

Цель исследования: выявить особенности реабилитации подростков с умственной отсталостью в процессе обучения.

12 стр., 5732 слов

Технология социальной реабилитации

... рамках технологии социальной реабилитации для дальнейшей выработки новых форм и методов работы, а также доработки, улучшения уже существующей системы социальной реабилитации. Проведение системного анализа публикаций, определяющих содержание социальной реабилитации, позволяет структурировать составляющие данного ...

Объект исследования: обучение подростков с умственной отсталостью.

Предмет исследования: особенности реабилитации умственно отсталых подростков в процессе обучения.

Задачи:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по избранной теме;

2. Выявить образовательные потребности подростков с умственной отсталостью особенности умственно отсталых детей;

3. Охарактеризовать особенности подростков с умственной отсталостью в процессе обучения.

ГЛАВА 1 Образовательные потребности детей с умственной отсталостью

1.1 Клинико-социальная характеристика подростков с умственной отсталостью

Понятие «умственная отсталость» объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в недостатках умственной деятельности, своеобразие которых определяется недостаточным развитием психики ребенка. Изучение умственно отсталых детей с различной степенью выраженности недостаточности интеллектуального развития, разной структурой общего психического дефекта, многообразием этиологии и патогенеза важно для определения адекватных путей их медицинской, психологической и педагогической коррекции. Известно, что существуют разные подходы к классификации умственно отсталых детей.

Цель клинической классификациипри рассмотрении умственной отсталости — описать симптомы течения заболевания, дифференцировать детей по времени, месту и выраженности нарушений центральной нервной системы, выделить типичные и атипичные, осложненные и неосложненные формы.

В настоящее время эта градация приведена в соответствие с международной классификацией умственной отсталости на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую (МКБ-10) [13,с.115]

Данные психологических исследований показывают особенности психики умственно отсталых детей в целом (процессов восприятия, памяти, мышления, речи) и личности, эмоционально-волевой сферы, в частности, что отличает их от сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. Изучение возможностей психофизического развития детей этой категории под влиянием специально организованного обучения позволяет разработать педагогическую классификацию.

Умеренная умственная отсталость — средняя степень психического недоразвития. Интеллектуальный коэффициент составляет 49-35. Она характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий. У лиц этой категории медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений [7, c. 105]

Развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается в 90-100 % случаев. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. У них возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

4 стр., 1940 слов

Нарушение мышления у детей и подростков с умственной отсталостью

... от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении. Расстройства мышления. Расстройства мышления – первейший признак умственной отсталости. Недоразвитие мышления умственно – отсталых детей, в частности , ... мышления у детей несколько иные, связь их проще. 7. Индивидуальные различия в мышлении Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и ...

Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни [7, c.156]

1.2Психолого-педагогические особенности подростков с умственной отсталостью

У всех подростков с умственной отсталостью нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели, в том числе элементарной, цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена. При благоприятных условиях его удается значительно улучшить, можно добиться более активного включения в занятия с воспитателем, переключения в процессе выполнения освоенной деятельности [4, c.8]

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия), как правило, оказывается очень нарушенной. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Часто имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатывают даже полученные сведения, поступающие в большом количестве, чем им удается освоить. Предметы и явления воспринимаются в общих чертах. В процессе восприятия не проявляется активность, необходимая для получения специфических для данного предмета характеристик. По этой причине нет умения выделять, детали или особенности воспринимаемого и сравнивать их с такими же у другого предмета. Неумение анализировать, искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения приводит к хаотичной нецеленаправленной деятельности. В результате они самостоятельно не ориентируются в ситуации, требуют постоянного руководства. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить реабилитацию этих детей. У умеренно умственно отсталых субъектов запас овладений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями [1, c.15]

Мышление у данных детей конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено самыми элементарными обобщениями. Их можно научить группировать одежду, животных и т.д. Устанавливать различия им удается только на конкретных предметах. Они совершенно не способны оперировать отвлеченными понятиями. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне. Эти расстройства мышления проявляются в крайне неполноценном использовании предметов и орудий при решении наглядно-практических задач: жизненно-бытовых, игровых и конструктивных, в которых в качестве средств решения выступает наглядный или представляемый образец. Они не могут анализировать предмет, применять приемы сравнения, переноса, целенаправленного поиска. Их затрудняет установление связей между отдельными звеньями задачи. Из-за этого отсутствует целенаправленность, быстрота и точность реакций, переключаемость с одного действия на другое, не развит самоконтроль (Цикото Г.В., 1975).

4 стр., 1764 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

... Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с ...

Составить связный рассказ по сюжету самой элементарной картинки не удается. Чаще всего называются отдельные изображенные предметы. Они не могут расположить по порядку картинки, объединенные одним сюжетом, и понять последовательность происходящего (Занков Л.В., 1995).

Суждения бедны, как правило, являются повторением услышанных советов, рекомендаций и т.д. Некоторые умеренно умственно отсталые дети усваивают все буквы, сливают их в слоги и читают даже короткие тексты. Осмысление прочитанного текста, как правило, выше их возможностей. Они воспринимают его фрагментацию и потому передают содержание не связанными между собой отрывками. Они осваивают материал неосознанно, механически. Овладевают порядковым счетом, совершают простейшие арифметические операции на конкретном материале. Отвлеченный счет в пределах первого десятка им не удается. Решение задач для них практически невозможно. В значительной степени это связано с тем, что условие задачи не удерживается в памяти, а смысловые связи не устанавливаются. У этих детей медленно, запаздывая на 3-5 лет, развиваются понимание и использование речи, а окончательное ее формирование ограниченно [1,c.18]

Развитие речи обычно соответствует степени умственной отсталости. При этом ребенок понимает речь собеседника весьма ограниченно, удовлетворительно улавливая интонации, жесты и мимические движения. В дальнейшем в особенности под влиянием педагогов, происходит развитие речи, однако ее понимание в конечном итоге определяется личным опытом. Экспрессивная речь ограничивается отдельными словами или короткими предложениями.

Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений. После нескольких лет обучения они усваивают обозначения предметов обихода, овощей и т.д.

Произносительная сторона речи дефектна, речь почти лишена модуляций, имеются выраженное косноязычие, нарушения структуры многих слов и аграмматизмы. Используя наиболее употребительные предлоги, дети путают, заменяют их. У них удается выработать умение использовать свою речь в коммуникационных целях. В процессе общения они умеют попросить у сверстников или взрослых нужные им предметы, задавать вопросы. В редких случаях речь ребенка представляет поток бессмысленных штампов, произносимых в услышанной ранее интонации (эхолалическая речь).

Происхождение этого нарушения связывают с преимущественными поражениями лобной доли коры головного мозга или с гидроцефалией (Симпсом Т.П., 1925).

У 20% умеренно умственно отсталых детей речь не появляется вовсе, что связывают с поражением речевых зон коры головного мозга [5,c.47]

Память развита недостаточно. Ее объем мал, однако к подростковому возрасту, он может увеличиваться, достигая уровня, имеющегося у легко умственно отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше кратковременной. При воспроизведении запечатленного материала часто возникают искажения. Нарушено произвольное запоминание. Страдает как логическая, так и механическая память. Незначительная их часть, главным образом, за счет неплохой механической памяти, осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Образовательные программы (в специальных классах коррекционных школ) могут дать им возможность для развития своего ограниченного потенциала и расширения круга навыков самообслуживания и ориентировки в ближайшем окружении. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. В результате обучения посредством наглядного многократного показа с постепенным усложнением задания в течение нескольких лет удается подготовить подростков к труду и жизни в трудовом коллективе. Умеренно умственно отсталые взрослые, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий, постоянном наблюдении и указаниях инструктора. Самостоятельная трудовая деятельность им не доступна.

7 стр., 3238 слов

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой ...

... с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа по ... Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы в ходе их решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие ...

Эмоционально-волевые расстройства. Независимое проживание невозможно. Тем не менее, такие люди могут быть полностью мобильными, физически активными и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности установления контактов, общения с другими людьми и участия в элементарных социальных занятиях (вечеринки, организованные воспитателями).

Наиболее типичные особенности личности умеренно умственно отсталых — отсутствие инициативы, самостоятельности, косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности, сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью [10, c.187]

Относительная сохранность их аффективной жизни проявляется в чувствительности к оценке их другими людьми. Имеющиеся же нарушения сказываются в отсутствии эмоционального многообразия, недифференцированности чувств, а также в их косности и тугоподвижности. Самооценка характеризуется тем, что они себя ставят на первое место, товарища — на второе, а взрослого человека, принимающего участие в их воспитании — на третье. Это можно объяснить их лучшим пониманием сверстников, в сравнении с взрослыми. В результате коррекционного процесса самооценку данной категории детей нередко удается улучшить: они начинают отдавать должное своим учителям. Возникновение иных мотивов к деятельности, по мере созревания личности, кроме затрагивающих их очень ограниченных интересов, маловероятно. Даже возникающие побуждения слабы и быстро истощаются. У малой части детей обнаруживается отсутствие потребности к общению. У большинства отмечаются такие расстройства развития, которые оказывают большое влияние на клиническую картину, а тем самым и на необходимые реабилитационные мероприятия. Одни — добродушны и приветливы; другие — злобны, агрессивны; третьи — упрямы, ленивы; четвертые — вялы, бездеятельны. Возможны соматические проявления присоединившихся заболеваний (бронхиальная астма, язва желудка и т.д.).

Большинство лиц с умеренной умственной отсталостью способны обходиться без посторонней помощи. Основные психические нарушения иногда осложняются другой нервно-психической патологией (неврозами, психозами).

Однако ограниченность развития их речи делает ее выявление затруднительным и зависимым от информации, получаемой от тех, кто воспитывает ребенка или подростка. Большинство взрослых лиц с умеренной умственной отсталостью способны выполнять простые, неквалифицированные операции при условии постоянного наблюдения и руководства, учитывающего их индивидуальные и личностные качества, в условиях стабильности окружающей среды и неизменности предъявляемых к ним требований. Они нуждаются в социальной защите и помощи. При социализации детей с умеренной умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность детей с умеренной умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта со сверстниками. В основном таких детей окружают люди со схожими социально-психическими и коммуникативными проблемами или с ними находятся рядом только родные и близкие, педагоги, которые с ними занимаются [11, с. 233].

14 стр., 6879 слов

Технология социальной работы с умственно отсталыми детьми

... Психологическая диагностика - неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Её результаты необходимы для: составления социально - психологического портрета умственно отсталого ребёнка; выяснения сильных и слабых сторон ... тяжело это отражается на детях, воспитывающихся в детских интернатах. Общество не всегда правильно понимает детей, имеющих отклонения в умственном развитии и лишь небольшой ...

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью является важным средством их социальной адаптации.

1.3 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых)

Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта. Социально-педагогическая реабилитация и адаптация умственно отсталых детей и подростков имеет свою специфику. Методологическую основу изучения данной проблематики составляют системный, деятельностный, личностный, аксиологический подходы. Системный подход в организации помощи в процессе социальной реабилитации умственно-отсталых детей предполагает создание комплексной интегративной социально-педагогической системы помощи и поддержки, основанной на принципах гуманизма. Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А.Н.Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности [13, c.300]

Использование личностного подхода в организации процесса социальной реабилитации поможет ребёнку с ограниченными возможностями здоровья осознать себя как личность, выявить его возможности, стимулировать его самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Использование аксиологического подхода предопределяет ценностные ориентации в рамках комплексной реабилитации умственно отсталых детей.

Таким образом, исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики.

Выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

7 стр., 3347 слов

Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей

... только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется ...

Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками [14, c.157]

ГЛАВА 2Организация реабилитации подростков с умственной отсталостью

2.1 Образование подростков с умственной отсталостью

В России первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей было открыто доктором Ф. Пляцом в 1854 г. в Риге. Позже появились врачебно-воспитательное заведение И. В. Маляревского, приюты и школа Е. К. Грачевой, вспомогательные классы М.П. Постовской. Они были частными, платными, существовавшими на благотворительные пожертвования. В 1908 г. в Москве было открыто частное учебно-воспитательное заведение «Школа-санаторий для дефективных детей» под руководством В. П. Кащенко, которое впоследствии стало одним из первых и ведущих научно-методических центров отечественной дефектологии. В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разрабатываются пути и методы оказания коррекционной помощи умственно отсталым детям младенческого и раннего возраста . Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста . Разрабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и идиотии .

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя <пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс [5, c. 49]

В последние годы в специальной педагогике широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц. Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках. Наиболее распространенными формами организации обучения умственно отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта и специальные школы VIII вида. Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни Важное место в специальных школах придается трудовому обучению. Оно уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии. Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика. При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в различные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет минимально необходимые, доступные знания и навыки. Особое внимание уделяется формированию социально-бытовых навыков [6, c.112]

11 стр., 5339 слов

Адаптация детей к школе

... адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей ор­ганизма. На втором этапе происходит мобилизация ... максимальных нагрузках. Адаптация обеспечивает экономное расходование структурных ресурсов организма за счет повышения мощности – системы ресинтеза АТФ ... При этом у хорошо приспособленного к условиям жизни и определенного рода деятельности человека наблюдается также ...

2.2 Профессиональное обучение подростков с умственной отсталостью

Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости — дебильностью.

Как правило (в 80-85% случаев), это дети с клиническим диагнозом «олигофрения». Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Практика специальной коррекционной школы для детей с нарушениями интеллекта показывает, что проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее и труднее, хотя ее цели и задачи представляются ясными. Однако полного представления о содержании социальной адаптации как процессе, а также конкретных путях его осуществления в школе, в семье, на производстве до сих пор не существует.

Представления о готовности к самостоятельной жизни детей-сирот с сохранным и нарушенным интеллектом показывают, что 83,2% опрошенных умственно отсталых детей считают себя полностью подготовленными к жизни, что может быть обусловлено как их завышенной самооценкой, так и недостатком развития контактов с окружающей действительностью [9, c.25]

Анализ состояния практической ассимиляции выпускников специальных школ для детей с нарушениями интеллекта, имеющих опыт самостоятельной жизни после окончания школы от одного года до трех лет, свидетельствует, что, столкнувшись с определенными трудностями, они более трезво и критично оценивают свою подготовленность к жизни вне стен школы. Для многих умственно отсталых подростков школа и после ее окончания остается единственным стабильным ориентиром, который, на их взгляд, поможет освоиться в новом незнакомом мире. Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей. Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д. По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда. Практика показала, что лица с умеренно степенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться [9, c. 25]

8 стр., 3797 слов

Обучение и воспитание детей с нарушениями умственного развития

... отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в ... своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для ...

Большинство выпускников специальных школ VIII вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные социальные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных школ-интернатов испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Необходимо длительное сопровождение выпускников специальных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом. Разнообразен круг профессий, которые могут освоить лица с выраженными интеллектуальными нарушениями: автослесарное дело, машино- и металлотехника, вязание, плетение, уборка помещений, садоводство, складское хозяйство, уход за больными и др. Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при профессиональных училищах.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: данные различных социологических и психолого-педагогических исследований детей с ограниченными возможностями здоровья дают основание утверждать, что уровень социально-педагогической реабилитации и социальной адаптации таких детей чрезвычайно низок, а значит, невозможна их интеграция в общество и полноценное функционирование в нём. Необходимо дальнейшее исследование и изучение данной проблемы.

Заключение

Под социально-педагогической реабилитацией умственно отсталых подростков мы понимаем процесс их возвращения, включения, интеграции в общество (семью, школу, коллектив сверстников, систему учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующих полноценному функционированию в качестве социального субъекта. Социально-педагогическая деятельность с умственно отсталыми детьми будет эффективной при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

1) комплексное изучение семейного и социального воспитания воспитанников школы-интерната VIII вида;

2) взаимодействие всех субъектов образовательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов);

3) использование программно-целевого подхода при организации социальной адаптации, профессиональной подготовке, социальной защите выпускников школы-интерната.