Тема моей дипломной работы актуальна и востребована, так как военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной парадигме российского образования выходит на новый этап развития.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – идеологии, политике, культуре, экономике. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных.
Внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.
Главная цель — привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации. Решает такие задачи : – усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках; – расширение мировоззрения учеников; – развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов; – воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.
В конечном итоге, какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. Как писал К.Д. Ушинский: «Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам»[ 12].
Анализ научной литературы и исследований, посвященных внеурочной работе, позволяет сделать вывод о том, что постепенно развивается и обогащается педагогическая практика организации внеурочной работы в общеобразовательной школе.
Современное общество и учитель
... с родителями и общественностью. Наиболее видимым для общества и высоко оцениваемым компонентом учительского труда является преподавания предмета. Сюда входят разные виды деятельности; организация урока; ... избиения сверстников и педагогов, использование оружия в класса, алкоголизма и т.д. Отсутствие у подростков интересов к учению подавляющее большинство американских учителей рассматривают как ...
-
Понятия патриотизма и патриотического воспитания.
Сегодня в России делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Начали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явления, не зависящее от времени, страны, социально- экономической и политической ситуации.
Патриотизм – это:
-
чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;
-
одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;
-
способность восстановить страну как мировую державу;
-
олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскуюпозицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
В настоящее время большое распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно — нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно- исторический и другие компоненты.
А.Д. Лопухов в своей работе о сущности патриотизма объединил разные представления о нём. В этом смысле его определение носит интегрированный характер:
«Патриотизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество:
-
Социальное чувство (любовь к Отечеству).
-
Патриотические идеологические установки (выражение интересов своего народа).
-
Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).
-
Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу (необязательно по принципу тождества расы или национальности).
-
Морально – нравственные установки, патриотическое мировоззрение.
-
Вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям.
12 стр., 5900 словСовершенствование системы управления военно-патриотическим воспитанием
... улучшению процесса управления. Основные задачи выпускной квалификационной работы заключались в том, чтобы: систематизировать методологические и теоретические основы изучения понятия и сущности военно-патриотического воспитания; рассмотреть роль органов управления в формировании патриотизма ...
Следовательно, патриотизм базируется на патриотических духовно- идеологических ценностях и является системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим её готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.
В современной литературе рассматривается не только структура, но и
1. Общегосударственный
2. Социально – групповой . В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.
3 . Личностный . На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение, этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.
Как система качеств личности патриотизм включает в себя три основных структуры:
-
Чувственно — эмоциональную, включающую чувства:
— любви к малой родине;
— веры в силы и возможности своего народа;
— гордости за принадлежности к своей нации;
— осознания величия и роли Отечества в истории;
— готовности к защите Родины;
— сопричастности к проблемам государства и народа;
— взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;
— и другие.
-
Духовно– ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:
— высокую жертвенность на благо Отечества;
— способность ставить интересы Отечества выше личных;
— глубокое уважение к духовно – нравственному наследию народа;
— преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;
— верность системе национально – конфессиональных духовных ценностей.
-
Практически – деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:
— готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;
— конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;
Военно-патриотическое воспитание
... видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. В данной работе, под военно-патриотическим воспитанием (ВПВ) понимается многоплановая, ... к Родине, готовность сражаться за неё до полной победы. Степень научной разработки темы. Вопросы духовно-нравственного становления личности как патриота ...
— преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;
— соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;
— самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;
— осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.
Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:
-
национально – патриотическое воспитание — воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно – исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально – исторических ценностей, формированием национального самосознания;
-
гражданское – патриотическое воспитание — формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны;
-
военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
аспекты деятельности
-
духовно – нравственный – формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов и готовности руководствоваться ими в качестве поведения;
-
исторический — познание своих исторических корней, места и роли России в мировом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого предыдущих поколений россиян;
-
политики — правовой – ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, понимание смысла происходящих в стране политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
14 стр., 6550 словОрганизация военно-патриотического воспитания учащихся через ...
... СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов ...
-
психологический – формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству;
-
профессиональной – деятельности – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств.
В связи с этим в настоящее время существует достаточно разнообразные формы и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях. Это разнообразие оправдывается многими условиями, имеющимися в учреждениях, возможностями педагогического коллектива и социальной среды, спецификой целей и задач педагогической деятельности.
1.1 Цели и задачи военно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания школьников
Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование у него профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач :
- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
- создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания. Обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:
Эстетическое воспитание в урочной деятельности
... развития всех сторон воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся знакомятся с ...
-
умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
-
способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
-
умение устанавливать контакты с другими людьми;
-
готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;
-
неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;
-
умение любить свою Родину.
Цель гражданско-патриотического воспитания
основных задач:
— проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям;
- создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.
Основополагающие принципы и направления их реализации:
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма.
Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.
Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:
-
научность, гуманизм, демократизм;
-
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
-
системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
-
многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
-
его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
3 стр., 1229 словВоспитание как целенаправленная деятельность
... -полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д. физическое Эстетическое Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. ... проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой ...
-
тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:, Социальное
Оно включает:
Политическое
Оно включает:
Экономическое
Оно включает:
Нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.
Оно включает:
проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
1.2. Основополагающие принципы и направления военно-патриотического воспитания
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий. Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода. Тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное, Историческое, Политико-правовое
Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.
Патриотическое, Профессионально — деятельности, Психологическое
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам. Самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.
Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности ...
... - 16] В реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну ... школы — истинные образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, — приобрела не только ...
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
1.3. Система военно-патриотического воспитания учащихся
Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.
Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль над его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.
Система военно-патриотического воспитания включает:
1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.
2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями. Соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).
Патриотическое воспитание
... данной работы сравнить идеи патриотического воспитания в СССР и России; Объектом изучения является патриотическое воспитание. Методом ... военной и государственной службы. патриотическое воспитание гражданское мировоззрение Особенную обеспокоенность правительство выразило по поводу патриотического воспитания, ... установками сознания личности, принципами ее деятельности, отношения к обществу, труду, своему ...
3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий).
По самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).
Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам, Образовательные средства, Организационные средства
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
II . Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания.
При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо:
- прежде всего, следует исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;
- обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой.
Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.
основные направления
Информационно-разъяснительное, Научно-теоретическое, Педагогическое и методическое обеспечение
Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.
2.1 Место военно-патриотического воспитания в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
В старших классах происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, которые определённы понятием «патриот». Добиваться, этого призвана в частности, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности».
В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя четыре основные главы: «ВС РФ- защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы» в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, в том числе и США, а также космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия. В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:
— с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
— порядком первоначальной постановки на воинский учет;
— медицинского освидетельствования;
— призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
— основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.
В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я постоянно уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.
технологию проблемного обучения
проектной деятельности
Оснащение кабинета позволяет мне также на уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» проводить тренировки искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца с помощью тренажера «Максим», остановки кровотечения, оказания доврачебной помощи при различных травмах.
технологии критического мышления
Практическое закрепление теоретических знаний в рамках учебного плана по изучению предмета ОБЖ не ограничивается работой только с цифровыми и электронными средствами обучения, так, например, в 10 классе при изучении темы «Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд» или «Боевые традиции ВС РФ» теоретический курс сопровождается экскурсией в Безменовскую в/ч, где учащиеся получают представление о жизни солдатов-срочников и музей «Боевой и Трудовой Славы» для знакомства с экспозициями об истории вооруженных сил РФ, с образцами боевого оружия и обмундирования прошлых лет.
Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х и 11-х классов. Время, затраченное учащимися на выполнение тестовых заданий, 8-15 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю).
В тестовые задания включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами (история, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.
Военно-полевыми сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества. Закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе. Приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе и защите своей Родины. В то время, как юноши заняты военно-полевыми сборами в летний период, девушки 10 класса проходят социальную практику в школе, по направлению оказание первой помощи.
Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.
Вывод:
2.2 Результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в свете проблемы военно-патриотического воспитания.
Результатами освоения программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы выступают личностные результаты, которые определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и привычек в области безопасности жизнедеятельности.
Личностными результатами
-
формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности;
-
определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей;
-
формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
-
осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;
-
формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности;
-
формирование потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
-
осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране;
-
формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;
-
формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;
-
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, и её вооруженным силам;
-
воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;
-
уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.
Метапредметные результаты
Изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов:
— на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
— на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в старших классах (10—11 классы) являются:
-
умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;
-
умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной обороны;
-
поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;
-
умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;
-
умение логически обоснованно доказать:
- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
— бесцельность террористической деятельности;
— неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.
-
умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;
-
умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;
-
уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;
-
уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;
-
умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
-
уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;
-
уметь доступно изложить содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ;
-
уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты
Изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановки в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.
Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности в старших классах (10—11 классы базовый уровень) являются:
-
сформированность представлений об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;
-
знание законодательства Российской Федерации и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, о профилактике чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
-
уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий;
-
сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государств и национальной безопасности России;
-
уяснение основных положений законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремизму;
-
знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;
-
сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера;
-
уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта;
-
сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора;
-
сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве;
-
уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности Российской Федерации путём развития и совершенствования военной организации государства;
-
сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ;
-
знание гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
-
сформированность морально-психологических и физических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
Вывод:
2.3 Внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся во внеурочное время.
Безусловно, образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится предметная неделя ОБЖ. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья, день защиты детей, туристический слет и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков. Мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, как правило , вызывают огромный интерес у учащихся и стимулируют их интерес к предмету. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в районных мероприятиях, в учебных сборах в воинской части с. Безменово с юношами допризывного возраста10 класса, где показывают хорошие результаты . (приложение)
Традиционно в нашей школе, проводится военно-спортивная игра «Зарница» и «Мужество» для учащихся 1-11 классов. При подготовке к военно-спортивной игре на уроках ОБЖ я уделяю внимание вопросам оказания первой помощи, туристическим навыкам, военно-строевой подготовке, навыкам поведения в ЧС.
Совместно с заместителем директора школы по внеклассной работе для учащихся проводятся плановые тренировочные эвакуации. На них отрабатываются навыки поведения учащихся во время пожара в здании школы. Учащиеся умеют оперативно реагировать на сигнал «Внимание всем».
Делу гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания служат традиционные мероприятия, проводимые на школьном, муниципальном, районном уровнях, посвящённые памятным датам, связанными с героическим прошлым нашего Черепановского района. Проведение 15 февраля традиционной линейки памяти Александра Кушнаренко выпускника МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ», погибшего в Афганистане.Учащиеся нашей школы несут Вахту памяти у памятника воинам ВОВ. Торжественные линейки и автопробеги, посвящённые Дню Победы, Дню защитника Отечества, с посещением ветерана великой отечественной войны жителя нашего села Дидика Алексея Васильевича. Поисково-краеведческая работа с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, детьми войны.
Общий вывод:
Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает обучающимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Заключение
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.
Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макро- и микроструктуры деятельности. На формирование такой среды образовательного процесса нацелен особый подход, называемый компетентностным. Данный подход основывается на идее о том, что наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом обучения является личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся. Указанный опыт актуализируется в способности и готовности действовать и достигать социально значимых результатов в различных сферах жизни, в частности, в сфере гражданских отношений. В этом последнем случае личный, ситуативно актуализирующийся опыт учащихся и является основой гражданственности. Таким образом, понятие «патриотизм» с позиций системно-деятельностного подхода может быть рассмотрено как совокупность компетенций.
Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания ОБЖ характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения. Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.
Невозможно возвращаться сегодня к целостной модели патриотического воспитания, выработанной в советскую эпоху. Еще менее полезно сводить патриотическое воспитание к ряду мероприятий, хорошо зарекомендовавших себя в прежние годы. Однако это не означает, что нужно отказаться от всего, наработанного в педагогической практике и начать построение новой модели с чистого листа. Преемственность — важнейший принцип в воспитании. Исходные положения теории патриотического воспитания прекрасно определены в основополагающих государственных документах, которые предполагают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, устойчивости в череде поколений ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной системы общего образования.
содержательно-понятийный
Мы должны достичь в результате применения комплекса мер по патриотическому воспитанию формирования следующих качеств личности школьников:
1. Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним.
2. Формирование в себе чувства любви к России как к Родине-матери.
3. Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литературы, искусства, народных талантов.
4. Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, групповыми, национальными и т.д. ценностями, интересами, мотивами.
5. Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения.
6. Уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти на основе результатов и последствий проводимого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, международной деятельности с точки зрения их соответствия истинным интересам народа, государства, отдельной личности.
7. Делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, духовности, нравственности, социальной сферы.
8.Способствовать возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущность национального самосознания русского народа, его ментальности, таких, как трудолюбие, доброта, бескорыстие, милосердие, искренность, душевность, отзывчивость, взаимопомощь и коллективизм, терпимость, жизнестойкость. Готовность к самопожертвованию, преодоление трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.
9.Формировать у окружающих последовательную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеющего за нее.
Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность составляет 100 %. Изучение данной темы подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что внеурочная деятельность школьников по предмету ОБЖ способствует повышению мотивационной активности школьников к изучению предмета ОБЖ и повышает общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности школьников.
Для того чтобы внеурочная деятельность была интересной и полезной, удовлетворяла потребности учащихся, их родителей и была результативной необходимо регулярно проводить работу по освоению преподавателями – организаторами ОБЖ современных форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-sovremennyih-shkolnikov/
1. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. 2014. № 12 (71).
С.295-298.
2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. / Молодой ученый. 2014.№12(71).
С.245-248.
3. Костецкая Г.А. Понамарева И.А. Патриотическое воспитание школьников как условия обеспечение этнической безопасности/С. Статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность». – СПб.2011 – с.255-260.
4. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение». 2012.
5. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. 2014. №12 (71).
С.277-280.
6. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. — № 9
7. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова / Внешкольник. – 2013. — № 4. – С. 43-47.
8. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина /Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 6. – С. 20-23
9. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». Режим доступа
10. Абдулкина, Е. М. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Юный исследователь” / Е. М. Абдулкина // Завуч начальной школы. – 2011. — № 8. – С. 3-32.
11. Власенко, И. Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению “Я – гражданин России” / И. Г. Власенко // Завуч начальной школы. – 2011. — № 8. – С 80-97.
12. Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html ].
13. Горбунова, Т. С. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных стандартах / Т. С. Горбунова, О. А. Колядинцева, И. Ю. Акентьева // Методист. – 2010. — № 8. – С. 4-7.
14. Дейч, Б.А. Становление и развитие внеурочной работы в России: региональный аспект: монография / Б.А. Дейч, И.Ю. Юрочкина – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 287 с.
15. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]
16. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 // Методист. – 2011. — № 9. – С. 22-27.
17. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109.
18. Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла/Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953].
19. Салангина, Н. Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н. Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. — № 2. – С. 50-53.
20. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77.
21. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/534738/].
22.
-
Беседы и лекции.
-
Учебно-тренировочная эвакуация.
-
Военно-спортивная игра «Мужество», «Зарница».
-
Мероприятие «Строй и песня».
-
Районное мероприятие «Мужество».
-
Туристический слет.
-
Торжественная линейка, посвящённая Дню Победы ВОВ.
-
Традиционная линейка памяти Александра Кушнаренко
выпускника нашей школы.
-
Учебные сборы юношей 10 класса.
-
Выступление на районном МО педагогов-организаторов и учителей ОБЖ. Тема: «Комплексный подход в изучении ОБЖ».