По ОБЖ «Организация внеурочной деятельности современных школьников»

Содержание скрыть

Тема моей дипломной работы актуальна и востребована, так как военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной парадигме российского образования выходит на новый этап развития.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – идеологии, политике, культуре, экономике. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя Родины, своего народа, что позволяет отнести это явление к одному из наиболее сложных и неординарных.

Внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества и сотворчества, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения, которую можно условно обозначить как педагогическую среду. В такой среде учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки в организации общения, приобретают дополнительную информацию.

Главная цель привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации. Решает такие задачи : – усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках; – расширение мировоззрения учеников; – развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов; – воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.

В конечном итоге, какие бы реформы в образовании не происходили, они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. Как писал К.Д. Ушинский: «Учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам»[ 12].

Анализ научной литературы и исследований, посвященных внеурочной работе, позволяет сделать вывод о том, что постепенно развивается и обогащается педагогическая практика организации внеурочной работы в общеобразовательной школе.

8 стр., 3696 слов

Современное общество и учитель

... с родителями и общественностью. Наиболее видимым для общества и высоко оцениваемым компонентом учительского труда является преподавания предмета. Сюда входят разные виды деятельности; организация урока; ... избиения сверстников и педагогов, использование оружия в класса, алкоголизма и т.д. Отсутствие у подростков интересов к учению подавляющее большинство американских учителей рассматривают как ...

  1. Понятия патриотизма и патриотического воспитания.

Сегодня в России делается попытка сформировать новую общественную идеологию, в основу которой положены патриотические ценности. Начали появляться новые, современные определения патриотизма, отражающие явления, не зависящее от времени, страны, социально- экономической и политической ситуации.

Патриотизм – это:

  • чувство привязанности к стране рождения и проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы;

  • одна из мощных скреп любой социальной организации, с разложения которой (самопроизвольного или искусственно вызванного) начинается его гибель;

  • способность восстановить страну как мировую державу;

  • олицетворение любви к своей Родине, сопричастность к её истории, природе, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющие духовно- нравственную основу личности, формирующие её гражданскуюпозицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

В настоящее время большое распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно — нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно- исторический и другие компоненты.

А.Д. Лопухов в своей работе о сущности патриотизма объединил разные представления о нём. В этом смысле его определение носит интегрированный характер:

«Патриотизм – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих качеств личности, или системное качество:

  • Социальное чувство (любовь к Отечеству).

  • Патриотические идеологические установки (выражение интересов своего народа).

  • Духовная ценность (одна из базовых ценностей общегосударственного уровня).

  • Критерий и одновременно итог этнической самоидентификации, т.е. осознание личностью своей принадлежности к определённому этносу (необязательно по принципу тождества расы или национальности).

  • Морально – нравственные установки, патриотическое мировоззрение.

  • Вектор патриотического поведения, предполагающий готовность личности к практическим патриотическим действиям.

    12 стр., 5900 слов

    Совершенствование системы управления военно-патриотическим воспитанием

    ... улучшению процесса управления. Основные задачи выпускной квалификационной работы заключались в том, чтобы: систематизировать методологические и теоретические основы изучения понятия и сущности военно-патриотического воспитания; рассмотреть роль органов управления в формировании патриотизма ...

Следовательно, патриотизм базируется на патриотических духовно- идеологических ценностях и является системно-комплексным качеством личности, обеспечивающим её готовность к патриотическим социальным действиям в интересах общества.

В современной литературе рассматривается не только структура, но и

1. Общегосударственный

2. Социально – групповой . В соответствии с ролью и местом в социальном устройстве общества и господствующей в нём идеологией отдельные социальные группы формируют свою систему взглядов, отражающую интересы данной социальной группы.

3 . Личностный . На этом уровне формами проявления патриотизма являются патриотические чувства, патриотические духовные ценности, патриотическое мировоззрение, этническая самоидентификация, практическое патриотическое поведение.

Как система качеств личности патриотизм включает в себя три основных структуры:

  1. Чувственно — эмоциональную, включающую чувства:

— любви к малой родине;

— веры в силы и возможности своего народа;

— гордости за принадлежности к своей нации;

— осознания величия и роли Отечества в истории;

— готовности к защите Родины;

— сопричастности к проблемам государства и народа;

— взаимной привязанности в рамках этноса, социальной группы;

— и другие.

  1. Духовно– ценностную, включающую следующие показатели систем ценностей личности:

— высокую жертвенность на благо Отечества;

— способность ставить интересы Отечества выше личных;

— глубокое уважение к духовно – нравственному наследию народа;

— преобладание в ценностных ориентациях ценностей общегосударственного уровня;

— верность системе национально – конфессиональных духовных ценностей.

  1. Практически – деятельностную, включающую практические действия личности, отражающие его патриотическое сознание:

— готовность реально защищать интересы Отечества с риском для жизни;

— конкретное выражение патриотической позиции в ходе проведения выборов, опросов, референдумов;

17 стр., 8164 слов

Военно-патриотическое воспитание

... видов деятельности учащихся в патриотическом воспитании, подготовки студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы и др. В данной работе, под военно-патриотическим воспитанием (ВПВ) понимается многоплановая, ... к Родине, готовность сражаться за неё до полной победы. Степень научной разработки темы. Вопросы духовно-нравственного становления личности как патриота ...

— преобладание ценностей общегосударственного уровня в списке ценностных ориентаций общества, социальной группы, личности;

— соответствие практических действий декларируемым ценностям и чувствам;

— самоидентификацию личности с определённым этносом и высокую степень внутринациональной сплочённости;

— осознанность национально- государственных интересов и соответствие им массовых социальных действий в обществе.

Если переносить понятия патриотизма в сферу педагогической деятельности по воспитанию у учащихся патриотических качеств, то мы можем увидеть соответствующие направления и аспекты. Прослеживаются следующие содержательные линии:

  • национально – патриотическое воспитание воспитание личности на основе духовно- нравственных и культурно – исторических ценностей своего народа, культурной идентификацией, преемственностью национально – исторических ценностей, формированием национального самосознания;

  • гражданское – патриотическое воспитание формирование глубокого понимания конституционного долга, выстраивание высоконравственного отношения к социально значимым требованиям государства, законопослушность, стремление действовать на благо страны;

  • военно-патриотическое воспитание многоплановая, систематическая, целенаправленная скоординированная деятельность государственных органов. Общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

аспекты деятельности

  • духовно – нравственный – формирование у личности высоконравственных ценностей, идеалов и готовности руководствоваться ими в качестве поведения;

  • исторический познание своих исторических корней, места и роли России в мировом процессе, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого предыдущих поколений россиян;

  • политики — правовой ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, понимание смысла происходящих в стране политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;

    14 стр., 6550 слов

    Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

    ... СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов ...

  • психологический формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству;

  • профессиональной – деятельности формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально – трудовых качеств.

В связи с этим в настоящее время существует достаточно разнообразные формы и содержание педагогической деятельности по патриотическому воспитанию учащихся в разных образовательных учреждениях. Это разнообразие оправдывается многими условиями, имеющимися в учреждениях, возможностями педагогического коллектива и социальной среды, спецификой целей и задач педагогической деятельности.

1.1 Цели и задачи военно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания школьников

Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование у него профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач :

  • проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи;
  • утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
  • создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания. Обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

2 стр., 945 слов

Эстетическое воспитание в урочной деятельности

... развития всех сторон воспитания. Эстетическое воспитание в школе начинается еще с начальной школы в процессе изучения родного языка, подходящих возрасту литературных произведений, а также на уроках музыки, рисования, природоведения. На уроках учащиеся знакомятся с ...

  • умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

  • умение устанавливать контакты с другими людьми;

  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

  • умение любить свою Родину.

Цель гражданско-патриотического воспитания

основных задач:

— проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий эффективного гражданско-патриотического воспитания учащихся;

  • утверждение в сознании и чувствах учащихся представлений об общечеловеческих ценностях, взглядов и убеждений, уважения к культуре и историческому прошлому России, к ее традициям;
  • создание эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся основных гражданских качеств и чувств патриотизма;
  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостное системы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Основополагающие принципы и направления их реализации:

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;

  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

  • системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

    3 стр., 1229 слов

    Воспитание как целенаправленная деятельность

    ... -полезном труде, обучение технологиям и приемам трудовой деятельности и т.д. физическое Эстетическое Особенно большая роль в воспитании эстетического вкуса ребенка отводится его первым игрушкам. ... проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой ...

  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:, Социальное

Оно включает:

Политическое

Оно включает:

Экономическое

Оно включает:

Нравственное воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает:

проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

1.2. Основополагающие принципы и направления военно-патриотического воспитания

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий. Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода. Тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное, Историческое, Политико-правовое

Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Патриотическое, Профессионально — деятельности, Психологическое

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам. Самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

10 стр., 4991 слов

Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности ...

... - 16] В реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, какие силы позволили сыну ... школы — истинные образцы гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, — приобрела не только ...

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.

1.3. Система военно-патриотического воспитания учащихся

Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.

Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль над его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Система военно-патриотического воспитания включает:

1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.

2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями. Соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.).

27 стр., 13073 слов

Патриотическое воспитание

... данной работы сравнить идеи патриотического воспитания в СССР и России; Объектом изучения является патриотическое воспитание. Методом ... военной и государственной службы. патриотическое воспитание гражданское мировоззрение Особенную обеспокоенность правительство выразило по поводу патриотического воспитания, ... установками сознания личности, принципами ее деятельности, отношения к обществу, труду, своему ...

3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий).

По самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.).

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

К материально-техническим средствам, Образовательные средства, Организационные средства

Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.

II . Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания.

При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо:

  • прежде всего, следует исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;
  • обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой.

Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.

Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата.

основные направления

Информационно-разъяснительное, Научно-теоретическое, Педагогическое и методическое обеспечение

Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации.

2.1 Место военно-патриотического воспитания в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

В старших классах происходит окончательное осознание обучающимися морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, которые определённы понятием «патриот». Добиваться, этого призвана в частности, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности».

В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», который включает в себя четыре основные главы: «ВС РФ- защитники нашего Отечества и его национальных интересов», «Боевые традиции ВС РФ», «Символы воинской чести», «Основы военной службы» в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Демонстрация образцов техники и вооружения ВС РФ повышает интерес к изучению данного раздела, что вызывает у учащихся гордость за наши научные достижения, большая часть которых взята на вооружение во многих странах мира, в том числе и США, а также космическое вооружение, использование ракет, артиллерийских мин и снарядов, стрелкового оружия. В программе курса 11 класса этот же раздел состоит из 5 глав: «История военной службы», «воинская обязанность», «Особенности военной службы», «Правовые основы военной службы» и «Военнослужащий – защитник своего отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ», в процессе изучения которых, обучающиеся знакомятся:

— с основами российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

— порядком первоначальной постановки на воинский учет;

— медицинского освидетельствования;

— призыва на военную службу, основными правами и обязанностями граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

— основными видами военно-профессиональной деятельности, особенностями прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы.

В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я постоянно уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности.

технологию проблемного обучения

проектной деятельности

Оснащение кабинета позволяет мне также на уроках «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи» проводить тренировки искусственной вентиляции легких и непрямой массаж сердца с помощью тренажера «Максим», остановки кровотечения, оказания доврачебной помощи при различных травмах.

технологии критического мышления

Практическое закрепление теоретических знаний в рамках учебного плана по изучению предмета ОБЖ не ограничивается работой только с цифровыми и электронными средствами обучения, так, например, в 10 классе при изучении темы «Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд» или «Боевые традиции ВС РФ» теоретический курс сопровождается экскурсией в Безменовскую в/ч, где учащиеся получают представление о жизни солдатов-срочников и музей «Боевой и Трудовой Славы» для знакомства с экспозициями об истории вооруженных сил РФ, с образцами боевого оружия и обмундирования прошлых лет.

Важное место в любой деятельности занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х и 11-х классов. Время, затраченное учащимися на выполнение тестовых заданий, 8-15 минут, что позволяет оценить всех учащихся за короткий период и перейти к изучению следующей темы (что очень важно при малом количестве часов по предмету – 1 час в неделю).

В тестовые задания включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами (история, химия, биология) для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.

Военно-полевыми сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества. Закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе. Приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе и защите своей Родины. В то время, как юноши заняты военно-полевыми сборами в летний период, девушки 10 класса проходят социальную практику в школе, по направлению оказание первой помощи.

Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.

Вывод:

2.2 Результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в свете проблемы военно-патриотического воспитания.

Результатами освоения программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 10-11 классы выступают личностные результаты, которые определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств и привычек в области безопасности жизнедеятельности.

Личностными результатами

  • формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности;

  • определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей;

  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;

  • формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности;

  • формирование потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;

  • осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране;

  • формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях;

  • формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях;

  • воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России, и её вооруженным силам;

  • воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан;

  • уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.

Метапредметные результаты

Изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов:

на события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сферах обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;

на состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в старших классах (10—11 классы) являются:

  • умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России;

  • умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной обороны;

  • поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций;

  • умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России;

  • умение логически обоснованно доказать:

  • любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;

бесцельность террористической деятельности;

неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.

  • умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия;

  • умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников;

  • уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве;

  • уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях;

  • умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;

  • уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны;

  • уметь доступно изложить содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ;

  • уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.

Предметные результаты

Изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановки в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.

Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности в старших классах (10—11 классы базовый уровень) являются:

  • сформированность представлений об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях;

  • знание законодательства Российской Федерации и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, о профилактике чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

  • уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий;

  • сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государств и национальной безопасности России;

  • уяснение основных положений законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремизму;

  • знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;

  • сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера;

  • уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта;

  • сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора;

  • сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве;

  • уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности Российской Федерации путём развития и совершенствования военной организации государства;

  • сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ;

  • знание гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

  • сформированность морально-психологических и физических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.

Вывод:

2.3 Внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся во внеурочное время.

Безусловно, образование должно работать на результат. Но на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится предметная неделя ОБЖ. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья, день защиты детей, туристический слет и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков. Мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, как правило , вызывают огромный интерес у учащихся и стимулируют их интерес к предмету. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в районных мероприятиях, в учебных сборах в воинской части с. Безменово с юношами допризывного возраста10 класса, где показывают хорошие результаты . (приложение)

Традиционно в нашей школе, проводится военно-спортивная игра «Зарница» и «Мужество» для учащихся 1-11 классов. При подготовке к военно-спортивной игре на уроках ОБЖ я уделяю внимание вопросам оказания первой помощи, туристическим навыкам, военно-строевой подготовке, навыкам поведения в ЧС.

Совместно с заместителем директора школы по внеклассной работе для учащихся проводятся плановые тренировочные эвакуации. На них отрабатываются навыки поведения учащихся во время пожара в здании школы. Учащиеся умеют оперативно реагировать на сигнал «Внимание всем».

Делу гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания служат традиционные мероприятия, проводимые на школьном, муниципальном, районном уровнях, посвящённые памятным датам, связанными с героическим прошлым нашего Черепановского района. Проведение 15 февраля традиционной линейки памяти Александра Кушнаренко выпускника МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ», погибшего в Афганистане.Учащиеся нашей школы несут Вахту памяти у памятника воинам ВОВ. Торжественные линейки и автопробеги, посвящённые Дню Победы, Дню защитника Отечества, с посещением ветерана великой отечественной войны жителя нашего села Дидика Алексея Васильевича. Поисково-краеведческая работа с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, детьми войны.

Общий вывод:

Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность дает обучающимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.

Заключение

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы.

Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макро- и микроструктуры деятельности. На формирование такой среды образовательного процесса нацелен особый подход, называемый компетентностным. Данный подход основывается на идее о том, что наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом обучения является личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся. Указанный опыт актуализируется в способности и готовности действовать и достигать социально значимых результатов в различных сферах жизни, в частности, в сфере гражданских отношений. В этом последнем случае личный, ситуативно актуализирующийся опыт учащихся и является основой гражданственности. Таким образом, понятие «патриотизм» с позиций системно-деятельностного подхода может быть рассмотрено как совокупность компетенций.

Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания ОБЖ характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения. Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.

Невозможно возвращаться сегодня к целостной модели патриотического воспитания, выработанной в советскую эпоху. Еще менее полезно сводить патриотическое воспитание к ряду мероприятий, хорошо зарекомендовавших себя в прежние годы. Однако это не означает, что нужно отказаться от всего, наработанного в педагогической практике и начать построение новой модели с чистого листа. Преемственность — важнейший принцип в воспитании. Исходные положения теории патриотического воспитания прекрасно определены в основополагающих государственных документах, которые предполагают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, устойчивости в череде поколений ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной системы общего образования.

содержательно-понятийный

Мы должны достичь в результате применения комплекса мер по патриотическому воспитанию формирования следующих качеств личности школьников:

1. Глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним.

2. Формирование в себе чувства любви к России как к Родине-матери.

3. Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литературы, искусства, народных талантов.

4. Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед индивидуальными, групповыми, национальными и т.д. ценностями, интересами, мотивами.

5. Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованного отношения к своей Родине, гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты своей деятельности и поведения.

6. Уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти на основе результатов и последствий проводимого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, международной деятельности с точки зрения их соответствия истинным интересам народа, государства, отдельной личности.

7. Делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, духовности, нравственности, социальной сферы.

8.Способствовать возрождению и развитию истинных духовно-нравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущность национального самосознания русского народа, его ментальности, таких, как трудолюбие, доброта, бескорыстие, милосердие, искренность, душевность, отзывчивость, взаимопомощь и коллективизм, терпимость, жизнестойкость. Готовность к самопожертвованию, преодоление трудностей и испытаний, особенно во имя Отечества, Православия.

9.Формировать у окружающих последовательную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеющего за нее.

Вовлеченность учащихся во внеурочную деятельность составляет 100 %. Изучение данной темы подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что внеурочная деятельность школьников по предмету ОБЖ способствует повышению мотивационной активности школьников к изучению предмета ОБЖ и повышает общий уровень культуры безопасности жизнедеятельности школьников.

Для того чтобы внеурочная деятельность была интересной и полезной, удовлетворяла потребности учащихся, их родителей и была результативной необходимо регулярно проводить работу по освоению преподавателями – организаторами ОБЖ современных форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-sovremennyih-shkolnikov/

1. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. 2014. № 12 (71).

С.295-298.

2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. / Молодой ученый. 2014.№12(71).

С.245-248.

3. Костецкая Г.А. Понамарева И.А. Патриотическое воспитание школьников как условия обеспечение этнической безопасности/С. Статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность». – СПб.2011 – с.255-260.

4. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение». 2012.

5. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. 2014. №12 (71).

С.277-280.

6. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. — № 9

7. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве / Т.А. Касимова / Внешкольник. – 2013. — № 4. – С. 43-47.

8. Крошилина Г.И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников / Г.И. Крошилина /Дополнительное образование и воспитание. — 2014. — № 6. – С. 20-23

9. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». Режим доступа

10. Абдулкина, Е. М. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Юный исследователь” / Е. М. Абдулкина // Завуч начальной школы. – 2011. — № 8. – С. 3-32.

11. Власенко, И. Г. Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению “Я – гражданин России” / И. Г. Власенко // Завуч начальной школы. – 2011. — № 8. – С 80-97.

12. Внеурочная деятельность по предмету. Режим доступа:[http://kubrak.mptl.ru/p13aa1.html ].

13. Горбунова, Т. С. К вопросу об организации внеурочной деятельности в образовательных стандартах / Т. С. Горбунова, О. А. Колядинцева, И. Ю. Акентьева // Методист. – 2010. — № 8. – С. 4-7.

14. Дейч, Б.А. Становление и развитие внеурочной работы в России: региональный аспект: монография / Б.А. Дейч, И.Ю. Юрочкина – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 287 с.

15. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/pages/221595]

16. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 № 03-296 // Методист. – 2011. — № 9. – С. 22-27.

17. Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109.

18. Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла/Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953].

19. Салангина, Н. Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н. Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. — № 2. – С. 50-53.

20. Созонова, В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в школе / В.П. Созонова // Завуч начальной школы.- 2011.- №5.-С.64-77.

21. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий. Режим доступа:[http://festival.1september.ru/articles/534738/].

22.

  1. Беседы и лекции.

Список литературы 1 Список литературы 2

Список литературы 3 Список литературы 4

  1. Учебно-тренировочная эвакуация.

Список литературы 5

  1. Военно-спортивная игра «Мужество», «Зарница».

Список литературы 6 Список литературы 7Список литературы 8Список литературы 9

Список литературы 10 Список литературы 11

  1. Мероприятие «Строй и песня».

Список литературы 12 Список литературы 13

  1. Районное мероприятие «Мужество».

Список литературы 14

  1. Туристический слет.

Список литературы 15 Список литературы 16

  1. Торжественная линейка, посвящённая Дню Победы ВОВ.

Список литературы 17

Список литературы 18 Список литературы 19

  1. Традиционная линейка памяти Александра Кушнаренко

выпускника нашей школы.

Список литературы 20

  1. Учебные сборы юношей 10 класса.

Список литературы 21 Список литературы 22

Список литературы 23 Список литературы 24

Список литературы 25 Список литературы 26

Список литературы 27 Список литературы 28

Список литературы 29 Список литературы 30

  1. Выступление на районном МО педагогов-организаторов и учителей ОБЖ. Тема: «Комплексный подход в изучении ОБЖ».