Особенности духовно-нравственного воспитания подростков

В настоящее время у многих исследователей особую тревогу вызывает духовно-нравственное состояние общества, особенно подростков и юношества. Главный симптом беспокойства — кризис социальной, личностной и духовной идентичности, ведущий к утрате смысла жизни, вызывающий рост деструктивных форм молодежной активности.

Актуальность

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Значительные ресурсы духовно-нравственного воспитания содержатся в социально-культурной деятельности. В качестве ее механизмов выступают непосредственное общение, деятельность и порожденные ими взаимоотношения и взаимодействия.

Основы духовности закладываются с детства, а одной из основных задач образования становится формирование духовной сферы личности школьников, воспитание нравственных и эстетических качеств. Духовное становление подростка невозможно без развития эстетического видения им окружающего мира, его эмоционально-образного понимания. Это тем более важно и потому, что сегодня уменьшается количество учащихся, которые относят искусство, творчество, духовное развитие к любимым занятиям. Все больше школьников склоняются к пассивному отдыху, бездумному и бесконтрольному использованию Интернет ресурсов и компьютерных игр. Снижается число учащихся, которые самостоятельно, без принуждения читают художественную литературу, посещают театры, выставки, музеи, концерты популярной классической музыки, что приводит к духовной и нравственной неразвитости. В основном, изучение произведений искусства осуществляется лишь для знания общего содержания произведений. Соответственно, необходима разработка системы эффективных подходов к духовно-нравственному воспитанию в учебной деятельности.

Многие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Ф.И. Иващенко, Л.М. Донченко, М.С. Каган, И.С. Кон, В.А. Караковский, Н.С. Кияшенко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.С. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и другие) рассматривают различные подходы к проблеме приобщения личности к культуре в школе, пути повышения духовности и нравственности, проблемы включения школьников в процесс освоения духовных и нравственных норм и ценностей в условиях образовательного учреждения. Духовно-нравственное воспитание подростка во многих научных исследованиях рассматривается как основа дальнейшего становления человека — активного члена современного общества.

29 стр., 14426 слов

Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной ...

... данной работы. Данная работа посвящена семейному воспитанию как основному фактору формирования нравственной основы личности. Проблема исследования: Какое влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности в школьный возраст. Объект исследования: Нравственная основа личности школьника. Предмет исследования: Особенности семейного воспитания ...

Несмотря на огромную теоретическую и практическую значимость перечисленных выше работ, проблема духовно-нравственного воспитания подростков в педагогической науке Молдовы изучена не достаточно полно. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в учебной деятельности, а также трудности в практической работе школы в этом направлении определили выбор темы исследования.

Объект исследования

Предмет исследования:

Цель исследования

Гипотеза исследования

Исходя из выдвинутой гипотезы и поставленной цели, определены задачи исследования:

1. Произвести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Конкретизировать специфику духовно-нравственного воспитания подростков.

3. Определить факторы, влияющие на формирование духовности и нравственности у подростков

4. Провести диагностику уровня развития нравственности у подростков.

5. Предложить психолого-педагогическую модель, ориентированную на повышение уровня духовно-нравственного воспитания подростков.

6. Диагностировать эффективность психолого-педагогической особенности духовно-нравственного воспитания подростков.

комплекс методов

Теоретико-методологическую основу исследования

Теоретическая значимость

Практическая значимость

Структура работы

Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков

1.1 Особенности духовно-нравственного воспитания подростков, как психолого-педагогическая проблема

Проблема духовно-нравственного воспитания подростков сегодня как никогда актуальна по мнению многих педагогов и исследователей. В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в разных странах, в том числе и в Молдове, обостряются противоречия между растущей потребностью общества в ответственных, инициативных, высоконравственных гражданах и критически ухудшающимся духовно-нравственным воспитанием подростков.

Исследователи отмечают, что сейчас человечество в своей основной массе зачастую сосредоточено на ценности лишь одной стороны научно-технического прогресса, а именно — повышении собственного материального благосостояния, тем самым, превращая его в цель, а не средство для развития и совершенствования себя, других людей и мира в целом. История не раз убеждала людей в том, что это несоответствие приводит поистине к трагическим последствиям: многие достижения материальной культуры принесли в нашу жизнь силу не созидающего, а разрушающего характера, как отмечает Е.Е. Игнатьева. При этом обесцениваются не только общечеловеческие ценности добра, совести, правдивости, долга, веры, чести, но и сам человек и его жизнь перестают быть ценностью. Многие события последних лет в Молдове подтверждают эту точку зрения.

Основы нравственного воспитания молодежи рассматривались в трудах Л.С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других. В дальнейшем проблема духовно-нравственного воспитания была рассмотрена в исследованиях ученых: Л. А. Асмолова, Ш.А. Амонашвили, Н.И. Болдырева, A.К. Бруднова, Ф. И Иващенко, И.Я Лыковой, Н. А. Морозова, Т.П. Петраковой, И.А. Соловцовой, В.П. Сергеевой, Е.А. Шестуна, Н.Е. Щурковой, B.Д. Шадрикова и др. Педагогами и психологами высказаны важные идеи в отношении использования образования в целях духовно-нравственного воспитания, особенно подростков.

6 стр., 2535 слов

«Духовно-нравственное воспитание в педагогике»

... но и рождение нового вида воспитания, которое сегодня называется духовно-нравственным. Свидетельством тому является реализация целевых программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Становление и развитие духовно-нравственного воспитания объясняется как внешними причинами: распадом ...

Духовно-нравственное воспитание в сфере государственного образования — это сознательно осуществляемый процесс содействия активному нравственному, духовному и культурному росту личности школьника-подростка. Несмотря на широкий интерес ученых к вопросам духовно-нравственного развития подростка, формирования ценностного в сознании, все же проблема становления ценностей как осознанных смыслов жизнедеятельности до сих пор остается недостаточно изученной.

Как известно, подростковый возраст характеризуется как важнейший жизненный период, в течение которого:

  • интенсивно формируются духовно-нравственные ценности ориентаций личности;
  • создаются предпосылки для появления мыслей о смысле человеческой и собственной жизни;
  • активизируется основа формирования мировоззрения молодого человека.

Поэтому особую значимость и актуальность приобретает необходимость исследования проблемы организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования при определенных социально-педагогических условиях, содействующих процессу становления личности подростка. Неблагоприятной остается динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм в подростковой среде. Основная социально-педагогическая задача в работе с подростками — социализировать их с учетом интересов и способностей. [18; 9]

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи определяется как государственная задача современного общества в связи с тем, что нынешние подростки и молодежь проходят свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых. Однако в настоящее время наряду с достаточно большим количеством научных психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся вообще, и подростков в частности, ощутим дефицит работ, посвященных проблеме духовно-нравственного воспитания подростков.

Система нравственных ценностей имеет динамичный характер, т.к. на нее оказывают влияние моральные нормы, традиции, обычаи прежней эпохи и зарождающиеся новые мировоззренческие идеи, представления, установки. Сложные социально-экономические и политические процессы являются причиной изменения ценностных ориентаций молодежи и, как показывают результаты многочисленных исследований, эти изменения часто носят негативный характер. Так, например, согласно данным различных исследований, в настоящее время в России в связи с увеличением численности молодежи, входящей в группу риска, отмечается рост различных проявлений девиантного поведения, расширяется социально-дезадаптированный слой населения. По мнению большинства людей старшего возраста и молодых людей, для современной молодежи в целом характерны «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодежи и 70% представителей старшего поколения. Молодые люди становятся все более прагматичными, сдержанными в проявлении духовности [2; 98].

19 стр., 9019 слов

«Духовно-нравственное воспитание современных подростков.»

... качественного анализа полученных данных. Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания современных подростков 1.1 Особенности развития современных подростков В настоящее время в условиях нашей страны ... у подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». «Я-концепция» - целостное представление человека о себе как о личности, ...

Анализ данных российских научных исследований показывает, что у многих граждан складывается мнение о полной утере обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла критической точки. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь. По данным Института социологии РАН, большинство молодых россиян (55%) вынуждены признать, что их успех в жизни во многом зависит от умения вовремя закрыть глаза на собственные принципы и согласиться с тезисом, что современный мир жесток, и, чтобы добиться спеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы [24; 5].

Аналогичные тенденции отмечают и молдавские исследователи, среди которых Бодруг, И.Кауненко и другие. События социальной и личной жизни нередко требуют от человека пересмотра системы ценностей, отношения к себе и своему окружению, побуждают к поиску идентичности, которая помогла бы восстановить его внутреннюю целостность и определенность. Социальная нестабильность, характерная для современной Молдовы, как показывают исследования, резко актуализирует потребность в присоединенности и социальных связях — солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Как отмечает И. Кауненко, восприятие и интерпретация социальных изменений осуществляется через призму семьи, родительских представлений и установок. Поэтому работа психологов и педагогов с микросоциальным окружением подростка в этом смысле может «оказаться наиболее эффективной и результативной.

Учитывая перечисленные выше факты и данные различных научных исследований, можно утверждать, что значимость процесса воспитательной деятельности подростков в образовательных учреждениях, в частности духовно-нравственного воспитания — будущих граждан любой страны, неуклонно повышается. Отсюда главной целью школ, гимназий, колледжей, как основных социальных институтов образования и воспитания, обеспечивающих не только профессиональную готовность и компетентность, но и успешную социализацию молодых людей, должно стать духовно-нравственное воспитание подростков.

В психологии духовность рассматривается как высшая подструктура человека, которая выполняет интегрирующую, системообразующую функцию в формировании целостности психического мира личности. Духовность играет основополагающую роль как регулятор поведения и деятельности человека, его взаимоотношений с другими людьми. В качестве важнейших психологических характеристик духовности выделяются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения [6; 34].

Ценностные ориентации — это предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и готовность либо неготовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений и образцов, целевую и мотивационную программы, уровень притязаний и престижных предпочтений, представления о должном и т.п. [2; 104].

Духовно-нравственные ценности выражаются в природе нравственного сознания и социальной практике людей, в их воззрениях и поступках. Таким образом, духовно-нравственные ценности человека, определяющие его сознание и конкретные поступки, действия можно считать одним из основных критериев, характеризующих уровень развития его личности.

13 стр., 6348 слов

Воспитание нравственных поступков старших школьников

... работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Нравственное воспитание школьников как педагогическая проблема Вопросы о решающей роли нравственного воспитания ... добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий ...

Обращенность к личности, ее особенностям, внутреннему миру, творческим возможностям составляет ядро современной педагогической науки, а главными ценностями образования, его смыслом должны стать личность ученика, личность учителя. Ведь духовно-нравственные ценности не могут существовать как без предмета (объекта), так и без человека (субъекта).

Сочетание образования и нравственных свойств личности современного молодого человека является основой его будущей профессиональной компетентности и своеобразной профилактикой девиантного поведения среди молодежи. [3; 625]

Как отмечает А.Е. Морозов, воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны, готовы учиться работать на благо её и встать на защиту.

Воспитательное пространство объёмно, оно вбирает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. В последние годы резко возросло внимание к проблемам воспитания, как со стороны государства, так и со стороны педагогической науки. Наряду с возрождением интереса к воспитанию сегодня возникает много острых проблем, серьезно волнующих педагогическую общественность. В их круг входят сложности современного поликультурного и патриотического, светского и религиозного, экологического и нравственного воспитания.

По мнению различных исследователей, в условиях глобализации значительно расширяются возможности поликультурного воспитания. Доступность других культур создает условия, позволяет человеку лучше понимать, усваивать и принимать ценности, традиции, обычаи других культур, но способствуют и его обособлению от других культур, ставит его в ситуацию соотнесения с ними, а это уже приводит к возникновению благоприятных условий для воспитания патриотических чувств.

Российские педагоги и психологи отмечают, что, например, проблема патриотического воспитания в современной России стала одной из самых острых и сложных, ведь порой трудно быть патриотом на фоне нередко искусственно культивируемого чувства национальной или культурной неполноценности. Кроме того, в действительности часто можно столкнуться, по мнению А.Е. Морозова, с проблемами подмены патриотического воспитания лишь военно-патриотическим. По замечанию С.Г. Косарецкого, сегодня практикуется преимущественно «монументально-ритуальный» патриотизм, требующий любви к «отеческим гробам», рассматривающий движение вперед с взглядом, обращенным в «легендарное прошлое». При этом было бы абсурдно отказывать патриотическому воспитанию в возможностях диалога с историей и культурой. Но сегодня, как считает А.Е. Морозов, важнее использовать «деятельный» патриотизм — конструктивные проектные формы работы.

В свое время советское общество существовало как общество атеистическое, в котором религиозность, исполнение религиозных обрядов не только не приветствовали, но и всячески преследовали. В наше время во многих странах, в том числе и в Молдове, согласно закону, религия отделена от государства, но школа не может не замечать религиозных организаций, тем более что они активно ищут способы сотрудничества в вопросах нравственного воспитания. Некоторые исследователи ищут в Православной религии и культуре поддержку в воспитании у подростков нравственных и материальных ценностей. [24; 4]

8 стр., 3914 слов

Физическое воспитание детей и подростков

... мероприятий, включающую правильно организованное физическое воспитание подрастающего поколения. Физическое воспитание -- это организованный процесс воздействия на человека физических упражнений, природных факторов, гигиенических ... детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных ...

Одним из элементов нравственного воспитания является экологическое воспитание. Сегодня общество стимулирует потребности в получении всех возможных удовольствий «здесь и сейчас» и, что самое прискорбное, несмотря ни на что, реклама создает особенно у подростков и молодежи иллюзию доступности всего. Экологическое воспитание в отечественных школах в основном связано с решением экологических проблем малой родины, и хорошо, если это делают в практическом плане. Конечно, решение этих проблем важно и необходимо, но следует сделать и следующий шаг к решению глобальных экологических проблем, начиная с осознания их значимости и поисков путей их решения, прежде всего на уровне проектной деятельности. [30]

Наиболее острой проблемой, как отмечают многие педагоги и психологи, стало нынче нравственное воспитание школьников, подростков, молодых людей на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Именно с помощью СМИ человек не только получает сведения о мире, о других странах и народах, об их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране.

К сожалению, не все СМИ и не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще приходится иметь дело с массовой культурой и ее худшими образцами, особенно этим грешит телевидение. Именно поэтому воспитывать нравственного человека на таком фоне довольно сложно. Во многих программах молодежных программах пропаганда «свободных отношений» подменяет официальный брак сожительством, что в результате ведёт к росту абортов, способствует увеличению числа разводов, разрушает институт семьи, увеличивает число безнадзорных и беспризорных детей [2], [4], [30].

В отсутствие духовно-нравственных ориентиров происходит алкоголизация, наркотизация населения, распространяется проституция, в том числе детская. Совокупность негативных факторов ведёт к физической и культурной деградации общества, снижает интеллектуальный потенциал нации, за счёт уменьшения деторождения сокращается численность населения страны.

Новые информационные технологии становятся серьезным воспитательным ресурсом. Но если в образовании уже получены позитивные результаты по реализации возможностей информационных технологий, то в сфере воспитания такие результаты выглядят куда более скромно. Воспитание в условиях использования новых информационных технологий происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для поликультурного воспитания. Очевиден для воспитания подростков и молодых людей позитивный эффект открывшихся возможностей организации совместных проектов с учащимися других стран по решению проблем различного уровня. Сегодня только ленивый не ругает компьютерные игры, в которых провоцируются агрессия, безответственность, бесчеловечность подростков, но игры, имеющие положительное значение для их развития, рассматриваются куда реже и куда в меньшей степени.

17 стр., 8167 слов

Язык в становлении личности человека

... теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня - нравственный о б л и к , к ... и оценок, этики и эстетики, веры и убеждений, концепции времени и пространства. Разграничение языка и речи необходимо учитывать при обсуждении роли ( употребления, назначения, использования ) языка в человеческом обществе, в становлении личности, ...

К сожалению, интернет также позволяет современному подростку получить возможность доступа к информации, несущей серьезный антинравственный заряд: в сети есть порносайты, сайты экстремистских, террористических и националистических организаций. Общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение, оно подчас выполняет функции ценностного воспитания, способствует формированию различных молодежных субкультур отрицательной направленности. [2; 103]

В этой связи особая просветительская роль лежит на современной школе, причем просвещение должно распространяться не только на учащихся, но и их родителей. Современная школа в рамках просветительской работы с родителями обязана учитывать, все вышеназванные, негативные факторы от современных СМИ до всемирной паутины, но вместе с тем это не означает, что новые технологические изобретения несут только вред. Современные педагоги и родители обязаны знать как, не «отрезав ребенка от связи» с внешним миром, можно постараться оградить его от всех негативных факторов на данном направлении.

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм. [30]

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта и моральных убеждений, не умея отличить истинные жизненные ценности от мнимых, подростки закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Собственно говоря, все наши соотечественники в последние десятилетия учатся жить в ситуации постоянного выбора, в том числе, и нравственного. Поэтому существенной частью нравственного воспитания современных подростков должно стать формирование способности сделать выбор.

Проведенный Е.Е. Игнатьевой анализ научных исследований позволяет определить 5 существующих в настоящее время противоречий в организации духовно-нравственного воспитания подростков:

  • между объективно растущей потребностью в развитии системы духовно-нравственного воспитания подростков и традиционной системой воспитания, ориентированной лишь на формирование частных инструментальных компонентов поведения подростков без акцентирования их на формирование духовности;
  • между растущими потребностями духовно-нравственного воспитания подростков в системе государственного образования и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения и социально значимых условий организации процесса духовно-нравственного воспитания;
  • между сложившимися представлениями о структуре и содержании духовно-нравственного воспитания и недостаточной разработанностью методик и технологий его реализации в социально-педагогических условиях системы образования.

Вопросам духовно-нравственного воспитания детей и подростков был посвящен прошедший в марте этого года V-й международный педагогический форум в Омске, Россия, в котором приняли участие и специалисты из Молдовы, Казахстана, Беларуси, Чехии. Все это свидетельствует о значимости данной проблемы для многих стран. [34]

5 стр., 2149 слов

Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...

... создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. создание у детей практического опыта общественного поведения, 1. Воспитание нравственных привычек ; 2. Пример взрослого или других детей; 3. Целенаправленные наблюдения за трудом ...

Таким образом, изучение теоретических источников подтверждает значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей — будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

1.2 Специфика психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков

Духовная жизнь — это залог полноты, цельности и жизнеспособности человека, правильности его жизненного пути, но люди укрепляя свою физическую плоть, добиваясь душевного комфорта и благополучия лишь, вредят, своей жизни. Слово «человек» по своему этимологическому составу означает: «чело» — сознание, разум и «век» — вечность, т.е. ум, сознание, разум, устремленные к вечности. [27; 14]

В настоящее время слово «духовность» стало пониматься поверхностно и превратно и сегодня перед педагогикой стоит задача переосмысления своих идейных основ и практических методов.

Республика Молдова переживает сложный переходный этап своего социально-экономического развития. В социальной сфере это проявляется ростом таких негативных проявлений, как преступность, наркомания, алкоголизм, самоубийства и многие другие девиации поведения, растут психосоматические и психические заболевания в подростковой среде и все это является свидетельствами духовного неблагополучия молодежи. [5; 146]

Среди проблем организации социально-психологических и педагогических методов работы с подростками в образовательных учреждениях можно выделить следующие:

  • крайне слабое сопровождение воспитательного процесса в семье,
  • низкая адаптация подростка в новых условиях,
  • слабо развитая мотивация к учебной деятельности,
  • низкая культура поведения, общения,
  • отсутствие воспитания патриотизма. [17; 12]

«Сверхзадачей» может стать пробуждение духовного потенциала личности, благодаря которому знания нравственных норм перерастают в убеждения. Это требует от учителя живого, творческого отношения к предмету, веры в духовное достоинство человека и необходимость его воспитания.

25 стр., 12303 слов

Личностно-ориентированный подход в воспитании подростков

... В исследовании приняли участие 29 подростков 8-9 классов. Глава 1. Сущность личностно-ориентированного воспитания. 1.1. Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики. личностно ориентированное воспитание Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных и нравственных отношений и приводит к ...

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества. [14; 4]

Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню духовности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность. Задача духовного воспитания — научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. [16; 34]

Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности — религиозной. Религиозность — это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями. Духовность — это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности — любовь.

Нравственность

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», — пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По — латыни нравы звучат как морас — мораль. [42; 34]

Духовность

Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.

Нравственные нормы, Воспитание нравственного поведения

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… ». [40; 425]

Цель воспитания

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. [42; 430]

Ее достижение предстает в виде практического решения трех основных задач: этического образования, воспитания нравственных чувств и обретения нравственных умений

В свою очередь, нравственное самовоспитание является важнейшим фактором эффективности нравственной социализации и нравственного самовоспитания.

Самооценка, самообразование, самоконтроль и самоутверждение являются теми субъективными рычагами личности, с помощью которых развивается ее самосознание, т.е. осознание своей социальной значимости и личной индивидуальности, своего места, роли в общественной жизнедеятельности. Чем выше уровень самосознания, тем продуктивнее осуществляются самооценка, самоконтроль, самоутверждение. В такой диалектической цепи находится человек, постоянно над собой работающий, самокритично оценивающий свои духовные достижения. Нравственное самовоспитание обостряет чувство долга, чести, помогает освободиться от эгоцентрических настроений, не раболепствовать перед материальным достатком, не лишаться скромности во время потока добрых слов, произносимых в твой адрес. Самовоспитание призвано вызывать к жизни такие нравственные качества, как самообладание, самоотверженность, самокритичность. [32; 141]

И еще одна задача, которую призвано решать нравственное самовоспитание. Оно должно помочь человеку смелее использовать возможности нравственного творчества, ориентировать его на совершенствование нравственных взаимоотношений. [9; 40]

четвертой стадии онтогенеза

В книге «Открытие “Я”» И.С. Кон писал: «В прошлом многие психологи выводили рост самосознания и интереса к собственному “Я” у подростков и юношей непосредственно из процессов полового созревания»; оно «несомненно, активизирует у подростка интерес к самому себе. Но дело не в самих по себе физиологических процессах, а в том, что физическое созревание является одновременно социальным символом, знаком повзросления, возмужания, на который обращают внимание и за которым пристально следят другие, как взрослые, так и сверстники»[22; 54].

По мнению М.С. Кагана, процесс самоосознания личности имеет два аспекта — пространственный и временной: первый выражается в том, что Ю. Карякин метко назвал феноменом «двух зеркал», в которые начинает смотреться рождающаяся личность. В одном она созерцает — и тем самым, познает саму себя, в другом видит восприятие себя другими [19, c.86]. Временной аспект ее самосознания является рефлексией по поводу ее прошлого и проецированием ее себя в будущее: действия эти не познавательные, а оценочные, ибо осмысление прошлого производится нравственным чувством совести, а оценка возможного и желанного будущего — нравственным же чувством долга.

Суть данной духовной ситуации именно в том, что и совесть, и долг, как бы ни были они рационализированы последующей рефлексией, по своему психологическому субстрату являются не рациональными концептами, а переживаемой человеком экзистенциальной смысложизненной установкой.

Поэтому влияние учителей и родителей на ее формирование возможно лишь при ясном понимании отличия этого процесса от дидактической технологии образования — освоение знаний безлично, ибо они отражают объективные закономерности и свойства бытия. Зависит оно лишь от степени развития интеллектуальных способностей ученика, тогда как приобщение к ценностям — и нравственным, и политическим, и религиозным, и эстетическим, и художественным — процесс глубоко личностный, протекающий индивидуально-своеобразно в духовной деятельности каждого индивида.

Молодые люди стремятся осмыслить то, что происходит с ними. Поскольку же природа этих отношений нравственная, а осуществляются они в реальной жизни общества, искусство исследует противоречивые связи любви и других аспектов социального бытия — политических и религиозных, тем самым подготавливая молодого человека к предстоящей ему практической жизни.

Между тем, как считает М.С. Каган, современная школа с ее физико-математическим креном пренебрегает необходимым на этом этапе жизни учеников духовным руководством учителей, их ролью «поводырей» в бесконечно богатом мире художественных ценностей и произведений современной массовой культуры, которые в коммерческих интересах реклама умело навязывает молодым людям. А педагогическая практика и образовательные учреждения пока устраняются от участия в этой социально-психологической ситуации.

Суть процесса духовного воспитания в том, что оно не может осуществляться теми же средствами, какими оперирует наука. Единственно эффективный способ воспитания — общение учителя и ученика, наиболее последовательная форма которого — их диалог, тогда как основной способ передачи знаний — монологическая коммуникация.

Применительно к старшим классам школы проблема соотношения образования и воспитания приобретает предельную остроту. Сложность ее решения традиционно объясняют ссылкой на «трудный возраст» подростков, но трудный он не только для «детей», а и для «отцов», учителей и родителей, когда они продолжают считать, что доминантой в кругу интересов детей остается познание мира, тогда как господствующее положение в их духовной жизни приобретает самостоятельный поиск ценностей. [17; 25]

Поиск этот неизбежно начинается с некоего хаотического состояния ценностного сознания, от конкуренции разных идеалов, от смены различных увлечений — потому, что ценности не выучиваются, как знания, а переживаются и проживаются в собственном жизненном и художественном опытах зреющей личности. Именно синергетика, по мнению М.С. Кагана, помогает понять, что переход от былого «порядка», внушенного родителями и учителями образом жизни и с детства воспринятой традицией, к новому «порядку» — т.е. к самостоятельно вырабатываемой иерархической системе ценностей взрослого человека — может произойти только через этот «трудный возраст». Поэтому к нему, следовательно, нужно относиться как к неизбежному и необходимому переходному состоянию человеческого сознания.

Таким образом, изучение теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что специфика духовно-нравственного воспитания подростков состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

1.3 Факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание подростков

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности — учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. [17; 26]

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей — более половины, а свои собственные — менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников. [9; 163]

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера — осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности — требует самого пристального внимания педагогов. [11; 64]

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII—VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

общие факторы

  • уровень развития социально-экономической культуры общества,
  • разработку и реализацию государственных программ воспитания,
  • влияние средств массовой информации;
  • недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
  • моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;

частные факторы

организационно-педагогические

  • организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
  • преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
  • недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;

психологические,

  • уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников,
  • самооценка подростками наличия нравственных качеств и другие.

Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач — ситуаций с нравственным содержанием.

Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то. [11; 135]