Качества эффективного менеджера

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Тем не менее, сущность работы руководителя состоит в её эффективности. Чем бы ни занимался руководитель, от него требуется прежде всего правильное и качественное выполнение задач, которые зависят от его способностей. Но для того чтобы стать эффективным руководителем, необходимо освоить новые правила игры. Обстановка в бизнесе сегодня меняется, причём с поистине беспрецедентной скоростью. Изменилась и работа руководителя. Времена, когда он выполнял роль диктатора и когда существовала чёткая граница между руководителем и подчинёнными, давно прошли. Командно-контрольный метод управления уже не вписывается в современную структуру бизнеса. Современная схема взаимоотношений построена на партнёрстве между руководителем и персоналом. Основная задача менеджмента состоит сегодня в том, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения. Для этого руководителю необходимо прислушиваться к своей интуиции и правильно определить приоритеты и, а затем активно действовать.

Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своём предприятии, о продукции и услугах; людях, занятых на предприятии; о конкурентах. Он должен владеть управленческими процессами и умело распоряжаться человеческими ресурсами. Быть мастером на все руки. Одинаково хорошо разбираться и в кадрах, и в бухгалтерии, и в маркетинге, и в производственных процессах. Он должен всё видеть и всё слышать и постоянно совершенствоваться. Руководство

  • 3-

становится эффективным лишь тогда, когда у руководителя сложилось убеждение, что главное в производстве – это люди. Все действия руководителя должны быть пронизаны верой, что люди представляют собой наивысшую ценность и способность мотивировать и нацеливать их на работу – важнейшая составная часть эффективного руководителя. [1]

Цель данной работы заключается в определении личностных качеств руководителей организаций как средства повышения эффективности управления организацией.

Задачи:

  1. характеристика личностных качеств руководителей организаций;
  2. определение стиля управления персоналом;
  3. определение эффективности управления организацией.
  • 4-

Глава 1. Личность в системе управления

«Список», представляющий исчерпывающую характеристику качеств менеджера, в современной литературе еще окончательно не сформирован. Но большинство исследователей сходится лишь на том, что их можно разбить на три группы: профессиональные, личные и деловые качества.

11 стр., 5357 слов

Понятие лидерства в управлении организацией

... задачи: рассмотреть основы лидерства изучить отличие лидера от менеджера проанализировать понятие лидерства в управлении организацией ... компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста: 1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. ... главным образом в коллективном контексте и обозначает руководителя, который участвует в процессе лидерства наряду с ...

Профессиональные качества эффективного руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов. При изучении профессиональных качеств руководителей наиболее продуктивным оказывается функционально-деятельностный подход, т.е. выявление искомых качеств на основе анализа структуры деятельности менеджеров определенного ранга. Сравнение уровней развития выявленных качеств в группах успешных и неуспешных менеджеров позволяет составить эталонный профиль для каждой должностной позиции.

Рассмотрим основные профессиональные качества эффективного руководителя.

  • Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично;
  • способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач. Это необходимое качество, но не достаточное. Эффективность управленческой работы в равной мере зависит как от умения работать с информацией, так и от умения общаться с людьми. Так, лица с техническим или естественнонаучным образованием, как правило, имеют развитое аналитическое мышление, но именно они гораздо чаще, чем менеджеры-гуманитарии, испытывают трудности в решении управленческих задач. Поэтому не менее важным является такое качество как социальный интеллект.
  • Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от
  • 5-

конкретного человека, а что нет. Это умение вести себя согласно ситуации, создавать при помощи общения атмосферу, наиболее благоприятствующую успеху дела. Без этого качества руководителю весьма затруднительно создать соответствующий климат в коллективе, способствующий экономическому успеху организации.

— Адекватная самооценка — выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения. Неадекватная самооценка проявляется в избирательном восприятии информации (например, менеджер отбрасывает информацию, которая могла бы снизить оценку его деятельности в собственных глазах или начинает оценивать подчиненных не по объективных результатам их деятельности, а по тому, насколько хорошо они умеют приспосабливаться к его ожиданиям).

Завышенная самооценка, неумение правильно оценить свои возможности и профессиональную компетентность приводят к тому, что менеджер берется выполнять непосильные задачи. В свою очередь, заниженная самооценка порождает неуверенность в себе и отрицательно влияет на отношения с коллегами или подчиненными. Установлено, что количество объективной информации, получаемой руководителем о себе и способствующей адекватной самооценке, обратно пропорционально уровню занимаемой должности. Чем высшую ступень занимает менеджер в управленческой иерархии организации, тем меньше критической информации о себе он получает. Поэтому проблема адекватности самооценки в первую очередь важна для руководящих кадров высшего уровня. Решить ее помогают разнообразные методы психокоррекции.

11 стр., 5437 слов

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека ...

... в меньшей степени, послужат формированию чувства неполноценности. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются ... личностные качества, проявляющиеся у человека, примеры которых Юнг описывает в своей работе «Психологические типы». Таким образом, можно говорить, что в подходе Юнга личностные качества человека ...

— Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается. Так, директору завода или президенту фирмы не обязательно настолько досконально знать технологию производства, насколько с ней знаком главный технолог. Однако топ-менеджер должен знать, соответствуют ли производственные процессы мировым стандартам, каковы технологические и экономические связи между предприятиями отрасли, каковы наиболее перспективные виды продукции и т.п. Т.е. наряду с необходимыми знаниями в области управления ему нужно иметь общее представление о специальных вопросах. [9]

  • 6-

Менеджеры и руководители высшего уровня должны обладать профессиональными качествами, позволяющими:

  • выявлять проблему с учетом ее взаимосвязей с другими задачами управления;
  • принимать оптимальные решения с учетом мнения различных специалистов;
  • оперативно руководить и контролировать работу сотрудников.

Хорошего руководителя отличает высокий уровень психической деятельности, так как руководитель воздействует на людей, их ум, и чувства. Сильная, доминирующая, креативная, уверенная в себе личность неприменное условие профессионального успеха руководителя. Формирование в себе качеств сильной личности является одним из обязательных условий работы руководителя над собой.

Руководство стало объектом исследования ученых, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей.

Так, Д. Хэлфриз, обобщая выделенные разными исследователями 50 важных для эффективного руководителя качеств, называет следующие 10 наиболее из них значимых:

1) обеспечение четкого руководства путем установления ясных целей и норм, сообщения групповых задач, вовлечения людей в установление заданий, ясного и тщательного объяснения делегируемых задач;

2) поддержание открытого двустороннего общения путем открытости и чистосердечия в общении с людьми, честности, прямоты и деловитости, создания атмосферы открытости и доверия;

3) готовность обучать на практике и поддерживать людей, помогать и быть им полезным, допускать только конструктивную критику, поддерживать продвижение кадров вверх по служебной лестнице;

4) обеспечение объективного признания одобрением хорошей работы более частым, чем критические замечания, относительным вознаграждением за качество

  • 7-

выполненной работы;

5) установление регуляторов поведения, чтобы доводить до конца действия и решения важных проблем, предоставлять сотрудникам обратную информацию по выполненной ими работе;

12 стр., 5932 слов

Личность власть и авторитет менеджера

... руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов трудового коллектива на достижение практических и стратегических целей организации. Рассмотрим подробнее особенности личность, власть и авторитет менеджера в обеспечении эффективной работы ... целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен ...

6) выбор именно тех людей, которые нужны в штате учреждения;

7) понимание финансовых последствий решений;

8) поддержка новшеств и новых идей;

9) при необходимости объявление ясных кратких директив;

10) постоянное доказательство высокого уровня порядочности. [2]

В исследовании М. Вудкока и Д. Фрэнсиса также были названы качества, которыми, по их мнению, должен обладать современный руководитель.

1) Способность управлять собой. Руководитель, желающий управлять другими, сначала должен научиться управлять собой. Он не должен полностью посвятить себя только работе, отдать ей всю свою творческую силу и лишиться многих радостей жизни. Поэтому каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, постоянно поддерживая свою производительность. Об этом умении свидетельствуют: поддержание собственного физического здоровья (основной легко контролируемый показатель — стабильный вес); поддержание собственного психического здоровья, для чего необходимо изучать и знать свой внутренний мир, признавать и выражать свои чувства, не подавляя собственных эмоций, добиваться установления корректных отношений с окружающими и одновременно терпеливо переносить нелюбовь к себе со стороны подчиненных, спокойно принимать неудачи, рассматривая их как нечто неизбежное и даже полезное, позволяющее учиться, стремиться к созданию таких условий, которые бы достаточно остро стимулировали активность, но не предъявляли чрезмерных требований, ведущих к стрессам; эффективно планировать и использовать собственное время для труда и отдыха.

  • 8-

2) Наличие разумных личных ценностей. Если руководителю недостаточно ясны его личные ценности, у него не будет твердых оснований для принятия решений, которые в связи с этим могут восприниматься окружающими как необоснованные.

Важное влияние на формирование личных ценностей оказывает жизненная позиция, которая также существенно влияет на поведение. Жизненные ценности и личная жизненная позиция вырабатываются на этапе становления человека и долгосрочной перспективе могут оказаться непригодными и даже разрушительными. Поэтому необходимо время от времени подвергать сомнению, анализировать и пересматривать свои ценности. Новый опыт и самообразование влияют на людей, однако существенные сдвиги происходят лишь тогда, когда прежние личные ценности становятся неадекватными ситуации, либо приводят к нежелательным результатам. Следовательно, менеджер должен серьезно подходить к вопросу о своих ценностях, изменять их с учетом накопления данных.