По мнению А.А. Вербицкого, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника с целью формирования определённых качеств личности, норм и образцов поведения, обретение воспитанником общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых форм в процессе образования. В школе во второй половине дня на первое место выходит воспитание с частичным использованием различных форм обучающего процесса.
Работа в ГПД является органической частью системы учебно-воспитательного
процесса школы, обеспечивающей единство всех форм воспитания, разностороннее развитие творческой активности и общественно полезной деятельности учащихся. Эффективность работы ГПД во многом зависит от правильной, сбалансированной организации расписания, грамотного комплектования групп и постоянного контроля администрации за соблюдением расписания и выполнением задач, поставленных перед педагогическим коллективом ГПД.
1.Группа продленного дня как необходимая форма организации учащихся.
1.1 Понятие, цель и задачи группы продленного дня
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды. Группы продленного дня (ГПД) созданы в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в учении, воспитании и развитии творческих способностей учащихся. Внеклассная и внешкольная работа в группах продленного дня является неотъемлемой частью всей системы учебно-воспитательного процесса школы. В своей деятельности ГПД руководствуются Конституцией ДНР, ЗАКОНОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ «Принят Народным Советом Председатель Донецкой Народной
Республики 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)», ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ на 2015-2017 гг. «УТВЕРЖДЕНО приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 года №324», «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях «, Уставом общеобразовательного учреждения.
В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно-полезный труд) после проведения внеурочных занятий и до начала самоподготовки с их участием в мероприятиях эмоционального, развивающего характера (занятия по дополнительному образованию).
«Развитие личностных качеств учащихся начальной школы при ...
... учащихся начальной школы при организации внеурочной деятельности. Предметом данного исследования является внеурочная деятельность по краеведению. Задачи: - изучить теоретический материал по теме; - рассмотреть различные формы и методы работы по краеведению; - выявить связь краеведения ... общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Академик Лихачёв Д.С. писал: «Краеведение ...
В школе организуется одноразовое горячее питание для воспитанников ГПД. К проведению воспитанниками ГПД внеурочной образовательно-воспитательной работы в рамках ВГОС могут привлекаться родители учащихся, педагог-организатор, учителя-предметники; к дополнительному образованию в ГПД — библиотекарь, педагог-психолог.
Целью организации ГПД в школе является создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для учащихся начальных классов в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, уровнем актуального развития, состоянием здоровья.
В задачи ГПД входит:
1.Организация занятий по самоподготовке младших школьников;
2.Организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
3.Организация внеурочной деятельности по ВГОС во второй половине дня;
4.Организация досуга во второй половине дня;
5.Развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям, пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.
1.2 Организация образовательного процесса в группе продленного дня
В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам), работы в кружках, секциях по интересам, отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, организуемых на базе общеобразовательного учреждения, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для учащихся. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать
на другие цели. В группах продленного дня созданы условия для полноценного развития личности младшего школьника: воспитания эмоциональной сферы, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных интересов, способностей к самовыражению.
Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях
продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством
воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки
самостоятельной работы. Организуя выполнение домашнего задания,
воспитатели приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Воспитательные задачи самоподготовки:
-закрепить навыки самообразовательной работы;
Педагогические условия организации внеурочной деятельности как ...
... организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы; описать опыт педагогов практиков В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы: изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение опыта педагогов; Курсовая работа ...
-воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
-сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания;
-научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.
1.3 Преимущества посещения ГПД
При организации занятий в ГПД учитывается потребность детей младшего
школьного возраста ,как в умственной, так и в игровой деятельности, а также
индивидуальные склонности, интересы и возможности ребенка. Воспитатели ГПД создают все условия, чтобы деятельность ребят в свободное от уроков время была привлекательной и соответствовала их разносторонним интересам, а также опиралась на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно. ГПД ребёнок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный обед, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции, приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время. Если вам приходится выбирать между группой продленного дня и тем, что ребёнок будет находиться один дома до вечера, то, пожалуй, стоит выбрать первое. Вы будете гораздо спокойнее работать, зная, что ваш ребёнок защищен от различных неприятностей.
1.4 Общие требования безопасности в ГПД
К работе в группе продленного дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
На территории школы и в учебных кабинетах воспитатели, учителя, руководители кружков должны соблюдать следующие правила:
- выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;
— классные руководители сопровождают учащихся в группу продленного дня после окончания уроков;
— руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из школы;
- воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии
письменного заявления от родителей;
— в случае травмирования учеников педагог должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и немедленно сообщить медицинскому работнику школы, дежурному администратору о происшествии.
Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продленного дня.
При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
Контрольная работа: Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение
... способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий. Профессиограмма воспитателя детского сада по сути является идеальной моделью его ... свое поведение и эмоции, крепкая нервная система: работа воспитателя хотя и не сопровождается повышенными физическими ... этих функций. Воспитатель занимается образованием ребенка: его воспитанием, обучением и развитием. Проводит зарядки, занятия по ...
— нарушения осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
— поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
Учащиеся группы продленного дня должны:
— при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;
— выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;
— передвигаться по городу в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;
— не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории школы, не покидать специально отведенное для прогулки место;
— быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;
- не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;
— не входить в столовую в верхней одежде;
— перед началом работы группы продленного дня переодеваться в сменную одежду.
При проведении занятий, прогулок, посещении столовой соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который информирует об этом администрацию, медицинского работника.
В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены,
содержать в чистоте свое рабочее место.
1.5 Права и обязанности
1. Воспитатели ГПД обязаны:
-организовывать учащихся начальных классов во время проведения с ними занятий
по внеурочной деятельности во второй половине дня в системе реализации
педагогами школы и педагогами учреждений дополнительного образования;
-проводить с детьми во внеурочное время внеклассные , внешкольные образовательно-воспитательные развивающие мероприятия согласно плану работы;
-организовать и контролировать самостоятельную работу учащихся по выполнению домашних заданий, оказывать необходимую учебно-методическую помощь в данной работе;
-своевременно оформлять школьную документацию.
2. Воспитатели ГПД несут ответственность за:
-качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время;
По предмету: Олигофренопедагогика : Формирование пространственных ...
... познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта. [12, стр. 160] Коррекционно-развивающую работу по формированию географических представлений у школьников необходимо начинать с изучения и учета индивидуальных особенностей учащихся и ...
-соблюдением установленного режима дня и правил внутреннего распорядка школы;
-жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а также во время проведения внеурочных занятий по ВГОС во второй половине дня;
-правильное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми.
3. Родители учащихся обязаны:
-оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении учащихся, обеспечивать единство педагогических требований к ним;
-помогать в организации досуга учащихся;
-участвовать в подготовке школы к новому учебному году.
4. Родители несут ответственность:
-своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные мероприятия;
-внешний вид учащегося, требуемый Уставом школы;
-воспитание своих детей и за занятия в системе дополнительного образования во второй половине дня, создание необходимых условий для получения ими образования.
5. Учащиеся обязаны:
-соблюдать Устав школы;
-бережно относится к школьному имуществу;
-соблюдать правила поведения в школе, в группе;
-выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.
1.6 Документы ГПД и отчетность
1. Документы:
-списки воспитанников ГПД;
-план воспитательной работы в группе продленного дня;
-режим работы ГПД;
-заявления родителей;
-журнал посещаемости учащихся в ГПД;
2. Воспитатели ГПД отчитываются о проделанной работе по мере необходимости по запросу администрации школы.
2. План совместной работы с учениками
Педагог-воспитатель организует выполнение режима дня учащихся, оказывает им помощь в учении, организации самоподготовки и досуга, а также в получении дополнительного образования, вовлекая в спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
Основой моей модели организации жизнедеятельности в ГПД — являются 6 направлений.
1. Школа безопасности жизни.
2. Здоровый образ жизни.
3. Радость познания.
4. Труд на радость себе и людям.
5. Школа человечности.
6. Природа — наш дом.
Каждое из направлений имеет свой методический аспект.
1. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
Система специальных учреждений для детей с нарушением речи
... учреждения системы образования для детей с нарушением речи Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача -- коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной ...
2. ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ — формирование понятия о важности знания ОБЖ.
3. ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧНОСТИ становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств.
4. РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ — формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания.
5. ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ — формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности.
6. ПРИРОДА — НАШ ДОМ — развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности.
Подбирая формы организации деятельности учащихся, я стараюсь ориентироваться на интересы, желания детей. Особенно удачными считаю:
Клуб путешественников.
Школу сказок.
Клуб “Почемучка».
“Разговор о правильном питании”.
На занятиях “Клуба путешественников” дети знакомятся с окружающим миром, получают начальные географические, астрономические знания. Учатся пользоваться картой, глобусом. Пробуют себя в роли докладчиков, великих путешественников. Каждый ребенок оформил свой “Дневник путешественника». Получились творческие альбомы, в которых дети с удовольствием пишут свои путевые заметки и рисуют.
Очень интересная форма организации театральной деятельности младших школьников — “Школа сказочников». Ее содержание:
кукольный театр;
конкурс “Моя сказка”;
инсценировка любимых сказок;
игры.
Дети младшего школьного возраста очень любят сказки. Эта форма деятельности принимается детьми особенно хорошо и оказывает благоприятное влияние на развитие речи и воображение учащихся, их творческой активности.
Программа «Разговор о правильном питании» ориентирована на детей 6-8 лет (старших дошкольников, младших школьников).
Основная цель программы — воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
Пора приучить наше педагогическое сознание к тому, что жизненный смысл школы, ее социальную эффективность определяют не только уроки, а вся полнота детской жизни в ней.
Нужно стараются построить свою работу так, чтобы группы продленного дня стали органическим элементом, этапом учебно-воспитательного процесса школы.
2.1 Осуществления индивидуального подхода с учениками
Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Воспитание ребёнка в школе и семье
... личности ребенка; 4. Рассмотреть проблему единства семьи и школы в улучшении учебно-воспитательного процесса и учебных достижений учащихся. Методы работы – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ребенка в семье и в школе, ...
Особое значение в индивидуальной работе со школьниками имеют три момента:
1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости ребенка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;
2) учителю необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию.
3) нередко хорошие результаты даёт открыто выражаемое доверие к нравственным силам школьников. Они очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял!
На вопрос как же учитель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми В.А. Сухомлинский ответил так: «Главное — не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».
Заключение
Ничто не способствует сплочению детского коллектива так, как совместный труд учителя, воспитателя и родителей. Наблюдая за поведением ребёнка вне уроков, именно педагог замечает все пробелы в семейном воспитании и может вовремя оказать помощь родителям, подсказать выход из сложной ситуации. За всей суетностью сегодняшней жизни, за бесконечной нехваткой времени, мы взрослые, порой, не видим самого главного: ребёнка. Семью необходимо сделать соучастником воспитательного процесса. Детям необходима реализация собственной самобытности в творческих занятиях. Помощь родителей в этом неоценима. Возможность проявить своё творчество и получить заслуженную похвалу от самых близких и любимых
надолго остаётся в памяти младших школьников. Ведь самое главное для них сегодня — это публичное признание их ПОБЕД!
К.Д. Ушинский сказал: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности,
хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Задача воспитателя ГПД заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы. Занятия в ГПД способствуют также формированию
Система работы в группе продлённого дня
... прихода детей в школу, и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. В настоящее время режим продленного дня заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. Становится все более актуальной работа воспитателя группы продлённого дня. ...
системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Доброжелательная обстановка, внимательное отношение, помощь друг другу, взаимовыручка – необходимые условия для личностного развития учащегося, учебной, досуговой, оздоровительной деятельности, которые мы создаем в группе продленного дня для младших классов.
Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД: стремиться к тому, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Интересно то, что дети, посещавшие «продленку», сохранили о ней только добрые и хорошие воспоминания и, повзрослев, очень хорошо отзываются о группах продленного дня.
Использованная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/kursovaya-vospitatelnaya-rabota-v-gpd/
1.Зуева, З.Я. «Моя любимая продленка» Пед.тв-во. — 2004г.
2. Юдина, Е.И. «Умственное развитие шестилетних школьников»,»Работа в группе
продленного дня». Нач.шк. — 2002г.
3.Малыхина, М. «Здоровье детей». — 2008г.